Американские проекты атомных танков. Атомный танк Ядерный танк

Russia to Develop Nuclear Round for T-14 Main Battle Tank

Самый смертоносный танк России, основной боевой танк третьего поколения Т-14, а так же основа для бронетранспортеров на универсальной системе шасси Armata, может стать еще более смертоносным в ближайшем будущем.

По неподтвержденным сообщениям медиа «Уралвагонзавод» (российский оборонный подрядчик и крупнейший в мире производитель танков) не только модернизирует новые версии таинственного Т-14 новым 152-миллиметровым орудием, способным использовать ядерный боеприпас, но так же разрабатывает урановую танковую броню.

Военным экспертам пока не ясно, насколько далеко продвинулись русские в этом вопросе. То есть находится ли атомный субкилотонный 152-мм снаряд в стадии разработки, или речь уже идет о его возможном боевом применении.

Использование тактического ядерного оружия на поле боя не является частью официальной российской военной доктрины. Однако в последние годы Россия добилась значительных успехов в разработке тактических атомных боеприпасов.

Текущая версия T-14 вооружена гладкоствольной пушкой 2А82 калибра 125 мм, способной стрелять мощными боеприпасами на эффективном расстоянии до семи километров и с частотой до 10 выстрелов в минуту. 152-мм пушка 2А83 будет иметь гораздо меньшую скорость стрельбы.

«Армата» — это первый новый танк руских, разработанный Россией после распада Советского Союза. Сообщается, что танк оснащен новой активной системой защиты, включающей в себя новое поколение активной брони, предположительно способной противостоять самым современные в мире противотанковым пушкам и противотанковым ракетным комплексам.

Кроме того, как мы уже указывали в другой статье, Т-14 в конечном итоге будет полностью автоматизированной боевой единицей, оснащенной необитаемой башней и при необходимости управляемой дистанционно:

«Универсальная система шасси Armata представляет собой платформу для более десятка различных гусеничных машин, включая самоходную гаубицу, инженерную машину и бронетранспортер. 70 процентов гусеничной бронированной техники Сухопутных войск России планируется заменить на транспортные средства, основанные на универсальной системе шасси Armata».

Правда пока подлинные боевые возможности Т-14 неизвестны и останутся такими до тех пор, пока не будут проверены в реальном бою.

В 2016 году Министерство обороны России заказало первую партию из 100 Т-14 и намерено закупить к 2025 году до 2300 танков Т-14 . Однако, похоже, это только официальные финансовые и производственные возможности России. По оценкам экспертов, с 2018-го года Россия может производить таких танков не более чем по 120 единиц в год. В настоящее время в Сухопутных войсках России состоят на вооружении около 20 единиц Т-14. Пока не ясно, начато ли серийное производство танка.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Есть книги, цитаты из которых, оторвавшись от первоисточника, разлетаются по всему миру. Одна из таких книг - «Алиса в стране чудес». Устную версию «Алисы…» английский математик Чарльз Лютвидж Доджсон создал 4 июля 1862 года. А в июле 1865-го, всего через три года, Доджсон прославился на весь мир под псевдонимом Льюис Кэрролл.

История Отдельного Кавказского корпуса в годы боёв с отрядами мятежных горцев в 1820-е годы полна, на первый взгляд, совсем уж странных приказов высшего начальства. Однако, если разобраться, эти приказы вполне логичны. В частности, одна инициатива командующего корпусом генерала Алексея Ермолова весьма расстроила бы современных защитников идеи казачьего национализма. Ибо сей герой Отечественной войны 1812 года сильно разбавил этнос Терского казачьего войска великороссами и малороссами, а точнее уроженками совсем не казачьих губерний. Настолько, что колкие языки обзывали «новых казаков-терцев» бабьим казачьим войском.

Гиммлер, основатель СС и покровитель «Аненербе», на полном серьёзе считал, что женщина - основоположница его рода была колдуньей, которую сожгли на костре. А процессы ведьм, очень серьёзно затронувшие в Средние века Германию, называл не иначе как геноцидом немецкого народа. Об интересе руководителей Третьего рейха к ведьмам нашему изданию согласился рассказать военный историк, ветеран спецслужб, автор ряда сенсационных книг по истории Третьего рейха Александр Рудаков.

5 января 1066 года Англия погрузилась в траур: умер нороль Эдуард II Исповедник. Монарх был женат, но никогда не делил с супругой ложе и не оставил наследников. Желающих занять трон оказалось четверо. Предстояла кровавая схватка за власть.

Красный диктатор Камбоджи Пол Пот и его жена Кхиеу Поннари правили страной недолго: всего 3 года 8 месяцев и го дней. За это время от рук красных кхмеров погибли примерно 3 миллиона их соотечественников. Кровавый властитель с супругой представляются нам восточными дикарями. Отнюдь: они познакомились во Франции и сошлись на почве любви к западной культуре и литературе.

У любого корабля, как и у человека, своя судьба. Неприметные торговые суда, отслужив положенный срок, тихо отправляются на свалку. Навеки остаётся память о кораблях, участвовавших в легендарных битвах или кругосветных путешествиях. Но есть и особая категория судов…

Боевых слонов и боевые колесницы порой называют танками древности. И хотя действия пехоты и кавалерии противника под умелым руководством военачальников были способны свести эффективность подобных «танков» почти к нулю, слоны и колесницы не раз демонстрировали на полях сражений свою сокрушительную мощь.

Француз по национальности, Георгий Георгиевич Лафар знал четыре языка, был убеждённым анархистом, авантюристом и первым советским разведчиком, внедрившимся в штаб французских интервентов.

Тема холодной войны и противостояния двух сверхдержав в последнее время стала одной из самых обсуждаемых в мировых СМИ. Сначала американцы объявили о перевооружении своих стратегических сил и создании маломощных ядерных зарядов. А затем Россия явила миру сразу несколько впечатляющих разработок, включая настоящее "оружие апокалипсиса" – беспилотный подводный аппарат на атомной установке.

Эксперты рассуждают о новом витке гонки вооружений, хотя в обеих странах ее и отрицают. Тем не менее проекты, задуманные в ожидании ядерной войны в середине прошлого века, приобретают просто какую-то зловещую актуальность.

Гиперзвуковой глайдер, атакующий противника из космоса, ракеты на ядерной установке – все это было задумано еще при СССР, когда военные ждали ракетную атаку в любой момент.

В это суровое время был задуман и испытан "Объект 279" – тяжелый советский танк, который должен был прорвать оборону противника после ядерных бомбардировок. В советском командовании справедливо полагали, что выиграть войну одними бомбами и ракетами не получится.

Машина, сохранившаяся в единственном экземпляре в музее в Кубинке, больше похожа на летающую тарелку на четырех гусеницах, чем на традиционный танк. И этому есть простое объяснение: эллипсообразная форма должна была уберечь машину от волны ядерного взрыва.

Уровень защиты танка поражает воображение: толщина некоторых участков литой брони достигает 319 миллиметров. Вдобавок машину оберегали противоосколочные и противофугасные экраны. "Двести семьдесят девятый" выдерживал попадание 122-миллиметрового бронебойного снаряда, не говоря уже о 90-миллиметровом кумулятивном.

Чтобы танк не превратился в глыбу железа, которую невозможно сдвинуть с места, толщину брони сделали разной. В некоторых местах она всего 50 мм, в других – в шесть раз больше. Вся броня состоит из четырех бронированных элементов. По оценке экспертов, "Объект 279" защищен в два раза лучше, чем тяжелый танк Т-10, и в пять раз лучше, чем Т-34.

При этом "ядерный танк" весит столько же, сколько тяжелый ИС-4 времен Великой Отечественной – 60 тонн. Тысячесильный дизельный двигатель разгоняет машину по шоссе до 55 км/час. А по проходимости машина благодаря четырем гусеницам может дать фору любому современному танку.


Удельный вес на грунт у "тарелки" всего 0,6 кг на сантиметр, как у легкого танка. Машина должна была проехать по воронке ядерного взрыва, через взрыхленный грунт, грязь, болота и завалы. Судя по испытаниям, "Объект 279" справлялся, но у него возникли проблемы с маневренностью из-за четырех гусениц. Чтобы повернуть, танкистам приходилось затрачивать массу усилий, и на это уходило колоссальное количество времени.

Предполагалось, что эти машины пройдут первыми, а уже за ними последуют более маневренные средние танки. "Объект 279" должен был появиться в пепле ядерного взрыва и добить уцелевшего противника, проложив дорогу остальным. Для прорыва обороны машину вооружили 130-миллиметровой пушкой с механизмом заряжания. Скорострельность орудия – до пяти выстрелов в минуту, приличный показатель и для современного танка. Система управления огнем также продвинутая по тем временам: оптический дальномер, комплекс автоматического наведения и ночного видения, инфракрасный прожектор. Настоящая "Армата" 1960-х.

В качестве второго оружия на "Объект 279" поставили 14,5-миллиметровый пулемет Владимирова с полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной укладкой и стереоскопическим прицелом. Вполне достойное усиление.

Поскольку действовать машине предстояло в условиях радиоактивного заражения, ее оснастили химической, биологической и противоядерной защитой экипажа. Специальная система создавала в танке избыточное давление и исключала попадание внутрь зараженного воздуха. Считалось, что танк мог пройти сразу после взрыва через эпицентр, особо там не задерживаясь.

Но проверить это на практике, к счастью, не удалось. Всего было построено три танка "Объект 279", после чего Никита Хрущев проект завернул, хотя машину успешно испытали. СССР окончательно сконцентрировался на средних танках, которые по своим характеристикам стали наступать на пятки тяжелым, а весили намного меньше. Вдобавок строить "ядерный танк" было слишком дорого из-за сложной брони и механики. Наконец, наступила "оттепель" и длительная разрядка в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Но сейчас о машине просто грех не вспомнить, тем более что ничего подобного на вооружении России нет. Справятся ли с такими специфическими боевыми задачами Т-90 или "Армата"? Вряд ли, хотя в обычном бою они будут на порядок лучше.

Современная "Армата" весит 48 т при мощности двигателя 1 тыс. 500 лошадиных сил. Скорость по шоссе – порядка 80 км/час. Маневренность просто запредельная, судя по демонстрационным видео. Экипажу в Т-14 намного комфортнее, машина оснащена комплексами активной и динамической защиты. Но как все это будет работать в условиях ядерной войны? Возможно, 30-сантиметровая защита "двести семьдесят девятого" станет намного эффективнее всех этих продвинутых электронных комплексов, которые просто перестанут функционировать. После ядерного взрыва никто не будет бегать с "Джавелинами", летать на самолетах и вертолетах также станет крайне опасно. "Проект-279" в беспилотном варианте вполне мог быть стать своеобразной "машиной апокалипсиса", медленно и неуклонно продвигающейся на территорию обескровленного противника.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 16 апреля 2018 года .

Модель танка TV-1 , представленная на конференции Question Mark III

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV , проводившейся в августе 1955 года , развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй, расположенной под наклоном в 60° к вертикали. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль . R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48 , несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей , чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения . Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года . Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца, как остался на бумаге и проект переоборудования тяжёлого танка M103 в опытную машину для испытаний ядерного реактора на танковом шасси .

СССР

Общие проблемы концепции

Главной проблемой концепции танка с атомным двигателем было то, что большой запас хода не означал высокой автономности машины. Лимитирующим фактором становился запас боеприпасов, смазочных материалов для механических частей, ресурс гусеничных лент. В результате, как таковая элиминация из состава танковых частей машин-заправщиков и упрощение снабжения атомных танков горючими материалами на практике не приводила к сколь-нибудь существенному повышению автономности. В то же время, стоимость танков с атомным двигателем была бы значительно выше обычных. Для их обслуживания и ремонта требовался бы специально обученный персонал и особые ремонтные машины и оборудование. Кроме того, повреждение танка со значительной вероятностью привело бы к

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало активно осваивать новый источник энергии - деление атомных ядер. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, решением великого множества различных проблем. В атмосфере всеобщего одобрения и интереса строились атомные электростанции и проектировались реакторы для подлодок и кораблей. Отдельные мечтатели даже предлагали сделать атомный реактор настолько компактным и маломощным, чтобы он мог использоваться как бытовой источник энергии или в качестве энергоустановки для автомобилей и т.п. Подобными вещами заинтересовались и военные. В Соединенных Штатах всерьез рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой. К сожалению или к счастью, все они так и остались на уровне технических предложений и чертежей.

История атомных танков началась в 1954 году и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Знак вопроса»), на которых обсуждались перспективные направления науки и техники. На третьей такой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с атомным реактором. Согласно техническому предложению, боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тонн и нести 105-мм нарезную пушку. Особый интерес представляла компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был располагаться малогабаритный атомный реактор. Для него предусмотрели объем в передней части бронекорпуса. За реактором и его защитой, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки боеприпасов и т.п., а также несколько агрегатов силовой установки.

Боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1»)

Более чем интересен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Далее нагретый воздух предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в движение трансмиссию и ведущие колеса. Согласно расчетам, проведенным прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора продолжительностью до 500 часов на одной заправке ядерным топливом. Однако проект TV1 не рекомендовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения мог заразить несколько десятков или даже сотен тысяч кубометров воздуха. Кроме того, во внутренние объемы танка никак не удавалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, боевая машина TV1 получалась гораздо более опасной для своих войск, нежели для противника.

К следующей конференции Question Mark IV, состоявшейся в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими возможностями и новыми технологиями. Новый атомный танк получил название R32. Он значительно отличался от TV1, в первую очередь своими размерами. Развитие ядерных технологий позволило уменьшить габариты машины и соответствующим образом изменить ее конструкцию. 50-тонный танк также предложили оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым листом толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совершенно другие обводы и компоновку. Кроме того, предлагалось отказаться от использования газовой турбины, приводимой в движение перегретым атмосферным воздухом и применить новые системы защиты менее крупного реактора. Расчеты показали, что практически достижимый запас хода на одной заправке ядерным топливом будет равняться примерно четырем тысячам километров. Таким образом, ценой снижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком войск, были недостаточными. Согласно теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но даже при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для практического применения. Требовалось бы регулярно менять экипажи и создавать специальную инфраструктуру для отдельного обслуживания атомных танков.

После того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального заказчика в лице американской армии, интерес военных к танкам с ядерной энергетической установкой стал постепенно угасать. Стоит признать, в течение некоторого времени еще предпринимались попытки создать новый проект и даже довести его до стадии испытаний. К примеру, в 1959 году проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103. Ее предполагалось использовать в будущих испытаниях танкового шасси с атомным реактором. Работы по этому проекту начались очень поздно, когда заказчик перестал видеть в атомных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

R32. Ещё один проект американского атомного танка

Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, который смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен фирмой Chrysler во время ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и специалисты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Кроме того, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки. Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых версиях проекта, двигателем или ядерным реактором представляло собой типичный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Однако на нем предлагалось установить башню оригинальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать немного длиннее шасси. Внутри такой оригинальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все вооружения, в т.ч. 90-мм орудие на жесткой безоткатной подвесной системе, а также боекомплект. Кроме того, в поздних версиях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель или малогабаритный ядерный реактор. В таком случае реактор или двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего ходовые электромоторы и прочие системы. Согласно некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о наиболее удобном размещении реактора: в шасси или в башне. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была выгоднее, хотя и сложнее в техническом плане.

Танк TV8

Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».

TV8 оказался самым удачливым из всех американских атомных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из заводов компании Chrysler даже построили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами. Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более в случае с использованием ядерной энергоустановки. В результате проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

После TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других стран, то в них тоже рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля атомным реактором. Но за пределами США эти идеи остались только в виде задумок и простых предложений. Основными причинами отказа от подобных идей стали две особенности ядерных энергоустановок. Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не может иметь достаточную защиту. В результате экипаж и окружающие люди или объекты будут подвергаться воздействию радиации. Во-вторых, атомный танк в случае повреждения энергоустановки - а вероятность такого развития событий очень велика ¬- становится настоящей грязной бомбой. Шансы экипажа выжить в момент аварии слишком малы, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Сравнительно большой запас хода на одной заправке топливом и общая, как казалось в пятидесятых годах, перспективность атомных реакторах во всех сферах не смогли пересилить опасные последствия их применения. В результате танки на атомном ходу так и остались оригинальной технической задумкой, возникшей на волне всеобщей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.

По материалам сайтов: