Евразийский Союз. Страны EAC

Евразийский экономический союзмеждународная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Евразийский экономический союз

1. Участие в работе по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе в разработке и реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС

Основное направление сотрудничества таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время – это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования.

С первого января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. ФТС России активно участвует в работе по подготовке проектов решений ЕЭК, предусмотренных новым кодексом.

Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а также в работе по согласованию проектов решений ЕЭК.

2. Участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза

Объединённая коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 году к Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии — руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

— координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

— участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;

— обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

— обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям, по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам.

Создание Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

В 2017 году проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств – членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ВЫСШАЯ ШКОЛА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Программа бакалаврской подготовки

Направление 100700.62 «Торговое дело»

РЕФЕРАТ

Тема: « История создания евразийского экономического союза»

Выполнил: Ванюшина А.А.

Проверил: Романова М.Е.

Москва - 2015

Введение

1. История создания Евразийского экономического союза

2. Органы управления Евразийского экономического союза

3. Функции Евразийского экономического союза

4. Организационная структура Евразийского экономического союза

5. Перспективная интеграционная повестка ЕАЭС со странами дальнего зарубежья

Список литературы

Введение

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали, согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

Евразийский экономический союз- самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это- качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий широкие перспективы экономического роста, формирующий для«интеграционной тройки» новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире.

1. История создания

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения и Киргизия.

2. Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

· таможенные тарифы и нетарифное регулирование;

· таможенное администрирование;

· техническое регулирование;

· санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

· установление торговых режимов с третьими странами;

· статистика внешней и внутренней торговли;

· макроэкономическая политика;

· политика в области конкуренции;

· промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

· энергетическая политика;

· естественные монополии;

· государственные и муниципальные закупки;

· внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;

· транспорт и перевозки;

· валютная политика;

· миграционная политика;

· финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

· и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

3. Ф ункции Евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз союз - это международная организация региональной Экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза. Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов: - уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств - членов и их территориальной целостности; - уважение особенностей политического устройства государств - членов; - обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон; - соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

Функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями Союза являются:

Создание условий для стабильного развития экономик государств - членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

Стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

Всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства - члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства - члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

4. Организационная структура Евразийского экономического союза

евразийский экономический международный союз

Органами Евразийского экономического союза являются:

Высший Евразийский экономический совет;

Евразийский межправительственный совет;

Евразийская экономическая комиссия;

Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет, ВЕЭС) является высшим органом Союза, состоящим из глав государств- членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета подлежат исполнению государствами- членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством. Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств- членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) является органом Союза, состоящим из глав правительств государств- членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами- членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств- членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.

Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств- членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств- членов.

Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством(2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом(по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС).

Комиссия располагается в Москве.

Суд Евразийского экономического союза (далее- Суд) является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза, статус, состав, компетенция и порядок функционирования и формирования которого определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза.

Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами- членами и органами Союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и(или) решений органов Союза по заявлению государства- члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства- члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства- члена, назначаемых на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств- членов сроком на девять лет. Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии Суда, Коллегии Суда и Апелляционной палаты Суда. Суд ЕАЭС располагается в Минске.

5. Перспективная интеграционная повестка ЕАЭС со странами дальнего зарубежья

Обсуждение возможной интеграции России как участника ЕАЭС с третьими странами активизировалось в 2011--2012 гг., когда стали рассматривать перспективы подписания соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) с Новой Зеландией, Вьетнамом и странами АСЕАН. Позднее начались переговоры о подписании торгового соглашения с Европейской ассоциацией свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн), а в 2014 г. -- и с Израилем. Обсуждались возможности создать зоны свободной торговли с Индией и США. Торгово-экономическая интеграция с ЕС обсуждается начиная с саммита РФ--ЕС в 2005 г. Пока ни одно из этих соглашений не подписано, а некоторые переговоры (с Норвегией, Швейцарией, Новой Зеландией, США, ЕС) либо приостановлены, либо даже не начались по политическим причинам.

Литература

1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. -М., 2014. - 216 с

2. А. Кнобель Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия.

3. Либман А. (2005). Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект // Вопросы экономики. № 3. С. 142--156.

4. Мау В.??А., Ковалев Г.??С., Новиков В.??В., Яновский К.??Э. (2004). Проблемы интеграции России в единое европейское пространство (Научные труды № 71P). М.: Институт экономики переходного периода.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Интеграция независимых государств на прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Этапы становления Евразийского экономического союза, динамика развития. Факторы, влияющие на эффективность Евразийского союза. Проблемы и тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Основные цели создания Евразийского экономического союза; государства-члены, наблюдатели и зона свободной торговли. Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран, валюта Союза. Создание наднациональных экономических структур ЕАЭС.

    презентация , добавлен 11.05.2017

    История, цели и причины создания Евразийского экономического союза, его геополитические партнеры. Анализ основных результатов экономической интеграции в рамках деятельности Союза, проблемные вопросы его функционирования и оценка дальнейших перспектив.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2017

    Состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как международной организации региональной экономической интеграции. Условия договора о создании ЕАЭС. Благосостояние народа как ключевая цель вступления. Особенности деятельности наднациональных органов.

    реферат , добавлен 21.09.2015

    Нормативно-правовое обеспечение деятельности Евразийского экономического союза. Организационная структура ЕАЭС: основные подразделения, функции, полномочия. Организация ведения взаимной торговли и внешнеторговой статистики в рамках функционирования ЕАЭС.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2016

    Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы. Этапы становления евразийской экономической интеграции. ЕАЭС и его геополитические партнеры. Проблемы работы ЕАЭС в условиях санкций. О евразийском и европейском путях интеграции в СНГ.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Особенности международных интеграционных процессов с позиции неоинституционализма рационального выбора. Динамика восприятия евразийского проекта в Европейском союзе. Экономический и политический аспекты интеграционной мотивации ЕС и Евразийского союза.

    дипломная работа , добавлен 04.11.2015

    Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского Экономического Сообществ: общие положения. Комиссия Таможенного союза: понятие, основные функции и принципы деятельности, правила и процедуры. Секретариат Комиссии Таможенного союза.

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Основные цели формирования Единого экономического пространства. Органы управления Таможенного союза. Страны-наблюдатели ЕврАзЭС. Таможенный союз и ВТО. Итоги внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Высокая степень интегрированности в мировое хозяйство тунисской экономики. История развития экономического сотрудничества Европейского Союза с Тунисом. Направленность внешнеэкономических связей и торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС.

Таможенный союз - организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, - укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача - восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами - членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной - участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны - участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.