Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система. Международное экономическое право Международное экономическое право представляет собой

Международное экономическое право (МЭП) - это отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного права в сфере торгово-экономического, финансово-инвестиционного, таможенного и других видов сотрудничества.

Международное экономическое право состоит из подотраслей: международного торгового права; международного финансового права, международного инвестиционного права, международного банковского права, международного таможенного права и некоторых других.

Среди принципов МЭП необходимо выделить: принцип не дискриминации; принцип наибольшего благоприятствования при осуществлении внешней торговли товарами; принцип права на доступ к морю государств, не имеющих выхода к нему; принцип суверенитета над своими природными ресурсами; принцип права на определение своего экономического развития; принцип экономического сотрудничества и др.

Среди источников МЭП выделяются:

- универсальные договоры - Конвенция 1988 г. о международном финансовом факторинге, Конвенция 1982 г. о международной купле-продаже товаров, Конвенция о международной перевозке и др.;

- региональные договоры - Договор о Европейском Союзе, Соглашение 1992 г. о сближении хозяйственного законодательства государств-участников СНГ и др.;

- акты международных организаций - Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Декларация об установлении нового международного экономического порядка 1974 г. и др.;

- двусторонние соглашения - инвестиционные договоры, торговые договоры, кредитные и таможенные договоры между государствами.


56.Международное экологическое право: понятие, источники, прин­ципы.

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Специальные принципы международного экологического права. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Принцип международно -правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН источниками международного права охраны окружающей среды являются:


– международные конвенции, как общие, так и специальные, как многосторонние, так и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;– международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;– общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;– вспомогательное право, т. е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран;– носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций («мягкое право»).Договорное право (международные договоры) в области охраны окружающей среды и природопользования регулирует самые разнообразные области, развито в высокой степени, содержит ясно выраженные и четко сформулированные правила экологически значимого поведения, определенно признанные государствами – участниками договора.Источники международного экологического права разделяются: – на общие (Устав ООН), конвенции общего характера, регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);– специальные , посвященные непосредственно установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха и т. д.

Итак, международное экономическое право это система международно-правовых норм, регулирующих МЭО.

Другими словами, МЭП  это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (в торговой, финансовой, инвестиционной, миграционной и иных сферах).

Предметом МЭП являются главным образом две группы правоотношений:

трансграничного движения ресурсов в двустороннем, многостороннем, универсальном порядке;

 отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в МЭО частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары/услуги, денежные средства, инвестиции, рабочая сила и т. п.

МЭП подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть МЭП входят, в частности, международно-правовые институты, закрепляющие:

 специальные (отраслевые) принципы МЭП;

 правовое положение государств, других субъектов МЭП;

 международно-правовой статус «операторов» МЭО;

 международно-правовой режим различных видов ресурсов, включая режим государственной собственности. Нормы, обеспечивающие режим «общего наследия человечества» (по сути, «право общечеловеческой собственности»), составляют отдельную отрасль/институт МП;

 «право экономической интеграции»;

 «право экономического развития»;

 правила ответственности государств и применения санкций в МЭП;

 общие основы международного экономического порядка и международной экономической безопасности;

 процессуальные нормы урегулирования международных споров и т. п.

В Особенную часть входят подотрасли/институты, регулирующие трансграничное движение всех основных видов ресурсов: товаров, финансов, инвестиций, рабочей силы, а именно:

международное торговое право , в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами, правами;

международное финансовое право , регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;

международное инвестиционное право , в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);

международное миграционное право , в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы;

право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле (сфера, в которой ресурсы перемещаются, как правило, без встречного «возмещения»).

Многие нормы и институты МЭП являются общими для двух и более подотраслей МЭП (например, для международного инвестиционного и международного финансового права).

Многие институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок  международным воздушным правом, и т. д.

Комплексный состав такого рода институтов  это отражение сложного характера системы МП/МЭП.

Через многие свои нормы и институты МЭП соприкасается также с международным административным правом .

К межотраслевым институтам такого рода, возможно, следовало бы отнести (полностью или частично):

 международное таможенное право;

 международное энергетическое право;

 международное транспортное право;

 международное налоговое право;

 международное антимонопольное (или конкурентное) право;

 международное рыболовное право;

 международное туристское право;

 международное страховое право;

 международное банковское право;

 прочие институты и подотрасли, «завязанные» на взаимодействии органов исполнительной власти государств в самых разнообразных сферах (число их будет быстро расти).

Многими своими нормами и институтами указанные нормативные блоки соприкасаются с МЭП (например, в части торговли страховыми, банковскими, туристическими услугами).

Собственно говоря, и само МЭП  тоже в значительной мере является частью международного административного права (по крайней мере, в том, что касается отношений между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов).

Через процессуальные нормы и институты МЭП взаимодействует, соприкасается с отраслью международного процессуального права .

Следует отличать понятие международного экономического права как явления реальности от понятия МЭП как науки и учебной дисциплины.

МЭП, как наука и как учебная дисциплина, стала складываться в России на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 80-х годах ХХ века.

Большой вклад в развитие этой науки внесли известные правоведы: А. Б. Альтшулер , Б. М. Ашавский, А. Г. Богатырев, М. М. Богуславский , К. Г. Борисов, Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович , Л. И. Волова, С. А. Григорян, Г. К. Дмитриева, А. А. Ковалев , В. И. Кузнецов , В. И. Лисовский, Е. Т. Усенко , Н. А. Ушаков , И. В. Шаповалов, В. П. Шатров и многие другие.

Среди зарубежных юристов, в той или иной степени разрабатывавших вопросы правового регулирования МЭО, необходимо назвать следующих правоведов: Д. Виньес, М. Виралли, П. Жюйар, И. Зайдль-Хохенвельдерн, Д. Карро, Ж.-Ф. Лалив, А. Пелле, П. Пиконе, Питер Верлорен ван Темаат, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т. С. Соренсен, Э. Уштор, Ф. Фикентшер, М. Флори, Т. Флори, Г. Шварценбергер, В. Эбке, Г. Эрлер и многие другие.

Понятие и субъекты международного экономического права. Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.

Современные международные экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений, обусловливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности, между государствами и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими лицами, принадлежащими иностранному государству).

Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня - межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого государства. Особая роль принадлежит такой отрасли национального права, как международное частное право. При этом нормы международного экономического права играют все возрастающую роль в регулировании деятельности физических и юридических лиц, но не прямо, а опосредованно через государство. Государство воздействует нормами международного экономического права на частноправовые отношения через закрепленный в национальном праве механизм (например, в России - это п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и аналогичные нормы в других законодательных актах).

Сказанное свидетельствует о глубоком взаимодействии двух систем права (международного и национального) в регулировании международных экономических отношений. Это породило концепцию международного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и национально-правовые нормы, регулирующие международные хозяйственные отношения, и более широкую концепцию транснационального права, включающего все нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы границ государства, в единую систему права.

Источники и принципы международного экономического права. Источники международного экономического права: международные договоры: многосторонние (Устав ООН; Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Пакты о правах человека 1966 г.; Декларация по установлению нового международного экономического порядка 1974 г.); двусторонние (торговые, кредитные, платежные отношения, об оказании технической помощи и т.д.; о товарообороте, о торговом судоходстве, о научно-техническом сотрудничестве и т.д..) международные обычаи и обыкновения.

Принципы международного экономического права: неотъемлемый суверенитет государства над своими естественными ресурсами; свобода выбора форм организации внешних экономических связей; экономическая недискриминация; экономическое сотрудничество; наибольшее благоприятствование национального режима; взаимность.

Международное экономическое право в целом отражает закономерности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суверенных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфере. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономическими процессами, что приводит к увеличению роли государства и, следовательно, к увеличению возможностей международного экономического права в развитии как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.

Разрешение международных экономических споров. Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.

Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отношений. Экономические споры между государствами разрешаются на основе международного права, как и иные межгосударственные споры. Но так как международное экономическое сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоотношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эффективности международной экономической системы.

Споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматриваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств либо международными коммерческими арбитражами (МКА). Участники международных экономических связей предпочитают МКА.

Международное экономическое право начало динамично развиваться только со второй половины XX века. вследствие понимания того, что либеральный подход к регулированию международных экономических отношений, который предусматривал полную свободу и дерегулирования действий хозяйствующих субъектов, не является таким эффективным и не учитывает интересов мирового сообщества в целом и, в связи с этим, возникает необходимость создания международных институциональных механизмов и правовых норм для координации международного экономического сотрудничества государств.

Международное экономическое право - это отрасль международного публичного права, регулирующая экономические отношения между государствами и другими субъектами международного публичного права.

Предметом международного экономического права являются межгосударственные экономические, в широком понимании, коммерческие отношения, а также международное экономическое сотрудничество государств, МО и других субъектов международного публичного права в различных сферах мировой хозяйственной деятельности: международной торговли, международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, международных инвестиционных отношениях, международных таможенных отношениях, отношениях международной экономической помощи, в сфере транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и иной собственности, туризма и т. д.

Особенностью международного экономического права как самостоятельной отрасли международного права является ее комплексный характер, который определяется тесной взаимозависимостью в этой сфере публично-правовых и частноправовых механизмов регулирования.

Важно, что одним из первых в 1928 г. предложил концепцию международного хозяйственного права как особого регулятора международных экономических отношений, на основе современного международного экономического права, выдающийся украинский юрист-международник В. М. Корецкий, который в свое время был вице-президентом Международного суда ООН в Гааге.

международное экономическое право базируется на нормах и принципах международного публичного права, оно тоже имеет свою систему и составляющие элементы, отрасли и институты. В зависимости от сферы правового регулирования выделяют такие отрасли международного экономического права:

Международное торговое право, в рамках которого осуществляется правовое регулирование торговли не только товарами, но и услугами, правами интеллектуальной собственности и т. д;

Международное финансовое право, которое регулирует транснациональное движение капиталов через расчетные, валютные, кредитные отношения;

Международное инвестиционное право, которое тесно связано с международным финансовым правом и регулирует отношения в сфере движения иностранных инвестиций;

Международное трудовое право, которое регулирует публично-правовые отношения в сфере движения международных трудовых ресурсов;

Международное транспортное право, которое регулирует отношения в сфере международного экономического сотрудничества по вопросам использования разных видов транспорта.

Отдельно можно назвать также отрасли международного экономического права, которые регулируют отношения в сфере региональной экономической интеграции (в частности европейской), промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического сотрудничества.

Современная система международного экономического права, как и других отраслей права, включает в себя Общую и Особенную части. Упомянутые выше подотрасли составляют Особенную часть международного экономического права.

в Свою очередь, Общую часть международного экономического права составляют международно-правовые институты, определяющие предмет, источники и специальные (отраслевые) принципы международного экономического права, правовой статус государств, МО и других субъектов международного экономического права, особенности ответственности и применение санкций в международном экономическом праве, а также другие общие принципы формирования современного международного экономического правопорядка.

Введение………………………………………………………2

Глава 1. Понятие, субъекты, источники и принципы

международного экономического права …………………3

Понятие международного экономического права………..3

Субъекты международного экономического права………4

Цели международного экономического права……………7

Принципы международного экономического права……...7

Глава 2.Международные экономические организации ..10

Виды международных экономических организаций……..10

Универсальные экономические организации……………..10

Региональные экономические организации……………….14

Заключение……………………………………………………16

Литература…………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.



Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА.

Понятие международного экономического права Как отрасль международного права международное экономическое право пред­ставляет собой совокупность норм, регулирующих отношения ме­жду субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.

Предметом международного экономического права являются международные экономические отношения между государствами и иными субъектами международного права. К ним относятся отношения в сфере внешней торговли, научно-технического со­трудничества, производственной и технологической кооперации, транспорта, судоходства, обмена услугами, финансов, кредитов, тарифов и налогового обложения, регулирования цен на сырье­вые ресурсы и товары, охраны промышленной собственности и авторских прав, туризма, оказания различных видов экономиче­ских содействий и помощи.

Специфика норм международного экономического права со­стоит в том, что они как бы проникают в другие отрасли общего международного права: воздушное право, космическое право, право охраны окружающей среды, право интеграции, междуна­родного сотрудничества в области интеллектуальной собствен­ности, международного туризма и др.

Специальные принципы, нормы и институты международно­го экономического права применяются в процессе регулирова­ния различных международных отношений экономического характера, их действия распространяются на все правоотношения такого рода.

Крупная международная значимость международных эконо­мических отношений не требует особых доказательств, посколь­ку сотрудничество государств с целью повышения экономиче­ского развития является одним из основных принципов между­народного права.

Объем нормативно-правового материала в сфере международ­ных экономических отношений весьма обширен. Он включает двух- и многосторонних договоры и соглашения о товарообороте и платежах, о научно-техническом и экономическом сотрудни­честве, о международных экономических, кредитных и валютно-финансовых организациях. Правотворческая деятельность этих организаций приводит к принятию решений, норм, имеющих юридически обязательный характер для стран участниц.

Таким образом, и отдельные государства, и все международ­ное сообщество заинтересованы в выделении международного экономического права как самостоятельной отрасли. Это под­тверждается не только приведенными выше фактами, но и посто­янным совершенствованием правового регулирования междуна­родных экономических отношений, нормотворческой деятель­ностью международных экономических органов и организаций.

Различные сферы экономического сотрудничества имеют свое специфическое предметное содержание, порождающее необхо­димость специального правового регулирования, в результате чего в отрасли международного экономического права сформи­ровались такие подотрасли, как:

Международное торговое право;

Международное финансовое право;

Международное инвестиционное право;

Международное таможенное право;

Международное транспортное право;

Международное техническое право.

Каждая подотрасль представляет собой комплекс междуна­родно-правовых норм, регулирующих межгосударственное со­трудничество в конкретной сфере экономических отношений.

Сегодня международное экономическое право переживает период активного развития. Особенно велика его регулирующая роль в рамках интеграционных объединений государств, разви­вающихся на региональном уровне (Европейский Союз, СНГ, Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).

Субъекты международного экономического права Среди субъектов международного экономического права центральное место занимает государство, ибо его суверенитет распространяет­ся и на экономическую сферу. Осуществление суверенных прав государств в экономической сфере возможно лишь при актив­ном использовании международных экономических связей в ин­тересах своего национального (народного) хозяйства в рамках международного экономического права.

Государство может вступать в хозяйственные отношения ме­ждународного характера с физическими и юридическими лица­ми, принадлежащими другим государствам (создавать совмест­ные предприятия, заключать концессионные соглашения и т.д.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентиру­ются национальным и международным частным правом.

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими со­вместными усилиями государств через международные организа­ции, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотруд­ничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права.

Источники международного экономического права Основным источником международного экономического права являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений. Они столь же многообразны, как и межэкономические связи.

Международный экономический договор представляет собой со­глашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области международных экономических отно­шений. Международные экономические договоры заключаются главным образом на двусторонней основе.

По объектам регулирования такие договоры можно подраз­делить на несколько групп.

1. Важнейшей формой экономического сотрудничества яв­ляются торговые договоры, которые содержат международно-пра­вовые принципы и условия торговых и иных экономических от­ношений между государствами. Они устанавливают:

Правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении налогового и таможенного обложения (например, исключение двойного налогообложения юри дических лиц, ведущих торговлю в государствах подписав­ших договор);

Регулирование ввоза и вывоза товаров, торгового морепла­вания, транспорта, транзита;

Деятельность юридических и физических лиц одной стра­ны на территории другой страны,

Другие вопросы экономических взаимоотношений между договаривающимися государствами

2. Торговые {контингентные) соглашения (соглашения о това­рообороте) регулируют товарный оборот между отдельными стра­нами. Они заключаются, как правило, на краткосрочный период (6-12 месяцев), но в последнее время получают все большее рас­пространение долгосрочные, обычно на пять лет, соглашения. При заключении соглашений о товарообороте контрагенты при­нимают на себя определенные обязательства. Они заключаются в том, что правительства и надлежащие органы сторон должны всячески содействовать взаимной торговле, обеспечивать выдачу разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласо­ванных контингентов.

3. Соглашения о платежах устанавливают общие принципы регулирования платежей между договаривающимися сторонами.

4. Международные товарные соглашения заключаются в целях стабилизации международного рынка сырьевых товаров, путем регулируемого определения экспортно-импортных квот и уста­новления максимального и минимального предела цен на эти товары (обычно сельскохозяйственные и минеральные).

Страны-экспортеры принимают обязательства не предлагать на экспорт данного товара сверх установленных квот. В свою очередь, страны-импортеры обязуются закупить у стран-экспортеров опре­деленное количество данного товара.

Например, действуют товарные соглашения по пшенице, кофе, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, олову, тропической древесине и др.

Поскольку абсолютно точно регулировать объем и количест­во того или иного товара невозможно, в товарных соглашениях предусмотрена международная система контролируемых запасов. Запасы подразделяются на национальные (хранящиеся в странах-экспортерах), «квазимеждународные» (хранящиеся в странах-экспортерах, но распределяемые в соответствии с международ­ными нормами) и международные, хранящиеся на складах меж­дународных организаций.

5. Соглашения об экономическом и научно-техническом сотруд­
ничестве, об оказании технической помощи
представляют собой

международные правовые акты, одновременно регулирующие от­ношения между государствами в разных областях, например в промышленной и научно-технической.

Подобные соглашения могут иметь разные наименования: соглашения о сотрудничестве в области экономики и промыш­ленности, соглашения об экономическом, политическом и про­мышленном сотрудничестве и т.п.

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве включают совместную разработку научных и технических проблем, совме­стную разработку технологических процессов с возможным по­следующим внедрением в национальное хозяйство.

6. Одной из новых форм международных экономических до­
говоров являются долгосрочные программы развития экономиче­
ского, промышленного и научно-технического сотрудничества.

Договоры о промышленном сотрудничестве основываются йа долгосрочной основе и представляют собой экономические взаимоотношения и деятельность организаций договаривающих­ся сторон. Кроме операций купли-продажи они охватывают ряд дополнительных или взаимовыгодных операций - в производ­стве, разработке и передачи технологий, маркетинге. Промыш­ленное сотрудничество многообразно и может предусматривать:

Лицензионные соглашения с оплатой произведенной по лицензии продукции;

Совместное производство и специализацию:

Соглашения о субподряде и аренде;

Соглашения о создании совместных предприятий и компа­нии;

Компенсационные сделки, предусматривающие создание промышленных предприятий на основе совместного кре­дитования и последующих расчетах за кредиты готовой продукцией.

Движение капиталов через государственные границы регули­руется соглашениями о кредитах, займах и расчетах.

7. Кредитные соглашения - это международные договоры, по
которым одно государство (кредитор) предоставляет другому го­
сударству (должнику) определенную сумму денег или товаров, а
другие дают обязательство в определенный срок погасить сумму
долга на предусмотренных в договоре условиях.

Соглашения о поставках товаров в кредит имеют свои осо­бенности:

Кредит предоставляется на определенную сумму;

Поставка товаров одной стороны (кредитора) по сроку пред­шествуют поставкам товара другой стороны (заемщика);

За пользование кредитом правительство-заемщик выпла­чивает правительству-кредитору определенный процент от
суммы кредита.

8. Соглашения о международных расчетах - международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, пре­доставление услуг и прочие торговые и неторговые операции.

В международной практике встречаются следующие виды со­глашений:

- «платежные», по которым государства дают согласие на то, чтобы расчеты между ними осуществлялись в свободно или ограничено конвертируемой валюте;

- «клиринговые», предусматривающие взаимный зачет дол­гов и требований по внешнеторговым и другим операциям без перевода валюты;

- «платежно-клиринговые» (смешанного типа), по которым кредитор имеет право потребовать от другой стороны оп­латы задолженности по клирингу золотом или свободно конвертируемой валютой в части, превышающий установ­ленный соглашением лимит.

Кроме перечисленных видов международных экономических договоров в практике международного экономического взаимо­действия известны и другие их специальные разновидности, ре­гулирующие экономические отношения, например, в области транспорта, туризма, охраны интеллектуальной собственности, о международном регулировании производства, о безвозмездной экономической помощи, связи, сельском хозяйстве и др.

Среди источников международного экономического права постоянно возрастает роль многосторонних экономических догово­ров. Среди таких договоров в первую очередь следует назвать:

■ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г.;

■ договоры о создании экономических организаций (напри­мер, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР);

■ международные товарные соглашения, направленные на унификацию норм, регулирующих частноправовые отно­шения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи това­ров» 1980 г.).

Однако в настоящее время нет универсального договора, создающего общую правовую базу экономического сотрудниче­ства. Общие положения и принципы экономического сотруд-

ничества сформулированы лишь в решениях и резолюциях меж­дународных организаций, в том числе:

1) Принципы, определяющие международные торговые от­ношения и торговую политику, способствующие общему разви­тию, принятые Первой конференцией ЮНКТАД в 1964 г.

2) Декларация об установлении нового экономического по­рядка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 1 мая 1974 г.;

3) Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 12 декабря 1974 г.;

4) Резолюция ГА ООН «О международной экономической безопасности» 1985 г.

Как резолюции международных организаций они не имеют обязательной юридической силы и не являются источниками международного права, но именно они определяют его содержа­ние. Их юридическая обязательность вытекает из международной практики, имевшей место и до принятия данных актов. Следова­тельно, основополагающие нормы международного экономиче­ского права существуют в форме международно-правового обычая.

Особенностью международного экономического права и его источников является значительная роль так называемого «меж­дународного мягкого права», т.е. таких норм, которые используют выражения типа «принять меры», «содействовать», «стремиться к осуществлению» и т.д. Они не содержат четких прав и обя­занностей государств, но тем не менее являются юридически обязательными.