Выборы в 1996 году. Выборы в России

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов был главным соперником Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года. Однако коммунисты упустили победу и не смогли воспользоваться конфликтом внутри ельцинского лагеря. События тех дней в интервью корреспонденту «Газета.Ru» Дмитрию Виноградову оценивает один из лидеров КПРФ Виктор Илюхин, занимавший в 1996 году пост председателя думского комитета по безопасности.

Почему после первого или второго тура Зюганов не устроил того, что сейчас принято называть майданом, - не вывел народ на улицы? Ведь результаты, как утверждают коммунисты, были сфальсифицированы, и на самом деле победил Зюганов?
- Во-первых, официальных данных до сих пор нет. Не случайно сразу после выборов тогдашнего председателя ЦИКа Николая Рябова назначили послом в Чехию, и он уехал. Сейчас мы с вами каких-либо документальных подтверждений, кто победил, не найдем. Одно могу сказать: по нашим раскладам, Ельцин не мог победить. Это объективно. Его рейтинг был не просто нулевым, он шел с отрицательным знаком. Сделать рывок в избирательной кампании за 1,5-2 месяца невозможно. Конечно, сыграли свою роль фальсификация на выборах, использование административного ресурса, но все же…

У нас есть информация, что Зюганов победил в первом туре, но не набрал 50% плюс один голос. За ним следовал Александр Лебедь, и только на третьем месте был Борис Ельцин . Но ни один кандидат не набрал такого количества, чтобы его после первого тура провозглашать президентом.

Перед вторым туром пошли манипуляции: Лебедю дали должность секретаря Совета безопасности. Он публично обратился ко всем, кто проголосовал за него - а это достаточно большое количество - во втором туре проголосовать за Бориса Ельцина. В результате разница между голосами Ельцина и Зюганова во втором туре была не очень значительной, определенную роль сыграла позиция Лебедя.

Что касается вашего вопроса: чтобы вывести народ, надо его подготавливать.

К такому повороту дел ни Зюганов , ни в целом левое движение не был и готов ы.

Очень важный момент. Вы говорите, что оппозиция успешно оспорила выборы в Грузии, на Украине. Но там была огромная информационная поддержка и Ющенко, и Саакашвили. Плюс огромная финансовая поддержка со стороны западных государств, в первую очередь США. Сценарий был составлен не в голове Ющенко и не в голове Саакашвили, а американскими специалистами. Посол США сначала набрался опыта в России, потом выезжал туда и работал над этими кампаниями.

У нас, левых, в 1996 году всего этого, естественно, не было. Конечно, плохо, что мы не готовились, чтобы в случае расхождения результатов (официальных и настоящих. - «Газета.Ru») выводить людей на улицы.

Возможно, Зюганов опасался шага, который мог бы стать прологом большой гражданской войны.

- А у окружения Ельцина были силовые сценарии в случае победы на выборах Зюганова?
- Да. Власть была к этому готова. Они не стесняясь говорили нам: «Просто так мы власть не отдадим» и что в случае их победы мы, коммунисты, в Кремль не войдем.

Совсем незадолго до этого был 1993 год, который показал, что и как могут использовать: выкатили танки и расстреляли Дом Советов. В тот момент (в момент выборов. - «Газета.Ru» ) в охранных структурах Москвы под ружьем находилось примерно 50 тыс. охранников, в том числе из бывших афганцев, которые тогда поддержали Ельцина. Эта сила могла быть использована, а это еще страшнее, чем открытое противостояние. Танки едут, их видно, а здесь из-за спины, в спину. Были готовы и спецслужбы. В 1996 году существовали не только спецслужбы МВД и знаменитая «Альфа». В противовес «Альфе» стали создавать другие подразделения. К этому моменту Черномырдин создал, например, два батальона спецназа в МЧС. На всякий случай.

Мы не работали тогда с вооруженными силами (в плане агитации. - «Газета.Ru» ). Не работали и в правоохранительной системе. Мы не показали (силовикам. - «Газета.Ru» ) всю пагубность дальнейшего нахождения Ельцина в этом кресле. Мы не перетянули их на свою сторону. Во всяком случае, не добились их нейтралитета.

При подготовке этих выборов мы допустили серьезные упущения. По сути, мы занимались только самими выборами - агитационно-пропагандистской работой, подготовкой наблюдателей, контролем за выборами, подсчетом голосов. А все сопутствующие моменты не рассматривали, не просчитали все варианты развития событий. Мы нацелились убеждать электорат проголосовать и нацелились это контролировать, а людей на улицы выводить не готовились.

- У власти были сценарии ареста лидеров оппозиции?
- Да, этого нельзя было исключать. Если бы мы вывели народ на улицу, без арестов власть не смогла бы ослабить или победить оппозицию. Вплоть до физического уничтожения.

По Думе ходил слух, что на дни после второго тура у Зюганова уже были куплены билеты в Кисловодск, то есть он фактически знал, что проиграет.
- Я в неведении, честно говоря. В комитете (комитет по безопасности, который возглавлял Илюхин. - «Газета.Ru» ) столько работы было - я уже не отслеживал, кто, где и как.

Я виню Геннадия Андреевича за другое: не надо было направлять поздравительную телеграмму Ельцину. По поводу этой телеграммы было слишком много спекуляций. Накануне состоялся подсчет голосов, я ночевал в Думе у себя в кабинете. Матрас, простынка, подушка, плед. В девять утра собрался штаб - Николай Рыжков, Руцкой, другие - и обсуждали, что делать: табло высветило, что победил Ельцин. Я предложил Зюганову сделать заявление, что мы остаемся в правовом поле, но результатов выборов не признаем. Николай Иванович (Рыжков. - «Газета.Ru» ) спросил: для чего? Я сказал, что, если мы думаем о будущем левого движения и будущих выборах, сейчас надо это сделать. И пусть власть думает, что она нелегитимна, что мы действительно ее не признаем и будем относиться к власти именно так. После долгих обсуждений мое предложение отвергли, и Геннадий Андреевич сказал: «Тогда я отправлю поздравительную телеграмму».

Я склоняюсь к мысли, что Зюганов верил в победу. Я видел, насколько активно Зюганов работал между первым и вторым турами. Никто ни о каком отдыхе тогда не помышлял. Может быть, потом на день-два куда-то и съездил, в конце концов, кампания действительно была серьезной.

Между тем многие наблюдатели отмечали, что между первым и вторым турами Зюганов снизил интенсивность поездок по регионам, тогда это многих удивило.
- Я бы не сказал. С другой стороны, после первого тура уже не было необходимости ездить в регионы - в эти две недели (между турами. - «Газета.Ru» ) надо было использовать как раз центральные СМИ. Эти выступления по радио и телевидению не позволяли Зюганову куда-то далеко выскочить. Только здесь, рядом, Владимирская, Рязанская области.

- Центральные телеканалы были для Зюганова закрыты?
- Я бы не сказал. Прорываться на центральные телеканалы нам удавалось. Один момент, правда, был, когда Зюганов вместо себя направил выступать на телевидение Говорухина - он тогда тоже входил в наш штаб. Удивительно, но телевидение заявило: Зюганову слово дадим, а Говорухину не дадим. Это был единственный момент, когда представителю нашего штаба провалили выступление.

Конечно, работали так: нам давали положенные по закону два часа на центральном телевидении, а Ельцина показывали в новостях: вот он с кем-то встретился, вот приехал к какому-то губернатору, вот еще что-то.

- Почему 18 июня, после первого тура, Ельцин уволил Коржакова?
- Это не связано с тем, что Коржаков не так сработал в противостоянии с оппозицией, как хотелось бы Ельцину. Это внутренние интрижки, внутренние разборки. Это результат истерии дочери Ельцина - Татьяны, которой Чубайс наговорил, что Коржаков готовит какой-то переворот и заговор. На самом деле ничего этого не было, хотя неприглядная история с коробкой из-под ксерокса всплыла при участии Коржакова. А на истории с коробкой можно было развивать дальше всю нашу избирательную кампанию, можно было собирать кремлевский майдан. Чубайсу такая активность Коржакова, конечно, не понравилась.

Чубайс и Коржаков спорили между собой за лидерство, за влияние на Бориса Ельцина.

Коробка всплыла благодаря Коржакову. После этого Чубайс прибежал к Татьяне как к влиятельному человеку и сказал, что Коржаков срывает всю избирательную кампанию, он вообще не хочет «отца» поддерживать, и Коржакова больше нельзя держать в окружении, тем более доверять службу безопасности.

Но все-таки именно Чубайс вытащил эту избирательную кампанию. Он возглавил штаб на заключительном этапе и спас Ельцина и всю провальную работу штаба.

- Что делили между собой Чубайс и Коржаков?
- Если говорить по большому счету, в поведении Коржакова был элемент, так сказать, страхования президента. Коржаков видел, как президента подкупают, спаивают. Он пытался это остановить. Не говорю, что он был кристально честным, Коржаков тоже занимался интригами за бизнес. А команды Чубайса, Шохина вели себя так: президент наш, ему стакан, а мы правим Россией. Были конфликты на этой почве: Коржаков давал команду вообще со спиртным к Ельцину не пускать. Ельцину это тоже не нравилось.

В начале 1996 года вы как председатель комитета по безопасности Думы внесли закон о службе безопасности, который серьезно усилил Коржакова. Он фактически стал вторым лицом в государстве. Зачем вы это сделали?
- Речь шла не о службе безопасности, речь шла о Федеральной службе охраны (ФСО), а в ней выделялась служба безопасности. Мы структурировали всю систему ФСО.

Почему я согласился с этим законом? Потому что когда нет закона, можно действовать как хочешь. Или по инструкции, утвержденной президентом. Мы решили поставить ФСО хоть под какой-то контроль. Есть же законы о ФСБ, милиции, прокуратуре, где прописаны их полномочия. Мы запретили ФСО проводить разведывательную работу, дали возможность проводить оперативно-розыскную работу, но только в зоне интересов обеспечения безопасности должностных лиц, а не так, как раньше: гуляй по всему российскому полю.

Мы разграничили полномочия ФСО и ФСБ - они перестали грызться хотя бы между собой. Конечно, на практике есть искажения, отходы от закона, но мы стали хотя бы видеть бюджет ФСО. Я как председатель комитета по безопасности видел, что у офицеров ФСО оклад выше, чем у офицеров ФСБ и МВД. Мы подсчитали: фонд зарплаты ФСО был больше примерно на 1 млрд руб. Я поставил вопрос в Госдуме - снять с ФСО этот миллиард. Моя попытка не увенчалась успехом и в Госдуме не получила поддержки.

Не помню, кто тогда был министром финансов, но он мне сказал: меня выгонят с работы, если мы этот миллиард снимем, - Ельцин уже утвердил смету. Закон в какой-то мере все-таки позволял это регулировать.

Что было бы, если бы в ельцинском окружении победил не Чубайс, а Коржаков? Развивалась бы ситуация как-то по-другому? Что было бы с противоборствующей стороной, то есть с Чубайсом?
- Ничего существенно бы не изменилось - и Чубайс, и Коржаков принадлежали к одному стану, команде Ельцина. Возникали только противоречия, кто главнее. Если говорить о платформе Коржакова, он тоже защищал крупный капитал, поддерживал перераспределение крупной собственности. Коржаков никогда не выступал за радикальное изменение власти. Единственное, что он делал, - как охранник рьяно охранял Ельцина от того, чтобы Ельцина окончательно споили.

Сама выборная кампания, если бы победил Коржаков, развивалась бы по этому же сценарию. Другое дело, что во время этих выборов у Коржакова появилась возможность стукнуть по носу Чубайса - я опять имею в виду случай с коробкой. Но к подведению итогов выборов, к фальсификации их результатов Коржаков не имел никакого отношения, там работали другие, обеспечивали победу.

Если бы победил Коржаков, со стороной Чубайса ничего страшного бы не случилось - его бы отставили на некоторое время, а потом к нему все равно бы вернулись.

Ельцин ему за многое благодарен. Это были всего лишь внутренние разборки, которые не влияли на основу этой власти и людей, которые находились во власти.

Коржаков в своей книге «От заката до рассвета» вспоминает, что он выходил на коммунистов (перед первым туром) и пытался начать договариваться об отмене выборов. Было ли это? С кем он вел переговоры, чем они завершились?
- Мы такими сведениями не располагаем. На коллегиальные органы партии он не выходил и в коллегиальных органах этот вопрос не обсуждался. На первых лиц не выходил. Хотя, конечно, у Коржакова были опасения, что Ельцин проиграет.

Делал ли Коржаков после его отставки попытки сбросить через оппозиционные СМИ и депутатов какой-то компромат на семью Ельцина?
- Нет, мы к Коржакову никогда не обращались. И к тому, что он написал в своей книге, тоже. Могу заметить, что книга Стрелецкого (заместитель Коржакова, непосредственно руководивший операцией в Белом доме. - «Газета.Ru» ) содержит больше фактов, нелицеприятных для власти, чем книга Коржакова. Коржаков просто описывает, как он служил; многим факты, приведенные им, были неизвестны, поэтому его книга получила популярность и переиздавалась за пределами России. А говорить, что он выкладывал огромный компромат на Ельцина и его «семью», я бы не стал. Думаю, что он гораздо больше знает, чем написал.

http://www.gazeta.ru/date1996/675831.shtml

ВЫБОРЫ БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение значения конфессиональной составляющей модернизации индийского общества. Исследование влияния секуляристского и коммуналистского принципов на политическую систему страны. Анализ избирательной кампании 2009 г. по выборам в парламент Индии.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Сущность, функции и технологии избирательной стратегии. Анализ избирательной кампании Николя Саркози и Сеголена Руаяля на выборах Президента Франции 2007 г., оценка их эффективности. Сравнительная характеристика выборов во Франции в 2002 и 2007 годах.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Понятие избирательной стратегии, ее функции и технологии. Выявление основных ресурсов избирательной кампании и тактических направлений. Анализ особенностей выборов во Франции 2012 года. Сравнение кандидатов в президенты Саркози и Франсуа Олланда.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Определение отношения молодежи Липецка и области к выборам в целом. Электоральный опыт участия молодежи в выборах. Избирательные планы и мотивы участия молодежи на выборах. Необходимость вовлечения и работы с молодежью в сфере выборов, ее направления.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2011

    Сибирское областничество - попытка формирования регионального политического сознания жителей этих территорий в дореволюционный период. Региональный патриотизм как фактор политической жизни Красноярского края. Избирательная кампания по выборам Губернатора.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2016

    Коммуникативная сущность рекламы в период избирательной кампании. Средства и виды политической рекламы при разработке стратегии избирательной кампании. Анализ влияния рекламы на массовое политическое сознание россиян в период избирательной кампании.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2015

    Исследование сущности и целей избирательной кампании. Изучение опыта успешных политических кампаний. Обзор особенностей современного западного подхода к стратегическому планированию. Причины поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах.


    В выборах Президента Российской Федерации 16 июня 1996 года из 108 495 023 избирателей, внесенных в списки избирателей, приняли участие 75 744 553 избирателя, или 69,81 процента. При повторном голосовании 3 июля активность избирателей снизилась незначительно - в выборах приняли участие 74 800 449 избирателей, или 68,88 процента.

    В сравнении с проходившими ранее, в 1993-1995 годах, в Российской Федерации выборами и референдумами активность избирателей на президентских выборах 1996 года заметно повысилась. Так, в апрельском референдуме 1993 года приняли участие 64,08 процента избирателей, в парламентских выборах и всенародном голосовании по проекту Конституции - 54,81 процента, в парламентских выборах в декабре 1995 года - 64,73 процента. Лишь в сравнении с президентскими выборами 1991 года активность избирателей в 1996 году оказалась ниже - в июне 1991 года на выборы первого Президента Российской Федерации пришли 79 498 240 избирателей, или 74,66 процента.

    Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяемое как сумма чисел избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках (переносных и стационарных), несколько ниже (на 0,1%), чем число принявших участие в выборах. Это связано с тем, что часть избирателей не опустила полученные избирательные бюллетени в ящики (сохранили на память, порвали и т. д.). Число избирателей, принявших участие в голосовании, является важнейшим показателем для определения результатов выборов, так как согласно статье 55 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Соответственно, по отношению к числу проголосовавших рассчитываются и другие результаты и показатели голосование - доля избирательных бюллетеней в переносных и стационарных избирательных ящиках, количество действительных и недействительных бюллетеней, доля голосов, поданных за того или иного кандидата и против всех кандидатов.

    На президентских выборах доля избирательных бюллетеней, обнаруженных в переносных избирательных ящиках, составляла 4,60 процента 16 июня и 4,84 процента при повторном голосовании, что соответствует аналогичному показателю на выборах в декабре 1995 года (4,63%). Доля недействительных бюллетеней, то есть бюллетеней, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей (чистые или содержащие отметки более чем в одном квадрате), 16 июня составляла 1,42 процента, при повторном голосовании - 1,05 процента, в декабре 1995 года в выборах по общефедеральному округу - 1,91 процента, по одномандатным округам - 2,29 процента. Различия в этих величинах в значительной степени объясняются сложностью формы избирательного бюллетеня, прежде всего числом кандидатов в нем.

    В соответствии с новым Федеральным законом на президентских выборах достаточно широко использовались открепительные удостоверения. До 16 июня их получили 1 062 068 избирателей. Всего открепительные удостоверения до повторного голосования получили 1 834 398 избирателей, или 1,69 процента избирателей, включенных в список. Проголосовали из них 1 483 262 избирателя, или 80,86 процента, что свидетельствует о большой ответственности этой части избирателей. Доля избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, составила 1,99 процента от общего числа голосовавших.

    Основные итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации представлены в таблице 1. Все данные об итогах голосования приведены с учетом постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 1996 года № 112/844-11 “О внесения уточнений в Протокол Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 июня 1996 годя о результатах выборов Президента Российской Федерации 16 июня 1996 года”; от 19 июля 1996 года № 112/845-11 “О постановлении Избирательной комиссии Республики Дагестан от 11 июля 1996 года “О внесении изменении в протокол Избирательной комиссии Республики Дагестан и сводную таблицу об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации на территории Республики Дагестан от 5 июля 1996 года” : от 10 августа 1996 года № 114/850-11 “О постановлении Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 25 июля 1996 года № 187 “О внесении изменений в протокол и сводную таблицу Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации 3 июля 1996 года на территории Республики Мордовия ”.

    Таблица №1

    Первый тур выборов Президента Российской Федерации
    Итоги голосования 16 июня и повторного голосования 3 июля 1996 года по выборам Президента Российской федерации

    Голосование
    16 июня 1996 г.
    Повторное голосование
    3 июля 1996 г.
    Итого % Итого %
    1 Число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно 108495023 100,00 108589050 100,00
    2 Число избирателей, принявших участие в выборах 75744553 69,81 74800449 68,88
    3 Число избирателей, принявших участие в голосовании 75587139 69,67 74691290 68,78
    4 Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках 3473400 4,60 3603423 4,84
    5 Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках 72113739 95,40 71077867 95,16
    6 Общее число действительных избирательных бюллетеней 74515019 98,58 73910698 98,95
    7 Общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными 1072120 1,02 780592 1,05
    8 Число избирателей, проголосовавших на избирательных участках по открепительным удостоверениям 852043 1,13 1483262 1.99
    9 Число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательных участках 1062068 1,41 1834398 2,46

    Таблица №2

    Фамилии, имена, отчества кандидатов на должность Президента Российской Федерации, внесенных в избирательный бюллетень %
    1 БРЫНЦАЛОВ Владимир Алексеевич 123 065 0,16
    2 ВЛАСОВ Юрий Петрович 151 282 0,20
    3 ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич 386 069 0,51
    4 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич 26 665 495 35,28
    5 ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович 4 311 479 5,70
    6 ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич 24 211 686 32,03
    7 ЛЕБЕДЬ Александр Иванович 10 974 736 14,52
    8 ФЕДОРОВ Святослав Николаевич 699 158 0,92
    9 ШАККУМ Мартин Люцианович 277 068 0,37
    10 ЯВЛИНСКИЙ Григорий Алексеевич 5 550 752 7,34
    11 1 163 921 1,54
    12 Число голосов избирателей, поданных за А.-Г.М.Тулеева на избирательных участках, где голосование проведено досрочно 308 0,00
    13 1 072 120 1,42
    ИТОГО 75 587 139 100,00

    Никому из включенных в избирательный бюллетень кандидатов не удалось набрать необходимого для победы на выборах числа голосов избирателей. Только пяти кандидатам удалось набрать более одного миллиона голосов избирателей и, соответственно, более 1 процента от общего числа проголосовавших избирателей. Кандидаты С.Н.Федоров, М.С.Горбачев, М.Л.Шаккум, Ю.П.Власов и В.А.Брынцалов получили менее одного миллиона голосов избирателей, то есть меньше, чем они собрали подписей при своем выдвижении в кандидаты на должность Президента Российской Федерации.

    В соответствии с законом было назначено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Ими стали Ельцин Борис Николаевич, получивший 35,28 процента голосов, и Зюганов Геннадий Андреевич, получивший 32,03 процента голосов. Оно прошло 3 июля 1996 года.

    В результате повторного голосования Президентом Российской Федерации был избран Ельцин Борис Николаевич, за которого проголосовали 40 203 948, или 53,83 процента избирателей, принявших участие в голосовании. За Г.А.Зюганова проголосовали 30 102 288. или 40,30 процента, избирателей. Против обоих кандидатов проголосовали 3 604 462, или 4,83 процента избирателей (таблица 12.3, рис. 12.2).

    Таблица №3

    Фамилии, имена, отчества кандидатов на должность Президента Российской Федерации, внесенных в иэбирательный бюллетень Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата %
    1 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич 40 203 948 53,83
    2 ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич 30 102 288 40.30
    3 Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов 3 604 462 4,83
    4 Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными 780 592 1,04
    ИТОГО 74 691290 100,00

    Субъекты Российской Федерации значительно отличаются друг от друга по численности населения и, следовательно, числу потенциальных избирателей и их вкладу в результаты выборов. Результаты выборов в регионах часто весьма существенно отличаются от общефедеральных результатов


    В субъектах Российской Федерации количество голосов, отданных за Б.Н.Ельцина на выборах 16 июня, колебалось от 19,3 процента в Республике Северная Осетия до 65,1 процента в Чеченской Республике. Более 50 процентов голосов избирателей он получал в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Пермской, Свердловской областях, городе Москве, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Коми-Пер-мяцком автономных округах. Минимальную поддержку избирателей (менее 30 % голосов) -Б. Н. Ельцин получил в Республике Адыгея, Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия, Республике Марий Эл, Республике Мордовия и Чувашской Республике, а также в областях и краях “красного пояса” юга Центральной России и Сибири, крупнейшими из которых являются Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края. Ростовская, Новосибирская, Саратовская, Кемеровская и другие области.
    Результаты голосования за Г.А.Зюганова колебались от 9,2 процента в Ямало-Ненецком автономном округе до 63,2 процента в Республике Дагестан. Географическое распределение регионов, поддержавших Г.А.Зюганова, противоположно распределению регионов, отдавших большинство голосов за Б.Н.Ельцина. Наибольшую долю голосов Г.А.Зюганов получил в южных регионах страны, наименьшую - на Севере и Дальнем Востоке.

    В результате выборов 16 июня Б.Н.Ельцин набрал относительное большинство голосов в 46 субъектах Российской Федерации из 89. Г.А.Зюганову удалось стать первым в 43 субъектах.

    Никому из других кандидатов не удалось победить хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации.


    Ближе всех к этому был А.И.Лебедь, который в Ивановской области отстал от Б.Н.Ельцина всего лишь на 0,01 процента или 87 голосов. А.И.Лебедя, занявшего при голосовании 16 июня третье место, в наибольшей степени поддержали регионы Центральной России - Ярославская область (31.0%), Ивановская (29,6%). Костромская (23,3%). Тульская (24.0%), Псковская (23.6%), а также Магаданская и Ростовская, где ему также удалось преодолеть двадцатипроцентный рубеж. Минимальной поддержкой кандидатура А.И.Лебедя пользовалась в республиках, особенно в Республике Дагестан, Ингушской Республике, Чеченской Республике и Республике Тыва, где ему не удалось набрать и S процентов голосов избирателей.
    Г.А.Явлинский максимального для себя результата добился в Камчатской области - 17,3 процента. В двух субъектах Российской Федерации - городе Санкт-Петербурге и Ингушской Республике - он преодолел пятнадцатипроцеитный барьер, еще в 10 субъектах он набрал более 10 процентов голосе.
    В. В. Жириновский набрал болев 10 процентов голосов только в 8 субъектах Российской Федерации. Максимального для себя результата он добился в Читинской области (12,9 %) и Приморском крае (12,7 %).

    Против всех кандидатов, участвовавших в выборах 16 июня, наиболее активно проголосовали избиратели Дальнего Востока, Восточной Сибири и северных регионов Европейской части России (рис.12.9).

    Остальные кандидаты на должность Преэидента Российской Федерации, получившие в итоге менее одного процента голосов избирателей, в регионах выступали без особого успеха. Отметим лишь их максимальные результаты. С.Н.Федоров в Чувашской Республике, где в декабре он победил а одном из двух одиомандатных округов с результатом 43,24 процента, набрал всего 3,2 процента голосов. М.С.Горбачев в Ингушской Республике - “зоне свободного предпринимательства" - получил 4,2 процента. В этой же республике зафиксирован максимальный результат и у В.А.Брынцалова, правда, только в 10 раз меньше - 0,4 процента. М.Л.Шаккум в Московской области и Приморском крае набрал 0,8 процента голосов. Ю.П.Власов в пяти субъектах Российской Федерации набрал 0,4 процента голосов, в том числе и в Москве.

    В результате происшедшего при повторном голосовании перераспределения голосов география поддержки Б.Н.Ельцина и Г.А.Зюганова несколько изменилась. 3 июля максимальную поддержку Б.Н.Ельцину оказали Ингушская Республика (79,8%), Ямало-Ненецкий автономньм округ (79,3%) и город Москва (77,3%), опередившие лидера при голосовании 16 июня - Свердловскую область (76,9%).

    Г.А.Зюганов максимальную поддержку получил в Орловской (63,3%), Тамбовской (62,8%) областях, в Чувашской Республике (62,6%) и Республике Адыгея (60,5%).

    При повторном голосовании 3 июля Б.Н.Ельцину удалось увеличить свое преимущество над Г.А.Зюгановым во всех регионах, при этом прирост доли голосов в его пользу лишь в четырех субъектах Российской Федерации составил менее 10 процентов (это, как правило, регионы с очень высокой его поддержкой 16 июня). Максимального прироста голосов Б.Н.Ельцин добился в Ингушской Республике (33,5%), Мурманской (29,5%), Ярославской (27,6%) и Камчатской (27,5%) областях. Всего в 34 субъектах прирост составил более 20 процентов голосов.

    Г.А.Зюганову столь большого прироста голосов не удалось добиться нигде. Максимальный прирост голосов в его поддержку зафиксирован в Псковской области (17,7%). В семи субъектах Российской Федерации у Г.А.Зюганова отмечено относительное снижение поддержки: в Республике Дагестан (-18,4%), Республике Северная Осетия (-9,5%), Карачаево-Черкесской Республике (-9,3%), Ингушской Республике (-9.0%), а также Республике Татарстан, Кабардино-балкарской Республике и Республике Мордовия.

    При повторном голосовании 3 июля Б.Н.Ельцин победил уже в 57 субъектах Российской Федерации. Среди 11 регионов, 16 июня поддержавших Г.А.Зюганова, а 3 июля - Б.Н.Ельцина, шесть национальных образовании и пять областей.

    Таблица №4

    Субъекты Российской Федерации ЕЛЬЦИН
    Борис Николаевич,
    %
    ЗЮГАНОВ
    Геннадий Андреевич,
    %
    Против всех кандидатов,
    %
    1 Республика Адыгея 34,48 60,53 3,43
    2 Республика Алтай 43,04 51,68 3,79
    3 Республика Башкортостан 51,01 43,14 3,64
    4 Республика Бурятия 45,30 49,50 3,77
    5 Республика Дагестан 53,07 44,34 0,83
    6 Республика Ингушетия 79,80 15,52 3,30
    7 Кабардино-Балкарская Республика 63,61 33,18 1,95
    8 Республика Калмыкия 70,27 26,71 1,98
    9 Карачаево-Черкесская Республика 49,78 46,20 2,40
    10 Республика Карелия 66,21 26,39 6,60
    11 Республика Коми 64,36 28,03 6,59
    12 Республика Марий Эл 40,74 52,78 5,18
    13 Республика Мордовия 45,63 47,88 2,99
    14 Республика Саха (Якутия) 64,65 29,87 4,07
    15 Республика Северная Осетия - Алания 43,00 52,82 2,35
    16 Республика Татарстан 61,45 32,31 3,64
    17 Республика Тыва 63,07 32,11 2,09
    18 Удмуртская Республика 52,83 40,73 5,42
    19 Республика Хакасия 47,18 47,15 4,79
    20 Чеченская Республика 73,38 21,54 4,04
    21 Чувашская Республика 31,82 62,59 3,34
    22 Алтайский край 38,56 55,52 4,96
    23 Краснодарский край 43,89 51,48 3,81
    24 Красноярский край 53,43 40,01 5,65
    25 Приморский край 52,26 39,41 7,40
    26 Ставропольский край 40,88 53,98 4,20
    27 Хабаровский край 58,98 33,72 6,54
    28 Амурская область 40,67 53,07 5,44
    29 Архангельская область 63,91 27,75 7,46
    30 Астраханская область 46,85 47,79 4,42
    31 Белгородская область 36,28 58,57 4,09
    32 Брянская область 36,29 59,23 3,44
    33 Владимирская область 51,56 41,86 5,64
    34 Волгоградская область 44,21 50,48 4,55
    35 Вологодская область 63,97 28,49 6,82
    36 Воронежская область 36,97 57,64 4,58
    37 Ивановская область 53,20 39,06 6,91
    38 Иркутская область 52,64 39,77 6,29
    39 Калининградская область 57,69 35,34 6,14
    40 Калужская область 48,59 45,58 4,98
    41 Камчатская область 61,81 29,47 7,98
    42 Кемеровская область 41,54 51,54 5,86
    43 Кировская область 50,70 41,57 6,78
    44 Костромская область 49,86 42,70 6,64
    45 Курганская область 43,41 50,22 5,41
    46 Курская область 36,24 58,92 3,47
    47 Ленинградская область 61,35 32,30 5,69
    48 Липецкая область 38,62 56,30 4,05
    49 Магаданская область 63,57 27,54 8,22
    50 Московская область 64,20 29,89 5,08
    51 Мурманская область 70,13 21,88 7,36
    52 Нижегородская область 51,74 42,35 4,88
    53 Новгородская область 59,14 33,99 6,15
    54 Новосибирская область 43,74 48,90 6,28
    55 Омская область 46,23 47,51 5,14
    56 Оренбургская область 40,81 53,94 4,20
    57 Орловская область 32,05 63,28 3,83
    58 Пензенская область 35,50 58,95 4,59
    59 Пермская область 70,84 23,57 4,56
    60 Псковская область 45,23 48,08 5,87
    61 Ростовская область 50,66 44,19 4,25
    62 Рязанская область 42,57 51,62 4,92
    63 Самарская область 51,95 42,69 4,51
    64 Саратовская область 44,06 49,96 4,86
    65 Сахалинская область 53,38 38,81 6,84
    66 Свердловская область 76,92 17,89 4,39
    67 Смоленская область 38,15 56,25 4,78
    68 Тамбовская область 32,57 62,85 3,70
    69 Тверская область 50,16 43,65 5,49
    70 Томская область 59,17 33,69 6,05
    71 Тульская область 52,42 41,13 5,37
    72 Тюменская область 55,82 38,16 4,96
    73 Ульяновская область 37,83 56,28 4,64
    74 Челябинская область 58,52 34,96 5,30
    75 Читинская область 40,89 52,50 5,33
    76 Ярославская область 60,53 31,51 7,18
    77 Город Москва 77,29 17,93 4,13
    78 Город Санкт-Петербург 73,86 21,09 4,73
    79 49,43 43,68 5,76
    80 Агинский Бурятский автономный округ 49,16 47,23 2,04
    81 Коми-Пермяцкий автономный округ 62,78 32,58 3,39
    82 Корякский автономный округ 69,78 22,90 6,16
    83 Ненецкий автономный округ 61,54 28,89 8,39
    84 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 71,62 21,57 6,06
    85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 48,67 47,00 2,70
    86 Ханты-Мансийский автономный округ 74,24 20,20 4,57
    87 Чукотский автономный округ 74,29 19,14 6,03
    88 Эвенкийский автономный округ 65,76 28,33 5,10
    89 Ямало-Ненецкий автономный округ 79,28 15,18 4,73
    Участки, образованные за пределами Российской Федерации 62,66 31,36 5,46
    ИТОГО 53,82 40,31 4,82

    Таблица №5

    Субъекты Российской Федерации, сменившие при повторном голосовании политическую ориентацию

    Субъекты Российской Федерации Перевес Г.А.Зюганова на выборах 16 июня,
    %
    Перевес Б.Н.Ельцина при повторном голосовании 3 июля,
    %
    Республика Башкортостан 7.67 7,87
    Республика Дагестан 34,70 7,84
    Карачаево-черкесская Республика 29,60 3,80
    Республика Хакасия 6,23 0,03
    Калужская область. 3,99 3,01
    Костромская область. 0,55 7.17
    Ростовская область 5,91 8,51
    Тверская область 1,47 6,50
    Тульская область 0,27 11,29
    Еврейская автономная область 2,48 5,75
    Усть-Ордынский Бурятским автономный округ 3,01 1.67

    Сил накануне главного события 1996 г. - выборов главы российского государства. Уже к началу года ведущие политические деятели - лидеры парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь официально заявили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

    15 февраля 1996 г. о своем намерении участвовать в переизбрании на второй срок объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ельцин. Помимо этих основных претендентов на пост Президента, в качестве кандидатов зарегистрировались первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев, известный общественный деятель, бывший спортсмен Ю. П. Власов, вице-президент фонда "Реформа" М. Л. Шаккум, а также крупный предприниматель В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента был зарегистрирован А. М. Тулеев - один из лидеров КПРФ, но он накануне выборов снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников голосовать за Зюганова.

    Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б.Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований. Избиратели поставлены были перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое.

    В первом туре выборов, состоявшихся 16 июня, большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. Вскоре после этого А. И. Лебедь был назначен на должность секретаря Совета Безопасности РФ и помощника Президента по национальной безопасности. На прошедшем 3 июля втором туре выборов убедительную победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8% избирателей, или около 37% от общего списка имеющих право голоса россиян . Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого курса социально-экономических реформ.

    9 августа 1996 г. состоялась необычайно торжественная, впервые проводимая в России церемония инаугурации - вступления в должность Президента Б. Н. Ельцина. Избирание его на второй президентский срок, до 2000 г., давало реальные шансы довести до конца начатое в 1992 г. реформирование социально-экономической структуры нашего общества. Уже 10 августа 1996 г. Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина. Тогда же главой Администрации Президента был назначен А. Б Чубайс, руководитель предвыборного штаба Ельцина, теоретик и практик приватизации в России .

    Однако начало нового президентского срока Б. Н. Ельцина - осень 1996-зима 1997 г. - ознаменовалось вынужденной "паузой" в политической жизни страны , вызванной продолжительной болезнью Президента, которая, в силу особенностей политической системы современной России , стала важным фактором, оказавшим серьезное влияние на развитие всего общества.

    В марте 1997 г. по инициативе Ельцина были произведены значительные изменения в составе Правительства РФ. Первыми заместителями премьер-министра были назначены "молодые реформаторы" А. Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов. Была развернута кампания по борьбе с коррупцией и взяточничеством. Сведения о доходах ведущих государственных и политических деятелей за 1996 г. были опубликованы в печати. Это, в свою очередь, стало предпосылкой для начала "войны компроматов", развернувшейся летом и осенью 1997 г. Она продемонстрировала, что средства массовой информации в современной России превратились в "четвертую власть", реальную составляющую политической системы нашей страны, формирующую общественное мнение.

    Другим важнейшим событием политической жизни страны после президентских выборов стали выборы глав субъектов Федерации. Их успешное проведение способствует дальнейшему укреплению исполнительной власти в регионах, что объективно цементирует политическую систему российского федерализма.