Церковь празднует обретение мощей святой матроны московской. Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»

Наш воистину долготерпеливый православный народ, презрев страх гонений и расправы от людей нечестивых, не только сохранил в благодарной памяти имя Святителя Иоасафа, но и нетленные мощи святого.

Житие Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского, описано весьма подробно во многих книгах.

Родился Святитель Иоасаф в праздник Пресвятой Богородицы, 8 сентября, 1705 года в Малороссии в зажиточной казацкой семье. Однако отец мальчика, Андрей Дмитриевич Горленко, впал в царскую немилость, претерпел разорение и гонение. Будущий святитель, нареченный при крещении Иоакимом, воспитывался, в основном, матерью, Марией Даниловной, женщиной тихой, богобоязненной, приучившей сына к смиренному терпению, к осознанию благодати жизни духовной, созерцательной. Способствовали развитию данного мироощущения и превратности судьбы, которые терпела семья Горленко, которые на опыте показали, что все в этой жизни мимолетно и преходяще, кроме великой и всепреданной любви к Богу.

До восьми лет Иоаким рос в родительском доме, после же был отдан в учение в Киево-Могилянскую Академию. В то время ректором Академии и настоятелем Братского училищного монастыря был будущий архиепископ Новгородский Феофан Прокопович, который особое внимание уделял воспитанию ученого монашества, видя именно в нем будущее православно-богословской науки.

Детские годы, осененные радостью самоотверженной материнской любви, и первые годы в Академии, проникнутые духом монастырской жизни, развили у мальчика раннее стремление к жизни иноческой. Сам будущий святитель вспоминал позднее, что с 11 лет «возлюбил монашество», а в 16 лет его намерение посвятить себя служению Богу превратилось в твердое решение. Из-за боязни огорчить родителей своим уходом из жизни мирской постриг он принимает без их благословения, находя подкрепление в словах Господа Иисуса Христа: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ().

27 октября 1725 года двадцатилетний юноша Иоаким был пострижен в рясофор, а через два года 21 ноября принял великое пострижение с именем Иоасафа.

Некоторое время иеродиакон Иоасаф преподавал в Киевской Академии, потом был назначен экллесиархом Киево-Брасткого монастыря, а с 1734 года становится экзаменатором Киевской архиепископии. Почти 10 лет проходил Иоасаф различные послушания и только в 1737 году был назначен во игумена Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, построенного в 1624 году на берегу реки Сулы недалеко от города Лубны Полтавской губернии. Именно здесь начинает игумен Иоасаф уготованную ему Промыслом Божиим жизнь строителя, созидателя храмов православных, жизнь подвижническую, исполненную трудов, укрепленную молитвами, ибо возлюбил он Бога больше, чем ближнего, от всего сердца, от всей души, со всею крепостию и со всем помышлением.

Постепенно возрождался Мгарский монастырь под окормлением Иоасафа, удостоенного в 1744 году сана архимандрита и уже приступали братия к восстановлению соборного храма, как указом Святейшего Синода архимандрит Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, куда и прибыл 29 января 1745 года.

Новые труды посвящены были восстановлению Лавры после постигшего ее пожара.

Пожар нанес сильный ущерб всем постройкам Лавры и 1746–1748 годы были годами неутомимой, беспрерывной строительной деятельности. Была также попорчена церковная живопись и предстоял огромный труд по ее восстановлению и возрождению, что, по словам современников и исследователей, пробудило интерес к учреждению в Лавре иконописной мастерской и рисовальной школы.

«За это время были возобновлены выгоревшие братские келлии и властелинские покои; покрыты деревянного кровлею выгоревшие стены и башни, а обветшавшие заново перекрыты тесом и гонтом с перестройкой лестниц и мостов; начата и окончена стройкой Смоленская ; возобновлена сгоревшая церковь над святыми вратами в честь Рождества Иоанна Предтечи; над трапезной церковью сооружена железная кровля; покрыта белым железом Михеевская церковь, продолжалась стройкою лаврская колокольня, отлит и расчеканен лаврский царь-колокол» (Житие, с. 16).

Трудно даже представить себе, сколько физических и душевных сил было затрачено новым наместником Лавры для произведения всех этих работ, которые даже по тем временам, когда строили быстро и добротно из высококачественных материалов, представляло большую сложность. Нам сегодняшним, живущим в стране разрушенного хозяйства и разрушенных душ человеческих, такая задача не по силам. Сложна нам она, прежде всего, потому, что мы в гордыне своей перестали уповать на всещедрую помощь Божию и великую милость Его. Самость поставили мы во главу нашего труда и наших душ, помраченных неверием и неблагодатным упованием на самих себя. Предки наши жили и верили иначе, и пример их трудов пусть послужит нам уроком жизни в Боге и с Богом.

Два года непрерывной, неутомимой строительной деятельности совместно с настоятелем Лавры архиепископом Переяславским Арсением (Могилянским) дали архимандриту Иоасафу опыт и знания, понадобившиеся ему в его новом, высшем служении – служении епископском.

2 июня 1748 года в Петербурге в Петропавловском соборе была свершена хиротония в присутствии Государыни и Императорской фамилии. Хиротонию свершали: «синодальный член Симон, архиепископ Псковский и Нарвский с присутствующими преосвященными Иларионом, епископом Крутицким, Арсением, архиепископом Переяславским, Платоном, епископом Владимирским, с епархиальными архиереями Антонием Вятским и Порфирием Суздальским».

«Святитель Иоасаф вступил на кафедру Белгородскую на 43 году от рождения и 23 от пострижения в монашество.

Эти двадцать три года прошли в непрерывных трудах, все более и более возраставших и как бы подготовлявших его к занятию епископского престола. Но вместе с этими трудами ради иноческого послушания шла рядом, не прерываясь, и деятельность святителя Иоасафа как подвижника, причем к добровольным подвигам поста и молитвы с 1737 года присоединились подвиги невольные – длительные и тяжкие болезни, о которых он неоднократно упоминает в своей автобиографии... Как истинный христианин он переносил эти болезни с терпеливою покорностию воле Божией, надеясь на Его милость. Связанная с ними мысль о близкой кончине и следующем за ней суде Божием усугубляла его внутренний взор, развивая особую чуткость к происходящему в глубоких тайниках души. В своих записках святитель Иоасаф сообщает о нескольких знаменательных для него сновидениях, в которых он усматривал нарочитые указания свыше. Из содержания этих сновидений отчасти можно судить, какие настроения и помыслы господствовали в душе святого Иоасафа: храм, богослужение, святыни, мысли о грехах и милосердии Божием, о болезнях как наказании и вразумлении от Господа,– вот что наполняло его внутренний мир».

Скончался святитель Иоасаф 10 декабря 1754 года в 4 часа 20 минут пополудни, окруженный родными и монашествующей братией. Прожил он 49 лет, 3 месяца и 2 дня. На погребении присутствовал престарелый отец почившего святителя. Неожиданно он вспомнил и впервые рассказал всем присутствующим замечательное видение Богоматери, бывшее ему на восьмом году жизни святителя. «В то время Андрей Дмитриевич сильно тосковал по сыне своем Иоакиме, который был отправлен в Киев для обучения. Одним вечером с печалью в душе сидел Андрей Дмитриевич на крыльце своего дома и думал,– какое-то будущее готовит Промысл Божий его первенцу? Среди этих размышлений, взглянув на запад на закатывающееся солнце, он увидел, что в воздухе стоит Богоматерь, к стопам Которой с молитвою припал сын его Иоаким.

Такова скромная история жизни святителя, великою благодатию Божией продолжившаяся после его смерти на долгие годы и десятилетия.

Но свершалась революция 1917 года. Вместе с ней пришло в мир разрушение родных святынь, безжалостное уничтожение всего, что связано с Православием, с Русской , насильственное воспитание целых поколений в духе атеизма и безнравственности. Началось же это с первых дней свершения революции.

1918 год. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси в послании к верным чадам Русской Православной Церкви пишет:

«Гонение жесточайшее воздвигнуто на святую Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля московского) , или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви Православной и подготавливающие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и превращаются или в училища безверия или даже прямо в рассадники безнравственности.

Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над Святою Православною ».

В те годы разрушен был и монастырь с усыпальницей святителя Иоасафа. Революционные солдаты, вдохновляемые атеистической пропагандой своих предводителей, вскрыли мощи святителя Иоасафа, разрезали грудь штыком, чтобы посмотреть, есть ли сердце внутри и какое оно. Потом мощи были перевезены в Москву и выставлены в музее возле Лубянки рядом с проспиртованной крысой и телом алкоголика.

После закрытия музея мощи пропали и казалось были утрачены навсегда.

Шли годы, долгие годы гонений на Христову.

Наконец, наступило время, когда политика государства по отношению к Церкви резко начала меняться. Православные люди, настрадавшиеся за долгие годы атеистического режима, не сразу поверили в перемены, но когда, наконец, поверили, стали раскрывать свято хранимые ими тайны, хранимые даже от близких им людей, дабы не навлекать на них гнев власть имущих. Так случилось и с Аркадием Васильевичем Соколовым, бригадиром плотников объединения «Реставратор».

6 февраля 1991 года его дочь, взяв с собой младшего сына, пошла поклониться мощам преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Радостная и счастливая пришла она домой и, рассказав о большом событии в ее жизни родителям, заметила, что отец очень разволновался. Он сказал, что, наконец, дождался времени, когда может открыть тайну, которую хранил 20 лет, и благодарит Господа за то, что сохранил ему жизнь до этого часа.

Рассказал он следующее. В начале 70-х годов бригада Аркадия Васильевича работала в Казанском соборе. Комендант собора потребовала, чтобы в подвале, сыром и холодном, закопали, как она выразилась «мумию». Рабочие не послушались ее распоряжения и, завернув мощи святого в простыни, отнесли на чердак, где было достаточно сухо, в одном из отсеков перекрытия выкопали яму и захоронили святыню. Они надеялись, что в сухом и чистом шлаке мощи сохраняться. По мнению Аркадия Васильевича, они должны находиться там и по сей день.

Выслушав рассказ отца, его дочь, Людмила Аркадьевна, связалась с членом общины Казанского собора Наталией Дмитриевной Недашковской, и вместе они взялись за организацию поисков. Они побоялись обратиться к администрации музея, справедливо полагая, что сотрудники музея атеизма не отнесутся с должным пониманием к ним, а воспользовались тем, что на чердаке собора в это время велись работы по составлению плана реставрации. Руководитель работ – главный архитектор объединения «Реставратор» Александр Гаврилович Леонтьев – включил в список работающих на чердаке, куда вход, разумеется, посторонним был закрыт, Аркадия Васильевича, его дочь и историка-египтолога из Университета Валентину Ивановну. То, что людям пришлось прибегнуть к такой уловке, вполне объяснимо и понятно: они боялись непродуманных действий со стороны администрации музея в случае обнаружения мощей святого.

После всех переживаний, связанных с обнаружением мощей, Людмила Аркадьевна вспоминала:

«Мы вчетвером поднялись на чердак. Там нас ждали два землекопа, Андрей и Илья. В ближайшем от лестницы отсеке перекрытия, на который указал отец, где было все не раз уже копано-перекопано, под слоем шлака мы нашли захоронение. Святой лежал головой к окну со сложенными на груди руками, тело его было обернуто черным материалом, похожим на бархат.

С огромным трепетом и благоговением мы приблизились к телу святого. Александр Гаврилович освободил ступни святого от черного материала, и мы увидели белую пелену. Валентина Ивановна сказала, что это, конечно, не египетская мумия, а мощи православного святого. Мы немедленно сообщили о находке настоятелю Казанского собора отцу Сергию (Кузьмину)».

Таково начало истории второго обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского . Можно предположить, что в Казанский собор они попали после организации в нем музея атеизма, куда свозились, так называемые, «экспонаты» со всей страны. Далее последовал рапорт отца Сергия Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и была назначена компетентная комиссия для освидетельствования мощей в составе: Преосвященный Арсений, епископ Истринский, прот. Борис Глебов, прот. Николай Гундяев, прот. Павел Красноцветов, архимандрит Симон (Гетя), игумен Сергий (Кузьмин), С. Н. Павлов, научный сотрудник музея истории религии, А. Ю. Симаков, председатель подкомиссии Ленсовета по делам вероисповеданий и религиозных обществ, Н. В. Пясковский, член подкомиссии, депутат Ленсовета, К. Г. Головкин, ведущий инспектор Главного Управления по охране и реставрации памятников культуры Министерства культуры РСФСР.

Ко времени освидетельствования святые мощи были перенесены в Спасо-Преображенский собор.

13 марта 1991 года был подписан акт освидетельствования мощей всеми членами созданной комиесии. Акт гласил:

«В 16.10 в присутствии всех членов комиссии была снята пелена. Св. мощи были завернуты в оберточную бумагу и марлю, а также обвязаны тонкой льняной бечевкой, ноги возле щиколоток скреплены аллюминиевой проволокой.

Все указанные материалы современного происхождения. После снятия оберточных материалов пред членами комиссии оказалось тело человека мужского пола с полностью сохранившейся плотью, желтовато-коричневого цвета, со сложенными крестообразно руками ниже груди. Длина тела 177 см. Голова полностью сохранилась. Волосяное покрытие слабое, рыжевато-серого цвета, челюсти сомкнуты, рот слегка приоткрыт, верхние и нижние зубы целы. Нос с горбинкой, бороды и усов нет, под подбородком частично сохранились черные волосы. Лоб покатый, надбровные дуги – выпуклы. На животе под скрещенными руками имеется разрез в виде буквы «Н», видимо, сделанный спустя много лет после того, как плоть была уже полностью высохшей, так как края разреза плотно примыкают друг к другу. Через разрез просматриваются высохшие внутренние органы... После осмотра тело было очищено от пыли и обтерто св. водой. Затем оно было обернуто чистой тканью и накрыто погребальной пеленой».

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен.

И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах.

Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны.

Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ().

Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ().

Молитва святителя Иоасафа Белгородского

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен ecи во веки веков. Аминь.»

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..» . Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках .

К ранним и наиболее значимым случаям обретения мощей церковная история относит:

  • обретение главы Иоанна Крестителя (три случая: не ранее IV века, в 320-е годы и в 850 году);
  • открытие мощей святых Гервасия и Протасия Амвросием Медиоланским 19 июня 387 года . Открытие произошло в разгар арианских споров и способствовало победе православных;
  • обретение мощей Первомученика Стефана в 415 году палестинским священником Лукианом в Кафар-Гамале , который описал это событие в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Это обретение произошло в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку от Иерусалима в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе; обладание святыми мощами для иерусалимского епископа Иоанна способствовало повышению его духовного авторитета в борьбе с пелагианами;
  • обретение мощей апостола Варнавы , которое, согласно «Энкомию» Александра Кипрского , произошло после того, как апостол трижды во сне явился саламинскому архиепископу Анфемию и указал место своего погребения. Обретение мощей Варнавы помогло Кипрской церкви в споре с Антиохийским патриархатом и способствовало утверждению её автокефалии .

История Церкви знает как единичные случаи открытия мощей, так и массовые мероприятия. Так, в катакомбах Рима в 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Перенесение мощей

С обретением мощей тесно связано их перенесение, особенно в случае их нахождения вне храма. Так, после обретения мощей Первомученика Стефана в окрестностях Иерусалима их перенесли в Константинополь , где их встречала императрица Пульхерия . Это событие запечатлено на рельефе из слоновой кости (Трир , VI век), который является одним из самых ранних изображений подобных церемоний.

Перенесение мощей в церковной истории бывает связано с разорением городских и монастырских храмов во время войн и др. Одним из примеров такого перенесения является перемещение мощей преподобного Венедикта Нурсийского в аббатство Флёри (Франция) из монастыря Монтекассино (Италия) в связи с разорением последнего лангобардами .

В честь перенесения мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых. Например, 2 (15) августа - перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, 9 (22) мая - перенесение мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари , 31 мая (13 июня) - перенесение мощей святителя Филиппа Московского из Соловецкого монастыря в Москву и другие.

Перенесение мощей бывает связано с их повторным обретением. Так, в 828 году венецианские купцы, прибыв в Александрию , узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей . Они решили спасти мощи евангелиста Марка , вывезя их к себе на родину. Они нашли их в церкви, построенной в 310 году над могилой апостола, которая предназначалась под снос. В Венеции для мощей был построен величественный собор , а дата их прибытия в Венецию (31 января 829 года) стала ежегодным городским праздником. При перестройке собора в конце XI века мощи евангелиста были утеряны, а затем повторно обретены чудесным образом в тайнике, находившемся в пилястре базилики .

Напишите отзыв о статье "Обретение мощей"

Примечания

  1. Желтов Михаил, диак. // Богословские труды . - М ., 2005. - Т. 40 . - С. 122–127 . из первоисточника 21 марта 2012.
  2. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, и дипломатическая миссия Константина Философа // . - М .: Муравей, 1998. - 237 с.
  3. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  4. Димитрий Ростовский .
  5. . Православие.Ru . Проверено 29 сентября 2009. .
  6. Карташёв А.В. Вселенские соборы. - Клин, 2004. - С. 182.
  7. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217)
  8. Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982
  9. Лосева О.В. // Православная энциклопедия . - М ., 2003. - Т. 6 . - С. 641-646 . - ISBN 5-89572-010-2 .
  10. протоиерей Иоанн Мейендорф . . Единство империи и разделение христиан . Проверено 29 сентября 2009. .
  11. Голубцов А. П. . Из чтений по Церковной Археологии и Литургике . Проверено 29 сентября 2009. .
  12. протоиерей Николай Погребняк. // Московские епархиальные ведомости . - М .: Московская епархия, 2007. - № 7-8 .
  13. Голубинский Е. Е. // Богословский вестник . - 1894. - Т. 2 , № 6 . - С. 418-436 .
  14. протоиерей Владислав Цыпин . Глава 48. Канонизация и почитание святых // .
  15. митрополит Ювеналий (Поярков) . // Мир истории. - 2000. - № 3 .
  16. . Проверено 30 сентября 2009. .
  17. Мария Да Вилла Урбани. Собор Сан Марко. - Венеция: Storti Edizioni, 2006. - С. 12. - ISBN 88-7666-590-0 .

Отрывок, характеризующий Обретение мощей

– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.
– Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился.

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с Петром и Иоанном и исцелила его.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки Саровки. Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».

Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Обретение святых мощей и канонизация собора преподобных оптинских Старцев

К анонизация собора Оптинских старцев, состоявшаяся 26 июля 1996 года, исполнила жизнь Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни новым возвышенным содержанием. Под молитвенным покровом новопрославленных угодников Божиих Оптина продолжала подниматься из руин, и день ото дня поток богомольцев в сию древнюю обитель увеличивался. У многих, посещавших монастырский некрополь - место погребения семи святых преподобных Оптинских старцев, неустанных молитвенников за обитель, Церковь и Отечество, - возникла мысль о том, чтобы святые мощи угодников Божиих покоились не под открытым небом, а в Божием храме, где было бы ощутимее их благодатное присутствие и молитвенный покров.

В свое время глубокая любовь и почтение к Старцам подвигли монастырскую братию установить на местах их погребения часовни, и было даже намерение устроить особое капитальное сооружение. Но страшное кровавое лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений Старцев.

В 1987 году Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания.

Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе. И вот, лето 1998 года ознаменовалось радостным событием: строительство храма было благополучно завершено. 24 июня было получено благословение Его Святейшества на обретение святых мощей, а 7 июля, в день Рождества Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после молебна собору оптинских Старцев, работы на монастырском некрополе начались.

Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех Старцев: Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Но обстоятельства сложились так, что через два с половиной дня были обретены мощи всех семи Старцев.

В разделе представлены фотографии из Оптинских архивов, а также летописные и опубликованные в печати материалы, раскрывающие историю захоронений того участка некрополя, где были погребены оптинские Старцы. Приведены также современные фотографии, иллюстрирующие основные моменты процесса работ по обретению мощей семи Старцев: Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова).

Места захоронений преподобных старцев

О месте захоронения старца Льва (Наголкина)

Первоначальный вид места захоронения старца Льва:

(1)

(2) - такой же памятник на могиле Алексея Желябужского

«... Погребено тело старца о. Леонида, по общему желанию настоятеля и братий, близ соборной Введенской церкви, за южным приделом св. Николая чудотворца, рядом с могилою его духовного сына и друга о Господе Алексея Ивановича Желябужского, скончавшегося несколькими месяцами ранее о. Леонида, 11-го июня того же 1841 года. При жизни своей о. Леонид как бы шуточно говаривал ему: «Старец! Мы с тобой рядышком ляжем, бок с боком». Об этих словах о. Леонида вспомнили уже после погребения и удивились точному исполнению их.»

(Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 318,319.) .

О месте захоронения старца Макария (Иванова)

Часовня на месте захоронения старца оптинского Макария

«В два часа пополудни тело усопшего о Господе было перенесено из скитской церкви в монастырскую, где, по распоряжению настоятеля обители, было уготовано место для почившего Старца, по правую руку его духовного друга иеросхимонаха Леонида.

Наконец опустили гроб в могилу, уготованную против алтаря Николаевского придела соборного храма, по правую сторону склепа, в котором почивает тело иеросхимонаха Леонида (Льва), духовного друга и сопостника Старца».

(Житие иеросхимонаха Макария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 143 и 146.)

О месте захоронения старца Илариона (Пономарева)

Фотографий или рисунков с видом места захоронения преподобного оптинского старца Илариона пока не имеется.

С великим самоотвержением прп. Иларион нес подвиг старческого служения. Свою тяжелейшую, мучительную и долгую болезнь Старец до последнего вздоха преодолевал великою любовью к Богу и ближним. Ответная любовь братии к прп. Илариону выразилась в том, что он был погребен близ могилок своих знаменитых предшественников, прпп. Льва и Макария. А кроме этого, в память его был устроен больничный храм в честь прп. Илариона Великого, имя которого он носил, за южной стеной монастыря.

В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.

«... По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братией и мирских, и за сим тело усопшего было предано земле возле могилки старца о.Макария, через дорожку в сажень ширины от нея, в особом склепе.

29 сентября тщанием казначея о.Флавия было устроено в ожидании будущего памятника над могилой о.Илариона помещение за стеклом для распятия, перед которым неугасимо горела лампада».

(Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 234, 235.)

В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.

О месте захоронения старца Амвросия (Гренкова)

Первоначальный вид места захоронения трех старцев:

(1) - часовня над могилой старца Макария;

(2)

(3) - могила старца Иосифа

«... Посещавшие Оптину Пустынь без сомнения помнят близ юго-восточной стены летнего Введенского собора, слева от дорожки, белую часовню над могилой старца о. Макария. Рядом с этой часовней и приготовлена была могила для новопреставленного старца Амвросия. После заупокойной литии, совершенной Владыкой, и по возглашению почившему вечной памяти, гроб опущен был в приготовленный в могиле осмоленный ящик, который и закрыт был особой крышкой».

(Житие Преподобного Амвросия Старца Оптинского. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1997 г., стр. 169)

О месте захоронения старца Иосифа (Литовкина)

На фотографии запечатлен вид на захоронение трех оптинских старцев:

Прп. Амвросия (2) ,

Прп. Макария (3) ,

Прп. Льва (4) .

Цифрой (1) обозначено место захоронения старца оптинского прп. Иосифа.

«На могиле, приготовленной в ногах старца Амвросия, была совершена последняя лития и гроб опустили в склеп».

(Житие иеросхимонаха Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1993 г., стр. 188.)

О месте захоронения старца Анатолия (Потапова)

Место захоронения старца Анатолия (Потапова):

(1) - часовня над могилой старца Амвросия;

(2) - присоединенная к часовне старца Амвросия часовня над могилой старца Иосифа;

(3) - место захоронения (в 1922 г.) старца Анатолия (Потапова) между надгробиями старца Амвросия и старца Иосифа;

(4) - часовня старца Макария;

(5) - виден край чугунного памятника над могилой старца Льва;

(6) - чугунный памятник над могилой А. Желябужского.

Видна восточная стена Никольского придела с навесом, устроенным, по-видимому, для уличной иконы

«А близ алтаря Введенского собора готовили могилу. В той самой часовне, где были погребены старцы Амвросий и Иосиф, на том самом месте, где о.Анатолий долго стоял за две недели до своей кончины. Когда копали могилу, случайно задели гроб старца Макария. Тело блаженного Старца почивало нетленным».

(Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 164.)

О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова)


Фотография рисунка с изображением часовни над могилами старцев оптинских иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) - справа и схиархимандрита Варсонофия - слева

О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова) известно следующее:

«... Похоронили его между Введенским и Казанским соборами».

(Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 36.)

О месте захоронения старца Варсонофия (Плеханкова)

Фотография часовни над местом погребения старцев оптинских схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова)

«…Под пение «Святый Боже» и колокольный звон гроб старца Варсонофия поплыл на руках братии из храма, - погребальная процессия остановилась у южных дверей Введенского собора, где и было место последнего упокоения о. Варсонофия, рядом со старцем Анатолием, его наставником, возлюбленным отцом и руководителем.

Позднее была для обоих Старцев построена общая часовня, внутри которой находились их надгробия...»

Установка памятника-часовни началась 24 мая 1914 года, как об этом сообщается в Летописи Скита.

(Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 445, 446)

О месте захоронения Киреевских

И.В. Киреевский (1806-1856) П.В. Киреевский (1808-1856)

На этой фотографии видим:

(1) - памятник на могиле И.В. Киреевского;

(2) - памятник на могиле старца Льва;

(3) - часовня старца Макария

«Ивану Васильевичу Киреевскому одновременно со старцем Макарием принадлежит инициатива великого предприятия - издания святоотеческих писаний. ... Он указывает, что русская философия должна строиться на глубоком, живом и чистом любомудрии святых отцов, представляющих зародыши высшего философского анализа.
Из всех мирских лиц, пребывающих в Оптиной Пустыни, Киреевский ближе всех других подошел к ее духу и понял, как никто иной, ее значение как духовной вершины.
Иван Васильевич умер от холеры в Петербурге, куда он поехал навестить своего сына, окончившего лицей».

«Собиратель древних духовных стихов, былин и народных песен, Петр Васильевич Киреевский, ... великий печальник древней Руси, духовный сын оптинских старцев, ... отдал всю свою жизнь служению идее Святой Руси».

«Иван Васильевич Киреевский и брат его Петр вместе с супругой Ивана Васильевича, Натальей Петровной, погребены у Введенского храма Оптиной Пустыни, рядом с могилами великих Старцев: Леонида (в схиме Льва), Макария и Амвросия.»

(Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Изд. Свято-Сергиевой лавры 1995 г. Стр. 201-22 2)