Святой великомученик иоанн новый сочавский. Святые нашего края

Много святых мужей, своею богоугодною добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И в числе их находится св. Иоанн Сочавский.
Родиной этого мужа был Трапезунд, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему: жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг, верою не восточного исповедания, нравом груб, немилостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг-дьявол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, видя его молитву и пост, благонравие и доступность для всякого, милосердие к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христовый утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слез, говорил он себе:
- Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.

Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути к спасению. Прежде всего, он умыслился отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры; последний начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие, а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгоралась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда (близ Босфора). Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел перед ним такую клевету на святого Иоанна:
- Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезунда не последний.

Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости: на обычном судебном месте, он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна и сказал ему:
- "Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом честное размышление и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее; принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие; христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее далее от себя и во всеуслышание пред этим всенародным собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая жен и детей, что слышали о твоем желании исповедать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь святозарное солнце, воздай честь звезде, предшествующей солнцу, и принеси жертвы небесным светилам, озаряющим Вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и насладишься жизнью, приятной всем людям. Пока правитель с мыслью злобы и коварства говорил эти льстивые слова, св. Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призвал на помощь Владыку, сказавшего: когда поведут вас перед царей и князей ради имени моего, не заботьтесь наперед, что говорить или что отвечать в тот час: ибо дам вам слово, которому не будут в состоянии противиться все противящие вам. Потом, воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненно руку, сказал в ответ:
- Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос, когда когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышления врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он через тебя беседует со мной, надеясь привлечь меня к погибели и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнай сам от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это - светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?

Сказав это, св. Иоанн воздел руки и возвел очи к небу, и во всеуслышание воскликнул:
-Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего с безначальным именем Твоим Отцем и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!

Эти речи мученика воспламенили гневом свирепого мучителя», он тотчас повелел растянуть блаженного на земле и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение, и, возводя умные очи свои на небо, говорил:
- Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого крещения.
Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел связать двумя цепями едва дышавшего мученика, бросить его в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в узилище.
Наутро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, велел привести святого мученика Иоанна.

Страстотерпец Христовый предстал со светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился: как, после столь лютого мучения, обретается в нем душа и он веселится, точно не потерпел никаких страданий.

Видишь ли, Иоанн, - сказал он, - до какого безчестия довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим разумным увещаниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в христианстве, то знай, что еще большее зло ожидает тебя.

Святый мученик отвечал:
- Об израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обновляется внутренний, как говорит великий апостол Господний. Об одном имею я попечение претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня Христе, который сказал: "Претерпивый до конца, тот спасен будет". Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо первые, наложенные тобою на меня раны, вменились мне в ничто.

Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся от гнева, и, испустив рыкание, как зверь повелел снова простереть мученика на земле и бить еще более жестоко; и долго слуги беспощадно били страстотерпца, сменяя друг друга, так, что внутренности мученика были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда изнемогли воины, бившие тело, облекавшее адамантовую душу, и люди всех возрастов, собравшиеся смотреть мучения, стали кричать на скверного судью, осуждая его немилостивый и суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привязать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь не будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу, и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам их, то один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого и отсек ему честную главу. Так доблестный воин Иисуса Христа окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа своего. Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на том же месте, и лежало оно с отсеченною главой без погребения и призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь ярости нечестивых.

Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо: над телом мученика ярко горело множество лампад, и три святоносных мужа воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и столп огненный утверждался над честными мощами: это чудо видели, многие. Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало многострадальное тело, думал, что это священники христианские пришли поднять его и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу, приблизился туда и, желая застрелить одного из видимых тех священников, положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетивою прильнула к пальцам его правой руки, а лук к левой руке, и он не мог ни пустить стрелу, ни освободить руки от лука и стрелы; и так страдал этот еврей, змеиное исчадие, всю ночь. На рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного стрелка пребывающим в том же положении, - как натянул он лук со стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божией, будто железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать подробно как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви. Немного дней спустя, фряг, который предал святого на мучение, захотел украсть честное его тело и отвезти к себе родину: он уже раскаялся в злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с товарищами к гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять честные останки. Но Христовый воин в это время явился во сне пресвитеру той церкви и сказал:
- Встань и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть.
Пресвитер тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли их в церковь и положили на алтарь близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто, ночью и днем, различные чудесные явления: иногда показывался некий чудесный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, проявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время Молдовлахиею и поморьем благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра - мужа, украсившего себя многими добродетелями и любившего мучеников; и весьма пожелал он иметь у себя пребогатые сокровища - честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал в Белград несколько вельмож своих с достаточным числом войск, и они не замедлили привезти оттуда мощи мученика. Навстречу шел великий воевода со всеми вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ, радостно приветствуя приход мученика со свечами, кадилами и благовонным мирром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам мученика и, проливая радостныя и обильныя слезы, молил святого быть хранителем его державы. С великою честью положили честные мощи мученика в святейшей митрополии, в стольном городе молдовлахийского государства Сочаве. О бывших же (тогда и впоследствии) исцелениях, которые подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами, оставляем, - замечает описатель, - говорить самим тем облагодетельствованным, да проповедуют о полученных благодеяниях. Здесь же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел св. Иоанн, как посрамил нечистивого градоначальника, какой понес подвиг и получил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе приобретение св. Иоанна: мало дал, но много приобрел, оставив, как бремя, коварному мучителю тело свое, - устремился не в Трапезунд, а в вышний Иерусалим, - в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в селения святых, в благия пристанища, в нетленные чертоги, где предстал Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, держава, честь, прославление и поклонение ныне и во бесконечные веки, аминь.

Родиной святого великомученика Иоанна Нового был знаменитый город Трапезунт, что близ границы с Ассирией и Арменией. Расположенный на берегу Черного моря, он служил в то время удобным портом и центром торговли. Главным занятиями его жителей были мореплавание, рыбная ловля и торговля. Святой Иоанн Сочавский тоже занимался торговлей.

Однажды пришлось ему плыть на иностранном корабле начальником которого был фряг, человек неправославной веры. Видя добродетельную и непорочную жизнь Иоанна, его молитву, пост, милосердие к терпящим нужду на корабле или заболевшим, начальник корабля негодовал и яростно спорил с Иоанном о вере.

Но Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном деле, побеждал фряга в этих спорах, а тот очень гневался на Иоанна и в конце концов замыслил против него следующее. Когда пристал корабль к берегу у города Белграда, корабельщик отправился к градоначальнику и сказал: «Начальник! Со мной на корабле прибыл муж, который желает, отказавшись от своей веры, перейти в вашу. Если ты поскорей приведешь его к иноверию, будет тебе великая слава, так как этот человек очень искусен в слове и знатен в Трапезунте».

Правитель города обрадовался, повелел привести Иоанна к нему и сказал: «Я слышал, что ты хочешь перейти в нашу веру. Похули же во всеуслышание перед собранием христианскую веру. Стань вместе с нами и принеси жертву нашему богу солнцу». На что святой Иоанн ответил: «Ты лжешь о начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего. Это умышление врага истины, твоего отца, сатаны! Не преклонюсь солнцу, не принесу жертву небесному светилу, созданному Господом, не отрекусь от Христа, Спасителя моего».

Тогда правитель повелел воинам сорвать с мученика одежды и, положив перед ним множество палок, сказал: «Или отрекись от своей веры, или я предам тебя лютейшим мучениям и смерти».

Иоанн ответил: «Бей жезлами, сжигай огнем, утопи в воде или рассеки меня мечом — всё готов радостно принять ради любви ко Христу.

Тогда мучитель повелел бить Иоанна, и воины так били его жезлами, что всё уже вокруг окрасилось кровью, и его едва живого связали цепями и бросили в темницу.

Наутро мучитель снова убеждал Иоанна отречься от своей веры и, но не дождавшись этого, приказал вновь истязать его. Когда же изнемогли воины, бившие его, градоначальник повелел привязать Иоанна к хвосту свирепого коня. Один из воинов, сев на коня, гнал его по улицам, влача мученика по земле. Толпы иудеев кидали в него камни, а один из них настиг мученика и отсёк мечом ему голову.

Так окончил святой Иоанн свой страдальческий подвиг. Тело его лежало непогребенным, а ночью случилось чудо: над телом ярко горели лампады, и три светоносных мужа пели священные песнопения, и виден был столп огненный над честными мощами мученика. Один иудей, увидевшей это явление, подумал, что это христианские священники пришли предать святого Иоанна погребению. Он собрался пустить в одного из них стрелу, но стрела прильнула к пальцам и иудей не смог пустить стрелу и освободиться от своего оружия, и так пробыл до рассвета.

Утром рассказал он пришедшим сюда людям, что видел. И тогда руки его разогнулись и он освободился от лука. Узнав о происшедшим ночью, градоначальник испугался и повелел христианам похоронить тело мученика при их церкви.

Через некоторое время тот фряг, что предал Иоанна на мучения. раскаялся в своем поступке и решил украсть тело святого. Он пришел с товарищами ночью к гробу мученика. Но в это время святой Иоанн явился во сне пресвитеру церкви, у которой был похоронен, и сказал: «Вставай и скорее иди к церкви, ибо меня хотят украсть».

Пресвитер тотчас встал и отправился к месту погребения, где нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого уже собирались унести.

Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего Святых Своих. Взяв мощи святого мученика, внесли их в церковь, и положили на алтарь у святого Престола. Там они находились более 70 лет.

От мощей стали совершаться различные чудеса. Слух об этом дошел до великого воеводы Молдовлахии Александра. По совету архиепископа Иосифа он перенес мощи мученика в столицу Молдовлахийского государства Сочав.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей. Память его празднуется 2/15 июня .

Тропарь, глас 4

Житие на земли добре окромляя,страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами,паки же ко страданию мужески устремився,персское обличил еси нечестие.Темже Церкви был еси утверждениеи христиан похвало, Иоанне приснопамятие.

Молитва Святому Великомученику Иоанну Сочавскому

Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов, Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим Тя раби Твои, собрании днесь в Божественнем храме и раце святых мощей твоих поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь Тя призывающим и мученическия Твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых святых Иоанна, Иулиании.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память великомученика Иоанна Нового Сочавского.

Жил святой в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был нехристем. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязующего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Однажды к преподобному батюшке Серафиму подошли иноки с духовным вопросом: «Почему в наши дни нет таких подвигов, какие были в первые века христианства? Почему нет таких святых? Вроде бы человеческая природа особо не изменилась, такие же душа и тело, способности и страсти?» Преподобный сказал, что человек по природе не изменился, но ему не хватает решимости следовать истине.

Когда слышу рассуждения о том, что Бог все равно всех любит, всех помилует, спасет и простит, всегда вспоминаю слова великого архимандрита Псково-Печерского монастыря Алипия (Воронова); мысли эти встречаются и ранее, у святых отцов. Архимандрит Алипий говорит о том, что Бог не любит боязливых и нерешительных. Господь пришел взыскать и спасти погибшее, всех позвать в Небесное Царство, и нет на земле ни одного человека, которого бы Бог не приглашал, или который не имел бы возможности откликнуться на призыв Божий. Но необязательно это случается лицом к лицу, как было с апостолом Павлом, который был гонителем, шел в Дамаск и вдруг встретился со Христом.

Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.

Кто Ты, Господи?

Я Иисус, Которого ты гонишь.

Что мне делать?

Встань, иди, делай, что будет сказано, и спасешься.

Это особый случай, хотя Павел мог бы и не идти к Анании, но, когда «видение» исчезло и ужас пропал, пойти другим путем. Правда, у него осталась бы телесная слепота.

Но хотя и не так явно, косвенно мы встречаемся с Богом через Евангелие. И даже если человек не читал его, есть совесть, которая, как компас, указывает нужное направление, если только это не сожженная совесть. Любой человек, если задастся вопросом, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, попадет в ситуацию евангельского юноши, которого беспокоил такой же вопрос. В то время на земле был всего один Человек, Который мог на него ответить. Это Иисус Христос. Тем не менее, Господь нашел этого юношу, встретился с ним и ответил на его вопрос. Не надо думать, что если человек живет в джунглях, он обречен на погибель. Не в этом дело, но всякому, кто захочет наследовать жизнь вечную, Господь пошлет ангела, или явится Сам, или пошлет человека, который расскажет ему о Христе либо принесет Евангелие. Нет ни одного человека, созданного к погибели. Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих - все призваны... Но далеко не каждый человек откликается на этот призыв, на призыв своей совести, на призыв колокольного звона. Человек может жить на улице рядом с храмом, ежедневно слышать призыв к встрече с Богом и не реагировать на него на протяжении десятилетий. Бог не может не любить человека: это Его свойство, но любовь возможна только во взаимности, односторонней любви не бывает, поэтому спасение возможно только при отклике человека, при его желании. Кто хочет спастись, следуй «алгоритму» спасения - отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Но делает это только тот, кто хочет. И вот здесь требуется решимость, решимость встать, выйти и пойти. На самом деле очень много людей сидят и рассуждают: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобой и уже недостоин называться сыном, прими меня хотя бы в наемники». И так человек сидит, ноет изо дня в день и думает, что когда-то наступит день, когда все изменится магическим образом - начнется новая жизнь и все станет хорошо. Но внутренний настрой побудил блудного сына встать и пойти - это ключевой момент. Он не говорил бесконечно, что все плохо, никто не помогает, никто его не любит. У него была тяжелейшая жизненная ситуация, жизненная катастрофа: он отрекся от отца, растратил все, что получил от него, и внешнее, и внутреннее, превратил себя в сосуд скверны в союзе с блудницами. Понятно, насколько тяжело давила его печаль и насколько отчаяние пыталось завладеть его душой. Несмотря на это состояние, как бы далеко он ни ушел, блудный сын делает рывок, вырываясь из этой болотной тины, и начинает движение к отцу. А отец с самого начала стоит и ждет, не появится ли вдалеке знакомый и любимый до крестной смерти силуэт его сына, не наемника, не раба, а сына. Эта решимость сделать рывок от греха, привычных болотных жизненных обстоятельств, рывок в сторону совести, в сторону колокольного звона и любящего Отца Небесного. Необходима решимость, и дай нам Бог, чтобы она обреталась нами. Дай Бог совершать решительные поступки, которые Господь обязательно поддержит и благословит. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

Удивительны, прекрасны и иногда страшны подвиги великомучеников за веру Христову. Чудо состоит не в том, какие именно муки они испытывают. Великое чудо в том, что мучения они переносят радостно, воспевая Имя Христово. Даже страшная боль не сможет отвратить их от истинной веры. Таковым является и житие святого Иоанна Нового Сочаевского, память которого празднуется 15 июня.

Житие Иоанна Сочавского

Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.

Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество . Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.

Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.

Он дополнил, что Иоанн - богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.

Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.

Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей - это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.

Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.

Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо - неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.

Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.

Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.

Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.

Сучава (Румыния). В Монастыре святого Иоанна Нового

Сила чудотворных мощей

Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.

О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.

Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.

При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.

В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.

Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.

И до сих пор множество людей

Какие существуют изводы иконы

Иконография образа Иоанна Нового краткая. Обычно святой изображается как молодой мужчина с пышными локонами волос и бородой. В одной руке он удерживает Святое Распятие, другая же рука поднята в благословляющем паству жесте.

На изводах с иконы святой иногда изображается держащим в руке свиток с текстом Святого Евангелия. Его образ символизирует преданность Иоанна духовным святыням.

Мощи

В настоящее время его тело покоится в Румынии в городе Сучаву в храме святого Георгия. На месте первого захоронения святого восстановлена часовня. Частица его мощей находится в этом же городе в Свято-Вознесенском соборе.

И до наших дней дошла слава о чудесах и исцелениях, происходящих от мощей святителя, претерпевшего сильнейшие муки своего тела во Славу Господа. Несмотря на нечеловеческие мучения, Иоанн Новый остался верен Спасителю, тверд характером и чист душой, за что ему была дарована великая слава как на небе, так и на земле.

Посмотрите видео о Иоанне Сочавском

Я помогаю священникам служить молебны в Богоявленском кафедральном соборе. До начала этого маленького богослужения нужно составить список святых, которым верующие заказали молебен. Каждому святому молятся в какой-то определённой нужде: болящие - святому великомученику и целителю Пантелеимону об исцелении; учащиеся - святому преподобному Сергию Радонежскому об успешной учёбе; мамы - Пресвятой Богородице, именуемой "Млекопитательницей", о детках.

Обратила внимание, что некоторые заказывают молебен святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому. Этому святому молятся люди, занимающиеся бизнесом и предпринимательством. Многие наши благотворители тоже предприниматели, но они, к сожалению, не знают, что небесный покровитель торговых и коммерческих дел - святой великомученик Иоанн.

Предприниматели, которые приходят к нам в собор на водосвятный молебен, уносят с собой бутылку с освящённой водой и окропляют ей свои офисы и производственные помещения, чтобы благодать Святаго Духа и помощь св. вмч. Иоанна помогали им в их созидательных делах.

Часто новым друзьям "Русской Берёзы" - добрым людям предпринимателям мы рассказываем о св. вмч. Иоанне и советуем обращаться к нему за помощью и покровительством. По символической случайности наш фонд был зарегистрирован 15 июня (по новому стилю) - в день памяти св. вмч. Иоанна. Может быть поэтому среди наших друзей столько деловых людей. Именно так называли на Руси купцов, фабрикантов, заводчиков - людей ДЕЛА И СОЗИДАНИЯ.

Жизнеописание этого святого, принявшего мученическую кончину за Христа и Православную веру, мы приводим в нашем народном журнале "Русская Берёза", дабы все деловые люди знали, кто является их небесным покровителем, к кому в трудную минуту прибегать за помощью.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на. корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Тропарь
Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

Житие на земли добре окормляя, страдальче,

милостынями, и частыми молитвами, и слезами,

паки же ко страданию мужески устремився,

персское обличил еси нечестие.

Темже Церкве был еси утверждение

и христиан похвало,

Иоанне приснопамятне