Сущность, виды и основные причины возникновения кризисов организаций. Кризисы в развитии организации (предприятия)

Джон Мейнард Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает.

К.-Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объема продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.

Кризис - это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития. Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает то, что в нормальной ситуации невидимо. Он приводит в движение силы, способствующие развитию системы.

А.А. Богданов говорил о том, что для разрешения кризиса экономические системы трансформируются, перестают быть тем, чем они были , соединяясь в новую систему или разъединяясь на отдельные комплексы.

В периоды экономического процветания новое растет, но и старое не разрушается, однако рано или поздно накопление внутренней неустойчивости доходит до кризиса, который обычно разражается под воздействием внешнего удара.

Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устарелые способы производства, устаревшие формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных, какие только находятся. Общее крушение увлекает и немало передовых предприятий.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

  • кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки;
  • кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл;
  • существуют фазы экономического цикла;
  • кризисы прогрессивны при всей их болезненности, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:
    • а) резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
    • б) расчистка дороги (пространства) для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;
    • в) испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Можно провести следующую классификацию организационных кризисов и выделить три типа кризисов предприятия (рис. 13.1):

Рис. 13.1.

Кризис стратегии менее заметен. Положение предприятия в данный момент времени может казаться вполне удовлетворительным, но начинают происходить сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе.

Кризис – это крайнее обострение внутри производственных и социально-экономических отношений, а также отношение организации с внешне экономической средой, в результате чего нарастает опасность банкротства и даже ее ликвидации.

Кризис характеризуется двумя особенностями :

1) противоположными способами выхода из него: ликвидация организации, либо успешное преодоление кризисных проблем,

2) разной продолжительностью.

Классификация кризиса:

1) стратегия развития организации : а) кризис инновации; б) кризис бренда

2) стадия жизненного цикла организации : а) кризис основания; б) кризис роста;

в) кризис зрелости

3) источники происхо ждения: а) объективные; б) субъективные; в) стихийные

г) искусственно созданные конкурентами

4) сила воздействия на экономику организации : а) болезненные; б) разрешительные

в) катастрофические

5) продолжительность : а) кратковременная; б) средняя; в) долговременная

6) возможность преодоления : а) преодолимые; б) непреодолимые

7) регулярность возникновения : а) циклическая; б) нерегулярная

Кризис предполагает дефицит денежных средств, необходимых для поддержания текущих хозяйственных и финансовых потребностей.

Экономическая формула кризиса : ДС<ТХП+ТФП

ДС – денежные средства организации

ТХП – текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах, равна сумме производственных и непроизводственных расходов минус остатки производственных запасов.

ТФП – текущая финансовая потребность в оборотных средствах, равна сумме предстоящих выплат по возврату кредитов и займов, а также штрафов и пенни.

Стадии развития кризисного процесса в организации :

1) Потенциальный кризис : реальные симптомы отсутствуют, это кризис стратегии организации. Источники кризиса – неверные управленческие решения в сфере основной деятельности организации, в выборе контрагентов, определение ключевых факторов успеха. Индикатор кризиса – анализ динамики свободного денежного потока организации .



2) Скрытый кризис : величина свободного денежного потока снижается. Это структурный кризис. Необходимо использовать методики прогнозирования вероятности наступления банкротства .

3) Острый преодолимый кризис – это кризис рентабельности, приводящий к убыточности организации. Происходит переоценка основных фондов, реализация избыточных необоротных активов .

4) Острый непреодолимый кризис , который обычно заканчивается банкротством и ликвидацией организации. Это кризис ликвидности, то есть острая нехватка денежных средств. Время – решающий фактор . Чем быстрее будут приняты антикризисные меры , тем большая вероятность выхода из кризиса.

Причины, симптомы и факторы возникновения кризисов в организации

Причины кризиса – это события, вызывающие кризисы и обусловленные отрицательным воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы (30%):

1) Технологические : а) состояние технического прогресса в отрасли; б) стадия ЖЦТ;

в) технологические инновации; г) изношенность основных фондов в обществе.

2) политические : а) законодательство; б) государственное регулирование рыночных отношений

в)уровень коррупции; г) политическая обстановка в стране; д) национальная политика.

3) социально-экономические : а) темпы экономического роста; б) денежно-кредитная политика;

в) налоговая политика; г) инвестиционная политика;

д) темпы инфляции; е) валютное регулирование;

ж) уровень доходов и потребления населения; з) регулирование занятости населения.

4) рыночные факторы : а) развитие конкуренции; б) емкость и динамика темпов развития национального рынка; в) стадии развития экономического цикла

г) деловая активность рынка; д) конкурентоспособность отечественных товаров

Внутренние факторы зависят от деятельности организации и вызывают 60% кризисов:

1) управленческие – вызваны непрофессионализмом менеджеров организации, отсутствием гибкости в управлении, неэффективной кадровой политикой, незнанием современных управленческих технологий.

2) производственные – связаны с использованием в производстве устаревших или изношенных основных фондов, низкой производительностью труда, высоким уровнем энергопотребления при плохом качестве электроэнергии, перегруженностью активов объектами непроизводственного назначения, низкой конкурентоспособностью производимой продукции и т.д.

3) финансовые – характеризуются неэффективностью финансового менеджмента, нерациональной структуры капитала, высоким уровнем операционного финансового рисков, нарушением равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностями, диспропорцией между объемами инвестиций и доходами по ним и т.д.

Основные симптомы развития кризисной ситуации :

Диспропорция между объемами производства и реализацией продукции,

Снижение доходов от основной деятельности,

Рост общей и просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей,

Низкая ликвидность и платежеспособность,

Высокая доля заемных средств в структуре капитала,

Хронический недостаток собственных оборотных средств,

Наличие сверхнормативных и неликвидных запасов товарно-материальных ценностей и т.п.

Границей вхождения организации в зону кризисного состояния в краткосрочном периоде является точка безубыточности выпускаемой продукции.

Коэффициент тяжести просроченных обязательств : Ктпо=Зпо/Зб

Зпо – сумма просроченных обязательств организации

Зб – минимальная стоимость просроченных обязательств

Если Ктпо больше 1го то может быть возбуждено дело о банкротстве.

36. Сущность и виды банкротства организации

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства преследует две главные цели :

1) погашение всех видов задолженностей организации,

2) сохранение предпринимательской деятельности.

Виды банкротства :

1) действительное (реальное) означает неплатежеспособность организации , возникшую вследствие реальной потери капитала,

2) техническое (временное) возникает при превышении активов организации над имеющейся задолженностью и связано с просрочкой в оплате долговых обязательств,

3) умышленное возникает вследствие использования руководством или собственниками денежных средств организации в целях личного обогащения и в ущерб деятельности хозяйствующего субъекта ; т.о. состояние неплатежеспособности организации создается преднамеренно.

4) фиктивное характеризуется заведомым снижением уровня капитализации организации с целью приобретения его в собственность по более низким ценам или введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей по обязательствам.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и со­циально-экономических отношений, а также отношений органи­зации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельнос­ти организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длитель­ной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследо­ватели больше всего уделяют внимание финансовому кризису орга­низаций. Финансы, финансовые потоки - это как кровь (как носи­тель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечи­вающая жизнедеятельность всех органов.

Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущения) сравнить функционирование, «заболевание» и «лече­ние» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели.

1. Регистрация фирмы

1. Рождение человека

2. Развитие, рост фирмы

2. Развитие и рост человека, его становление

3. Создание дочерних фирм

3. Рождение у родителей детей

4. Появление признаков неплатежеспособности, финансовой неустойчивости

4. Возникновение болезней у человека

5. Проведение анализа (диагностики) деятельности фирмы и определение мер по восстановлению устойчивости

5. Проведение диагностики на основе анализов состояния человека, назначение лекарств для предотвращения болезней

6. Процесс финансового оздоровления фирмы при реализации намеченных мер

6. Процесс выздоравливания человека при приеме лекарств

7. Ухудшение финансового состояния, возникновение хронической неустойчивости

7. Обострение болезни, ухудшение здоровья, терпение не помогает

8. Сокращение нерентабельного производства

8. Проведение хирургической операции для спасения человека

9. Наступление кризисного состояния фирмы

9. Реанимация человека

10. Ликвидация фирмы

10. Смерть человека

В странах с развитой рыночной экономикой организации при при­знании их неплатежеспособными попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытека­ющими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не­возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, ко­торые начинают новый бизнес.

Применительно к организации кризисы можно классифициро­вать следующим образом:

    технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют­ выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию­, что приводит организацию к финансовым потерям;

    социальный (социально-управленческий), возникает в результате­ появления между работниками или их группами конф­ликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п.Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных ре­шений и к потерям времени на самом производстве;

    финансовый, возникающий в результате нерационального ис­пользования собственного капитала и заемных средств, не­ эффективного использования полученной прибыли, что вле­чет за собой опять же финансовые проблемы организации;

    организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппа­рата управления в организации, неэффективного распреде­ления обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

    информационный, являющийся следствием ситуации, в кото­рой получаемая информация не отражает изменений, проис­ходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает поло­жение дел в самой организации. Все это вызывает возникно­вение и увеличение различных видов потерь;

    кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на фи­нансах организации и между собой достаточно тесно связаны.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризи­сов в организации.

I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рын­ка.

II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внеш­них условий на рынке).

    фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при ус­ловии принятия первоочередных антикризисных мер).

    фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продук­ции до предкризисного уровня.

V фаза - рост производства, ускорение экономического разви­тия организации, увеличение объемов продаж и реализации в крат­ косрочной перспективе.

VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, созда­ ние условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цеп­ная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организа­ции могут быть возникшие диспропорции и нарушения равнове­сия между:

V отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

V объемом производства и объемом реализованной продукции;

    объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

    доходами и объемами краткосрочных займов;

    качеством продукции и ее ценой на рынке;

    ценой продукции и затратами на ее производство;

    уровнем технического оснащения анализируемого предпри­ятия и его конкурентов;

    дебиторской и кредиторской задолженностями;

V объемами инвестиций и доходами по ним и т. п. Некоторые из этих диспропорций можно представить графи­чески.

Так, рис 1.1 демонстрирует изменение во времени объема производ­ства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой моде­ли можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в ре­зультате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.

Рис. 1.1. Диспропрорции между объемом производства и реализацией продукции и возникновение кризиса

Рис. 1.2. Кризис и финансовый рычаг

Рис.1.3. Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса

На рис. 1.2 и 1.3 можно проследить аналогичную тенденцию измене­ния во времени:

    прибыли и краткосрочных займов (см. рис. 1.2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых сви­детельствует о наступлении кризиса;

    рентабельности и удельного веса кредиторской задолженно­сти в балансе организации (см. рис. 1.3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приво­дят к возникновению кризисной ситуации. По динамике измене­ния соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резер­вы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступивше­го кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влия­ние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности органи­зации в целях ее сохранения. Может произойти обновление орга­низации при сохранении собственников и руководителей или ре­структуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно при­водит к негативным последствиям.

В табл. 1.1 классифицированы позитивные и негативные послед­ствия, возникающие в результате наступления кризиса в органи­зации.

Таблица 1.1

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций в организациях должно взять на себя государство.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

    совершенствование законодательной базы о несостоятельно­сти (банкротстве) предприятий. Например, в настоящее вре­мя уже действует третья редакция (2002 г.) этого закона;

    оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в ведущих отраслях машиностро­ения, химии и ВПК;

    принятие Правительством РФ мер, направленных на преодо­ление кризиса неплатежей со стороны государственных орга­нов заказчика;

    приватизация и ликвидация предприятий-должников;

    совершенствование деятельности арбитражных судов и повы­шение действенности судебных приставов;

    создание института арбитражных управляющих - саморегу­ лируемых организаций арбитражных управляющих.

В России государственным органом, проводящим политику анти­кризисного регулирования, является Федеральная служба по финансо­вому оздоровлению (ФСФО). Эта служба должна выполнять следующие основные функции:

    проводить анализ финансового состояния организаций, име­ющих признаки несостоятельности, подготавливать рекомен­дации по их устранению;

    формировать положения и критерии оценки платежеспособ­ности организаций;

    учитывать неплатежеспособные организации;

    выступать представителем собственника государственного предприятия, участвовать в проведении процедур банкротства организаций, предусмотренных законом;

    анализировать деятельность арбитражных управляющих и рассматривать жалобы на их действия;

    проводить анализ деятельности саморегулируемых организа­ций арбитражных управляющих.

Многие предприятия России находятся в той или иной стадии кризисного финансового состояния, это в первую очередь связано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из систем­ного экономического кризиса.

В любой организации есть опасность появления кризисной си­туации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку дея­тельность организации (в производственной, финансовой, инвес­тиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательс­кими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-эко­номической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, тех­ника и технология, появляются новые продукты.

Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае орга­низацию ждет ликвидация.

С этой позиции процедуры банкротства предприятий - это обес­печение эволюции производства, продвижения нового, отживания старого, неуклонного развития экономики. Банкротство организа­ций - это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало. В то же время институт бан­кротства - удобный инструмент для передела собственности.

В 2000-2001 гг. в России рассматривалось более 25 000 дел о банкротстве предприятий, возбуждено 18000 дел, из которых большинство закончилось конкурсным производством - ликвидацией организаций. В Германии в эти же годы было возбуждено более 50 000 дел, причем 40 000 предприятий была оказана помощь в восстановлении их плате­жеспособности и переходе на новый бизнес. В США за этот же период было возбуждено более 220 000 дел (такое число объясняется активным развитием малого и среднего бизнеса). Половина этих предприятий прекратила деятельность по собственной инициативе. А новых фирм образовалось свыше 200 000.

Из приведенных данных видно, что в России по сравнению с за­рубежными странами основным путем разрешения кризисных си­туаций организаций (банкротов) является их ликвидация, эта ситу­ация сохранялась и в 2003 году.

Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой.

Несостоятельность (банкротство) предприятия, говоря юридическим языком, представляет собой его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. С точки зрения экономики, под несостоятельностью (банкротством) предприятия мы понимаем его нерентабельность, что зачастую продиктовано непрофессионализмом и негибкостью менеджмента данной структуры.

Банкротство предприятия обычно подразделяется на:

  • банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;
  • банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции;
  • банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.

В Российской Федерации существует Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Он определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.

В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:

Реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию);

Ликвидационные (добровольная или принудительная ликвидация по решению арбитражного суда);

Мировое соглашение.

Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.

Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.

Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и (или) в виде акций реорганизованного действующего хозяйствующего субъекта, либо использование отсрочки или сокращения долга этого субъекта в случае имеющейся возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие эти задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, - если бизнес должника удается сохранить, - в сохранении деловых отношений с должником в будущем.

Как показывает практика большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной системы экономической несостоятельности является наличие специального государственного органа (ведомства) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства.

В правомочиях этого органа - контроль действий в соответствии с законодательством и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно положения последнего в данной области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе.

Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах:

Разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициа тивой;

Сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;

Сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;

Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

Разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;

Организация контроля таких аспектов деятельности арбитражных управляющих, как: соблюдение профессионально-этического кодекса; отчетность по выявленным активам; соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений; соответствующее распределение средств от реализации активов; правильное признание исков; сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемые судом; получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения;

Консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству;

Осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;

Обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы;

Контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, предоставляемой судам;

Контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров;

Защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательство в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве;

Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

Кризис организации – крайнее обострение отношений внутри организации или отношений организации с внешней средой. Кризис может наступить на любой стадии деятельности организации.

Наиболее тяжелым кризисом организации является банкротство. Однако до банкротства организация проходит несколько стадий: временная неплатежеспособность, длительная неплатежеспособность, хроническая неплатежеспособность.

Распространено сравнение развития организации с жизнью человека. Это сравнение представлено в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение развития организации с жизнью человека

Этапы развития организации

Этапы жизни человека

Регистрация

Рождение

Рост

Взросление

Создание дочерних фирм

Рождение детей

Появление признаков неплатежеспособности

Возникновение болезней

Диагностика, выбор мероприятий по восстановлению платежеспособности

Диагностика, назначение лечения

Восстановление платежеспособности с помощью выбранных мероприятий

Выздоравливание с помощью лечения

Возникновение хронической неплатежеспособности

Обострение болезни, неэффективность лечения

Закрытие нерентабельных отделов

Хирургическое вмешательство

Ликвидация

Смерть

Выделяют следующие виды кризисов организации:

1.Технологический (производственный). Возникает в том случае, если устаревшее оборудование или технология не позволяет выпускать продукцию надлежащего качества либо ведет к росту издержек.

2.Социальный (социально-управленческий). Возникает в результате конфликтов между работниками, их группами, работниками и администрацией. Большое количество конфликтов приводит к падению эффективности управления, а также к уменьшению производительности труда.

3.Финансовый. Возникает в результате нерационального использования имеющихся финансовых активов.

4.Организационный. Возникает в результате несовершенства как структуры аппарата управления, так и структуры самой организации.

5.Информационный. Возникает в том случае, если информация, получаемая организацией, недостоверно или неполно характеризует положение дел в самой организации или за ее пределами.

6.Кризис взаимодействия между собственниками организации или между собственниками организации и властью. Возникает из-за противоречий в интересах, может значительно уменьшить эффективность работы организации.

В реальности, перечисленные выше кризисы часто тесно связаны друг с другом, могут вызывать и усиливать друг друга. Например, руководство организации может получать неполную информацию о технологиях, применяемых в отрасли, возникает информационный кризис. Нехватка информации о технологиях замедляет обновление производственной базы предприятия, возникает технологический кризис. Работники, осведомленные о положении на других предприятиях отрасли, высказывают недовольство, возникает социальный кризис. Руководство организации, осознав необходимость принятия экстренных мер по модернизации производства, принимает необдуманное решение о закупке нового оборудования, которое впоследствии оказывается неподходящим для данного предприятия. Однако большие суммы денег уже потрачены, возникает финансовый кризис.

При благоприятном исходе кризисная ситуация в организации развивается в следующей последовательности:

1.Спад. Ухудшение показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации.

2.Депрессия. Приспособление организации к функционированию в неблагоприятных условиях.

3.Оживление. Восстановление показателей до предкризисного уровня.

4.Рост. Положительная динамика показателей, переход организации на новый уровень развития.

Для благоприятного исхода кризисных ситуаций необходимо наличие резервов для их успешного преодоления. Однако даже значительные резервы окажутся бесполезными без эффективной системы управления, которая позволит осуществлять деятельность организации в условиях кризиса.

Важная роль в деле разрешения кризисов организаций принадлежит государству. Государственное антикризисное управление осуществляется в следующих направлениях:

1)совершенствование законодательства о несостоятельности предприятий;

2)поддержка неплатежеспособных предприятий, работающих в инновационных или в производящих социально значимые товары отраслях;

3)недопущение наступления кризиса неплатежей;

4)совершенствование деятельности арбитражных судов и арбитражных управляющих.

В России государственное антикризисное регулирование осуществляется Федеральной службой по финансовому оздоровлению (ФСФО). На данную службу возложены следующие основные функции:

1)анализ состояния неплатежеспособных организаций и подготовка рекомендаций по устранению неплатежеспособности;

2)определение критериев оценки платежеспособности организаций;

3)учет неплатежеспособных организаций;

4)выступление в качестве представителя собственника государственного предприятия;

5)участие в проведении процедур банкротства организаций;

6) анализ деятельности арбитражных управляющих и рассмотрение жалоб на их действия.

  • < Назад
  • Вперёд >