Битва давида и голиафа. Битва давида с голиафом

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы - секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид - пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец - это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, - это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи - того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него - защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», - говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, - примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, - не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени - лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям - повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Давид и Голиаф


Караваджо, Давид и Голиаф


Тициан Давид и Голиаф 1545 г.

Голиаф — огромный филистимлянский воин в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову. Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.
По другой версии Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского.

Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.


Праща

Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа. Ростом Голиаф был в вышину 6 локтей с пядью или 2 метра 89 сантиметров (1 локоть = 42,5 см, 1 пять = 22,2 см). Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 килограммов (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенникии, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжелое копье, один только наконечник которого весом 600 сиклей железа (6,84 кг), и большой меч..


Matteo Rosselli, Triunfo de David, Palazzo Pitti.1620

У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща. Филистимский великан посчитал для себя оскорблением то, что сразиться с ним вышел юноша, совсем еще мальчик. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоевывал победу своей стороне. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешен, но не всегда исход битвы определяет физическая сила. Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой на юго-западе от Иерусалима, описаны в Библии, в 17-й главе 1-й книге Царств.


Fugel David gegen Goliath

Andrea del Castagno.1450

Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.

Победа Давида над Голиафом

Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям: "зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами". Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.

David with the Head of Goliath, oil on canvas painting by Bernardo Strozzi, c. 1636, Cincinnati Art Museum

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.

Но Саул сказал ему: "ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне".

David the Shepherd Boy

Gardner-The Shepherd David


From life of David, Psalter of Basil II, later 10th c., Constantinople

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с тобою".

Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?".

Давид против Голиафа

Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь".

Гюстав Доре.Давид и Голиаф.

И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.


Tanzio da Varallo, Davide e Golia, ca. 1625 (Museo civico, Varallo)

Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.

Jonathan greeting David after David killed Goliath


Giacomo Antonio Boni Triunfo de David Musée Fesch Ajaccio

Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.


David with the head of Goliath, Claude Vignon, 1620-23, Blanton Museum of Art, Austin, Texas.


fresco painted by Michelangelo and his assistants for the Sistine Chapel in the Vatican between 1508 to 1512

Camillo Boccaccino, David (datato 1530), Piacenza, Palazzo Farnese, Museo civico.


Carlo Dolci. David con la testa di Golia


FETTI, Domenico - David with the head of Goliath (1620).Royal Collection, London

Gentileschi, Orazio-David Contemplating the Head of Goliath-c.1610.

Guercino David with the Head of Goliath.

Guido Reni.David mit dem Kopf Goliaths.1605

Johannes Zoffany - self-portrait as David.1756

Oost the Elder, Jacob van - David with the Head of Goliath - 1648

Peter Paul Rubens David Slaying Goliath.1616

Pietro Desani David con la cabeza de Goliat.

Rimini.David and Goliath by Giovan Francesco Nagli

Tintoretto Portrait of a Young Man as David.


Triumph des David über Goliath Niederrhein 17 Jh.


Juan Luis Zambrano, David paseando en triunfo la cabeza de Goliat, Córdoba, Museo de Bellas Artes.1630

Michelangelo Buonarroti .David und Goliath.1508-1512.Fresko.Vatikan, Sixtinische Kapelle

Библейские предания наверняка читали не только люди, относящиеся к христианской религии, и про события Ветхого Завета и Нового Завета в курсе множество атеистов, в том числе людей, связавших свою профессиональную деятельность с историей древнего мира, который, как и вовсе известно всем без исключения, полнился разнообразными религиями, среди которых было множество дикарских языческих верований, движимые которыми, жрецы совершали многократные жертвоприношения, объектами которых были далеко не всегда животные. О диких временах, в которые человеческая жестокость в сфере религии и в судебной сфере, а также в многолетних войнах, и, конечно же, в унизительном рабстве, превышала допустимые пределы и даже самое больное воображение; как ни странно, в современном цивилизованном мире многим ценителям кино по нраву смотреть порой весьма натуралистичные постановки. Здесь уже дело вкуса: консерваторы и ранимые люди, не приемлющие малейшие проявления насилия на экране, предпочитают по старинке смотреть советское историческое кино, в котором стояло строгое табу на кровь, сцены секса и ненорматив; современные же горячие парни, наслаждающиеся возможностями «десятых», ловят кайф от кровавых, зрелищных и головокружительно-захватывающих постановок типа сериала «Спартак: Кровь и песок»; есть и «всеядные» зрители, которым по нраву как максимально приличные пеплумы, так и отличающиеся рейтингом 18+. Другое дело — подлинность кинокартины или телефильма, что является больной темой для зрителя, дотошного до исторической достоверности или совпадения с литературным первоисточником на экране. Последнее зачастую грешило откровенной ложью особенно в голливудском кино, но на этот раз речь пойдёт не об американском фильме, а об итальянской постановке 1960 года, сюжет которой, как ясно по названию ленты, берёт свою основу из Ветхого Завета . Неизвестно, самостоятельно ли итальянцам удалось добиться уровня, совершенно не уступающего высочайшей планке, заданной американцами в плане зрелищности, или же с помощью, собственно, тех, кто эту планку установил; но рейтинги «Давида и Голиафа» неутешительные, как на российском Кинопоиске, так и на американском IMDB, что говорит о том, что критикам, очевидно, удалось найти множество причин осудить данный библейский эпос , каким бы он ни был зрелищным и захватывающим. Понять такую позицию можно, ведь литературный первоисточник является священным, как для представителей христианской религии, так и для иудеев , но, оценивая трезво, стоит признать, что ради такого размаха стоило переиначить пару эпизодов из Библии, поскольку изменения её событий не слишком «богохульного» масштаба, и исторический боевик с элементами фэнтэзи у итальянцев получился именно таким кино, которым эта нация имеет право гордиться. И это несмотря на то, что едкая фраза Голиафа, обращённая к Давиду, на страницах Ветхого Завета, процитированная мной в названии рецензии, не была произнесена в самом фильме.

Действие разворачивается во времена активной военной деятельности филистимлянского народа , который грозил захватить много земель и уже покорил себе несколько соседей, и следующей жертвой должен стать Израиль. Обе стороны ошибочно предполагают, что исход битвы решит то, у кого будет находиться артефакт, именуемый как Священный Ковчег. Тем временем в Израиле мирно живёт сильный и ловкий юноша Давид, он счастлив с любимой девушкой, которая боится попасть в плен к филистимлянам. Давид обещает ей, что не допустит этого. Царь Израиля Саул, известный как деспот, некогда назначенный самим Богом на место правителя этого государства в наказание евреям за непослушание, выслушивает предсказания пророка Самуила об исходе битвы. А в стане противника планируется максимально верное нападение на евреев, и королю могучего государства-завоевателя сообщают, что втайне от него в отдалённых местах был выращен невероятно мощный воин Голиаф, способный одолеть кого угодно. Король требует к себе Голиафа. Тот, кто назвался другом этого воина, оказывается его слугой, который лебезит перед гигантом так же, как перед самим королём. Голиаф демонстрирует перед королём свою недюжинную силу, что вызывает восторг у всех присутствующих. Тем временем девушку Давида убивает молнией. Пророк Самуил предсказывает Давиду, что его ждёт царствование в Израиле, после того, как он принесёт стране победу. Но пока Давид должен уйти из отчего дома и найти себе новый дом, который тот найдёт после трёх дней и трёх ночей пути. Он приходит в Иерусалим, где видит всю жестокость порядков, обычаев и законов столицы Израиля , несколько раз защищает справедливость, после чего прямо на крыльце дворца Саула взывает к народу, призывая его к добру, заявляя, что ими овладело зло в лице самого Саула, что слышит сам царь, но он не приказывает казнить или арестовать Давида, а, напротив, беседует с ним и принимает в своих владениях, против чего были придворные, знающие, что Давид из семьи пастуха. Что ждёт Давида, помимо новой любви, которая заменит ему ту, что погибла на его глазах? Каким образом сбудется предсказание пророка Самуила, и какая судьба грядёт на Израиль, многие города которого уже капитулировали перед филистимлянами? Ответы вы уже знаете, если читали Библию.

Глядя на богатый визуал фильма, в который входят не только красивые пейзажи, но и дорогой декор, и даже весьма зрелищный экшн (ради которого авторы пошли на прямое изменение событий Библии — какое именно, оговаривать не буду, чтобы не писать спойлеров), ну и, собственно, видя эту прямую ложь в предфинальной сцене, допущенную исключительно ради того, чтоб порадовать эпичной битвой; можно смело предположить, что, хоть на Кинопоиске на странице «Давида и Голиафа» и указана только Италия, как страна, снявшая фильм; снимать этот пеплум итальянцам точно помогали американцы — их приёмы нам известны, и они здесь во всей красе, да и, вряд ли могла Италия себе такую визуальную роскошь в сфере кино позволить в те годы. Я, конечно, не из тех, кто, мягко говоря, «вожделеет» на экшн и дорогие декорации и забывает о более важных составляющих; но, глядя на титанический труд кинематографистов 1960 года, на то, как выглядит проделанная колоссальная работа всей съёмочной команды, в том числе, сценаристов, ваявших сюжет не «от балды», а стараясь сделать его максимально динамичным и насыщенным интересными событиями; я понимал, что все изменения реальных фактов и событий Библии мне придётся фильму простить и оценить этот труд по достоинству. Отличнейшее кино, мой поклон итальянцам 60-х за показанный уровень.

Эта история известна, как Давид и Голиаф . Началась она с того, что Бог приказал Самуилу помазать нового царя - одного из семерых сыновей некоего Иессея Вифлиемлянина. Самуил взял рог с елеем и отправился в город Вифлием. Увидев старшего сына Иессея, Самуил решил, что это и есть избранник Божий, но Бог сказал: "Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце". Так же были отвергнуты еще пятеро сыновей Иессея, и лишь когда привели самого младшего, Давида, Господь сказал: "Встань, помажь его, ибо это он".

Помазание нового царя некоторое время сохранялось в тайне, и над Израилем по-прежнему царствовал Саул. Лишившись поддержки Самуила, чувствуя, что отвергнут Богом, Саул впал в жестокую меланхолию, "возмущал его злой дух".

В то время верили в целительную силу музыки, и царедворцы Саула стали искать искусного музыканта. Случилось так, что их выбор пал на Давида, славившегося своим умением играть на арфе. Давида доставили в царский дворец, и с тех пор, когда Саула начинала терзать тоска, "Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него".

В это время возобновилась война с филистимлянами. Саул во главе войска отправился сражаться, а Давид, будучи еще слишком юным, чтобы воевать, вернулся к своему отцу. "И стали филистимляне на горе с одной стороны, а израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина".

Из рядов филистимлян выступил могучий боец, великан Голиаф, и крикнул израильтянам: "Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам!"

Услышав вызов великана, израильтяне "очень испугались и ужаснулись". Царь Саул пообещал богатую награду и свою дочь в жены тому, кто сразится с Голиафом, но никто не решился вступить в единоборство. Никто не мог тогда предположить, что в поединке должны сойтись два неравных противника - Давид и Голиаф, молодой пастух и опытный воин трехметрового роста.

В израильском войске находились старшие братья Давида. Однажды отец сказал ему: "Возьми для братьев своих ефу (мера сыпучих тел - около 52 литров) сушеных фруктов и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям". Давид взял ношу и отправился в расположение израильских войск. Он повидался с братьями, передал им отцовские гостинцы, а братья рассказали ему о вызове Голиафа. Давид пошел к Саулу и сказал: "Раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином". Саул стал отговаривать Давида от безрассудного намерения, но юноша сказал, что когда он пас стада своего отца, то не раз защищал овец от львов и медведей, и что Господь, помогавший ему побеждать хищных зверей, поможет победить и Голиафа.

Давиду принесли оружие и доспехи, но они оказались слишком тяжелыми для него. Давид сказал: "Я не могу ходить в этом; я не привык". Он взял пастушеский посох, пращу и пять гладких камней, которые подобрал на дне ручья, и вышел на бой с ужасным великаном.

Когда Давид и Голиаф оказались друг против друга, филистимлянин встретил юношу пренебрежительной фразой: "Что ты идешь на меня с палкой и с камнями? Разве я собака?"

Давид же отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа". Он вложил в пращу камень - и метнул прямо в лоб великану. Оглушенный молниеносным ударом великан упал, а Давид быстро подбежал к нему и его же мечом отсек Голиафу голову. Видя поражение своего силача, филистимляне обратились в бегство.

Победа над Голиафом прославила Давида на всю страну. Саул, несмотря на молодость Давида, назначил его военачальником и выдал за него замуж свою дочь Мелхолу. Давид одержал много военных побед, и вскоре его слава затмила славу самого Саула. В народе говорили: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч".

Давид и Саул

Саул начал завидовать Давиду и постепенно возненавидел его. Кроме того, до Саула стали доходить слухи, что пророк Самуил тайно помазал Давида на царство. Оскорбленная гордость, страх и подозрения довели Саула почти до безумия. "Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем".

Однажды Давид, как в прежние времена, пришел к Саулу, чтобы поиграть ему на арфе, но Саул метнул в Давида копье, от которого тот едва успел увернуться. Вскоре Саул отправил Давида в опасный поход против филистимлян, надеясь, что тот погибнет. Но Давид вернулся с победой, еще больше упрочившей его славу. Тогда Саул решил подослать к Давиду убийц. Об этом стало известно сыну Саула, Ионафану. Рискуя навлечь на себя гнев отца, он предупредил о грозящей опасности свою сестру Мелхолу, жену Давида.

Мелхола сказала Давиду: "Если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит". Давид бежал через окно, а Мелхола уложила в постель куклу, прикрыв ее одеждой Давида.

Когда утром слуги Саула пришли за Давидом, Мелхола сказала, что ее муж болен и не может встать с постели. Слуги доложили об этом Саулу, и тот приказал: "Принесите его ко мне на постели, чтобы убить его". Обман раскрылся, и Мелхола едва избегла наказания, заверив отца, что Давид угрозами вынудил ее помочь ему.

Ионафан попытался поговорить с отцом, взывая к чувству справедливости: "Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя". Но Саул не желал слушать разумных доводов и лишь разгневался на Ионафана: "Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иесеевым на срам себе?" - и приказал снарядить погоню за Давидом.

Давид ожидал Ионафана в условленном месте. Ионафан, опередив погоню, посоветовал Давиду бежать подальше от Саула и найти себе надежное убежище. Друзья обнялись со слезами, "и встал Давид и пошел, а Ионафан возвратился в город".

Давид поселился в горах. Вскоре "собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек". Узнав об этом, Саул начал с Давидом настоящую войну. Он "взял три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны". Но Давид был неуловим.

Однажды Саул зашел "для нужды" в темную пещеру. Как раз в этой пещере скрывался Давид со своими людьми. Разбойники хотели убить царя, но Давид удержал их, сказав: "Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню". При этом он незаметно отрезал край плаща Саула.

Когда Саул покинул пещеру, Давид закричал ему вслед: "Господин мой, царь! Посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее". Саул оценил великодушие Давида и сказал: "Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом". Но преследований не прекратил.

Самая мощная ракета-носитель

Как это не странно, но самым мощным оружием в мире считается Царь ракета “Воевода”. Ракетный комплекс Р-36М2 ...

Русалки на Черном море

Нет ничего удивительного в том, что люди находят интересными события прошлого. Ведь в те далёкие времена обитали сказочные...

Пираты прошлого

Явление пиратства известно с далекой древности. Основные его центры концентрировались в Юго-Восточной Азии, Индийском океане, Карибском море, Балтике, ...

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в , мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф - . Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги - свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в . Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) - картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.