ВСУ в панике: неизвестные снайперы вышли на охоту на офицеров под Марьинкой. Офицер-спецназовец о современных снайперах в вооруженных силах России (9 фото) Как это происходит

Киев, 12 октября. По словам военнослужащих украинской армии, сразу пять групп снайперов - 15 человек - вышли на охоту на офицеров ВСУ на передовой около Азова. Снайперы, отмечают в ВСУ, вооружены не советским стрелковым оружием, а некими невиданными винтовками, которые с легкостью пробивают укрепления.

«Говорят, приехала какая-то группа из 15 снайперов. За офицерами», - рассказал в эфире украинского телеканала воюющий против Донбасса украинский военнослужащий с позывным «Ирбис».

Разумеется, украинские военные не сомневаются в том, что на передовую прибыли некие элитные снайперы из России - они, мол, даже угрожали некоторым украинским офицерам в радиоэфире. Впрочем, эффективность загадочных снайперов с винтовками фантастической мощности оказалась на удивление невысока - в том время, как украинские солдаты регулярно гибнут в Донбассе по самым разным причинам, например, в междоусобных столкновениях, «какая-то группа из 15 снайперов» так и не смогла никого убить - лишь один солдат получил пулю в голову, но ее остановил шлем.

Самое же удивительное в «российских снайперах в Донбассе» - их фантастическая неуловимость: не только их самих, но и их выстрелы не фиксируют камеры ОБСЕ, утверждают украинские военные. При этом достоверно известно, что камеры работают - ведь «ответ» с украинской стороны они фиксируют исправно.

Складывается впечатление, что «российские снайперы с супервинтовками» существуют только в голове украинских офицеров - ведь «невидимые» снайперские пули являются самым удобным предлогом для ВСУ вновь и вновь открывать огонь.

Дорогие друзья, предлагаем вам подробное и полное прохождение игры Sniper Elite 3. В новой части этого шутера, разработчики поставили акцент на свободу выбора. Вам будет показан большой и разнообразный мир, где вы сможете использовать любые игровые стили и тактику.

Миссия первая: Осада Тобрука

Первая наша война начнётся в Тобруке - город, который находится на севере Африки, в своё время тут шли жестокие бои. После просмотра ролика, сразу же первое задание - убить снайперов, которые разбросаны в окрестностях. Выходите на улицу, присядьте под стенкой, после уничтожьте цели, они будут отмечены маркером. Далее ищем корректировщика, после его смерти миномёты, которые мешали городу, обезврежены.

Наше следующее задание - это пулемёт на машине. Тут понадобится режим «особого зрения», включив этот режим, цельтесь в бензобак или же моторное отделение.

Далее нужно обезвредить блокпосты. Они находятся на севере, обязательно смотрите на карту, чтобы беспроблемно дойти. Пройдите тихо через ущелье, убиваем двух фриков, и теперь можно уже обезвреживать блокпосты. Не забывайте, что на каждом посту есть 3-4 немца.

Куда вам надо отправиться под конец, вам уже скажет сама игра, показывая видеоролик. В ролике самолет разнесёт ущелье и проход, который там появится и будет нашей новой целью.

Миссия вторая: Габерун

В этом задании нужно будет поохотиться, на генерала Валена - очень важная шишка среди немцев. Внимательно и аккуратно снимите первую цель, после этого займите удобную позицию, с которой будет видно расположение немцев. Ваша цель - это офицер, до него можно добраться только двумя способами. Первое - это то, что лагерь очень легко защищён сверху, а второе - это то, что есть возможность спуститься вниз, потом налево, а дальше идя по тропинке, находите место, где можно прекрасно работать по целям. Не стоит забывать, что нужно обыскать труп офицера.

Конечная цель - это конвой. Обезвредить его можно залаживая мины и стреляя по слабым точкам техники.

Миссия третья: Ущелье Хальфайи

Так как генерал Вален ещё не труп, мы продолжаем охоту на него, но на этот раз помощь нам окажут друзья. Двигаемся вперёд, по пути уничтожаем точки врагов и их противотанковые орудия, таким образом, помогая продвижению союзников. На первой позиции, обязательно стреляйте в бочку. Благодаря такому манёвру, первая цель будет уничтожена одной пулей. Двигаемся далее, проходя все препятствия. Через дыру будет видно следующую точку, цель та же - бочка.

Двигаемся дальше, держась гор. На пути нам встретится блокпост и 4-ре противника, их нужно аккуратно устранить, поднимаясь ещё выше, нужно будет снять часового. С его трупа берём «красавицу - ракетницу». С помощью такой малышки уничтожаем последнюю цель, которая находится в ущелье. В конце этого задания будет бой с танком, поэтому делайте 4-ре выстрела по слабым точкам танка.

Миссия четвертая: Форт Руфиджио

В этой миссии попадает в плен наш соратник, поэтому нужно его освободить. Это обычное стелс-задание. Фриков куча, поэтому идти в бой с ними просто безумие. Поэтому практикуемся в скрытом проникновении на вражескую базу.

Наша цель - форт. Все охранники, которые попадаются нам по пути, можно убивать рукопашным боем, тем самым не поднимая шум. В форт зайти нужно слева, первую партию немцев убиваем гранатой. Держим путь к башне, не забываем про охранника в помещении справа, его нужно обыскать. Двигаться нужно к башне, которая находится дальше всех остальных. Поднявшись наверх, открываем камеру, пока соратник уходит, мы обеспечиваем ему прикрытие.

Миссия пятая: Оазис Сива

Отправляемся в маленький городок, который отрезан от всего мира. Ищем в центре удобную возвышенность - это позволить нам вести удобное наблюдение. Далее спускаемся в хитроумную паутину ходов, по пути убиваем фриков. Поднявшись наверх, сразу заметите, трёх немецких офицеров, их нужно пометить. Когда определяем основную цель, то наблюдаем за офицером из бинокля. Нужно дождаться момента. Когда офицер получит пачку документов, после этого можно смело его «снять». Посмотрев на его труп, идём забирать документы. От трупа немца идём направо, сравниваем с грудой металла танк и встречаемся с союзниками.

Миссия шестая: Перевал Кассерин

Тут нашей целью выступает - военная база генерала Валена, нам нужны как всегда очень важные документы. Попасть на неё можно через узкое ущелье, но для начала нужно завалить парочку врагов. Поднимайтесь вверх, и на вершине будет видно три блокпоста. На каждом посте будет бочка с взрывчаткой, всем думаю понятно, что нужно с ней сделать. Продвигаемся дальше вперёд до штаба. Тут ясное дело хранятся документы, которые надо забрать, но есть проблема, они в сейфе. Нужно найти офицера и узнать коды. Когда нашли, будьте осторожны по пути обратно, будут стоять новые фрики. Когда же отрыли сейф, идём к напарнику, он ждет возле горы. Гора та, на которой в начале мисси вели огонь. Печально, но напарника убивают. Далее уничтожаем танк и солдат, которые идут за ним. Хороним друга.

Миссия седьмая: Аэродром Пон Дю Фа

Начинаем путь в казармы, после казарм отправляемся в бункер, надо открыть ворота. Валим всем врагов, в данном задании они уже не могут вызвать помощь, двигаемся вперёд, берём найденные документы и конечно освобождаем союзников.

Двигаемся обратно к началу игры. Проходим ограждения и чуть выше занимаем огнестрельную позицию. Занимаемся прикрытием союзников, которые попали под обстрел врага. В финале как всегда уничтожаем танки, пару пулемётных точек и дальше бегом к ангару, где и наступает финал в виде выезда на грузовике.

Миссия восьмая: Завод «Ратте»

На этом заводе засела наша цель - генерал Вален. Двигаемся по ущелью, убивая всех нациков на своём пути. Дойдя до помещения, убиваем противников, которые были внутри, проходим по железному «мосту» на другую сторону этого ущелья. Тут начинаем зачистку ангара, проходим дальше и уничтожаем первый электроблок.

Спускаемся с помощью лифта, новая задача - заложить пять детонаторов. Начинаем идти по левому краю и тут же ставим две установки. Возвращаемся к лифту, тут охранники, убиваем их, поднявшись выше, ставим 4-ю и 5-ю установку. Снова бегом вниз, направо до танка, вверх по лестнице и ставим последнюю установку. На улице нужно уничтожить последнюю партию немцев.

Убив всех, отправляемся на вершину горы, где и активируем взрывчатку. Большой взрыв, завод развален, поздравления с пройдённой игрой, благодарности и другие почести.

Описание игры

Вступление

«Sniper Elite 3» определённо не отполирован до совершенства. Визуально - это классический межпоколенный шутер от третьего лица. И вроде бы текстуры, освещение, модели персонажей, дизайн уровней, всё на уровне, но до уровня Next-Gen не дотягивает. Однако и не скажешь, что технологии в игре - это прошлый век.

Присутствуют случайные, странные глюки, а частота кадров в некоторых версиях может опускаться до ужасающих минимумов. Ближний бой до смешного выглядит неумело, и И.И. оставит вас с ухмылкой на лице. Будь вы охранником, стоящим на посту в сторожевой башне, и, внезапно, находите труп валяющийся на боковой стенке. Вы бы смогли спокойно пройти мимо него? Или может постоять рядышком, наслаждаясь пейзажем? Да, и, заодно подождать пока вас не прирежет кто-нибудь сзади, с ножом в руках. Sniper Elite 3 полна такого рода вещам.

Но вот в чём дело: ни одна из, описанных выше, проблем не огорчает настолько, чтобы перестать проходить игру. В целом, «третий снайпер» совершенно приятный шутер в который можно сыграть в свободное время. Если вы не знакомы с серией, то предыдущие части, и эта тоже, делает акцент на стелс элементах и снайперах.

X-Ray Killcam

Это хорошо отражается, к примеру, в пресловутой фишке Sniper Elite - X-Ray Killcam . Прицельтесь, жмите на курок и следите за пулей, как она славно, последовательно, в замедленном режиме идёт по траектории, прямиком в плоть противника. При попадании враг становится, как под рентгеном, так что вы сможете видеть, как пуля ломает ему кости и разрывает жизненно важные органы или просто проходит сквозь тело. Это ужасное зрелище, но и по-своему неотразимое. Позже вы уже будете пытаться поразить конкретные части тела и тем самым бросать вызов самому себе.


Геймплей

Но убийство в стиле X-Ray - это лишь только глазурь на торте. Самим тортиком является геймплей: в каком-то смысле элегантный, хорошо сбалансировавший в себе сочетание стелса и экшена, всё это на открытых уровнях-песочницы. События Sniper Elite 3 происходят во времена африканской кампании Второй Мировой, что предоставляет более широкое разнообразие сценариев, чем вы думаете. Покрытое туманом озеро, песчаные руины и горы - это доминирующие пейзажи в игре. И каждая локация огромна и содержит альтернативные пути прохождения.

Допустим, вам нужно убить 3-х офицеров. Игра оставляет решение за вами. Как и в какой последовательности, с применением каких средств или путей вы будете выполнять задачу. Незаметно, как призрак, через руины, прорваться вызывая хаос, найти предельно удобное место, «гнездо снайпера» и расстрелять всех на расстоянии, или с помощью ближнего боя и убить врагов быстро и тихо. В Sniper Elite 3 это сделано довольно хорошо. Не как в Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, но есть подобное ощущение открытости, и здесь вам также позволяют решить, как вы хотите играть.


У вас нет много здоровья, нежели в обычных шутерах, поэтому, когда вас атакуют 2+ врагов, это обычно заканчивается печально для вас. У вас есть удобный пистолет с глушителем, но он медленен, а потому почти бесполезен, если вы не будите стрелять врагам чётко в голову. Досадно, что нельзя заглядывать за выступы или балюстрады, чтобы сразу принять стоящих внизу врагов. Даже нож действительно полезен только сзади.

Но без вышеперечисленных особенностей игра бы не называлась по-настоящему Sniper Elite. Сильный шум, может маскировать ваши выстрелы, чаще же приходится делать выстрел и быстро перебираться в другое место, в то время как враги соображают, откуда стреляли.

Они перегруппируются и пойдут искать место выстрела, но в то время как они это делают, вы сможете успеть найти другое место. Но почему бы не оставить им подарок? Ловушки почти всегда срабатывают как надо. Sniper Elite 3 немного меньше одержим ловушками, чем его предшественник, Sniper Elite V2, но они до сих пор играют свою роль.

Это действительно напряженное, захватывающие действо, и вы будете рады, опции сохранения и загрузки в любой время. Ваши враги довольно глупы, и немного смешны. В стенах крепости, открытые каньоны или горные деревни эти локации могут быть на удивление трудны для осмотра каждого угла, потому вы будете часто натыкаться на вражеского снайпера, которого и не ожидали. Благодаря таким моментам игра постоянно держит в напряжении.

Само снайперское дело включает в себя много всего. Баллистика играть роль во всём, только если вы не играете на самом лёгком уровне сложности, а так трудность временам будет велика. Чтобы справиться с пулей и попасть в цель надо учитывать направление ветра и другие факторы, при этом винтовку следует держать в устойчивом положении. Для красивого попадания в голову нужно использовать режим фокусировки, чтобы задержать дыхание и получить желаемый X-Ray Killcam.

Бег влияет на дыхание, следовательно, и на точность тоже. Это ещё одна причина играть спокойно и тихо. И, да, вы всё ещё можете стрелять фашистам по яйцам .


Графика

Технически - это самый совершенный Sniper Elite, но есть и некоторые проблемы. Физика главного героя, подстать тряпичной кукле, иногда вытворяет самые причудливые эффекты. Переключение между режимами «охоты» и «охраны» у вражеского ИИ может показаться очень, очень странным.

Плюс, как уже упоминалось, графика противоречива. Дальние расстояния удивительно красивы, а крупным планом часть пейзажа выглядит ужасно. Световые эффекты иногда ужасно раздуты - особенно яркое солнце через окна - и крупным планом модели персонажей тоже лучше не видеть. Это не выглядит плохо, но рядом стоящие шутеры лишены таких недостатков (Killzone: Shadow Fall или Battlefield 4).

Но тогда вы должны спросить себя: вы бы предпочли иметь идеальный в визуальном плане Sniper Elite 3, или другой, с увлекательным геймплеем Sniper Elite 3, который вы, возможно, захотите перепройти через какое-то время, даже когда графика в игре будет выглядеть устаревшей. Когда играешь час а, кажется 30 минут - это хороший признак того, что игра хороша. В этой игре именно такой случай.


Overwatch

Помимо кампании, которая займет у вас где-то 10-15 часов, зависит от ваших навыков и стиля игры, есть режим, где вы можете выдерживать волны врагов, плюс режим кооператива. Есть в кооперативе интересная особенность, называется «Overwatch» . Один игрок снайпер, а другой корректировщик.


Итог

Игра достигла не самых высоких результатов, чтобы получать различные награды или вроде того. Но всё равно, за ней приятно проводить время. В основном портят всю картину - некоторые ошибки и несколько странный ИИ. Геймплей увлекателен, открытые уровни-песочницы, в этом плане разработчики решили немного отступить от нормы - делать шутеры линейными.

Sniper Elite 3 - популярная тактическая игра жанра "шутер", которая была разработана компанией Rebellion Developments. Действия игры разворачиваются в Северной Африке во время Второй мировой войны. Вы здесь будете играть за агента стратегической службы Карла Фейрберна, задача которого - убить генерала Франца Валена. Предполагается, что он работает над секретным оружием, разработку которого нельзя допустить.

Особенности прохождения Sniper Elite 3

Прежде чем мы перейдем непосредственно к самому прохождению, важно отметить, что данный шутер требует от вас незаметного стиля игры. Бежать в бой на противника и применять силовой стиль не получится. Крайне важно выбирать правильное место для стрельбы. Это вообще один из основополагающих факторов для успешного устранения цели. Учитывайте это при прохождении Sniper Elite 3. Представленное ниже прохождение рекомендуем использовать только в том случае, если вы зашли в тупик и не знаете, что дальше делать. В противном случае удовольствия от игры будет немного.

Прохождение Sniper Elite 3: Часть 1

Первая глава называется "Осада Тобрука". Действия начинаются в городе Тобрук, который располагается на севере Африки и представляет собой стратегическую точку. Поэтому за нее идут бои. Здесь и начинаются события игры. Вначале вам представлен видео ролик. После ролика начинается игровой процесс. Вы увидите солдата, который попросит устранить двух снайперов. Вы выходите на улицу, садитесь рядом со стеной и видите двух фашистов. Они будут помечены специальным маркером. Убейте их. Затем спуститесь вниз, начнется обстрел. Чтобы прекратить обстрел, необходимо найти и убить корректировщика. Он находится на горе. Убейте его, и тогда фашисты не смогут вести по вам минометную стрельбу. После этого начнется небольшой ролик.

Затем вы увидите вражеский пулемет на автомобиле, который виднеется на горизонте. Чтобы уничтожить его, нужно включить особо зрение, прицелиться и выстрелить в бак. Так взрыв заденет всех врагов одновременно.

Теперь ищем блокпосты врагов. Открываем карту, на которой приблизительно можно увидеть расположение врагов. Идем на север, пролазим ущелье и уничтожаем двух немецких солдат. Выходим из пещеры и смотрим карту. Там появятся 4 блокпоста, на каждом из которых есть по 3-4 фашиста. Их нужно убить, но действуйте тихо. В противном случае вас очень легко убьют. Когда все фашисты будут устранены, вы увидите ролик, где вы увидите, как самолет уничтожает ущелье. Это открывает путь для вас. Движемся дальше по нему.

Габерун

Вторая часть прохождения Sniper Elite 3 предполагает действия в Габеруне. Тобрук был потерян, и действия в оазисе Габерун происходят после событий в Тобруке. Именно через Габерун вражеские разведчики прокладывают свой путь.

Игра начинается. Пройдите сквозь кусты и убейте нациста. После перед вами будет открыт весь гарнизон. Есть 2 варианта дальнейшего развития событий: можно либо зачистить лагерь полностью с высоты, либо идти по тропинке налево. Так вы окажитесь в самом центре сбора фашистов. Убивайте всех и осматривайте тело главной цели - офицера.

Далее предстоит убить следующих троих офицеров и снова обыскать их трупы. Теперь направляйтесь к реке, а затем идите вдоль. Вы увидите небольшой сбор нацистов. Вы сможете убить их всех разом, если кинете гранату. Одной из жертв окажется офицер, осмотрите его труп. Теперь через развалины и дорогу проходим к палаткам. Заходим в самую правую, ждем офицера и тихо его убиваем, тело осматриваем. Далее направляемся влево, в сторону гаражей. По пути нужно уничтожать автомобили с боеприпасами. Вдалеке будет виднеться храм, в котором находится последняя цель. Идите по левой стороне сквозь развалины и ныряйте в кусты. Пролезьте незаметно в окно храма, тихо убейте охранников и саму цель. Так вы получите записку. Далее будет сюжетный ролик. Вдалеке движется фашистский конвой, закладывайте бомбы на дорогу и взрывайте их, когда машины приблизятся. Затем через блокпост покидаем территорию.

Прохождение Sniper Elite 3: часть 3. Ущелье Хальфайи

Нужно продолжать поиски Валена. Чтобы союзники могли идти вперед, нам предстоит уничтожить противотанковые установки и лагеря фашистов. Во время этого задания нужно заниматься именно этим.

Идем к первой точке, смотрим в бинокль и видим красную бочку рядом с орудием. Стреляем в нее. Так первая цель будет уничтожена. Теперь направляемся через поселение. Желательно держаться скал слева. Когда дойдет до перекрестка, идем налево, затем направо по тропинке и поднимаемся в гору. В дыре будет видна вторая цель и еще одна красная бочка рядом. Как вы уже поняли, стреляем в эту бочку и уничтожаем второе орудие.

Теперь направляемся направо и придерживаемся левой стороны гор, поднимаемся наверх, затем прямо. Вы выйдете на заставу с 4 немцами, их нужно ликвидировать. Берем ракетницу, уничтожаем последнюю цель в списке - она находится в соседнем ущелье. После уничтожения будет показан ролик. Далее идем к выходу и видим танк в городе. Обходите его и стреляйте в средние проемы. После четырех точных попаданий танк будет уничтожен. Идите к отряду. Так заканчивается 3 часть прохождения игры Sniper Elite 3.

Форт Руфиджио

На этом уровне много врагов, поэтому лучше всего пройти его бесшумно. В идеале без необходимости лучше вообще никого не убивать.

Итак, продолжаем наше прохождение Sniper Elite 3 в Форте Руфиджио, где враги держат нашего напарника в заложниках. Первое действие - добраться до форта. Это лучше сделать, следуя через дома напрямую. Встречных охранников лучше убить в ближнем бою. Далее заходите в здание с левой стороны, последует ролик. В фашистов справа кидаем гранату, идем прямо и заходим в башню. Убиваем охранника в правой комнате и обыскиваем его тело. Нам предстоит дойти до самой дальней башни. Лучшего всего добираться к ней без шума. Если вас заметят, то придется стрелять очень точно и много.

Добрались до вышки? Отлично, поднимаемся наверх, открываем клетку и говорим с заключенным. Проводим его к месту, откуда мы пришли, занимаем там огневую позицию и убиваем противников, чтобы наш товарищ смог пройти.

Прохождение Оазиса Сива в Sniper Elite 3

Нужно попасть в изолированный город. Идите через кусты по поляне. Вы найдете в центральном районе высоту, откуда очень удобно смотреть за немцами. Спускаемся вниз и следуем через лабиринты. Там вы найдете множество врагов, однако всех их легко убить благодаря обилию коридоров. Забираемся по лестницам наверх, будет воспроизведен ролик. На этом этапе в прохождении Оазиса Сива в Sniper Elite 3 офицеров нужно пометить сразу. Вы их увидите после подъема по лестницам. Сразу их не убивайте, следите за ними в бинокль. Когда один из них получит документы, убейте его и обыщите труп. Там вы найдете папку, забирайте ее. Теперь прохождение Сива в Sniper Elite 3 снова предполагает уничтожение танка. После того, как заберете папку с документами, идите направо и увидите танк. Уничтожьте его и объединитесь со своими войсками. Убивайте всех оставшихся в живых противников и покидайте город. На этом прохождение Оазиса в Sniper Elite 3 будет завершено.

Перевал Кассерин

Здесь находится секретная база генерала Франца Валена. Нам предстоит добраться до нее и украсть из сейфа генерала важную документацию. Идем к ущелью после ролика, следуем через него прямо к базе противника. По дороге уничтожаем три точки сбора немцев. Забираемся на гору, стреляем в красные бочки, у которых находятся фашисты. Далее следуем на север и проходим в штаб Валена. Сперва смотрим документы на столе, но позже окажется, что все важные документы в сейфе. Возвращаемся назад, находим офицера, убиваем его и обыскиваем. Получаем коды, следуем обратно в штаб и открываем сейф. Предварительно всех фашистов нужно убить.

Теперь необходимо встретиться с напарником. Идем к тому месту, где ранее уничтожили посты. Смотрим ролик, в котором убивают нашего друга. Теперь мы будем уничтожать танк. Сделать это проще, перемещаясь из одного дома в другой. Так вы сможете окружать его. После уничтожения танка убиваем фашистов, хороним друга.

Аэродром Пон дю Фа

Нам предстоит последний штурм. Однако предварительно нужно ослабить врага, поэтом мы в этой части будем вынуждены лишить фашистов поддержки. Спускаемся вниз, поворачиваем направо и следуем к баракам. Тихо проходим коридоры, поворачиваем налево и открываем ворота в часть базы, которая находится под землей. Проникаем в нее через какой-нибудь вход.

Здесь стоит тихо убить солдат (желательно это делать тихо, но можно и стрелять, ведь подмоги все равно не будет). Добираемся до центра, освобождаем союзников и смотрим секретную документацию. Возвращаемся к тому месту, откуда начинали. Там мы видим справа на вышке разведчика и солдат. Перемещаемся воль решетки, забираемся на гору и ищем выгодную огневую точку. Смотрим видеоролик, где показано прибытие дружественных войск. Враги будут пытаться их уничтожить, наша задача - убить их. После этого последует следующий ролик с военной поддержкой. Теперь нужно уничтожить двух пулеметчиков и два танка. В одной из вышек есть ракетница. Используйте ее для уничтожения танков. После победы идем к ангару и садимся в грузовой автомобиль.

Завод "Ратте"

Теперь мы на основном заводе, где создается "Крыса" и находится сам генерал Вален. Перемещаемся вдоль ущелья, убиваем двух фашистов по дороге. Проходим еще немного прямо. В помещении слева находятся враги - их нужно убить всех, желательно тихо. Переходим на правую сторону и убиваем фашистов на двух этажах. Теперь желательно зачистить ангар, который находится прямо напротив нас. Как сделаете это, идите прямо к нему, затем направо и снова прямо. Мы подойдем к лестнице, следуем вниз по ней и там взрываем электрический блок. Теперь убиваем всех в ангаре справа и идем по железной тропинке, которая лежит через пропасть. Далее следуем налево, а затем прямо. По этой дороге желательно остерегаться фашистов.

Как дойдем до помещения с генератором, кидаем внутрь него гранату и бежим по мостику слева, убивая по дороге фашистов. Активируем лифт и видим ролик с Валеном. Спускаемся вниз на лифте и понимаем, что нужно заложить 5 бомб для полного уничтожения данного комплекса. Придерживаемся левой стороны, тихо закладываем две бомбы. Возвращаемся к лифту, убиваем двух охранников, поднимаемся наверх, убиваем еще двух фашистов и закладываем следующие две взрывчатки. Снова спускаемся вниз, подходим к танку справа, движемся по лестнице вверх, не создавая шума и минуя охрану. Закладываем последнюю взрывчатку, спускаемся вниз и бежим к выходу. Так мы окажемся на улице, здесь убиваем фашистов, забираемся на гору и взрываем бомбы. Будет показан последний ролик. Вы прошли игру.

Напоследок

Не обязательно играть так, как описано в данном прохождении. Экспериментируйте и фантазируйте. Так вы насладитесь игровым процессом. Используйте это прохождение только тогда, когда вы зайдете в тупик и не сможете найти выход. Приятной игры.

Снайпером называют солдата, который в совершенстве владеет искусством меткой стрельбы, умением маскировки и длительного наблюдения. Обычно его главной задачей стоит ликвидация важной единицы состава противника, чаще всего командного с первого выстрела. Своим мнением о снайперах поделился офицер-спецназовец и постарался разрушить популярные мифы об этом искусстве.

У пытливого юноши перед глазами, наверняка, стоит такая картина. Вот он в одиночку с верной снайперской винтовкой пробирается по территории, контролируемой членами незаконных вооруженных формирований (фашистами, зомби, орками). На нем разлохматистый плащец типа «леший», а его физиономия вся в разводах маскировочного грима. И вот он в одиночку «исполняет» фигуранта, увидев напоследок его лицо, исказившееся в предчувствии скорой гибели. Ничего не напоминает? Ага, фильм «Снайпер» с Томом Беренджером в главной роли.

Очередной романтик «снайпинга», поигравший на компьютере и в «Дум», и в «Контру», побегавший с пейнтбольной «болтовкой» и «исполнивший» не один десяток фигурантов, решает: вот оно, мое! Тем более весна - пора призыва. Куда мне? В армию, в снайперы! Ага, вот прямо сейчас. Ну что, начнем потихоньку разочаровываться?

Снимаем розовые очки

Курсы снайперов? Видел ли кто-нибудь названные курсы? К примеру, на гражданке? Естественно, нет. Есть секции пулевой стрельбы и им подобное. Но там не будут готовить снайпера. Тренер в секции, возможно, будет настоящий мастер спорта или даже чемпион и неплохой педагог. Если у вас есть задатки и способности, то из вас будут готовить спортсмена, а не снайпера. Навыки, конечно, это дает, появляются опыт обращения с оружием, определения расстояния до целей, расчета поправок и прочее. Но опыт, согласитесь, специфический.

Вы будете стрелять из спортивной винтовки, это раз. Вы будете выполнять спортивные упражнения, а не по живой мишени, это два. Мишень ваша будет или статична, или подвижна согласно условиям упражнения и будет находиться на установленных дальностях. На вас будет надета удобная спортивная форма, вы будете сытый и хорошо отдохнувший. Ну и, возможно, вы, как хорошо обученный спортсмен, станете немного «меланхоликом», и ничто вас не будет раздражать и отвлекать от условий выполнения упражнения. Но спорт и выполнение боевой задачи различаются кардинально (об этом ниже).

Если же вы, имеющий опыт обучения в секции пулевой стрельбы, призвались в армию и вас направили в специализированную учебку (коих у нас осталось пара штук), никакой снайпер-инструктор не будет вас тренировать ПСИХОЛОГИЧЕСКИ! Оно ему надо? Где «Наставление по психологической подготовке снайпера»? Нет такого. А вся та муть, что бродит на просторах Интернета в качестве учебного материала, не годится.

Про тяжелый фотоальбом

Опять вернемся к предисловию: «Снайпер живет со своим грузом…». Вот бедолага-то! Фотоальбом у него, видите ли, перед глазами стоит, жить мешает. А возможен ли такой «фотоальбом» в принципе?

Из СВД, к примеру, оптимальная дальность при стрельбе лежа для попадания в голову противника - 400 метров. И кто у нас даже с прицелом ПСО-1 на таком расстоянии способен разглядеть лицо? Какой тут «фотоальбом»? Если кому-то и придется стрелять по реальной цели, то он увидит скорее всего темную сверзившуюся фигурку - и не более того. Для того чтобы стрелять по «субьекту-фигуранту», видя его лицо, существуют другие снайперы. И поверьте, служат они в иных структурах, а не в ВС РФ и даже не в ВВ МВД. Но речь все-таки идет о Вооруженных силах, поэтому продолжаем разбирать предисловие.

Чей-то там тренер говорил, что после «первого» снайпер ломался и не просился с «веслом по горам». А для чего же тогда его вообще брали?

Представьте, что командир группы после первого боя сломался, разведчик-сапер после первого «поднятия» с реальным результатом спился, артиллерист после первого удачного накрытия ушел в монастырь и т. д. По-моему, глупость это.

Про Тома, нашего, Беренджера

Ладно, оставим предисловие. Разберемся с Томом нашим Беренджером. Кино - оно и есть кино. Вот герой Тома получил задачу убрать главу наркокартеля. Наш герой идет выполнять задачу. Давайте посчитаем, что он с собой несет.

Ну, первое, конечно же, винтовка. По-моему, М24, если не так - поправьте. Вес ее в снаряженном состоянии 7 килограммов и где-то двести шестьдесят граммов, это с ремнями для транспортировки и с оптикой. Далее боекомплект на задачу - минимально сто патронов. Вес патрона НАТО 7,62 Х51–15,7 грамма. Итого вместе с подсумками для их переноски еще 3 килограмма. Вторым оружием у Тома мы видели старый добрый М1911 А «Кольт». Вес 1 килограмм 120 граммов. 100 штук патронов 45-го калибра к пистолету - еще 1,5 килограмма. Сигнальные и дымовые ракеты - 1 килограмм. Гранаты, 4 штуки, - еще 3 килограмма. Средства технической разведки, скажем, бинокль со встроенным дальномером - 1 килограмм. Средства связи. Так как Том идет один, то у него имеется средство связи с Центром боевого оперативного управления. Местность горно-лесистая, и радиостанции типа AN/PRC, работающие в УКВ-диапазоне, не подойдут, значит, нужно что-то сильнее. Возьмем спутниковую станцию с ранее выделенным каналом. Итак, это будет AN/PSC-5, питание которой осуществляется от двух батарей, вес каждой по 2,04 килограмма, да сама станция весит около 2,8 килограмма. Не забудем о запасных батареях, значит, плюс 4 килограмма. Ну и устройство накопления, ввода-вывода, гарнитура - еще 1 килограмм.

Не тяжело ли тебе, Том? А ведь еще есть накидка, костюм маскировочный - это 1,5 килограмма без веток и листьев. Индивидуальная аптечка весит 0,5 килограмма. Вода, сухой паек, сменные носки, нож с комплектом выживания, коврик, пончо и прочее дают еще килограмм семь. А теперь посчитаем. У меня вышло под 40 килограммов. Учитывая требования скрытности, доблестного снайпера высаживают километров за 15 от района выполнения задачи. При этом он должен оттопать ножками, проникнуть как можно ближе к объекту и уничтожить субъекта. Но в кино-то мы видим бодрого зубра-снайпера, абсолютно не уставшего при переходе во влажной атмосфере горно-лесистой местности. В кадре только кокетливые разводы маскирующего грима.

Как доразведку объекта в одиночку проводил? Как проникал? Эх, как в кино красиво-то все!

А на деле? Вы пробовали с грузом хотя бы в 20 килограммов заползти на горку, когда температура под тридцать-сорок градусов, а то и больше? Один человечек, конечно, меньше заметен в сельве, чем группа, но и в одиночку, будь ты наполовину Томом Беренджером, а наполовину Джоном Рэмбо, мало что путного получится. Слишком велика усталость, как моральная, так и физическая. Переход при благоприятных условиях на незнакомом маршруте будет длиться сутки или больше. Значит, надо точно скоординировать и выверить по времени действия подгруппы вывода, сверить до малейших нюансов информацию от осведомителей и разведки. Учесть кучу факторов, в том числе и форсмажорные. Снайпер, если и доберется вовремя к объекту и проникнет за периметр, то скорее всего, выстрелить уже не сможет. Для более или менее успешной ликвидации субъекта, исходя из практики различных подразделений, требуется как минимум пара, а лучше всего группа из четырех человек. Вот тогда уже что-то будет выглядеть более-менее правдоподобно.

Как на самом деле

Ну а теперь немножко реализма. Когда же у нас все-таки применялись снайперы, причем именно так, как рисуется на некоторых интернет-форумах - в качестве свободного одинокого охотника?

В Северо-Кавказском регионе? Вспоминаю первую чеченскую кампанию. Был у меня в группе снайпер. Вы думаете, я его куда-то отпускал за несколько километров от себя на «свободную охоту»? На деле разведчик с банальной СВД от группы отходил максимум на 100 метров и всегда находился в зоне видимости или слышимости. Работал по моим целеуказаниям или по тому, кого заметит. Частенько на мой крик, когда я не видел результат: «Ну что, попал?», следовал незамысловатый ответ: «Да х.. его знает, вроде упал».

При ведении разведывательно-боевых действий в городских условиях снайпера я использовал по своему наитию, как оказалось впоследствии, правильно. При передвижении в городских кварталах он был всегда неподалеку от меня в боевом порядке. В паре с ним обязательно находился разведчик. При разведке какого-либо дома эта пара внутрь не ходила, использовалась как группа наблюдения. Второму разведчику оставлялась станция и бинокль, несколько реактивных гранат или РПГ. Пара вела наблюдение за окнами, страховала выходы. Снайперу с СВД в доме делать нечего. При ведении разведывательно-поисковых действий в горно-лесистой местности снайпер находился на своем штатном месте в боевом порядке группы. В других подразделениях специального назначения, насколько я информирован, снайперы действовали точно так же. Выставлялись «на фишку» в районе забазирования или ПВД отряда, но в одиночку никто никуда не ходил. Правда, бывали и исключения, это касалось офицеров, но и те дальше километра от отряда не отходили. Во вторую кампанию было точно так же. Уверен, найдется куча желающих оспорить мое мнение. Да, ради Бога! Только я оперирую фактами.

Про условного снайпера в реальной боевой обстановке

Итак, вы командир группы. Снайперов у вас штатное количество. Вы отправите своего разведчика, призывника или контрактника, одного или вдвоем, кого-то «исполнять»? Вопрос - кого? Командир группы разве обладает информацией о каких-то фигурантах (лидерах НВФ) в зоне ответственности отряда? Вряд ли, а если вернее, то не обладает. Хорошо, если у командира отряда и начальника оперативно-разведывательного отделения налажен контакт с действующими в этом районе оперативно-агентурными группами, с «операми» из других органов и ведомств, имеющих свою агентуру. Тогда информация будет, но сам ее реализовать командир отряда вряд ли сможет, а командир группы или командир роты подавно. Для того чтобы запустить РГ СпН на выполнение задачи, необходимо боевое распоряжение вышестоящего штаба. А распоряжение подписывается начальником разведки группировки и начальником штаба. Составляет распоряжение, конечно же, направленец на отряд, проверяет начальник отдела. Распоряжение делается не на пустом месте. Изучение обстановки в зоне ответственности отряда, сбор сведений от всех источников, согласование во всех структурах, проверка информации по нескольким видам разведки (радио-, агентурная, воздушная тепловизионная), сведения от местных, сведения от других взаимодействующих структур и проч. - вот что предшествует принятию конкретного решения. Так вот, я ни разу ни одного распоряжения на отправку снайпера (трижды опытного) не составлял. Да и другие направленцы тоже. Я говорю о моем боевом опыте с 2000 по прошлый, 2012 год. А если бы составил, то начальник отдела покрутил бы у виска и послал бы меня…

Ну а если не послал? Представьте: ради одного человека (пусть даже самого-самого подготовленного снайпера) нужно заводить оперативное дело, согласовывать прикрывающие огни артиллерии, держать в готовности группу на эвакуацию. А связь? Он же снайпер, а не радист. А без нее никак, нет у нас спутниковых малогабаритных станций, как у Тома, значит, нести приходится станцию АРК. Хотя нет, ты же далеко идешь, а она дорогая, еще потеряешь. Поэтому на тебе привычная Р-159 с аппаратурой засекречивания Т-240 да комплект запасных батарей к ней. И так далее… Учитывая реалии, наш снайпер, в отличие от киношного героя, будет тащить груз килограмм под 60. А ведь еще и вертолето-вылеты надо запланировать. Но, как обычно, погоды нет, и борт отдали под командующего, потому снайпер пойдет пешком. Вы думаете, он пойдет? Нет. Он ведь помимо всего прочего хорошо знает истории про разведчиков-душегубов. Про тех, которые истребляют местных жителей, и любителей собирать черемшу далеко от дома и с автоматом в руках. Он помнит, что после пары боестолкновений весь отряд переполняли работники прокуратуры и требовали сознаться в преступных деяниях. Разведчик теперь подкованный, он прекрасно сознает, что нет у него никакой юридической основы для шараханий по лесам и устранения фигурантов.

Поэтому наш опытный снайпер выйдет себе мирно за бруствер, оборудует дневку метрах в ста от лагеря и будет сидеть там все время выполнения группой боевой задачи, ожидая целеуказания от командира.

Про оружие

Что еще? Почему все время пишу про СВД, ведь у нас есть еще образцы, стоящие на вооружении. К примеру, ВСС. Дальность - 400 метров. Оружие специализированное и неплохо себя проявившее, но в тот контекст, о котором идет речь в материале, наверно, не сильно вписывается. Бывали случаи, когда при наличии в РГСпН нескольких ВСС и АС проводились весьма успешные бесшумные засады, но согласитесь, для «исполнения» фигуранта должен быть определенный запас как по дальности, так и по возможностям применения.

Ну и по остальным винтовкам. В-94 весит 11,7 килограмма, прицельная дальность стрельбы почти два километра с 13-кратным прицелом. И вот скажите мне, нужна ли эта «дура», чтобы ее таскали в группе? Бывало, пару раз таскали, но быстро отказались. В лесу дальность два километра ни к чему. Да и винтовка крупнокалиберная и специфическая. Чтобы с ней работать, снайпера надо учить. Долго и упорно. Зимой 2000 года с нами ходили парни из смежного ведомства, именно снайперская пара. Дошли до леса и остановились, сами поняли, что никакого смысла идти дальше нет. Винтовка эта хороша для ведения боевых действий в городских условиях, причем в качестве антиснайперского оружия. Пробиваемость у нее хорошая, ну а нашему снайперу, который на данный момент служит всего лишь год, она вообще ни к чему.

СВ-98 калибра 7,62 Х54, изготовленная на базе спортивного «Рекорда», прицельно стреляет на 800 метров. Винтовка дорогая, снайперов учить надо, а они служат всего год. Какой смысл? Еще сломают или потеряют, а результат?

Про иностранные образцы типа AV или HK я вообще молчу. Есть ли альтернатива недорогой и простой, как пять копеек, СВД? Наверное, есть. К примеру, та же винтовка Мосина СВМ. Дешево и сердито. Навесь оптику и целеуказатели, пристреляй и вперед. Патрон наш 7,62 Х54, прицельная дальность 2000 метров, убойная 3000 метров. Я пробовал. Нормально, для нас пойдет. Если умеешь стрелять.

В годы Великой Отечественной

Итак, северокавказский период разобрали. Что дальше - Афганистан? Там я не был и судить о работе снайперов подразделений СпН не могу. Хотя, думаю, она мало чем отличалась от действий в Северо-Кавказском регионе.

Так где же снайперы работали так, как те, о которых написано в литературе и сняты фильмы? Конечно, на Великой Отечественной войне. Почему? Да потому, что война была позиционная, имелась линия фронта, линия соприкосновения войск. Где бы она ни проходила - по полю, по лесу, по кварталу, по дому, она была. Было точно ясно: вот наши позиции, вот вражеские.

А снайперы, как наши, так и немецкие, откуда работали? Правильно, или со своих позиций, или с нейтральной полосы. И ведь это невероятно выгодно. Для обеспечения жизнедеятельности, связи, огневого прикрытия и вывода отдельного снайпера особых затрат не надо. Главное – выбраться скрытно и замаскироваться. Если фронт завис в позиционных сражениях, не двигаясь ни в одну, ни в другую сторону, то соответственно активизируется работа снайперов. Особенности маскировки, скрытного передвижения, мер по обману и вскрытию противника я описывать не буду, этого полно и в литературе, и в Интернете. И в этой ситуации нашим бойцам действительно приходилось сутками лежать и в холоде, и в голоде, и в сырости, вычисляя своего фигуранта. На войне им было намного проще. Опытный снайпер с настрелом за сотню «фрицев» мог спокойно выбирать себе цель, отсекая ненужное в виде мелких сошек - рядовых, обозников и проч., дабы раньше времени себя не демаскировать. Наш боец знал, что, убив вражеского офицера, он уже выполнил долг, и никто его не потащит в суд и под следствие. Не окажется матерый фашист «мирным крестьянином», от нужды напялившим погоны и просто так шляющимся по позициям в поисках коровы. Война - это война, там понятно, где свои, а где враги. В наступлении снайперы обычно в атаку не ходили. Сколько я ни лопатил архивы, не встречал никаких упоминаний о снайперской работе при развитии успеха. Знаю точно, что работали со своих позиций и возвышений через спину наступающей пехоты. Таким образом, Великая Отечественная - единственный пример «многосуточного лежания в холоде и голоде ради одного-единственного выстрела».

Про взвод снайперов

Каковы же нынешние реалии Вооруженных сил РФ, получивших в последние годы так называемый «новый облик». Оказывается, в штатах мотострелковых и воздушно-десантных бригад появились взводы снайперов!

У меня возникает вопрос: для чего? Как сейчас мы видим боевые действия в случае реальной большой войны или простого локального конфликта? Мы отходим от старых догм. На многочисленных сборах нам, офицерам уровня не ниже командира бригады, показывали «новые способы» ведения боевых действий. К примеру, десантно-штурмовая бригада ведет наступление силами нескольких отдельных батальонов в своей полосе фронта, обходя укрепленные участки и районы и прорываясь на оперативный простор при поддержке штурмовой авиации, вертолетов и артиллерии. Очаги сопротивления обходятся с флангов и оставляются на растерзание высокоточным видам вооружения – артиллерии и бомбардировочной авиации. Зачем тогда при глубоких рейдовых действиях батальонов снайперы? Как этот взвод будут применять?

При ведении обороны получается еще интереснее. Линия соприкосновения войск теперь уже будет занимать ширину не в несколько сот метров, а в несколько километров, которая складывается из дальности артиллерии всех звеньев: от бригадного до звена оперативного командования, дальности поражения целей ракетными войсками, полосы минирования, заграждений, дальности технических средств разведки и многого другого. Крупные учения с оборонительной тематикой это как раз и показали. То есть дальности целей для снайперов будут уже за пределами 1000 метров. Исходя из ТТХ СВД, что следует? Правильно, нужна другая винтовка, та же В-94. Наша оборонная промышленность сможет обеспечить все снайперские взводы бригад дальнобойными винтовками? Навряд ли. К ним еще нужны прицелы, как ночные, так и дневные. Соответственно нужна своя программа обучения для снайперских взводов, приборы наблюдения и целеуказания, средства связи да много еще чего. Как будут использоваться снайперы отдельного взвода? Если рассуждать логически - будут придаваться в роты. А нужны ли они командиру роты, взвода на своем участке обороны? У них своих проблем полно, а тут еще снайпер или снайперская пара, которые преследуют свою конкретную цель - уничтожать офицеров любого звена, расчеты орудий, таких же снайперов, связистов и всех остальных. Как при нынешней унификации полевой формы различить с расстояния больше чем километр того же офицера? Значит, надо его знать в лицо. У нас намного проще - с нашим командиром постоянно связист бегает. У супостата сложнее - ведь портативная антенна в шлем вмонтирована. Вряд ли командир роты, стоящей в обороне, будет знать, кто находится против него. Хотя если начальник разведки бригады и все разведывательные органы бригады действительно работают, информацию эту добыть не так уж и сложно. А вот в лицо опознать того, кого надо уничтожить, уже намного сложнее.

Так что будет наш снайпер валить все, что увидит. Вот только, думается, недолго. Учитывая насыщенность переднего края средствами технической разведки, наблюдения БЛА, обнаружат снайпера скорее всего после первого же выстрела, и бухнет по его позиции или неуправляемая ракета с беспилотника, или минометный, а то и артиллерийский залп. Обрадуется ли товарищ командир роты такому «привету» от противника?

Ну а про роль снайпера в наступлении и думать нечего, учитывая вышесказанное. Ведь ему некогда даже будет выбрать позицию, поскольку его батальон уйдет вперед во фланг, охватывая укрепленный участок, и рванет дальше.

Контроль районов особого внимания в зоне локального конфликта

Попробую все-таки додумать сам, раз мне вышестоящие специалисты ничего по этому поводу не поясняют. Только буду размышлять все же про части и подразделения СпН, с которыми лучше всего знаком.

Итак, в отряде специального назначения мы имеем некоторое количество снайперов или даже отдельное подразделение. Берем подразделение помимо штатных разведчиков-снайперов в группах. Отряду специального назначения в районе урегулирования какого-нибудь конфликта по решению командующего группировкой нарезается своя зона ответственности. Она делится на районы особого внимания, ну а те соответственно распределяются по ротам и группам. Соответственно в районе находятся населенные пункты, которые используются «партизанами» различных мастей. Питаться надо, связь держать надо, родственники, идеологи, связники не будут жить месяцами в берлогах в лесу. Да и сами «партизаны» выходят поработать на непродолжительный период, так сказать, «по зову трубы».

Что я предлагаю. Начнем по порядку

Район особого внимания самый обыкновенный: несколько населенных пунктов, горно-лесистая местность, изобилующая тропами, источниками воды и всем остальным для комфортного существования «партизанских формирований». Можно осуществлять переходы, можно строить базовые районы, оборудовать места закладки тайников. Повоевал - и до дому, к родне и своим повседневным делам. Удобно. Посмотрите на любую карту, таких районов можно выбрать сколько угодно. Чтобы прижучить движение всякого незаконного люда в этих местах, надо просто-напросто перекрыть все входы и выходы, тропинки, дорожки и мостики, ведущие из населенных пунктов. Но перекрывать надо не как обычно - блокпостом или КПП, которое через месяц потеряет свою актуальность, поскольку возникнет масса послаблений: договоры, деньги, другие пути и др. В итоге режим работы и несения службы скоро станет известен всем.

Поэтому выходы надо перекрывать скрытно. Я предлагаю такой микровоинский организм, как снайперская группа (СГ). На схеме СГ обозначены красными кружочками. Типовой состав такой СГ:

Снайпер, основной исполнитель, он же инструмент. Возможно вооружение несколькими типами снайперских винтовок от СВД и ВСС до В-94. Его задача - уничтожить выявленных фигурантов;

Командир группы, он же основной наблюдатель.

Чем из стрелкового оружия вооружен, не имеет значения. Основное его оружие - это приборы наблюдения. В разведывательных подразделениях морской пехоты США существует такой прибор, как станция оптической доразведки. Такая примерно нужна и нам. Оптико-электронный прибор должен обладать хорошей разрешающей способностью и быть способен измерять расстояние до цели. Но основная его задача - зафиксировать картинку (сфотографировать в цифровом режиме), автоматически провести сверку «фигуранта» с базой данных, имеющихся в КПК (ноутбуке) командира группы, выдать первичный результат сверки. При необходимости передать полученную картинку в режиме реального времени с минимальными задержками и высокой скоростью на ВПУ отряда. Для обработки оперативным офицером. Передать через ретранслятор или, при наличии устойчивой связи с возможностью передачи графических данных, в вышестоящие органы управления для последующего решения;

Связист, имеющий радиостанцию с аккумуляторами, антеннами. Организовывает все типы связи, в том числе и канал передачи графических данных;

Разведчик. Его задача - огневая поддержка, охрана, оборона и проч.

Итого четыре человека с необходимым снаряжением и вооружением. СГ может автономно работать от пяти дней до недели. Хотя лучше, чтобы дежурство в своем позиционном районе длилось не более трех суток. Снайпер и командир, таким образом, будут подменяться остальными членами группы для отдыха. И вот таких снайперских групп получается девять. Девять умножить на три дня, будет двадцать семь дней. Получается почти месяц, добавляем три дня на непредвиденные задержки, погодные условия и трудности переходов сменяющихся групп. Всего в 9 снайперских группах, составленных из четырех человек, окажется тридцать шесть бойцов. Все они сводятся в один разведывательный отряд СпН. Если местность и расстояния позволяют, то можно этот отряд и не выводить, а держать в самом пункте временной дислокации.

Остальные боевые формирования отряда:

Группа огневой поддержки. По решению командира отряда в нее могут быть включены и минометные расчеты, и расчеты крупнокалиберных пулеметов, в том числе авианаводчики и артиллерийские корректировщики;

Группа связи для передачи данных, исходя из условий местности и наличия зон радионевидимости профилей местности и прочего;

Группа обеспечения. В ее составе должен быть фельдшер и, по решению командира отряда, любой другой специалист;

РГ СпН штатного состава. Она занимается разведкой «на себя», работает с техническими средствами разведки, выставляет минно-взрывные заграждения, организует охрану и оборону, осуществляет встречу СГ, при необходимости осуществляет огневую поддержку и возвращение в случае непредвиденных ситуаций;

Командир отряда и оперативный офицер, на которых возложено общее руководство отрядом, принятие решения, связь с вышестоящими органами управления.

При необходимости в такой разведывательный отряд можно выделять расчеты малогабаритных средств радиоразведки или БЛА для лучшего контроля обстановки в районе. Итого где-то получается около шестидесяти человек.

Разведывательный отряд выводится любыми способами: воздушным, наземным или морским. Принимаются меры скрытия намерений, организовывается забазирование, налаживается связь с центром боевого управления, с поддерживающими подразделениями, после чего РО приступает к выполнению задач по скрытному блокированию населенных пунктов.

Такое скрытное блокирование районов в сочетании с проведением ранее спланированных адресных мероприятий другими ведомствами может дать неплохой результат. «Партизаны» будут вынуждены искать другие районы и места переходов, их планы будут нарушены. Ну а кого-нибудь из главарей могут ведь и уничтожить. Но это мое личное мнение, с которым можно и не согласиться.

Подводя итог

В заключение отмечу, что снайперов, по моему убеждению, применять лучше, как всегда, в составе подразделения и только по целеуказаниям командира группы (взвода), при этом не отпуская их далеко от себя.

Так что рассказы «о многочасовых лежках в грязи ради одного-единственного выстрела и меланхолическом складе характера снайпера, его особой психологической готовности к убийству» - из области беллетристики, к реальности они отношения не имеют. Или у кого-то есть другое мнение?