Выбор и применение посадок
Посадки выбираются следующими методами:
− методом прецедентов;
− методом подобия;
− расчётным методом.
Метод прецедентов заключается в том, что конструктор во вновь проектируемой конструкции использует посадки, указанные на чертежах подобной машины, ранее сконструированной и прошедшей эксплуатационную проверку. Этот метод приемлем при полной тождественности геометрических и других параметров и условий эксплуатации проектируемого соединения и прототипа.
Метод подобия заключается в том, что при неполной тождественности проектируемого соединения и прототипа по конструктивным параметрам и условиям эксплуатации конструктор должен установить критерии их подобия и скорректировать посадку. Однако в связи с трудностью выбора критерия подобия можно не достичь поставленной цели, что приведёт к неправильному выбору посадки.
Расчётный метод заключается в том, что конструктор, зная условия и длительность эксплуатации машины, рассчитывает предельные функциональные зазоры и натяги и с определённым коэффициентом запаса подбирает стандартную посадку.
Посадки с зазором
Посадки H/h – «скользящие». Наименьший (гарантированный) зазор в посадках равен нулю. Они установлены во всём диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4…12 квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия. Допускают медленное вращение и продольное перемещение, используемое чаще всего при настройках и регулировках.
Посадка H7/h6 применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых соединений: сменные зубчатые колёса на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, сменные кондукторные втулки станочных приспособлений и т.д. Для подвижных соединений применяется посадка, например, шпинделя в корпусе сверлильного станка.
Посадки H8/h7, H8/h8 имеет примерно то же назначение, что и предыдущая посадка, но характеризуется более широкими допусками, облегчающими изготовление деталей.
Посадки H/h в более грубых квалитетах (9…12) применяются для непо-движных и подвижных соединений малой точности: посадки муфт, звёздочек и шкивов на валах, для неответственных шарниров и роликов и т.п.
Посадки H/g – «движения». Обладают по сравнению с другими посадками небольшим гарантированным зазором. Применяются только в точных квалитетах (4…7) для плавных, чаще всего возвратно-поступательных перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках.
Посадки H6/g5 (не предпочтительная), H7/g6 применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе делительной головки и т.п.
Посадки H/f – «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором. Применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при лёгких и средних режимах работы с угловыми скоростями не более 150 рад/с и в опорах поступательного перемещения.
Посадки H7/f7, H8/f8 (не предпочтительная) применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в соединениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п.
Посадки H/e – «легкоходовые». Обладают значительным гарантированным зазором, вдвое большим, чем у ходовых посадок. Применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы с угловыми скоростями более 150 рад/с, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы.
Посадки H7/e8, H8/e8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших машин, коренных шеек коленчатых валов.
Посадки H/d – «широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.
Посадки H8/d9, H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней цилиндров компрессоров.
Посадки H11/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях.
Посадки переходные
Посадки H/js – «плотные». Вероятность получения натяга P(N) равна 0,5…5%, следовательно, в соединении образуются преимущественно зазоры. Обеспечивают лёгкую собираемость.
Посадка H7/js6 применяется для соединения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.
Посадки H/k – «напряжённые». Вероятность получения натяга P(N) равна 24…68%. Однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Обеспечивают хорошее центрирование. Сборка и разборка производится без значительных усилий, например, при помощи ручных молотков.
Посадка H7/k6 широко применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами.
Посадки H/m – «тугие». Вероятность получения натяга P(N) равна 60…99,98%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разбираются, как правило, только при ремонте.
Посадка H7/m6 (не предпочтительная) применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.
Посадки H/n – «глухие». Вероятность получения натяга P(N) равна 88…100%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях с применением прессов. Разбираются, как правило, только при капитальном ремонте.
Посадка H7/n6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, муфт, кривошипов с валами, для установки штифтов, постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов и т.п.
Посадки с натягом
Посадки H/p – «легкопрессовые». Имеют минимальный гарантированный (наименьший) натяг. Обладают высокой степенью центрирования. Применяются, как правило, с дополнительным креплением.
Посадка H7/p6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса.
Посадки H/r, H/s, H/t – «прессовые средние». Имеют умеренный гарантированный натяг в пределах N = (0,0002…0,0006)D. Применяются как с дополнительным креплением, так и без него. В соединении возникают, как правило, упругие деформации.
Посадки H7/r6, H7/s6 применяются с дополнительным креплением для соединения зубчатых и червячных колёс с валами в условиях тяжёлых ударных нагрузок (для стандартных втулок подшипников скольжения предусмотрена посадка H7/r6).
Посадки H/u, H/x, H/z – «прессовые тяжёлые». Имеют большой гарантированный натяг в пределах N = (0,001…0,002)D. Предназначены для соединений, на которые действуют большие, в том числе динамические нагрузки. Применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В соединении возникают упругопластические деформации. Детали должны быть проверены на прочность.
Посадки H7/u7, H8/u8 являются наиболее распространёнными из числа тяжёлых посадок. Примеры применения: вагонные колёса на осях, бронзовые венцы на стальных ступицах червячных колёс, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками.
Приведём конкретные примеры применения посадок .
Примеры посадок с зазором:
− пиноль задней бабки токарно-винторезного станка – f 75H6/h5;
− крышка подшипника редуктора – f 80H7/h7;
− подшипник двигателя внутреннего сгорания – f 50H6/e7;
− рычаг клапана на валу – f 16H8/e8;
− плунжерная пара – f 25H7/g6
− промежуточная шестерня на оси – f 40H7/d8;
− дышло паровой машины – f 180D8/h8;
− подшипник жидкостного трения прокатных станов – f 350H6/d6.
Примеры посадок с натягом:
− центральная колонна консольного крана – f 300H7/s6;
− постоянная кондукторная втулка приспособления – f 20H7/p6;
− шатун и втулка компрессора – f 105H7/s6;
− штифт и направляющая – f 60H7/r6.
Примеры переходных посадок:
− кулачки, закреплённые шпонкой на держателе – f 50H7/m6;
− муфта сцепления, закреплённая шпонкой на валу – f 12H7/k6;
− шестерня, закреплённая шпонкой на валу редуктора – f 40H7/k6;
− поршневой палец во втулке – f 38H6/k5;
− маслоотражательное кольцо на валу редуктора – f 50H7/k6;
− ступица вентилятора на валу – f 16H7/n6.
Система Отверстия.
Характеристика и примеры применения некоторых предпочтительных посадок
для размеров 1...500мм, в мкм.
Посадки с зазором .
ТАБЛИЦЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СМОТРИТЕ
Скользящие посадки применяют в основном:
1. если требуется легко передвигать или поворачивать детали при настройке и регулировке
2. в неподвижных соединениях при частых разборках для смены деталей
3. для центрирования деталей, которые затем будут соединяться неподвижно
Н6 - Особо точное центрирование, например, в станках.
h5
Н7 - В станках для сменных зубчатых колес, в соединениях с короткими рабочими ходами, для соединений, где
h6 детали будут легко перемещаться при затяжке, при возвратно-поступательном перемещении для точного
Направления, для центрирования корпусов под подшипники качения.
Н7 - В соединениях с короткими рабочими ходами.Эта посадка по сравнению с др. характеризуется минимальной
g6 величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях с целью получения герметичности,
В точных направляющих, при коротких ходах перемещений. Это могут быть: золотники пневмоинструмента,
Клапаны, соединения шатун - коленвал, сменные кондукторные втулки. В особо точных механизмах
Применяют посадки Н6 и Н5
g5 g4
Н8 - Центрирование поверхностей с пониженными требованиями к соосности.
h7
Н8 , H9 , H9 - Механизмы с невысокими требованиями к точности для неподвижно соединяемых деталей при
h8 h8 h9 небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку. Это могут быть: муфты, шкивы,
Зубчатые колеса и др. детали, устанавливаемые на валах с помощью шпонки. Корпуса подшипников
Качения, центрирующие элементы фланцевых соединений, подвижные соединения с медленным или
Редким вращательным или поступательным перемещением. Это могут быть: зубчатые муфты,
Перемещающиеся зубчатые колоса.
Н11 - Для грубо центрированных неподвижных соединений. Это могут быть: неответственные шарниры, фиксация
h11 накладных кондукторов, центрирование фланцевых крышек.
H6 - Точная посадка, используемая для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач
f6 автомобилей.
H7 - Применяют в подшипниках при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в коробках скоростей,
f7 центробежных насосах, для свободно вращающихся на валах зубчатых колес, для направляющих
Толкателей двигателей внутреннего сгорания, зубчатых колес, включаемых муфтами.
Н8 , H8 , H9 - Применяют для подшипников скольжения при нескольких опорах или разнесенных опорах, посадки
f 8 f9 f9 сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин,направляющих поршневых и золотниковых
Штоков, центрирования крышек цилиндров, крупных подшипников, для подвижных соединений и
Центрирования при невысоких требованиях к соосности.
Н7 , H7 , H8 , H8 - Применяют в подшипниках при высоких частотах вращения. Это могут быть: электродвигатели,
e7 e8 e8 e9 механизмы передач двигателей внутреннего сгорания. Эти посадки также применяют
При разнесенных опорах или при большой длине сопряжения, как в блоках зубчатых колес
Станков.
H7 , H8 - Эти посадки применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения.
d8 d8
H8 , H9 - Это более грубые посадки данного типа. Применяют для поршней в цилиндрах компрессоров и паровых
d9 d9 машин. Позволяют производить демонтаж при образовании нагара и высоких температур.
H11 - Применяют для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи. Это могут быть: узлы
d11 сельхоз машин, железнодорожных вагонов, шарниры рычагов, тяг, крышки паровых цилиндров.
Характеристика и области применения посадок по ЕСДП СЭВ
На основании исследования применяемых посадок в соединениях разных машин и рациональной замены их посадками ЕСДП СЭВ, а также анализа и обобщения литературных данных об опыте применения посадок в СССР и за рубежом получены следующие рекомендации по применению посадок.
Посадки с зазором. Посадки с зазором (см. рис. 3.4) наиболее распространены, ЕСДП СЭВ предусматривает 40 рекомендованных посадок в системе отверстия (11 из них предпочтительные) и 39 посадок в системе вала (6 из них предпочтительные).
Посадки типа H / h - самые распространенные. Они установлены во всех квалитетах, предусматривающих рекомендуемые посадки, т. е. в 4-12 квалитетах (см. табл. 3.6). Посадки называют скользящими; это самые плотные из всех свободных посадок, они обеспечивают минимальные зазоры в соединении (гарантированный наименьший зазор равен нулю). Скользящие посадки при средних значениях дают соединения с зазором, пригодные для подвижных соединений центрирующих втулок, плунжеров, направляющих штоков и т. п., работающих при малых скоростях. Их широко используют для центрирования легкоразъемных неподвижных соединений; если требования к точности центрирования невелики, передача усилий или моментов обеспечивается дополнительным креплением (штифты, шпонки и т. д.).
Посадки Н5/h4 и H6/h5 (высокой точности) применяются для особо точного центрирования, например для соединения панели с корпусом задней бабки токарного станка. В общем машиностроении применяются редко. Посадка H7/h6 применяется при высоких требованиях к центрированию часто разбираемых или регулируемых соединений. Примеры использования: сменные зубчатые колеса на валах станков, центрирующие корпуса под подшипники качения, поршневой шток в направляющих втулках, кулачки на валах, фрезы на оправках; фрикционные муфты, центрирующие выступы в гнездах. Кроме того, эту посадку иногда применяют для подвижных соединений с короткими рабочими ходами, с целью повышения точности направления вместо посадки с гарантированным зазором H7/g6.
Посадка Н8/h7 используется для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности. Обеспечивает большую легкость сборки и регулирования узла.
Посадки H8/h8, H8/h9, H9/h8, H9/h9 широко применяются для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (шкивы, муфты, зубчатые колеса и другие детали, соединяющиеся с валом при помощи шпонок; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений и т. п.); в подвижных соединениях - при медленных или редких вращательных и поступательных перемещениях (ползуны на шпонках включающих механизмов, соединительные муфты, поршни и поршневые золотники в цилиндрах).
Посадки Н10/h9, HI0/h10, H1l/h1l, H12/h12 (пониженной точности) применяются для неточных соединений, центрирования фланцев и крышек, соединения арматуры, для крышек насосов, для крышек сальников в корпусах, для звездочек тяговых цепей и цепных передач на валах, для независимых сопряжений распорных втулок с валами, для соединений под расклепку, пайку, сварку. В подвижных соединениях - для соединений роликов на валах, для посадок при большой длине сопряжения, например шпиндель-гильза шпиндельной бабки токарного автомата.
Посадки типа H / g гарантируют небольшой зазор, изменяющийся с увеличением диаметра. Это посадки свободные, обеспечивающие взаимное осевое перемещение сопряженных деталей при сохранении высокой точности центрирования; они очень чувствительны к увеличению зазора, поэтому их применяют лишь в точных квалитетах. Рекомендованных посадок в системе отверстия три: H5/g4, H6/g5 и H7/g6, последняя предпочтительная.
Посадка H6/g5 является дорогостоящей, поэтому в случаях, допускающих снижение требований к точности центрирования подвижных деталей, она заменяется посадкой H7/g6 сравнительно легкой технологической выполнимости. Применяют ее в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке); для установки сменных кондукторных втулок и заготовок на установочных пальцах приспособлений, поршней в цилиндрах (пневматических и др.), шпинделей точных станков и делительных головок в направляющих; для центрирующих соединений подвижных элементов в штампах, передвижных шестерен на валах коробок передач.
Посадки типа H / f гарантируют зазор, достаточный для вращения соединяемых деталей со средней скоростью.
Посадка H7/f7 является типичной ходовой и предназначается для подвижных соединений, когда необходимо обеспечить легкодостижимую посадку высокого качества. В системе ЕСДП СЭВ эта посадка предпочтительна. Типовые случаи применения этой посадки: подшипники скольжения для всех легких и средних машин, например подшипники в коробках передач; подшипники зубчатых колес и шкивов, свободно вращающихся на осях; подшипники центробежных насосов; коренные подшипники в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрессорах.
В других квалитетах эти посадки рекомендуются в следующих сочетаниях: H6/f6 - в подвижных соединениях: повышенными требованиями к точности центрирования. Если требования к точности центрирования снижены, то применяют посадки H8/f7, H8/f8, H8/f9, H9/f8, H9/f9, например, для направления поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирования крышек цилиндров, в подшипника скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения.
Посадки типа Н/е - свободные, могут применяться в 6, 7, 8, 9-м квалитетах в зависимости от интенсивности режима, точности центрировали я, относительной трудоемкости обработки посадочных поверхностей отверстия и вала, требуемой
долговечности.
Оптимальной посадке соответствует комбинация полей допусков Н8/е8. Она предпочтительна в ЕСДП СЭВ и применяется в качестве легкоходовой посадки, обеспечивающей легкоподвижное соединение, допускающее радиальное перемещение без значительных перепадов (например, в опорах, удаленных друг от друга), биение сопрягаемых поверхностей (например, в подшипниках многоопорных валов). Применяется также в механизмах малой точности: как в подшипниках скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения, так и в направляющих осевых перемещений, в опорах валов турбогенераторов и центробежных насосов, в подшипниках коренных шеек коленчатых валов.
Посадки пониженной точности Н8/е9, Н9/е8 и Н9/е9 применяются в подшипниках скольжения неответственных машин.
Посадки типа H / d дают легкоподвижные соединения общего применения, которые допускают радиальное перемещение и компенсируют погрешности взаимного расположения трущихся поверхностей вследствие перекоса и прогиба вала, погрешности формы в осевом и радиальном сечениях, эксцентриситетов опор и шеек вала в многоопорных конструкциях. Они используются в тех случаях, когда необходимо компенсировать погрешности сборки или температурные деформации. Точные посадки H7/d8, H8/d8 имеют ограниченное использование. Они применяются для точных соединений, работающих при значительном перепаде температур и тяжелых режимах работы, например в подшипниках турбин, валков прокатных станов и т. д.
Посадки H8/d9 и H9/d9 (предпочтительные) используются при монтаже приводных валов в подшипниках, для соединения холостых шкивов с валами и в другиханалогичных случаях.
Посадки низкой точности H10/dl0, Hll/dll применяются в случае неточных подвижных соединений.
Посадки типов Н/а, Н/Ь, Н/с характеризуются очень большими гарантированными зазорами. Применяются в основном в грубых квалитетах (11-м ий2-м), в связи с чем колебания зазоров очень велики. Они используются для грубых соединений, требующих свободной сборки, для обеспечения относительного перемещения деталей в условиях загрязнения, для компенсации погрешностей сборки и| температурных деформаций.
Посадки с натягом. Посадки с натягом (см. рис. 3.5) в цилиндрических со нениях применяются для образования неподвижных соединений без дополнительных креплений и с дополнительными креплениями шпонками, штифтами и другими средствами. Неподвижность соединения достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие деформации контактных поверхностей. Выбор посадки производится из условия, что при наименьшем натяге обеспечивается прочность соединений передача нагрузки, а при наибольшем - прочность деталей Для выбора nocaдок с натягом производится расчет и рекомендуется экспериментальная проверка, особенно в массовом производстве. Cпецифика выбора посадок с натягом для соединений деталей малых размеров, cpeдних и больших изложена в работе ,"es":["q9oXLQ9FU5o"],"pt":["eNy-V4OVKPg","qTdPtahGgWU"],"it":["ZJz1IZFew40"],"bg":["jtrIW5m2ayc","oQyoEakWEOc"],"ro":["bS4NZb2GAi4"]}