Герой советского союза, "белая лилия сталинграда" лидия литвяк. «белая лилия сталинграда»

Ни в одной армии мира 1939-45г.г. кроме РККА не было женщин пилотов истребителей. Тот факт, что советские женщины участвовали в войне в качестве пилотов истребительной авиации говорит о том высочайшем уровне патриотизма, которого достиг наш народ в этой войне.

Лучшим пилотом-истребителем 2-й мировой войны была младший лейтенант Лидия Литвяк, командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт).Лилия Литвяк воевала всего 10 месяцев, но успела совершить 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, одержала 12 подтвержденных побед и погибла в бою 01.08.43г. в возрасте неполных 22 лет.
О ее жизни и смерти можно было бы снять потрясающий фильм, Голливуд просто отдыхает.Такой возможности как съемки фильма мы конечно не имеем, но постараюсь в этом посте обрисовать образ героической девушки истребителя.Воздушные бои над Сталинградом, Кубанью и Донбассом. 168 боевых вылетов и 11 блестящих побед. Истребитель с нарисованной на капоте лилией внушал ужас вражеским летчикам. А за его штурвалом сидела маленькая, хрупкая девушка - Лидия Литвяк. (по другим сведениям на машине Лидии ничего не было нарисовано)


Лидия Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве. Как и многие в 30-е годы, увлеклась авиацией, став курсантом Кировского аэроклуба. После него были Херсонская авиационная школа и работа летчиком-инструктором в Калининской авиашколе, десятки часов налета и 45 обученных ею пилотов.С первых дней войны Лидия стремилась на фронт, но военная авиация не сразу открыла перед ней двери. Своего Литвяк добилась лишь зимой 1942 года, став летчиком 586 женского истребительного авиаполка.Первый боевой вылет Лидия совершила на самолете Як-1 в августе 1942 года, прикрывая Саратов от налетов нацистской авиации, а уже в сентябре добилась перевода в 437 авиационный истребительный полк, защищавший небо Сталинграда. К этому времени летчица имела одну воздушную победу в составе группы - немецкий Ju-88.


Поначалу мало кто воспринимал маленькую, светловолосую девушку всерьез. Но уже после первых вылетов над Сталинградом стало понятно, что Лиля - так называли летчицу однополчане - прирожденный летчик. 13 сентября 1942 года девушка одержала сразу две победы в одном воздушном бою, записав на свой счет гитлеровские Ju-88 и Me-109.


После этого боя по подразделениям Люфтваффе была разослана директива:
Отрывки из «Black Cross / Red Star», (русскоязычного перевода не существует).
Хроника Сталинградской битвы за воздух. Дневник командующего...?." 18 Сентября 1942 г., 12:00Погода: ясно.Жуков начал новое наступление севернее Сталинграда. Силы Вермахта находящиеся севернее города оказались под ударом не менее четырех армий большевиков. К счастью, Люфтваффе смогло ослабить силу этого наступления совершив 3 000 боевых вылетов по сравнению с 300 которые совершили ВВС Красных. Ю-88 из I./KG1 «Гинденбург» и III./KG1 «Гинденбург» также внесли свой вклад в дело победы под Сталинградом. Несмотря на то что наши потери высоки, противник понес намного большие потери. ВВС испытывают такую нехватку пилотов что начали принимать в качестве пилотов-истребителей женщин! Женщин! Одна из них даже смогла сбить Ю-88 и Ме-109 5 дней назад. Ее зовут Лилия Литвяк. Советская пропагандистская машина сделала из этого настоящую сенсацию, и привела в смущение наших пилотов-истребителей, охраняющих периметр над городом. Если вы услышите позывной «Чайка-90» немедленно перехватите эту глупую девицу и ее товарищей из 296 ИАП и… никакого благородства. Это не игра!.."
С каждым вылетом, с каждым боем побед становилось больше. Всего за время наступательных боев под Сталинградом Литвяк на истребителе Ла-5 сбила четыре вражеских самолета лично и четыре в составе группы.


Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пешком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на вражеской территории и взявший Лидию на борт своего самолета.Вскоре летчица получила и свою первую награду - орден Красной Звезды. «Для нее нет невыполнимых задач», «в воздушных боях дерется смело и энергично», «все боевые задания выполняет с желанием» - такая характеристика дается летчице в представлении к награде.


(слева направо): Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
Ожесточенные бои на Кубани. 22 апреля 43-го Лидия участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 в районе Ростова-на-Дону. В этом воздушном бою летчица снова одержала победу: несколько дерзких маневров, меткий огонь - и один вражеский бомбардировщик упал на землю. Внезапно в бой ввязалось еще шесть нацистских самолетов - истребителей Ме-109. Схватка на больших скоростях с невероятными виражами, с нечеловеческими перегрузками длилась более 15 минут. Летчица получила серьезное ранение, но несмотря на это сумела привести подбитый самолет на родной аэродром. После этого боя Лидия Литвяк была признана асом.



1 августа 1943 года самолет Лидии Литвяк последний раз поднялся в воздух. Советские войска прорывались к Донбассу, и в районе реки Миус шли тяжелые бои. Совершив три боевых вылета подряд, она уничтожила два вражеских самолета лично и еще один в группе, а из четвертого девушка не вернулась.Свидетели последнего боя летчицы рассказывали, что видели, как ее самолет был подбит. Были организованы поиски, но они вскоре прекратились, и Лидию признали пропавшей без вести.



Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…
Белые пятна в судьбе героической летчицы исчезли лишь в 1971 году, когда останки Лидии Литвяк обнаружили в братской могиле в селе Дмитровка Донецкой области. В ноябре 71-го в приказ Главного управления кадров о судьбе летчицы внесли изменение: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». А в 1990-м, благодаря стараниям однополчан, гвардии младший лейтенант Литвяк посмертно стала Героем СССР.

За 8 месяцев на фронте летчица совершила 168 боевых вылетов, одержала 11 побед лично, 3 в составе группы и уничтожила 2 аэростата-корректировщика, став одной из самых результативных летчиков-асов среди женщин.


Самолет с бортовым номером 23 на таком же летала Лидия Литвяк

Среди треска, помех и хриплых, басовитых мужских команд в напряженном фронтовом эфире прозвучал звонкий девичий голос: «Атакую. Прикрой!» После этого «Як» с нарисованной на фюзеляже белой лилией стремительно ринулся в атаку и быстро настиг врага. Прогремела пушечная очередь, фашистский бомбардировщик задымил и провалился к земле. Спустя несколько минут в небе над фронтовым аэродромом показалась четверка истребителей. Ведущий качнул крылом, резко отвернул влево, следом за ним, с незначительными промежутками, второй, третий и четвертый, с белой лилией.


После посадки с крыла самолета, приземлившегося последним, спрыгнул на землю невысокого роста стройный летчик, снял шлемофон. Ветром растрепало красивые светлые волосы. Девушка - механик машины - спросила: «Ну как, Лида?» Под этим вопросом подразумевалось все: и как работала техника, и все ли благополучно на линии фронта, и, самое главное, был ли воздушный бой. «Нормально, Инна, - ответила летчица, - был бой. Подбила еще одного». Она стояла на плоскости самолета и улыбалась. Не верилось, что эта маленькая, хрупкая красивая девушка - бесстрашный воздушный боец, грозный для врага летчик-истребитель.

Это была ее первая личная победа. Сколько Лида мечтала о ней! Душа переполняется радостью и гордостью. В честь победы ей захотелось бросить машину в пике, затем вверх, крутнуть ее на вертикали. Пусть видят ее торжество. Но рядом шел бой. У командира эскадрильи Раисы Беляевой кончился боезапас. Еще считанные мгновения - и будет уже поздно. Литвяк спешит на помощь, открывает огонь. Немец бросился в сторону, однако это не помогло, Лида настигла его, завязался бой. Видя, что советский летчик не уступает ему в мастерстве, враг дрался отчаянно, но на какое-то мгновение его машина попала в прицел Яка. Литвяк нажала гашетку. «Мессер» загорелся, скользнул на крыло. Сверкнул купол белого парашюта.

Германский ас, капитан из воздушной эскадры Рихтгофен, сидел в штабе части. Он обратился с просьбой показать ему советского летчика, который сбил его самолет. Легкой стремительной походкой в помещение вошла Лида. В комбинезоне и в шлемофоне с летными очками. Вскинув руку к виску, доложила: «Младший лейтенант Литвяк прибыла». Посмотрела в сторону пленного, на кресты, поблескивающие черной эмалью. Так вот он, какой ее враг! Гитлеровец смотрел на нее с любопытством. Любопытство сменилось недоумением, и вдруг он побагровел. Очевидно, русские решили над ним посмеяться. Как? Эта девочка? Не может такого быть! Тот летчик вел бой мастерски. Настоящий был ас. Но никто не смеялся. Присутствующие молча смотрели на победителя и побежденного. Немецкий ас попросил доказательств. Лида рассказала подробности боя, которые могли быть известны только им двоим.

Проходят недели, месяцы. Лида Литвяк - настоящий воздушный боец. Ей поручаются сложные боевые задания, она выполняет их с честью. В памяти боевых друзей и подруг сохранился мастерски проведенный бой четверки наших «Яков» с 29 гитлеровскими самолетами.

Звено истребителей прикрывало наземные части. Ведущий, командир полка Баранов, первым увидел группу в составе двенадцати бомбардировщиков, подал сигнал к атаке. Последовал дерзкий и стремительный удар. Две фашистские машины, сраженные метким огнем ведущего и его ведомого - Лидии Литвяк, свалились, остальные, бросая бомбы, рассыпались. Через несколько минут подошла еще одна группа противника - семнадцать бомбардировщиков и истребителей «Фокке-вульф». Наше звено атаковало немцев с ходу, сломало боевые порядки, нарушило огневое взаимодействие.

От метких ударов Каминского и Саломатина загорелись два «юнкерса». Литвяк и Баранов мастерски расправились с «Фокке-вульфом». Беспорядочно отстреливаясь, враг покидает поле боя. Его не преследуют: горючее на исходе. Четверка отважных летчиков вернулась на базу, не имея ни одной пробоины.

22 марта 1943 года. Над командным пунктом взлетела ракета. Взревели моторы, в воздух пошли истребители. Пробив облака, Литвяк обнаружила группу фашистов. Тринадцать Ju-87, прикрываемых истребителями. Они шли на Ростов. Летчица атаковала крайнего. Враг заметался, уклоняясь от огненных трасс, откололся от группы. Лида преследует его. На нее набрасывается пара Ме-109. Пулеметная трасса мелькнула у самой плоскости. Лида отвернула в сторону и вновь энергичным маневром заходит в хвост бомбардировщика. Вот он в прицеле. Но в это же мгновение вражеский истребитель дает очередь по Яку. Нестерпимая боль перехватила дыхание, но Лида не вышла из атаки, почти теряя сознание, нажала гашетку. Вражеский самолет загорелся, пошел на крыло, провалился в темную облачность. Разворот на свой аэродром. Лишь бы хватило сил. Главное - не потерять сознание. В глазах пелена, желтые, красные круги. По телу разливается слабость. Вдобавок двигатель начинает работать с перебоями, тянет едва-едва. Но вот показался родной аэродром. Последнее усилие. Двигатель заглох над самой границей летного поля, истребитель ударился о землю и, погасив скорость, остановился. Вылезти из кабины Литвяк не смогла.

Из московского госпиталя Лидя вернулась раньше, чем окончательно выздоровела, и сразу включилась в работу. Растет боевой опыт отважной летчицы. Лидия Владимировна Литвяк - уже командир звена. Награждена орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

8 июля 1943 года, преследуя подбитый ею «Юнкерс», который пытался уйти в облака, Лида внезапно встретилась с вражеским Ме-109. Подбив меткой очередью «Юнкерс», она вступила в бой с новым врагом. После непродолжительной отчаянной схватки Лиля зашла в хвост самолета противника и расстреляла его. По счету уничтоженных лично и в группе с товарищами он был двенадцатым. Из этого боя Лиля вернулась раненной в плечо и ногу.

Врач полка требует освободить Лиду от полетов, но она рвется в небо и снова идет на выполнение задания.

Первого августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания, погибла в ожесточенном неравном бою.

Она прожила очень короткую жизнь - только 22 года. На боевом счету отважной девушки было 15 уничтоженных врагов: 14 самолетов и один аэростат-корректировщик.

6 мая 1990 года Литвяк Лидия Владимировна указом президента СССР была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза, и ей было присвоено очередное воинское звание - старший лейтенант.

Уже после войны однополчане организовали поиск пропавшей лётчицы. Лишь случайно ее удалось найти в братской могиле возле села Дмитровка, Шахтерского района Донецкой области. Сегодня прискорбно сознавать, что и в город Красный Луч, где увековечено имя Лидии Литвяк, и в село Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области, где она была похоронена, снова пришла война.

Источники:
Егерс Е. Советские асы. М.: Торнадо, 1997. С. 25-27, 40.
Каневский А. Белая лилия Сталинграда. Москва - Луганская область - Москва // Авиапанорама. 2014. №3. С. 85-89.
Каневский А. Белая лилия // Авиапанорама. 2012. №2. С.62-64.
Штучкин Т. Её звали Лиля // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 143-145.
Виталий Г., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны // Авиамастер. 2000. №3. С. 6-7.

Оригинал взят в http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=482

Л итвяк Лидия Владимировна - командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская Донская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии младший лейтенант.


Родилась 18 августа 1921 года в Москве. Из семьи рабочего-железнодорожника. Русская. Член ВЛКСМ с 1939 года. Окончила среднюю школу.

В 1935 году поступила в Кировский аэроклуб. По окончании Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Вскоре стала одним из лучших инструкторов. До начала Великой Отечественной войны подготовила 45 пилотов.

В январе 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налёту 100 часов и была призвана в Красную Армию. С января 1942 года - лётчик 586-го истребительного авиационного полка (144-я истребительная авиационная дивизия, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО). В небе Саратова выполнила 55 боевых вылетов, в группе сбила 1 бомбардировщик Ju-88.

В августе 1942 года добилась перевода в действующую армию и зачислена в 287-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт). Освоила истребители Ла-5 и Як-1. 13 сентября во втором боевом вылете в небе Сталинграда открыла счёт своих побед в новом полку: сбила бомбардировщик Ju-88 и истребитель Me-109 ("Википедия" сообщает, что пилотом "Мессершмидта" был известный нацистский ас, кавалер "рыцарского креста", сбивший более 30-ти самолётов - Mikhael_Mark). 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ju-88. Затем в паре с Р. Беляевой сбила Me-109. В конце месяца переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии. Именно в этот период на капоте самолёта Лидии появляется белая лилия, а сама она получает прозвище "Белая Лилия Сталинграда" и позывной "Лилия".

Вскоре её перевели в полк асов - 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л. Шестаков . Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Екатерины Будановой надолго остались в памяти гвардейцев. Школа 9-го гвардейского истребительного авиаполка закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство. Так, в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода в другой полк той же дивизии. К тому времени на счету Литвяк значилось уже 6 воздушных побед.

11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта - лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.

В марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...

После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила ещё один «мессер».

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели. Лидия эту задачу решила. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

21 мая в тяжёлом бою погиб муж Лидии Литвяк - лётчик того же полка Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Фролович Соломатин . Для Лидии гибель мужа стала тяжёлым ударом.

16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

К тому времени имя отважной лётчицы уже хорошо знали в 8-й воздушной армии. Командование допустило Литвяк к полетам на «свободную охоту». На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней - снова бой. Отбиваясь от 3 Me-109, Лидия пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров». Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В этот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с группой из 30 Ju-88 и 12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым № 23. «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она жива.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который знал в каком районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.

За время участия в боевых действиях с августа 1942 года она совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 11 и в составе группы 3 самолёта противника (по другим данным, 6 личных и 5 групповых побед), уничтожила 2 аэростата-корректировщика.

Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

У казом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943).

В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.


Лидия Литвяк, самая результативная женщина - истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Родилась Лилия Литвяк в Москве 18 Августа 1921 года. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.



С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой. Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

"В Октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."

Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.

Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком - то меховом воротничке..."

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка летом 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации.

В Сентябре 1942 года, имея уже одну групповую победу - сбитый бомбардировщик Ju-88, она добилась перевода в составе группы девушек - лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда. Здесь 13 Сентября, во втором боевом вылете, открыла счёт своих побед в новом полку. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка сбила истребитель Ме-109. Две победы в одном бою! Не каждому такое под силу.

Под вечер она вновь встретилась со своим противником, но уже на земле. Лётчик сбитого ею "Мессера", пленённый немецкий барон, Полковник из отборной эскадры "Рихтгофен" награждённый тремя Железными Крестами, просил показать ему своего победителя. Мог ли предположить матерый имперский Ас, что у великой русской реки придёт к нему возмездие от руки русской девушки. Узнав кто его сбил, он был потрясён и предсказал ей, как лётчице, большое будущее. Не ошибся немецкий Ас. С каждым вылетом росли её опыт и мастерство.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, Старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только две лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один "Юнкерс" и вошла в состав 9-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Три сбитых немецких самолёта, из них один - лично имела она, когда пришла в полк советских Асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев. Школа 9-го ГвИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство. Так, в конце Декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалеку от своего аэродрома тяжёлый бомбардировщик "Дорнье-217".

Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода в Январе 1943 года в 296-й авиационный полк. К тому времени на счету Литвяк значилось уже 6 воздушных побед.

11 Февраля 1943 года командир 296-го ИАП Майор Н. И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в Сентябре 1942 года, Лида сбила 2 самолёта: лично бомбардировщик Ju-88 и в группе - истребитель FW-190.

Всего, во время наступательных боёв под Сталинградом, Литвяк совершила 89 боевых вылетов, сбила лично 4 вражеских самолёта и столько же в группе.

В одном из боёв её "Як" был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаяно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку...

23 Февраля 1943 года Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. В Марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась.

22 Марта в небе Ростова Лидия участвовала в перехвате группы Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь "Юнкерсам" шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный "Як" домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание... А противник, не выполнив задания, возвратился на свой аэродром впятером. Она выиграла и этот бой!

После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 Мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался боздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она снова вырвалась в небо, вела бой, и ещё один "Мессер", задымив от её меткой очереди, упал на землю.

В конце Мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту "колбасу", прикрываемую сильным зенитным огнем и истребителями, ни к чему не привели. Лидия эту задачу решила. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!... За эту блестящую победу Младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

К тому времени имя отважной лётчицы уже хорошо знали в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на "свободную охоту". На капоте своего "Яка" Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Ме-109, через пару дней - снова бой...

15 Июня 1943 года отбиваясь от трёх Ме-109, Лида пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка "Мессеров". Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой истребитель на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были вохищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие ранения, она уже на следующий день опять заняла своё место в кабине "Яка".

16 Июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших "Яков" завязала бой с противником. 30 "Юнкерсов" и 6 "Мессеров" пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила "Юнкерс" лично и Ме-109 - в паре с ведомым. Сама получила ранение - второе. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

1 Августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиаполка Младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания. По архивным данным, Лидия Владимировна за 8 месяцев совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. Лично сбила 11 самолётов, 3 в группе, уничтожила аэростат - корректировщик (в различных источниках встречаются и другие цифры, например - 8 лично и 4 в группе, или 12 лично и 4 в группе). Была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды) и Красной Звезды. Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, в котором Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал: "Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух".

В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете шестёрка "Яков", вступив в бой с группой из 30 бомбардировщиков Ju-88 и 12 истребителей Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый ею "Юнкерс", затем разваливается на куски "Мессер". Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой.

Внезапно из белой пелены выскочил "Мессер" и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым номером "23". Лидин "Як" как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов . Это родило надежду, что Лида жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин "Як", официальный поиск прекратили.

Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета "Красное знамя" от 7 Марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив "осторожность", не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как - то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: "Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это". Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го ГвИАП И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного "Яка" уже были уничтожены...

В 1968 году газета "Комсомольская Правда" предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В Июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 Мая 1990 года это высокое звание было ей присвоено! Одновременно было принято решение и об установке мемориальной доски на доме № 14 по улице Новослободская в Москве, откуда Лида уходила на войну.

Девушка, которая не дожила до своего 22 дня рождения всего 17 дней, но за 21 год своей жизни она сделала больше, чем многие из нас. Это Лидия Литвяк, Герой Советского Союза, Белая Лилия Сталинграда.

Просто прочтите и вдумайтесь в эти сухие факты, ведь за этими цифрами и датами - жизнь обычной девушки, которой хотелось любить и быть любимой, воспитывать детей, танцевать, болтать с подругами и самое главное Жить, но она сделала свой выбор и ценою своей жизни внесла неоценимый вклад в общую Победу.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет.

В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. 13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста!

Девушка, ей 21 год всего, она сбила БАРОНА И КАВАЛЕРА РЫЦАРСКОГО КРЕСТА! 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 м поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды. 22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром. После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку. 5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.

В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени. 21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин. 15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.