Что такое знамение Пресвятой Богородицы? Отличия икон знамения богородицы.

Дева Мария, мать Иисуса Христа и Заступница всех людей на Земле, один из самых почитаемых образов в православии. Существует множество икон, на которых Богоматерь изображена в различных положениях и каждая из них имеет своё особое для верующего человека значение. Святой лик не раз спасал целые города от нападок врагов, а страждущим и больным дарил исцеление. Самой чтимой в православном мире является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, которая помогает в различных бедах.

В любом православном храме можно встретить различные изображения Девы Марии, которые имеют своё сакральное значение. Богоматерь может быть как с младенцем на руках, так и просто склонившейся в мольбе за земных грешников. Различают несколько типов икон Богородицы, которые особо почитаются у верующих. К ним относятся:

  • Оранта;
  • Умиление;
  • Одигитрия;
  • Богоматерь без младенца.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Самым распространённым изображением Непорочной Марии с Иисусом Христом считается тип «Оранта». К нему относится и икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Данное изображение известно православному миру более девяти веков.

Оранта олицетворяет собой Богоматерь, которая развела приподнятые руки в стороны, в полный рост или же по пояс. Ладони Богородицы открыты и направлены в сторону молящихся. В области груди у Заступницы висит некое подобие медальона, где можно увидеть лик Иисуса Христа.

Название иконы «Знамение» пошло ещё из Древнего Новгорода, когда именно это изображение Матери Божией и её сына спасло город от врагов. Случилось это в 1170 году, когда Великий Новгород терпел осаду вражеских князей. Из ночи в ночь архиепископ Илья усердно молился Творцу о спасении города и однажды во сне услышал голос, который призвал его совершить крестный ход с иконой Богородицы, что находилась в городской церкви Спаса Преображения.

На следующее утро все жители города во главе с архиепископом исполнили волю Божью и обошли вокруг стен Новгорода с указанным образом. Во время этого противник начал обстреливать совершающих крестный ход людей, но ни одна стрела не задела молящихся и только одна попала в лик Богородицы. В этот момент из её глаз градом потекли слёзы, а враг в панике покинул свои позиции и оставил жителей Новгорода и сам город в покое.

В честь случившегося архиепископ установил праздник почтения иконы-спасительницы, которую назвали «Знамение» и её датой стало 10 декабря. Данный святой лик ещё не раз творил чудеса и спасал людей и целые города. В день почитания иконы к ней идут тысячи верующих и просят её о таких вещах:

  • защита от врагов, воров и стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • исцеление от слепоты и холеры.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское»

Часто встречается в иконописи и изображение Заступницы с Сыном, который крепко прижимается к Ней щекой. Такой тип икон относится к виду «Умиление» и самыми почитаемыми образами среди них являются изображение Феодоровской и Касперовской Богородицы.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское» известно в православии с ХII века и именно этот святой образ считается покровителем царской династии Романовых. Некоторые специалисты уверены, что своё название изображение получило тогда, когда царь Михаил Фёдорович взошёл на престол в 1613 году. Другие уверены, что «имя» икона получила в честь нашедшего её святого Феодора Стратилата. Великомученик обнаружил картину на сосне в городе Городце, а позже там появился Городецкий мужской монастырь.

Интересным фактом обнаруженной святыни является то, что, побывав в нескольких пожарах, она осталась цела и невредима и даже не утратила яркости своих красок. Феодоровская икона Божьей Матери потемнела только тогда, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Икона постоянно находилась и находится под пристальным вниманием верующих, каждый день к ней устремляются сотни просящих. Список того, в чём помогает икона «Феодоровская Божья Матерь», очень велик. Люди просят у святого образа:

  • семейного счастья;
  • удачного замужества;
  • появления ребёнка;
  • лёгких родов.

Почитается Царица Небесная Феодоровская 27 марта и 29 августа. Преклониться перед святым изображением можно в Богоявленском соборе Костромы. А в дни празднования икона посещает Киев и Астрахань.

«Богоматерь Касперовская»

В Успенском соборе Одессы находится второй из почитаемых образов «Умиления» икона «Божья Матерь Касперовская». Одним из необычных свойств этого святого изображения является то, что оно написано на холсте, который приклеен на обычную доску и православные почитают его как чудотворный.

Художник изобразил Непорочную Марию с ребёнком, который нежно прижимается к ней щекой, а чуткая мать смотрит на своё дитя с любовью и отрадой. Известно, что само изображение появилось в России в середине ХVI века, а через 2 столетия его приобрела Иулиания Касперова, по фамилии которой икона и получила своё название.

Состоятельная дама была верующим человеком и часто молилась перед ликом Девы Марии с Иисусом. А в один прекрасный день она обнаружила, что тёмные от времени силуэты посветлели и заиграли новыми яркими красками, как будто их только что нарисовали.

После этого слава о чудотворной иконе пошла по окрестностям. Как-то одна из мелких дворянок, страдавшая параличом нерва левой руки, увидела во сне Богородицу, которая указала ей дом, где она исцелится. Наутро больная женщина отправилась в путь и, помолившись перед Касперской иконой, выздоровела. А её рука, которая не функционировала долгое время, обрела подвижность и чувствительность.

У чудотворного образа исцелились люди, страдавшие параличом, хромотой, слабоумием и одержимостью. После множества чудесных выздоровлений тех, кто приходил на поклон в дом Касперовой, женщина отдала образ в местную церковь. Во время военных действий икона защищала Одессу от врагов и посягателей.

В наши дни у Заступницы Касперовской тоже просят здоровья и быстрого исцеления от болезней. Большую часть времени этот образ Богородицы находится в украинских городах Одесса и Херсон, а в остальное время его возят по всему миру. Почитается память святого изображения 12 июля и 14 октября, а также в среду Седмицы.

Игоревская икона Богородицы

Чтимой православной церковью является и Игоревская икона Божьей Матери. Своё название она получила от имени киевского князя Игоря, который после народных волнений постригся в монахи, но всё же пал жертвой народного гнева. Случилось это во время того, когда бывший вельможа молился перед иконой Девы Марии и просил отпущения своих грехов.

Жители города не перестали глумиться над телом уже покойного князя даже после того, как он испустил дух. Через некоторое время останки убиенного попали в Чернигов, а он был причислен к лику святых. Икона, перед которой он постоянно молился в своей келье, стала носить его имя.

Оригинальное изображение Игоревской Божьей Матери не дошло до наших дней и предположительно утеряно во время Второй мировой войны.

День памяти святого изображения, который в своё время даже украшал один из входов Киево-Печерской лавры, отмечается 18 июня. В этот день у Девы Марии просят помощи те, кто находится на распутье или в смятении.

«Одигитрия» в православии

В православии почитается и изображение Богородицы с сыном, которое ещё называют «Одигитрия», что в переводе с греческого звучит как «Путеводительница». Этой иконе кисти святого Луки приписывают исцеляющие свойства и помощь в безвыходных ситуациях. В настоящее время изображений этого списка много и они широко чтятся в православии. Самими распространёнными являются такие «Одигитрии»:

  • Грузинская;
  • Иверская;
  • Тихвинская.

Обычно на таких картинах изображена Дева Мария, на левой руке которой сидит уже подросший Иисус. Мальчик протягивает к Матери правую руку и как бы благословляет её и всех живущих, а в левой руке Он держит свиток, олицетворяющий Святое Писание. Свободной правой ладонью Богоматерь с уважением указывает на Своего Сына.

Первая «Одигитрия» была нарисована ещё в V веке и называлась Влахернской иконой, которая не дошла до наших дней. По одной из версий изображение получило своё название от монастыря Одигон в Константинополе, где хранилось долгое время. Считается, что оригинальную «Путеводительницу» разрубили на куски турки, которые позарились на оклад из драгоценных камней и золота.

Грузинская Богородица

Одной из самых чтимых икон этого списка в православном мире считается Божья Матерь Грузинская. Значение иконы-одигитрии и то, в чём она помогает, очень велико. История этого изображения многогранна и берёт своё начало в солнечной Грузии. Затем икона была похищена персами и переходила от одного владельца к другому. Вернуть ее в православный мир помог купец Стефан Лазарев.

Мужчина не пожалел денег для того, чтобы выкупить христианскую святыню у мусульман и отправил её в один из монастырей Архангельской области. Находясь в Красногородском Богородицком монастыре, икона начала творить чудеса. Всё началось с исцеления слепого и глухого монаха, который дни напролёт преклонял колени перед святым изображением. Через некоторое время инок стал слышать и видеть.

В день почитания святого образа (22 августа), который не сохранился до наших дней, но имеет множество списков чудес, верующие люди идут в храм и просят у Богородицы исцелить их от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • болезней желудка;
  • рака.

Иногда Грузинской «Одигитрией» называют ещё и Иверскую икону Богоматери с Сыном. Изображение выполнено во всех традициях икон этого типа и в настоящее время ей можно поклониться на святой горе Афон. Иконана, которая находится в Иверском монастыре, датируется IX веком и тоже творит чудеса.

«Семистрельная» Защитница

Особыми защитными свойствами обладает икона Богоматери «Семистрельная», значение которой и молитва к ней помогает избежать нападок врагов. Она относится к типу, где Царица Небесная изображена одна. Обычно на святом изображении Дева Мария видна по пояс со сложенными на груди руками. Она защищается от семи стрел или мечей, которые попали ей в грудь.

Значение древнего образа очень символично и олицетворяет всю боль матери при утрате ребёнка. Обычно у «Семистрельной» просят защиты от врагов и усмирения враждующих соседей. Иногда этот образ ещё называют «Умягчением злых сердец». Подобное изображение Богоматери принято размещать в домах и квартирах, считается, что оно защитит от врагов и подарит мир живущим в доме.

«Огневидная» Заступница

Не дошла до нашего времени и икона Божьей Матери «Огневидная», которая появилась в России в 845 году. Копия этого образа хранится в Государственном историческом музее Москвы и была написана в 1812 году. Необычность этого изображения в том, что на нём Богоматерь облачена во всё красное, а Её глаза отрешенно созерцают этот мир, тогда как мысли обращены с молитвами ко Господу. Примечательно, что и цвет лица Девы Марии тоже передан в красных тонах.

Этот тип икон показывает людям глубокую скорбь и сама Непорочная Мария как бы обагрена кровью распятого Иисуса Христа. Верующие просят у «Огневидной» исцеления от болезней, помощи и защиты от различных жизненных неприятностей. Днём памяти этого святого изображения считается 23 февраля.

Обращение к Матушке Матроне

Однако не только у Пресвятой Богородицы просят люди помощи и защиты. Часто обращаются страждущие и к Матроне Московской, которая издавна причислена к лику православных святых. Женщина жила и проповедовала в Москве, за что и называется «Московская».

Икона Матроны, её значение и то, в чём она помогает, очень символично для каждого человека. В православии святая является образцом самоотречения и помощи людям. К матушке Матроне обычно обращаются те, кто хочет избежать обмана или же наладить личную жизнь. Почитается святая 19 апреля и 9 ноября.

Обращаясь за помощью к любому из святых, стоит помнить, что слова должны идти от сердца, а просьба ни в коем случае не должна навредить кому-то из окружающих. Вера в чудеса позволяет им случаться намного чаще.

Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти - середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко - с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» , то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение - знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо» .

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen - «знать» тождественно ĝen - «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения - Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает - на иконе как бы извечно отправляет - Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11-12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» - «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения - движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение - σημειον - это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае - подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца - «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19) , и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία - Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время , а значит - на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия .

Итак, первый смысл иконы «Знамение» - откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном . То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» - единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» - на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος - букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном - икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий , в люнетах над входом в храм , в конхах апсид . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения - центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион - небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо - панагиар - с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII-XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба - тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов - степных кочевников» . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию» , сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины» . Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV-VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” - у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» .

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V-VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI-XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059-1067 гг. и Романа IV в 1068-1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже - уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», - убеждена и сама И.К. Языкова .

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» - «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» - «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» - «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» - «все» + «νάσσα» от «ναίω» - «жить, обитать; находиться; населять»).

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030-1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня - икона Богоматери «Знамение».

Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» - то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Икона Божией Матери «Знамение» – почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

и какие чудеса с ней связывают

10 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение» . Этот образ известен на Руси с ХІІ века, а точнее с 1170 года, когда произошло первое чудо, связанное с иконой.

Икона Божией Матери «Знамение». Фото diveevo.ru

Первое чудо иконы Божией Матери «Знамение»

К стенам Новгорода подошли соединенные силы русских удельных князей, чтобы завоевать город. Новгородцы подготовились к длительной осаде и стали просить Господа о помощи. На третью ночь местному архиепископу Илье приснился сон, что он должен взять из церкви образ Пресвятой Богородицы и выйти с ним на городскую стену. Он так и поступил.

Войска князей в этот момент обстреливали город, и одна из стрел попала в икону. Из глаз Богородицы потекли слезы, что привело в ужас нападавших. Воодушевившись Божьей поддержкой, новгородцы бросились на врагов и победили их.

Тогда архиепископ установил праздник в день Знамения Божией Матери, который отмечается до нынешнего времени.

Второе чудо, связанное с иконой

Произошло в 1611 году. Армия шведов ворвалась в Новгород и намеревалась завладеть Знаменским собором, где в тот момент шло богослужение у иконы. Но какая-то неведомая сила не подпускала их к храму, каждый раз откидывая солдат назад. Разочаровавшись, шведы отступили и покинули город.

Чудеса, связанные с пожарами

Связывают с иконой «Знамение» и другие чудеса. Например, в летописных источниках есть информация, что когда в XIV веке в деревянной церкви, где тогда пребывала икона, случился пожар, огонь остановился прямо возле лика Богородицы и не повредил образ. После этого был возведен каменный храм – Знаменский собор, и икону «Знамение» перенесли туда.

О том, что огонь не властен над образом, вспомнили спустя два века. В то время в Новгороде вновь случился сильный пожар. Сгорели дома на нескольких улицах, а горожане все никак не могли совладать со стихией. Тогда митрополит Макарий помолился у иконы Божией Матери и с ней в руках совершил крестный ход. После этого в сторону реки подул сильный ветер и пожар прекратился.

Известно, что от пожаров защищает и еще одна .

Икона «Знамение» — главная святыня новгородской земли. Фото 53news.ru

В чем помогает икона Божьей Матери «Знамение»?

Перед этим образом Богоматери просят мира, избавления от бедствий, междоусобных войн и нашествия врагов.

Также считается, что икона «Знамение», если разместить ее в доме, поможет уберечь его от пожара и завистников, возвратить потерянные вещи и наладить отношения между родственниками. Нередко молятся у лика Божией Матери и те, кто хочет найти своих пропавших без вести родных.

Как и другие иконы Богородицы, например, икона «Знамение» обладает силой исцеления. Она может помочь при болезнях глаз, в том числе при слепоте, вылечить холеру и тяжелые психические недуги.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ