Царские забавы: малоизвестные факты из жизни русских правителей XIX века.

Кровавая барыня Дарья Салтыкова официально состояла только в одном браке, заключенном в 1750 году с Глебом Салтыковым. Этот союз не только приумножил материальные богатства обоих родов, но и благодаря знатной дворянской фамилии мужа позволил Дарье войти в высший свет.

Ивановы

Салтыкова происходила родом из обеспеченного семейства потомственных дворян Ивановых (ударение на первый слог), чей дед Автоном во время стрелецкого бунта выразил поддержку будущему императору Петру I. Получив в благодарность от правителя пост главы Поместного приказа, чины и имения он оставил хорошее наследство своему сыну Николаю, который вернувшись со службы на флоте, возвел в селе Троицкое особняк, куда въехал после женитьбы на Анне Давыдовой.

Именно она родила Дарью, а также двух её старших сестер Аграфену и Марфу, и, по одним данным, вскоре умерла, а по другим - ушла в монастырь. Дарья считалась невестой завидной, поскольку обладала недурной наружностью, покладистым характером и щедрым приданым, а поэтому в 19 лет уже была сосватана за представителя рода Салтыковых.

Семейная жизнь

Глеб Салтыков служил ротмистром в лейб-гвардии конного полка и приходился родственником большому числу влиятельных московских аристократов, самым знаменитым из которых был его племянник Сергей Салтыков - фаворит императрицы Екатерины II. В офицерской среде Глеб считался дамским угодником, но к 35 годам всё же связал себя узами брака.

После свадьбы молодожены поселились в московской усадьбе, размещавшейся на пересечении Кузнецкого моста и Большой Лубянки, но достаточно часто посещали имение Красное, возвышавшееся на живописном берегу реки Пахра.

Однозначных фактов, свидетельствующих о том, как ладила чета Салтыковых, нет. Часть историков утверждают, что их семейная жизнь была достаточно благополучной, другие заверяют, что Глеб так и не сумел проститься с разгульными привычками и, отправляясь по служебным делам в Петербург, бессовестно изменял супруге.

Одной из причин его неверности называют несовпадение внешнего образа Дарьи с его идеалом женской красоты - ему нравились румяные дамы с пышными формами, а она была бледноликой худышкой. Хотя некоторые источники фиксируют её богатырское телосложение и очень грубый голос.

Тем не менее в этом браке родились два сына - Фёдор и Николай, воспитанием которых занимался штат прислуги, в то время как их матушка посещала светские мероприятия, совершала церковные паломничества и занималась активной благотворительностью.

Размеренная жизнь семейства Салтыковых закончилась с гибелью мужа, который простудился и не смог пережить горячки. Для 26-летней Дарьи его кончина стала трагедией, она тяжело переживала утрату, как следствие забросила все дела и переехала жить в подмосковное имение Троицкое, доставшееся ей после смерти отца.

Кстати, как вдова Салтыкова она унаследовала вотчины в Московской, Костромской и Вологодской губерниях, а потому стала очень состоятельной особой с тысячью крепостных крестьян.

Спустя полгода горе стало отпускать Салтыкову, она вернулась к привычной жизни, но с её психикой произошли необратимые изменения – прежде проявлявшая лишь редкие вспышки гнева, она вдруг превратилась в кровожадного монстра.

Психическое расстройство

Современные психологи считают, что у неё проявилась эпилептоидная психопатия, с характерным излишним возбуждением, выражающимся в чрезмерной раздражительности и необузданной агрессивности.

Причиной развития этого расстройства могли стать неудачи в личной жизни. Не желая в самом расцвете молодости оставаться вдовой, Салтыкова пыталась повторно выскочить замуж, однако претендентов на её руку и сердца не наблюдалось. Видя, как дворовые крестьянки находят себе женихов и создают семьи, она стала впадать в бешенство и в порыве неконтролируемой злости причинять им увечья самыми изощренными способами.

Неудовлетворенность барыни стоила жизни 139 ни в чем неповинных крестьян (в основном незамужних и беременных девушек), которых зверски пытали и убивали на протяжении 7 лет.

Страсть

Изменить ситуацию в поместье Троицкое и остановить чинившиеся в нем преступления мог молодой специалист по межеванию Тютчев, который на протяжении года посещал дом Салтыковой, не минуя спальню. Расцветшая от любви вдова почти на год забыла про садистские развлечения и уже строила планы на свадьбу с дедом будущего поэта Федора Тютчева, как вдруг пришло известие, о том, что он сделал предложение её соседке Панютиной.

Рассвирепевшая от новости Салтычиха дважды покушалась на жизнь бывшего возлюбленного и его пассии. В первый раз при пособничестве слуг она попыталась взорвать их в доме Панютиной, но участники нападения струсили и не выполнили приказа. Во второй – организовала засаду на экипаж молодоженов, но их вовремя предупредили о покушении и они смели путь следования.

Итог

После неудачного романа Салтычиха с новой силой возобновила террор в своем имении, конец которому положила 22-ая жалоба её крестьян, чудом попавшая в руки Екатерины II, инициировавшей расследование этого вопиющего дела.

Доказав причастность помещицы к злодеяниям, но так и не дождавшись от неё раскаяния и признания, императрица приговорила её к пожизненному заключению в подземелье Ивановского монастыря с предварительным стоянием у позорного столба, а также лишила дворянского звания, всякой фамилии и права именоваться человеком.

Сыновей Салтычихи от Глеба родственники определили в гвардейский полк, а судьба ребеночка рожденного от охранявшего её стражника неизвестна. Проведя в заточении 33 года, истязательница и убийца, умерла в возрасте 71 года, пережив даже своих детей.

Проблема авторства . Трактат PerЂ Рrоn (“Об определениях”) долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” (`OdhgХj , см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний - это перифраз, местами дословный, второй главы “Путе­водителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путево­ди­теле”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата PerЂ Рrоn святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит или кто-то из его ближайшего окружения.

I.

1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церквисобранные от Климента и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

2. В отношении же точного предания следует знать то, что всякое искомое или вопрос имеет три [аспекта] изыскания и исследования: что есть эта вещь, согласно чему она так называется, и [сколько значений] имеет это понятие. И когда мы спрашиваем “что это есть”, очевидным является то, что мы ищем определение вещи, а всякий раз, когда мы говорим “почему так называется”, обращаемся к этимологии понятия. Когда же мы говорим, “[сколько значений] имеет это понятие” ясно, что мы ищем отличительные признаки этого понятия. Конечно, [вся­кий человек], пытающийся утверждать что-то об определениях вне [понятия] вида, не отличается от слепого путника, блуждающего то в одну, то в другую сторону.Итак, следует сказать, как согласно трем вышеупомянутым способам ведется исследование.

IX. Почему Он называется “Первородным”

Потому что Он первый воскрес из ада, как и мы воскреснем во второе Его пришествие. Но если воскресли прежде Него Лазарь и дочь Иаира, и многие другие, почему кого-то из них не назвали первородным? - Потому что они, после того как воскресли из мертвых, снова умерли. Христос же, воскреснув, больше не умер. И все, что было с Ним , то будет с нами в воскресении. Ибо Он первый воскрес из мертвых нетленным воскресением, которого и мы надеемся в будущем вкусить и которое не принимает смерти.

X. Что есть слово и сколько у него значений

Слово бывает трех видов: 1) слово сущностное (™noЪsioj ), то есть Бог Слово, 2) слово внутреннее (™ndiЈqetoj ), то есть ангельское, а также произносимое в нашем рассудке, и 3) слово произнесенное (proforikХj ) посредством языка, которое называется вестником мысли .

XI. Что [значит слово] христианин

Истинный христианин есть разумный дом Христов, состоящий из благих дел и правильных учений. Еретик же - это угнетающий и хулящий истину. Ложное предположение о несуществующем является ересью. Неизменное есть то, что всегда существует тем же самым образом. Природное есть то, что покоится в природе, или то истинное, что познается истинно. Противоприродное есть то, что Бог сотворил не таковым [как оно теперь], или то, что Он совсем не творил, как, например, грех и смерть. В человеке называются три[способа существования]: сообразное с природой (tХ kat¦ fЪsin ), противоприродное (tХ par¦ fЪsin ), сверхприродное (tХ Шpќr fЪsin ). Сообразное с природой, например, есть брак, вопреки природе - блуд, а превосходит природу девство. Также сообразно с природой справедливо нажитое богатство, вопреки природе - любостяжательство, нестяжание же сверх природы. Подобным образом, в согласии с природой умеренное употребление пищи, вопреки природе - чревоугодие, а сверх природы - пост. Тем же самым образом согласно природе спокойствие, беспокойство противно природе, а любовь к врагам превосходит природу. Так и в остальных случаях. Этимология - это правильное истолкование силы имени, выводимое из самого смысла [его] . Как например [когда спрашивается]: откуда происходит слово мир (e„r»nh )? - От того, что успокаивает ум (єreme‹n tХn noаn ), как и беспокойство (taracѕ ) происходит от [словосочетания] “легко смущаться” (tХ ·ґon ce‹­s­qai ), и блуждание (plЈnh ) потому, что “ум лавирует” (plagiЈzein tХn noаn ). Благоразумие (swfrosЪnh ) - или от [словосочетания] “мыслить целое” (sоa frone‹n ), или от [выражения] “охранять тело от скверны” (tХ sоma froure‹n ўpХ ·Ъpou ). Блуд (porne…a ) - или от “горения юности” (puroаn tѕn neТthta ), или от “повреж­денного”, или “ослепленного ума” (phroаn, А жj ™ktufloаn tХn noаn ), или от [выражения] “склоняться на сторону” (pТё·wqen neЪein ). И подобное во всем остальном. Тело, состоя из элементов, претерпевает разложение и исчезает. Поэтому тела и людей и животных, состоящие из четырех элементов, я имею в виду из земли, воды, огня и воздуха, легко подвержены тлению и смерти. И то, что состоит из них, постоянно возникает и разрушается, когда соединение элементов распадается, и каждый присоединяется к своему природному месту . Сами же элементы, будучи просты и бессоставны, имеют прочность и неразрушимость вплоть до скончания [века].

XII. О душе

О душе же мы скажем, что у нее есть пять аффектов, которые зовутся душевными аффектами. Они таковы: гнев, печаль, страх, забота и зависть. Имея здравый рассудок, можно их сдерживать. Сама по себе душа жарка, как пылающий огонь. Как огонь жжет то, что бросают в горшок, так и огненная (purиdhj ) душа размельчает в чреве поступающую пищу и переваривает [ее]. Душа (yucѕ ) называется так не потому, что ее сущность - холод (yucrХn ), как посчитали некоторые из простецов , но оттого, что она из-за сильного жара превращает влагу в пар, как это ясно бывает от действия солнца, жаром испаряющего влагу, ибо оно (солнце), являясь жаром и будучи огненным, сушит болото и испаряет всю воду. То, что душа есть жар по природе, ты можешь понять на примере умирающих. Ведь в то время когда душа отделяется от тела, все члены холодеют и леденеют, не хуже, чем от зимнего холода. Когда душа имеет пищу в достаточном количестве, тело цветет и крепнет . Когда же [душа] нуждается в пище, она начинает поедать и разрушать само тело. Ведь не может тело без пищи удерживать жар души, как медный сосуд, стоящий в печи, не может вынести без воды силу огня, потому иссушается и разрушается целиком. Так и сосуд тела, не имеющий пищи, сжигаясь огненной душой, разрушается полностью. А если кто-то спорит с тобой о душе, спроси его: “Скажи мне, во всем теле находится душа человека или в какой-то его части?”. Если он скажет тебе, что во всем теле, скажи ему: “И как [может получиться, что] отрубают человеку руку или ногу и не отрубают часть души, но человек снова живет и не умирает?”. Если же он ответит: “В одном месте находится”, снова скажи: “Как живут остальные части человека без души? И как может человек иметь неодушевленный член тела? И как может он жить без души? Ведь все, что не имеет души - мертво, а ты не знаешь, что говоришь”. Я говорю тебе, в каком месте, каким образом и где помещается душа. Она помещена в трех частях тела, и словно луч солнца в одно направляется место и, входя [в часть] дома, освещает весь дом, так и душа, в трех частях тела помещаясь, дает жизнь целому дому тела. Населяет душа сердце, затылочную часть головы, которая называется кубком (kТtulon ), и царские жилы. В этих трех частях живет душа. Поэтому в то время как сердце ли пронзается, или из царской жилы вытекает много крови, или голова испытывает удар и отрубается мечом, тотчас душа отделяется от тела и тело становится мертвым. Душа, живущая в этих трех частях, уделяет всему телу собственную жизненную силу.

Правда о допетровской Руси. «Золотой век» Русского государства Буровский Андрей Михайлович

Глава 8. Личная жизнь царей

Глава 8. Личная жизнь царей

Алексей Михайлович, царь по заслугам знаменитый, родился в 1629 году, когда Михаилу Федоровичу было уже 33 года и он царствовал уже 1 б лет. По тем временам 33-летний отец - это пожилой отец. Дело в том, что Михаил Федорович долгонько не мог жениться…

Меланхоличный, малограмотный (при вступлении на трон едва умел читать) царь был откровенно слишком молод, чтобы править самостоятельно. Царь очень нуждался в поддержке и долгое время ничего не предпринимал без согласия папеньки и маменьки. Филарет тогда еще был в плену в Речи Посполитой (он вернулся только в 1619 году), и после восшествия его на престол основную роль указующего перста играла его мать, инокиня Марфа, и Салтыковы - родственники его матери.

В 1616 году, когда царю было около 20 лет, он решил жениться и выбрал в жены Марию Ивановну Хлопову, дочь незнатного дворянина.

Салтыковы встревожились: если бы царь женился на Хлоповой, весь род Хлоповых «поднялся» бы, неизбежно оттеснив род Салтыковых. Салтыковы изо всех сил старались опорочить Марию Хлопову перед Марфой, зная ее влияние на царя.

Неожиданно царская невеста заболела. Ее лечение поручено было тоже Салтыковым; а они постарались представить дело царю и Боярской думе так, что Мария неизлечима.

Инокиня Марфа и не подумала проверить слова своего родственника и любимца. Теперь это было уже ее мнение, что Хлопова больна, и больна неизлечимо; раз так, то ведь и ее отец, и ее родня совершили преступление! Скрыли, преступники, что девица больна, пытались подсунуть царю хворую царицу! Инокиня Марфа потребовала удаления Марии Хлоповой, и Боярская дума поддержала ее, придя к выводу, что Мария «к царской радости непрочна». Невесту и ее родственников сослали в Тобольск.

Нельзя допустить женитьбы царя на больной невесте? Нужны здоровые наследники престола? Все правильно с точки зрения государственности? Наверное… Только вот Михаил Федорович (ему 20 лет, не забудем) успел полюбить Марию, загрустил. Но что характерно - ослушаться маменьки, плюнуть на приговор Хлоповым, даже самому проверить, на самом ли деле так тяжело больна Мария, не посмел (вот назидательный пример для всех юношей и на все времена!).

Несколько лет царь и слышать не хотел о женитьбе, наверное, его чувство к Хлоповой было по-настоящему серьезным.

В 1619 году вернулся из плена Филарет, и Салтыковых быстро удалили от двора - Филарет сам правил вместе с сыном. Даже в официальных документах упоминались сразу два государя: Михаил и Филарет, царь и патриарх. Годунову, который некогда велел постричь в монахи Федора Никитича Романова, небось и не снилось, что он фактически так и будет править при сыне до самой своей смерти в 1633 году.

Филарет при своем крутом нраве был человеком справедливым. Он провел расследование и легко выяснил: Салтыковы оговорили Марию Хлопову. На самом-то деле немецкие «дохтура» ни звука не сказали про неизлечимую болезнь Марии, а обещали поставить ее на ноги за две-три недели и уверяли - приступы рвоты и обмороки у Марии больше никогда не повторятся. Есть даже такая версия - Мария на радостях попросту объелась сластями. Жирные и приторно-сладкие пирожные сделаны были из взбитой сметаны; сколько их съела 17-летняя Машенька Хлопова, история умалчивает. Любой человек, переедавший когда-либо жирного, знает: любые желудочные расстройства вызывают сильнейшую слабость, а ведь и в царском дворце форточек не было. В царском дворце было душно - в той же степени, как и в любом доме, в любой избе Московии, не больше и не меньше. Вот Маша Хлопова, объевшись сладостей, и упала в обморок, когда у нее забурчало, закрутило в животе.

Это, конечно, только версия, но версия вполне реальная. А вот что было доказано совершенно точно - что Марию Хлопову и ее родственников оклеветали Салтыковы. Вроде бы большак рода Салтыковых поспорил с отцом Марии о качествах какой-то турецкой сабли, и этот спор оказался роковым - они поссорились, и Салтыков действовал как заклятый враг Хлоповых.

Справедливость торжествует? Не совсем, потому что Марфа по-прежнему и слышать не хотела о Марии Ивановне как невестке. А царь, которому ведь уже 24 года (!) и который вовсе не забыл Марию, опять уступает матери! Мария Хлопова и весь род Хлоповых окончательно сходят с исторической сцены, чтобы никогда больше на ней не появляться, а Михаил Федорович женился на Марии Долгорукой. Вот она уже на самом деле «к царской радости оказалась непрочна» и умерла через три месяца после свадьбы, не принеся царю ни особого счастья, ни наследников.

В январе 1626 года Михаил Федорович женился вторично - на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, и от нее-то пошли все остальные Романовы, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович, который родился в 1629 году и стал царем в 1645 году.

Исторические источники ничего не сообщают, был ли счастлив Михаил Федорович с Евдокией, вспоминал ли Марию и считал ли он и по прошествии лет свое поведение правильным? У меня же наряду с этими вопросами возникает и еще один - а как, собственно, относилась к царю Мария… 17-летняя, потом 21-летняя Машенька Хлопова? Может быть, и для нее речь шла не только об интриге, о засветившей и пропавшей перспективе стать царицей, о каких-то карьерных делах, но и о потере любимого? Кто знает, не было ли тут еще одной трагедии? Предков, похоже, это совершенно не интересовало, в отличие от здоровья невесты и правдивости Салтыковых. Но вот в этом-то мы с предками не очень сильно совпадаем - нас интересуют и такие стороны жизни, как переживания и чувства людей.

С Алексеем же Михайловичем произошла почти такая история, как и с его отцом, когда в 1647 году 18-летний Алексей затеял жениться и выбрал в жены Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика. Царю так понравилась девушка, что он тут же вручил ей кольцо и платок - знаки царского избрания. Казалось бы, дело решенное - царицу будут звать Евфимия.

Но в тот же вечер девушка, когда ее ввели в царские хоромы для официального наречения царевной, упала в обморок и надолго потеряла сознание! Тут же ползет, плывет по комнатам дворца поганый слух - мол, царскую невесту «испортили». И даже хуже - отродясь она «порченая», «некрепкая» и что подсунули ее царю «воровским умыслом».

Началось следствие, а у следствия есть такая особенность - если люди, верящие в колдунов, начинают искать колдунов, то эти колдуны и чародеи обязательно находятся. По официальным документам, обвинен в порче царской невесты оказался некий Мишка Иванов, крестьянин двоюродного брата царя, Никиты Ивановича Романова. Обвинен был в чародействе, разводе и тайном оговоре в деле Федора (Рафа) Всеволожского. Сколько ударов кнутом и встрясок потребовалось для этого признания и применялись ли огонь и раскаленные клещи, неизвестно.

За то, что скрыли болезнь и порчу невесты, и саму Евфимию, и ее родных сослали в Тюмень, и только в 1653 году ее с отцом перевели в дальнюю деревню Касимовского уезда. Больше Алексей никогда не видел свою невесту.

Алексей опечалился, даже охота его не развлекала.

По поводу же «порченой невесты» есть русское известие, что царскую невесту испортили матери и сестры тех, кого царь не выбрал. Есть одно иностранное известие, что всю эту интригу затеял Борис Иванович Морозов, который невзлюбил Всеволожских и «метил на сестер Милославских».

Про нелюбовь Морозова к Всеволожским ничего не могу сказать определенного. А вот женить царя на одной из сестер Милославских он намеревался, это вполне достоверно. Дело в том, что был у Морозова такой помощник в делах, Илья Данилович Милославский, и были у него две дочери на выданье, Мария и Анна.

16 января 1648 царь Алексей Михайлович женился на Марии, а пожилой вдовый Морозов, несмотря на серебро в бороде, женился на ее сестре Анне. Вроде бы Морозов добился своей главной цели - стал родственником царя. Но вот незадача… Не могу, хоть убейте, не привести еще одного свидетельства - на этот раз свидетельства одного британского купца: мол, царь с женой жил согласно и дружно, и Мария Милославская родила ему нескольких детей, а вот у Морозовых вместо детей родилась ревность, которая познакомила молодую жену с плетью толщиной в палец.

Поразительно, но точно такая же история повторилась с Алексеем Михайловичем еще раз! После смерти Марии Ильиничны царь снова задумал жениться. В 1669 году ему было уже 40 лет; вроде бы особой зависимости от окружения быть не должно.

Из множества невест царь выбрал Авдотью Ивановну Беляеву, послушницу Вознесенского девичьего монастыря. Видимо, была она сиротой, потому что привел ее и отвечал за нее дядя - Иван Шихирев. И опять невесту оговорили, почти таким же способом! Правда, сознания она не теряла, но были доносы на Шихирева: якобы он вел разговоры с голландским «дохтуром», чтобы «дохтур» помог, не обратил бы внимание на физические изъяны невесты (на «не так» торчащий палец, если быть точным). По дворцу оказались разбросаны подметные письма с непригожими словами, и в этих письмах обвинили почему-то именно Ивана Шихирева… Одним словом, царь и на этот раз не женился на выбранной им девушке.

А царский любимец Артамон Матвеев провел свою кандидатуру - дочку своего подручного, Наталью Кирилловну Нарышкину, свою воспитанницу.

…Комментарии нужны?

Мой же комментарий очень прост - мрачный колорит всех любовных историй, и отца, и сына, свидетельствует о том, до какой степени был зависим даже царь - живое божество Московии.

Кем должна быть женщина, деспотически решающая за сына, на ком ему жениться, - особый вопрос. Но как послушен сам царь! Как легко он соглашается с тем, что его судьбу решают за него другие!

Если уж чувствами самого царя можно было пренебречь до такой степени, если он был зависим до такой степени, то можно себе представить, какое значение имела эмоциональная жизнь любого другого человека в Московии?! И как поступали со всеми остальными, даже формально не обладавшими правом выбирать себе жен.

А если уж мы о торжестве родовых отношений… Глава рода Салтыковых скрыл от царя и Боярской думы мнение немецких врачей и оклеветал Марию Хлопову. Сугубо индивидуальный поступок, и совершенный по отношению к конкретному человеку. Но сослали сначала всех Хлоповых, а потом точно так же и всех Салтыковых. Даже современные историки говорят таким образом: «Салтыковы оклеветали Хлоповых»; «Филарет отстранил от власти Салтыковых». И получается, что люди эти важны не сами по себе, а как глава и как представитель неких родов…

СНОВА О ВЛАСТИ ОБЫЧАЯ

Никто не свободен от власти обычая, и в том числе несвободен и царь. Царь все-таки оказывался выделенным из остального населения, и все же выбирал сам себе невесту… Но и у царей на этом пути, как мы только что убедились, оказывалось множество препон.

А кроме того, сам процесс выбора царем жены был грандиозным ритуальным действием, в который втягивались полчища самого различного народа. Для начала выявлялись потенциальные царские невесты. По всему государству Московскому разъезжались уполномоченные - выяснять, у кого есть «пригожие» и здоровые дочери, по возрасту годящиеся в царицы. Поведение родителей? Оно очень различно. С одной стороны, соблазн велик - ведь родственникам царя обеспечена карьера, а если дочка, выйдя за царя, родит наследника, то уж его-то родственникам, царским, на судьбу обижаться никак не придется. Так уже при Петре I бледной поганкой взрастет некий Тихон Стрешнев - не за какие-то заслуги (их нет и в помине), не за личные качества (их тоже нет), а только за то, что он родственник «тех самых Стрешневых», из рода которых царь Михаил Федорович в 1626 году взял жену.

Но это одна сторона… А вторая состоит в том, что девиц-то соберут со всего государства очень много, а царицей-то станет только одна. А остальные куда? В монастырь. Ведь не может же быть выдана замуж девица, которая хотя бы теоретически могла бы стать царицей?! Даже думать о выдаче замуж за «простого» человека бывшей царской невесты было бы совершенно диким нарушением обычая, чудовищным неуважением к царствующему дому и чуть ли не государственной изменой.

Так что некоторые родители девиц выставляли и пытались сделать так, чтобы царские уполномоченные внесли в списки даже «негодящих» дочерей - хворых, некрасивых, глупых, ленивых. Лишь бы появился этот шанс - стать родственниками царя!

А другие, случалось, дочерей-то как раз прятали… «Сказывали» своих, вполне благополучных доченек больными и некрасивыми, лишь бы девушки избежали рискованной участи одной из сотен выбираемых. Да, из сотен! В 1647 году набралось в общей сложности 200 девиц без малого. Одной из них предстояло стать царицей, остальным - монашками.

И некоторые мамы и папы всеми силами старались увести дочерей от такой судьбы и тем самым совершали государственное преступление. Ведь они ни много ни мало препятствовали «царской радости» и ограничивали выбор царя…

Итак, 200 девиц собрано, кто-то уже сослан и казнен: кто за попытку внести в списки хромую и кривую дочь, кто за попытку не вносить в списки вполне «гожую». Все эти девицы свезены в Москву, осмотрены пожилыми дамами из ближайшего окружения царя. Все, так сказать, проверены на предмет способности составить счастье царя. В любом случае первый этап ритуала совершен, и царь должен сделать собственный выбор.

Тут, правда, есть две версии, и я не знаю, какая из них верна. По одной, царь так и выбирал прямо из 200 девиц. По другой, большая часть «невест» до самого царя не доходили. Окружение выбрало из 200 девиц всего 6, «отбраковав» всех остальных. Царь соответственно и выбирал из 6. По еще одной версии, выбирал царь, но «в два тура»: сначала выбрал шестерых, потом еще раз - и одну.

Какая версия верна, не знаю, но, во всяком случае, царь лично, сам выбирал… С платком, символом замужней женщины, и с кольцом в руках шел он перед шеренгой своих «невест» и выбирал…

Изменить ритуал он не мог; скажем, сказать что-то вроде: девочки, пошли пить чай! И выбирать себе жену уже в процессе чаепития, в ходе неторопливой беседы (в конце концов, даже от современных «мисс чего-то там» требуется хоть какой-то, но интеллект). Тем более царь не мог предложить «невестам» пойти с ним выпить пива или станцевать под оркестр. Царь не мог даже изменить набор предметов, с которыми он шел мимо шеренги перепуганных, напряженных девиц («вот сейчас… вот сейчас… в царицы или в монастырь…»). Сказано мудрыми предками, установлено обычаем, что царь должен идти не с чем-нибудь, а именно с кольцом и с платком?! Сказано! Значит, так он и будет идти.

То же самое касается и свадебного ритуала. Царь Московского царства обладал фантастически обширным диапазоном власти и просто невероятными правами по отношению к отдельному человеку, над его жизнью и смертью. Царь вовсе не «понарошку», а совершенно реально мог отрубить голову, велеть забить батогами или посадить на кол любого жителя Московии. Но он совершенно никак не мог нарушить даже самого маленького, самого завалящего обычая. Например, он никак не мог велеть, чтобы не исполнялись те песни, которые положено исполнять во время обряда, или чтобы молодых осыпали не снопами ржи, а допустим… ну, допустим, осыпали бы их пареной репой. Или моченой брусникой. Или свежими огурцами. Ведь обычай ясно говорил - рожью! И царь оставался бессильным отменить или изменить обряд хотя бы в самой маленькой малости.

НОРМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗВЕРСТВА

Второй чертой общества XVII века, с которой вряд ли способен примириться наш современник, я бы назвал невероятную жестокость. Действительно, каждое общество может быть жестоко в каких-то случаях, но тот уровень насилия, который мы готовы признать «нормальным» или хотя бы «приемлемым», перейден в Московии XVII века многократно. Даже просто находиться в Москве… ну, скажем, в Москве вполне благополучного, 1650 года, нам было бы психологически трудно.

Я уже писал о государственной жестокости - следствии примитивности и общества, и государства. О том, что общество ничего не имеет против этой жестокости и даже считает ее полезной.

Общество само таково - в огромной степени оно стоит на подавлении воли человека, на навязывании ему силой того, что считает нужным для него и от него «обчество» и старшие лица в этом «обчестве» - от собственных родителей до выборных лиц в волостях и посадах.

В семье постоянные истязания жен и детей считаются не только общественной, но и религиозной обязанностью главы семьи. Если наш «путешественник во времени» женится в XVII веке - а для должной конспирации он не сможет долго ходить холостым, - ему придется иметь дело с женщиной, которая вовсе не в шутку, а совершенно серьезно исповедует принцип: «не бьет - не любит». Ему придется или взяться самому за плеть, или подвергнуться общественному осуждению, а то и вызвать подозрение - православный ли он: ведь отказавшись бить жену, человек начинает отличаться от окружающих, вести себя не так, как предписывает обычай. А кроме того, такому «чистоплюю» грозят серьезные проблемы в отношениях с самой женщиной: ведь она ждет, что привязанность к ней муж проявит так, как полагается.

Жена в московитской семье в самом буквальном смысле задавлена самыми крайними формами патриархата. Достаточно сказать - за убийство жены муж подвергается лишь церковному покаянию. Жена за убийство мужа закапывается в землю по шею. Так и стоит, живьем закопанная, пока не умрет, а труп потом вешают за ноги, и он будет висеть, пока совершенно не истлеет.

Любому современному человеку, в том числе самому ярому поклоннику патриархата, это все покажется… ну, скажем так - перебором.

Так же точно истязание детей - необходимость, обязанность отца, ничуть не меньшая, чем обязанность прокормить или обязанность воспитать полезного члена общества.

Тут действует не евангельская мораль «Нового завета», а мораль ветхозаветная, пришедшая из недобрых времен бронзового века - из времен строительства пирамид, создания первых империй с центрами в Вавилоне и Ниневии, войны между Египтом фараонов и Хеттским царством. «Учащай ему раны, ибо не умрет, а здоровее станет», как утверждал поп Сильвестр, автор «Домостроя», или «Наказывай сына своего, пока есть надежда, и не возмущайся криком его».

Это повседневное насилие над человеком, дикое унижение собственного достоинства вовсе не кажется кому-то крайностью или аномалией. Все нормально, все в полном порядке! Крик молодайки, которую муж «учит» плетью, крик ребенка, которому «учащают раны», чтобы он стал здоровее и умнее, - такая же повседневность, как звук колокольчиков на шеях коров, шорох соломы на крышах домов или мурчанье домашнего кота.

Точно так же никому не приходит в голову, что постоянное и наглое подчеркивание подчиненного положения холопов, применение грубого насилия, постоянные расправы сильного со слабым - по всей общественной лестнице, на всех ее ступенях (ведь даже царь пинками выгнал из Боярской думы тестя, Илью Милославского) - это не что-то естественное и само собой разумеющееся, а некое зло.

Такая мысль и не может прийти в голову людям, для которых правеж - обычный и нравственно приемлемый способ выколачивать недоимки. Правеж состоит в том, что ответственных за сбор налогов начинают избивать все время сменяющие друг друга люди. Бьют беспрерывно, час за часом, при необходимости - и день за днем. Устают одни - их заменяют другие, и так пока не будет выплачено все, что висит на этих недоимщиках.

Еще раз подчеркну, что правеж - вовсе не эксцесс, не крайность, а самый обычный, повседневный способ для получения своих денежек и государством с налогоплательщиков, и боярином с крепостных. И никто не оглянется лишний раз; все привыкли без преувеличения, с детства. Пустяки, дело житейское.

В Московии XVII века общество только начинает подходить к той морали, которая известна по одному из «текстов пирамид» - когда некий чиновник Среднего царства, живший примерно за 2200 лет до Рождества Христова, заклинает богов: «Я не бил слабого так, что он падал под моими пальцами». Пока чиновник гордится скорее тем, что бил. Иначе как он возвысится над остальными? И откуда они все увидят, что он - важный чиновник?!

В Московии только начинают понимать, что милосердие - не отвлеченный принцип, реализуемый разве что святыми и лично Господом Богом, а некий нравственный принцип, вполне доступный для любого человека… И даже несущий в себе некоторую выгоду и удобство.

Впрочем, эта жестокость общества и семьи опирается на государственную и даже межгосударственную жестокость. И если очень многие черты законодательства, семейной и общественной жизни в Европе - все же пройденный этап, то не в одной Московии, во многих странах в XVII веке считают войну естественнейшей частью политики.

Война - быт XVII столетия, и все общество признает ее чем-то совершенно обычным, естественным, не вызывающим протеста. Никому не приходит даже в голову, что война - событие само по себе глубоко ненормальное. Что война груба, жестока и все равно не помогает решать самых главных вопросов. Никто и не пытается думать о том, что самой победоносной войны лучше было бы избежать и что гибель людей неприемлема и с нравственной, и с религиозной точки зрения, и даже с точки зрения строительства государства.

Все это сказано не для того, чтобы осудить предков, так сказать, пригвоздить их к позорному столбу истории. Но нужно понимать очень четко: нашему современнику в Московии XVII столетия было бы невыносимо душно, а порой попросту страшно. Если же поймать московита и вывезти его на «машине времени» в наши дни, он долго не сможет понять: как именно, с помощью каких механизмов регулируется жизнь всего нашего общества? Если людей никто не заставляет вести себя должным образом, никто не следит за их поведением, не карает и не наказывает, не награждает собольими шубами и не опаляется на них, почему все еще не развалилось?! Идея того, что люди очень во многих случаях могут управлять сами собой, не нуждаясь в «управлении» вооруженного плеткой большака, ему вряд ли была бы понятна, а скорее всего - и неприятна.

Человеку же XX века, в том числе и россиянину, в Московии XVII века суждено оказаться пришельцами не просто из другой страны, иностранцами. Больше - мы пришельцы из другой Вселенной.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора

Личная и семейная жизнь Петра I В день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых, 30 мая 1672 года родился четырнадцатый ребенок царя Алексея Михайловича. Наступивший в это время пост заставил отложить крестины. Царевич был крещен только 29 июня

Из книги Наум Эйтингон – карающий меч Сталина автора Шарапов Эдуард Прокопьевич

Личная жизнь Утешение он, возможно, находил в семье. Женщины любили разведчика. Он был пять раз женат, трижды - на сотрудницах. Александра Васильевна Кочергина работала в контрразведке. С ней Эйтингон был в Испании. Кочергина была награждена в 1937 году орденом Красной

Из книги Брежнев: правитель «золотого века» автора Семанов Сергей Николаевич

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

Из книги Ева Браун: Жизнь, любовь, судьба автора Ган Нерин

«Я - не личная жизнь» У его превосходительства Герберта фон Дирксена в папке лежало личное письмо британского премьер-министра Чемберлена. Граф Иоганн фон Вельчек прибыл из Парижа, чтобы передать Гитлеру письмо Даладье. Из Вашингтона спешно прилетел Ганс Дикгоф с

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

Личная жизнь У Сталина фактически не было личной жизни в житейском толковании. В 1907 году он женился на Екатерине Сванидзе. Этого хотела мама, и это была его первая любовь. Но счастье было коротким. Като, так звали его избранницу домашние и подруги, родила сына Якова и

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

IX Личная жизнь Для того чтобы подробно рассказать о повседневной жизни исландцев в Средние века, понадобилось бы написать увесистый том. Поэтому мы хотели бы просто привлечь внимание читателя к нескольким наиболее необычным ее моментам. Важно не забывать, что Исландия

Из книги Малоизвестная история Малой Руси автора

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Из книги Александр I. Самый загадочный император России автора Нечаев Сергей Юрьевич

9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА Некоторые люди и вправду считают свою личную жизнь личным делом. КЕЙТМОРТОН "СУЩИЙ ПРЕЛЬСТИТЕЛЬ"В личной жизни Александра, как и в политике, не все складывалось просто. С одной стороны, имея практически неограниченные возможности, обладая

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Личная жизнь «Свидетельствованию» в автобиографиях русских женщин XX в. придается такое большое значение, что моменты исповедальности там трудно найти. Пожалуй, к исповедальному жанру относится устное повествование Анны Янковской об искуплении преступной жизни,

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

Личная жизнь Не сложилась и личная жизнь поэтессы. Некрасивая, Леся изначально имела тут мало шансов. В девятнадцать лет, чтоб устроить судьбу дочери, мать отправила ее к старшему брату, учившемуся в Киевском университете. Когда-то Ольга Петровна (тоже далеко не красавица)

Из книги История Петербурга в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Моя родина – Азербайджан автора Байбаков Николай Константинович

От издательства Николай Константинович Вайбаков – видный государственный деятель, прошедший путь от рядового инженера на нефтяных промыслах Баку до заместителя Председателя Совета Министров СССР, Председателя Госплана СССР.За высокие трудовые достижения

Об определениях

IX. Почему Он называется “Первородным”

Потому что Он первый воскрес из ада, как и мы воскреснем во второе Его пришествие. Но если воскресли прежде Него Лазарь и дочь Иаира, и многие другие, почему кого-то из них не назвали первородным? – Потому что они, после того как воскресли из мертвых, снова умерли. Христос же, воскреснув, больше не умер. И все, что было с Ним , то будет с нами в воскресении. Ибо Он первый воскрес из мертвых нетленным воскресением, которого и мы надеемся в будущем вкусить и которое не принимает смерти.

X. Что есть слово и сколько у него значений

Слово бывает трех видов: 1) слово сущностное, то есть Слово, 2) слово внутреннее, то есть ангельское, а также произносимое в нашем рассудке, и 3) слово произнесенное посредством языка, которое называется вестником мысли .

XI. Что [значит слово] христианин

Истинный христианин есть разумный дом Христов, состоящий из благих дел и правильных учений. Еретик же – это угнетающий и хулящий истину. Ложное предположение о несуществующем является ересью. Неизменное есть то, что всегда существует тем же самым образом. Природное есть то, что покоится в природе, или то истинное, что познается истинно. Противоприродное есть то, что Бог сотворил не таковым [как оно теперь], или то, что Он совсем не творил, как, например, и смерть. В человеке называются три[способа существования]: сообразное с природой, противоприродное, сверхприродное. Сообразное с природой, например, есть брак, вопреки природе – блуд, а превосходит природу девство. Также сообразно с природой справедливо нажитое богатство, вопреки природе – любостяжательство, нестяжание же сверх природы. Подобным образом, в согласии с природой умеренное употребление пищи, вопреки природе – чревоугодие, а сверх природы – пост. Тем же самым образом согласно природе спокойствие, беспокойство противно природе, а любовь к врагам превосходит природу. Так и в остальных случаях. Этимология – это правильное истолкование силы имени, выводимое из самого смысла [его] . Как например [когда спрашивается]: откуда происходит слово мир ? – От того, что успокаивает ум, как и беспокойство происходит от [словосочетания] “легко смущаться”, и блуждание потому, что “ум лавирует”. Благоразумие – или от [словосочетания] “мыслить целое”, или от [выражения] “охранять тело от скверны”. Блуд – или от “горения юности”, или от “поврежденного”, или “ослепленного ума”, или от [выражения] “склоняться на сторону”. И подобное во всем остальном. Тело, состоя из элементов, претерпевает разложение и исчезает. Поэтому тела и людей и животных, состоящие из четырех элементов, я имею в виду из земли, воды, огня и воздуха, легко подвержены тлению и смерти. И то, что состоит из них, постоянно возникает и разрушается, когда соединение элементов распадается, и каждый присоединяется к своему природному месту . Сами же элементы, будучи просты и бессоставны, имеют прочность и неразрушимость вплоть до скончания [века].

XII. О душе

О душе же мы скажем, что у нее есть пять аффектов, которые зовутся душевными аффектами. Они таковы: гнев, печаль, страх, забота и зависть. Имея здравый рассудок, можно их сдерживать. Сама по себе душа жарка, как пылающий огонь. Как огонь жжет то, что бросают в горшок, так и огненная душа размельчает в чреве поступающую пищу и переваривает [ее]. Душа называется так не потому, что ее сущность – холод, как посчитали некоторые из простецов , но оттого, что она из-за сильного жара превращает влагу в пар, как это ясно бывает от действия солнца, жаром испаряющего влагу, ибо оно (солнце), являясь жаром и будучи огненным, сушит болото и испаряет всю воду. То, что душа есть жар по природе, ты можешь понять на примере умирающих. Ведь в то время когда душа отделяется от тела, все члены холодеют и леденеют, не хуже, чем от зимнего холода. Когда душа имеет пищу в достаточном количестве, тело цветет и крепнет . Когда же [душа] нуждается в пище, она начинает поедать и разрушать само тело. Ведь не может тело без пищи удерживать жар души, как медный сосуд, стоящий в печи, не может вынести без воды силу огня, потому иссушается и разрушается целиком. Так и сосуд тела, не имеющий пищи, сжигаясь огненной душой, разрушается полностью. А если кто-то спорит с тобой о душе, спроси его: “Скажи мне, во всем теле находится душа человека или в какой-то его части?”. Если он скажет тебе, что во всем теле, скажи ему: “И как [может получиться, что] отрубают человеку руку или ногу и не отрубают часть души, но человек снова живет и не умирает?”. Если же он ответит: “В одном месте находится”, снова скажи: “Как живут остальные части человека без души? И как может человек иметь неодушевленный член тела? И как может он жить без души? Ведь все, что не имеет души – мертво, а ты не знаешь, что говоришь”. Я говорю тебе, в каком месте, каким образом и где помещается душа. Она помещена в трех частях тела, и словно луч солнца в одно направляется место и, входя [в часть] дома, освещает весь дом, так и душа, в трех частях тела помещаясь, дает жизнь целому дому тела. Населяет душа сердце, затылочную часть головы, которая называется кубком, и царские жилы. В этих трех частях живет душа. Поэтому в то время как сердце ли пронзается, или из царской жилы вытекает много крови, или голова испытывает удар и отрубается мечом, тотчас душа отделяется от тела и тело становится мертвым. Душа, живущая в этих трех частях, уделяет всему телу собственную жизненную силу.

"Штирлиц знал, что из разговора запоминается только последняя фраза."

1. ЛЕГЕНДА

Очень простая: при царе было жить хорошо, вкусно и сытно, а при большевиках – плохо, голодно и холодно.

2. А КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Глупо делать вид будто ни проституции, ни алкоголизма, ни самоубийств в России не было. А все преступления в ней совершали только жыды и цыгане, а помимо перечисленных выше занятий, народонаселение в ней занималось только тем, что прогуливаясь майскими вечерами по берегам молочных рек.

Упертые любят говорить, что в царской России все было, и всего было много. Говорят они это на том основании, что, дескать, в процентах много прирастало. Например, за пару лет до рекордного 1913 года приросло почти 300% угля (уголь — главный источник энергии того времени, почти как нефть сейчас). Вот только в 1913 угля стало добываться 36 миллионов тонн, а в Британской Империи — 292 миллионов тонн.

Еще любят говорить, что было дофига железной дороги. В России в 1917 было 70 260 километров железных дорог, но в США уже в 1890 году было 263 227 километров.

Короче - куда ни плюнь такая подстава. Просто когда чего-то совсем мало, и это наконец-то начинают делать, рост в % выходит большой. Было два паровых котла, за год смастерили еще два, и рост 100% (гордись!), а в какой-нить Англии если была тыща и сделали сотню за год, рост в % не внушит гордости.

Если Англия в 1911г. потребляла на душу населения 24 пуда ХЛЕБА, Германия - 27 пудов, а США целых 62 пуда, то русское потребление было только 21,6 пуда (В ТОМ ЧИСЛЕ И ИДУЩЕГО НА КОРМ СКОТУ) . Нужно при этом принять во внимание, что в пищевом рационе России хлеб занимал такое место, как нигде в других странах он не занимал. В богатых странах мира, как США, Англии, Германии и Франции, - хлеб вытеснялся мясными и молочными продуктами и рыбой, - в свежем и консервированном виде.

Наша страна была огромна и богата, в ней проживало народу больше, чем в любой стране, окромя Китая да Британской империи. И была эта страна аграрной и отсталой.

"Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т. е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне…".

«Население, существующее впроголодь, а часто и просто голодающее, не может дать крепких детей, особенно если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина в период беременности и вслед за нею» .

//Соколов Д. А., Гребенщиков В. И. Смертность в России и борьба с ней. СПб., 1901.

"Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он ещё недоедает".

//Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872–1887.

Кстати, СССР продавал Германии фураж. Что такое фураж, надеюсь, знаете.

А теперь попробуем кратко оценить радужные перспективы Российской империи (далее — РИ).

В 1913 году весь госбюджет был 3,4 млрд. рублей. Это менее 19 рублей на душу населения в год. И это - НА ВСЁ!!! Почти треть бюджета уходила на военные расходы. Это в относительно вдвое больше, чем у СССР в разгар «Холодной войны». На строительство железных дорог давали кредиты французские банки под условие, что строить их будут под контролем французских штабистов. Что бы мы хоть мобилизацию провести смогли.

И на 1917 год долг РИ составлял: общий — 48 млрд., и в его составе внешний — 7,2 млрд., (это при том, что госбюджет был 3,4 млрд. рублей.).

Теперь осталось отметить, что ещё до революции большинство предприятий оказалось либо у государства, либо у иностранного капитала. Что большая часть заказов промышленности даже в мирное время — заказы военного ведомства. Что в стране была крайне редкая сеть железных дорог и с середины 19 века практически прекратилось строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием.

Ну и какие были перспективы у РИ? Примерно такие же, как у Цинской империи перед Опиумными войнами. Но тут встряли проклятые большевики...А вернее – сначала была война.

3. НОСИТЕЛИ ЛЕГЕНДЫ

Как вы думаете – сможет ли до своих потомков в Советской России донести мысль о том, как хорошо было при царе участник Русско-Японской или Первой Мировой войны. В принципе мог, но маловероятно, т.к.

В целом же, в 1913 г. продолжительность жизни в различных странах составляла: Великобритания - 52 года, Япония - 51, Франция - 50, США - 50, Германия - 49, Италия - 47, Китай - 30, Индия - 23 года. В России - 30,5 лет.

При «проклятых» большевиках продолжительность жизни однако начала расти:

С 32 лет в 1917г., до 47 лет в 1939г, и 71 год в 1985г. (а дальше падение).

Таким образом, наиболее яркие и четкие, а главное массовые отзывы о том как было при царе могли дать те, кто родился в последние 10-15 лет царизма, т.е. на рубеже веков.

Непонятно? Объясняю:

Работяг из крестьян, не раз голодавших, и знающих по чем фунт лиха в 1890г. – в 1920г. было мало.

Молодежи, видевших последние годы царизма и первые годы Сове тской власти – много.И именно онп и родила легенду, что при царе бы ло хорошо.

Самое интересное, что они по своему правы: при царе действительно было хорошо. Но недолго.

4. «Правило Штирлица»

Только факты:

1-е. 1911-1913г. были относительно благополучны для империи.

2-e . Россия была экспортно- ориентированной и аграрной страной. Лозунг известного царского министра финансов И.А. Вышнеградского: “Недоедим, но продадим” осуществлялся целенаправленно. В стране голодали, но хлеб – продавали.

3-e. 90% русского экспорта шло через Черное море. А после прорыва в Черное море немецких линейных крейсеров «Гебена» и «Бреслау» и вступления в вону Турции – экспорт накрылся.

4-е. Что будет с ценами на ГСМ в России, если накроется экспорт нефти? Цены на пару-тройку лет будут очень низкими. Но до тех пор, пока не законсервируют скважины или ни снизят добычу нефти до экономически выгодного уровня.

Что было с ценами на продовольствие в вечно-голодающей стране, когда экспорт этого продовольствия из страны прекратился? Хлеба в 1914г – 1916г. в стране было много.

Таким образом, в 1914г. весь экспорт накрылся, а излишки товаров на складах пошли на внутренний рынок. Для экономики - это растянутая во времени смерть, но для населения – в краткосрочном периоде – неплохо.

5-е. Куча трудоспособного населения была призвана на фронт, а следовательно - поднялась стоимость наемного труда. А особая лафа наступила для высококвалифицированных работяг, т.к. их было очень и очень мало, и следовательно – призыв им не угрожал, а угрожали хорошие заработки на заводе.

6-е. Кучу "ништяков" которые ранее закупались в Германии теперь нужно было делать самим, и на этом очень сильно поднялись, например, ижевские "пролетарии".

Но такая лафа не могла быть долго – и уже в 1916г. (еще при царе) все начало становится хуже и хуже.

Февральская революция 1917г. началась с перебоев с хлебом, да и продразверстка была введена еще при царе.

А потом - конец царизма, 2 революции, 5 лет гражданской войны, и тяжелая работа по борьбе с разрухой, сокращением отставания страны - короче труд тяжелый, а жизнь – скромная, но уже к 1939г. средняя продолжительность жизни в стране была – 39 лет, против 32 в 1917г. и 27 лет 1898г.

Однако грань в умах многих молодых людей того времени между 6 последними годами правления царя, и 6 первыми годами, когда его не стало – осталась.