Что будет после отмены интернатуры. В медвузах отменяется интернатура

Завершение учебы в медицинском ВУЗе и получение на руки диплома о высшем образовании вовсе не значит, что выпускник может сразу же приступать к работе по своей специальности.

Чтобы начать врачебную карьеру, ему необходимо пройти интернатуру и обрести практические навыки, которые позволят полноценно трудиться и заниматься лечением людей. Что такое интернатура? Для чего она нужна и сколько времени нужно потратить на последипломную подготовку?

Что такое интернатура?

Термин «интернатура» происходит от слова internus , что в переводе с латинского означает «внутренний» . Интернатурой называют форму образования, которая начинается после окончания медицинского учебного заведения.

Она относится к первичной последипломной специализации и проводится на базе лечебного учреждения под руководством кафедры университета. После завершения интернатуры студент получает сертификат и может приступать к работе в больнице или поликлинике.

Во время прохождения интернатуры будущий врач занимается практической медицинской деятельностью, однако не может самостоятельно принимать какие-либо решения (например, устанавливать диагноз и окончательно назначать лечение) и не несет ответственности за свою работу.


Весь обучающий процесс сопровождается тестированием в различных областях медицины, а по завершении проводится аттестация, при успешном исходе которой студент становится специалистом в выбранном направлении.

Кто такие интерны?

Студентов медицинских ВУЗов, которые проходят интернатуру, называют интернами. Их обучение осуществляется на основании трудового договора (контракта), который будущие медики заключают с лечебным учреждением.

Подготовка проводится по индивидуальному плану, разрабатываемому руководителем учащегося. Выполнение этого плана студент должен фиксировать в дневнике интерна, который каждую неделю просматривается и визируется руководителем.

Если интерн с первого раза не прошел аттестацию, ему выдается не сертификат, а удостоверение, свидетельствующее о прохождении интернатуры. Далее для работы практикующим врачом он имеет право .

Сколько длится обучение в интернатуре?

Обычно срок обучения в интернатуре составляет 1 год, включая отпуск. Прохождение практики допускается только на дневном стационаре.


Заочной интернатуры не существует, поскольку выпускник ВУЗа должен освоить практический курс в лечебном учреждении. Студенты, которые обучаются на бюджете, проходят интернатуру бесплатно.

Контрактники оплачивают свое обучение, при этом не получают гарантий трудоустройства. Существует возможность бесплатной интернатуры, но для этого необходимо найти больницу, которая согласится взять интерна на работу и оплатит его практические занятия. Чаще всего такое возможно благодаря больницам, находящимся вдали от областных центров.

Обязательна ли интернатура для выпускников медицинских ВУЗов?

Интернатура обязательна для всех выпускников медицинских ВУЗов. Без ее прохождения студент не может приступить к работе практикующим врачом. Обойтись без интернатуры можно только в том случае, если он планирует вести научную деятельность в одном из НИИ.

Существует ряд исключений, позволяющих не обучаться в интернатуре, но получить право на работу в лечебных учреждениях. Для этого выпускник должен поступить в ординатуру или .

Чем интернатура отличается от ординатуры?

Ординатура является частью многоуровневой подготовки специалистов, в рамках которой студенты получают глубокие знания по выбранному профилю. Ее главное отличие от интернатуры заключается в освоении более узкой специальности, причем попасть в ординатуру можно только на конкурсной основе.


Она необязательна для прохождения, однако дает будущим врачам определенные преимущества, например возможность в дальнейшем занимать руководящие должности в больнице. Срок обучения в ординатуре составляет 2 года, то есть ее прохождение занимает на год больше времени, чем интернатура.

С нововведениями в медицинской сфере многих нынешних студентов и тех, кто планирует учиться на врача, волнует вопрос, будет ли интернатура в 2018 году. Медицинские реформы приняты, чтобы в корне изменить обучение студентов-медиков, и главное изменение касается полной отмены интернатуры.

Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон об «Охране здоровья граждан» в 2015 году, интернатура будет отменена. Процесс упразднения пройдет поэтапно:

  1. С сентября 2016 года интернатуру отменят для студентов-фармацевтов и стоматологов.
  2. С сентября 2017 года проходить интернатуру не нужно будет педиатрам и терапевтам.
  3. С 2018 года интернатура перестанет существовать для всех медицинских специальностей.

Согласно принятым нововведениям, теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу работать в поликлиниках и амбулаториях самостоятельно без присмотра старших коллег.

Ранее интернатура была переходным этапом между обучением в вузе и медицинской практикой. В течение одного года студенты были обязаны работать в больницах и клиниках для получения необходимых практических навыков. На этом этапе обучения будущие медики выполняли функции врачей, но под присмотром старших коллег. За работу будущие врачи не получали оплаты.

При обучении на узкие специальности студенты проходили ординатуру. Она длится 2 года и направлена на получение навыков в узкой специализации, например, неврологии, хирургии, гинекологии, неонтологии. В некоторых случаях необходимо было проходить и интернатуру, и ординатуру, то есть после медицинского вуза еще 1–3 года нужно было потратить на приобретение практических навыков. Интерн или ординатор получал сертификат, который позволял ему вести самостоятельную практику врача.

Отменена будет интернатура, ординатура в 2018 году и ближайшее время останется. Она будет нужна для узких специальностей. Пойти на ординатуру студент сможет после года работы терапевтом в поликлинике.

Отмена интернатуры и процесс обучения

В связи с отменой интернатуры будет изменен и процесс обучения. Чтобы выпускники имели достаточно знаний и навыков после завершения учебного заведения, практика будет увеличена. Количество уроков практики будет увеличено на каждом курсе обучения, начиная с первого года.

На уроках практики студенты будут заниматься на тренажерах и отправляться в больницы и поликлиники для оттачивания навыков. Ведущие доктора и кандидаты медицинских наук высказывают сомнения касаемо такой схемы получения знаний. И тому существует несколько причин:

  1. Из-за увеличения количества уроков практики узконаправленные специалисты не смогут получать достаточно теоретических знаний.
  2. Процесс обучения больше направлен на получение общих знаний, что усложняет подготовку хирургов, гинекологов, дерматологов и других узких специалистов.
  3. Тренажеры не могут заменить живых пациентов, поэтому навыков, полученных в процессе обучения, может не хватить для оказания квалифицированной медицинской помощи в жизни.

В то же время педагоги Воронежского мединститута и других учебных учреждений утверждают, что они выпускают подготовленных к самостоятельной работе специалистов, поэтому нет необходимости тратить время на прохождение интернатуры.

Сертификация и аккредитация

Ранее будущие медики получали сертификат после прохождения интернатуры, который давал им право практиковать. Каждые 5 лет квалификацию необходимо было повышать прохождением курсов и получением очередного сертификата.

После того, как интернатура в 2018 году будет отменена, сертификаты будут заменены на прохождение аккредитации. Сразу после завершения обучения в вузе выпускнику необходимо пройти аккредитацию, так как работать в поликлинике с одним дипломом невозможно. В процессе деятельности врачу будут начисляться баллы, которые будут подтверждать аккредитацию. Баллы аккредитации начисляются:

  1. За посещение медицинских семинаров, конференций и других подобных мероприятий.
  2. За написание научных статей и книг.
  3. За проведение сложных операций и манипуляций.

Впервые подтверждать свою аккредитацию практикующим врачам придется в 2021 году. Некоторые медики очень обеспокоены этим нововведением, поскольку их волнует, кто будет оплачивать подобные поездки, и будет ли оцениваться ежедневная работа врача, а также кто будет работать с пациентами, если все будут писать статьи и ездить по семинарам и конференциям.

Для чего необходима отмена интернатуры в 2018 году?

Сейчас в первом звене медицинского обслуживания в амбулаторных заведениях и поликлиниках наблюдается острая нехватка кадров, особенно в сельской местности. Чиновники из здравоохранения считают, что отмена интернатуры позволит решить данную проблему, так как выпускники медицинских вузов смогут сразу идти работать в поликлиники, что позволит закрыть открытые вакансии.

Чтобы решить проблему нехватки специалистов узкого направления, студентов по набору будут обязывать работать в учреждениях, из которых они были направлены.

Какие результаты принесет отмена интернатуры, покажет только время.

Shutterstock

В 2016 году в стране появились «дорожная карта» по обезболиванию, страховые поверенные и административная статья для врачей, начала внедряться аккредитация медработников, в вузах отменили интернатуру, а иностранных производителей лекарств и медоборудование фактически отстранили от госзакупок.

Принудительное импортозамещение: от текстиля до молекул

Весь 2016 год правительство шлифовало ограничения для доступа на российский рынок госзакупок импортных лекарств и медизделий. Госучреждениям закупать импортный текстиль. Втрое был список зарубежных медизделий, поставщики которых не могут участвовать в торгах на получение контракта при наличии хотя бы двух заявок от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей из стран-членов Евразийского экономического союза, а качество продукции в этом случае роли не играет - только место производства.

Еще одно постановление кабмина предоставляет преференции для отечественных товаров: чтобы российская компания получила приоритет на аукционе, система электронных торгов должна автоматически снижать предложенную им стоимость контракта на 15%. Если же тендер выиграет поставщик импортного товара, договор будет заключаться на сумму на 15% ниже предложенной им цены.

В фармотрасли импортозамещение добралось до молекул. Очередные Минпромторга к правилу «третий лишний» (постановлению правительства РФ № 1289 от 30.11.2015), обеспечивающему преференции в процессе госзакупки российским производителям лекарств, содержат уже требования и по организации производства на территории России фармакологической субстанции. Если заявок от отечественных производителей препаратов полного цикла не будет, приоритет должен отдаваться производителям лекарств, готовая лекарственная форма которых была произведена в России.

По замыслу правительства, «принятые решения будут способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий». Эксперты же опасаются, что уже скоро оставшиеся без конкуренции немногочисленные отечественные производители превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать.

«Выстраданный общественный договор»: доступное обезболивание и посещения в реанимации

Прошлый год стал переломным в решении проблемы обезболивания в России. Правительство РФ дорожную карту, предусматривающую повышение доступности обезболивающей терапии, в том числе расширение списка наркотических и психотропных препаратов и упрощение процедуры их назначения. Для снятия болевого синдрома будут использоваться современные подходы, которым будут обучать медицинских работников. Но главное - действия медиков, которые работают с обезболивающими опиатами, будут декриминализированы. Директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова назвала «Дорожную карту» своего рода общественным договором, который тяжело выстрадан и теперь должен быть обязательно исполнен. Сейчас необходимыми инвазивными препаратами обеспечены лишь 75% российских больных, а анальгетики в таблетках доступны 50% пациентов. На то, чтобы в стране появилось производство достаточного количества обезболивающих, нужны минимум два года. Еще больше времени потребуется на то, чтобы изменить психологию врачей «старой закалки».

Еще одна победа гражданского общества - открывшиеся двери реанимации. Минздрав выпустил рекордное число памяток и методических рекомендаций, регламентирующих посещения родственниками тяжелых больных в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Речь в них идет, как о требованиях к посетителям (они должны быть здоровы, соблюдать правила гигиены и не мешать работе медперсонала), так и об обязанности медучрежедний организовать условия для посещений. И самое главное - родителям право круглосуточно быть рядом с детьми. К сожалению, гарантии того, что эти рекомендации будут выполняться, никто не дает. В большинстве российских ЛПУ для этого просто нет технических возможностей, а у региональных властей - денег на их создание.

«Обновленное» ОМС: прозрачная госпитализация, региональное равенство и страховые поверенные

В 2016 году впервые было «выровнено» базовой программы ОМС для всех субъектов федерации. Следствием разного финансового положения российских регионов многие годы становились разные объемы госгарантий территориальных программ ОМС. Однако теперь, благодаря централизации страховых взносов, все средства аккумулируются в Федеральном фонде ОМС и распределяются по единому подушевому нормативу с учетом региональных коэффициентов. Как заявляют в ФОМСе, сейчас в системе ОМС нет богатых и бедных субъектов. Но признают, что проблема неравномерного финансирования остается для туберкулеза, психиатрии, венерологии, наркологии и других социально значимых заболеваний, за которые отвечают региональные бюджеты.

Кроме того, Минздрав РФ правила обязательного медицинского страхования, касающиеся как технической стороны, так и принципиальных вопросов - раскрытия информации клиниками и страховщиками. В частности, стала «прозрачней» госпитализация - теперь клиники должны ежедневно вносить в свою информационную систему сведения о выданных направлениях на госпитализацию, количестве свободных мест на ближайшие 10 рабочих дней, а также о госпитализированных за день плановых пациентах. По мнению экспертов, это должно пресечь коррупцию при госпитализации, а также прекратить практику, при которой администрация ЛПУ требует от врачей досрочной выписки пациентов, в том числе не долеченных, чтобы за отпущенное на одного больного время госпитализировать двоих-троих и получить деньги за всех.

В уходящем году в стране появился институт страховых поверенных, которые будут отслеживать процесс лечения каждого пациента. А также заниматься профилактикой, например, информировать о необходимости своевременной диспансеризации с помощью СМС-сообщений. В течение «переходного» 2016 года, по данным Минздрава подготовлено около 3,5 тыс. таких специалистов.

2016 год для врачей: допуск к профессии, отмена интернатуры, новые штрафы и старые зарплаты

С 2016 года в России начала аккредитация медицинских работников - проверка готовности «осуществлять деятельность по определенной медицинской специальности». Процедура предусматривает первичную аккредитацию (для выпускников вузов, желающих сразу приступить к профессиональной деятельности), первичную специализированную (для выпускников ординатуры, и врачей, повысивших свою квалификацию) и периодическую (для практикующих врачей в ходе непрерывного профессионального образования). Начали с выпускников вузов по специальностям «стоматология» и «фармация». В 2017 году аккредитация станет обязательной для всех остальных выпускников медвузов, а с 2021 - для всех практикующих врачей. В Минздраве новую систему называют формой непрерывного медицинского образования, необходимой для повышения качества медпомощи.

Однако эксперты говорят, что Минздрав меняет «вывеску», никак не затрагивая принципа выдачи допуска к профессии: чтобы работать, врач и раньше должен был иметь сертификат специалиста. А вот отмена с 1 сентября 2016 года интернатуры реально скажется на качестве медпомощи, не в лучшую сторону. Сразу после окончания вуза выпускников допустят к работе по трем базовым врачебным специальностям - участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога. интернатуры (как 7-го года обучения) призвана решить проблему дефицита кадров в первичном звене. Трехлетняя отработка выпускников в качестве врачей общей врачебной практики, фактически, станет обязательной. Только после этого молодой специалист сможет поступать в ординатуру по остальным врачебным специальностям.

А чтобы врачи не расслаблялись, в правительстве санкции за нарушение прав пациентов и порядка оказания медицинской помощи. До сих пор в Кодексе об административных нарушениях было не много «медицинских» статей, и касались они лишь донорства крови и фальсифицированных лекарств. Теперь за выявляемыми Росздравнадзором нарушениями будут следовать не малоэффективные «предписания», а конкретные штрафы. Расплачиваться собственным рублем придется также за взимание платы за бесплатную медпомощь, нарушение правил проведения медицинских экспертиз, порядка назначения и выписывания лекарств.

Без изменений остались разве что доходы медработников. По данным Фонда независимого мониторинга «Здоровье», официально заявляемую Минздравом зарплату в 48 тыс. рублей получают только 4,5% российских врачей. А значительное число их коллег получает до 20 тыс. рублей в месяц. В Минздраве, несмотря на заявления о росте средних зарплат по отрасли, также признают, что истинный их размер зависит не от качества работы, а от близости к начальству. Сегодня базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на так называемые стимулирующие выплаты. В регионы были направлены рекомендации о внесении изменений в структуру заработной платы врачей с тем, чтобы ее базовая часть составляла не менее 60%. Даст ли это какие-то результаты, узнаем в будущем году.

Для абитуриентов большинства медицинских ВУЗов, как и для многих выпускников этих же учреждений, всё более актуальным и животрепещущим становится вопрос относительно получения полноценного и востребованного образования. Вот только после того, как силу вступит федеральный стандарт относительного обучения третьего поколения, в России кардинально поменяется сам подход к подготовке будущих врачей. К примеру, с января 2016 года интернатура упраздняется для тех, кто решил выбрать на будущее специализацию стоматология и фармацевтика. С 2017 же года аналогичный исход дел коснётся желающих получить специализацию лечебно-профилактических факультетов и педиатрии. В первую очередь под новшества 2017 года попадут те абитуриенты, кто поступил на учёбу в 2013 году.

Чтобы понять, будет ли отменена интернатура в 2017 году и какие вообще новшества стоит ждать в этой сфере, стоит обсудить этот вопрос более подробно.

Суть реформы 2017 года относительно медицинского образования

Новые Госстандарты относительно образования рассказывают общественности о том, что выпускники ВУЗов с медицинским профилем должны морально готовиться к началу работы в органах здравоохранения. Именно таким шагом объясняется отмена обучения в интернатуре. Кстати, уже с сентября будущего года этот вид подготовки медицинских выпускников окажется полностью упразднён.

Стоит напомнить, что не так давно даже обычный участковый врач в поликлинике в обязательном порядке должен был иметь сертификат, в котором говорилось об окончании интернатуры и успешно сданного квалификационного экзамена.

Теперь для всех выпускников достаточно просто иметь при себе диплом об окончании профильного ВУЗа. Согласно с новыми подходами относительно получения медицинского образования, студенты специализированных учебных заведений обязаны осваивать технику врачевания на специальных симуляторах или же в больницах или поликлиниках, закреплённых к определённому ВУЗу.

Согласно с отмеченным нововведением, студенты лечебно-профилактических и педиатрических факультетах на 5 и 6 году обучения будут начинать отрабатывать на практике свои навыки. Контролировать процесс обязуется закреплённый специалист из лечебного учреждения. Стоматологи же и фармацевты начнут проходить такую практику на 4 и 5 году обучения.

Основной целью, преследуемой правительством своим решением об отмене интернатуры, является проблема с нехваткой медицинских кадров «первичной практики». В итоге представители Минздрава не придумали ничего лучшего, как решить проблему следующим путём. Теперь выпускникам медицинского ВУЗа сразу после окончания обучения придётся отработать 3 года в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Скорее всего первым местом работы для таких специалистов станет районная больница, проводящая набор. Все бюджетники, которые обучались на стипендии, после получения диплома должны будут отработать государству вложенные в них средства. В итоге получается привычная для времён СССР система, вызывающая у нынешних студентов вполне резонное опасение и даже волнение. Ведь теперь молодому врачу придётся отработать 36 месяцев в той больнице, где проходит набор.

Вот только далеко не каждому из будущих светил медицины хочется сразу после получения диплома отправляться в какое-то село на «отработку». Лишь имея за плечами 3 года практики на должности педиатра или терапевта, бывший студент может рассчитывать на поступление в ординатуру. Этот шаг позволит всего за 3 года получить врачу более узкую специализацию. Вопрос относительно окончания ординатуры останется открытым для тех студентов, кто планирует после окончания заниматься трансплантологией, неонтологией, хирургией, кардиологией и другими специализациями.

Новый порядок аккредитации медицинских сотрудников

2017 год обернётся ещё одним нежданным моментом для нынешних медиков: привычная процедура сертификации теперь будет представляться в виде аккредитации, дополненной государственными экзаменами. По мнению правительства, эта мера позволит существенно повысить уровень образования. Кстати, обязательная для всех аккредитация была введена ещё в 2011 году. В 2017 же году вступает в действие порядок проведения этой процедуры, на основании которой можно с лёгкостью проверить готовность врача осуществлять свою профессиональную деятельность.

Освидетельствовать свою квалификацию теперь придётся каждые 5 лет. Также Минздравом планируется создать общий реестр медицинских специалистов, в котором можно легко увидеть опубликованную информации относительно уровня образования каждого врача, так, как и его квалификацию. Говоря проще, теперь пациенты смогут самостоятельно выбирать для себя лечащего врача, исходя из предоставляемых данных. Хочется отметить, что пока Минздрав не оглашает никаких конкретных критериев относительно правил прохождения будущего «среза знаний и умений».

По предварительным данным, процедура аккредитации будет проходить в виде тестирования, предоставления комиссии портфолио и экзамена в центре симуляции. Медицинские работники, сумевшие успешно пройти все «испытания», получат на руки «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи».

Для выпускников аккредитация в 2017 году будет проводиться профильными ВУЗами, тогда как действующие врачи смогут определить уровень своих умений и знаний на следующие 5 лет в специально подготовленных центрах.

Критика в сторону будущей реформы

Перед тем как обсуждать, отменят ли интернатуру в 2017 году, стоит понять следующие: все эти инновации со стороны кажутся очень даже сомнительными. Ранее существовавшая система подготовки медицинских работников предполагала получение всех необходимых практических сведений в процессе интернатуры. Это помогало не отвлекаться от теоретического обучения, к тому же действующая практика проводилась под чётким надзором руководства.
Теперь же, вчера ещё студенты, а завтра уже новые педиатры и терапевты, смогут заполнить своим количеством пустующие кабинеты и навсегда разобраться с длинными очередями. Но тем самым система Здравоохранения обзаведётся искусственной конкуренцией. Ведь если на место опытного врача придёт выпускник, то о каком праве относительно повышения оклада может идти речь.

Сами же врачи настаивают на том, что лишь благодаря интернатуре студент-медик получает возможность подготовить себя по какой-нибудь узкой специальности. Замена этой ступени практикой во время обучения теории приведёт к существенному сокращению часов, которые сейчас уделяются физиологии, микробиологии или биохимии. В итоге все будущие терапевты могут распрощаться с львиной долей важной теоретической информации. К тому же хоть кто-то верит в том, что выпускник медицинского ВУЗа сразу после получения «корочки» действительно может стать хорошим врачом?

В будущем введения такой инициативы может привести к существенному сокращению числа узких специалистов. Такие выводы строятся на довольно простом расчёте: 6 лет обучения, 3 года терапии. В итоге до момента поступления в ординатуру будущему специалисту исполнится 27 лет. У многих до того момента появляться семьи. При этом на должности терапевта вчерашний студент сможет зарабатывать около 20 тыс. рублей, тогда как 5 лет ординатуры – ежемесячная стипендия в 2 тыс. рублей. Вряд ли хоть один семейный человек сможет позволить себе подобную «роскошь». В итоге должности терапевта для большей половины выпускников окажется вполне достаточно. А кто же обеспечит страну хорошими гинекологами, ортопедами или же хирургами?

Остаётся лишь надеяться на то, что пользы от будущих молодых терапевтов в 2017 году окажется больше, чем вреда. Но так ли это будет?

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.