Что можно и чего нельзя делать на Троицу. Традиции, обряды, приметы

Троица - это один из основных православных праздников. Он связан с сошествием Святого духа, которое было предсказано Иисусом Христом. Точной даты у праздника нет, отмечается он на пятидесятый день после Пасхи. С этим днём связано много народных ритуалов и обрядов. Приметам на Троицу всегда уделяли особое внимание.

Троица в 2018 году

В 2018 году Троица будет отмечаться 27 мая. Раньше в честь праздника устраивались широкие народные гуляния. Теперь он не имеет такого значения, но сохранилось множество народных примет, традиций и ритуалов. Они касаются различных сфер жизни: любви, достатка, гармонии, семейной жизни и т.п.

Приметы: что можно и чего нельзя делать

Если на Троицу идёт дождь, то летом непременно будет тёплая погода. Также дождик свидетельствует о том, что в году будет богатый урожай грибов. Издавна считается, что дождливая погода в этот праздник обещает радость и счастье для всех людей. А если вымокнуть в этот день, то можно очень быстро разбогатеть в ближайшее время. Жара же, напротив, считается плохим знаком. Она говорит о том, что год будет неурожайным.

Хороший дождь гарантировал богатый урожай

Если утром в праздник Троицы выпало много росы - это хороший знак. Необходимо пройтись полотенцем по траве, а потом выжать его дома в посудину. Полученной жидкостью нужно умыться, чтобы притянуть везение.

Для незамужних девушек праздник Троицы был особенно важным. В этот день можно было гадать на суженого при помощи венков. Сначала их плели, а после опускали в водоём. Далее оставалось наблюдать, что произойдёт:


Если избранник уже есть, можно подарить венок ему. Делать это необходимо вдали от посторонних глаз. Такой подарок поможет сохранить любовь и счастье в паре.

В этот праздник нельзя работать. Необходимо на день забыть про любой физический труд, кроме приготовления пищи. Также нельзя купаться в водоёмах, так как в Троицу начинается разгул русалок, которые могут утащить человека в своё подводное царство.


Многие даже воздерживаются от купания в доме

Нельзя ходить в лес, поскольку не только русалки начинают активную жизнь. Лешие и другие создания также ждут, когда к ним забредёт случайный прохожий.

Не стоит заключать брак или венчаться в этот день - считается плохой приметой. А свататься и делать предложение не запрещается.

Ритуалы, обряды, традиции

На Троицу необходимо обязательно устроить праздничный обед, на который приглашаются только те, кого хозяева дома действительно рады видеть. Стол следует застелить зелёной скатертью, а среди угощений должно присутствовать много выпечки.


Застолье может быть богатым и разнообразным - разрешено всё, так как день не постный

По обычаю Троицы, комнаты необходимо украсить цветами, веточками, молодой травой. Они символизируют долгую жизнь и процветание. Чем больше зелени в доме, тем счастливее будет в нём жить.

Также с этим днём связано немало заговоров. Удачу и успех заговаривали на заре в утро Троицы. Стоя на улице, приговаривали: «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все 4 стороны. Как на восточной стороне на лугу зелёном пасётся конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нём не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово моё верное. Аминь».

С помощью заговоров не только привлекали удачу, но и избавлялись от бед. Также заговаривали деньги, делали любовные привороты, проводили ритуалы, избавляющие жён от ссор с мужьями.

С Троицей связано немало примет и ритуалов. Считается, что для счастливой жизни следует соблюдать правила, издавна сложившиеся в народе.

В 2017 году День Святой Троицы празднуется - 4 июня . День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.


Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.


Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ- УЗНАЙ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ НА ТРОИЦУ, А ЧТО НЕЛЬЗЯ! Троица один из любимых и красивых христианских праздников. Он празднуется на 50 день после Пасхи. В этот день было принято украшать храмы и дома зелеными ветками березы и полевыми цветами. Считалось, что если отстоять службы с молодыми ветками или травой, а затем хранить зелень за иконой, то она принесет в семью удачу и благополучие. Если хранить такую зелень на чердаке, то она может спасти дом от пожара. А если немного такой зелени положить на огород или поле, то она спасет от мышей и прочих вредителей. В праздник Троицы осуждалась любая работа. Можно было только готовить еду. Нельзя было на Троицу купаться. Считалось, что в это время могут утянуть под воду русалки. Обязательно перед Троицой была Родительская суббота. Нужно было проведать умерших родственников на кладбище и помянуть за обедом. Если кто-то этого не делал, то считалось, что он зазывает умерших, которые могли увести с собой кого-нибудь из дома. Многие в субботу перед Троицей ходят на кладбище, чтобы обмести могилы березовым веником. Делалось это для того, чтобы отпугнуть злых духов, а умершие близкие радуются и притянут к вам удачу и благополучие. На Троицу все старались посвататься. Считалось, что если посвататься на Троицу, а на Покров пожениться, то супруги будут жить долго и счастливо. Если на Троицу был дождь, то будешь с урожаем. (особенно с грибами). Кстати, если вы попадете в Троицу под дождь, то обязательно будете с деньгами. Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса. Люди верили, что тот кто на Троицу первый в доме выпьет воды и помолится Господу Богу, тот в течении года будет здоров и счастлив. Если тяжелобольного человека умыть святой водой, в которую бросают несколько зелени, взятой в храме со службы, то больной обязательно выздоровеет и проживет долгую жизнь. Девушки на Троицу плели венки и гадали. Если венок опустить в реку, и он не утонет, то выйдешь удачно замуж. Если венок опуститься на дно, то жди беды. Праздник Троицы проходил в лесу среди зеленых березок. Девушки вопрощали у кукушки останутся ли они в этом году в отцовском доме или переедут к мужу. Также девушки на Троицу делали любовные привороты и заговоры на привлечения женихов. Замужние женщины готовили яичницу особым «колдовским» способом. Круглая яичница символизировала целостный союз мужа и жены и украшалась целыми веточками укропа и петрушки. Их ни в коем случае не резали и не рвали. (Чтобы сохранить семью целой). На Троицу пекли караваи, блины. Это и были обязательные угощения, которые кушали сидя под березками в лесу. Кусочки каравая раздавались незамужним девушкам. Если девушка в этот год выходила замуж, то кусочек каравая, полученный на Троицу, замешивали в свадебный хлеб. Если вы не помните каких-либо примет или традиций, то просто искренне помолитесь Богу на Троицу. И Он обязательно услышит вас. Ведь Бог есть сама Доброта и Любовь.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. С Троицей в народе связано много примет и обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобного, но в русском народе это, похоже, неискоренимо. Традиции и ритуалы на Троицу К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелисса. Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав – траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли. На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки. Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме. Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.н За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище – помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали – и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать. Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками – считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне. Этот праздник считался девичьим, так как в этот день девушки пытались определить свою судьбу. Существует в день праздника Троица традиция плести венки. Девушки с самого утра идут собирать полевые цветы, например, васильки, незабудки, ландыши, а потом плетут каждый себе венок. На заре они возвращаются домой, проходя мимо реки. Там следует по традиции пустить венок плыть по реке. От того, как он плывет, начинают гадать. Если он потонет, ждет беда того человека, если кружиться, то неблагополучие, болезни ожидают, а если плывет ровно и спокойно, тогда ждет успех хозяйки венка. Помимо этого на полях во время сбора цветов и плетения венков, девушки угощают друг друга различными угощениями, поют песни и водят хороводы.

Еще есть обычай на Троицу собирать лечебные травы и цветы. Их хранили весь год и могли использовать при лечении недугов. При этом находясь в лесу, если девушка слышала, как кукует кукушку, то тогда можно было спросить, долго ли еще ей жить в отцовском доме (имелось в виду, когда она выйдет замуж). И сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ходить девице в невестах. В субботу девушки собирали травы - чабрец, полынь, любисток, васильки, мяту. После Троицы травы, собранные на Зеленые Святки, использовали для лечебных отваров. Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии. Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков. А следующий день после Троицы – Духов день. До Троицы полагалось отсадиться на огородах, то есть высадить все. На следующий после Троицы день, Земля считалась именинницей, на ней не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок – времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов. Самые распространенные гадания – «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок – «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла – хорошего ждать не придется. Если осталась прежней – будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

Плести венки – тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл – оттуда и жених будет, остался у берега – не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул – и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали. В этот день пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу Богата культура русского человека – правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить – на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно. Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое – блины на Масленицу – та же традиция, так как круг – символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц. Круглая яичница – это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе – праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье – оберег от всего злого. Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы: «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.» *************************************** ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ

Статья расскажет вам о том, что такое Троица, как торжествуют этот православный праздник и какие существуют приметы.

Троица и Духов день в 2019 году: какого числа, через сколько дней после Пасхи?

В ЭТОМ 2019 ГОДУ ТРОИЦА — 16 ИЮНЯ.
ДУХОВ ДЕНЬ — 17 ИЮНЯ .

Троица – важный православный праздник, занимающий особое место для всех верующих в церковном календаре. Троица – это, проще говоря, «день рождения» православной церкви и крещения всех прихожан. В этот день свое крещение приняли верные спутники Христа – апостолы.

Троицу принято праздновать ровно спустя 50 дней после Пасхи (если быть точнее, 40 дней приходится после воскресения Христа и 10 после вознесения). В 2019 году Троица приходится на 16 ИЮНЯ. (это ровно через 50 дней от празднования Пасхи). Троица так же имеет еще одно название «Пятидесятница» (именно из-за количества дней). Этот праздник всегда выпадает на Воскресенье.

Святая Троица: сколько дней празднуется?

Светлому празднику «Троица» предшествует еще один день – Преполовение.

Его церковь отмечает за несколько недель до Троицы и именно с этого дня начинается активная подготовка к торжеству. Подготовка – важная часть праздника, она начинается с песнопений, которая помогает принять верующему Святого Духа.

Сам же праздник Троицу принято отмечать один день, однако следующий день после праздника, в понедельник, следует торжествовать день Святого Духа. Именно он и является «виновником» всех благ, что снизошли на человека. В понедельник принять читать семь особых молитв, они читаются раз в год.

ИНТЕРЕСНО: Важно отметить, что после Пасхи и до Троицы, никто не может приклонять своих колен в церкви и все молитвы читаются стоя. А вот на Троицу нужно, прежде всего, упасть на колени и попросить за тех, кто уже умер, чтобы живым было спокойно.

Икона Троицы

Можно ли на Троицу ходить на кладбище?

Троица – важный православный праздник «всех живых». Именно поэтому символом для церкви в этот день является веточка березы, только что распустившаяся. Именно такими веточками принято украшать всю церковь, многие верующие так же украшают свои дома.

Именно потому, что Троица – «праздник жизни», ходить в этот день на кладбище не стоит. Для этого есть специальный «Родительский день», в который нужно проведать могилы всех усопших родственников и навести там порядок. В Троицу поминать умерших нужно в церкви, в этот день вместо кладбища, посетите храм.

Перед Троицей ходят на кладбище?

Поминать усопших – добрая традиция, которая учит детей иметь хорошие привычки, а взрослых не забывать важных людей. Поминание заключается в ряде простых обычаев, таких как: навести порядок на могилке (убрать сорняки, мусор, выровнять землю, вымыть памятник, оставить цветы и символические угощения).

Для посещения кладбища церковь имеет специальные дни как, к примеру, Радоница 7 МАЯ 2019 года (Родительский день). Он наступает во второй вторник после Пасхи (запомнить не сложно). Считается, что в этот день все мертвые вместе живыми искренне радуются воскрешению Христа.

ИНТЕРЕСНО: В Троицу ходить на кладбище не желательно, а вот в субботу перед Троицей 15 ИЮНЯ 2019 года – можно. День так и называется «Троицкая суббота».



Поминание усопших

Родительская суббота перед Троицей 2019 года, когда?

Троицкая Родительская Суббота – важный поминальный день для всех верующих православных людей.

В 2019 году он приходит 15 июня, так как сама Троица празднуется 16 июня. Этот Родительский день всегда должен происходить спустя 48 дней после Пасхи.

Кого поминают на Троицу?

В этот день следует поминать православных крещенных усопших и петь поминальную молитву, по тем, кто вел праведную поминальную жизнь. Считается, что в этот день Господь по-особенному воспринимает молитвы за все души, даже за те, которые находятся в аду. Так же, православные верят, что все, кто попросит прощение в этот день, обязательно его получит.

Можно ли на Троицу поминать самоубиенных?

Самоубийство – страшный грех, но в жизни часто случаются такие ситуации, что в порыве глубокого разочарования или обиды, человек совершает этот поступок. И тогда родные задаются вопросом: как почтить умершего, если церковь отрицает самоубийство и не отпевает таких покойников?

Именно для этого существует особый день – Семик 13 июня 2019 года (как раз 7 четверг после Пасхи, что предшествует Троице). Это народный день поминовения таких людей, так как церковь этот день не признает.

Церковь приветствует, если родные поминают и молятся за таких людей дома.

Тем не менее, следует знать, что в этот день следует читать общую молитву за всех умерших, а не конкретных самоубиенных. Поэтому мученикам от этого не станет намного легче, но родные смогут отдать дань уважения и немного себя успокоить.

В этот день родственники самоубийц молятся с особым усердием и скрывать то, что случилось на самом деле никак нельзя, так как этот тоже грех. Если же молящийся будет скрывать причину смерти своего родственника или молиться неправильно, Господь может не принять эти молитвы. В Радоницу (второй вторник после Пасхи) можно помянуть всех умерших, в том числе и самоубиенных, только дома.

ВАЖНО: Самоубиенных нельзя упоминать в общих церковных молитвах. Для них следует читать особые молитвы в специальные дни памяти, отдавая себе отчет, что это совсем не панихида. Это всего лишь утешение родственникам и потому читать молитву следует дома, а не у захороненного тела. Так же хорошо поставить свечку за упокой души, но где именно – нужно спросить у священнослужителя, так как и это делать перед общими иконами тоже нельзя.


Кого поминают на Троицу?

Можно ли крестить на Троицу?

Особых запретов на крещение малыша в Троицу нет, но не каждая церковь согласиться, потому как это большой праздник и занимает много сил и времени на подготовку. Тем не менее, маленькие церкви могут согласиться на крещение в этот день.

Если батюшка дал согласие вас крестить, вы должны понимать, что вам очень повезло. Вам не следует перечить обрядам в этот день, спорить и не слушаться священнослужителя. Крещение должно пройти спокойно и по всем правилам. Нельзя опаздывать, нельзя одеваться вульгарно, нельзя сквернословить и неподобающе себя вести.

ВАЖНО: Если вы хотите крестить ребенка в день, предшествующий Троице, вам следует знать, что лучше этого не делать. Радоница – поминальный день, в эту дату нужно чтить умерших.

Можно ли работать на Троицу?

Издавна православные люди чтили традиции церкви и уважали все церковные праздники. В Троицу считалось плохой приметой выходить работать в поле и как-либо трудиться. Тяжелый труд мог как-то навредить человеку, ведь вместо того, чтобы радоваться Господу, люди отвлекались работой.

ВАЖНО: Даже тот факт, что каждый рабочий день ценился очень дорого для простого крестьянина, не мог позволить ему выходить работать в поле. Ведь такой труд в Троицу мог навлечь неурожаи, что еще страшнее.



Украшенный храм на Троицу

Можно ли купаться на Троицу в реке, море, бане?

Существует одна интересная примета на Троицу, которую следует чтить, и которой следует придерживаться.

Считается, что на Троицу нельзя купаться, но речь идет здесь о природных водоемах. Христианство рассматривает подобную примету, как языческое суеверие.

Если говорить конкретно, то неделя перед Троицей считается очень опасной, так как воды рек, морей и озер наполняются душами и нечистью. Эти души предстают в образе русалок. Именно они могут схватить человека и утащить в «иной мир». Верить в примету или нет – дело каждого. Что касается ванны или бани – это совершенно безопасно.

На Троицу можно убираться?

Любой труд в воскресенье на Троицу считается грехом. Дело в том, что вместо того, чтобы работать следует чтить Господа и читать молитвы. Особенно предостережение касается тяжкого труда: работа на земле (огород, сад), стирка, шитье и уборка.
Все это следует делать до того, как наступит сам праздник. Некоторые домашние дела могут последить исключением, такие как мелкая уборка (к примеру, если вы случайно что-то рассыпали) и приготовление пищи, мытье посуды.

Можно ли стричься на Троицу?

В православной вере особых предостережений по уходу за собой, в частности стрижки волос, усов, бороды и ногтей не имеется. Все суеверия православная церковь отрицает и потому стричься на Троицу – совершенно безопасно.

Можно рыбачить на Троицу?

Особых предостережений по поводу рыбалки в Троицу церковь не имеет. Рыбалка – это не работа, которая запрещена в праздник, а отдых и способ приятно провести время. Православие позволяет отдыхать на природе, устраивать пикник и рыбачить, а так же чтить Господа. С другой стороны, народные верования предостерегают человека от рыболовства в Троицу, так как воды наполняются мертвыми душами и русалками, которые могут сыграть с ним «злую шутку».



Приметы на Троицу

Можно ли косить траву в Троицу?

Косить траву в Троицу нельзя, так же как и делать любую работу в саду и на огороде. Такой труд может навредить человеку и принести ему много несчастий: проблемы со здоровьем, неурожай, болезнь скота.

Можно ли заниматься спортом в Троицу?

Спорт – это не труд, а занятие для души и тела, упражнения, которые приносят здоровье. Именно поэтому церковь никак не запрещает православным людям заниматься спортом в Троицу и делать это можно добровольно с доброй и спокойной душой.

Можно вышивать на Троицу?

Любой труд в Троицу считается грехом и потому такое занятие, как шитье и даже вышивание тоже считается. Отложите его на другой день и в Троицу постарайтесь не «злить» Господа, нарушая его заветы. Даже если вы вышиваете иконы нитками или бисером, вам следует не заниматься подобным рукоделием в Троицу. Попразднуйте Троицу вместе с народом, помолитесь Господу Богу!

Можно ли ставить свечи на Троицу?

Троица – праздник, на который не только можно, но и даже нужно ставить свечи. Делается это, как за здравие, так и за упокой. Если же вы хотите только лишь помянуть близкого человека, то лучше всего поставить ему свечку в предшествующий день, в субботу.

  • В Троицу поставьте свечку за здравие перед той иконой, у которой вы ищите защиту .

ВАЖНО: Конечно же, в такой праздник следует не оставить без внимания и почтить икону святой Троицы. По обычаю люди даже ставят ей три свечи сразу. Уделите так же внимание иконе Богородице и Покровителю.

Можно ли делать поминки на Троицу?

Священнослужители уверены в том, что Троица – торжество жизни и всего живого. Именно поэтому поминки в этот день весьма нежелательны, ведь для почтения умерших есть специальные дни. Однако если случай заставил вас хоронить близкого человека в этот день или отмечать его годовщину смерти, делать это можно, но желательно – не посещать кладбище.

Что готовят на Троицу, какие блюда?

Человека, почитающего традиции и обычаи православной церкви, так же интересует вопрос подготовки к Троице, в частности, что требуется готовить и подавать на стол своим близким. На Троицу принято посещать своих друзей и родственников после церковной службы, ходит в гости и праздновать.

Так как праздник чаще всего приходится на первые летние деньки, стол украшает множество «свежих» блюд: салаты, молодой картофель, овощные блюда. Люди так же привыкли подавать на первое окрошку, постную или мясную.



Празднование Троицы

Если ребенок родился на Троицу: примета

Троица – большой и светлый праздник для всех верующих. Потому все хорошее, что случалось с человек в этот день, должно было приносить ему только добро.

Рождение ребенка на Троицу – хорошая примета, которая принесет малышу счастье, здоровье и Божьего благословения.

Если свадьба на Троицу: примета

Издавна все благие дела, совершавшиеся в Троицу, уважались и считалось, что они смогут принести верующему только добро. Свадьба в воскресенье (Троица всегда выпадает на воскресный день) редкость, но в больших городах вполне имеет право на существование, ведь ЗАГСы работаю каждый день.

ВАЖНО: Жениться в Троицу – хорошая примета, как и свататься. Считалось, что такое событие обязательно принесет молодым счастье в жизни, здоровых детей.

Пост после Троицы: как соблюдать, какие правила?

После Троицы следует соблюдать пост, называется он «Петров пост». Начало свое пост берет с понедельника Дня Святых – 24 июня 2019 года по 11 июля . Всю неделю после Троицы в 2019 году (с 16 июня по 23 июня ), люди могут праздновать и есть мясо, но после придерживаться 18 дневного поста .

Этот пост должен очистить человека перед торжеством другого важного православного праздника – днем Петра и Павла. Длиться Петров пост до 12 июля . 11 июля последний день поста .

Интересно то, что Петров пост может менять свое количество дней каждый год, в зависимости от того, как рано или Поздно началась Пасха. Самый длинный зафиксированный пост продлился 42 дня (это ровно 6 недель), а самый короткий – всего 8 дней .

Что делать с ветками березы после Троицы?

Как уже говорилось, храмы и дома православных людей на Троицу принято украшать молодыми ветками березы и других деревьев (тоже можно). После торжества ветви не выкидывались. Их принято было складывать под крыши и хранить там, как оберег, до первых купальских огнищ, где их сжигали.

Видео: «Праздник Святой Троицы»