100 фотографий изменили мир life.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826.
«Это открытие я назвал гелиографией – изображение появляется под воздействием света», – Жозеф Нисефор Ньепс.

Луи Дагер. Бульвар Дю Тампль. 1839.
«Я уловил быстротечность света и пленил его. Я заставил солнечный свет рисовать для меня», – Луи Дагер.

Роджер Фентон. Долина Теней Смерти. 1855.
«Скоро война начнет косить мужчин на поле боя, но сначала этот безупречный зарисовщик запечатлеет их черты и даст им анонимное бессмертие», – «Крымские фотографии», сентябрь, 1855.

Мэтью Брэди. Авраам Линкольн. 1860.
«Мне было очень сложно сделать естественный снимок», – Мэтью Брэди.

Карлтон Уоткинс. Скала Cathedral Rock, Йосемити. 1861.
«Совершенство искусства, сравнимое с работами лучших европейских художников», – Оливер Вендел Холмс, 1862.

Александр Гарднер. Погибшие в сражении при Энтитеме. 1862.
«Мистер Брэди донес до нас всю серьезность страшной реальности войны. Он будто принес эти тела и сложил у наших дверей и вдоль улицы», – «Нью-Йорк Таймс».

Эдвард Мьюбридж. Лошадь в движении. 1878.
«Мы считаем, что изображение станет безупречным, когда мы отбросим все наши предвзятые впечатления и будем искать истину независимых наблюдений в самой природе», – Эдвард Мьюбридж.

Якоб Риис. Бандитский притон, Маберри стрит, 59. 1888.
«В бою с трущобами мы или победим, или погибнем. Среднего пути нет», – Якоб Риис.

Вильгельм Рентген. Рука миссис Рентген. 1895.
«Я не размышляю; я исследую», – Вильгельм Рентген.

Эдвард Стейхен. Озеро в лунном свете. 1904.
«На самом деле, любая фотография – это обман от начала до конца», – Эдвард Стейхен.

Эдвард Кертис. Исчезающая раса. 1904.
«Смерть любого старого мужчины или женщины – это исчезновение традиции и знаний священных обрядов, которыми они обладали», – Эдвард Кертис.

Альфред Стиглиц. Третий класс. 1907.
«Если бы все мои фотографии потерялись и меня знали только по этой, я был бы вполне доволен», – Альфред Стиглиц.

Льюис Хайн. Девочка с фабрики хлопка. 1908.
«Фотография может осветить темноту и разоблачить невежество», – Льюис Хайн.

Пол Стрэнд. Слепая. 1916.
«Я чувствовал, что тяжелая жизнь сделала их необычайно интересными и даже благородными людьми», – Пол Стрэнд.

Эрих Заломон. Гаага. 1930.
«Если Заломон не фотографировал очередную официальную встречу, люди не верили, что она хоть сколько-нибудь важна!» – министр иностранных дел Франции Аристид Бриан.

Анри Картье-Брессон. Позади вокзала Сен-Лазар. 1932.
«В фотографии все дело в удаче. Там был забор, и я вставил мою камеру в щель забора. Это доля секунды», – Анри Картье-Брессон.

Джеймс ван дер Зее. Пара в енотовых шубах. 1932.
«Я всегда стремился к тому, чтобы люди хорошо выглядели на фото, чтобы они выглядели так, как они бы сами желали выглядеть», – Джеймс ван дер Зее.

Генрих Гофман. Гитлер на митинге нацистской партии. 1934.
«Не хотите ли пойти со мной? Несомненно, вы сможете сделать несколько очень интересных фотографий!» – Гитлер – Гофману.

Доротея Ланж. Мать-мигрантка. 1936.
«Вы видите в ее лице все, что хотите. Она бессмертна», – Рой Страйкер (FSA).

Роберт Капа. Падающий солдат. 1936.
«Камера, которую я держал над головой, запечатлела падающего солдата в тот момент, когда он был застрелен. Пожалуй, это мой лучший снимок», – Роберт Капа.

Маргарет Бурк-Уайт. Дамба Форт-Пек. 1936.
«Чтобы увидеть и показать это, нужна целая жизнь», – Генри Робинсон Люс.

Сэм Шер. Крушение Гинденбурга. 1937.
«Я едва успел щелкнуть – все закончилось невероятно быстро», – Сэм Шер.

Х. С. Вонг. Кровавая суббота. 1937.
«Это было жуткое зрелище. Люди все еще пытались подняться. Мертвые и раненые лежали на рельсах и платформе. Повсюду валялись части тел. Только моя работа помогла мне забыть о том, что я видел», – Х. С. Вонг.

Юсуф Карш. Уинстон Черчилль. 1941.
«В силе и мощи черт лица Черчилля застыло решение английского народа», – Петер Поллак, историк.

Дмитрий Бальтерманц. Горе. 1942.
«Война – это, прежде всего, горе», – Дмитрий Бальтерманц.

Гордон Паркс. Американская готика. 1942.
«Меня не волнует, что чувствуют другие. Вот что я чувствовал насчет Америки и места Эллы Уотсон в Америке», – Гордон Паркс.

Франк Повольный. Бетти Грейбл. 1943.
«В кабине каждого пилота, на каждой стене в казармах висела фотография смотрящей через плечо Бетти Грейбл в купальном костюме», – Мэтт Хелрих, ветеран Второй мировой.

Еврейский мальчик сдается в Варшаве. Автор неизвестен. 1943.
«Я держу отчет, написанный с тевтонским вниманием к деталям, иллюстрированный фотографиями, удостоверяющими этот совершенно невероятный текст», – Роберт Джексон, главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе.

Виджи. Критик. 1943.
«Я не видел, что щелкаю, но мог буквально почувствовать запах самодовольства», – Виджи.

Роберт Капа. День Д. 1944.
«Мне никогда не приходило это в голову, пока я не взял этот снимок – получается, что Капа должен был забежать перед этим солдатом и повернуться спиной к бою», – Джон Моррис, редактор Капы в LIFE.

Джо Розенталь. Водружение флага над Иводзимой. 1945.
«Снимок показывал ту картинку, которую хотели видеть американцы», – Хэл Бьюэлл, редактор AP Photo.

Евгений Халдей. Знамя победы над Рейхстагом. 1945.
«Я нашел удобное место и сказал: “Алеша, лезь туда”», – Евгений Халдей.

Чарльз Леви. Атомный гриб над Нагасаки. 1945.
«Люди в хвостовой части нашего корабля увидели гигантский шар огня, поднимающийся будто из недр земли», – Уильям Л. Лоренс, очевидец.

Альфред Эйзенштадт. День победы на Таймс-сквер. 1945.
«И вдруг я увидел, как какое-то белое существо сгребли в объятья. Я повернулся и щелкнул момент, когда моряк целует медсестру», – Альфред Эйзенштадт.

Маргарет Бурк-Уайт. Ганди рядом со своей прялкой. 1946.
«Отказ от насилия – кредо Ганди, а прялка – идеальное оружие», – Маргарет Бурк-Уайт.

Филипп Халсман. Дали Атомикус. 1948.
«До фотошопа был Филипп», – Ирен Халсман, дочь Филиппа Халсмана.

Натаниэль Файн. Бейб покидает игру.1948.
«Если бы я не знал, что Бейб уходит, мне никогда бы не пришло в голову встать за его спиной», – Натаниэль Файн.

Юджин Смит. Сельский доктор. 1948.
«Я жил вместе с ним четыре недели. Сначала я делал очень мало фотографий. В основном я пытался понять, в чем состоит работа доктора», – Юджин Смит.

Хи Пескин. Камелот. 1953.
«Он стал символом новой породы знаменитых политиков, столь же известным благодаря его приятной внешности, заразительной улыбке, обаянию и остроумию, как и благодаря его содержательным высказываниям», – Роберт Дэйллек, историк.

Дэвид Джексон. Эмметт Тилл. 1955.
«Когда люди увидели, что стало с моим сыном, на защиту встали даже те мужчины, которые никогда этого не делали», – Мэйми Тилл-Мобли.

Гарольд Эджертон. Капля молока. 1957.
«Секунды. Вот одна. Иногда мы ее не замечаем, а иногда она обладает огромной ценностью», – Гарольд Эджертон.

Альберто Корда. Че Гевара. 1960.
«В мире нет такого социально сознательного молодого человека, который бы не мечтал стать таким, как Че», – Альберто Корда.

Джулиус Шульман. Дом Case Study House #22. Лос-Анджелес, 1960.
«Это было время, когда мы строили ракеты, чтобы полететь на Луну, и планировали колонизировать Марс, снимок прекрасно отображает дух того времени», – Том Форд, дизайнер.

Петер Ляйбинг. Прыжок к свободе. 1961.
«Я стоял там два часа, глядя в сторону Западного Берлина и оглядываясь назад, на Восточный Берлин. Затем я прыгнул», – Ганс Конрад Шуманн.

Малик Сидибе. Рождественская вечеринка. 1963.
«Молодежь играет в детские игры. В такие моменты веришь, что боли не существует», – Малик Сидибе.

Чарльз Мур. Бирмингем, штат Алабама. 1963.
«Фотографии полицейских собак, бросающихся на демонстрантов в Бирмингеме, совершенно переменили общественное настроение», – Артур Шлезингер, историк.

Абрахам Запрудер. Убийство Кеннеди. 1963.
«После этой трагедии я что-то потерял – то ли аппетит, то ли желание фотографировать», – Абрахам Запрудер.

Гарри Бэнсон. Бой подушками. 1964.
«Битлз больше никогда не будут драться подушками, и я больше никогда не смогу повторить этот снимок», – Гарри Бэнсон.

Нил Лейфер. Мохаммед Али против Сонни Листона. 1965.
«Когда Мохаммед состарился, люди старались вспоминать о нем только хорошее. Они хотели запомнить его таким», – Нил Лейфер.

Леннарт Нильсон. Зародыш, 18 недель. 1965.
«Мы стараемся создать или увидеть то, что никто никогда раньше не видел», – Леннарт Нильсон.

Эдди Адамс. Казнь в Сайгоне. 1968.
«В тот день были уничтожены две жизни. Жизнь генерала была уничтожена так же, как жизнь вьетконговца. Я не хочу отнимать жизни. Это не моя работа», – Эдди Адамс.

Йозеф Куделка. Вторжение. Прага, 1968.
«Своим воспоминаниям вы можете не доверять, но вы можете доверять своим фотографиям», – Йозеф Куделка.

Джон Доминис. Салют «Блэк Пауэр». 1968.
«Мы пытались разбудить страну и разбудить мир», – Джон Карлос.

Уильям Андерс. Восход Земли. 1968.
«Люди впервые узнали, как выглядит Земля», – Уильям Андерс.

Дон МакКуллин. Мальчик-альбинос, Биафра. 1969.
«Это одна из моих самых непристойных фотографий», – Дон МакКуллин.

Нил Армстронг. Человек на Луне. 1969.
«Это действительно поразительный снимок, запечатлевший совершенно сказочный момент», – Базз Олдрин.

Джон Пол Фило. Расстрел в Кентском университете. 1970.
«Я видел, как в этой девушке нарастает напряжение, наконец она закричала, и я нажал на спуск, среагировав на ее крик», – Джон Пол Фило.

Рон Галелла. Унесенная ветром Джеки. 1971.
«На углу я сделал гениальную вещь – я взял такси, потому что приходится прятаться, чтобы сделать внезапное фото», – Рон Галелла.

Курт Струмпф. Мюнхенская бойня. 1972.
«Насилие неожиданно врывается в нашу жизнь и обезличивает привычный ход событий», – Курт Струмпф.

Луис Орландо Лагос. Последнее появление Альенде. 1973.
«Я заплачу жизнью за отстаивание дорогих нашему народу принципов», – Сальвадор Альенде.

Стэнли Форман. Крушение пожарной лестницы. 1975.
«Я снимал обычную спасательную операцию, но внезапно она превратилась в ад», – Стэнли Форман.

Сэм Нзима. Восстание в Соуэто. 1976.
«Полицейские пробегали передо мной, расстреливая студентов», – Сэм Нзима.

Эдди Адамс. Лодка без улыбок. 1977.
«Впервые в моей жизни никто не улыбнулся, даже дети», – Эдди Адамс.

Сьюзан Майзелас. Molotov Man. 1978.
«Molotov Man то появляется, то исчезает, разные игроки используют его для разных целей», – Сьюзан Майзелас.

Донна Феррато. За закрытыми дверями. 1982.
«Я подумала, что если я это сфотографирую, то по крайней мере люди поверят, что это действительно происходило», – Донна Феррато.

Нэнси Бёрсон. Андрогин (6 мужчин + 6 женщин). 1982.
«Мне действительно интереснее было показывать людям то, что они не могут увидеть, чем то, что они могут видеть», – Нэнси Бёрсон.

Якоб Рентмистер. Майкл Джордан. 1984.
«Все дело в обуви», – Найк, 1989.

Джефф Уайднер. Человек, остановивший танки. 1989.
«Я поднялся в комнату и увидел, что прямо за мной в стене дырка от пули, тогда я понял, что был легкой мишенью», – Джефф Уайднер.

Тереза Фрар. Лицо СПИДа. 1990.
«Я не знала, что эта фотография изменит представления людей о СПИДе», – Тереза Фрар.

Ани Лейбовиц. Деми Мур. 1991.
Не думаю, что это хорошая фотография. Это обложка журнала. Портретом эта фотография стала бы, если бы она не прикрывала свою грудь», – Ани Лейбовиц.

Рон Хавив. Босния. 1992.
«Он показал миру зверства людей Аркана», – Дермот Грум, прокурор.

Джеймс Нахтвей. Голод в Сомали. 1992.
«Если люди нуждаются или страдают, это вовсе не значит, что они теряют достоинство», – Джеймс Нахтвей.

Кевин Картер. Голодающий ребенок и стервятник. 1993.
«Это мой самый удачный снимок за 10 лет работы, но я не повешу его на стене у себя дома. Я ненавижу его», – Кевин Картер.

НАСА. Столпы Творения. 1995.
«Мы всегда будем задаваться вопросом, какова наша связь с небом», – доктор Джефф Хестер, астроном.

Филиппе Кахн. Первое фото, сделанное на телефон. 1997.
«Первая мобильная фотография родилась в Санта-Крус 11 июня 1997 года в клинике Sutter», – Филиппе Кахн.

Майкл Николс. Серфинг гиппопотамов. 2000.
«Если вы хотите увлечь чем-то правительство и простых людей, они должны быть очарованы этим», – Майкл Фэй, исследователь.

Ричард Дрю. Падающий человек. 2001.
«Я никогда не жалел, что сделал это фото», – Ричард Дрю.

Иван Фредерик. Человек в капюшоне. 2003.
«Война в Ираке, как и Вьетнам, запомнится тем, что там мы не были героями. Мы не были спасителями. И эти фотографии подтверждают это», – Брент Пак, армейский следователь.

Тами Силицио. Гробы. 2004.
«Мое сердце было переполнено горем. И это отразилось в фотографии», – Тами Силицио.

Брент Стиртон. Горилла в Конго. 2007.
«Это не случайность, это было спланировано», – Брент Стиртон.

Пит Соуза. Ситуационная комната. 2011.
«Это были самые длинные 40 минут в моей жизни», – президент США Барак Обама.

Дэвид Гуттенфельдер. Северная Корея. 2013.
«Когда они открыли 3G для иностранцев, все изменилось», – Дэвид Гуттенфельдер.

Брэдли Купер. Звездное селфи на «Оскаре». 2014.
«Это был невероятный момент спонтанности, который я никогда не забуду. Спасибо селфи», – Эллен ДеДженерес.

Перевод с английского Марии Строгановой

Примечание редакции “Правмира”: некоторые снимки, на которых запечатлены сцены жестокости и насилия, мы не стали публиковать по этическим соображениям.

2 года назад 2 года назад

Time: 100 самых влиятельных фото всех времен

146

146 points

Американский журнал Time представил 100 самых влиятельных фотографий всех времен .

Журналисты, фотографы, редакторы и историки со всего мира около трех лет подбирали снимки для проекта и провели тысячи интервью с авторами фотографий, их друзьями, членами семей, а также людьми на них.

Каждая фотография сопровождается подробным рассказом о ее создании.

Корона из молочной капли, Harold Edgerton, 1957
Фото: 100photos.time.com
Зародыш, 18 недель, Lennart Nilsson, 1965

Фото: 100photos.time.com
"Человек, остановивший танки"… Тяньаньмэнь, Jeff Widener, 1989

Фото: 100photos.time.com

Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков.

Эмметт Тилл, David Jackson, 1955

Фото: 100photos.time.com
Размер Земли, William Anders, 1968

Фото: 100photos.time.com
Героический партизан, Alberto Korda, 1960
Фото: 100photos.time.com

Фотография Эрнесто Че Гевары в черном берете признана символом XX века, самой знаменитой и самой воспроизводимой фотографией в мире. Она была сделана 5 марта 1960 года в Гаване во время мемориальной службы по жертвам взрыва корабля La Coubre

Унесенная ветром Джеки, Ron Galella, 1971
Фото: 100photos.time.com
Сальвадор Дали, Philippe Halsman, 1948

Фото: 100photos.time.com
Звездное селфи на "Оскаре", Bradley Cooper, 2014

Фото: 100photos.time.com
Мухаммед Али и Сони Листон, Neil Leifer, 1965

Фото: 100photos.time.com
Обеденный перерыв на небоскребе (Lunch Atop a Skyscraper), 1932

Фото: 100photos.time.com

Фотография американского фотографа Чарльза Клайда Эббетса, сделанная им в 1932 г., во времена Великой Депрессии. По праву считается одной из лучших в мире фотографий и символом индустриализации XX века. На ней запечатлены 11 рабочих, сидящих в ряд на стальной балке на огромной высоте, без страховки, непринужденно обедающих и болтающих между собой – как будто это им ничего не стоит. Впрочем, 260 метров над улицами Нью Йорка во времена безработицы пугали людей меньше, чем голод. Шла стройка Рокфеллеровского Центра, это был 69 этаж.

Бой подушками, Harry Benson, 1964

Фото: 100photos.time.com
Вид из окна на Ле Грас, Joseph Nicéphore Niépce, circa 1826

Фото: 100photos.time.com

Жозеф Нисефор Ньепс впервые (в 1820 г.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Этот процесс был назван им «гелиография» (в переводе с греческого – «нарисованная светом»).

В 1826 году с помощью световых лучей он получил копию гравюры, положив тем самым начало репродуционной технике. В том же 1826 году Ньепс направил из окна мастерской камеру-обскуру на крыши соседних строений и получил, хотя и смутный, но закрепленный световой рисунок.

Вряд ли полученную фотографию можно назвать удачной. Но ее достоинство определяется не четкостью изображения, а совсем другим критерием: порядковым номером. Она — первая. Первая в мире фотография. И в этом смысле не только удачна, но абсолютно бесценна. И как все первое – обречена на вечную жизнь.

Сам же Жосеф Ньепс, как и полагается всем великим изобретателям, умер в нищете.

Все еще не названный фильм #21, Cindy Sherman, 1978

Фото: 100photos.time.com
День-Д, Robert Capa, 1944

Фото: 100photos.time.com
Столпы творения, NASA, 1995

Фото: 100photos.time.com
Довима со слонами, вечернее платье от Dior, Cirque d"Hiver, Париж, август 1955, Richard Avedon
Фото: 100photos.time.com
Голод в Сомали, James Nachtwey, 1992

Фото: 100photos.time.com
За закрытой дверью, Donna Ferrato, 1982

Фото: 100photos.time.com
Лицо СПИДа, Therese Frare, 1990

Фото: 100photos.time.com
Первое фото на телефон, Philippe Kahn, 1997

Фото: 100photos.time.com
Падающий человек, Richard Drew, 2001

Фото: 100photos.time.com
День Победы над Японией на Таймс-сквер, Alfred Eisenstaedt, 1945
Фото: 100photos.time.com

Самый знаменитый поцелуй в мире снял Альберт Эйзенштадт на Таймс-сквер во время празднования Дня Победы над Японией 14 августа 1945 года. В ходе многолюдных шумных гуляний у Эйзенштадта не было времени спрашивать имен героев снимка, и поэтому долгое время они оставались неизвестными. Только в 1980 году удалось установить, что медсестрой на фотографии была Эдит Шейн. А вот имя моряка до сих пор загадка - 11 человек заявили, что это они, но доказать это так и не смогли.

Вот что рассказывал Эйзенштадт о моменте съемки: «Я увидел моряка, бегущего по улице и хватающего любую девушку, которая была в поле его зрения. Была ли она старушкой или молодой, толстой или худой, ему было без разницы. Я бежал перед ним с моей „Лейкой“, смотрящей назад над моим плечом, но ни одна из фотографий мне не нравилась. Затем внезапно я увидел, как он схватил кого-то в белом. Я обернулся и снял момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное, я бы никогда не сфотографировал их. Как и если бы моряк был в белой униформе. Я сделал 4 фотографии за несколько секунд, но только одна меня удовлетворила».

Серфинг гиппопотамов, Michael Nichols, 2000

Фото: 100photos.time.com
Лошадь в движении, Eadweard Muybridge, 1878

Фото: 100photos.time.com
Крушение дирижабля Гинденбург, Sam Shere, 1937

Фото: 100photos.time.com

Фотожурналист Сэм Шейр наблюдал как «Гинденбург» заходил на посадку, как рабочие закрепляли швартовочные канаты. Внезапно он увидел яркую вспышку и, подняв фотоаппарат, нажал на кнопку, даже не глядя в видоискатель. В следующее мгновение мощный взрыв бросил его на землю и он выронил камеру. Шейр сделал одну единственную фотографию, но именно она стала символом крушения «Гинденбурга», именно ей досталась сомнительная слава стать «первой в мире фотографией фиксирующей крушение воздушного судна».

Покушения на JFK, фрейм 313, Abraham Zapruder, 1963

Фото: 100photos.time.com
Ситуационная комната, Pete Souza, 2011

Фото: 100photos.time.com
Падающий солдат, Robert Capa, 1936

Фото: 100photos.time.com
Майкл Джордан, Co Rentmeester, 1984

Фото: 100photos.time.com
Салют "Блэк Пауэр", John Dominis, 1968
Фото: 100photos.time.com
Мать мигрантов, Dorothea Lange, 1936
Фото: 100photos.time.com

Фотография более всего известна под названием Migrant Mother или по заголовку газетной статьи, в которой была впервые напечатана, - «Посмотрите в её глаза». Однако в Библиотеке Конгресса США эта фотография имеет следующее описание: «Нуждающаяся сборщица гороха из Калифорнии. Возраст 32 года. Мать семерых детей. Нипомо, Калифорния»

Бейб прощается, Nat Fein, 1948

Фото: 100photos.time.com
Девушка на хлопчатобумажном комбинате, Lewis Hine, 1908

Фото: 100photos.time.com
Ганди и вращающееся колесо, Margaret Bourke-White, 1946

Фото: 100photos.time.com

Маргарет Бурк-Уайт получила редкую возможность сделать фотографии Махатмы Ганди, идеологичческого лидера Индии и одной из самых знаменитых и возвышенных личностей XX века.

Бурк-Уайт нужно было старательно приготовиться к фотосессии, поскольку Ганди был очень дотошным: он не любил яркий свет, поэтому хорошее освещение было недопустимо, и с ним нельзя было заговорить (это был его день тишины). Кроме того, она должна была научиться прясть с помощью колеса, прежде чем сделать фотографии. Она преодолела все эти испытания и препятствия без колебаний.

В процессе получения этой бессмертной фотографии Махатмы Ганди Бурк-Уайт перенесла ряд неудач. У нее были технические трудности и во время первой, и во время второй попытки: одна лампочка для вспышки оказалась испорченной, и еще один кадр оказался пустым, потому что она забыла вставить пластинку в камеру.

Но несмотря на влажный индийский климат в это время, и преодолевая плохое самочувствие, она сохраняла спокойствие, и ее третья попытка была удачной. Маргарет победно удалилась с этой замечательной фотографией Ганди и его прядильного колеса.

Этот знаменательный снимок стал одним из его лучших портретов, легко узнаваемых во всем мире. Менее чем через два года он был убит. Этим портретом Бурк-Уайт увековечила образ Махатмы Ганди для всего мира.

Лох-несское чудовище, автор неизвестен, 1934

Фото: 100photos.time.com

12 ноября 1933 года некий Хью Грей с холмов близ Фойерса сделал первую известную фотографию чудовища - чрезвычайно низкого качества размытое изображение некой S-образной фигуры. Грей подтвердил информацию о внешнем виде существа, а эксперты из Кодака, проверив негативы, заявили, что они подлинные.

Восстание в Соуэто, Sam Nzima, 1976
Фото: 100photos.time.com
Северная Корея, David Guttenfelder, 2013

Фото: 100photos.time.com
Погружения, Andres Serrano, 1987
Фото: 100photos.time.com
Гробы, Tami Silicio, 2004

Фото: 100photos.time.com
Исчезающая раса, Edward S. Curtis, 1904

Фото: 100photos.time.com
Террор войны, Nick Ut, 1972

Фото: 100photos.time.com
Слепая, Paul Strand, 1916
Фото: 100photos.time.com
Поднятие флага над Рейхстагом, Yevgeny Khaldei, 1945

Фото: 100photos.time.com

«Знамя Победы над рейхстагом» (в иных источниках - «Красное знамя над рейхстагом») - наименование фотографий из серии снимков советского военного корреспондента Евгения Халдея, сделанных на крыше здания полуразрушенного нацистского парламента. Снимки широко используются для иллюстрации победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Фотографии данной серии являются одними из наиболее распространённых снимков Второй мировой войны.

Горящий монах, Malcolm Browne, 1963

Фото: 100photos.time.com

Малкольм Браун сфотографировал вьетнамского монаха Тхить Куанг Дыка, который сжег себя в знак протеста против безжалостного преследования буддистов правящим режимом. Фотография, захватила «сердца и умы» миллионов по всему миру.

Бульвар Тампль, Louis Daguerre, 1839

Фото: 100photos.time.com

Луи Дагер сделал первую фотографию другого человека в 1838 году. Фотография Boulevard du Temple показывает оживленную улицу, которая выглядит пустынной (выдержка 10 минут, и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии (видно при увеличении).

Иракская девушка на КП, Chris Hondros, 2005

Фото: 100photos.time.com
Вторжение в Прагу, Josef Koudelka, 1968

Фото: 100photos.time.com
Пара в енотовых шубах, James VanDerZee, 1932

Фото: 100photos.time.com
Уинстон Черчилль, Yousuf Karsh, 1941
Фото: 100photos.time.com

Самая известная фотография одного из самых известных и почитаемых британских политиков была сделана при довольно забавных обстоятельствах. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой, в том числе и на фотографиях. И когда к нему на съемку пришел фотограф Юсуф Карш, он не собирался себе изменять. Юсуф сначала деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал, и фотографу пришлось сказать «извините, сэр» и самому вытащить у Черчилля сигару.

«Когда я вернулся к камере, он смотрел так, будто хотел меня сожрать», - вспоминал потом Карш, автор одного из самых выразительных портретов всех времен.

Авраам Линкольн, Mathew Brady, 1860
Фото: 100photos.time.com
Кровавая суббота, H.S. Wong, 1937

Фото: 100photos.time.com
Экзекуция в Сайгоне, Eddie Adams, 1968

Фото: 100photos.time.com
Человек в капюшоне, Sergeant Ivan Frederick, 2003
Фото: 100photos.time.com
Горе, Dmitri Baltermants, 1942

Фото: 100photos.time.com

Фотография времён Второй мировой войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.

Молотов, Susan Meiselas, 1979

Фото: 100photos.time.com
Йосемитский каменный собор, Carleton Watkins, 1861

Фото: 100photos.time.com
Поднятие флага над Иводзимой, Joe Rosenthal, 1945

Фото: 100photos.time.com

Одна из самых известных фотографий времен Второй Мировой войны сделана 23 февраля 1945 года Джо Розенталем (Joe Rosenthal). Шестеро военнослужащих американских вооруженных сил водружают флаг США на гору Сурибати, высочайшую точку очень маленького в сущности острова, за который сражение велось больше месяца.

Интересно, что запечатленный на снимке момент не был первым поднятием флага на этой точке. Гора была взята двумя часами ранее, и именно тогда на ней поставили «звезды и полосы». Но флаг был маленький, и его решили заменить на более существенный. Этот-то момент и запечатлел Джо Розенталь, обеспечившей этой фотографией не только Пулитцеровскую премию себе, но и доказавший существование морской пехоты, в эффективности которой тогда сомневались.

Трое из сфотографированных солдат затем погибли в боях на острове, которые продолжались еще месяц и три дня после поднятия флага. А трое выживших стали в Штатах знаменитостями из-за этого снимка. Флаг уцелел и хранится сейчас в музее морской пехоты, порванный и потрепанный.

Лунное сияние на пруду, Edward Steichen, 1904

Фото: 100photos.time.com

Цветной снимок The Pond Moonlight (Лунное сияние на пруду) 1904 года был сделан Эдвардом Штейхеном. Несмотря на то, что цветная фотография была изобретена только в 1907 году, Эдвард сделал цветную фото уже в 1904 году. Удалось ему это благодаря использованию нескольких слоев светочувствительной резины. Стоимость снимка оценивается в 2 928 000 долларов.

Рука госпожи Рентген, Wilhelm Conrad Röntgen, 1895
Фото: 100photos.time.com
Критика, Weegee, 1943

Фото: 100photos.time.com

Уиджи (Weegee - звукоподражание звуку полицейской сирены; настоящее имя Артур Филлиг — Arthur Fellig; 1899-1968) - американский фоторепортёр, мастер уголовной хроники. Создатель особого жанра документальной фотографии, запечатлевших ночной Нью-Йорк 1930-1950 годов. Сын эмигранта-раввина из Российской империи. В 1940-е гг. работал в Голливуде, в частности со Стенли Кубриком. Повлиял на многих выдающихся фотографов XX века, в том числе Энди Уорхола.

Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен, 1943

Фото: 100photos.time.com
Голодающий ребенок и стервятник, Kevin Carter, 1993

Фото: 100photos.time.com
Ковбой, Richard Prince, 1989

Фото: 100photos.time.com
Камелот, Hy Peskin, 1953
Фото: 100photos.time.com
Андрогин (6 мужчин + 6 женщин), Nancy Burson, 1982
Фото: 100photos.time.com
Лодка без улыбок, Eddie Adams, 1977
Фото: 100photos.time.com
Дом-футляр в Лос-Анджелесе, Julius Shulman, 1960
Фото: 100photos.time.com

Лос Анджелес, знаменитый Case Study House No. 22, построенный архитектором Пером Кёнигом (1925-2004) в 1960 году.
Фотография сделана карданной камерой Sinar формата 4"х5" c помощью режима двойной экспозиции — сначала была длинная выдержка, чтобы поймать свет города и, главное, знаменитого бульвара Сансет, а в итоге вспышка, чтобы хорошо получились модели в студии и сама внутренность здания.

Троллейбус, Новый Орлеан, Robert Frank, 1955

Фото: 100photos.time.com
Деми Мур, Annie Leibovitz, 1991
Фото: 100photos.time.com
Мюнхенская бойня, Kurt Strumpf, 1972

Фото: 100photos.time.com
99 центов, Andreas Gursky, 1999

Фото: 100photos.time.com
Расстрел в Иране, Jahangir Razmi, 1979

Фото: 100photos.time.com
Председатель Мао плавает в Янцзы, автор неизвестен, 1966
Фото: 100photos.time.com
Американская готика, Gordon Parks, 1942
Фото: 100photos.time.com

В 1928 году шестнадцатилетний Гордон Паркс переехал к старшей сестре в штат Миннесота, в Сент-Пол. Но вскоре, из-за ссор с мужем сестры он оказался на улице. На жизнь зарабатывал, как только мог – играл на пианино в захудалом борделе, работал помощником официанта, выступал за гроши в баскетбольной команде. В конце 30-х годов Паркс начал увлекаться фотографией. Это занятие постепенно переросло из хобби в талант и профессионализм. В 29 лет он создает свою первую профессиональную фотографию, которой дал название «Американская готика» (American Gothic).

Гаага, Erich Salomon, 1930

Фото: 100photos.time.com
Долина Тени Смерти, Roger Fenton, 1855

Фото: 100photos.time.com
Деревенский доктор, W. Eugene Smith, 1948

Фото: 100photos.time.com
Хэппи Клаб, Malick Sidibè, 1963

Фото: 100photos.time.com
Спасение от пожара. Коллапс, Stanley Forman, 1975
Фото: 100photos.time.com
Плотина Форт Пек, Margaret Bourke-White, 1936
Фото: 100photos.time.com
Брайан Ридли и Лайл Хитер, Robert Mapplethorpe, 1979

Фото: 100photos.time.com
За вокзалом Сен-Лазар, Henri Cartier-Bresson, 1932

Фото: 100photos.time.com
Анри Картье-Брессону принадлежит концепция «решающего момента» в фотографии

Облако-гриб над Нагасаки, Lieutenant Charles Levy, 1945
Фото: 100photos.time.com

Снимок был сделан 9 августа 1945 года с борта одного из американских бомбардировщиков после того, как на город Нагасаки была сброшена атомная бомба. Общее число погибших составило 80 тысяч человек. Тремя днями ранее атомную бомбу сбросили на японский город Хиросима. От взрыва погибло 166 тысяч человек. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки - единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия.

Бетти Грейбл, Frank Powolny, 1943
Фото: 100photos.time.com

Американская актриса, танцовщица и певица. Её знаменитое фото в купальном костюме принесло ей в годы Второй мировой войны славу одной из самых очаровательных девушек того времени. Позднее этот снимок был включён журналом Life в список «100 фотографий, которые изменили мир»

Последний бой Альенде, Luis Orlando Lagos, 1973

Фото: 100photos.time.com
Каменщик, August Sander, 1928
Фото: 100photos.time.com
Бандитский насест, 59½ Малберри Стрит, Jacob Riis, circa 1888
Фото: 100photos.time.com

Самая опасная улица в Нью-Йорке.

Горилла в Конго, Brent Stirton, 2007

Фото: 100photos.time.com
Стрельба в штате Кент, John Paul Filo, 1970

Фото: 100photos.time.com
Смерть Неды, автор неизвестен, 2009

Фото: 100photos.time.com
Гитлер на параде нацистов, Heinrich Hoffmann, 1934

Фото: 100photos.time.com
Прыжок в свободу, Peter Leibing, 1961

Фото: 100photos.time.com
Мертвые Антиетэма, Alexander Gardner, 1862

Фото: 100photos.time.com

В 1862-м Мэттью Брэди представил в Нью-Йорке выставку фотографий сражения на р. Антиэтам, озаглавленную «Мертвецы Антиэтама» (The Dead of Antietam). Публика, привыкшая узнавать о войне из газет и идеализированных полотен художников-баталистов, была потрясена.

Альбинос, Биафра, Don McCullin, 1969
Фото: 100photos.time.com
Третий класс, Alfred Stieglitz, 1907
Фото: 100photos.time.com

Снимок "The Steerage" получил широкую известность спустя четыре года с момента создания, после того, как в 1911 году Стиглиц опубликовал его в своем издании "Camera Work", посвященном собственным фотографиям в "новом стиле". В 1915 году он перепечатал этот кадр в крупном масштабе методом гелиогравюры на пергаменте и на японской бумаге для включения его в свой последний журнал.

Бирмингем, Алабама, Charles Moore, 1963

Фото: 100photos.time.com
Алан Курди, Nilüfer Demir, 2015

Фото: 100photos.time.com
Босния, Ron Haviv, 1992

Фото: 100photos.time.com
Человек на Луне, Neil Armstrong, NASA, 1969
Фото: 100photos.time.com

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

146

В мире ежедневно происходят сотни значимых событий и тысячи фотографов делают ежедневно миллионы , которые с течением времени становятся историей. Но в этом огромном количестве кадров можно запросто потеряться. Вот почему журнал TIME решил создать список 100 самых влиятельных фотоснимков, когда-либо снятых фотографами.

В создании этого списка принимали участие фотографы, редакторы и историки. И вот лишь некоторые из значительных снимков, повлиявших на сознание мировой общественности.

1. Ужас войны, Ник Ут, 1972

Солдаты южновьетнамских вооруженных сил преследуют группу детей, включая 9-летнюю Ким Фук, после бомбардировки в деревне Чангбанг (пров. Тэйнинь). 8 июня 1972 года там шли бои между Вьетконгом и войсками проамериканского южновьетнамского правительства. Пилот южновьетнамских ВВС по ошибке начал сбрасывать напалмовые бомбы на гражданских и военных, покидавших деревню. Ким Фук пришлось на ходу срывать с себя горящую, рядом её старший брат - двенадцатилетний Фан Тхань Там, который потерял глаз, и младший брат - пятилетний Фан Тхань Фуок, а также двоюродные брат с сестрой Хо Ван Бо и Хо Тхи Тинг.

2. Голодающий ребенок и стервятник, Кевин Картер, 1993

Снимок умирающей от голода девочки, рядом с которой приземлился стервятник, дожидающийся её смерти, был сделан фотографом 25 марта 1993 года в Судане. За эту фотографию Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию.

3. Горящий монах, Малкольм Браун, 1963

В июне 1963 года большинство американцев еще не могли найти Вьетнам на карте. Но все изменилось после того, как фотограф Associated Press Малькольм Браун сфотографировал буддистского монаха Тич Куанг Дука, горящего на улице Сайгона. В знак протеста против политики президента Нго Динь Диема по отношению к буддистам, два монаха облили пожилого мужчину бензином. Мученическая смерть монаха стала откровенным заявлением на весь мир, которое невозможно было проигнорировать. Президент Кеннеди позже прокомментировал: «Ни одна новостная фотография в истории не вызвала столько эмоций, как эта».

4. Ланч на небоскребе, 1932

Это самый беспечный и самый опасный ланч из всех, когда-либо снятых: 11 рабочих обедают на балке небоскреба на уровне 69 этажа, на высоте более двухсот метров, свесив ноги в пустоту. В то время, как имена рабочих так и остались неизвестными, авторство снимка установить тоже практически не представляется возможным. В тот день на стройке работали три фотографа — Чарльз Эббетс, Томас Келли и Уильям Лефтвич, и кто именно из них сделал этот удивительный и потрясающий кадр, никто не знает.

5. Неизвестный перед колонной танков, Джефф Уайденер, 1989

Утром 5-го июня 1989 года фотограф Джефф Уайденер сидел на балконе шестого этажа гостиницы Пекин. Это был день после исторических событий на площади Тяньаньмэнь, когда китайские войска атаковали продемократически настроенных демонстрантов, разбивших лагерь на площади, и Associated Press послал своих фотокорреспондентов для документирования событий. Уайденер снимал окровавленных людей, когда на площади появилась колонна танков и какой-то человек с сумкой, переходивший дорогу, просто остановился перед боевыми машинами, отказываясь дать им путь. Колонна пыталась его объехать, но он снова становился на их пути. В конце концов танки открыли огонь и, как полагает фотограф, человек был убит и увезен с площади. Но его акт сопротивления навсегда увековечен в истории.

6. «Падающий человек», Ричард Дрю, 2001

Самые популярные фотографии о трагедии 9/11 — это снимки горящих самолетов и падающих зданий. Ричардом Дрю запечатлел момент падения человека, пытавшегося спастись из горевшего здания. Это безмолвное воплощение индивидуальности на фоне безликих небоскребов поражает до глубины души. Падающий человек является одним из немногих образов, которые показывают, как кто-то умирает. Фотография была опубликована в газетах по всему США в первые дни после трагедии, но обратная реакция читателей заставила предать ее временной неизвестности. Личность этого человека до сих пор не установлена. Предполагается, что он был одним из посетителей ресторана на вершине северной башни небоскребов.

7. Алан Курди, Нилюфер Демир, 2015

Война в Сирии шла уже 4 года, когда родители 3-летнего мальчика Алана Курди и его 5-летнего брата сели в надувную лодку и отправились с турецкого побережья на греческий остров Кос. В течение нескольких минут волны опрокинули утлое суденышко, и мать и оба мальчика утонули. Малыша обнаружила на берегу недалеко от прибрежного города Бодрум несколько часов спустя фотограф агентства «Dogan News Agency» Нилюфер Демир. Лицо малыша было обращено к морю и казалось, что он просто спит. «Я ничего не могла сделать для него, он уже был мертв», — сказала женщина. Ей оставалось лишь достать свою камеру и снять этот леденящий душу кадр.

8. Восход Земли, Вильям Андерс, NASA, 1968

Исторический снимок Земли, который был сделан членами экипажа миссии «Аполлон-8» в западный Рождественский сочельник 24 декабря 1968 года. В этот год люди первый раз увидели Землю издалека целиком. Астронавты Фрэнк Борман, Джим Ловелл и Билл Андерс вышли на лунную орбиту и увидели бело-голубю планету, заполнившую вид из иллюминаторов. «О, мой Бог! Посмотрите на эту картину! Там Земля восходит. Ничего себе, как это красиво!», — воскликнул Андерс и щелкнул затвором, сделав черно-белый снимок. А Ловелл постарался сделать его в цвете.

9. Ядерный гриб над Нагасаки, лейтенант Чарльз Леви, 1945

Через три дня после того, как атомная бомба по прозвищу «Малыш» уничтожила Хиросиму, силы США сбросили еще более мощную бомбу «Толстяк» на Нагасаки. Взрыв поднял столб радиоактивной пыли и мусора на высоту более 13,000 километров.

10. День победы на Таймс-сквер, Альфред Эйзенштадт, 1945

14 августа 1945 года было легко сделать красивый снимок, и любой из них мог бы стать частью истории. В то время, когда фотограф Эйзенштадт прогуливался с камерой по Таймс-сквер, один моряк прямо перед ним неожиданно схватил медсестру, наклонил ее на руку и поцеловал. Вскоре для миллионов американцев эта фотография, которую Эйзенштадт назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания Второй мировой войны.

11. Крушение пожарной лестницы, Стэнли Форман, 1975

22 июля 1975 года в Бостоне 19–летняя девушка и ее 2–х летняя крестница оказались в ловушке в горящем здании. Пытаясь спастись от огня, они решили воспользоваться пожарной лестницей, но она рухнула прямо под ними. Женщина скончалась от травм, а малышка спаслась за счет того, что приземлилась на тело своей крестной. Хотя это событие ничем не отличается от обычных бытовых трагедий, которыми пестрят местные новости, фото Формана стало знаковым. Использя механическю камеру, Форману удалось увековечить ужасный момент акробатического падения с застывшим выражением ужаса на лицах жертв трагедии.

12. Скопление Столпы Творения, 1995, NASA

Телескоп «Хаббл» сфотографировал Туманность Орла, — клочок пространства, находящего на расстоянии 6500 световых лет от Земли в созвездии Змеи Кауда, где происходит процесс формирования новой звезды. Эти объекты на снимке получили такое название — Столпы Творения — потому что газ и пыль в них вовлечены в процесс формирования новых звёзд с одновременным разрушением облаков под светом уже образовавшихся звезд.

13. Человек на Луне, Нил Армстронг, NASA, 1969

14. Еврейский мальчик сдаётся в Варшаве, неизвестный автор, 1943

Перепуганный мальчик с поднятыми руками в центре этого фото был одним из почти полумиллиона евреев, согнанных в Варшавское гетто, в окрестности, трансформированной нацистами в огороженную территорию, где царили голод и смерть. Эта фотография вошла в альбом, представленный на Нюрнбергском процессе против Юргена Штропа, который руководил ликвидацией восстания в Варшавском гетто. Личность мальчика на фотографии не установлена, как и неизвестна его судьба, однако эта фотография стала символом страдания шести миллионов беззащитных евреев, ставших жертвами Холокоста.

15. Мальчик-альбинос, Биафра, Дон Маккалин, 1969

Немногие помнят биафров, крошечную западно-африканскую нацию, которая отделилась от южной части Нигерии в 1967 году и была возращена менее чем через три года. Большая часть мира узнала о чудовищности этой короткой схватки через образы массового голода и болезней, которые унесли жизни миллионов невинных людей. Ничто не рассказало об этом так же мощно, как снимок британского военного фотографа Дона Маккаллина с изображением несчастного и изнуренного голодом и страданиями 9-летнего ребенка-альбиноса.

16. Кровавая суббота, С. Х. Вонг, 1937

Снимок сделан после налета японских ВВС на городской вокзал в Шанхае. На тот момент на вокзале находилось около 1800 человек, но только тремстам из них удалось спастись. На фото запечатлен маленький ребенок, которого спасатель вынес из разрушенного вокзала, посадил на перроне, после чего вернулся, чтобы помочь другим людям. Для многих людей по всему миру это фото, демонстрирующее боль и плач младенца, представляло бедственное положение Китая и кровожадность Японии.

17. Мать мигрантов, Доротея Ланж, 1936

Американка Флоренс Оуэнс Томпсон с детьми. Фотография стала одним из символов Великой Депрессии в массовой культуре.

18. Крушение дирижабля Гинденбург, Сэм Шер, 1937

На этом снимке запечатлено крушение немецкого дирижабля «Гинденбург» при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте в 1937 году. В результате катастрофы погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды.

19. Героический партизан, Альберто Корда, 1960

Накануне дня, когда Альберто Корда снял культовую фотографию кубинского революционера Че Гевары, в порту Гаваны, взорвался корабль, взрыв убил членов экипажа и десятки работников порта. Снимая церемонию похорон для газеты «Revolución», Корда сосредоточился на выступлении Фиделя Кастро, который в своей пламенной речи обвинил США в организации взрыва. Этот кадр, на котором был запечатлен молодой Че Гевара, тогда остался незамеченным и не попал на страницы газеты. Но после того, как он был убит, 7 лет спустя, этот снимок стал одним из наиболее популярных и даже кльтовых изображений мятежного революционера.

20. «Дали Атомикус», Филипп Халсман, 1948

Делом жизни Филиппа Хальсмана было снимать сущность людей и предметов. Поэтому, когда Халсман отправился снимать своего друга и давнего соавтора художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, он знал, что снять простой и скучный портрет будет далеко не достаточно. Вдохновленный картиной Дали «Атомная Леда», Халсман создал сложную сцену, чтобы изобразить художника в процессе работы, а также предметы мебели и даже кошек, которые будто бы парили по комнате. По словам фотографа, для того, чтобы снимок удался, было потрачено шесть часов и сделано 26 бросков.

Американский еженедельник «Time» собрал 100 «самых влиятельных фотографий», начиная с 1826 года. Сотрудники журнала обращались к работникам музеев, редакторам и исследователям, чтобы анализировать снимки. KYKY перевел истории создания самых откровенных и цепляющих фотографий из сотни.

Фотография – не только вид искусства, но и часть работы журналиста. Многие фотожурналисты рискуют собственной жизнью и репутацией ради одного кадра, который покажет миру всю правду, боль, разочарование либо счастье. Все собранные фотографии разные, но их объединяет одно – каждую можно назвать поворотным пунктом в истории человечества. Начнем с самой первой фотографии в мире.

Вид из окна в Ле Гра , Жозеф Нисефор Ньепс. 1826 год

Автор первого снимка в истории – не художник, а изобретатель. В 1820-е годы Жозеф Нисефор Ньепс был очарован литографией: таким способом печати, при котором изображение рисовалось на камне и могло впоследствии быть воспроизведено при помощи масляных чернил. Он нашел способ закрепить изображение в камере-обскуре, применив асфальтовый лак как светочувствительное вещество. Данный процесс получил название «гелиография» или «нарисованный светом». В 1826 году Жозеф направил камеру-обскура из окна своей мастерской на крыши соседних зданий и получил смутный световой рисунок. Эту фотографию сложно назвать объектом искусства, она важна по другому критерию – это первая в мире фотография. Автор гениального открытия посвятил всю свою жизнь гелиографии, проводя исследования с братом, однако, растратив все наследство, умер в нищете.

Рука миссис Рентген , Вильгельм Рентген. 1895 год

На эту тему: Белорусские фотографы рассказывают о своем лучшем снимке

Никто не знает точно, сколько фотопортретов было у Анны Берты, супруги Вильгельма Рентгена. Известно одно – данный снимок показывает её руку. Автор медицинского рентгеновского снимка получил Нобелевскую премию в 1901 году за свое открытие, положив начало новой эпохе в медицине. Открытие Рентгена дало надежду на жизнь многим людям. Его жена Анна Берта как-то сказала: «Я видела смерть своими глазами».

Девочка с фабрики хлопка , Льюис Хайн. 1908 год

Эта фотография – символ эксплуатации детского труда. Льюис Хайн работал следственным фотографом для Национального комитета по расследованиям. Чтобы пробраться на заводы, Хайн выдавал себя за продавца Библии либо страхового агента. Он рассказал о судьбах почти двух миллионов детей, от Массачусетса до Южной Каролины. Перетаскивая за собой огромную камеру и делая записи в тетради, Хайн исследовал проблему детей, работающих в угольных шахтах. В ноябре 1908 года он увидел Сэди Пфайфер – девочку с фабрики хлопка. Работа Хайна привела к принятию законов, сокративших число детей, эксплуатируемых на фабриках, почти наполовину с 1910 по 1920 годы.

Обед на небоскребе , автор неизвестен. 1932 год

Это самый опасный обед, который когда либо был запечатлен: 11 мужчин, небрежно свесив ноги, общаются и курят на высоте 840 фунтов над Манхэттеном (примерно 240 метров). Снимок был сделан в рамках рекламной кампании Рокфеллер центра, точнее его части RCA Buildings, стройка которого и происходит на фотографии. Это было время Великой Депрессии, поэтому задачей рекламы было – показать, что американцы не одиноки. Даже оказавшись в ситуации опасности они могут держаться друг за друга. Прошло много лет, но фотография до сих пор является символом Нью-Йорка. Ее можно купить в тамошних лавках в виде магнитика или на кружке.

Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен. 1943 год

Эта фотография вошла в альбом, представленный на Нюрнбергском процессе против Юргена Штропа, который руководил ликвидацией восстания в Варшавском гетто. Личность мальчика на фотографии не установлена, как и неизвестна его судьба, однако одна фотография стала символом страдания шести миллионов беззащитных евреев, ставших жертвами Холокоста.

Знамя победы над Рейхстагом , Евгений Халдей. 1945 год

На эту тему: «Бабушка с козой у речки убита пролетевшим немецким самолетом». О чем говорили в кулуарах Belarus Press Photo

«Я нашел удобное место и сказал: «Алеша, лезь туда» – рассказывал автор Евгений Халдей, советский военный корреспондент из Украины. После четырех лет ведения военной фотохроники по всей Европе красноармеец прибыл в Берлин, вооружившись только камерой Leika и дальномером, а также массивным Советским флагом, который создал его дядя из трех красных скатертей. По словам Халдея, он находился в эйфории, наблюдая, как три его товарища лезут на крышу парламента на закате, воздвигая символ долгожданной победы и конца войны. После публикации в журнале «Огонек» фотография стала символом мгновенной пропаганды, что не удивительно: флаг на возвышении демонстрировал всю силу и благородство коммунизма.

Грибное облако над Нагасаки , Лейтенант Чарльз Леви. 1945 год

Атомная бомба по кличке «Маленький мальчик» уничтожила Хиросиму, а «Толстяк» разрушил Нагасаки. После публикации данной фотографии никто не обсуждал и не осуждал действия армии США. Воцарилась уверенность перехода в новый атомный век, а также вера в то, что история пишется победителями.

День победы на Таймс-сквер , Альфред Эйзенштадт. 1945 год

Альфред Эйзенштадт был одним из четырех фотографов, которых нанял журнал «Life», дав задание «найти и поймать момент» в тот день, когда вторая мировая война закончилась. 14 августа 1945 года Альфред оказался на Таймс-сквер и увидел, как моряк схватил медсестру, наклонил ее назад и поцеловал. Сюжет стал самым известным и часто воспроизводимым в 20 веке. Несмотря на то, что многие осуждают поведение моряка, называя происходящее сексуальным насилием, это не отменяет факта – фотограф Эйзенштадт сказал: «Когда я буду на небе, люди будут вспоминать этот снимок».

Капля молока , Гарольд Эджертон. 1957 год

Иногда секунда не имеет смысла вообще, а иногда обладает огромным значением. Данный кадр демонстрирует возможности новой фотографии, а именно – возможность запечатлеть секунду. Гарольд Эджертон несколько лет работал над тем, чтобы капля молока стала совершенной. Он также известен фотоработами, запечатлевшими пулю, пронизывающую яблоко, взрывающийся воздушный шар. Однако капля молока по сей день остается типичным примером того, что фотография может быть шедевром.

Самосожжение монаха , Малькольм Браун. 1963 год

На эту тему: 60 раритетных фотографий из Беларуси: от 1890 до 1980-х

В июне 1963 года большинство американцев не знали, где находится Вьетнам на карте. А потом Associated Press опубликовал снимок фотографа Малькольма Брауна, где монах приносит себя в жертву на улице Сайгона. Браун вспоминал: «Я только снимал, снимал и старался думать об экспозиции, чтобы не размышлять об ужасе происходящего». Он стал лауреатом Пулитцеровской премии за эту серию фотографий. Президент Кеннеди позже сказал, что ни одна новостная картина не порождала в нем столько эмоций, как эта. Фотография способствовала тому, что решение США о вмешательстве в переворот против президента Вьетнама было отложено.

Битва подушками , Гарри Бэнсон. 1964 год

Фотограф Гарри Бенсон не хотел встречаться с The Beatles. Он планировал отправится за фоторепортажем в Африку, однако планы нарушили мальчики из Ливерпуля. «Я всегда хотел быть серьезным журналистом, а не писать историю рок-н-ролла», –вспоминал позже фотограф. Однако именно этот его снимок стал символом поднятия духа Америки после убийства президента Кеннеди.

Террор войны , Ник Ут. 1972 год

Фотография символизирует зверства войны во Вьетнаме. Ее автора, который получил за нее в 1973 году Пулитцеровскую премию, пытались обвинить в подделке кадра, в том числе Ричард Никсон. Однако Ник Ут отвечал: «Ужасы войны, записанные мной, не могут быть исправлены». Фотография вызвала огромный резонанс, и в этот же год участие США в войне было остановлено. Обожженная девочка на фото по имени Ким Фук смогла выжить, сегодня она работает послом доброй воли ООН.

Брайн Ридли и Лайл Хитер , Роберт Мэпплторп. 1979 год

В 1979 году американская культура уделяла мало внимания проблеме гомосексуальности, и ЛГБТ-сообщество было достаточно узким и замкнутым. Большой резонанс вызвала эта фотография Роберта Мепплторпа. Портрет снимали в обычной гостиной, чтобы вынести проблему за пределы обсуждения ненормальности таких отношений. Фотографа стали называть первопроходцем, однако это не помешало общественности подвергнуть его гонениям и обвинениям. В конце концов против фотографа начался судебный процесс. Мепплторп умер от СПИДа за год до начала слушания.

Человек, остановивший танки , Джефф Уайднер. 1989 год

Утром 5 июня 1989 года фотограф Джефф Уайднер сидел на балконе шестого этажа гостиницы Пекин. Днем ранее случилась бойня на площади Тяньаньмэнь: китайские войска атаковали продемократических демонстрантов, разбивших лагерь на площади. Associated Press, где работал Уайднер, отправили его на место происшествия. Однако ни одна фотография тех кровавых событий не получила такого сильного эмоционального отклика, как эта – человек, остановивший колонну танков. Танки пытались объехать мужчину, он не отступал. Все думали, что танки откроют огонь и человек будет убит, однако этого не произошло. Фотография стала символом протеста против тирании тоталитарного государства.

, Therese Frare. 1990 год

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

На снимке изображен Дэвид Кирби, который умирает от СПИДа в окружении своей семьи. Фотограф запечатлела не просто момент смерти мужчины в окружении любящих его людей, а сделала огромный вклад в процесс гуманизации отношения к проблеме СПИДа – болезни, на которую общественность упорно не хотела обращать внимания. Фотография, опубликованная Терезой, показала, насколько болезнь сильнее опустошает родственников, чем своих жертв. Через год после появления фото красная лента станет символом стойкости и сострадания к больным ВИЧ, и еще через три года президент Билл Клинтон создаст программу национальной политики по проблеме борьбы со СПИДом.

Снимок беременной Деми Мур , Ани Лейбовиц. 1991 год

Голливудская звезда Деми Мур, будучи на седьмом месяце беременности, украсила в свой день рождения обложку «Vanity Fair». Это был беспрецедентный случай для СМИ – ранее на обложку мировых изданий такого рода фотографии не размещались. По словам Ани Лейбовиц, целью съемки было создать образ, который покажет, что беременная женщина тоже может быть желанной, красивой и сексуальной. После выхода номера в свет журнал потерял несколько рекламодателей, которые сочли такую фотографию провокационной и неприемлемой. Однако теперь многие СМИ готовы платить огромные деньги за возможность заполучить звезду в положении.

Голодающий ребенок и стервятник , Кевин Картер. 1993 год

«Это мой самый удачный снимок за десять лет работы фотографом, однако я не повешу его на стену, я ненавижу его». Кевин Картер узнал, как пахнет смерть, когда во времена апартеида в составе квартета фотографов отправился в ЮАР. В 1993 году он прибыл в Судан, чтобы запечатлеть проблему голода. Измученный после дня съемки в деревне, отправился отдохнуть. По дороге наткнулся на тощего ребенка, который рухнул по пути к центру, где выдавали бесплатное питание. Рядом с ребенком приземлился стервятник в ожидании добычи. Что произошло дальше? Версии расходятся.

Кто-то говорит, что фотограф сидел и ждал, чтобы птица раскинула крылья. Кто-то – что фотограф молча наблюдал, как ребенок пытался ползти к центру питания. Кто-то говорит, что сделав кадр, Кевин взял сигарету и заплакал.

Фотография, которая принесла Картеру Пулитцеровскую премию и признание, забрала его жизнь. Через год он покончил с собой, в предсмертной записке написав, что его мучают образы голодных умирающих людей и их же палачей. Фотография стала символом ужасающих событий в Африке и предметом споров об этичности поведения фотографов и журналистов.

Падающий человек , Ричард Дрю. 2001 год

На эту тему: Программист, который побеждает в профессиональных конкурсах фото

«Я никогда не жалел, что сделал это фото». В момент трагедии 11 сентября 2001 года все СМИ показывали горящие и падающие здания башен-близнецов, и мало кто заострял внимания на людях. Эта фотография появилась спустя три дня после трагедии, став символом человеческой смерти на фоне бетонной империи. Личность падающего человека так и осталась не установленной, однако это не имело значения, так как он олицетворил образ «неизвестного солдата» неопределенной войны, застыв навсегда в истории.

Айлан Курди , Нилюфер Демир. 2015 год

Война в Сирии продолжалась более четырех лет, когда родители Айлана Кудри взяли трехлетнего мальчика и его пятилетнего брата, посадили их в надувную лодку и отплыли от берегов Турции в сторону греческого острова Кос. Через несколько сотен метров волна опрокинула судно, и все, кто находился в лодке, погибли. Спустя несколько часов на берегу города Бодрум, сотрудница информационного агентства «Доган» Нилюфер Демир, констатировала, что помочь ребенку уже ничем нельзя: «Я сделала это фото, чтобы немой крик ребенка был услышан».

Фотография была сделана не в Сирии, а в Турции – государства на стыке воюющего Востока и Европы, куда бегут все беженцы. Одетый для поездки, ребенок лежал между одним миром и другим.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter