Ученый николай коперник. Биография коперника

Николай Коперник: биография и его открытия. В 16 в. большинству астрономов стало окончательно ясно, что система приводит к таким большим ошибкам в расчетах, что сама по себе вызывает сомнения.

Кое-кто пытался «усовершенствовать» ее, добавляя «эпициклы», но положение от этого не становилось лучше, а представления о том, как в действительности выглядит движение планет, и , окончательно запутались.

Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543 гг.) стал тем человеком, который впервые за полтора предложил принципиально другую — намного более простую и ясную систему мира.

Это было колоссальным прорывом в , и вскоре гелиоцентрическая модель стала общепризнанной.

Имя человека, «перевернувшего» , описанную Клавдием Птолемеем, сегодня известно всему миру. С его модели и оптических началась современная астрономия.

Польский ученый первым отказался от ошибочного взгляда, согласно которому является центром мироздания. Он объяснил движение небесных тел вращением Земли вокруг ее оси и обращением планет вокруг Солнца.

Краткая биография Николая Коперника

Николай Коперник родился в польском Торунь в семье купца, переселившегося на польские земли из Германии.

Он рано осиротел — отец его погиб во время эпидемии чумы, и заботу о племяннике взял на себя Лукас Ватценроде — каноник, а впоследствии епископ, человек образованный и влиятельный.

В 1491 г. Коперник отправился в Краков и стал студентом факультета свободных искусств Краковского университета — одного из старейших в .

Здесь он изучал медицину, и богословие, однако не получил диплома. Семья решила, что юноше предстоит духовная карьера.

Однако это не слишком вдохновило Коперника, и он отправился в Болонью, чтобы в прославленном Болонском университете заняться церковным правом,- а на самом деле потому, что лишь там он мог всерьез заняться астрономией, которая интересовала его больше других наук.

Там он постиг основные навыки астрономических наблюдений под руководством известного астронома Доменико Новара.

Затем Коперник отправился в Падуанский университет в Италии для изучения медицины, а в Ферраре ему была присуждена степень доктора богословия.

На родину он вернулся лишь в 1503 г., получив самое всестороннее образование, и занял должность каноника во Фромборке — рыбачьем городке в устье Вислы.

Здесь он наконец-то смог полностью погрузиться в астрономические наблюдения и поиски подтверждений своей отчаянно смелой гипотезы. Здесь ему предстояло провести остаток и создать свой главный труд, который ему не довелось увидеть напечатанным.

«Об обращении небесных сфер»

Еще в юности Николая Коперника поразила сложность и запутанность системы мира, созданной Клавдием Птолемеем.

Проводя астрономические наблюдения, ученый пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть центром неподвижной Вселенной, и тогда удается с легкостью объяснить кажущуюся запутанность движения планет по их орбитам.

Кроме того, он высказал предположение о существовании силы всемирного тяготения, предвосхитив . Однако к своим выводам Коперник отнесся с осторожностью — они противоречили точке зрения, принятой церковью.

Он начал распространять в ученых кругах «конспект» своей гипотезы, как бы прощупывая, какой будет реакция на его «безумную» идею. А тем временем продолжал наблюдения, составлял астрономические таблицы и проводил расчеты, которые подтверждали его правоту.

Работа над рукописью «Об обращении небесных сфер» продолжалась почти 40 лет — Коперник вносил в нее дополнения и уточнения до тех пор, пока ему не удалось убедительно доказать, что Земля является одной из планет, обращающихся по своим орбитам вокруг Солнца.

В эти Николай Коперник немало сделал не только как астроном, но и как врач, инженер и экономист. По его проекту в Польше была введена новая , во Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую весь город.

Коперник лично занимался борьбой с эпидемией чумы в 1519 г., а во время польско-тевтонской (1520-1522 гг.) организовал оборону епископства от тевтонских рыцарей.

Первый экземпляр главного труда ученого был отпечатан в Нюрнберге за несколько недель до его смерти.

Некоторое время книга «Об обращении небесных сфер» свободно распространялась среди ученых. Но в 17 в. учение Коперника было объявлено ересью, книга запрещена, а последователи «коперниканства» подверглись преследованиям.

Что говорил Коперник о силе тяжести?

Сохранились документальные подтверждения размышлений Коперника на тем, что такое сила тяжести. Эти догадки появились задолго до теорий, разработанных впоследствии другими европейскими учеными.

В одном из писем к Николай Коперник писал, опережая открытия Исаака Ньютона:

«Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».

Николай Коперник.
По оригиналу королевской обсерватории в Берлине.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 год.

Коперник (Kopernik, Copernicus), Николай (1473- 1543) - польский астроном и мыслитель. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрической системы мира Коперник постепенно пришел к утверждению новой системы мира, согласно которой Солнце занимает центральное положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Основной труд Коперника - «О вращениях небесных тел» (1543, русский перевод, 1964).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 176.

Коперник Николай (1473 1543) - польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как «избранной богом» арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, нанесла удар церковной легенде о рае и аде, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперником между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем, развивали дальше (Бруно , Галилей и др.), устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца в центре вселенной. Основные произведения Коперника, «Об обращениях небесных сфер» (1543), свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 204.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19 февраля 1473, Торунь, Польша - 24 мая 1543, Фромборк) - польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Изучал математику, теоретические основы астрономии, медицину в Краковском университете (1491-95), учился на факультете церковного права Болонского университета (1496-1501), где изучал также астрономию и участвовал в исследованиях знаменитого астронома Доменико де Новара. Обучался медицине в Падуанском университете, в Ферраре получил степень доктора канонических прав (1503). Исполнял многочисленные обязанности: каноник во Фромборке, канцлер Вармийского капитула, инициатор денежной реформы. Кроме того, он организовал защиту от нападения воинов Тевтонского ордена, как врач участвовал в борьбе с эпидемией 1519, читал лекции по математике, издавал переводы. Одновременно Коперник постоянно занимался астрономическими наблюдениями и математическими расчетами движения планет и к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. Работа вышла лишь в 1543, в год его смерти. С 1616 по 1882 по требованию Ватикана труд Коперника был в Индексе запрещенных изданий. Основному труду предшествовал «Малый комментарий» (1505-07), в котором излагались основные допущения гелиоцентризма. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли - это центр тяготения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле. Эти положения детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собственной оси, перпендикулярной плоскости экватора. Кроме того, доказывается, что мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес. По Т. Куну, нововведение Коперника не было просто указанием на движение Земли, но составляло новый способ видения проблем физики и астрономии, при котором необходимо изменился смысл понятий «земля» и «движение» (см. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с. 190).

Л. А. Микешина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 309-310.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, -24.5.1543, Фромборк), польский астроном и мыслитель. В основном труде Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543, рус. пер., 1964) давно и прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 век до н. э.) возрождается, развивается, доказывается и обосновывается в качестве научной истины. С научной точки зрения преимущества гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается возможным определение из наблюдений фактических планетных расстояний; ясный физический смысл получают специфические математико-геометрические особенности схемы Птолемея (которые ранее носили непонятный и случайный характер); новая система мира производит сильное эстетическое впечатление, устанавливая действительную «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с. 13). Учение Коперника опровергало многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло решающий удар по религиозно-теологических представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Энгельс назвал издание основного труда Коперника «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 347). В философском плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естественнонаучного познания. Вплоть до Коперника господствовала гносеология, установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть достоверность, но «перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеология, основой всей классической науки.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, t. l-2, Warsz., 1972-75; в рус. пер.- в сб.: Польск. мыслители эпохи Возрождения, М., I960, с. 35-68.

Литература: Николай Коперник. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473-1973, М., 1973 (лит. о К. опубл. n России и в Сов. Союзе); Веселовский И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; Идельсон Н. И., Этюды по истории небесной механики, М., 1975; Kühn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b r z у с k i J., Mikolaj Kopernik- uczony i obywatet, Warsz., 1972.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего в школе при костеле св. Яна. После смерти во время чумы Николая Коперника-отца заботы племяннике принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета.

В 1496 году Николай вместе с братом Анджеем оказался в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом. Николай записался на юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, т. е. церковного, права. 9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение.

В 1498 году Николай Коперник был утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула.

Затем Николай на короткое время возвращается в Польшу, но всего через год вновь отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуан-ском университете и получает степень доктора богословия в университете Феррары. На родину Коперник вернулся в конце 1503 года всесторонне образованным человеком. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы.

В Фромборке Коперник развернул свои астрономические наблюдения, несмотря на неудобства из-за частых туманов с Вислянского залива.

Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В "Малом комментарии", написанном приблизительно в 1516 году, Коперник дал предварительное изложение своего учения, точнее своих гипотез.

В самый разгар войны с крестоносцами, в начале ноября 1520 года, Коперник избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Взяв на себя командование немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости и сумел отстоять Ольштын. Вскоре после заключения перемирия в апреле 1521 года Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 года - канцлером капитула. .

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в труде "Об обращениях небесных сфер" была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Положения теории Птолемея считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.

Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца.

Коперник считал, что человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении. Наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

Коперник был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр "Об обращениях небесных сфер", отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий.

Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в "Индекс" запрещенных книг.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Opera omnia, t. 1-2. Warsz., 1972-1975;

О вращениях небесных сфер. М., 1964.

Литература:

Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения, под ред. В. А. Котельникова. М., 1973;

Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974;

Kuhn Т. S. The Coperniean Revolution. Cambr. (Mass.), 1957.

Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде откры­тий первостепенной важности. Осо­бенно большие успехи сделала математика. Строитель­ство больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле, значительные изменения в системе и способах хозяйствования - все это требовало применения науки к производству. Раз­витие математики в Италии и в других странах Запад­ной Европы в XV-XVII вв. вызывалось именно этими потребностями. Так, в XV в. получили всеобщее рас­пространение арабские цифры, были воскрешены из забвения произведения античных математиков - Евк­лида, Архимеда и др. В конце XV и в XVI в. появля­ются произведения, в которых были превзойдены дости­жения античной математики. Ученые, занимающиеся математикой, стремились поставить ее на службу раз­вивающейся производственной практике; подобные устремления были почти неизвестны античности и тем более средневековью.

Исключительное значение в это время имело воз­никновение экспериментального естествознания. Как указывает Энгельс, именно в эту «грандиозную эпоху» были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествозна­ние,- единственное, о котором может идти речь как о науке...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 608.)

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на раз­витие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие от­крытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, раз­витие которой было обусловлено прежде всего потреб­ностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку богословско-схоластическое ми­ровоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих от­крытий была гелиоцентрическая система великого поль­ского ученого Николая Коперника (1473-1543), зало­жившая основы научной астрономии.

Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Коперником в книге «Об обращени­ях небесных сфер» (1543), следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как счита­ли Аристотель, Птолемей, а за ними все схоластики и церковники, но вращается вокруг своей оси; 2) Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Все­ленной. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Движением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение Солнца относитель­но звезд, а также петлеобразное движение планет при наблюдении их с Земли.

Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля - Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля - Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля- Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.

>Биографии известных людей

Краткая биография Николая Коперника

Николай Коперник – выдающийся польский астроном, который создал гелиоцентрическую систему мира. Он был также талантливым математиком, механиком, канонником и человеком, положившим начало первой научной революции. Николай Коперник родился 19 февраля в 1473 году в Торуни в купеческой семье. Рано лишившись отца, он воспитывался своим дядей-епископом Лукашем Ваченроде.

Образование Николай Коперник получил в Краковском университете, а продолжил в итальянских университетах Болоньи, Падуи и некоторых других, где помимо астрономии изучал медицину и право. Вскоре он был избран канонником, а затем устроился на работу секретарем и врачом у своего дяди в епископской резиденции в Лидзбарке.

После смерти дяди, он переехал во Фромборк. Там Коперник поселился в одной башне, которая сохранилась до сих пор, и устроил собственную обсерваторию. Именно в этом помещении он делал важные открытия. Результатом долголетних трудов ученного стало создание гелиоцентрической системы мира. В первую очередь он хотел всего лишь усовершенствовать гелиоцентрическую систему Птолемея, изложенную в «Альмагесте». В итоге ему удалось вывести более точное определение элементов, посредством которых Птолемей представлял движение небесных тел. Он также добавил ряд своих открытий, философское значение которых сводилось к тому, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, пополнила список планет. Появилась ещё одна идея, о том что «небо» и «земля» подчиняются одинаковым физическим законам. Таблицы, которые составил Коперник, были намного точнее тех, что составил Птолемей, а это было очень важно в те времена, так как стремительно развивалось мореплавание. Таким образом, гелиоцентрическая система Коперника получила широкое распространение. Его труды были описаны в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном незадолго до его смерти в 1543 году.

В целом, взгляды Коперника носили революционный характер, и долгое время не признавались католической церковью. Последователем Коперника был Галилео Галилей, который впоследствии развил следствия его учений.

Биография

Ранние годы

Торунь: дом, где родился Коперник

Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом (довольно-таки бесперспективной) дискуссии. Мать его была немкой (Barbara Watzenrode ), национальность отца неясна. Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности). Писал он на латинском и немецком, ни одного документа на польском языке, написанного его рукой, не обнаружено; после ранней смерти отца он воспитывался в немецкой семье матери и дяди. Никколо Комнено Попадополи распространил недоказанную - и, по мнению современных историков, им же самим выдуманную - историю о том, что Коперник якобы записался в Падуанском университете поляком. Надо отметить, что понятие национальности в те годы было гораздо более размыто, чем в наши дни, и часть историков предлагает считать Коперника поляком и немцем одновременно.

В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.

Бюст Коперника в Кракове

Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Луки (Lucas ) Ватценроде (Ватцельроде) , Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет , где с одинаковым усердием изучал математику , медицину и богословие , но особенно его привлекала астрономия .

Для продолжения образования Коперник уезжает в Италию () и поступает в Болонский университет . Помимо богословия, права и древних языков, он имеет там возможность заниматься и астрономией. Небезынтересно отметить, что одним из профессоров в Болонье был тогда Сципион дель Ферро , с открытий которого началось возрождение европейской математики. Тем временем, благодаря стараниям дяди, в Польше Коперника заочно избирают каноником в епархии Вармии.

Смерть

А. Лессер. Смерть Коперника

Книга Коперника осталась как выдающийся памятник человеческой мысли. С этого момента датируется начало первой научной революции .

Могила

Местонахождение могилы Коперника длительное время оставалось неизвестным, однако в ноябре 2008 г. анализ ДНК подтвердил находку его останков .

Научная деятельность

Гелиоцентрическая система

Небесные сферы в рукописи Коперника

Титульная страница «De revolutionibus orbium coelestium»

В предисловии к книге Коперник пишет:

Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.

Нюрнбергский теолог Озиандер, которому Ретик поручил печатание книги Коперника, из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для сокращения вычислений. Одно время это предисловие приписывалось самому Копернику, хотя тот в ответ на просьбу Озиандера сделать подобную оговорку решительно отказался. Вслед за предисловием следуют хвалебное письмо кардинала Шёнберга и посвящение папе Павлу III .

По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест » в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома - Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой .

В четвёртой - о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.

Предположение I: Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения, и кроме того формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия.
Предположение II: Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное (тело) и к тому же совершает суточное обращение. Все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере.

Оригинальный текст (лат.)

Propositio I: Sol est centrum et omnino immobilis motu locali. Censura: omnes dixerunt dictam propositionem esse stultam et absurdam in philosophia et formaliter hereticam, quatenus contradicit expresse sententiis sacrae Scripturae in multis locis, secundum proprietatem verborum et secundum expositionem et sensum SS, Patrum et theologorum doctorum. Propositio II: Terra non est centrum mundi nec immobilis, sed secundum se totam movetur etiam motu diurno. Censura: omnes dixerunt hanc propositionem recipere eandem censuram in philosophia et spectando veritatem theologicam ad minus esse in fide erroneam..

Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».

Вопреки устоявшемуся мнению, сама книга Коперника «» была формально запрещена инквизицией лишь на 4 года, однако подверглась цензуре. В 1616 году она была внесена в римский индекс запрещённых книг с пометкой «до исправления». Требуемые цензурные поправки, которые необходимо было внести владельцам книги для возможности дальнейшего использования, были обнародованы в 1620 году. Эти исправления в основном касались утверждений, из которых следовало, что гелиоцентризм является не просто математической моделью, но отражением реальности. Сохранилось множество экземпляров первого (Нюрнберг , ), второго (Базель , ) и третьего (Амстердам , ) изданий, принадлежавших, в частности, известным астрономам и другим историческим личностям, в которых владельцы выполнили предписания цензуры с разной степенью лояльности: от полного затушёвывания требуемых фрагментов Коперника и надписывания рекомендуемого текста, до полного игнорирования предписаний. Около 2/3 сохранившихся копий из Италии были исправлены их владельцами, в то время как подавляющее большинство копий из других стран не правились. Испанский индекс запрещённых книг явным образом разрешал книгу. Интересно, что экземпляры второго и третьего издания привезли в Китай иезуитские миссионеры в 1618 году во время формального действия запрета. Книга была исключена из римского Индекса запрещённых книг в 1835 году . .

Другие достижения в астрономии

Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В одном из его писем говорится:

Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой.

Он уверенно предсказал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным . После изобретения телескопа Галилей подтвердил это предвидение.

Экономика

Коперник первым обратил внимание на закономерность, известную как Закон Коперника - Грешема (независимо обнаружен также английским банкиром Томасом Грешемом). Согласно этому принципу, более устойчивые по своему курсу деньги (например, золотые) будут вытесняться из обращения, так как люди будут накапливать в них сбережения, а в реальном обороте будут участвовать «худшие» (например, медные) деньги.

Список произведений

  • N.C. Meditata XV. Augusti anno domini MDXVII. ,
  • Tractatus de monetis ,
  • Monetae cudendae ratio ,
  • De Revolutionibus Orbium Coelestium - Нюрнберг , Германия :

Увековечение памяти

Памятники

В честь Коперника названы:

См. также

Примечания

Литература

Сочинения

  • Коперник Николай. О вращении небесных сфер. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1964.

О нём

  • Амбарцумян В. А. Коперник и современная астрономия. Доклад на Юбилейном заседании Общего собрания Академии наук СССР, посвященном 500-летию со дня рождения Н.Коперника, 6 марта 1973 г. «Вестник Академии наук СССР», № 5, 1973, стр. 46-56.
  • Ахутин А. В. Новация Коперника и коперниканская революция. В кн.: Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М.: РФО, 1997, с. 181-243.
  • Белый Ю. А. Коперник, коперниканизм и развитие естествознания . ИАИ, Вып. XII, с. 15.
  • Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Коперник, 1473-1543. М.: Наука, 1974.
  • Герасименко М. П. Николай Коперник - выдающийся экономист эпохи раннего капитализма. Киев: Изд-во АН УССР, 1953.
  • Гребеников Е. А. Николай Коперник. М.: Наука, 1982.
  • Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: Ненаучные корни научной революции. Изд-во СПб ун-та, 2006.
  • Идельсон Н. И. Этюды по истории небесной механики . М.: Наука, 1975.
  • Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика . - 2009. - № 6.
  • Николай Коперник (1473-1543). К четырёхсотлетию со дня смерти . М.-Л.: Изд. АН СССР, 1947.
  • Энгельгардт М. А. Николай Коперник. В книге: Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле. Биографические повествования (библиотека Ф. Павленкова, том 21, стр. 5-73). Челябинск, «Урал», 1997.
  • Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции . Издательство С.-Петербургского университета, 2006.