Международный день родного языка. Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы Цитаты посвященный международному дню родного языка

Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков.

История

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

  1. Язык жестов и система Браиля.
  2. Содействие между родным языком и многоязычием.
  3. Сохранение культурного множества.
  4. Освещение различных культурных традиций.
  5. ·Качество лингвистического образования и др.

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

  • снижение рождаемости;
  • войны;
  • депортация;
  • миграция;
  • эпидемии;
  • языковое смешивание.

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

СЦЕНАРИЙ

общешкольного мероприятия, посвященного Дню родного языка

(в рамках декады родных языков)

«Родной язык - душа народа»

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения:

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,

Задачи: развивать толерантность к людям разных национальностей; дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа и народов, проживающих в Татарстане.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Участники и приглашенные: учащиеся коррекционной школы 7 - 8 вида, учащиеся татарской и чувашской гимназий, творческие коллективы общеобразовательных учреждений и города.

До начала мероприятия в рекреации школы для детей и их родителей были проведены народные игры татар, русских и чуваш.

Ход мероприятия:

1вед: Добрый день, дорогие наши дети, гости школы и уважаемые родители!

Сегодняшняя наша встреча посвящена родному языку.

2вед: По решению Организации Объединенных наций с 2000 года отмечается Международный день родного языка. Цель этой акции - это сохранение богатства форм традиционной и народной музыки, танцев, обрядов и обычаев, фольклора и родных языков.

1вед: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и, как бы, впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя год или чуть больше, он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.

Почти с рожденья я привык слова и фразы говорить,
А значит, мой родной язык общенье смог мне подарить.
На нем не только говорю - на нем родным своим пишу,
Читать на нем, скажу, люблю, стихосложением грешу...
На нем я думаю всегда, а вечером, под лунный свет
Смогу любимой иногда спеть романтический куплет.
О мой родной святой язык! Тебя я знаю наизусть!
К тебе с рождения привык - хоть в сердце радость или грусть,
На нем я с другом говорю, на нем отпор я дам врагу...
Как хлеб святой, его люблю и, как умею, берегу.
Швецова Елена

2вед: Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России - представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы, башкиры и многие другие.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с культурой татарского, русского и чувашского народов.

Татары - трудолюбивый народ с богатой историей. Стремление к культуре и образованию - черта, присущая татарскому народу. Татары отличаются гостеприимством, добропорядочностью, скромностью. Это талантливый народ, который любит песни и пляски.

1 вед: Образ Татарстана - это связующее звено между Востоком и Западом. Его территория издавна была местом встреч разных цивилизаций, культур, здесь издревле жили и живут, духовно обогащая друг друга, представители разных этносов.

2вед: татарский язык происходит от тюрских языков. Это язык поэтов, язык песен. 26 апреля - день рождения Габдуллы Тукая. И сейчас этот день считается Днем родного татарского языка.

Стихотворение читают ученики татарской гимназии:

«Туган тел» («Родной язык»)

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Перевод «Родной язык» («Туган тел)

Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:

О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.

Габдулла Тукай

Выступление ансамбля «Нардуган». Татарский танец.

1вед: Могуч и прекрасен родной язык. Давайте послушаем, что писали о нем выдающиеся писатели. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно –строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» - так писал о нем Лев Николаевич Толстой.

2вед: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…. Так высказывался о русском языке Алексей Николаевич Толстой.

1вед: А Константин Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Начать бы нам издалека

Про смысл родного языка.

Ведь русский – наш родной язык –

Меняться издавна привык.

За чистый образ языка

Борьба бывала нелегка:

Порой менялся смысл в словах.

Слова влияли на дела,

А дел великих вечный крик

Слова питали, как родник.

Швецова Елена

2вед: Сегодня у нас в гостях фольклорный ансамбль «Звонница» Детского дворца культуры. Руководитель Лариса Колоколова.

1вед: Песня - душа народа. Мир русской песни поистине не исчерпаем: словно океан находится он в постоянном движении, храня и преумножая свои бесценные сокровища. Еще раз поприветствуем - ансамбль «Звонница».

Выступление ансамбля «Звонница».

2 вед: Чувашский народ сумел пронести через века свое самобытное искусство в замечательных сказаниях, песнях и танцах. За многовековую историю многое менялось, но осталась и продолжает жить чувашская народная песня.

1 вед: В них отточенные веками ритм и композиционная стройность, безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В них все осмысленно и нет случайностей.

Читает ученик чувашской гимназии:

Чувашия, моя землица.

В каком бы ни был я краю,

Ты в мыслях - вешняя денница,

И петь тебе не устаю.

И тягой к странствиям томимый,

я стал острее понимать:

Ты колыбель и дом родимый,

Моя любимая и мать.

Выступление танцевального ансамбля чувашской гимназии.

2 вед: Родной речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении и всестороннем изучении.

Необходимо собирать и беречь веками накопленные сокровища национальной вежливости. Это нужно для того, чтобы помнить и понимать речевую культуру наших предков, чтобы не утратить, может быть, самое главное - доброе слово.

1 вед: Желаем всем в любой стране

Не забывать о языке:

Чем чище станем говорить,

Тем легче будет в мире жить.

2 вед: На этом наша встреча завершена. Мы благодарим всех наших гостей и добрых друзей! До новых встреч!


Татьяна Мальцон
Сценарий мероприятия к Международному Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи : Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, здоровье.

Ход мероприятия:

Ведущий : Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране.

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей ) .

Ведущий : правильно, Республика Татарстан.

Показ презентации «Республика Татарстан» (в сопровождении государственного гимна Татарстана) .

А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей ) .

Ведущий : А как называется город, в котором мы живем? (ответ детей ) .

Ведущий : правильно, город Набережные Челны. Сейчас мы с вами посмотрим, какой красивый наш город и послушаем гимн города.

Показ презентации «Набережные Челны» .

Ведущий : В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки . В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но средством межнационального общения является русский язык .

Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык . Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский. Но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык .

Ведущий : Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка . Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . На языке мы думаем , общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык . Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык , свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

А давайте поиграем в переводчиков.

Игра : «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке . Как будет по-татарски : папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей ) .

А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка , которое прочитает Ярослава.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел ,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий : Каждый народ восхвалял свой язык . На родном языке написаны стихи , песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим.

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Ведущий : Еще мы с вами знаем татарские и русские народные игры :

Поиграем в одну из них : «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены» ).

Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Ведущий : А сейчас прозвучит песня «Туган тел» («Родной язык » ) из репертуара Зульфии Минхажевой.

Слушание аудиозаписи «Туган тел» .

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы - воплощение души народа, его национальных традиций.

Давайте станцуем наш любимый танец «Самовар» .

С рождения ребенок слышит звуки родного языка . Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки :

иде кат лч, бер кат кис. - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

йткн сз - аткан ук. - Слово – не воробей : вылетит – не поймаешь.

Сабыр иткн - морадына иткн. - Терпенье и труд все перетрут.

Сабыр тбе сары алтын. - Терпенье и труд все перетрут.

Тырышкан табар, ташка кадак кагар. - Терпенье и труд все перетрут.

Кем эшлми - шул ашамый. - Кто не работает, тот не ест.

Картлык - шатлык тгел. - Старость не радость .

Кз курка – кул эшли. - Глаза страшатся, а руки делают.

Без капчыкта ятмый - Шило в мешке не утоишь.

Китап - белем чишмсе. - Книги не говорят, а правду сказывают.

Тамчы тама-тама таш тиш. - Капля долбит камень.

Капля по капле и камень долбит.

Ведущий :

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой - это честь .

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком .

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем .

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один .

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык , куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела мой друг?» .

Ведущий :

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача. Международный день родного языка, учрежденный в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и отмечаемый ежегодно 21 февраля, с 2000 года, направлен, прежде всего, на защиту исчезающих языков, для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

И задача эта важная и актуальная, потому что и сейчас, по статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.

В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка, а на момент подписания соглашения о распаде СССР в декабре 1991 года — только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка. В настоящее время в России 136 языков находятся в опасности исчезновения, а 20 уже признаны мертвыми.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1860/1/

По данным ЮНЕСКО в мире существует 6 000 живых языков. Половина из них находится на грани исчезновения. На 96 % языков говорит только 4 % населения. 80 % африканских языков не имеют письменности. Ежегодно вымирает десяток языков, и эта тенденция будет усиливаться в будущем. Этот день был учрежден, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного языка, особенно это относится к языкам национальных меньшинств.


Исчезающие диалекты.

Говоря языком статистики, сегодня из шести тысяч существующих в мире языков более двухсот считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя. Также есть неблагополучная языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи (почти без потомков, говорящих на них). И нестабильные языки, которые не пользуются успехом, поскольку не имеют официального статуса, а территория их распространения настолько мала, что перспективы их дальнейшего существования оставляют желать лучшего. Повторимся, что в России около 140 языков находится на грани ухода из употребления, и двадцать уже признаны безжизненными. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения.

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа, поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.

«Язык – проба духовных сил народа. У народа духовно бедного – язык бедный», – так писал Иван Шмелёв , носитель чистого и богатого русского языка, словно предвидя нынешнее оскудение, взаимосвязанное обеднение и осквернение языка, всех духовных сил. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля говорит о языке как о «наречии, взявшем верх над прочими, сродными наречиями». «Язык – народ, земля, с одноплеменным населеньем своим, с одинаковою речью», – развивает он вековое понятие.

Свои особенности и культуру несет каждый родной язык. Он отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение. Поэтому день родного языка непременно стоит поддерживать, как международный праздник, поощрять и проводить на должном уровне во всех странах мира.

"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев )

День родного языка в России

В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык. Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему. К наиболее точным изречениям и явно отражающим наш дух патриотизма можно отнести слова великого русского писателя И. С. Тургенева, который говорил: «...ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Или достаточно вспомнить решительное заявление В. Г. Белинского , он утверждал, что «русский язык – один из богатейших языков в мире, и в этом нет никакого сомнения». Пожалуй, сложно не согласиться с этими гениальными людьми, поскольку благодаря нашему языку мы думаем, общаемся, творим. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Сегодня важно изучение и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

В феврале мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка.

Спросят меня: что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.


«Язык мой, друг мой»

1. Бударина В.А. Русский язык и зоология — мои друзья: Занимательный вечер/ В.Бударина// Последний звонок.- 2006.- № 8.- С. 3

2. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка: Для уч-ся 7-11 классов/ Арбатская Л.Н. // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 8-10.

3. Гнилое слово да не сойдет с уст ваших! : тематический вечер// Последний звонок.- 2007.- № 8.- С. 6.