Эссе на тему учителя дефектолога. Эссе «Моя профессия учитель-дефектолог

«Моя профессия учитель-дефектолог »

Зинченко Елены Владимировны

Учитель-дефектолог

Душе была дана любовь от Бога в дар,

Чтоб отличить добро от зла умение.

На что же трачу я священный сердцу дар?

На в личном становлении!

И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза.

Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное - находить время….

Нахожу время для любви - это священный дар жизни. Главное для меня - любовь к детям и профессии. Я очень люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Каждый день, отдавая частичку своего сердца, я пытаюсь зажечь солнце, которое есть в каждом ребенке!

Нахожу время для работы - это цена моего успеха. В работе мною движет желание помочь каждому ребенку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают плоды.

Нахожу время для дружбы - это источник счастья. Я работаю рядом с опытными, профессиональными, творческими коллегами.

Нахожу время для игры - это секрет молодости. В работе много сил и энергии требуется, чтобы заинтересовать детей, донести до них то, что необходимо. Игра – постоянный партнер на моих занятиях.

Нахожу время для здоровья - это единственное сокровище жизни. Поэтому главная заповедь моей работы – не навреди. На занятиях эффективно применяю здоровьесберегающие технологии.

В нашей профессии должно сочетаться милосердие врача, прозорливость психолога и мудрость педагога.

Многолетний опыт сотрудничества убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционного пространства.

Нахожу время для чтения - это основа знаний. Чтобы достичь положительных результатов, нужно быть профессионалом, постоянно пополнять свои знания. Стараюсь идти в ногу со временем: пишу научные статьи, разрабатываю проекты, владею компьютерными технологиями, изучаю нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике.

Нахожу время для раздумий - это источник моей силы. Намечаю новые горизонты - использование цифровых образовательных ресурсов в с детьми и их родителями.

Налаживая мостик взаимодействия «родитель — педагог», от семьи к детскому саду, стараюсь быть деликатной, не учу взрослых людей основам педагогического взаимодействия, и предлагаю, как можно вместе решать проблемы.

В процессе работы с детьми с особыми образовательными потребностями создаю специальные условия для их развития, дети разные - возможности равные.

Дошкольный период - период интеллектуального становления основных психических процессов, которые обеспечивают ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила.

В своей работе использую элементы раннее известных методик для развития мыслительной деятельности и адаптирую их к индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития, реализую инновационное использование логических блоков Дьенеша и серий дидактических пособий к этому материалу.

Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, размера они помогают при усвоении программного материала в установлении сходства и различия между предметами.

С логическими блоками дети выполняют много действий, меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодирование информации, алгоритмы, логическая операция.

В совместной работе с воспитателями, например в ходе организации сюжетно - ролевых игр используем как предметы заместители:

«Магазин» - деньги, обозначаются блоками;

«Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками; аналогично «Поезд» – билеты, посадочные места); игры - путешествия (используя как таинственные клады, предметы с определенными свойствами); в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

Этим материалом дети с удовольствием играют и самостоятельно.

Данное пособие мы используем как дидактический материал в процессе всей , решая задачи всех образовательных областей.

Нахожу время для планирования - это секрет того, как найти время на все предыдущие дела.

Профессия дефектолог


Дефектолог - специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В зависимости от широты направленности деятельности специалиста, выделяются два их типа. Первый занимается изучением, обучением, воспитанием детей с отклонениями в развитии, а также их социальной адаптацией. Второй - собственно коррекционный педагог.

Специальность дефектолога родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации - достижение совсем недавнего прошлого.…

Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностям. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой. Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в государственных школах-интернатах, специальных коррекционных школах, реабилитационных центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются частные детские сады и школы. Дошкольные образовательные учреждения также нуждаются в услугах данного специалиста для диагностики способностей и уровня развития детей.

Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большими эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Дефектолог должен регулярно знакомиться с новейшими открытиями в сфере его деятельности. Для этого проводятся курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, которые дают возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.

Профессию дефектолога можно приобрести в педагогических вузах. В настоящее время существует ряд дефектологических специальностей: сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха разной степени тяжести, тифлопедагог, работающий со слабовидящими детьми, олигофренопедагог, обучающий детей с недостатками умственного развития, логопед - специалист по речевым нарушениям, и дошкольный педагог-дефектолог.


Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше,

честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

В. А. Сухомлинский

Маленький ребёнок, приходя в этот мир, заявляет о своём появлении громким криком, говоря всем вокруг: «Вот я! Я пришёл, чтобы дарить радость, счастье, любовь и нести свет в этот мир, делая его лучше и прекраснее!» И приходит он таким, каким его создала природа. И никто не знает будущего этого маленького создания. Эта тайна за семью печатями, которая раскрывается в процессе жизни человека.

Развитие каждого ребёнка идет по определённым закономерностям и с участием различных психических процессов. Но иногда случается так, что в этот процесс вторгается фактор, который мешает развитию гармонично развитой личности, он нарушает работу психических функций, а следовательно, и всего организма в целом: это может быть фактор состояния окружающей среды, экономического положения в обществе, наследственности и здоровья родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении и ряд других факторов. В результате нарушается здоровье, в том числе, психическое, в ряде случаев следствием такого нарушения может являться умственная отсталость.

Но умственная отсталость – это не приговор. Да, в большинстве случаев от таких детей отказываются родители, нормально развивающиеся сверстники смотрят им в след с усмешкой и не признают их, общество ограждается от них огромной стеной непонимания и сожаления, не вникая во всю суть существующей проблемы, не видя их потенциальных возможностей.

Специалистами не раз доказано, что дети с умственной отсталостью способны к обучению. У них можно сформировать жизненно значимые компетенции, что в дальнейшем поможет им добиться успеха в работе, где не требуется высоких интеллектуальных навыков. Ведь особенность этих детей заключается в том, что в таком ребёнке одновременно соединяется и сложность структуры дефекта, и непохожесть на других детей, и талантливость. Да, мы не ошибаемся, говоря о талантливости этих детей: у многих из них огромный творческий потенциал, который просто нужно увидеть и помочь раскрыть.

Возникает вопрос, как же помочь этому особенному человеку войти в наш мир, как сделать так, чтобы этот процесс проходил безболезненно?

На помощь таким детям приходят замечательные люди, с огромным жизненным потенциалом, великодушием, милосердием и профессионализмом: учителя - дефектологи.

И снова возникает вопрос, какой он учитель - дефектолог XXI века, века современности, научных технологий, прогресса и новейшей системы образования? Попробуем сегодня порассуждать на эту тему и выяснить, какой же он, олигофренопедагог нового времени? Что это за человек, который сделал свой выбор в пользу такой нелёгкой профессии? Человек, решивший идти самой трудной дорогой, не жалея себя, своих сил, решивший отдавать своё сердце и душу детям, особым детям, которым так необходима наша поддержка, забота и любовь.

Современный учитель - дефектолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для правильной организации учебно- воспитательного процесса должен не только обладать определённой совокупностью знаний и умений, чтобы научить детей необходимым знаниям, но и целым рядом особых качеств, без которых невозможно понять и принять мир маленького человека, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Вся учебно - воспитательная работа с детьми, «её методы, приёмы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и поэтому – эффективными»,- утверждает педагог и психолог Ш.А. Амонашвили . Таким образом, современный учитель - дефектолог, должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:

1. Чёткое знание и понимание особенностей процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

2. Построение своей работы с опорой на общедидактические принципы, сочетающиеся с актуальной новизной в структуре учебно -воспитательного процесса с обязательным учётом индивидуальности и познавательных возможностей каждого ребёнка.

3. Учитель - дефектолог должен понимать важность того пути, по которому идёт, и то, что этот путь будет проходить не в одиночку, а с каждым своим учеником, идя шаг в шаг, ведя его за собой, и показывая важность этого пути для всех участников образовательного процесса.

4. Современный учитель - дефектолог должен опираться на опыт других учителей - дефектологов, при этом не останавливаться в своем развитии, идти вперёд, идти в ногу с научно-техническим прогрессом, внося современные технологии в организацию своей деятельности, используя и создавая всё новые и новые нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

5. Учитель - дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребёнка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития. Мало того, учитель должен сам расти и развиваться вместе со своими учениками, ведь он является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром. Учитель - это источник познания, через которого маленький человек, а в особенности ребёнок с ОВЗ, ищет связующую нить для гармоничного воссоединения с этим прекрасным, но таким не простым миром.

6. Современный учитель - дефектолог должен уметь опережать время, опережать развитие, необходимо видеть на шаг, а то и на два шага вперёд, учитывая зону ближайшего развития ребенка, определять его перспективы.

7. Немаловажную роль в деятельности учителя - дефектолога играет самодостаточность. Такой учитель должен иметь высокий потенциал для самореализации, для самосовершенствования, для самообразования. Он должен быть сам полноценно развитой личностью. «Только личность способна воспитать личность»,- эта формула принадлежит К.Д. Ушинскому . Трудно не согласиться с великим учителем. Эта формула жива и актуальна и по сей день. Учитель - дефектолог должен обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний, иметь интерес к изучению самого себя, потому что, научившись понимать свой внутренний мир, и жить в гармонии самим с собой, он научится понимать и принимать мир каждого своего ученика. А у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренний мир может быть очень богат и красив. Но не каждого они пускают в свой маленький мир, не каждому открывают своё сердце, а только лишь тому, кто готов понять их и принять такими, какие они есть. Задача учителя – дефектолога состоит в том, чтобы найти и подобрать ключик, который откроет главное - путь к знаниям, жизненно значимым умениям, социализации.

8. Дефектолог должен ставить перед собой и перед своими учащимися всё новые и новые задачи, цели, которых они будут достигать вместе, потому что учитель - это наставник, друг, проводник в новый для них мир.

9. Учитель - дефектолог должен иметь такое мировоззрение, которое будет нацелено на оптимизм. Наделить этой уверенностью не только себя, но и своих учеников. Поселить в них веру в то, что они не ущербные дети. Да, у них есть отклонения в развитии, специфические и определённые особенности, но они пришли в этот мир, вот такими, какие они есть, значит, этот мир и для них тоже. Они имеют право на получение того, чем пользуется обычный человек. Они имеют право быть полноправными гражданами нашего общества. И вот эта вера, а также жизненные компетенции, которые в них поселит и сформирует учитель – дефектолог, и будут мощнейшим двигателем жизни.

10. Учитель - дефектолог должен иметь способность к анализу, как самого себя, так и своей деятельности, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Он должен видеть все свои ошибки, недочёты, взлёты и падения и при этом не опускать руки, и не давать этого делать своим ученикам. Вселять в себя и в детей веру, что вместе они сила, они едины, и у них всё получится, они всё преодолеют. И ещё один важный момент в работе учителя - дефектолога, это каждое утро обязательно начинать с улыбки и заканчивать этот день улыбкой, научиться улыбаться глазами, счастливыми глазами каждому ребенку, вселяя в детей искорки счастья, любви, добра и успеха. И тогда в ответ он увидит искреннюю и настоящую улыбку маленького создания. Ведь улыбка ребёнка – это большое счастье, а ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – безграничное счастье и награда педагогу за его нелёгкий труд, терпение и великодушие.

Следование перечисленным принципам будет способствовать не только правильному построению учебно - воспитательного процесса, эффективной организации деятельности педагога и учащихся, приведет к совместному успеху, но также поможет с гордостью нести звание учителя, специального учителя современности.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ.: Издательство "Питер", 2011. - 459 с.
  2. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - M.: Педагогика, 1987. - 544 с.

Эссе «Я – дефектолог!»

Каждый день иду в школу, как в первый раз, вхожу в родной класс, смотрю на озорные глаза ребят, и думаю, что это здорово, что я с ними. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особенные дети. Научить такого ребенка учиться, быть полноправным членом современного общества — задача не из легких.

Я – педагог-дефектолог. Моя профессия и дети, с которыми я работаю, научили меня быть оптимистом, смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе.
Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, стремление достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа.

Проходит время, трудные будни работы, работы сложной, кропотливой. Но обязательно появляются результаты.

Педагог дефектолог должен обладать компетентностью, высоким уровнем профессионального мастерства, должен быть личностью. Дети такие разные. Моя задача согреть их теплом, укутать заботой и подарить им любовь. И я люблю их такими, какие они есть.

Вспоминаю, как я стояла на распутье после окончания школы. Кем быть? – извечный вопрос выпускника. Любила детей и поэтому пошла в педагогику. Люблю своих маленьких подопечных, и они мне отвечают взаимностью. Человеческое сердце огромное, в него вмещается много любви и доброты. Судьба привела меня в нашу школу-интернат №13. Наверное, так было угодно проведению, чтобы я стала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я никогда не жалела об этом. Плыть по течению просто так не интересно, жизнь постоянно преподносит подарки, ситуации. Профессия педагога изначально предполагает постоянное самосовершенствование, развитие, обучение. Теперь я получила профессию дефектолога.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма и все эти качества умноженные на два. Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой.

Не в силах разрешить судьбу больных детей,
Но помощь оказать великую ты можешь,
Твори же ты добро, и время не жалей,
Кому-то обязательно поможешь!
Однако не такие уж они обделенные природой: у них есть то, чего нет у нас - ходячих, зрячих, слышащих. Инвалиды по движению внимательнее и зорче рассматривают окружающий мир, больше внимания уделяют мелочам, подробностям, деталям, которые подчас оказываются чрезвычайно важными и информативными. Инвалиды по зрению обладают более тонким слухом и музыкальными данными. Инвалиды по слуху обладают более острым видением и художественными способностями. Впрочем, не стоит людей с ограниченными физическими возможностями так уж четко разбивать на категории. Есть и слепые художники, и глухие композиторы. И находят пути к творчеству люди, жестоко лишенные одновременно слуха, зрения и подвижности.
Что бы любить жизнь, не обязательно иметь все блага мира. Для этого достаточно научится ценить ее и знать, что все в наших руках, даже если эти руки наполовину парализованы.
Ты - человек, ты - просто человек,
Но нечто есть в тебе, чего нет у другого,
Есть сострадание, и жажда жизни есть,
Болезни помогаешь ты сломать оковы!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №312 «ЖЕМЧУЖИНКА»

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ)

Эссе на тему:

Николаева Ирина Игоревна

Учитель-дефектолог

Новосибирск, 2018г

«Моя педагогическая философия».

Любите детство: поощряйте его игры,

его забавы, его милый инстинкт.

Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте,

когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Ж.-Ж.Руссо

«Почему, именно воспитатель, ПЕДАГОГ?» - спрашивали меня близкие люди.

П - Прежде всего, потому, что я очень люблю детей. Действительно, без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: робких и смелых, медлительных и бойких, разговорчивых и застенчивых, находит в каждом свою изюминку, каждому отдает частичку своего сердца.

Е - «Если не любить, то не имеешь права воспитывать», сказал великий педагог Г. Песталоцци. Живя в профессии педагога уже шестнадцать лет, начинаю понимать, что в этой жизни ничего случайного нет. Не человек выбирает эту профессию, а профессия выбирает его. Еще в детстве, посещая детский сад, я мечтала, что стану воспитателем. Так и вышло – окончив школу, я твердо решила, что дальше пойду дорогой педагога.

Д Дорога педагога непростая, но очень интересная. В работе с детьми проявляется все то, что заложено в педагоге, все его способности. Кто-то очень хотел быть певцом, но голос не тот, мечтал быть актером, но не решался, думал о славе художника, но способности не те.…

А А педагог может воплотить всё в реальность – и петь, и танцевать, и рисовать. И это здорово, это окрыляет, и каждый раз хочется покорять вершины и удивлять! Удивлять не только детишек, но и саму себя, открывая в себе свои таланты. Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Особенно осознаешь значимость профессии педагога, когда видишь распахнутые навстречу глаза ребят. Глядя в эти «ясные роднички», понимаешь, что ты нужен им, что ты для них – целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями и поступками поставить задачу перед любым взрослым.

Г - Где грамотный воспитатель, там и дети хорошие! Всегда надо начинать с себя. Я не могу изменить весь мир, но могу изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг. В моих силах сделать окружающую меня действительность прекрасной. Детей учит то, что их окружает! Детей учат те, кто их ведёт по дороге жизни!

О « Обучать - значит вдвойне учиться», говорил Ж. Жубер. От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя – не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в смысл жизни.

Г Гордость! Я всегда благодарю свою судьбу за то, что она дала мне возможность стать педагогом. Я горжусь своей профессией! Горжусь тем, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми я расту, развиваюсь, заново проживаю самые счастливые годы. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Впечатления этой замечательной поры оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. И если оно окажется счастливым, то и всю свою жизнь человек будет помнить это.

ПЕДАГОГ. Профессия педагога многогранна! Каждый день я стремлюсь передать ребенку свои любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Как говорил В.А.Сухомлинский: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни». Я не жду от судьбы ни почестей, ни наград. Работать для «галочки» не могу, не умею, да и не хочу.

«Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!» - вот мой девиз.

Хочется не просто быть значимым и востребованным педагогом, но и окунуться в мир детства, найти с детьми общие точки соприкосновения, понять и заново почувствовать вкус открытий и радости ребёнка.

Я горжусь тем, что я – ПЕДАГОГ – ДОШКОЛЬНИК, и тем, что причастна к созданию будущего нашей страны!