Большая энциклопедия нефти и газа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ

IV семестр

Виды изделий [ГОСТ 2.101-68*]

1. Что называется изделием?

Изделием называется предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на производстве.

2. Какие виды изделий устанавливает стандарт?

Устанавливаются следующие виды изделий:

Деталь Ц это изделие, изготовленное из однородного по марке материала, без применения сборочных операций.

Сборочная единица Ц это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, клепкой и т.п.).

Комплекс Ц два и более изделия, не соединенные сборочными операциями, но предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций (например, поточная линия станков).

Комплект Ц два и более изделия, не соединенные сборочными операциями и представляющие набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение (например, комплект инструментов).

3. Какое изделие называется деталью?

Деталь Ц это изделие, изготовленное из однородного по марке материала, без применения сборочных операций.

4. Какое изделие называется сборочной единицей?

Сборочная единица Ц это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, клепкой и т.п.).

5. Из каких изделий может состоять сборочная единица?

Из деталей и других сборочных единиц

6. Как подразделяют изделия в зависимости от наличия или отсутствия в них составных частей?

Без составных частей – деталь, с составными частями – сборочная единица.

7. Какие изделия относят к покупным, к вновь разрабатываемым?

Покупные изделия – стандартные, вновь разрабатываемые – это новые изделия, чертежи которых подготовлены нами.

Конструкторские документы [ГОСТ 2.102-68]

1. Какие виды конструкторских документов устанавливает стандарт?

К конструкторским документам относят графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

ГОСТ 2.102-68 устанавливает следующие виды документов:

    чертеж детали;

    сборочный чертеж;

    чертеж общего вида;

    спецификация;

  • пояснительная записка.

2. Какие стадии разработки конструкторских документов устанавливает стандарт?

Стадия разработки

    Техническое предложение

    Эскизный проект

    Технический проект

    Рабочая конструкторская документация:

а) опытного образца (опытной партии) изделия, предназначенного

для серийного (массового) или единичного производства (кроме разового изготовления)

б) серийного (массового) производства

3. Какой конструкторский документ называется чертежом детали? На какой стадии разработки он является обязательным?

Чертёж детали – документ, содержащий изображения детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.

4. Какой конструкторский документ называется чертежом общего вида? На каких стадиях разработки конструкторских документов он может выполняться? На какой стадии разработки он является обязательным?

Чертеж общего вида- графический документ, содержащий изображения, текстовую часть, надписи и другую информацию, необходимую для понимания конструктивного устройства, взаимодействия составных частей и принципа работы изделия.

5. Какой конструкторский документ называется сборочным чертежом? На какой стадии разработки он выполняется?

Сборочный чертёж - графический документ, содержащий изображения сборочной единицы и другие данные, необходимые для её сборки и контроля.

6. Чем сборочный чертеж отличается от чертежа общего вида? Какие конструкторские документы принимаются за основные для деталей, для сборочных единиц?

8. Какое назначение имеет спецификация?

Спецификация- текстовый документ, содержащий текст, разбитый на графы, полностью определяющий состав сборочной единицы, комплекта или комплекса. Для перечисленных здесь видов изделий спецификация является основным конструкторским документом.

9. На каких форматах выполняется спецификация?

Спецификацию выполняют на листах формата А4 по форме 1 (заглавный лист) и 1а (последующие листы). Основную надпись (ГОСТ 2.104-68) на заглавном листе выполняют по форме 2, на последующих листах по форме 2а.

10. Из каких разделов состоит спецификация?

Спецификация заполняется сверху вниз и состоит из разделов:

    документация;

    комплексы *;

    сборочные единицы;

  1. стандартные изделия;

    прочие изделия *;

    материалы;

    комплекты *.

* - отмененные (см. ГОСТ 2.106-96).

11. В каком порядке располагаются разделы в спецификации?

12. В каком порядке в спецификации производится запись изделий в разделе "Стандартные изделия"?

В пределах каждой категории стандартов запись рекомендуется производить по группам изделий, объединенных по их функциональному назначению (например, крепежные изделия, подшипники, электротехнические изделия), в пределах каждой группы Ц в алфавитном порядке наименования изделий; в пределах каждого наименования Ц в порядке возрастания обозначений стандартов, а пределах каждого обозначения стандарта Ц в порядке возрастания основных параметров или размеров изделия.

Требования к чертежам

1. Какие поверхности называются сопрягаемыми?

Сопрягаемые - это поверхности, при помощи которых определяется взаимное положение деталей в изделии. (не исправлять на сопряжения!!! by Пашкин )

2. Какое изображение называется дополнительным видом? Как его оформляют на чертеже?

Если часть предмет невозможно показать на основных видах без искажения формы и размеров, то используют дополнительный вид. Если главные виды изображены на своих местах, они не подписываются; в противном случае должна быть надпись по типу "Вид А". Направление взгляда должно быть указано стрелкой, обозначенной прописной буквой. Дополнительный вид и местный вид оформляются аналогично. Если дополнительный вид расположен в проекционной связи, то стрелку и надпись над видом не наносят. Дополнительный вид можно повернуть с добавлением к надписи знака О (слово "повернуто" не пишется). Местный вид, как правило, ограничен линией обрыва.

3. Какое изображение называют местным видом? Как его оформляют на чертеже?

то используют дополнительный вид. Изображение отдельного, ограниченного места предмета называетсяместным видом

4. Что называется выносным элементом? Как и в каком месте поля чертежа оформляют его изображение?

Выносные элементы - дополнительные отдельные изображения (обычно увеличенные) какой-либо части предмета, требующей пояснений в отношении формы и размеров.

Выносной элемент отмечают на виде, разрезе или сечении замкнутой линией (окружностью или овалом) с обозначением выносного элемента буквой русского алфавита на полке линии-выноске.

У выносного элемента следует указывать букву и в скобках масштаб изображения по типу: А (2:1).

5. Как подразделяются сечения, не входящие в состав разрезов? Какими линиями изображают эти сечения на чертежах?

Сечение - это фигура, полученная при мысленном рассечении предмета плоскостью. Сечение отличается от разреза тем, что в разрезах изображается то, что находится в сечении, и то, что находится за сечением. В сечениях изображается только то, что находится в сечении. Сечения, не входящие в состав разреза, разделяют на вынесенные и наложенные. Правила изображения сечений: контуры вынесенного сечения, а также сечения, входящего в состав разреза, изображаются сплошными линиями, а контур наложенного сечения - сплошными тонкими линиями.

6. Как располагают сечения на чертежах?

Сечение по построению и расположению должно соответствовать направлению, указанному стрелками. Допускается располагать сечение в любом месте поля чертежа, а также с поворотом, с добавлением знака "повернуто".

7. В каких случаях вместо сечения следует применять разрез?

8. Какие упрощения применяют для сокращения количества изображений на чертеже?

Наиболее часто встречающиеся условности и упрощения:

а) если вид, разрез или сечение представляют собой симметричную фигуру, допускается вычерчивать только половину изображения, ограничивая её осевой линией, или немного более половины. Во втором

случае ограничивающей линией служит линия обрыва.

б) если деталь имеет несколько одинаковых, равномерно расположенных элементов, то на изображении этой детали можно показывать один-два таких элемента. Для остальных указывают их расположение и отметку об их числе.

в) если одна поверхность плавно переходит в другую, то линию перехода можно не показывать или вычерчивать ей условное изображение тонкой линией.

г) незначительную конусность или уклон разрешается изображать с увеличением.

д) длинные предметы, имеющие постоянное или закономерно изменяющееся сечение, можно изображать с разрывами.

е) для плоских деталей можно выполнить только один вид с указанием толщины детали, обозначаемой буквой s.

ж) для упрощения чертежа и уменьшения числа видов ГОСТ 2.305-68 разрешает:

    изображать в разрезе часть предмета;

    выполнять сложные разрезы;

    показывать в разрезе отверстия, расположенные на круглом фланце, независимо от того, попадают они в секущую плоскость или нет

9. Как оформляют групповой чертеж?

10. Какие размеры указывают на чертеже общего вида, сборочном чертеже?

На сборочном чертеже должны быть указаны:

    габаритные размеры изделия (размеры, определяющие внешние очертания изделия)

    установочные и присоединительные размеры (размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию);

    размеры и другие параметры, выполняемые или контролируемые по данному чертежу;

    другие необходимые справочные размеры.

Справочные размеры Ц это размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом. Справочные размеры на чертеже отмечают знаком У*Ф, а в технических требованиях записывают: У*Размеры для справок Ф.

К справочным размерам на сборочном чертеже относятся:

    размеры, по которым определяют предельные положения отдельных элементов конструкции (например, ход поршня);

    размеры, перенесенные с чертежей деталей и используемые в качестве установочных и присоединительных;

    габаритные размеры, перенесенные с чертежей деталей или являющиеся суммой размеров нескольких деталей.

11. Каковы правила нанесения номеров позиций деталей на чертеже общего вида, сборочном чертеже?

12. Как и какими линиями на сборочном чертеже допускается изображать перемещающиеся части изделия, пограничные изделия?

13. Как выполняют чертеж изделия при совместной обработке его отдельных элементов до сборки?

14. В каком случае отверстия под штифты или винты не изображают на чертеже детали?

15. Как изображают изделие, расположенное за винтовой пружиной, выполненной без разреза, в разрезе, упрощенно?

Резьба

1. Какими параметрами характеризуется любая резьба?

Винтовая линия резьбы – линия, образованная на боковой поверхности реального или воображаемого прямого кругового конуса или прямого кругового цилиндра точкой, перемещающейся таким образом, что отношение между её осевым перемещением и соответствующим угловым перемещением постоянно, но не равно нулю или бесконечности.

Винтовая поверхность резьбы – поверхность, образованная кривой, лежащей в одной плоскости с осью и перемещающейся относительно оси т. об., что каждая точка кривой движется по винтовой линии резьбы и все возможные винтовые линии точек кривой имеют одинаковые параметры.

Выступ резьбы – выступающая часть материала, ограниченная винтовой поверхностью резьбы.

Канавка резьбы – пространство, заключённое между выступами резьбы.

Заход резьбы – начало выступа резьбы.

Ось резьбы – ось, относительно которой образована винтовая поверхность резьбы.

Профиль резьбы – профиль выступа и канавки резьбы в плоскости осевого сечения резьбы.

Боковая сторона резьбы – часть винтовой поверхности резьбы, расположенная между вершиной и впадиной резьбы и имеющая в плоскости осевого сечения прямолинейный профиль.

Вершина резьбы - часть винтовой поверхности резьбы, соединяющая смежные боковые стороны резьбы по верху её выступа.

Впадина резьбы - часть винтовой поверхности резьбы, соединяющая смежные боковые стороны резьбы по дну её канавки.

Угол профиля резьбы – угол между смежными боковыми сторонами резьбы в плоскости осевого сечения.

Наружный диаметр цилиндрической резьбы – диаметр воображаемого прямого кругового цилиндра, описанного вокруг вершин наружной или впадин внутренней цилиндрической резьбы.

Внутренний диаметр цилиндрической резьбы - диаметр воображаемого прямого кругового цилиндра, вписанного во впадины наружной или вершины внутренней цилиндрической резьбы.

Номинальный размер резьбы – диаметр, условно характеризующий размеры резьбы и используемый при её обозначении.

Шаг резьбы – расстояние до линии, параллельной оси резьбы, между средними точками ближайших одноимённых боковых сторон профиля резьбы, лежащих в одной плоскости по одну сторону то оси резьбы.

Ход резьбы – расстояние до линии, параллельной оси резьбы, между любой исходной точкой на боковой стороне резьбы и средней точкой, полученной

при перемещении исходной точки по винтовой линии на угол 360 градусов.

Длина резьбы – длина участка детали, на котором образована резьба, включая проточку и фаску или сбег резьбы и фаску.

Сбег резьбы – участок в зоне перехода резьбы к гладкой части детали, на котором резьба имеет неполный профиль.

Недовод – величина нарезной части детали между концом сбега и опорной поверхности.

Недорез – сумма сбега и недовода резьбы.

Проточка резьбы – кольцевая канавка, выполненная в конце резьбы в целях получения резьбы полного профиля по всей длине.

Фаска резьбы – коническая поверхность, которая служит для направления гайки при её завинчивании и предохранения крайних витков резьбы от повреждения.

Длина свинчивания – длина участка взаимного перекрытия наружной и внутренней резьб в осевом направлении.

2. Как подразделяют резьбы по назначению?

Крепёжные резьбы – резьбы, предназначенные для соединения деталей.Ходовые резьбы – резьбы, с помощью которых вращательное движение преобразуется в возвратно-поступотельное

3. Перечислите крепёжные резьбы?

Метрическая коническая и цилиндрическая; трубная коническая и цилиндрическая; коническая дюймовая; круглая.

4. Как изображают резьбу на стержне при её проецировании на плоскость

а) параллельную оси стержня:

Сплошную тонкую линию по внутреннему диаметру резьбы проводят на всю длину резьбы без сбега.

По внутреннему диаметру резьбы проводят дугу, приблизительно составляющую 3/4 окружности и разомкнутую в любом месте; кроме центровых линий

5.Как изображают резьбу в отверстии при её проецировании на плоскость

а) параллельную оси стержня:

Сплошную тонкую линию по наружному диаметру резьбы проводят на всю длину резьбы без сбега.

б) перпендикулярную оси стержня:

По наружному диаметру резьбы проводят дугу, приблизительно составляющую 3/4 окружности и разомкнутую в любом месте; кроме центровых линий

6. На каком расстоянии допускается наносить сплошную тонкую линию от основной линии при изображении резьбы?

На расстоянии не менее 0,8мм от основной и не более величины шага резьбы.

7. Как изображают резьбу на стержне и в отверстии?

На стержне – сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями по внутреннему.

В отверстии – сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими по наружному.

8. Как изображают конец глухого резьбового отверстия на чертежах?

Дно отверстия имеет форму конуса с углом при вершине, близким к 120 градусам (на чертеже угол не указывают). Этот конус образуется режущей частью сверла при сверлении отверстия под резьбу. Размер глубины сверления рассчитывают и наносят только с учётом цилиндрической части гнезда

9. Как изображают и обозначают резьбу с нестандартным профилем?

Показывают все параметры резьбы, со всеми необходимыми размерами. А также на чертеже указывают дополнительные данные: число заходов, направление резьбы и др. с добавлением слова "резьба".

10. Как изображают в разрезе резьбовое соединение на плоскости параллельной его оси?

Штриховку на разрезе наносят до сплошной основной линий, соответствующей внутреннему диаметру в отверстии или наружному диаметру на стержне. При этом сплошной тонкой линией в отверстии показывают наружный диаметр, а на стержне - внутренний.

11. Как изображают специальную резьбу со стандартным профилем?

Современное машиностроение немыслимо без взаимозаменяемости деталей. Взаимозаменяемостью называется свойство изготовленных с заданной точностью деталей обеспечивать возможность сборки (или замены при ремонте) сопрягаемых деталей в узел, а узлов в изделие при соблюдении предъявленных к ним технических требований. Детали взаимозаменяемы только тогда, когда их размеры, форма, физические свойства материала и другие количественные и качественные характеристики находятся в заданных пределах.
Взаимозаменяемыми могут быть не только детали, но также узлы и механизмы в целом. В первую очередь такими должны быть те детали и узлы, от которых зависят надежность, долговечность и другие эксплуатационные качества изделий. Этому требованию должны отвечать и запасные части.
Взаимозаменяемость в судоремонте имеет большое значение и обеспечивает значительный экономический эффект, так как наличие готовых запасных деталей и узлов, которые можно легко, без пригонки, поставить на место взамен вышедших из строя, намного облегчает и упрощает выполнение ремонта.
Для обеспечения широкой взаимозаменяемости деталей в машиностроении разработаны Государственные стандарты. Стандартизованные детали изготовляют по размерам и форме, установленным ГОСТом, независимо от того, в какой отрасли промышленности их используют. Примерами таких стандартизованных деталей могут служить крепежные детали, трубы и др.
Технологические операции в любом производстве при изготовлении деталей выполняют в определенном порядке. Цель этих операций состоит в придании заготовке таких форм, и размеров, которые по чертежу (или заданию) должно иметь готовое изделие. При обработке с поверхности заготовки удаляется определенный слой металла. Разность размеров заготовки до и после обработки называют припуском на обработку. Подлежащий удалению слой металла (припуск) можно удалять с поверхности не сразу, а постепенно, применяя различные виды обработки, или, как говорят, различные операции. Припуски, последовательно удаляемые при различных операциях обработки, называются операционными припусками. Общий размер припуска складывается из припусков на каждую операцию.
При любом способе обработки деталей (вручную или на станке) имеют место некоторые отклонения от размеров, заданных в чертеже, и отклонения от заданной геометрической формы. К ним относятся: овальность и многогранность, бочкообразность и корсетность, искажение геометрических осей и др. У плоских поверхностей отклонениями от геометрической формы являются непрямолинейность и неплоскостность.
Основными причинами погрешностей механической обработки являются: неточность и износ станков и приспособлений, на которых обрабатывают данную деталь; неточность контрольно-измерительного инструмента; неточность базовых поверхностей обрабатываемых деталей; ошибки при установке деталей и при установке инструмента; ошибки, допускаемые во время измерений; нагрев деталей в процессе обработки; нарушения технологического процесса, допускаемые работающим.
Основной расчетный размер, который проставляется в чертеже, называется номинальным; фактические размеры, полученные путем непосредственного измерения, называются действительными. Если на чертеже проставлены только номинальные размеры, это означает, что степень точности не установлена, а поэтому для обработки принимают небольшие свободные отклонения от размеров по чертежу.
При конструировании детали всегда назначают допускаемые предельные размеры, которые обеспечивают надежную работоспособность и взаимозаменяемость деталей.
Наибольшими и наименьшими предельными размерами называются такие, между которыми может находиться действительный размер. Таким образом, действительный размер бывает больше или меньше номинального. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском (рис. 87).

Рис. 87. Графическое изображение допусков вала и отверстия.

Отклонения от номинального размера в пределах допуска могут быть верхними и нижними. Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным и номинальным размерами. Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Действительным отклонением (отклонением размера) называется разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение бывает положительным и отрицательным.
Положительное отклонение обозначается знаком (+) и имеет место в том случае, когда действительный размер детали больше номинального. Отрицательное отклонение обозначается знаком (-) и имеет место тогда, когда действительный размер меньше номинального. Отклонения обозначаются десятичной дробью и проставляются рядом с номинальным размером: верхнее отклонение вверху, нижнее внизу. Перед цифрой положительного отклонения ставят знак (+), перед цифрой отрицательного отклонения знак (-). Если верхнее и нижнее отклонения равны, проставляется одно общее число со знаками плюс-минус (±). Например, обозначение 60 0,05 0,02 показывает, что номинальный размер детали равен 60 мм, причем верхнее положительное отклонение равно 0,05 мм, а нижнее отклонение (тоже положительное) равно 0,02 мм. Следовательно, наибольший предельный размер детали будет равен 60+0,05 = 60,05 мм, а наименьший предельный размер 60 + 0,02 = 60,02 мм. Таким образом, допуск составляет 60,05-60,02 = 0,03 мм. Обозначение показывает, что размер детали может колебаться от 40,15 мм до 39,90 мм. Разность между размерами 40,15-39,90 = 0,25 мм составляет допуск. Чем меньше допуск, тем точнее должна быть изготовлена деталь.
При сборке различных механизмов их детали сопрягают различным образом. Характер сопряжения двух деталей называют посадкой. Посадки могут осуществляться с зазором и с натягом. Например, если вал имеет диаметр меньший, чем диаметр отверстия втулки, то при соединении этих деталей между поверхностями втулки и вала образуется просвет, называемый зазором, и сопряжение деталей будет подвижным. Если диаметр вала будет несколько больше диаметра отверстия втулки, то эти детали можно соединить лишь при нагревании втулки до определенной температуры. После остывания втулки в таком соединении образуется натяг, а соединение будет неподвижным.
На рис. 88 показано графическое изображение зазора и натяга. Таким образом, зазор - это положительная разность диаметров отверстия и вала, а натяг - отрицательная разность диаметров отверстия и вала. Так как диаметры вала и отверстия могут иметь различные размеры в пределах допуска, то зазоры или натяги в соединении также могут быть различными. Если взять наибольший размер отверстия и наименьший размер вала, то зазор между ними будет наибольшим. Если размер вала наибольший, а размер отверстия наименьший, то зазор будет наименьшим.




Рис. 88. Графическое изображение зазора и натяга.

В зависимости от величины зазора или натяга меняется и характер посадки, т. е. степень подвижности сопрягаемых деталей относительно друг друга. В настоящее время стандартом установлено 16 видов посадок: шесть неподвижных, четыре переходных и шесть подвижных. Переходные посадки могут быть с зазором и натягом, в зависимости от размеров вала и отверстия в пределах допуска. Неподвижные посадки обеспечивают гарантированный натяг, подвижные - гарантированный зазор.
Наименования и обозначения посадок даны в табл. 1. Характер посадки выбирают в зависимости от условий работы детали.

Таблица 1. Наименование и обозначение посадок (ГОСТ 7713-62)
Неподвижные посадки (с натягом) Переходные посадки Подвижные посадки (с зазором)
Наименование Обозначение Наименование Обозначение Наименование Обозначение
Прессовая 3
Прессовая 2
Прессовая 1
Горячая
Прессовая
Легкопрессовая
Пр3
Пр2
Пр1
Гр
Пр
Пл
Глухая
Тугая
Напряженная
Плотная
Г
Т
Н
П
Скользящая
Движения
Ходовая
Легкоходовая
Широкоходовая
Тепловая ходовая
С
Д
X
Л
Ш
ТХ

В настоящее время в машиностроении приняты две системы допусков: система отверстия (обозначается СА) и система вала (обозначается СВ). В системе отверстия за основу принят размер отверстия с определенными предельными размерами, а посадка осуществляется только за счет изменения размера вала. Схематично система отверстий изображена на рис. 89, а. В этой системе номинальный размер сопряжения является наименьшим размером отверстия, а отклонения отверстия бывают только положительными.
В системе вала за основу принят размер вала с определенными предельными размерами, а посадка осуществляется за счет изменения размеров отверстия (рис. 89, б). В этой системе номинальный размер сопряжения является наибольшим размером вала, а отклонения вала бывают только отрицательными.

Cтраница 1


Сопряжения деталей, образуемые в процессе сборки изделий, в зависимости от количества степеней свободы, как уже отмечалось, будут обладать различными свойствами и могут быть неподвижными или подвижными. В свою очередь, в зависимости от относительных размеров деталей, образующих сопряжение, последнее может обладать различной ст епенью неподвижности или подвижности. Эти степени, как известно, характеризуются величиной натягов или зазоров, выдерживаемых при сборке сопряжений, или, иначе, величиной и знаком конструктивных и производственных отклонений размеров сопрягаемых деталей.  


Сопряжения деталей характеризуются величиной зазора или натяга между сопрягаемыми поверхностями. Вследствие различия в материале и температуре нагрева деталей величина зазора при изменении теплового состояния двигателя не остается постоянной.  

Сопряжения деталей в большинстве случаев осуществляются болтами и шпильками. Различают болты обычных и ответственных резьбовых соединений.  


Сопряжение деталей, собранное с клином, должно обеспечивать плавное, равномерное перемещение без скачков при минимальных зазорах. Этого добиваются регулированием и шабрением. Механическая обработка клиньев выполняется на специальных приспособлениях, обеспечивающих установку клина под нужным углом. Обработка шлифованием может производиться на поворотном магнитном столе.  

Сопряжения деталей, не требующих большой точности, следует изготовлять по 4-му и 5-му классам точности. Всюду, где возможно, необходимо принять 5 - й класс.  

Сопряжение деталей, не требующее большой точности, следует изготовлять по 4-му и 5-му классам точности. Всюду, где возможно, необходимо применять 5 - й класс.  

Сопряжения деталей, образуемые в процессе сборки изделий, в зависимости от количества степеней свободы, как уже отмечалось, будут обладать различными свойствами и могут быть неподвижными или подвижными. От относительных размеров деталей, образующих сопряжение, зависит степень его неподвижности или подвижности.  

Сопряжения деталей опор должны быть плотно пригнаны; сквозные щели в стыках не допускаются. Заполнение щелей или пустот между рабочими поверхностями клиньями запрещается.  


Сопряжения езьбовых деталей по сред-юму диаметру по своему - ипу соответствует сколь - (ящей посадке.  

Сопряжения деталей опор должны быть плотно пригнаны; сквозные щели в стыках не допускаются. Заполнение щелей или пустот между рабочими поверхностями клиньями запрещается. Болты, соединяющие отдельные детали опор, должны плотно входить в отверстие и быть надежно затянуты. Нарезка болтов не должна выступать над гайками больше чем на 400 мм. Болты, находящиеся на высоте менее 3 м от уровня земли, должны быть закернены. Под головку болта и под гайку должны быть положены шайбы. Отверстия в траверсах для деталей крепления гирлянд изоляторов должны сверлиться точно по диаметру болтов.  

После сопряжения деталей поворот их относительно друг друга не допускается.  

Соединение в определённой последовательности и закрепление деталей, подузлов и узлов для получения машины, удовлетворяющей её назначению. Узлом называют разъёмное или неразъёмное соединение составных частей изделия. Характерным признаком… …

В машиностроении, интервал, в котором допускается отклонение числовой характеристики параметра от его номинального (расчётного) значения. Д. задают на геометрические параметры деталей машин и механизмов (линейные и угловые размеры, форму… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Резьба (значения). Резьба равномерно расположенные выступы или впадины постоянного сечения, образованные на цилиндрической или конической поверхности по винтовой линии с постоянным шагом.… … Википедия

Резьба равномерно расположенные выступы или впадины постоянного сечения, образованные на боковой цилиндрической или конической поверхности по винтовой линии с постоянным шагом. Является основным элементом резьбового соединения, винтовой… … Википедия

Резьба равномерно расположенные выступы или впадины постоянного сечения, образованные на боковой цилиндрической или конической поверхности по винтовой линии с постоянным шагом. Является основным элементом резьбового соединения, винтовой… … Википедия

Группового подбора метод, метод сборки машин и механизмов, при к ром осуществляют соответствующий подбор попарно работающих деталей. Поступающие на сборку детали сортируют по размерным группам, внутри к рых сопрягаемые детали (охватываемая и… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ГОСТ Р ИСО 857-1-2009: Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 1. Процессы сварки металлов. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р ИСО 857 1 2009: Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 1. Процессы сварки металлов. Термины и определения оригинал документа: 6.4 автоматическая сварка: Сварка, при которой все операции механизированы (см. таблицу 1).… …

Требования - 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 11646{ 82} Детали крепления и сопрягаемые элементы колес тракторов, самоходных шасси сельскохозяйственных машин, тракторных прицепов и полуприцепов. Размеры. ОКС: 43.040.50 КГС: Д25 Автотракторные детали, узлы и арматура Взамен: ГОСТ 11646… … Справочник ГОСТов

Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям - 2.2. Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям 2.2.1. Конструкция вагонов должна обеспечивать надежную работу при эксплуатации и соответствовать «Нормам для расчета и проектирования новых вагонов самосвалов (думпкаров) колеи… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Современные машины отличаются большой сложностью и состоят из ряда сборочных единиц, имеющих самостоятельное целевое назначение. Сборочные единицы, в свою очередь, состоят из сборочных единиц 2-го порядка, для которых целесообразна самостоятельная организация производства, а последние состоят из отдельных деталей.

Сборка деталей в сборочные единицы и в машины производится в сборочных цехах путем сопряжения поверхностей двух или большего количества деталей. При этом часто изготовление сборочных единиц производится на различных предприятиях, а изготовление многих деталей в различных цехах машиностроительного завода. Например, автомобильные двигатели, топливная аппаратура (карбюраторы, насосы), элементы отделки (приемники, кондиционеры, холодильники) подшипники, стартеры и др. производятся на различных предприятиях и поставляются автомобильному заводу в готовом виде.

Сопрягаемые поверхности деталей и сборочных единиц, изготовленные на различных станках, в различных цехах и на различных заводах, должны иметь одинаковую форму и мало отличающиеся друг от друга размеры, так как в противном случае произвести сборку окажется невозможным. Соединение сопрягаемых деталей на сборке должно обеспечить необходимую подвижность их взаимного перемещения или необходимую прочность их неподвижного соединения. Только в этом случае после сборки машина будет отвечать своему назначению и предъявляемым к ней эксплуатационным требованиям, то есть будет обеспечено ее нормальное функционирование.

Виды сопряжений отличаются:

    По форме контактных поверхностей. Они делятся на гладкие цилиндрические и конические, на резьбовые цилиндрические и конические, на плоские и эвольвентные сопряжения.

    По характеру контакта сопряжения делятся на: сопряжения с поверхностным контактом, сопряжения с линейным контактом (ролики с кольцами), сопряжения с точечным контактом (шарики с кольцами);

    По назначению сопряжения делятся на: неподвижные неразъемные, неподвижные разъемные и подвижные;

    По степени регулируемости сопряжения – на: регулируемые и нерегулируемые.

Для всех перечисленных видов сопряжений достижение правильного соединения деталей, обеспечивающего нормальную работу машин, может быть осуществлено двумя путями:

1) подгонкой деталей на сборке при их сопряжении до получения требуемой подвижности (зазора) или требуемой прочности соединения (натяга);

2) точным изготовлением сопрягаемых деталей на местах их производства, когда требуемый зазор (подвижность) или натяг (прочность) достигаются простым соединением сопрягаемых деталей без всякой подгонки.

Во втором случае построения производства достигается взаимозаменяемость деталей.

1.2. Определение и основные виды взаимозаменяемости

Взаимозаменяемостью изделий (машин, приборов, механизмов и т. д.) их частей или других видов продукции (сырья, полуфабрикатов и т. д.) называют их свойство заменять при использовании любой из множества экземпляров изделий, их частей или иной продукции другим однотипным экземпляром без потери качества изделия.

Взаимозаменяемость означает возможность сборки или полной замены любых деталей в сборочной единице и любых сборочных единиц в машинебез дополнительной механической или ручной их обработки при сборке, пригонке, подборе или других манипуляций при соблюдении технических требований к работе данного узла или машины в целом.

Лампочка всегда ввинчивается в патрон, гайка навинчивается на винт, гаечный ключ подходит к головке болта, сверло устанавливается и центрируется в шпинделе сверлильного станка и обеспечивает получение отверстия заданного диаметра при сверлении, при ремонте подшипник, или другая запасная часть, легко заменяется новой – все это примеры взаимозаменяемости, широко применяемой в быту и на производстве.

Взаимозаменяемость делится на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю.

Полная взаимозаменяемость обеспечивает возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) любых независимо изготовленных с заданной точностью однородных деталей в сборочные единицы, а последних – в изделия при соблюдении предъявляемых к ним (к сборочным единицам или изделиям) технических требований по всем параметрам качества .

Полная взаимозаменяемость возможна только тогда, когда размеры, форма, взаимное расположение поверхностей, механические, электрические и другие количественные и качественные характеристики деталей и сборочных единиц после изготовления, находятся в заданных пределах и собранное изделие удовлетворяет техническим требованиям. Важнейшим исходным условием обеспечения полной взаимозаменяемости является выполнение требований к точности геометрических параметров деталей и сборочных единиц .

Принцип взаимозаменяемости это комплекс научно-технических исходных положений, выполнение которых при конструировании, производстве и эксплуатации обеспечивает взаимозаменяемость деталей, сборочных единиц и изделий.

Принцип взаимозаменяемости находит широкое применение не только на стадии сборки, но и на заготовительной стадии производства и всех стадиях механической обработки. Взаимозаменяемость заготовок и полуфабрикатов позволяет устранить операции разметки и выверки деталей при их обработки на металлорежущих станках, позволяет применять производительные станочные приспособления и более прогрессивное оборудование по сравнению с универсальным оборудованием. Обработка деталей на автоматах и полуавтоматах возможна только в условиях взаимозаменяемости заготовок и полуфабрикатов.

Производство, основанное на полной взаимозаменяемости, когда сборку выполняют без доработки деталей и сборочных единиц, называют взаимозаменяемыми .

При неполной взаимозаменяемости (или ограниченной) - для обеспечения требуемой точности применяют групповой подбор (селективную сборку), компенсаторы, регулирование положения некоторых частей машин и приборов, пригонку и другие технологические мероприятия. Неполную взаимозаменяемость можно осуществлять не по всем, а только по отдельным геометрическим или другим параметрам.

Например, подшипник данного типоразмера является взаимозаменяемым, так как его посадочные размеры взаимозаменяемы с другими аналогичными подшипниками, одновременно шарики и дорожки качения этого подшипника не взаимозаменяемы, так как сборка подшипника осуществляется методом селективного подбора шариков к дорожкам качения соответствующего размера и шарики одного подшипника не могут быть заменены шариками другого аналогичного подшипника без нарушения его эксплуатационных показателей.

Внешняя взаимозаменяемость – это взаимозаменяемость покупных и кооперируемых изделий (монтируемых в другие более сложные изделия) и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присоединительных поверхностей. Например, в подшипниках качения внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности, по точности вращения, по наружному и внутреннему диаметрам.

Внутренняя взаимозаменяемость обеспечивается точностью параметров, которые необходимы для сборки деталей в узлы, а узлов – в механизмы. Например, в подшипниках качения внутреннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.

Уровень взаимозаменяемости производства можно характеризовать коэффициентом взаимозаменяемости К в, рассчитываемым по формуле

где T i – трудоемкость изготовления i-ой взаимозаменяемой или сборочной единицы;

n B – число взаимозаменяемых деталей или сборочных единиц;

Т u – общая трудоемкость изготовления изделия.

Степень приближения этого показателя к единице является объективным показателем уровня производства.