Эссе по обществознанию егэ шаблон клише. План (структура) эссе по обществознанию

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.

Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с .
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод - заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише :

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише :

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.

Используйте клише :

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

14.03.2020

Какого плана придерживаться при написании эссе, как построить правильную структуру и многое-многое другое СУПЕР полезное для вас - на этой странице!

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020 ГОДУ

Кратко о структуре эссе 2020

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения...

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

План написания эссе

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2020 году - вебинар

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...
  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:

Самые популярные ошибки при написании эссе

  • Самая печальная ситуация - план отсутствует вовсе. Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
  • Неверно выделены «обязательные» пункты. Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
  • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах. «Не знаешь правил - не получишь баллы». Учи критерии.
  • Планы по устаревшим шаблонам никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» - эта формулировка давно устарела.
  • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир». Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
  • Орфографические ошибки никого не волнуют , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
  • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».
12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Экзамен по обществознанию самый популярный среди предметов ЕГЭ 2019 года, поэтому ученики 11-го класса интересуются, какой должна быть структура эссе, какие клише и план нужно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем детально разобраться в особенностях задания №29 КИМов по обществознанию, и приводим подробный план как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

  1. Цитата
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях …
  • … глобализации общественных отношений;
  • … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • … обострения глобальных проблем современности;
  • … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • … развития международной интеграции;
  • … современной рыночной экономики;
  • … развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • … жесткой дифференциации общества;
  • … открытой социальной структуры современного общества;
  • … формирования правового государства;
  • … преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • … диалога культур;
  • … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…»
  • «Автор убеждён в том, что…»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Критерии оценивания мини-сочинения эссе на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

(составлены на основании Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2019 года по обществознанию)

Критерии оценивания мини-сочинения Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 балл
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера(«домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
0 баллов
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется — 0 баллов.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие и корректность теоретических положений 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)понятия(-ий) и теоретические положения. 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.
0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов. 1 балл
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод. 1 балл
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания. 0 балов
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2 балла
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
2 балла
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. 0 баллов
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников;
2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
0 баллов
Максимальный балл — 6

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-ти классникам в 2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

  1. С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
  2. Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
  3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними.

Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Видео-вебинар на тему написания эссе 2019

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

А в этом видео рассматривается структура написания мини-сочинения и критерии оценивания, даются упражнения для тренировки: