Алфавит флажками. Семафорная азбука: что это такое, как применяется, история изобретения, основные принципы

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не… … Википедия

В Викисловаре есть статья «азбука» Азбука (от аз и буки) то же, что алфавит, чаще всего исп … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азбука. Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе … Википедия

Азбука семафорная - условное обозначение букв и служебных знаков, изображаемое различным положением рук с семафорными флажками. Применяется для связи кораблей между собой на ходу и стоянке, а также с береговыми постами … Словарь военных терминов

Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе Азбука Морзе Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка» способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых « … Википедия

- (или шифр Полибия, квадрат Полибия) способ кодирования букв алфавита, с целью его приведения к виду, удобному для передачи по каналу связи (через стенку). Нередко в таблице использовался естественный порядок расположения букв алфавита,… … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Греческий алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: греческий Дата создания: около VIII века до н.э. Период: до настоящего времени … Википедия

Книги

  • Справочник по иностранным флотам , . Основные тактико-технические данные, фотографии и силуэты военных кораблей, судов, самолетов и вертолетов морской авиации, а также некоторых образцов ракет, реактивных бомбометов, мин, торпед…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание уделено особенностям…

В начале XIX века во Франции был изобретен особый способ передачи информации с корабля на сушу, так называемая семафорная азбука. На мачте поднимали несколько перекладин и путем их перемещения складывали буквы, а затем слова. "Семафор" в переводе с греческого означает "знак несущий". Почти два века данная система знаков активно использовалась по всему миру. Позже ее сменили радиосвязь и азбука Морзе. Сегодня флажковую связь на флоте практически не используют.

Семафорная азбука в России

В России появление семафорной азбуки связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В конце XIX века он разработал систему передачи русских букв при помощи флажков. Русская семафорная азбука состоит из двадцати девяти буквенных символов, к которым в случае необходимости могут добавляться и три служебных символа. Все цифры и знаки препинания передаются по буквам, так как она не имеет отдельного обозначения для цифр или знаков.

Каждая буква или служебный знак - это установленное положение рук с флажками. Иногда, если отсутствуют флажки, передачу сигналов производят с помощью бескозырок. Считается, что матрос, хорошо обученный азбуке флажков, может отчетливо воспроизводить 60-80 букв или знаков в минуту. Вечером или ночью ипользуют флажки ярких и светлых цветов, например желтого или белого. В светлое время суток - черные или красные. В настоящее время обучение семафорной азбуке проводится только на специальных курсах. Ведь на смену флажкам пришли прожектора с азбукой Морзе и радиосвязь.

Семафорная азбука за рубежом

В XVII веке в Англии для передачи информации на расстоянии применялись картинки. Семафорная азбука в современном виде была создана во Франции лишь спустя два столетия. Флажковая система, которая используется за рубежом, немного схожа с российской. Она также использует флажки для обозначения букв, из которых складываются слова и предложения. Но есть между ними и некоторые отличия. Первое заключается в том, что флажки используются не одноцветные, как обычно в России, а цветные, с различным сочетанием цветов и символов. Каждый такой флажок - это отдельно взятая буква. То есть можно вывешивать флажки в определенном порядке, составляя из них слова и предложения. За основу взят латинский алфавит. Еще одно отличие заключается в том, что западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

Ввиду того, что способ передачи информации с помощью семафора был признан очень успешным, появилась необходимость упорядочить все сигналы. В XIX веке увеличилось количество судов, многие страны обзавелись собственным флотом, поэтому возникла необходимость в создании единого морского языка для общения на расстоянии. В 1857 году был разработан Свод сигналов, где были обозначены международные флаги, их цвета и значение. В него вошли восемнадцать основных флагов, постоянно используемых на флоте. Изначально в разработке этого свода принимали участие четыре морских державы: США, Канада, Франция и Британия. В 1901 году все государства, имеющие военный и торговый флот, утвердили этот документ к использованию. Считается, что с этого момента морская семафорная азбука была принята и зарегистрирована официально как единая система общения.

В 1931 году Свод сигналов претерпевает небольшие изменения. Ввиду того, что все активнее стали использоваться радиосвязь и прожекторы для передачи информации при помощи азбуки Морзе, часть флажков убрали, а для остальных изменили значение. В 1969 году был сделан перевод флажковых сигналов не только на латиницу, но и на кириллицу. Система стала действительно международной и понятной для мореплавателей практически в любой точке планеты.

Флаги и их значение

На данный момент Международный свод сигналов состоит из трех блоков. В первый входят двадцать шесть флажков, которые обозначают исключительно буквы. За основу взят, естественно, латинский алфавит. Второй содержит десять флажков для обозначения цифр от нуля до девяти. В последнем блоке три заменяющих флажка. Они используются в исключительных случаях: если на судне только один комплект флагов и возможности вывесить, например, повторяющиеся буквы в слове, нет. На помощь приходят заменяющие.

После распада система флажковых сигналов в России и в странах СНГ почти не изменилась.

Использование семафорной азбуки в наши дни

С появлением радиосвязи и электричества флажковая система сигналов постепенно утратила свою актуальность и на данный момент практически не применяется. Но почти в каждой стране на случай критической ситуации на судне находится матрос, умеющий передавать информацию при помощи флажков. Также семафорная азбука активно используется на парадах и во время показательных выступлений. Теперь это скорее дань традиции, чем средство общения на расстоянии.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

25. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Флажная азбука. 24.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Русская семафорная азбука.

Источники: Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.

24 мая 1971 года после обеда на второй паре занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш «Капитан» с ходу заявил нам, что «теоретическая часть темы «наблюдение и связь» нами с успехом пройдена и сейчас, на практике, мы будем учить русскую флажную или семафорную азбуку, язык кодов сигнальных флагов и одновременно азбуку Морзе.

Одновременно учить все сигнальные, семафорные или телеграфные азбуки очень удобно, - сказал нам «Капитан», - потому что они пересекаются, перекликаются и дополняют друг друга.

«Капитан» встал у классной доски, взял в руки два небольших красных флага и показал нам первую букву русской семафорной азбуки – «А».

Он встал прямо, гордо, вскинул голову, расправил плечи, вмиг помолодел, и вдруг резко, как крыльями, расставил опущенные вниз руки с флагами в стороны.

Посмотрите, - сказал нам «Капитан». – Я расставил руки в стороны не широко, а под углом в 45°, то есть так, чтобы флаги расправили свои полотнища и были хорошо видны издали. Со стороны видно, что моя фигура, с разведёнными вширь руками-крыльями-флагами, напоминает форму буквы «А» русского алфавита.

Запомните раз и навсегда! – сказал нам торжественно «Капитан». – Вид моряка, форма моряка, поза моряка, речь моряка и поведение моряка должно быть всегда чётким, по-военному слаженным, мужским, гордым, мужественным, красивым.

Морская служба, - сказал «Капитан», - это вам не «хухры-мухры» на берегу, где моряк может немного пошалить, покуражиться, снять напряжение от морской службы, а чёткая, ответственная и очень серьёзная боевая работа, от которой зависит не только жизнь самого моряка, но, прежде всего, жизнь его товарищей, братьев, жизнь корабля, жизнь и благополучие Родины и Отчизны, советского народа.

Это не бравада, не агитация и не пропаганда, - сказал «Капитан», - это истинная правда, потому что по международному праву корабль в море – это территория государства, само государство в масштабах корабля, а экипаж корабля – это советский народ, носитель государственного, многонационального и народного суверенитета, то есть независимости, самостоятельности и верховенства народовластия.

Вот что такое советский моряк, - сказал «Капитан». - Вот почему советский моряк всегда должен быть стройным, сильным, мужественным, достойным, бравым и внешне красивым. Люди традиционно видят в моряках себя, народ, государство, страну, Родину.

Вот почему, - сказал «Капитан», - известную всем поговорку: «Моряк всё пропьёт, но флот не опозорит» следует понимать так: «Моряк всё снесёт (то есть преодолеет), но народ не опозорит». Ясно?!

«Точно так!» - хором ответили мы, слушатели севастопольской Морской школы ДОСААФ по специальности «рулевой-сигнальщик»…

После этого «Капитан» не по-военному, но очень точно, чётко и красиво повернулся к классной доске и написал мелом первую букву телеграфной азбуки Морзе – «точка и тире» - буква «А».

Справа от того места, где находился «Капитан», стоял большой корабельный сигнальный прожектор. «Капитан» заранее подал на него электропитание и показал нам, как «моргает» жалюзи, передавая сигнал – «А», то есть краткое нажатие на гашетку (краткое открытие жалюзи), пауза и длинное нажатие на гашетку (более длительное открытие жалюзи).

Нажимать на гашетку сигнального прожектора нужно не быстро и не длительно, - сказал нам «Капитан». – Ровно так и ровно столько по времени, чтобы вы сами себя понимали и читали ваши сигналы, если бы вы сами были сейчас вдалеке.

Позаботьтесь о своём собрате, - сказал нам «Капитан», - который сейчас в бурном море, в дождь или в туман пытается прочитать ваши гордые, залихватские быстрые сигналы и вы выполните свою задачу достойно. Иначе вы получите от собрата сигнал «не понял», «повторить» и будете вынуждены из-за своей гордыни опять и опять передавать важное сообщение, теряя время, а значит, способствуя врагу.

Мы зашевелились и «Капитан» воспринял наше шевеление как несогласие…

Да, способствовать врагу, - сказал убеждённо «Капитан». – На флоте нет понятия: «это я так, просто так». На флоте либо ты своими действиями и поступками помогаешь и способствуешь победе над противником-врагом, либо ты мешаешь этой победе, устраняешься от неё, не исполняешь должным образом свои обязанности, а значит, способствуешь противнику-врагу. Другого не дано.

А знаете, почему так? – спросил нас «Капитан». Мы молчали…

Да потому, что моряки одни на корабле! – сказал просто и проникновенно «Капитан». – Кроме моряков экипажа на корабле больше никого нет. Никто в данный момент не придёт на помощь, не исполнит то, что нужно исполнять. На корабле нет лишних людей. Каждый на своём боевом посту исполняет не только свои личные обязанности, но участвует в едином коллективном деле. Поэтому побеждает не комендор, не торпедист и не ракетчик, и даже не командир, а все, весь экипаж, даже кок и поварёнком.

А вот погибнуть или потерпеть поражение можно из-за одного нерадивого, бесчестного, трусливого человека, - сказал горестно «Капитан». – Неправильно или не вовремя передаст важное сообщение, команду или координаты и всё – маленькая оплошность, порождённая себялюбием, леностью, гордыней, самохвальством или глупостью может привести к роковой ошибке.

Вы можете на гражданке, на берегу немного расслабиться и позволить себе поведение свободного расхлябанного молодого человека, - сказал миролюбиво «Капитан». - Юности и молодости многое дозволяется…, но взяв на себя обязанности профессионала или военного, будьте собранными, достойными своего уровня и статуса. Тогда даже самый невзрачный и неприметный из вас будет привлекательным и красивым, вызывать уважение и доверие.

Вы знаете «Боцмана» с Аполлоновки? – спросил неожиданно «Капитан».

Мы дружно закивали головами и сказали, что знаем.

Ну, вот, - удовлетворился «Капитан». – Вот вам и пример истинного моряка и красивого мужчины, с соответствующим настоящему моряку поведением. Берите пример с него. Правда, кроме одного его недостатка – уж больно сквернословит…

Мы дружно загоготали. В аудитории пронёсся шквал шуток, знаменитых «боцманских» выражений, мнений…

Итак, - «Капитан» напомнил всем тему занятия, - Как выглядит бука «А» русского семафорного алфавита. Суворов! К доске!

Я вышел на негнущихся от волнения ногах. Попытался чётко, по-военному, встать и повернуться на месте «Капитана», но у меня это получилось так, что ребята коротко хохотнули.

Затем я взял флажки в руки, встал в стойку, выпрямил гордо голову и резко, взмахом, чтобы флаги красиво разлетелись крыльями в стороны, - развёл руки и замер в позе фигуры-буквы «А».

Отлично! – сказал «Капитан». – Теперь буква «А» на сигнальном прожекторе.

До этого, мы все, конечно, баловались и нажимали на все кнопки и рычаги всех устройств, стоящих в аудитории, в том числе и сигнального прожектора. Единственно, мы не знали, где включается лампа прожектора, но жалюзи от наших игр «моргали» часто…

Я уже привычным жестом и движением пальцев «проморгал» жалюзи «точку» и через короткую паузу «тире».

Опять молодец! – сказал «Капитан». – Вы уже практиковались в сигнальном деле?

Я не стал испытывать судьбу и отвечать по-военному «Никак нет!», а просто ответил «Нет».

Хорошо, - сказал «Капитан». – Из вас может получиться хороший сигнальщик. Сядьте на место.

Теперь все хотели быть «хорошими сигнальщиками» и всем до единого «Капитан» дал возможность красиво и достойно взмахнуть флажками, показать сигнал-знак-фигуру-букву «А» и «поморгать» этот сигнал-букву сигнальным прожектором.

Точно так же мы стали изучать все буквы и знаки семафорной и телеграфной азбуки…

Последний час занятий 24 мая 1971 года промелькнули практически незаметно. К концу занятий мы уже знали множество фигур и знаков.

Выходя из здания севастопольской Морской школы ДОСААФ, мы всё ещё продолжали махать друг перед другом руками с воображаемыми флажками.

Я заметил, что мы выходим из здания и спускаемся по ступеням на улицу уже не так, как в прошлый раз, - шумной хулиганской толпой, а ровно, стройно, размеренно, не торопясь…

С этого дня я стал смотреться в витрины магазинов, а дома, в рабочем общежитии на Дзержинского, 53, я долго и тщательно смотрел на себя в зеркало шифоньера.

Теперь я стал вырабатывать свою собственную походку и манеру держаться, манеру двигаться, говорить, смотреть, поворачиваться, оборачиваться, сидеть и даже лежать на постели.

Теперь я стал сам «конструировать» свой мужской внешний вид и мужское поведение

Я начал создавать своё собственное поведение «настоящего моряка»…

Во второй половине ХIХ века на флоте была введена особая должность - сигнальщик. А в конце ХIХ века изобретена сигнальная азбука вице-адмиралом С.О.Макаровым, которая нужна была для передачи сообщений на расстоянии между проходящими мимо кораблями, а также на сушу.

Русская семафорная азбука

Каждая буква русского алфавита закодирована особым положением рук с флажками. Русская семафорная азбука включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Следующие знаки передаются одинаково:
е, ё, э;
и, й;
ъ, ь.

В азбуке нет цифр и знаков препинания. Они передаются по буквам, например, цифра «3» - «три».

В светлое время суток используются флажки с темной тканью, а в темное - со светлой тканью. Если флажки отсутствуют, то сообщение передается бескозырками. Дальность передачи такого сообщения около 3 км, а при использовании бинокля еще больше.

Хороший специалист-сигнальщик за минуту может передать от 60 до 80 знаков, но этот показатель в редких случаях может достигать до 110.

Отмена семафорной азбуки в ВМФ России

В наше время к семафорной азбуке начал пропадать интерес, так как новые средства сигналов оказались лучше и не такие затратные по времени. С 1 декабря 2011 года «Флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи МВФ, но оно преподается в военно-морских училищах в качестве ознакомления. Вместо семафорной азбуки на флоте оставили световую сигнализацию с помощью прожектора и азбуки Морзе, а также радиосвязь. Они сегодня больше распространены для связи между кораблями. Но, по мнению опытных капитанов, семафорную азбуку необходимо знать, так как могут быть экстренные случаи, когда она просто незаменима, поэтому не исключено ее возвращение.

Международная семафорная азбука

Данная флажковая система применяется за границей с некоторыми особенностями.

Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток на небольшое расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1 — 1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили. Скорость обмена флаж­ным семафором на предельных дальностях достигает 100—110 знаков в минуту. Связь флажным семафором осу­ществляется только словами, передаваемыми по буквам.

Каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак, изображаемый определен­ным положением рук с флажками. Путем последователь­ного изображения знаков букв в порядке их очередности в слове они передаются на расстояние. Прием основан на правильном определении (чтении) слов и предложений. Передача и прием таким порядком слов и предложений составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные для букв алфавита, получили назва­ние семафорной азбуки.

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см. Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Для пе­редачи семафора цвет флажков выбирают в зависимости от фона, на котором осуществляют связь: на темном фоне применяют флажки светлой окраски (желтый, бе­лый), на светлом — темного цвета (черный, красный).

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков (передний форзац) и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:

— схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв;

— установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак);

— попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке;

— семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой;

— в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.

Служебные знаки русской семафорной азбуки:

— знак вызова — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;

— знак ответа —для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;

— знак повторения (ошибки) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова;

— знак ожидания — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками;

— знак окончания — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз;

— знак вопроса—в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т;

— знак разделительный — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз;

— знак невозможности приема — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки (рис. 1.7):

— «Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону». Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В;