Венчание на Царство Николая II: не только ходынская трагедия. Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны

И Лауриц Туксен - многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах .

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе . Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе - изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи , который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции - проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина» . Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга - настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» - так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.

«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, - 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера - полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы» . Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров - инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят» . Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.

«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.

«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой - и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин : «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах» .

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее . Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев . В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.

«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились - и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти» . Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.

«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви - он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали - конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше - но просветить мне его не удалось - безнадежен, увы…Что еще хорошо - стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так - «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией» . Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.

4 (27) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание российского императора Николая II и будущей императрицы Александры Феодоровны.

Этот брак не был формальностью, для супругов он стал важной составляющей смысла их жизни. Об этом можно с уверенностью утверждать, читая размышления Александры Федоровны о браке и семье, в которых отразился её глубокий опыт любви и страдания.

Редкой семье выпадает столько испытаний, сколько выпало семье Романовых. Наветы врагов, предательство близких людей, тяжелая болезнь своего ребёнка – не все семьи выдерживают такой натиск судьбы. Но последний российский император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна смело встречали все эти трудности, которые с лихвой выпали на их долю, и хранили верность друг другу до самого конца.

Почему их брак называли уникальным

В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола – шестнадцатилетний Николай – влюбился в нее с первого взгляда. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс, которая приехала к сестре Элле, вновь появилась при русском дворе.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток:

«Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти».

Александр III и его семья. Слева Николай II

Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.

Жених и невеста испытывали друг к другу нежные и искренние чувства. Это было редкостью в семьях королевских и императорских династий – браки у них, как правило, совершались по расчёту. Поэтому молодая пара производила особенное впечатление, которое успокоило даже противников их свадьбы. «Дай Бог, чтобы Николай и Алиса жили счастливо», – думали родственники, когда молодожёны торжественно клялись друг другу в вечной верности.

После венчания с Александрой – такое имя Алисе дали после крещения в Православной церкви – испытания Николая не закончились. Александр Третий перед смертью завещал сыну:

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны — Илья Репин

Николай исполнял этот завет, и первые годы брака протекли спокойно и счастливо. У супругов родились четыре дочери. Но царю нужен был наследник. Когда Александра, наконец, родила мальчика, Николай был на седьмом небе от счастья. Однако скоро его радость омрачилась – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилИя.

Эта болезнь делает оболочку артерий настолько хрупкой, что любой ушиб или порез вызывает разрыв сосудов и может привести к самому печальному исходу.

Носителем гена гемофилии была Александра, но Николай никогда её ни в чём не обвинял. Ему и в голову не приходила мысль выбрать другую женщину, чтобы она родила ему здорового наследника. Нарушить святость брака, предать любимого человека – это казалось невероятным и Николаю, и Александре.

Начало двадцатого века захлестнуло Россию войнами, и Николай часто и надолго покидал дом. Александра каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около шестисот писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить неземные тепло и любовь, которые согревали Николая и Александру. «Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ», – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «Мой мальчик, мой солнечный свет», а её дневниковые записи поражают глубиной понимания брака.

Когда Николай подписал отречение от трона и отправился в ссылку, верная жена поехала с ним. Их союз был испытан годами брака, клеветой придворных, изменой армейских генералов, и всё выдержал. Романовы знали, что их ждёт впереди, и даже имели возможность уехать заграницу, но не сделали этого.

Во время ссылки над ними издевались большевики, но они сохраняли спокойствие и достоинство, чем поражали своих тюремщиков. Дети находились рядом с родителями, наравне разделяя с ними все тяготы заключения, и каждый день ожидая смерти. Они не жаловались. В их дневниках того периода можно встретить такие записи: «Господи, помоги нам!» Позже в бумагах старшей дочери Романовых – великой княгини Ольги нашли стихотворение, которое завершалось такими строчками:

А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Рука об руку Николай и Александра с детьми встретили свою гибель в Екатеринбурге. В 2000 году их прославили в лике святых Православной церкви. На иконах Романовых чаще всего изображают вместе, всей семьёй. Много лет назад, в день свадьбы, императрица Александра Фёдоровна написала в дневнике: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно…». И её мечта сбылась.

Интересные факты о браке Николая II с Александрой Федоровной
1. простота привычек

Несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам и воспитывая детей в строгости. Они были убеждены, что все лишнее только развращает, что это «от лукавого». Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного.

А поведение Александры Федоровны во время войны известно многим — она закончила курсы сестер милосердия и вместе с дочерьми работала санитаркой в госпитале. Злые языки то и дело обсуждали это: то они говорили, что такая простота снизит авторитет царской семьи, то — что императрица ненавидит русских и помогает немецким солдатам. Ни одна царица на Руси еще не была медицинской сестрой. А деятельность Александры и ее дочерей в госпитале не прекращалась с раннего утра до поздней ночи.

Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами — словом, с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно.

2. благотворительность

Мастерские, школы, больницы, тюрьмы — всем этим занималась императрица Александра с первых же лет замужества. Ее собственное состояние было небольшим, и для проведения благотворительных акций ей приходилось сокращать личные расходы. Во время голода 1898 года Александра дала на борьбу с ним 50 тысяч рублей из своих личных средств - это восьмая часть годового дохода семьи.

Находясь в Крыму, государыня принимала горячее участие в судьбе туберкулезных больных, приехавших лечиться в Крым. Она перестроила санатории, снабдив их всеми усовершенствованиями — на свои личные деньги.

Говорят, императрица Александра была прирожденной сестрой милосердия, и раненые были счастливы, когда она посещала их. Солдаты и офицеры часто просили ее быть с ними во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что “не так страшно”, когда государыня рядом.

Дома призрения для падших девушек, дома трудолюбия, школа народного искусства… «Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и Своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в своей книге. - Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители».


Медицинский персонал и раненые в Царскосельском дворцовом лазарете. Во втором ряду сидят слева направо: вел. княжны Анастасия Николаевна, Мария Николаевна, Ольга Николаевна, императрица Александра Федоровна, вел. княжна Татьяна Николаевна. Царское Село. 1915
3. законы семейного взаимопонимания

Дневники и письма царской семьи становятся все более популярны в России и за ее границами. Молодые пары ищут в них рецептов сохранения крепкой и счастливой семьи. И, надо сказать, находят. Вот некоторые цитаты:

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак — это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены — жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого».

«Венец любви — это тишина».

«Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым».

4. медовый месяц длиной в 23 года

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже… день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной теплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»

После стольких лет совместной жизни императрица признавалась в письмах, что целует подушку Николая, когда его нет рядом, а Николай по-прежнему становился застенчив, как юноша, если они встречались после долгой разлуки.

Не зря иные современники с некоторой завистью говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Брак Николая II и Александры Федоровны называют святым. Последние в истории России император и императрица пронесли свои чувства через все испытания и невзгоды.

5 лет ожидания

Любовь к Александре Федоровне, а тогда еще принцессе гессенской Алисе, была первой любовью Николая II. Чувство это родилось в нем еще до совершеннолетия - в 16 лет, и будущий царь разглядел жену в Алисе, которой было еще меньше - 12! Родные принцессы еще называли свою малышку Sunny, то есть "Солнышко", а Николай уже думал о свадьбе. «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться», - писал Николай в своем дневнике. Пять лет он ждал воли Божьей на этот брак, пять лет смиренно молился, просил "взрослых" и писал дневник, на первой странице которого была фотография его Алисы. Позже он напишет ей: "Спаситель сказал нам: "Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жёны".
Вода камень точит и прорывает плотину родительского "нет". Через пять лет влюбленные женятся, чтобы быть вместе до самой смерти.

Простота привычек

Несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам и воспитывая детей в строгости. Они были убеждены, что все лишнее только развращает, что это "от лукавого". Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного.
А поведение Александры Федоровны во время войны известно многим - она закончила курсы сестер милосердия и вместе с дочерьми работала санитаркой в госпитале. Злые языки то и дело обсуждали это: то они говорили, что такая простота снизит авторитет царской семьи, то - что императрица ненавидит русских и помогает немецким солдатам. Ни одна царица на Руси еще не была медицинской сестрой. А деятельность Александры и ее дочерей в госпитале не прекращалась с раннего утра до поздней ночи.
Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - словом, с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно.

Байдарочные походы

Царская семья обычно представляется в торжественной обстановке, при исполнении обязанностей руководителей страны. Но жить только так нельзя, и еще сложнее в таких условиях сохранить и укрепить семью. Императора, императрицу и их детей можно представить и... в байдарочном походе. Страсть к байдаркам была у Николая II с детства, первую байдарку родители подарили цесаревичу в 13 лет. О любви к воде знали многие родственники будущего монарха, и Николай II часто на дни рождения получал в качестве подарка лодку или байдарку.
Александра, с ее больными ногами (заставлявшими ее с ранних лет усаживаться на время в инвалидную коляску), видя страсть супруга, радостно разделяла ее. И хотя долгое нахождение в холодной воде было ей противопоказано, она периодически составляла компанию любимому мужу. Мемуаристы, например, упоминают о ее четырехкилометровом походе на байдарке по финским шхерам.

Благотворительность

Мастерские, школы, больницы, тюрьмы - всем этим занималась императрица Александра с первых же лет замужества. Ее собственное состояние было небольшим, и для проведения благотворительных акций ей приходилось сокращать личные расходы. Во время голода 1898 года Александра дала на борьбу с ним 50 тысяч рублей из своих личных средств - это восьмая часть годового дохода семьи.
Живя в Крыму, государыня принимала горячее участие в судьбе туберкулезных больных, приехавших лечиться в Крым. Она перестроила санатории, снабдив их всеми усовершенствованиями - на свои личные деньги.
Говорят, императрица Александра была прирожденной сестрой милосердия, и раненые были счастливы, когда она посещала их. Солдаты и офицеры часто просили ее быть с ними во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что “не так страшно”, когда государыня рядом.

Дома призрения для падших девушек, дома трудолюбия, школа народного искусства...
«Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и Своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в своей книге. - Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители».

Законы семейного взаимопонимания

Дневники и письма царской семьи становятся все более популярны в России и за ее границами. Молодые пары ищут в них рецептов сохранения крепкой и счастливой семьи. И, надо сказать, находят. Вот некоторые цитаты:
"Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак - это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены - жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого".
"Венец любви - это тишина".
"Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым".

Подарки друг другу

Маленькие и большие подарки друг другу были важной частью семейного быта Романовых. В одном из своих дневников императрица Александра пишет: "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб".
Записки императрицы - не теория, а ее ежедневная жизнь. Она любила делать Николаю и детям сюрпризы по самым разным поводам, и Николай ценил и разделял эту традицию. Пожалуй, самым известным и традиционным подарком в их доме были яйца Фаберже на Пасху.
Одно из самых трогательных и красивых яиц - "клеверное". На его ажурном ободке помещено изображение Императорской короны, дата "1902" и монограмма Императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. А внутри - драгоценный четырехлистник с 4-мя портретами царских дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Это яйцо - символ счастливого брака Николая II и Александры Федоровны, ведь четырехлистный клевер, который так редко можно найти в природе - обещание счастья. Да и само яйцо символично: это и Пасха, и вечное рождение, и семья, и Вселенная, и вера в появление наследника.

Медовый месяц длиной в 23 года

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже... день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной теплое письмо: "В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…" После стольких лет совместной жизни императрица признавалась в письмах, что целует подушку Николая, когда его нет рядом, а Николай по-прежнему становился застенчив, как юноша, если они встречались после долгой разлуки.
Не зря иные современники с некоторой завистью говорили: "Их медовый месяц длился 23 года…"
В день же венчания Аликс записала в дневнике Николая: "Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно".

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.


Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 1 / 2 поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Последняя свадьба монархов России - свадьба Николая II и принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессен-Дармштадтской, крещеной под именем Александры Федоровны - состоялась 26 ноября (14 ноября по старому стилю) 1894 года. В силу определенных обстоятельств она не была пышной и шикарной: после свадьбы не было никаких балов и молодожены не отправились в традиционное свадебное путешествие. Все было предельно скромно, по меркам такого события в императорском Доме Романовых.

Лауритс Тукс Венчание Николая II и Александры Федоровны, студийный вариант 1895

В 1892 году в своем дневнике будущий Николай II записал: "Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться... ". Мечты-мечтами, а до венчания и свадьбы пришлось и родителей Николая уламывать, чтобы те одобрили этот брак, и саму невесту уговаривать, т.к. она категорически не желала менять свое вероисповедание.

Наконец 8 апреля 1894 года состоялась помолвка Николая и Аликс. 20 октября 1894 года в Ливадии скончался император Александр III, 21 октября Аликс приняла православие с именем Александры Федоровны. Похороны покойного Александра III прошли в Петропавловском соборе 7 ноября и страна погрузилась в траур на целый год. На год отложили и свадьбу. Но все же решили ускорить процесс и официально укрепить положение Александры в России. Выбрали день, который по религиозным правилам давал некоторое послабление - 14 ноября. Это был день Рождения императрицы Марии Федоровны.

Репин И.Е. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894

И так 14 ноября 1894 года состоялась наконец долгожданная свадьба. Венчание Николая и Александры прошло в Соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца (Большая церковь Зимнего дворца). Храм имел свои святыни: икону Спаса Нерукотворного, золотые кресты-мощевики, частицы Тернового венца, ризы Христа, а также Животворящего древа. Также в нем находились уникальные вещи, собранные императорами Российского государства. Это были подаренный Мальтийским орденом Павлу I святыни – ковчег с частью ризы Господа, десница Иоанна Крестителя, икона Филемской Божией Матери, которую написал, по легенде, сам апостол Лука, а также ряд удивительных икон из коллекции рода Романовых и старинное Острожское Евангелие. На данный момент богослужения в храме происходят по особому расписанию, с учетом музейного статуса помещения.

Гау Э. Большая церковь Зимнего дворца 1874


Лауритс Тукс Венчание Николая II и Александры Федоровны в церкви Зимнего дворца 1895


Ну а теперь слово писателям, живо повествующим о том, как происходило венчание, а вернее о том, как выглядели жених и невеста на этой церемонии.

Анри Труайя "Николай II" : "Утром 14 ноября Николай облачился в красный мундир гусарского полковника с золоченым галуном на плече. На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой. Высокая, с правильными чертами, с прямым изящным носиком, серо-синими глазами, мечтательная, с густыми, ниспадавшими на лоб золотистыми волосами, новобрачная выступала грациозно и величаво, но при этом каждое мгновение заливалась краской, точно застигнутый на месте преступления ребенок. Ослепленный любовью Николай называет ее «sunny» – «солнышко». "

Бриллиантовая венчальная корона Дома Романовых



Грег Кинг "Императрица Александра Федоровна" : "Ее свадебное платье было великолепным творением; наряд был настолько запутанным, что потребовалось почти час для Александры, чтобы его одеть. Ее чулки были из кружева, туфли украшены изысканной вышивкой. Платье состояло из нескольких юбок: жесткой нижней и широкой верхней, особого кроя, открывающей еще одну юбку из серебряной ткани с оторочкой мехом. Красивое низкое декольте открывало шею и плечи, а платье с короткими рукавами имело палантин с горностаевыми краями. Лиф был скреплен бриллиантами, которые сверкали при каждом движении. Александра носила золотую императорскую мантию, окаймленную горностаем. Эти одежды были настолько тяжелы, что четыре человека должны были помочь ей нести их. Волосы у невесты были зачесаны назад, чтобы подчеркнуть ее изящную шею и плечи. Сбоку были прикреплены локоны. На голове были тиара в виде кокошника из бриллиантов и брачная корона Дома Романовых. На платье был целый ряд алмазных брошей и цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, украшенная драгоценными камнями. На шее - нитка жемчуга. Все эти драгоценности и тиара были свадебными подарками покойного царя, стоимостью около 300 тысяч рублей (150 000$). Кроме того на невесте были тяжелые бриллиантовые серьги, колье и через платье красная лента ордена Святой Екатерины. "