Тяжёлые бронетранспортеры разных стран. Бронетранспортёр БТР Пиранья Самый мощный бтр в мире

Америка любит украинских оружейников. Много лет назад, во времена президента Ющенк, США финансировали Ираку покупку полутысячи БТР-4 производства КБ Малышева. Самое смешное в сделке было то, что на момент заключения контракта подобного БТР просто не существовало. Впрочем, американцы действовали не бескорыстно - скандалы со стамиллионными взятками и откатами гремят уж два года как.

БТР-4 на территроии заводаПервое знакомствао с иракцами.


Харьковские конструкторы сделали невозможное и в кратчайшие сроки воплотили свои наработки в металле. Опытное производство споро начала клепать БТР-4 и слать их в Ирак. Но чуда не произошло - не обкатанный и не доведенный проект постоянно "глючил", не стыковались агрегаты, пушка и вовсе не желала стрелять куда положено. Одно слабое утешение - орудийный блок делали не в Харькове.

На фото - убыточное изделие Китежградского завода маготехники (шутка).
Но и правда убыточное -
уплаченные штрафы, неустойки и взятки съели прибыль. Одно утешение - было из чего выплачивать зарплату.

К Новому 2014 году украинский оборонпром получил нежданный подарок. Правда виртуальный. Куда более материальный прибудет в порт Одессы чуть позже - числа 5 января. Но обо всё по порядку.

БТР-4, выпускающийся на ГП «Завод имени В.А. Малышева», вошел в десятку лучших в мире, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua. Местная пресса в восторге - "Украинское оружие и военная техника пользуется великолепной репутацией благодаря своей надежности и простоте".

А всё потому, что БТР-4 вошел в десятку лучших бронетранспортеров мира по версии Army Technology. Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Укрспецэкспорт». Согласно сообщению, БТР-4 вошел в десятку лучших по показателям защиты, огневой мощи и мобильности.

Кроме него в десятку лучших вошли финский Patria, немецкий Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, российский БТР-82А, американский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney).

Невольно вспоминается сообщение в прессе Великой Конкордии о проигрыше своего гонщика в любительской гонке с земным университетом: "Наш гонщик оказался достоин своих великих предков и показал превосходный для первого раза результат, заняв второе место. Его земной соперник смог прийти предпоследним".

Ни одного слова лжи. Прекрасное описание соревнований с участием двух сторон.

Так и с украинским БТР-4. Пока укро-пресса пускает слюни, cудно "Seа Pacifica", на борту которого находятся 42 забракованных Ираком украинских БТР-4, направляется обратно в Одессу. Об этом сообщил представитель одесской компании-перевозчика Varamar, управляющий директор компании Александр Варваренко. До этого харьковские бронетранспортёры, покинувшие Одесский порт в марте этого года , были арестованы в Индии вместе с судном. Началось всё с того, что 26 апреля сухогруз причалил у берегов Ирака, но в порт его так и не пустили и украинские БТРы отказались выгружать.

«В Одесском порту машины были приняты комиссией, в составе которой были представители Ирака. Но в Ираке разгрузка не начиналась. Предлогом были дефекты в корпусе. Долгие дни переговоров вылились в три месяца простоя в Персидском заливе. Судно так и не разгрузили, и оно отправилось к берегам Индии, чтобы выгрузить партию украинского металла», — рассказал Александр Варваренко. Он забыл уточнить, что срок действия контракта уже истек, а украинская сторона ни единого раза не уложилась в график поставки. Забыл и об уплаченных ранее штрафах.

Потом претензии к компании предъявили уже индусы, к которым товар, около 70 тысяч тонн металла, опоздал почти на три месяца.

«Украинский военный груз стал заложником. Индийский суд арестовал судно, от нас требовали 500 тысяч долларов неустойки. Поставщик металла говорил, чтобы мы решали вопросы, а как мы можем это сделать? Мы задержались только из-за того, что решался вопрос с БТРами», — рассказал Варваренко.

Как сообщает издание «Вести », ущерб всё же пришлось покрывать компании Varamar, и украинская компания «Укрспецэкспорт» осталась должна ей около 700 тысяч долларов, перевозчик намерен требовать возмещения этой суммы в суде.

Что же касается самих БТРов, то они должны прибыть в Одессу в начале января: сейчас судно вошло в Красное море и идёт к Суэцкому каналу.

СПРАВКА: Контракт между «Укрспецэкспортом» и Ираком был заключён ещё в 2008-м. Тогда сделка называлась самой крупной в истории независимой Украины (кроме БТРов, предполагалось производство танков и самолётов на общую сумму 2,4 миллиарда долларов). Львиная доля контракта была рассчитана на Харьковский завод Малышева — 450 единиц БТР-4. Заказчику были отгружены всего 100 штук.

Ну и для совсем уж въедливых - никаких конкурсов и оценок журнал не проводил. Тем более - по указанным характеристикам. Он просто перечислил "некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня". Не сравнивая их и не позиционируя, как лучшие или худшие /Modern APCs such as Patria AMV, Boxer and Piranha V offer enhanced protection, enabling safer infantry deployment in high-threat areas. Army-technology.com lists some of the best armoured personnel carriers operated today, based on protection and mobility/.

Ниже некоторые примеры восторгов местной прессы и чинуш:

Как ранее сообщал Inpress.ua, положительные показатели итоговой деятельности предприятий Государственного концерна «Укроборонпром» свидетельствуют об эффективности его работы, в том числе и на международных рынках. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Сергей Кальцев.

По результатам работы за девять месяцев 2013 г. предприятия, входящие в состав ГК «Укроборонпром», показали рост объема производимой продукции (промышленного производства) на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Украинский военно-промышленный комплекс переживает бурное развитие. Образцами украинской военно-оборонной техники интересуются многие зарубежные страны. Также наше государство активно представляет свои достижения на международных выставках и сотрудничает со многими странами в разработках новых видов военной техники.

Так, наиболее тесно отечественный военпром сотрудничает с Таиландом, которому харьковский завод планирует отправить серию танков. На полигоне в г. Чугуеве (Харьковская область) проходят огневые и ходовые испытания пяти «Оплотов». Уже к новому году боевые машины будут отправлены на новую родину, а пока что на базе КБ «Морозова» проходят обучение 32 тайских военнослужащих, которым дома предстоит работать с новой для них техникой.

В целом украинским производителям военной техники понравилось работать на азиатском рынке. Вооружив Таиланд бронетранспортерами, отечественные предприятия поставят Индии боевые авиационные ракеты. ГАХК «Артем» обеспечила поставку в Индию первой партии авиационных управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух», изготовленных по заказу местного министерства обороны.

Кроме этого, госконцерн «Укроборонпром» и чешская ALTA наметили планы по сотрудничеству в программе технического переоснащения предприятий госконцерна.

В силу того, что в мире происходят масштабные вооруженные волнения, у Украины есть возможность наращивать долю своего военного экспорта. Нестабильный Ближний Восток находит в нашей стране выгодного партнера. Знакомое арабам советское вооружение является более дешевым, чем западные аналоги, качественным и поэтому наиболее востребованным.

А в целом выгодными партнерами в сотрудничестве в области ОПК для Украины являются Россия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Об этом сказал заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах.

Таким образом, Украина сможет обеспечить новыми образцами вооружения и военной техники как свою армию, так и мировой рынок. Такое мнение высказал заместитель начальника управления экономики обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли Юлия Малышенко.

Выгрузка бронетранспортера БТР-4 в Ираке, весна 2012 г. (с) UkrMil.blogspot.com via militaryphotos.net

СПРАВКА. Контракт на поставку Таиланду 49 танков "Оплот" Украина выиграла в конце 2009 года, ещё при Ющенке. С тех пор только и сообщается, что о небывалой победе танкостроителей Харькова. За 4 прошедших года ни одного танка Таиланд так и не получил. Как не получает реальной прибыли и завод, танки производящий. Все дивиденды собирают чиновники, радостно рассказывающие, как хорошо обстоят дела.

БТР-4 - бронетранспортер разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова». БТР-4 принят на вооружение Вооруженных Сил Украины, серийно производится на ГП «Завод имени В.А. Малышева». ГП «Житомирский бронетанковый завод», входящее в состав ГК «Укроборонпром», занимается освоением производства нового боевого модуля на БТР-4.


Военные конфликты последних десятилетий, центр боевых столкновений в которых переместился большей частью в городские кварталы, внесли коррективы в тенденции развития бронетанковой техники. Кроме того, сыграло свою роль и бурное развитие противотанковых средств и появление на вооружении армий многих стран крупнокалиберных снайперских, или как их называют на Западе «antimaterial gun», что можно перевести как винтовки против техники. В связи с этим конструкторы бронетехники взялись за разработку бронетехники, предназначенной для оснащения мотопехотных (мотострелковых) подразделений, с более высоким уровнем защиты, примерно таким же, как и танка.

Наиболее рациональным путем создания таких боевых машин для пехоты стала переделка в бронетранспортеры устаревших образцов танков. По странному стечению обстоятельств (а может быть и вполне закономерно) наиболее распространенным образцом танка, который послужил основой создания тяжелых БТР, стал советский Т-55. В этом номере мы предлагаем читателям материалы о перерождении Т-55 в машину для пехоты, а также расскажем о некоторых других образцах тяжелых БТР.


Создание

Для обеспечения более высокого уровня защиты пехотинцев мотострелковых подразделений, действующих совместно с танками, в России на базе шасси танка Т-55 Омским Конструкторским бюро транспортного машиностроения (КБТМ) был разработан опытный образец нового тяжелого бронетранспортера, получившего обозначение БТР-Т (бронетранспортер тяжелый). Впервые он был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 в Омске в 1997 г.

Строительство тяжелого бронетранспортера БТР-Т было осуществлено на Омском заводе транспортного машиностроения («Омсктрансмаш»).

По замыслу конструкторов, большое количество имеющихся в России танков Т-55, которые могут быть переоборудованы в БТР-Т, обеспечило бы оснащение армии сравнительно недорогими и высокозащищенными боевыми машинами для пехоты. По некоторым источником экспортная стоимость БТР-Т составляет 600 тыс. USD, соответственно переоборудование танка Т-55 в БТР-Т обходится значительно дешевле.

Конструкция

Новый тяжелый бронетранспортер БТР-Т базируется на шасси танка Т-55, с которого удалили башню и нарастили корпус, чтобы обеспечить дополнительное место для экипажа и десанта в передней части машины и моторно-трансмиссионным отделением, сохраненным в кормовой части машины.

Экипаж машины состоит из двух человек. Механик-водитель находится в передней части на прежнем месте и командир-наводчик находится в башне. В десантном отделении могут перевозиться пять полностью экипированных пехотинцев.

Для посадки и высадки десанта имеются люки в крыше: спереди справа и за башней. Поскольку крыша обитаемого отделения выше уровня крыше корпуса были сделаны еще два люка в задней части рубки. Крышки этих люков открываются вверх и имеют встроенные призменные блоки для наблюдения. С этой же целью десантное отделение также оборудовано перископическими приборами.

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т имеет боевую массу 38,5 тонн (по сравнению с 36 тоннами стандартного танка Т-55). Если учесть, что корпус БТР-Т имеет массу 27 т, то становится ясно, что основная часть увеличившейся более чем на 10 тонн массы БТР-Т пошла на усиление броневой защиты машины.

Лобовые броневые детали и борта оснащены пакетом динамической защиты последнего поколения «Контакт-5», которая обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от бронебойных подкалиберных боеприпасов. Подобная ДЗ используется на современных российских танках Т-80У и Т-90С.

Кроме того, на БТР-Т усилено днище корпуса для повышения живучести машины при подрыве на противотанковых минах. Это обеспечивается за счет дополнительного бронирования днища, которое приваривается к нему с промежутком, образуя воздушную прослойку между дополнительной броней и самим днищем, что значительно снижает воздействие взрывной волны при подрыве на мине.

С целью компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на прежнем уровне, не ниже чем она была на танке Т-55, на машину установлен более мощный двигатель В-46-6, развивающий мощность 780 л.с. Трансмиссия машины также была усовершенствована.

В передней части корпуса установлена низкопрофильная башня, на которой монтируются элементы комплекса вооружения.

Комплекс вооружения на БТР-Т может иметь различный состав, т.к. он выполняется в виде различных модулей, которые могут устанавливаться на машину в зависимости от ее предназначения или требований заказчика.



Предусмотрены следующие варианты вооружения БТР-Т:
  1. 30-мм автоматическая пушка 2А42 и две ПУ ПТУР «Конкурс»;
  2. 30-мм автоматическая пушка 2А42 и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17;
  3. Два двухствольных 30-мм автомата 2А38;
  4. 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (или «Корд») и две ПУ ПТУР «Конкурс»;
  5. 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (или «Корд») и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.
Кроме того, помимо использования в составе модулей с комплексом вооружения оружия российской разработки и производства, на них могут быть установлены также и образцы оружия западного производства.

Подобно многим боевым бронированным машинам российского производства, БТР-Т имеет термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес за счет впрыска топлива в выхлопной тракт. Кроме того, имеются четыре блока (по три пусковых установки в каждом) для запуска дымовых или аэрозольных гранат. Постановка дымовых (аэрозольных) завес из этих блоков осуществляется впереди машины.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР-Т:

  • Боевая масса, т - 38,5
  • Экипаж + десант, чел - 2+5
  • Максимальная скорость, км/ч - 50
  • Двигатель
    - марка - В-46-6
    - мощность, л.с. - 780
  • Вооружение (вариант):
    - основное - 30-мм автоматическая пушка 2А42
    - дополнительное - 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
    - ПУ ПТРК «Конкурс-М»
  • Боекомплект, (выстрелов):
    - для 30-мм пушки 2А42 - 200
    - для пулемета ПКТ - 2000
    - для ПТРК - 3
  • Броневая защита - обеспечивает защиту от РПГ и ПТУР



Если еще одно два десятилетия назад строительство и даже модернизация бронетанковой техники было участью только небольшого количества государств, имеющих высокий уровень промышленности, то в последнее время наблюдается увеличение производителей такой техники. К их числу недавно примкнуло и Хашимитское Королевство Иордания. На протяжении уже почти десяти последних лет иорданская компания KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на международных выставках вооружений представляет свои разработки в области бронетанковой техники.

В отношении танков компания KADDB занималась их модернизацией, зато в отношении тяжелых боевых машин для пехоты она смогла представить новую разработку. Впрочем, это понятно, тяжелые БТР и БМП родились на Ближнем Востоке, правда, впервые они появились по другую сторону Иордана. В силу определенных обстоятельств арабские страны не перенимают израильский опыт и не приглашают специалистов из этой страны. К тому же в Иордании нет танков советской постройки. При участии компаний «Mechanology Design Bureau» (MDB) из ЮАР, американской «General Dynamics Land Systems» и иорданской CLS была создана высокозащищенная боевая машина для пехоты AB14 «Temsah». Она спроектирована на базе шасси танка «Centurion». Однако его пришлось изрядно перекомпоновать, поэтому можно сказать, что «Temsah» – это уже чисто иорданское детище.

Компоновка

Компоновка новой машины выполнена с передним расположением силовой установки. Другими словами корпус танка «Centurion» развернули на 180 градусов. В силовой установке машины использован американский дизельный двигатель AVDS 1790, мощностью 950 л.с., который также используется при модернизации танков М60А1 в Иордании. Трансмиссия автоматическая CD 1000, имеет две передачи переднего и одну заднего хода. Подвеска БТР гидропневматическая балансирная. Динамический ход катка составляет +350 и -100 мм.



Бронирование машины значительно усилено по сравнению с базовым шасси танка «Centurion». Оно обеспечивает защиту находящегося внутри машины экипажа и десанта не только от огня стрелкового оружия, но и от артиллерийских боеприпасов. Конструкция корпуса предусматривает установку динамической защиты, что сделает тяжелый БТР более живучим в условиях воздействия на него огня ручных противотанковых гранатометов. Правда, не сообщается, чьи разработки легли в основу предполагаемой динамической защиты. Кроме того, разработчики считают, что переднее расположение силовой установки повышает выживаемость экипажа машины на поле боя при обстреле во фронтальные проекции. Корпус БТР имеет относительно небольшую высоту, чуть более двух метров, что также, на взгляд создателей машины повышает ее живучесть на поле боя. Надстройки корпуса – башни с различными вариантами комплексов вооружения – необитаемы и управляются дистанционно из корпуса машины.

Недавно компанией KADDB был представлен еще один образец тяжелого БТР «Temsah» совсем не имеющего никакого комплекса вооружения. На крыше корпуса машины выполнена небольшая надстройка имеющая со всех сторон относительно большие бронированные стекла, обеспечивающие хороший обзор из машины. При необходимости эти стекла закрываются бронированными щитками, в которых имеются щели для наблюдения.



Экипаж БТР «Temsah» составляет два человека: механик-водитель и командир, он же оператор комплекса вооружения. Десантное отделение БМП рассчитано на размещение 10 пехотинцев в полном снаряжении. Надо заметить, оно довольно просторно и имеет длину 3350 мм, ширину 1770 мм и высоту 1455 мм.

Бойницы для ведения огня из личного оружия в машине не оборудованы. Однако для ведения наблюдения за местностью десантом могут устанавливаться телекамеры, а внутри десантного отделения 4 жидкокристаллических телемонитора. Пехотинцы в машине располагаются вдоль бортов, спиной к ним. Для посадки и высадки десанта машина оборудована откидной аппарелью в кормовой части с механическим приводом. Также имеются люки в задней части крыши десантного отделения. Их количество в зависимости от варианта машины может быть различным – от одного до шести.

Внутри машины под сиденьями десанта оборудованы укладки для сухого пайка и воды на всех находящихся в машине людей. Как заявляют разработчики, запасы воды и продовольствия обеспечивают машине возможность действовать автономно в течение 48 часов.

Варианты

Вооружение машины может быть различным. До настоящего времени демонстрировалось два варианта вооружения БТР «Temsah»: в одном в составе комплекса вооружения использован крупнокалиберный пулемет, установленный в дистанционно управляемом башенном модуле, и две ПУ ПТУР INGWE, производства ЮАР. В другом варианте – с автоматической 20-мм пушкой, спаренным с ней пулеметом и 4 пусковыми установками ПТРК INGWE, также установленных в дистанционно управляемом башенном модуле.

Вооружение «Temsah» стабилизировано в двух плоскостях. Темп стрельбы автоматической пушки составляет 200 выстрелов в минуту, ее боекомплект – 300 снарядов, из них готовых к использованию только 150 штук. Остальные находятся в укладке в машине и их необходимо заряжать, после израсходования ленты с боеприпасами, находящейся на башне. Прицельная дальность стрельбы из пушки составляет 2000 м. Огонь из пушки может вестись одиночными выстрелами или очередями.



Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет M240 является танковым вариантом знаменитого бельгийского FN MAG. Прицельная дальность стрельбы – 1200 м, боекомплект 2600 патронов, из них готовых к использованию только 600. Остальные 2000 шт. уложены в укладки внутри десантного отделения машины. Боекомплект ПТУР составляет 4 ракеты – только те, что находятся в пусковых установках. Дальность стрельбы ПТУР INGWE от 500 до 5000 м.

Для постановки дымовых завес на башенном модуле смонтированы дымовые гранатометы.

Наведение оружия осуществляется дистанционно из корпуса машины. Наблюдение за полем боя и прицеливание осуществляется по жидкокристаллическому телемонитору, установленному на рабочем месте командира машины. Углы возвышения оружия составляют от -8 до +40 градусов, что, на мой взгляд, является не вполне достаточным, коль машина создана для действий в условиях города и гористой местности, которой в Иордании более чем достаточно.

Предусматриваются варианты использования шасси БТР «Temsah» в качестве гусеничной бронированной медицинской машины, командного пункта, а также для базы под самоходные орудия и минометы.



В стандартной комплектации машина оборудуется системами коллективной защиты, кондиционирования воздуха и противопожарной системой.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР «Temsah»:

  • Боевая масса, т - 49,5
  • Экипаж + десант, чел - 2+10
  • Размеры, мм:
    - длина - 7962
    - ширина - 3766
    - высота по крыше корпуса - 2080
    - клиренс - 500
  • Двигатель
    - марка - AVDS 1790
    - мощность, л.с. - 950
    Удельная мощность, л.с./т - 19,2 - 4
  • Вооружение (вариант):
    - основное - 20-мм автоматическая пушка
    - дополнительное - 7,62-мм пулемет М240
    - комплекс управляемого вооружения - ПУ ПТУР INGWE
  • Боекомплект, (выстрелов):
    - для 20-мм пушки - 150+150
    - для пулемета М240 - 600+2000
    - для ПТРК - 4
  • Запас топлива, л - 950
  • Броневая защита - обеспечивает защиту от РПГ



Создание

Пионером в создании тяжелых БТР считается Израиль. К этому израильских инженеров подтолкнул опыт войны в Ливане в 1982 г., большая часть боев которой велась в городских условиях. Если имеющиеся на вооружении сил обороны Израиля (СОИ) танки М60А1, американского производства, в какой-то степени от огня из ручных противотанковых гранатометов защищала примененная впервые динамическая защита (ДЗ), то американские БТР М113 стали легкой добычей арабских гранатометчиков. На израильские танки «Merkava» Mk1 динамическая защита не устанавливалась. Считалось, что уровень защиты и живучести на поле боя этой машины и так достаточно высок. А зря. Горели «Меркавы» от огня гранатометчиков, как и все остальные танки. Но все же больше всех доставалось бронетранспортерам и сидящей в них пехоте.

Изучив опыт той войны, руководство СОИ разработало тактико-техническое задание на разработку тяжелого бронетранспортера, получившего впоследствии наименование «Achzarit». В соответствии с ними это должна была быть высокозащищенная машина, способная действовать в местных условиях совместно с основными танками «Merkava». К идее создания подобной машины подтолкнуло удачное применение в городских условиях в качестве средства доставки пехоты к месту боя инженерной машины разграждения «Puma», выполненной на шасси основного танка «Centurion».

Разработка тяжелых БТР в Израиле первоначально предусматривала использование разнообразных шасси, включая шасси танков «Merkava» и «Centurion». Первые опытные образцы БТР «Achzarit» были построены в 1987 г. В последующем был проработан вариант создания машины на шасси танка Т-55, которые в большом количестве достались Израильской армии в качестве трофеев в ходе арабо-израильских войн и затем в течение нескольких лет были восстановлены для СОИ.

Испытания опытных образцов машин «Achzarit» на базе Т-55 показали некоторые преимущества по сравнению с отрабатывавшимися ранее вариантами и особенно более низкую стоимость машины. Принятие их на вооружение сил обороны Израиля в качестве тяжелого бронетранспортера и начало их серийного производства состоялось в 1988 г. Производство тяжелых БТР «Achzarit» осуществлялось в мастерских СОИ и на Военном заводе расположенном в г. Тель-Ашомере, что недалеко от Тель-Авива.

По разным оценкам в настоящее время в вооруженных силах Израиля находится примерно 400-500 таких машин.



Конструкция машины

При перестройке танка Т-55 в тяжелый БТР его шасси полностью разбирается, а затем восстанавливается, но уже с некоторыми доработками. Башня танка демонтируется и на корпусе машины в месте обитаемого отделения варится дополнительная надстройка, которая образует отделение управления и десантное отделение. Моторно-трансмиссионное отделение находится в корме машины, но вместо штатных двигателя и трансмиссии в него устанавливается силовая установка израильской компании NIMDA, имеющая несколько меньшие по высоте габариты и более мощный двигатель.

На корпус машины устанавливается дополнительное бронирование, разработанное в Израиле, которое, по словам разработчиков, обеспечивает этой машине лучшую защиту среди всех имеющихся машин в мире этого типа.

В обитаемом отделении машины может разместиться до 10 человек, включая экипаж, состоящий из трех человек: командира машины, механика-водителя и наводчика пулемета. Место механика-водителя осталось спереди слева. Над ним имеется отдельный люк, крышка которого открывается влево. Перед люком установлены четыре перископических дневных прибора наблюдения, один из которых в центре может заменяться пассивным ночным прибором наблюдения для ночного вождения.

Командир машины размещается справа от водителя и имеет вращающейся перископический дневной прибор наблюдения, установленный на крыше машины и квадратный люк, крышка которого открывается назад. Справа в передней части машины находится наводчик пулеметной установки, который управляет установкой RAFAEL Overhead Weapon Station со смонтированным на ней 7,62-мм пулеметом M240. Пулемет имеет стабилизацию в двух плоскостях и наводится при помощи дистанционного управления изнутри машины. Прицельный комплекс установки оборудован дневным и ночным тепловизионным прицелами.

Помимо дистанционно управляемой пулеметной установки на БТР «Achzarit» имеются также три дополнительных 7,62-мм пулемета, установленные на шкворневых установках: один на люке командира машины и два в задней части десантного отделения машины. Для ведения огня из этих пулеметов необходимо открывать крышки люков и высовываться из них.

Семь пехотинцев размещаются в задней части обитаемого отделения машины: трое на сплошном многоместном сиденье на левой стороне, трое на индивидуальных откидных сиденьях справа и один в центре в задней части десантного отделения.


Кормовая дверь с аппарелью для выхода пехотинцев


Водитель, командир и наводчик пулеметной установки имеют каждый свой люк. Крышка люка командира может открываться наполовину для ведения наблюдения. Позади люков членов экипажа машины имеются два дополнительных люка: один по центру десантного отделения и другой немного левее и сзади.

Штатные дизельный двигатель В-55 и механическая трансмиссия были сняты и установлена силовая установка компании NIMDA. Эта необычная и чрезвычайно компактная силовая установка позволила сделать на корме машины с правой стороны выход для десанта, закрывающегося бронированной откидной при помощи гидравлического привода дверью. Нижняя ее часть откидывается вниз и служит трапом, а верхняя часть открывается вверх. Кормовой выход для десанта был выполнен без изменения конфигурации корпуса машины. Кроме того, пехота может осуществлять посадку и высадку через люки в крыше обитаемого отделения.

Силовая установка объединяет различные агрегаты, основные из которых идентичны тем, что используются на модернизированном в Израиле варианте советского танка Т-55, получившего там наименование «Самовар», а также на американской 155-мм САУ M109. Оба этих образца машин используются в больших количествах в силах обороны Израиля.

Силовая установка БТР «Achzarit» Mk1, поставляемая израильской компанией NIMDA, состоит из американского двухтактного дизельного двигателя жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V-71 TTA, развивающего мощность 650 л.с. Двигатель установлен поперек корпуса машины и соединен с гидродинамической автоматической трансмиссией Allison XTG-411-4, также производимой в США.

Забор воздуха двигателем осуществляется либо через боевое отделение, либо через моторно-трансмиссионное отделение. В обоих случаях воздух поступает первоначально через фильтр предварительной очистки, имеющий вентилятор выброса пыли, а затем через бумажный воздухоочиститель, подобный тем, что устанавливаются на автомобилях.


Внутренний интерьер


Ходовая часть танка Т-55, состоящая из пяти опорных катков, ведущего колеса сзади и направляющего колеса спереди на каждый борт, также была модернизирована. Узлы подвески опорных катков оснащены новыми торсионными валами, которые позволили увеличить динамический ход катка, а первые и последние узлы подвески оборудованы гидравлическими упорами производства компании «Israel Aircraft Industries», которые также используются на танках «Merkava». Такая модернизация подвески обеспечивает машине лучшую подвижность по пересеченной местности и позволяет ей действовать совместно с основными танками.

Боевая масса БТР «Achzarit» возросла до 44 тонн по сравнению с 36 тоннами у танков Т-55. Как уже упоминалось, башня Т-55 при переделке его в БТР «Achzarit» демонтируется. Основная разница в массе между массой БТР «Achzarit», имеющим 44 т и массой корпуса Т-55 в 27 т, объясняется установкой дополнительной броневой защиты для повышения живучести машины на поле боя. Полная высота по крыше корпуса – составляет приблизительно 2 м, а ширина машины – 3,64 м.

С обеих сторон корпуса в передней его части установлены по шесть пусковых установок дымовых гранатометов CL-303Q производства компании «Israel Military Industries». Такие гранатометы первоначально устанавливались на израильских танках «Centurion», M48/М60 и «Merkava». Они могут выстреливать различные типы гранат по ходу движения машины.

Стандартное оборудование БТР «Achzarit» включает в себя систему обнаружения и тушения пожаров Spectronix, систему коллективной зажиты от ОМП и термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес, использующую принцип впрыска топлива в выхлопной коллектор двигателя, расположенный с левой стороны корпуса.

В настоящее время на вооружении СОИ имеется вариант тяжелого БТР «Achzarit» Mk2. Эта машина имеет новую силовую установку, также поставляемую израильской компанией NIMDA. Она включает в себя американский дизельный двигатель «Detroit Diesel» 8V-92 ТА, развивающий мощность 850 л.с., соединенный с американской автоматической трансмиссией «Allison» XTG-411-5. Такая силовая установка обеспечивает машине более высокую удельную мощность и лучшие разгонные характеристики. На сегодняшний день модель «Achzarit» Mk2 является пока последним образцом данного тяжелого БТР.

Кроме того, на базе тяжелого БТР «Achzarit», был создан вариант командно-штабной машины, которая отличается от штатного образца БТР отсутствием пулеметов на крыше машины и оснащением дополнительными радиостанциями для выполнения специализированных функций управления.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР Achzarit:

  • Боевая масса, т - 44
  • Экипаж + десант, чел - 3+7
  • Максимальная скорость, км/ч - 50
  • Двигатель
    - марка - «Detroit Diesel» 8V-92 ТА
    - мощность, л.с. - 850
  • Вооружение:
    - основное - 7,62-мм пулемет M240 с дистанционным управлением
    - дополнительное - два 7,62-мм пулемета FN MAG
  • Броневая защита - обеспечивает защиту от РПГ


В Индии, имеющей также большое количество танков Т-55 советской постройки, тоже решили обратиться к опыту создания тяжелых бронетранспортеров. Не без влияния Израиля там тоже взяли старый добрый танк Т-55, сняли башню, наварили на корпус «салон» из многослойной толстой брони, и готово. Так получился индийский тяжелый бронетранспортер TBHA – T-55 Based Heavy APC (APC – armoured personnel carrier – бронетранспортер по-нашему).

Просторный «салон» машины может вместить до 11 человек (вместе с двумя членами экипажа – механиком-водителем и командиром, он же является и наводчиком пулеметной установки). Надо сказать, «салон» оборудован комфортно, можно стоять в полный рост, внутри отделан ковролином.

Для наблюдения за окружающей местностью командир пользуется прицельным комплексом дистанционно управляемой пулеметной установки, которая стоит на крыше машины. Изображение с комбинированного прицела выводится на жидкокристаллический экран. Установка оснащена 12,7-мм пулеметом, типа НСВТ-12,7 «Утес», стабилизированным в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь из пулемета с ходу. По заявлениям разработчиков, «броня салона способна выдержать попадание гранаты от РПГ-7 со всех сторон», что выглядит очень сомнительно. Правда, разработчики РПГ-7 заявляют несколько другое: «На сегодняшний день не существует образца бронетехники, броню которого не пробила граната РПГ-7».

Трансмиссию и двигатель танка Т-55 заменили израильской силовой установкой компании NIMDA, подобно тому, как израильтяне сделали на БТР «Achzarit» Mk2. Она немного компактнее прежней, объединяет в себе американские 850-сильный дизель «Detroit Diesel» 8V-92 и автоматическую трансмиссию «Allison» XTG-411-5. Такая вот израильская сборка из американских комплектующих. Новая силовая установка дала возможность сделать на корме машины выход для перевозимых пехотинцев. Его бронированная дверь при открывании служит еще и трапом для удобства посадки в машину и выхода из нее.

Естественно, TBHA укомплектован системами коллективной защиты от ОМП, пожаротушения, кондиционирования воздуха и постановки дымовых завес. По желанию заказчика, на нее могут быть установлены дополнительные системы вооружения, ведения наблюдения и т.д.

Недостаток данного варианта тяжелого БТР в невозможности ведения огня из личного оружия десанта, находящегося внутри машины и наличии только одного пулемета. Так что при деле будут только два человека – механик-водитель и командир, остальные просто будут кататься по указанному маршруту пассажирами.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР TBHA:

  • Боевая масса, т - около 45
  • Экипаж + десант, чел - 2+9
  • Максимальная скорость, км/ч - 50
  • Двигатель
    - марка - Detroit Diesel 8V-92 ТА
    - мощность, л.с. - 850
  • Вооружение - 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» с дистанционным управлением
  • Прицельный комплекс - комбинированный с оптическим и тепловизионным каналами, с дистанционным управлением
  • Броневая защита - обеспечивает защиту от РПГ

Таким образом, прослеживается мировая тенденция использования устаревших типов танков (в основном «Centurion» и Т-55) для дальнейшей службы в качестве тяжелых БТР. При этом, подобные БТР значительно ниже по себестоимости новых боевых машин, что позволяет иметь многим армиям в своем составе достаточное количество таких БТР. Основное предназначение тяжелых БТР – транспортировка и поддержка огнем пехотных подразделений при самостоятельных или совместных действиях с танковыми подразделениями в особых условиях (бой в горно-лесистой местности, в городе и т.д.). Мощное бронирование тяжелых БТР позволяет снизить потери, как личного состава, так и самих машин от огня крупнокалиберных винтовок и пулеметов, малокалиберных автоматических пушек, а также от подрыва на минах.

Согласно классическому определению, бронетранспортер – бронированная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для перевозки солдат и их огневой поддержки, оснащенная ствольным вооружением калибра до 20 мм. Правда, зачастую случаются некоторые «отклонения» от определения, например по толщине и типу брони или вооружению. Тем не менее, для большинства БТР оно верно. Давайте рассмотрим основные типы бронетранспортеров, находящихся сейчас в эксплуатации в различных зарубежных странах. Для удобства обратим внимание только на те страны, которые сами производят такую технику, а не покупают ее у других.

На данный момент в войсках находится примерно 18-19 тысяч экземпляров трех модификаций. Самый массовый американский БТР – M113, в строю сейчас около 13 тысяч единиц. Производство этой гусеничной машины было начато в 1960 году, и вскоре она стала основным бронетранспортером армии и Корпуса морской пехоты США: вместе со всеми модификациями было выпущено более 80 тыс. штук. M113, имея боевую массу до 14 тонн, может разгоняться на шоссе до 65 км/ч и на воде до 5-6 км/ч. Такие показатели обеспечиваются двигателем General Motors 6V53T (275 л.с.) и трансмиссией Allison X200-4. Последняя должна позволить в перспективе устанавливать на машины более мощные двигатели без замены прочих элементов ходовой части. Габариты и масса M113 позволяет перевозить ее на соответствующих военно-транспортных самолетах. Изначально бронекорпус из сплавов на основе алюминия выдерживал попадание в лобовую плиту бронебойной пули калибра 12,7 мм с расстояния в 200 метров. В ходе последующих модернизаций защита была значительно улучшена: на последней модификации под названием M113A3 обеспечена круговая защита от пуль пулемета КПВ (14,5 мм), а лобовая проекция выдерживает попадание из 20-мм пушки M139. В последних модификациях, кроме прочего, увеличивалась толщина дна машины для усиления защиты от мин. Вооружение M113 последней модификации состоит из 12,7-мм пулемета Браунинг M2HB с боекомплектом в 2000 патронов (20 лент в укладке). В кормовой части машины размещено десантное отделение на 11 человек. Высадка производится через откидываемую вниз дверь на корме. Экипаж БТР состоит из механика водителя и командира. На базе M113 был создан ряд машин: командно-штабная M577, самоходные минометы M106 и M125, ЗСУ M163 и другие. В настоящее время подавляющее большинство M113 переоборудовано до версии A3.

M113

Прочих БТР в американских войсках гораздо меньше. Так, колесных машин Stryker M1126 пока менее трех тысяч. Восьмиколесная машина имеет 350-сильный двигатель Caterpillar 3126 и шестиступенчатую АКПП Allison, разгоняющие ее до 95 км/ч по шоссе. При изначальной боевой массе в 17 тонн «Страйкер» имеет броню, защищающую его со всех направлений от 14,5-мм пуль, а при использовании дополнительной брони MEXAS немецкого производства (дополнительный вес около полутора тонн) лобовая проекция машины выдерживает 30-мм подкалиберный снаряд на расстояниях от 500 метров. Вооружение «Страйкера» поочередно могут составлять 12,7-мм пулемет Браунинг M2HB (боекомплект 2000 патронов), 7,62-мм пулемет M249 (4500 патронов) или автоматический гранатомет Mk19 (448 гранат). Экипаж БТР два человека, плюс девять солдат в десантном отделении. Высадка десанта осуществляется через кормовую дверь. На базе Stryker изначально создавался ряд модификаций: разведывательная машина M1127, БРЭМ M1132, боевая машина со 105-мм пушкой M1128 и другие.

Stryker M1126

Также следует отметить БТР-амфибию AAV7, созданную специально для морской пехоты. Из-за того, что эта машина с самого начала делалась как средство доставки солдат с десантных кораблей на берег, конструкция получилась не очень легкая (боевая масса более 22 тонн) и не слишком быстрая на земле – максимальная скорость AAV7 на шоссе немногим более 60 км/ч. Зато два водомета обеспечивают ей достаточную маневренность на воде и скорость до 13 км/ч. Силовая установка (в новейшей модификации AAV7A1) состоит из двигателя Cummins VT 400-903 мощностью около 450 л.с. Показатели защиты основной брони AAV7 в общем аналогичны цифрам «Страйкера». Навесной комплект бронирования EAAK также не особо отличается от MEXAS. Экипаж машины состоит из трех человек (командир, водитель и стрелок), а в большом десантном отделении можно разместить 25 десантников (на трех скамьях) или 4,5 тонны грузов. Вооружение AAV7 не совсем отвечает определению из начала статьи: основное этого БТР – автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 (боекомплект 864 гранаты) или автоматическая пушка M242 Bushmaster (20 мм, 900 снарядов). Пулемет M2HB с 1200 патронами является вспомогательным «стволом». В распоряжении КМП США более 1300 штук AAV7.

AAV7

Это, конечно, не все американские бронетранспортеры, но только самые известные и распространенные. Несмотря на ведущиеся в Штатах работы по новым проектам, пока ни один новый БТР не сможет соперничать по численность со старым, но не устаревшим M113. Хотя бы в силу своего возраста. К тому же состояние дел с перспективными проектами внушает мало оптимизма. Так, например, над проектом замены AAV7 под названием EFV все время сгущаются тучи, и неизвестно, дойдет ли она до КМП. Что же до бронетранспортера для пехоты, то считается, что потенциал модернизации M113 еще не исчерпан и, вполне вероятно, мы еще увидим и A4, и даже A5.

Германия

В 1979 году на вооружение армии ФРГ поступил БТР TPz 1 Fuchs («Лисица»). Восемнадцатитонную шестиколесную машину приводит в движение дизель Mercedes-Benz Model OM-402A мощностью 320 л.с. «Лисица» получилась резвой – на шоссе разгоняется более чем до ста километров в час. Плавает БТР (при помощи двух гребных винтов) в десять раз медленнее. Алюминиевая броня обеспечивает защиту от 12,7-мм бронебойных пуль. Поскольку несколько лет назад производство Fuchs свернули в пользу новых проектов, вариантов модульной дополнительной защиты для него не создавали. Главное оружие «Лисицы» - 7,62-мм пулемет MG3, хотя на ряде модификаций устанавливались и более серьезные вещи, вплоть до 20-миллиметровых «Бушмастеров». Также TPz 1 может нести противотанковые ракеты HOT или MILAN. Экипаж бронетранспортера – два человека, плюс в десантном отделении в кормовой части машины размещаются десять солдат. Интересна компоновка Fuchs: моторно-трансмиссионное отделение на нем размещено не спереди или сзади корпуса, а в его середине. За счет этого кабина экипажа вынесена вперед, и водитель имеет хороший обзор. Для экспорта немцы предлагали различные версии «Лисицы», от командной машины до самоходного миномета. На данный момент в Германии используется около тысячи таких машин, вдвое меньшее количество состоит на вооружении прочих стран.

TPz 1 Fuchs («Лисица»)

В прошлом году Бундесвер начал получать новые БТР, призванные заменить «Лисицы» собственного производства и американские M113 - GTK Boxer, разработанный в сотрудничестве с Нидерландами, из-за своей боевой массы в 33 тонны вряд ли можно назвать полноценно авиатранспортабельным, однако именно такие параметры посчитали подходящими для программы IDZ, предусматривающей полное переоснащение немецкой армии. Восьмиколесный тяжелый Boxer на шоссе не уступает в скорости более легкой «Лисице» за счет 700-сильного дизеля MTU V8 199 TE20. Родная броня «Боксера» обеспечивает круговую защиту от советско-российского пулемета КПВ (14,5 мм), а при применении дополнительных модулей (все те же MEXAS) лоб БТР выдерживает и 30-мм снаряды. На Boxer устанавливается 40-мм автоматический гранатомет Heckler & Koch GMG или лицензионная версия пулемета M2HB. В экипаже машины кроме командира и водителя наличествует стрелок, а десантное отделение вмещает восемь солдат в полной экипировке. В ближайшие несколько лет планируется заменить «Боксерами» все имеющиеся БТР устаревших моделей. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по превращению Boxer в многоцелевую бронеплатформу.

GTK Boxer

Говорить о будущем Boxer пока рано – машина еще не успела поучаствовать в каких-либо конфликтах, хотя заявленные характеристики и выглядят неплохо. К тому же их количество в войсках пока невелико. В целом, немецкие работы в сфере БТР можно охарактеризовать так: страна не собирается участвовать в крупных войнах, но и пользоваться устаревшими машинами не желает. Что будет дальше – посмотрим.

Франция

Бронетранспортерный парк современной Франции имеет в своей основе одну машину, хотя и в нескольких версиях. Это VAB, производимый с середины 70-х. Из пяти с лишним тысяч произведенных машин более четырех тысяч поступило в армию Франции, остальные – в полтора десятков зарубежных государств. Интересен тот факт, что VAB выпускался в двух основных вариантах, «поверх» которых создавались модификации: это четырехколесная версия для собственных нужд и экспортная шестиколесная. Кроме меньшего количества колес французская версия имеет и немного меньшие габариты, при этом компоновка машин в целом, за исключением некоторых моментов, аналогична. Как и у немецкой «Лисицы», двигатель и коробка передач расположены в середине машины. Двигатель Renault MIDR 062045 мощностью в 320 л.с. на шоссе разгоняет VAB до ста километров, а на воде всего до 8 км/ч. Бронирование машины относительно слабое и обеспечивает защиту только от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Более серьезные боеприпасы VAB уже не выдержит, зато дно БТР без особых проблем защищает экипаж и механизмы от большинства противопехотных мин. Вооружение стандартной французской версии VAB состоит из всего одного пулемета AA-52 (7,62 мм). Также БТР может оснащаться орудийной башней с оружием большего калибра, например 20- или 25-мм пушкой. Модификация VAB-HOT помимо ствольного оружия может нести четыре противотанковые ракеты HOT. Экипаж машины в базовом варианте бронетранспортера – два человека. В десантное отделение помещается десять человек, хотя в некоторых версиях его вместимость сокращается до 6-8. На базе VAB создано более двух десятков различных модификаций разного назначения и под требования различных заказчиков.

Сейчас во Франции не идет активных работ по созданию полностью нового бронетранспортера. Почему-то командиры из Парижа решили, что выгоднее будет модернизировать уже имеющийся VAB. В то же время, французы разрабатывают новые боевые машины пехоты, например, VBCI. Нишу бронетранспортера, в свою очередь, в перспективе возможно отдадут легким бронеавтомобилям.

Работы других стран в сфере бронетранспортеров будут рассмотрены в следующей части нашего рассказа.

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая — с ее самолетами, танками и пушками — "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых — высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин — БМП-2 — "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина — что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", — сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Основная особенность БМП-2 — система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения — скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот".
Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" — один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Главное оружие "Мардера" — 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника — бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" — новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь — из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность — разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом "Брэдли" довольно "шустрый" — благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior — настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах — противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P — одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. "Сердце" машины — восьмицилиндровый дизель HS-115 — мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.


Обороноспособность страны является одним из самых главных факторов существования независимого государства. Именно поэтому ежегодно во всем мире создаются новые и мощные виды боевой техники, способные дать отпор любому врагу. И в нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 5 самых лучших современных моделей бронетранспортеров.

1. Финский бронетранспортер - AMV


Patria AMV - многоцелевая колёсная боевая бронированная машина, разработанная финской компанией «Патрия». Представленная модель находится в эксплуатации с 2004 года. Данный экземпляр оснащен двигателем типа DI12 (DC12)мощностью в 483 лошадиных сил, благодаря которому транспорт может разгоняться до 100 километров в час. Его запас хода от одного полного бака достигает 700 км. Габариты бронетранспортера составляют примерно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 17 тонн.

2. Австрийский бронетранспортер - Pandur II


Pandur II - современная австрийская многоцелевая колёсная боевая бронированная машина которая, производится компанией General Dynamics European Land Systems-Steyr GmbH . Этот образец изготавливается с 2007 года, а в эксплуатацию был передан в конце 2008-го. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему транспортное средство способно разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего одну нарезную автоматическую мелкокалиберную пушку 1 × 30-миллиметров Mk44. Его габариты составляют примерно 7.36 метров в длину и 2.67 в ширину, а весит он 22 тонны.

3. Украинский бронетранспортер - БТР-4


БТР-4 «Буцефал» – это один из самых современных бронетранспортеров Украины, созданный на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Представленный экземпляр изготавливается с 2008 года. Модель оснащена двигателем типа ЗТД-3 мощностью в 500 лошадиных сил, благодаря которому образец способен разгонятся до 110 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 690 км. Боевая машина оборудована нарезной автоматической пушкой калибром 30-миллиметроов КБА-1 (2А72) и двумя пулеметами 1 × 7,62-мм КТ, ПТРК «Барьер» 1 × 30-мм АГС-17. Размеры данного транспорта достигают приблизительно 7.65 метров в длину и 2.9 в ширину, а весит он 21.9 тонн.

4. Российский бронетранспортер - БТР-82


БТР-82 – является самым современным образцом бронетранспортера Российской Федерации. Модель имеет дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью в 300 лошадиных сил, благодаря чему способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 600 км. Боевая машина оборудована 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и танковым пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм.

5. Турецкий бронетранспортер - AV8


AV8 – это современная турецкая многоцелевая боевая бронированная машина, изготовленная компанией производителем военной техники FNSS. Данная модель была передана в эксплуатацию в 2012 году. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему образец способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего один пулемета калибра 1 х 12,7-миллиметров. Габариты транспорта достигают приблизительно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 26 тонн.

А любителям военной техники и оружия, наверняка будет интересно посмотреть на