Вертеп и рождественское вертепное представление. Рождественский вертеп: происхождение, история и гонения

Обзор по первоисточникам о рождественском вертепе (яслях). Его истории и происхождении, а также гонениях и запретах на рождественский вертеп.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си: Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си:

Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

Здесь на Рождество 2010 года в Неаполе выставили вертеп, где наряду с Иисусом, Девой Марией, Иосифом (в глубине снимка) и традиционными волхвами (на среднем плане), имеются фигурки премьер-министра Берлускони и девушки легкого поведения и др. персонажей.

Фигурки премьера и девушки легкого поведения символизируют обвинение Берлускони в неразборчивости связей.

Одним из символов Рождества в ряде стран являются рождественские вертепы, или иначе говоря, рождественские ясли. Также их называют «вифлеемами», а в Италии они известны как «Presepe» («Презепе», т.е. «кроватка», ясли).

По-английски вертепы называются «Nativity scene» (буквально «Рождественская сцена») , по-немецки «Weihnachtskrippen», или «Christschau» («Рождественские ясли», второе слово в значении «место, где показывают Христа»), польское название яслей «Szopka», от нем. Schoppen — хлев или сарай.

Русское слово «вертеп», по мнению исследователей, происходит от старославянского термина «вьрт», который первоначально означал «ущелье», «овраг» а уже потом термин «вертеп» стал означать «пещеру», «потаенное, укромное место» .

Со значением «укромное место» связан негативный смысл слова вертеп — вертеп как «прибежище разбойников, где творятся непотребные вещи ».

Так выглядит площадь Святого Петра в Ватикане каждое Рождество в последние десятилетия - елка и рождественские ясли, или вертеп.

На двух верхних малых иллюстрациях с ленты новостей информационной службы Ватиканского Радио - упомянутая площадь в Рождество 2009 года, справа - фигурки вертепа, как они выглядели в том же году (отметим, что фигурки вертепа в Ватикане без современных персонажей, только фигурки Иисуса, Девы Марии, Иосифа, волхвов и пастушка и с животными).

Но вернемся к вертепу, как символу праздника Рождества. Начнем с заметки русского вещания Ватиканского радио (передача от 14/12/2006), посвященной вертепу:

«Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Конгрегации вероучения:

«Слово « Презепе происходит от латинского prae — перед и saepes — закрытая ограда, что переводится в народном языке как кормушка или ясли » .

Евангелист Лука ясно о них упоминает: Мария « родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице » . Тот же Лука говорит и о возвещении Ангела пастухам; в то время как Матфей упоминает о Волхвах, пришедших с Востока, следуя Звезде, чтобы поклониться Младенцу.

Мы также знаем, что некоторые элементы, вошедшие в рождественские ясли, например, вол и осленок, непременные символы каждых яслей возле Младенца, которого согревает их дыхание, — пришли из т.н. апокрифических Евангелий (то есть, не признанных Церковью), однако, не следует забывать, что Исайя (родившийся в 765 году до н.э.) упоминал об этих животных в своем древнем пророчестве: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего».

Возникновение же обычая воспроизводить сцену Рождения нашего Господа, которое некоторые относят уже ко II столетию, традиционно связывают со святым Франциском Ассизским : в 1223 году он реализовал в Греччио первый рождественский вертеп — живое представление Рождества», передавало русское вещание Ватиканского Радио от 14/12/2006.

Мы еще вернемся чуть ниже к цитированию этой программы из Ватикана. А пока о том, почему именно Греччио (или в другом написании, принятом в русском, Греччо) стало местом, где появился первый рождественский вертеп .

Вот как описывает местоположение Греччо официальный путеводитель региона Лацио, изданный около 2008 года, в том числе на русском языке:

«Греччо — Святилище Св. Франциска. В западной части Валле (долины) Реатина, в 17 км. от (города) Риети, посреди лесного массива, покрывающего Реатинские горы и обращенного в сторону долины, находится Святилище Греччо . Оно известно в мире как францисканский Вифлеем, поскольку зимой 1223 года, в канун Рождества, Святой Ф ранциск решил напомнить о рождении Божественного Младенца, и тогда в ночь Рождества впервые в истории появился Вертеп в виде реалистической сцены с волом и осликом вокруг яслей, где священник совершил богослужение ».

Греччо находится на самой окраине итальянского региона Лацио (окружающего Рим), неподалеку от города Риети (центра одноименной провинции, входящей в Лацио), на границе с регионом Умбрия. Именно окраинный статус Греччо был одной из причин того, почему Святой Франциск решил соорудить здесь рождественский вертеп .

Вот как излагает эту давнюю историю русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года (Расшифровка аудио в текст сайт):

О ватиканском рождестве и .

«Все началось в XIII веке, когда Франциск Ассизский, один из почитаемых в Италии святых, соорудил вертеп в пещере, расположенной неподалеку от небольшого итальянского селения Греччио.

Если верить легенде, праздничным утром 1223 года Франциск размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа. И его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. Стараясь воссоздать библейский рассказ, он нашел небольшой грот, установил ясли, устлал их соломой, привел туда ослика и быка, соорудил куклу, изображающую маленького Иисуса Христа. И отслужил в этих декорациях рождественскую мессу.

Театрализованная служба очень понравилась простому люду. К вертепу, по-испански «вилену», («Вилен» — «Belén» от названия города Вифлеем. Прим. сайт) потянулись толпы народа. И когда тесная пещера уже не могла вместить всех желающих, монахи-францисканцы и простые верующие стали строить вертепы в других местах. Так и родилась традиция».

В другой передаче русского вещания Ватиканского радио (русское вещание, дек. 2009 г.) францисканский монах отец Франческо Росси, который 20 лет жил в Греччо, принимая паломников, говорил об истории и глубоком значении (по словам ватиканского вещателя) Рождественских яслей, которое Святой из Ассизи хотел сообщить христианам своей эпохи:

«В 1220 году, рассказал отец Росси, «Франциску удалось осуществить свое желание: посетить места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Он побывал в Вифлееме, где долго молился на том месте, где родился Спаситель. Вернувшись в Италию, он не прекращал думать о своей поездке. Прежде всего его пленило рождение Иисусово. Бог соделался человеком, слабым, хрупким, бедным ребенком. Размышляя об этом, Франциск не мог не плакать. На Рождество 1223 года он решил устроить «живое представление» рождения Иисуса. Франциск был убежден, что лицезрев это собственными очами, он сможет лучше и глубже понять эту тайну».

Далее отец Росси рассказал о том, почему Франциск избрал Греччио, а не Ассизи, где он родился и жил. «По всей вероятности, потому, что селение Греччио напоминало ему о пейзаже близ Вифлеема, который он посетил за три года до того. Он хорошо знал Греччио. Его первый визит туда восходит к 1208 году. Там он, вместе со сподвижниками, обосновался на горе. Впоследствии жители близлежащей долины попросили его спуститься и жить рядом с ними. Франциск спустился и стал жить в гротах близ селения.

Греччио представляло собой нагромождение бедных хижин вокруг замка. Жителей было, может быть, одна сотня. Местность была влажной, болотистой и нездоровой, поэтому и малонаселенной. Но там царила та крайняя нищета, безмолвие, страдание, — которые были дороги Франциску, поскольку помогали ему размышлять, почувствовать свое смирение и убожество. После поездок по Италии Франциск любил остановиться в Греччио. И когда ему пришла мысль об « оживлении » рождества Иисуса, он невольно подумал о Греччио ».

Хотя все это звучит как легенда, отец Франческо Росси объясняет историческую основу этого повествования:

«Первые биографы святого Франциска, в частности, Фома из Челано и святой Бонавентура, дают подробное описание случившегося.

30-ю главу своего «Жития святого Франциска» Фома Челанский посвящает рассказу о Рождественских яслях в Греччио. Автор повествует, что Франциск постоянно размышлял о жизни Иисуса и прежде всего — об «уничижении в Боговоплощении и милосердии в Страстях», т.е о двух самых человечных и ошеломляющих аспектах земной жизни Христа.

В народном сознании Франциск предстает романтическим Святым, поэтом, автором «Песни о Творении»— Святым абстрактным, погруженным в мистические реалии, далекие от конкретной, повседневной жизни. Однако этот образ глубоко ошибочен.

Святой Франциск на самом деле был романтиком, поэтом, мистиком, но с конкретностью, высеченной из гранита. Его подражание Христу было буквальным, без отступлений. Иисус учил, что все мы — братья, сыны единого Отца Небесного, Который присутствует в самых нищих, больных, узниках. Для того, чтобы буквально жить согласно этому учению, он посещал заключенных в темнице, обнимал прокаженных и служил им...», напоминало Ватиканское радио, русское вещание, дек. 2009 г.

А вот что говорил Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Ватиканской Конгрегации вероучения в упоминавшейся передаче Ватиканского радио от 14/12/2006:

«С тех пор широко распространился в храмах, а также в домах христиан — как богатых, так и бедных, — обычай сопровождать литургическое празднование Рождественской тайны скульптурными изображениями, живыми вертепами или даже самыми настоящими часовнями, где сцена Рождества предстает во всей своей красоте и вместе с тем в своем таинственном очаровании».

Утверждение старинной традиции Рождественских яслей в некоторых итальянских городах, таких, как Неаполь и Болонья, — это привело к развитию особого великолепного жанра, установившегося повсюду, приспособившегося к бесчисленному множеству пейзажей и реализованного при помощи самых разнообразных и непохожих друг на друга материалов.

Монс. Мартинелли подчеркнул, что Рождественские ясли играют важную роль в провозглашении веры, потому что они просты и в то же время исключительно богаты катехитическим содержанием. Они могут передавать веру способами, близкими народному восприятию.

Возьмем, например, основную истину христианской веры: Бог любит полагать Свою обитель с людьми и среди людей. И это Он показывал и совершал в разные времена и разными способами. Уже с первых страниц Священного Писания мы понимаем, что творение и прежде всего человек — это обитель, в которой находится и являет Себя Бог. Библия рассказывает, как Он любил прогуливаться «по раю во время прохлады дня». Во всем Ветхом Завете Бог предпочитает обитать среди Своего Народа, избранного Им изначально: сперва — в скинии, потом в храме, привилегированном месте, где Бог Израилев говорит и слушает, руководит Своим народом и помогает ему. И, наконец, по наступлении полноты времен в доме-обители мира Иисус Христос рождается Святым Духом от Девы Марии. С приходом Христа, Сына Божия Единородного, мы обрели новую, истинную, совершенную обитель Бога среди людей. Она была построена самим Богом по Его волеизъявлению: «Слово стало плотью и обитало с нами».

Таким образом, Иисус — это обитель, храм Божий, который очищает и разрушает, совершенствует и завершает всякую другую обитель, все остальные храмы, воздвигнутые рукой человеческой: они — прообраз и подготовка Христова пришествия: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», пишет Св. Павел.

Во Христе и через Христа, благословляющего всех, единый истинный Бог обитает среди нас, и таким образом все мы имеем надежный и совершенный доступ к Богу Отцу», заключало русское вещание Ватиканского Радио в передаче от 14/12/2006.

Возвращаясь к первому вертепу Св. Франциска, упомянем что ныне в Греччо располагается т.н. Святилище Греччо, которая отмечает событие сооружение первого вертепа и принадлежит Католической церкви .

А теперь поговорим на более приземленную тему — о материалах, из которых изготавливаются фигурки вертепа, или рождественских яслей. Русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года отмечало:

«Чего только не придумали люди за эти неполные восемь столетий. Фигурки святых (по-испански сантоне) вырезают из дерева и слоновой кости, лепят из глины и теста, делают из пластика, папье-маше, или шьют из материи. Их выпекают из хлеба, миндальной муки, марципана, их создают из шоколада».

Отметим, что набор фигурок в вертепах колеблется от нескольких традиционных — Иисус, Мария, Иосиф, и трое волхвов, а также волы, овцы, до вертепов расширенного состава со множеством людей, куда иногда также включается целый зоопарк (например, сообщалось, что в рождественском вертепе 2010 года в личных покоях Папы Бенедикта XVI есть даже фигурки двух кошек) .

Фигурки могут быть очень маленькими, а могут представлять собой сцену яслей, людей и животных в натуральную величину. Также в последние десятилетия появляются и совсем неканонические рождественские ясли-вертепы, куда добавляются иронические фигурки, например, политиков .

Рождественский вертеп как барометр гонений на Католическую церковь и Рождество

В ходе общей аудиенции в конце 2004 года Папа Римский Иоанн Павел II назвал презепе «авторитетным свидетельством Церкви — на фоне вспыхнувшей в последнее время антикатолической полемики», — передавало тогда же Ватиканское радио.

Антикатолическая полемика последних лет касается и рождественских вертепов . Но в этом нет ничего нового. Например, это хорошо показывает одна из публикаций ведущей итальянская католической газеты «Авенире», напечатанная несколько лет назад. Газета опубликовала статью о рождественском вертепе как символе борьбы с католической церковью на протяжении истории. Эту статью тогда же процитировало и русское вещание Ватиканского радио (архивное вещание пр.1998 г.).

Забавно, что рождественский вертеп становился жертвой самых разных идеологических и политических сил, иногда противоположных . «Авенире» упоминала о самых ярких таких запретах.

Вертепы были запрещены :

В России — во время и после большевистской революции в России в 1917 году;

Во Франции — во времена Великой Французской Революции;

В Германии — во время протестантской реформации ;

Также газета «Авенире» вспоминала и о запретах рождественских вертепов в англосаксонских странах в прошлом и в странах Запада в настоящем.

Известно, что и само празднование Рождества было запрещено в Великобритании во времена Оливера Кромвеля .

Не поощрялось Рождество и в новообразованных США. Таким образом протестанты боролись за очищение христианства (Касаясь США, упомянем недавний материал русской службы «Голоса Америки» об истории запрета Рождества в Соединенных Штатах, в котором в частности говорилось:«В США долгое время Рождество не считалось праздничным днем. В некоторых штатах празднование Рождества даже считалось нарушением закона от 1659 г., принятого колонистами-пуританами . В соответствии с этим законом запрещалось (в Рождество) отпрашиваться с работы, устраивать пиршества и петь. Нарушители подвергались штрафу в 5 шиллингов. В 1851 г. пастор одной из церквей в Кливленде, штат Огайо, позволив поставить в церкви наряженную елку, оказался под угрозой лишения прихода и сана. До 1870 г. в Бостоне, штат Массачусетс, школы оставались открытыми в Рождество, а учеников, которые пропускали уроки в этот день, часто исключали из школ. Рождество 25 декабря до конца XIX века не считалось важным праздником в США. Однако постепенно позиции церквей смягчились, и они ввели рождественские религиозные службы в воскресных школах» — «Голос Америки», русская служба от 24/12/2010).

Возвращаясь к упомянутой публикации газеты «Авенире», издание отмечало, что и сегодня внешняя символика Рождества в США, — в этой, без сомнения, самой демократической стране мира, часто запрещается. Но теперь этому препятствуют, в основном, уже не отцы-пуритане с их лозунгами очищения христианства и борьбы с католичеством. Теперь речь идет о том, что якобы внешние проявления христианского Рождества в лице вертепов, статуэток Иисуса и даже крестов, могут якобы оскорбить чувства американцев — представителей других религий и атеистов.

Поэтому теперь муниципальные власти в американских городах отказываются содействовать установке, например, рождественских вертепов (а в муниципальных учреждениях и государственных школах запрещают их установку), ель предпочитают называть не рождественским деревом, а просто праздничным, и т.д. Все это мотивируется поддержанием развития мультикультурности и политкорретностью в государственных и общественных учреждениях и нейтральности государства в вопросах отправления религиозных культов.

Этот обзор подготовлен сайт по материалам русского вещания Ватиканского радио, публикации итальянской католической газеты «Авенире», русского вещания «Международного Испанского радио-REE», русской службы иновещания «Голоса Америки» и др. источников.


Вертеп в Орвьето

В Италии существует древняя традиция перед Рождеством украшать дома вертепами (presepe), изображающими сцены Рождества Христова.
К этому мероприятию семья готовится заранее, покупая фигурки и создавая пещеру, звездное небо и ясли, которые остаются пустыми до 25 декабря.
Ровно в полночь в ясли положат младенца, который будет символизировать Христа.


Вертеп в Риме на площади Витторио Эмануэле II

Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Он велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.


Вертеп во Флоренции

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими (например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме ).
Позже презепе полюбили иезуиты, посчитав, что наглядное изображение будет укреплять веру.
С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду.


Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII в., искусно выполненные фигурки, составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати.
Самыми роскошными и искусными вертепами считаются неаполитанские. Первый вертеп появился в Неаполе в 1470 году, благодаря братьям Джованни и Пьетро Алеманно. Деревянные фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа были выполнены в натуральную величину, композиция соответствовала библейскому тексту. В неаполитанских композициях всегда присутствует грот – граница между светом и тьмой, мост – знак перехода, река – символ рождения, крещения и смерти, постоялый двор – признак достатка и человеческое равнодушие.


Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом.


Но, когда в XVIII-XIX вв. наступил упадок, вертепы опять стали более простыми.
Тем не менее, фигурки для вертепов и декорации до сих пор поражают своим разнообразием и искусностью исполнения. В каждом регионе Италии таинство рождества Христова представляют в соответствии со своими культурными традициями. Вместо пейзажей Вифлеема, здесь господствует природа Италии.
Римские вертепы селят Христа в район Трастевере , где рядом находится траттория и вывешены связки лука.


Маленькие здания похожи на настоящие, в окошках горит свет, женщины готовят обед, ремесленники заняты работой. Часто вертепы бывают не статичными: фигурки движутся благодаря механизмам, вода журчит, а в небе загорается звезда-лампочка.




Разыгрывать театрализованные, т.е. «живые» вертепы является чисто итальянской традицией, которая насчитывает ни одно столетие.
Один из самых известных в Италии «живых» рождественских вертепов можно увидеть в Греччо в храме Франциска. Здесь разыгрывается шесть сцен, повествующих о том, как Святой Франциск создавал свой первый вертеп.
Весь город превращается в живые декорации, на фоне которых появляются герои в костюмах времен Франциска Ассизского.

В городе Дженга (Genga) в регионе Марке разворачивается самый большой в мире театрализованный рождественский вертеп. Его устраивают в одной из пещер ущелья Фразасси. Впервые он был показан в 1981 году, и с тех пор ежегодно проходит два представление: 26 декабря в праздник Святого Стефано и 6 января на Благовещенье. В вертепе принимают участие 300 человек, которые воссоздают сценки, напоминающие о быте и традициях этой территории прежних времен.

Сицилия славится своими «живыми» рождественскими вертепами, из них самым известным является тот, что проходит в городе Кустоначи (Трапани). Представление разворачивается в известняковой пещере Гротта Манджапане, где селились люди со времен палеолита. Борго Скурати превращается в сказочное место, наполненный рождественскими мелодиями.

В Марконе (провинция Беневенто, Кампания) можно увидеть одно из самых известных итальянских рождественских представлений. Старинный городок, расположенный на склоне горы, похож на Святую Землю и практически не нуждается в дополнительных декорациях. Официально праздничное представление называется «Вертеп в вертепе» и состоит из двух актов. Сначала зрители окунаются в изысканную атмосферу исторического центра городка, где перед ними разворачиваются сцены, посвященные старинным ремеслам. Пройдя через весь город по рождественскому маршруту, зрители выходят через ворота Порта Сан Марко, и перед ними открывается потрясающий вид на окрестности, где разыгрывают вторую часть действа – сценки Рождества Христова, начиная с Благовещенья до самого Рождества и поклонения волхвов, которые появляются, освещенные сотнями факельных огней и ярким пламенем знаменитых факелов «ндоче» из Аньоне.

Традиционно в период Рождества в городе Матера библейские события разворачиваются на фоне улиц и домов в самом центре квартала Сассо Баризано в районе Сасси-ди-Матера. Перед зрителями предстают семь живых картин, связанных с темой Рождества Господня: благовещение, рынок, демонстрация старинных ремесел, встреча Марии и Елизаветы, двор Ирода, Рождество Христа. Сценки разыгрываются в пяти местах квартала Сассо Баризано (три в зарытых помещениях и две под открытым небом) с использованием фрагментов фильмов о жизни Христа, снятых в разное время в Матере.

Сказочно-красивый вертеп проходит в городе Триказе (Апулия). Рождественские сценки разворачиваются на холме Монте Орко, где загорается несколько тысяч огоньков, освещая ремесленников и крестьян. На самой вершине холма расположены ясли Младенца Христа.

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.





Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии ... И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом - наш сегодняшний рассказ.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

С. Чёрный

Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

Вертепы в Италии

Италия - родина вертепов

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

Слово "рresepio" происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова - "ясли" и "детская кроватка".

Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием "Sancta Maria ad Praesepe". Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые "ясли" в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Даже короли мастерили вертепы - традиции и особенности

Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

Джузеппе Ваккаро Бонджованни
(Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
Фото О. Поповой

На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

Живые вертепы

В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль.

Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки.

Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира

Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи".

В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов - страусы.

Еще 48 фотографий: