В чем заключается замысел поэмы мертвые души. Как замысел «Мертвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя? Беседа « Вспоминая изученное»

1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришёл к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаённые уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окружённого повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путём пробуждения «мёртвой», уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для «дремлющей» России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трёх взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от «летаргического сна» к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы «Мёртвые души» был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы?

Поэма «Мёртвые души» кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создаёт, как мы сейчас её называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется ещё в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твёрдо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как «Божественная комедия» Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по ещё неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нём он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведённому самому творцу.

3. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, «живой труп», «грустная радость» и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, «мёртвые души» – это просто умершие крепостные крестьяне, «охота» за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. «Мёртвые души» – это «сгнившие», порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т.д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется ещё один потаённый смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мёртвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления «грязной» души, уподобляя её простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и ёмкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображённых в произведении.

4. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом «Мёртвых душ». Можно сказать, что всё произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение «грешников» в «праведников». Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека всё же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить «маяком» для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю «канву» произведения.

5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв и другие показаны ярко, «во всей своей красе» и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить своё впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители «застоя» человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, ещё способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что писатель любую деталь своего повествования строил не случайно, а по определённым принципам, помогающим реализовать его замысел наиболее полно.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.

Немного о произведении

Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы :

  • Первый том - изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
  • Второй том - отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
  • Третий том - так и не был написан.

Том первый

Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.

Глава первая

В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

С ним находятся двое слуг:

  • кучер Селифан - низкого роста человек в тулупе;
  • лакей Петрушка - парень тридцати лет в свободном ношеном сюртуке, со значительными чертами лица.

Разузнав обо всех влиятельных чиновниках и помещиках и отобедав, советник вышел осмотреть город.

На второй день он отправился навестить всех городских сановников. Благодаря искусному умению лестно отзываться о каждом, был приглашён к губернатору на вечеринку, где он завоевал расположение к себе самых влиятельных чиновников.

Сам же приезжий уклонялся много рассказывать о себе. Знали о нём только лишь то, что он многое пережил в своей жизни, испытал трудности на службе за правду и имел много врагов, посягавших даже на его жизнь.

В доме губернатора Чичиков завязывает знакомство с помещиком Маниловым и Собакевичем , с которыми он весь вечер играл в вист.

На следующий день советник обедал с полицеймейстером, где познакомился с помещиком Ноздрёвым , который имел обыкновение через несколько минут обращаться со всеми по-свойски.

В следующие дни он посетил других важных чиновников, где показал себя великосветским человеком.

Глава вторая

Уже более недели Чичиков живёт в городе и приятно проводит время. Далее, описывается его лакей. Петрушка носил широкий коричневый сюртук, имел большой нос и губы, был немногословен и любил читать книги, значением которых не интересовался. Это могли быть хоть любовные романы, хоть учебник по химии, хоть дневник умного человека. Он любил спать, не снимая одежду, и всегда носил свой уникальный запах, отзывавшийся неким жилым покоем.

Теперь главный герой решает навестить Манилова и Собакевича. Выехав в Маниловку, ему приходится проехать гораздо большее расстояние, чем сообщил Манилов. Манилов - человек значительный, с приятной наружностью, который улыбался обольстительно, имел белые волосы и голубые глаза. Он был абсолютно незаносчивым человеком, много философствовал, с хозяйством не возился.

Обменявшись любезностями, гость познакомился с супругой и двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом.

Отобедав, они уединились для разговора, в ходе которого Чичиков просит продать ему мёртвые души. Сначала Манилов был озадачен такой просьбой, но гость его убедил, что это законно и выгодно, т. к. казна получит ещё и законные пошлины. Успокоившись, Манилов пообещал отдать эти души без платы и даже взял на себя обязательства по купчей. Обрадовавшийся Чичиков распрощался со всеми в доме и отправился к Собакевичу. А Манилов остался размышлять о благополучной дружеской жизни с Чичиковым.

Глава третья

В хорошем расположении духа главный герой отправился к Собакевичу. Обдумывая только что проведённое дело, Чичиков не обращал внимания на дорогу, пока не начался сильный дождь. Извозчик же так увлёкся беседой с лошадьми, что не смог припомнить правильной ли дорогой едет.

Кучер Чичикова выбрал новый путь, не думая о том, куда приведёт выбранный путь. Уже сгустились сумерки и дождь лил стеной так, что ничего не было видно. Они свернули с дороги и некоторое время проехали по полю. Пытаясь выехать, Селифан так повернул бричку, что она подкосилась и барин выпал в грязь.

Послышался лай собак и герои, погоняя лошадей, добрались до усадьбы пожилой женщины. Чичиков попросился переночевать и был впущен после того, как признался в своём титуле дворянина.

Хозяйкой оказалась Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, мелкая помещица, у которой умер муж и поэтому ей самой приходится вести хозяйство.

Встав поздним утром второго дня, гость вышел почаёвничать с барыней и предложил выкупить мёртвые души. Настасья Петровна удивилась такому предложению и испугалась, как бы не продешевить. Чичикову пришлось попотеть и солгать, будто бы он ведёт казённые подряды. Услышав это, барыня согласилась подписать бумаги (имена своих крестьян она знала наизусть и никаких записей не вела).

С гостями была отправлена маленькая девочка, чтобы показать путь до главной дороги. Селифан и его барин отправились к трактиру.

Глава четвёртая

Приехав в трактир, советник заказал поросёнка и стал расспрашивать хозяйку о трактире, её муже и сыновьях, о помещиках в окружении. Здесь он столкнулся с Ноздрёвым - азартным тридцатипятилетним помещиком среднего роста. Ноздрёв со своим зятем Мижуевым ехал с ярмарки, где он лишился много чего, проиграв в карты.

Услышав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрёв расхохотался и предложил сначала погостить у него. Советник, поразмыслив о том, что Ноздрёв проигрался в карты и с ним тоже можно вести дела, согласился.

Ноздрёв любит погулять, супруга его умерла, оставив двух сыновей, за которыми глядела миловидная нянечка, т. к. Ноздрёву они были не нужны. Дома он больше дня никак не мог находиться. Часто попадал в различные происшествия или сам любил рассказывать истории, привирая совершенно без необходимости. «Кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, расстраивал свадьбу, торговую сделку». Ноздрёв был разносторонний человек.

К их приезду были не готовы, поэтому, распорядившись насчёт обеда, Ноздрёв решил показать свои владения. Сначала они смотрели конюшню, затем собак. Ноздрёв обожал собак, их у него было огромное множество, был даже волк. Осмотрев водяную мельницу и кузницу, Чичиков устал.

Возвратившись домой, Ноздрёв повёл гостей в свой кабинет, где были показаны ружья и сабли, шарманка и трубки. Отобедав, гость заметил, что Ноздрёв любит разные вина, однако сам же всё время усердно наливал гостям. Оставшись одни, он обратился к Ноздрёву с просьбой подарить или продать мёртвых крестьян. Он даже придумал, зачем ему нужно покупать души: для удачной женитьбы и весомого места в обществе. Однако Ноздрёв не отступал, предлагая лошадь или кобылу, собак и шарманку, оскорбляя гостя грубыми словами. Чичиков отказывался, как мог. Хозяин предложил сыграть в карты на души, но гость снова отказался.

На следующий день Ноздрёв предложил уже сыграть в шашки, но т. к. он играл нечестно, Чичиков решил прекратить игру. Хозяина это явно разозлило и он позвал слуг, чтобы те побили гостя. Неизвестно, чем бы всё закончилось, когда появился капитан-исправник, чтобы сообщить Ноздрёву об извещении в суд за избиение помещика.

Воспользовавшись ситуацией, главный герой покинул поместье приятеля.

Глава пятая

Размышления Чичикова о том, как ему повезло выбраться из поместья Ноздрёва, прервались дорожной аварией: на их бричку наскакала коляска с шестью лошадьми. Пока мужики распутывали лошадей, Чичиков обратил внимание на женщин, находящихся в коляске. Ему понравилась молодая девушка лет шестнадцати с золотистыми волосами. Он хотел все время с ней пообщаться, но как-то не случилось.

Заехав в поместье, Чичиков встретил Собакевича, который показался ему похожим на средней величины медведя. Осмотрев комнату, где каждый предмет был похож на своего владельца, Чичиков завёл беседу о высших чиновниках. Но Собакевич обо всех отзывался нехорошо. Плотно отобедав, Чичиков заговорил о деле. И его озадачило, что Собакевич высказал предложение продать ему несуществующие души без удивления.

Помещик начал торговаться, набивая цену и сообщая о ценности уже умерших крестьян. Но сделку всё же заключили, хоть Чичиков и был недоволен манерами хозяина. Павел Иванович отправился к Плюшкину , у которого было много душ и ещё больше умирающих. Мужики называли его «заплатанной».

Глава шестая

Размышляя о прозвище Плюшкина, Чичиков не заметил, как приехал в деревню. Здесь всё выглядело убого и в полном запустении.

На улице Чичиков заметил ключницу, которая попросила его пройти в комнаты, т. к. барина не было дома. Они были завалены разными вещами и покрыты плотным слоем пыли. Чичиков сравнивал помещения со щепным двором, куда заезжали расторопные тёщи и свекрухи пополнить хозяйственные запасы.

В комнату вошёл худощавый старик с маленькими глазками, небритый, в засаленном халате. Лицо не выдавало ничего уникального. Таким людям подают милостыню, повстречав на улице.

Это сам Плюшкин. Раньше он был экономным и хозяйственным, к нему заезжали поучиться хозяйству, а его дом был наполнен живостью. Теперь же глаза старика не выражали сильных чувств. Супруга Плюшкина померла, старшая дочка убежала со штабс-ротмистром, сын поступил на службу, а младшая дочь умерла. Дом опустел. Посетители нечасто наведывались к Плюшкину, дважды приезжала старшая дочка с внуками. Помещик сам упомянул об умерших крестьянах, потому что был рад освободиться от них.

Плюшкин счёл нужным договориться о цене, манипулируя своей плачевной обстановкой. И предложил ещё и беглые души, которых у него набралось до семидесяти крестьян.

Чичиков купил у него около восьмидесяти умерших душ, потребовав написать расписку. Плюшкин, получив деньги в обе руки, спрятал их в бюро с осторожностью. После сделки Чичиков заторопился покинуть хозяина. Помещик закрыл за гостем ворота, а после думал, как же отблагодарить спасителя.

Барин Селифана и без благодарности был счастлив от такого внезапного обретения, что аж запел, чем изрядно удивил своего кучера. Возвратившись в город и поужинав, он заснул.

Глава седьмая

Советник выспался хорошо и с озарившимся лицом вспомнил, что у него теперь почти четыреста крестьян, поэтому ему хотелось скорее завершить деятельность в этом городе. Он сам решил привести в порядок все бумаги и написать купчие, чтобы не платить подьячим.

Странное чувство овладело советником. Каждый из записанных мужиков как будто имел свой характер.

Например :

  • все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа;
  • список Плюшкина был написан компактно;
  • список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.

Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.

Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.

В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.

Глава восьмая

Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.

Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.

Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.

Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.

Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.

Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.

В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.

Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.

Глава девятая

Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.

Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.

И всего за полчаса этим приятельницам удалось своими догадками и предположениями взбунтовать город: вопрос о деле главного героя волновал всех.

Город разделился на две половины :

  • женская половина общества обсуждала больше дело о краже девушки, сопровождая её всеми возможными и невозможными подробностями;
  • мужская - экономическую причину предмета обсуждения.

Слухи дошли до губернаторши, и это привело к тому, что нового любимца ни в какое время и ни под каким видом не пускали и не приглашали больше в гости.

Жители города задумались о том, кто же такой Чичиков, откуда он приехал и не был ли он разбойником. Страху добавил ещё и приезд нового генерал-губернатора и две бумаги о фальшивых деньгах и разбойнике без паспорта. Для решения этого вопроса было решено собраться у полицеймейстера.

Глава десятая

Обыватели города провели собрание у полицмейстера. Почтмейстер предположил, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин и кратко рассказывает об этом. Глава 10 включает «Повесть о капитане Копейкине».

Капитан Копейкин лишился правой руки и ноги во время военных действий двенадцатого года. Он отправился в Петербург просить финансовой помощи у государя, ведь работать как прежде, он уже не мог. Капитан был изумлён красотой Петербурга, он хотел снять квартиру, но это было страшно дорого. Копейкин ожидал приёма много часов, но генерал не смог решить вопрос капитана, сказал ожидать приезда государя. Так повторилось несколько раз, денежные средства капитана на еду подходили к концу.

Когда у него остался один рубль в кармане, капитан Копейкин надумал проникнуть в приёмную к генералу и стоять там до самого конца, пока государь не примет его. Генерал поручил фельдъегерю отвезти капитана на новое место, где он будет полностью под покровительством монарха. Капитан, обрадовавшись, отправился с фельдъегерем, но больше о нём ничего не известно.

Сделав анализ ситуации, все находящиеся объявили, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что у него все конечности в целости. Поэтому решили расспросить Ноздрёва, хотя хорошо знали, что тот лгун. Ноздрёв поведал много разных выдуманных историй и, увлёкшись, даже назвал приходскую церковь, где должны были повенчаться Чичиков со своей невестой.

Все поняли, что Ноздрёв говорит ерунду, и перестали его слушать. Эти слухи больше всего подействовали на прокурора, настолько, что тот умер.

Чичиков слегка простудился и не знал об этих разговорах Все чиновники отказывались принимать его. Ноздрёв появился в гостинице героя и рассказал обо всех слухах.

Бывший любимец впопыхах решил уехать из города.

Глава одиннадцатая

С самого утра всё было не в порядке: Чичиков проснулся позже, чем планировал, лошади были не подкованы, колесо поломано.

Отправившись в путь, ему встретилась погребальная процессия.

Далее, автор знакомит читателя с жизнью Чичикова до приезда в город. Родители были дворянами, лицом на них был непохож. Однажды отец забрал маленького Пашу в город к родственнице, чтобы отдать его в училище. Отец давал наставления сыну слушаться учителей и выслуживаться перед начальниками, друзей не заводить, а если заводить, то только богатых, деньги сохранять, ведь «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Особых талантов у Павлуши не было, но учился он прилежно. Он с юных пор понял, как увеличить достаток: продавал товарищам их же угощения, торговал пирожками с рынка в классе, приучил мышь показывать фокусы за плату.

Чичиков был любимцем учителей и начальников. Когда умер его отец, он продал двор за тысячу рублей и переехал в город заниматься службой. Нельзя было назвать Чичикова скрягой, им не владела скупость. Его привлекала жизнь в изобилии, он с трудом устроился в казённую палату с маленьким жалованием. Угождая своему начальнику и ухаживая за его дочерью, Чичиков резко пошёл вверх по служебному продвижению.

Он стал человеком заметным, даже вошёл в комиссию, направленную против взяточничества, хотя сам брал взятки. Когда там он потерпел фиаско, Павел Иванович занялся таможенным делом, где в короткие сроки получил повышение и чин. Однако и тут его взяли под суд и все его владения изъяли. Это он и называет «потерпеть по службе за правду».

Он занял звание поверенного и в очередной раз, когда ему пришлось сдать дом в заклад, передавая документы на крестьян в опекунский совет, Павел Иванович узнал, что выгодно иметь дело с умершими крестьянами, которые всё ещё числились по ревизии. Так у Чичикова зародилась мысль продавать несуществующие души в опекунский совет.

Том второй

Второй том сохранился частично . Он включает в себя четыре главы и «одну из последних глав».

Глава первая

Глава начинается изображением природы и угодий какой-то глуши, принадлежавшей Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому неженатому барину тридцати трёх лет, который необдуманно проживал свою жизнь: просыпался поздновато, умывался долго, не был дурным человеком, а просто был «коптителем неба» или как автор его называет, «увалень, лежебока, байбак». Его деревня больше походила на неприступную крепость.

Далее следует история воспитания и детства Тентетникова: сначала казалось, что из него выйдет что-то путное, однако его честолюбие не было удовлетворено, и он сделался помещиком. После ряда неудавшихся реформ в поместье, он перестал принимать гостей и занялся сочинением о России.

По соседству с помещиком проживал генерал, который отзывался о Тентетникове неблагоприятно. Но у генерала была дочь Улинька, от которой молодой барин был без ума.

К Тентетникову приезжает немного постаревший Чичиков и, применяя своё умение находить подход к каждому человеку, остановился у помещика на некоторое время. Начав разговор о женитьбе Андрея Ивановича, хозяин рассказал свою историю отношений с генералом. Чичиков захотел засвидетельствовать почтение генералу.

Глава вторая

Через полчаса, проехав более 6−7 вёрст, Чичиков оказался в поместье генерал Бетрищева, который поразил его величественной внешностью, соединивший в себе множество преимуществ и слабостей. Генерал знакомит гостя со своей дочерью и приходит к выводу, что Тентетников не такой уж и глупый человек. Чичиков много подшучивал, чем заслужил благожелательное отношение генерала. Пользуясь случаем, Чичиков придумывает историю о старом дядюшке, который пообещал передать ему наследство при условии приобретения трёхсот душ. Чичиков просит генерала продать ему умерших. Генерал выполняет просьбу гостя, считая это розыгрышем.

Конец главы отсутствует .

Глава третья

Павел Иванович отправляется к полковнику Кошкарёву, одному из родственников генерала, чтобы сообщить о помолвке Улиньки с Тентетниковым. Но ошибочно приезжает к Петру Петровичу Петуху, которого видит абсолютно обнажённым во время охоты на осетра. Обнаружив, что имение в закладе, Чичиков вознамерился уехать, но познакомился здесь с помещиком Платоновым - светло-русым красавцем стройного роста.

Платонов страшно скучал и хотел бы немного встревожиться. Он рассказывает о способах преувеличения богатства, чем вдохновляется главный герой. Петр Петрович устроил удивительное гулянье по реке, а на следующий день Платонов и Чичиков отправились в путь.

По пути решили заехать к Константину Фёдоровичу Констанжогло, зятю помещика Платонова.

У полковника Кошкарёва тоже нельзя было никак извлечь выгоду, т. к. полковник хотел решать дело только письменно, что было сопряжено со многими трудностями. Сердитый Чичиков вернулся к Констанжогло и решает купить поместье его соседа - Хлобуева, который продаёт его за бесценок.

Глава четвёртая

Чичиков даёт аванс за имение, заняв сумму у Констанжгло и Платонова. Осматривая поместье, Хлобуев признался, что хлеб не сеял, однако же сделку о покупке поместья отпраздновали шампанским. Это удивило гостей. В доме ожидалось увидеть пустые комнаты, но они были обставлены предметами некоторой роскоши. Хлобуев планировал переехать в город, где у него был домишко.

Покинув поместье, советник задумался о своём приобретении, и у него промелькнула мысль перепродать его, если не получится вести хозяйство, и таким образом, не возвращать деньги заёмщикам. Они приехали в поместье Платонова, где совершилось знакомство с братом Платонова - Василием.

Здесь он узнаёт о помещике Леницыне, который захватил пустошь Платоновых. Чичиков отправляется к нему уладить это дело.

Чичиков заключает сделку по своему делу с Леницыным, покорив того способностью щекотать ребёнка. Повествование прерывается.

Одна из последних глав

Можно допустить, что с момента приобретения имения прошло время. Чичиков приезжает на ярмарку, чтобы купить сукно для нового костюма. Там он встречает Хлобуева, который недоволен обманом новоявленного помещика, из-за чего почти лишился наследства. В лавку ещё входит откупщик Муразов, недавний знакомый главного героя.

Муразов наставлял Хлобуева о том, как лучше прожить остаток жизни. Его слова заставили прослезиться старика, Хлобуев задумался. Муразов предлагает бывшему помещику быть сборщиком на церковь, и таким образом, узнать местность и край получше.

На Чичикова сыпятся доносы по разным поводам: на подложность завещаний, улики в покраже и в утаении сумм. Его арестовывают.

Муразов находит осуждённого в подвале. Чичиков признаётся, что попал сюда, так как не знал меры, не мог вовремя остановиться. Он рвёт на себе волосы и оплакивает лишение шкатулки с ценными документами: помещику не позволили распорядиться многими личными вещами, в том числе и шкатулочкой, где было всё его имущество, добытое потом и кровью, годами трудов и лишений. Муразов убеждает Чичикова жить справедливо, не нарушать закон и не обманывать людей.

Кажется, его слова побудили в душе Павла Ивановича мысль сделаться хозяином небольшой деревушки и копить деньги на помощь другим людям.

Чиновники, которые надеялись получить взятку от Чичикова, затрудняют решение дела. Главный герой покидает город.

Основной замысел поэмы

Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.

Главные темы произведения :

  • беззаконие, тирания и своеволие помещиков;
  • беднота и бесправие крестьян;
  • чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение;
  • взяточничество.

Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов :

  1. Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
  2. Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.

Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.

    Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тенденции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абстрактного пространств, их взаимного «перетекания» и взаимодействия. При этом конкретному месту действия придаётся символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной моделью.

    Так происходит в «Мёртвых душах», когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на её пути к совершенствованию.

    10. Проанализируйте один из эпизодов поэмы «Мертвые души» («Чичиков у Собакевича», «Чичиков у Плюшкина», «Чичиков у Коробочки»)

    Чичикову у Коробочки

    Появление Чичикова у Коробочки происходит ночью, и Чичиков не успевает даже толком осмотреться. Однако Гоголь вступает с авторской ремаркой и популярно объясняет, что за помещица была Коробочка. Он сразу характеризирует её как прижимистую и сверхбережливую, на всё постоянно жалующуюся, но потихоньку набивающую деньгами «пестрядевые мешочки» и хранящую старый хлам «на всякий случай», который никогда не представится по причине её чрезвычайной осторожности и перейдёт в результате кому-нибудь по духовному завещанию. Автор умышленно сводит воедино столь несовместимые слова: «духовное завещание» и «старый салоп», показывая своё ироничное отношение к этому типу людей.

    В связи с просьбой Чичикова Коробочка задалась главным вопросом - как бы не продешевить. Интересно то, что такой предмет, как умерший человек, легко принят ею как товар, и её упорство и сомнения по поводу «необычного предприятия» представляет собой по большей части желание выгадать побольше. В ней слита воедино маска и реальное лицо. Реальное лицо может изумиться, услышав о предложении Чичикова, а маска тут же воспользуется этим удивлением и обернёт его для практической пользы - как она её понимает.

    Характерно то, что сверхбережливость Коробочки и её многочисленные страхи заставляют её совершать поступки иррациональные, и если бы Чичиков не успел разобраться в её характере и не посулил ей в будущем купить для казны других, обычных товаров, она так бы и не продала души.

    Всякая новизна вызывает у таких людей бессознательную боязнь.

    Чичиков у Собакевича

    «Вполне практично отнёсся к просьбе Чичикова Собакевич. Натура «кулака» сказалась в том, как он повёл торг. Сначала он запросил немыслимую цену («по сту рублей за штуку»), потом медленно, с большой неохотой стал сбавлять, но так, что всё-таки получил с Чичикова больше любого другого («По два с полтиною содрал за мёртвую душу, чёртов кулак!»).

    Впрочем, отношение Собакевича к странному предприятию не сводится только к практичности. Он единственный из помещиков, кто за именами умерших видит конкретных людей, кто говорит о них с нескрываемым чувством восхищения: «Милуш- кин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо... А Еремей Сорокоплёхин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Вот ведь какой народ! Никакие напоминания Чичикова, что «ведь это всё народ мёртвый», не могут вернуть Собакевича к реальности: Об умерших он продолжает говорить как о живых. Можно поначалу подумать, что он старается сбить покупщика с толку, набивает цену товару, хитрит, играет. Однако Собакевич входит в эту игру всеми чувствами. Ему действительно приятно вспомнить Милушкина или Телятникова (как хозяин- кулак, он ценит их мастерство). Грань между реальным и призрачным стирается: своими «покойниками» Собакевич готов побить «живущих» - «...что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди».

    12. Рассмотрите иллюстрации к произведениям Гоголя. Какие из них кажутся Вам особенно близкими к авторскому описанию портретов героев?

    Прекрасным иллюстратором «Мёртвых душ» был художник П. Боклевский.

    13. Почему Гоголь не сумел завершить «Мертвые души»? Дайте развернутый ответ-рассуждение.

    Поэма «Мёртвые души» была тесно связана с религиознонравственными исканиями Гоголя (об этом см. ответ на 4-й вопрос).

    Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ» летом 1845 года. Гоголь признавался, что он сам предал огню «пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу».

    Гоголь считал, что второй том не удался, но для того, чтобы он мог отчётливо увидеть, каким же должна быть эта книга, надо сжечь уже написанное, чтобы не было ни одной зацепки и надежды повторить уже сделанной:

    «Как только пламя унесло последние листы моей книги, её содержание вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра».

    За этим последовало ещё пять лет упорной работы. И вот в первый день 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что второй том «совершенно окончен».

    Но в последних числах января в нравственном расположении и здоровье Гоголя начали обнаруживаться угрожающие симптомы. Смерть его давней доброй знакомой Е. М. Хомяковой произвела на него удручающее впечатление, и Гоголем овладел страх смерти.

    Вскоре в Москву приехал протоиерей Матвей Константиновский, который имел на Гоголя большое влияние и склонял его к строгому и неукоснительному выполнению евангельских заветов (так, как он их понимал). Матвей Константиновский внушал Гоголю мысль уничтожить часть глав поэмы якобы в связи с их неточностью (протоиерею особенно не нравились главы, где был выведен он сам) и считал, что поэма может оказать на читателей вредное влияние. Гоголь мог счесть, что второй том остался неубедительным. Что он не справился с главной задачей своей жизни.

    Состояние Гоголя резко ухудшилось: у него возникают непонятные боли в желудке, слабость, апатия, полное отвращение к еде.

    7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, в ночь с 11 на 12 февраля сжигает рукопись, а утром 21 февраля умирает.

Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения.
В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись”, – сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
Гоголь задумал поэму из трех томов, опираясь на эпичес­кие поэмы Гомера и поэму Данте Алигьери “Божественная ко­медия”.
Поэма Данте содержит три части: “Ад” (населенный грешни­ками), “Чистилище”

(там помещались те, кто мог очистить свои души от грехов), “Рай” (населенный чистыми, непорочными ду­шами). Гоголь хотел показать в первом томе своей поэмы пороки русских людей, затем герои должны были словно бы подняться из Ада в Чистилище, очистить свои души страданием и покаяни­ем. Затем, в Раю, лучшие качества героев должны были ожить и явить миру все лучшее, что есть в душе русского человека.
Два героя – Чичиков и Плюшкин – должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. “Мертвые души” должны были бы стать поэмой о восстановлении челове­ческого духа.
Гоголь писал: “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие сочинения:

  1. Светлые по своему настроению произведения чередуются в цикле с повестями, отличающимися суровым колоритом; повести, отмеченные преобладанием лирики и быта, перемежаются с произведениями, насыщенными фантастикой. Рядом с солнечной, пронизанной юмором “Сорочинской ярмаркой” мы видим “Вечер накануне Ивана Купала” с его остро Read More ......
  2. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого Read More ......
  3. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 . Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Read More ......
  4. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян. Но на самом деле в названии заключен более Read More ......
  5. Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются – и чем дальше, тем больше – признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Read More ......
  6. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна – постигает одна трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о явлении русской жизни его времени, будь это Read More ......
  7. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него Read More ......
  8. Тема дороги – одна из важнейших, ключевых в поэме “Мертвые души”. Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению Read More ......
Общий замысел “Мертвых душ”

В мае 1842 года в книжных лавках обеих столиц появилось новое произведение Гоголя. Попробуем разобраться, каков же замысел поэмы "Мертвые души". Обложка книги была чрезвычайно затейлива, разглядывая ее, читатели и не знали, что выполнена она была по эскизу самого автора. Рисунок, помещенный на обложке, очевидно, был важен для Гоголя, так как повторился и во втором прижизненном издании поэмы в 1846 году.

Давайте познакомимся с историей замысла "Мертвых душ" и его осуществлением, посмотрим, как он менялся, как постепенно выкристаллизовывалась идея создания монументального эпического полотна, которое охватило бы собой все многообразие российской жизни. Воплощение столь грандиозного замысла предполагало и использование соответствующих художественных средств, и адекватный жанр, и особое, символичное название.

Опираясь на уже сложившуюся культурную традицию, в основу сюжета Гоголь кладет путешествие героя, однако перед нами путешествие особое: это не только и не столько передвижение человека во времени и пространстве, это путешествие человеческой души.

Попробуем прояснить нашу мысль. Вместо лихо закрученной интриги и рассказов о "похождениях Чичикова" взору читателя предстал один из российских губернских городов. Путешествие героя свелось к объезду пяти помещиков, живших неподалеку, а о самом главном герое и его истинных намерениях автор рассказал чуть прежде, чем расстался с ним. По мере повествования автор как будто забывает о сюжете и рассказывает о событиях, вроде бы даже и не связанных с интригой. Но это не небрежность, а сознательная установка писателя.

Дело в том, что, создавая замысел поэмы «Мертвые души», Гоголь следовал и еще одной культурной традиции. Он предполагал написать произведение, которое состоит из трех частей, по образцу "Божественной комедии" Данте. В поэме великого итальянца путешествие человека, точнее — его души, представлено как восхождение от порока к совершенству, к осознанию истинного предназначения человека и мировой гармонии. Таким образом, дантовский "Ад" оказывался соотносимым с первым томом поэмы: как и лирический герой поэмы, совершающий паломничество к глубинам земли, гоголевский Чичиков постепенно погружается в бездну порока, перед читателем предстают характеры «один пошлее другого». А в финале вдруг звучит гимн России, "птице-тройке". Откуда? Почему? «Это пока еще тайна, — писал Гоголь по окончании работы над первым томом, — которая должна была вдруг, к изумлению всех...».

Во многом реализация замысла так и осталась тайной, недоступной читателю, но сохранившиеся главы второго тома, высказывания современников позволяют говорить о том, что последующие два тома должны быть соотнесены с «Чистилищем» и «Раем».

Итак, перед нами путешествие души, но какой души? Мертвой? Но душа — бессмертна. На это указали автору в московском цензурном комитете, когда цензор Голохвастов буквально закричал, увидев только название рукописи: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бессмертна…» — и не дал разрешения на печать. По совету друзей, Гоголь едет в Петербург, чтобы показать рукопись тамошней цензуре и там же книгу напечатать. Однако история в чем-то повторяется. Цензор Никитенко хоть и дал разрешение на печать, но потребовал внести в текст изменения: переменить название и убрать «Повесть о капитане Копейкине». Скрепя сердце Гоголь пошел на уступки, переделав «Повесть...» и слегка изменив название. Теперь оно звучало по-другому: "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Но на обложке первого издания сразу бросалось в глаза именно старое название. По настоянию автора, оно было выделено особо крупным шрифтом не только потому, что было связано с сюжетом: "мертвые души" оказались товаром, вокруг покупки и продажи которого и завертелась афера Чичикова. Однако в официальных документах умершие крестьяне, числившиеся по ревизским сказкам живыми, именовались «убылыми». На это указал писателю его современник М. П. Погодин: "...«мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые". Трудно поверить, что Гоголь не знал этого, но все равно вложил в уста героев поэмы по отношению к приобретаемым Чичиковым душам слово «мертвые». (Заметим в скобках, что, совершая сделку с Плюшкиным, Чичиков покупает не только умерших, но и беглых, то есть «убылых» крестьян, отнеся их к разряду «мертвых».)

Таким образом, употребляя слово «мертвые», Гоголь хотел придать особый смысл всему произведению. Это слово помогает раскрыть общий замысел "Мертвый душ".