Синтагма и предложение. Интонационные характеристики

Синтагма. Фонетическая целостность синтагмы, межсинтагменная связь. Функции синтагмы. Классификация синтагм.

1) цельная синтаксическая интонационно - смысловая единица (слово или группа слов): Три девицы |под окном| пряли| поздно вечерком. (П.). Строчка делится на четыре синтагмы;

2) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого: везущий молоко - молоковоз;

3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.

Синта́гма

(от греч. σύνταγμα, букв. - вместе построенное, соединённое) - 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при домини­ру­ю­щей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструк­ции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагма­ти­че­ско­го членения необяза­тель­но. Разное синтагма­ти­че­ское членение одного предложения создает различные высказы­ва­ния, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагма­ти­че­ское членение может служить средством разли­че­ния смысла внешне омонимичных, но различных по синтакси­че­ской структуре предложений, напри­мер: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

Синтагма является речевой единицей, в рамках которой реализуются правила коартикуляции и варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения звуков на стыке слов (сандхи). Будучи минимальной интонаци­он­ной едини­цей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритми­че­ские группы, объеди­нён­ные словесным ударением.

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформ­ле­ни­ем границ между синтаг­ма­ми, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступа­ет в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагма­ти­че­ским). В случае особого выделения одного из слов (напри­мер, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы - единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонаци­он­ный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длитель­но­сти.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные ), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные ) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершенные, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем - «дом-ик», слов - «старый дом», словосочетаний, предложений), соединённых определённым типом связи (напри­мер, определительной). Употребление термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагматика).

Целостность синтагмы обеспечивается усилением последнего слога, это называется синтагматическое ударение. Цепочка синтагмы образует фразу. Фразы объединяют синтагмы благодаря фразовому ударению.

Синтагма выполняет две функции :

1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку);

2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания).

Классификация синтагм:

Если проанализировать словарный состав любого естественного языка, то из него можно выделить несколько групп слов и синтагм, которые представляют для наших целей большой интерес.

К первой группе относятся все те слова или синтагмы, которые можно с некоторой натяжкой назвать именами.Они служат для персонификации конкретных объектов и явлений. Иван Иванович, дом № 5 по улице Дыбенко, номер дела 128 - вот лишь некоторые примеры таких имен. Число имен потенциально бесконечно и при необходимости всегда можно придумать еще одно новое имя.

Ко второй группе относятся те слова или синтагмы, которые соответствуют понятиям. Понятия бывают нескольких различных типов. Одним из самых важных, с нашей точки зрения, является тип понятий, который может быть назван понятиями-классами. К ним относятся слова или синтагмы, обозначающие класс однородных с некоторой точки зрения объектов или явлений реального физического мира. Примерами их могут служить такие слова и синтагмы, как человек, стол, житель города Москвы. Выделение элементов из классов, определяемых понятиями-классами, происходит с помощью имен. Например, из класса объектов, определяемого с помощью понятия-класса, паспорт, конкретный объект выделяется путем указания серии и номера паспорта, которые выступают в качестве его имени и персонифицируют его. Вторым типом понятий являются такие физические понятия, как место, время, объект и т. п. Особый тип образуют понятия, которые обычно называют абстрактными. Примерами их могут служить здоровье, интеллигентность, цель, стратегия и т. п. Как и имен, понятий в любом естественном языке имеется потенциально бесконечное число. В любом живом языке каждодневно возникают новые понятия, и этот процесс обогащения языка понятиями, пока язык живет, никогда не прекращается.

Особый интерес для нас представляет третья группа слов и синтагм естественного языка. Элементы этой группы мы будем называть отношениями. С помощью отношений описываются связи и взаимодействие между понятиями и именами, а также между различными понятиями. Именно они позволяют получить тексты на естественном языке, в которых описана структурированная ситуация, имеющаяся в данной задаче. Мы будем выделять среди отношений два типа: статические и динамические отношения. Различие между отношениями разных типов на самом деле не является строгим и, как мы увидим ниже, в зависимости от конкретной задачи одно и то же отношение может принадлежать тому или другому типу.

    Синтагма как интонационная единица.

    Основные фонетические средства интонации.

    Интонационные типы и их характеристика.

1. С синтаксической точки зрения основной единицей, передающей значение высказывания, выступает предложение. Отдельные слова объединяются в более крупные единицы. С фонетической точки зрения представляет интерес, каким образом происходит это объединение при порождении речевого высказывания и как это последнее членится на слова при восприятии.

Минимальным линейным отрезком речевой цепи, содержащим в своем составе одно или несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Впервые определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы, обладающей фонетической цельнооформленностью, дал Л.В. Щерба: «Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли» (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953. – С.8)

Смысловые отношения обуславливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения: рус. резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть.

Таким образом все слова, предшествующие последнему, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое называется синтагматическим. если предложение имеет несколько синтагм, то и синтагматических ударений может быть несколько. Словесное ударение внутри синтагмы может значительно ослабляться. Крайний случай такого ослабления – утрата собственного словесного ударения: не уходи, передо мной, под гору.

Членение высказывания на синтагмы не связано жестко с синтагматическим членением: одна и та же синтагматическая конструкция может быть реализована в речи по-разному: Мы читали книгу . Мы / читали книги . Деление на синтагмы – универсально, но отлично в разных языках.

Цепочка синтагм, объединенных в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. Можно сказать, что фразовое ударение – это усиленное синтагматическое ударение, находящееся на последней синтагме.

По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением, а по своим фонетическим характеристикам она зависит от интонационного оформления синтагм, входящих в нее. Верно и обратное утверждение: фонетические характеристики синтагм, образующих фразу, зависят от интонации целой фразы.

Итак, интонация служит для организации целостности синтагмы и фразы . Однако это не единственная функция интонации.

Прежде чем перейти к другим функциям рассмотрим фонетические средства, которые используются для интонационного оформления.

2. Фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление, называют компонентами интонации.

К компонентам интонации относятся средства фонетической характеристики:

1) методика (изменение частоты колебания голосовых связок, которое приводит к изменению частоты голоса, что воспринимается как изменение высоты);

2) длительность (изменение скорости артикуляции – изменение темпа речи). Этот компонент называют также временной организации речи;

3) громкость (изменение силы артикуляционных движений);

4) пауза (отсутствие звучания).

Роль различных компонентов в интонационном оформлении различна.

понятие о тоне – интонация.

Некоторые западные исследователи под интонацией понимают только мелодику.

В русском языкознании интонация понимается широко, как совокупность всех выше перечисленных средств.

Кроме термина интонация используется просодика и просодия.

    мелодика восходящее – нисходящее движение; средняя … частота; минимальная, максимальная частота; мелодический диапазон – расстояние между минимальной и максимальной частотой.

Понижение тона – интонация завершенности, повествования, утверждения: Он ушел.

Если на ударном гласном слова, находящегося под фразовым ударением, … повышается, то мы имеем дело с вопросительной интонацией: Он ушел?

Восходяще-нисходящая: Он ушел (эмоциональная окраска).

Общие характеристики мелодического контура по-разному проявляются в различных языках.

    интенсивность – общефонетическая закономерность: падение интенсивности к концу фразы.

3. 2 различных подхода:

1) семантический подход:

1. повествовательная или завершающая интонация

2. вопросительная

3. интонация незавершенности

4. интонация выделенности (восклицательная).

2) от фонетической формы к языковому значению – классификация интонационных контуров (ИК), созданная Е.А. Брызгуновой.

Всего 7 ИК.

Каждая ИК имеет центральную (центральную, постцентровую) часть.

Значения:

ИК-1 – повествование

ИК-2 – вопрос (повествование, возражение)

ИК-3 – вопрос (незаконченное)

ИК-5 – повествование (желания, сожаления, предпочтения)

ИК-6 – незаконченная синтагма (вопрос, недоумение)

ИК-7 – повествование (невозможность, отрицание).

Создание взаимообратимой классификации – одна из задач теории интонации.

Слог

    Фонологический и фонетический слог

    Фонетическая структура слога

    Теории слога

    Слогом называется сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которые составляют определенную звуковую единицу.

2 подхода к определению слога.

При фонетическом подходе общим признаком, объединяющим гласный и окружающие его согласные в один слог, считается некоторое фонетическое свойство.

При фонологическом подходе считается, что гласный и согласный объединяются в слог благодаря существующим в данном языке правилам сочетания фонем.

Обычно сочетание этих правил строится на материале односложных слов, которые как бы реализуют все возможные типы сочетаний гласного с согласным. Например,

всплеск черств

Если в абсолютном начале и в абсолютном конце возможны четыре согласных, то «идеальная» модель фонологического слога может быть представлена FFESVSFEF, где V – вершина, центр фонологического слога, а каждый из согласных занимает место в соответствии с правилами, установленными при анализе фонемного состава односложных слов. Все реально встречающиеся сочетания сравниваются с такими моделями (их в каждом языке может быть несколько). Так, в слове плеск начальное сочетание характеризуются двумя незаполненными позициями: FFESV, а конечное – также двумя, но расположенными иначе: VSFEF.

Таким образом, в слове плеск представлена неполная FFESVSFEF модель сочетаемости.

Необходимость изучения законов сочетаемости фонем в пределах значимых единиц не подлежит сомнению, однако эти законы не могут быть определены только на основе использования понятия о фонологическом слоге. Дело в том, что только в случае односложных слов границы слога, то есть его начало и конец, ясны. Как только мы обращаемся к многосложным словам, границы «фонологического слога» приходится определять уже на основе совсем других критериев: так, в двусложном слове плеска первый слог кончается гласным, а не сочетанием согласных, которые полностью «уходит» в следующий слог: пле-ска.

Слогоделение чаще всего осуществляется не на основе правил сочетаемости фонем в односложных словах, а на основе разнообразных фонетических правил (об этом ниже).

Таким образом, целесообразно исследовать сочетаемость фонем как в пределах значимых единиц (слово или морфема), так и в пределах слога, однако границы слога нужно определять на основе фонетических критериев, то есть изучать фонетическую природу слога.

2. Абсолютная (каноническая) модель слога существует в слоговых языках. Эта модель включает в себя 4 элемента:

Начальный слоговой согласный (инициаль ),

Неслоговой гласный (медиаль )

Слогообразующий гласный (централь )

Завершающий элемент (терминаль ) – это словесный или полугласный сонант.

Три последних элемента образуют финаль . (Обязательным элементом слога в слоговых языках является тон ).

Встречаются слоги неполного состава, в которых отсутствуют один или несколько элементов.

В слоговых языках слог совпадает по своей напряженности с морфемой . В языках фонемного строя слог не связан какими-либо однозначными связями ни с морфемой , ни со словом : слово или морфема могут быть односложными, многосложными и вообще быть короче, чем слог (предлоги к , с , в , суффиксы –н, -л, -к в русском языке).

Одна из трудностей при изучении слога – это отсутствие связи между слогом и каким-либо значимыми единицами языка.

В зависимости от расположения согласных по отношению к гласному различают слоги:

а) закрытые и открытые;

б) прикрытые и неприкрытые.

Закрытыми называют слоги, в которых за гласными следует один или несколько согласных (он, анг. best),

открытыми – слоги, которые кончаются гласными (ты, анг. too /tu:/).

Прикрытыми называются слоги, начинающиеся с гласного или с группы согласных (рус. мы, стриж, фр. thē, анг. stay /stei/,

неприкрытыми – слоги, начинающиеся с гласного: он, eat /i:t/, âme /a:m/.

3. Ученые по-разному понимают наиболее существенные свойства слога. Многочисленные теории слога можно разбить на 2 большие группы – акустические и артикуляционные.

Акустические теории слога.

При таком подходе основная функция слога заключается в его способности упорядочивать, организовать те изменения громкости речевого потока, которые зависят от свойств согласных и гласных . Каждый звук речи имеет собственную громкость (звучность, сонорность), и все звуки можно выстроить в порядке возрастания громкости в следующий ряд: глухие взрывные (р) – глухие аффрикаты (с, č) – глухие щелевые (s, š) – звонкие взрывные (b, d) – звонкие аффрикаты (dz, dž) – звонкие щелевые (z, ž) – носовые сонанты (m, n) – плавные сонанты (l) – закрытые гласные (i, e) – гласные среднего подъема - открытые гласные.

Слог представляет собой одну волну звучности, в вершине которой находится гласный. Организующая, упорядочивающая функция слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны. Тем самым обеспечивается постепенное нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности от вершины слога к его концу.

Критерий объединения гласного и окружающих его согласных в один слог акустический, точнее перцептивный.

Однако в настоящее время нет исследований, подтверждающих перцептивную реальность слога.

Артикуляторные теории слога .

При таком подходе принимают во внимание разнообразные факты, связанные с процессами речепроизводства.

Слог – квант артикуляторных движений.

(дыхательная теория)

(единица мускульного напряжения)

слогообразующий // неслогообразующий: спор, де-ре-во.

конец слога – сильноначальный: ус, боб, раз.

сильноконечный: та, ссо-ра, ввод.

двувершинные – сочетание сильноначального с сильноконечным

(гемитаты): Ван-на, вил-ла.

Бондарко: Речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Слогоделение .

Трудная проблема

      не связана со смыслом: ста-ру-шка, па-пка

ста-руш-ка, пап-ка

      иногда деление на слоги производится не по морфемам:

ра-збить, раз-бить.

      фонетическая трудность.

Большинство исследователей в звук. … CVCV – стремление к открытому слогу бу-ма-га универсально. /e-di-fai/ю

Если между гласными находятся два или больше слогов, то место слоговой границы определяется однозначно: первый в сочетании согласных всегла отходит к предыдущему гласному, если этот сонант, а следующий шумный (или сонант) кар-ман, сум-ка.

Таким образом закрытый слог, это в первую очередь слог, завершающийся сонантом: ма-сло (по сонорности гл. сонанта, шумная).

неначальные слоги строятся не по правилам начальных: ша-пка, мо-сты, мя-мля, су-мрак, льды, рта, мстить.

Открытый слог

CVCCV, CVCCCCV – разбивается на открытые слоги независимо от качества согласных.

Существуют три вида критериев, которые используются при решении вопроса о слогоделении:

    Правила, которые формируются исследователем на основе собственного понимания сущности слога.

    Интуиция носителей языка.

    Механизмы, используемые говорящим в процессе речеобразования.

И целого . Л. В. Щерба определил синтагму как единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, и вставные конструкции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагматического членения необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения создаёт различные , передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагматическое членение может служить средством различения смысла внешне , но различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы - , которая обычно выступает в комплексе с , интенсивностью и и может замещаться резкими изменениями в значениях этих признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов (например, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы - единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длительности.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) ( - «дом-ик», - «старый дом», ), соединённых определённым типом связи (например, ). Употребление термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. ).

  • Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963;
  • Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;
  • Буланин Л. Л., Фонетика современного русского языка, М., 1970;
  • Гордина М. В., Фонетика французского языка, Л., 1973;
  • Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Соссюр Ф. де , Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по языкознанию, [пер. с франц.], М., 1977.

Н. Д. Светозарова.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Синтагма" в других словарях:

    СИНТАГМА - (греч.). 1) отделение в строю греческой фаланги. 2) сопоставление, сличение. 3) общественное дело, конституционное учреждение. 4) назв. сочинения, дающего обзор предмета одной какой либо научной или практической области. 5) часть древнегреческой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Синтагма - см. Синтаксис. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    СИНТАГМА - СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα соединение) система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма организация философско этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена жизненная система, выражающая… … Философская энциклопедия

    синтагма - единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 единство (55) знак … Словарь синонимов

    синтагма - ы, ж. syntagme, нем. Syntagma < syntagma букв. нечто соединенное. лингв. Синтаксическая интонационно смысловая единица, состоящая из одного или нескольких слов. БАС 1. Лекс. Толль 1864: синтагма; БАС 1: синта/гма; Крысин 1998: синта/гма … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СИНТАГМА - (греч. syntagma букв. вместе построенное, соединенное),1) интонационно смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой … Большой Энциклопедический словарь

    СИНТАГМА - СИНТАГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    синтагма - СИНТАГМА последовательность единиц языка, выражающая некоторое понятие или объединенная общим смыслом. Может состоять из группы слов или целого предложения. Единицы языка в пределах С. связаны синтагматическими отношениями (см.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными элементами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, эти самые мелкие «кирпичи» высказываний, его распознавательные знаки, другую – морфемы, это не «кирпичи», а первичные «блоки», обладающие уже своим значением, третью – слова, более крупные «блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока что не могут образовать собственно высказывания, сообщения.

Что же в языке позволяет ему выполнять его главнейшую роль – функцию общения? Это синтаксис 1 .

1 Синтаксис – от греческого syntaxis «составление».

Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации.

В чем же состоит коммуникация? В том прежде всего, что одно названное определяется другим. В этом случае название как первый момент понятого содержания действительности получает добавочное определение, т. е. более высокую ступень определения (не только через «имя», но и через «характеристику» и «оценку»). Но этот первичный момент коммуникации еще не дает ее полноты.

Возникает вопрос, когда же коммуникация будет «полной» и когда «неполной» и от чего это зависит?

Для этого надо разобраться в том, что же может быть членами коммуникативного отношения и каково может быть это отношение, выраженное по-разному языковыми средствами, т. е. чем может быть выражен член данного коммуникативного отношения и чем может быть выражено само отношение. Это «зерно коммуникации» – первое отношение двух членов – назовем синтагмой 1 .

1 От греческого, искусственно построенного термина syntagma буквально: «нечто соединенное». В советской лингвистике этот термин применяется в разном значении. Одни – вслед за М. Граммоном – понимают под синтагмой ритмически объединенную группу слов, обладающую смысловой законченностью (Л. В. Щ е р б а, В. В. В и н о г р а д о в, А. Н. Гвоздев , А. В. Бельский и другие, см. статью: Виноградов В. В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка // Вопросы синтаксиса современного русского языка, 1950); другие считают, что это не фонетическое, а синтаксическое явление. Синтагму можно ритмически и линейно разбить, вставив между ее членами иные слова, не входящие в синтагму, но синтаксически синтагму разорвать нельзя (см.: Томашевский Б. В. О ритме прозы // О стихе, 1929; Карцевский С. О. Повторительный курс русского языка, 1928; Б а л л и Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Русский пер., 1955. С. 114 и сл., а также: Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение, общий курс // Избранные труды, 1956. Т- 1. С. 182–183, где то же явление обозначено как словосочетание, однако этот термин шире термина «синтагма». Ф. Ф. Фортунатов первый назвал термином «словосочетание» то грамматическое явление, которое здесь обозначено «синтагмой»).

Синтагма – это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.

Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое простое определение этого явления, вошедшее в школьную практику, – это «два слова, из которых одно определяет другое» (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов – морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Видел «Горе от ума»; Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гулять; Это был бродяга, который украл лошадь; «Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине») и более сложные «блоки». Рассмотрим, какие бывают типы синтагм в зависимости от характера их членов.

I . Разновидности членов синтагмы

1) Наиболее простой вид синтагмы – это производное слово: дом – домик, где дом- определяемое, а -ик определяющее; это «внутренняя синтагма », что для синтаксиса не представляет интереса, поскольку в синтаксисе тип предложения не меняется от того, будет ли сказано: дом стоит или домик стоит.

2) То же касается и другого типа «внутренних синтагм» – сложных слов, где обычно одна половина определяет другую: паровоз, земледелие, колхоз, эсминец, профсоюз.

3) Иной тип представляют собой случаи, как Морозит. Мороз. Это уже не члены предложения, а предложения. А если так, то в каждом из этих «отдельных слов» есть не только слово, но и синтагма.

В Морозит: есть определяемое, выраженное основой мороз-, и определяющее, выраженное флексией -ит, показывающей время и наклонение, что нужно для законченной коммуникации; кроме того, высказывание (а не слово) Морозит, сопровождает нужная интонация, показывающая утверждающую (или иную) модальность.

Труднее, казалось бы, понять случай Мороз, (как ответ на чей-то вопрос: «Ну, как, мороз?» – «Мороз».). Однако и здесь все ясно: отсутствие связки был, будет показывает настоящее время, а ответно-утвердительная интонация – модальность и «наклонение» (которого, конечно, при употреблении одного существительного быть не может).

Это скрытые с и н т а г м ы. И они для синтаксиса представляют большой интерес, потому что образуют особый тип односоставного предложения (см. ниже, § 63).

4) Самый обычный тип синтагм – это «пары слов, из которых одно определяет другое», т. е. собака ест, ест мясо, рыжая собака, свежее мясо, жадно ест и т. п., что уже прочно вошло в школьную практику «синтаксического разбора». Это внешние синтагмы .

5) Бывают и такие случаи, когда в качестве членов синтагмы выступают целые словосочетания:

а) когда знаменательное слово сопровождается служебным: вечер на рейде –одна синтагма, хотя есть и третье слово, предлог на ; Отец был намерен лечь спать – одна синтагма, так как был намерен лечь спать – один член;

б) когда в состав предложения входят лексикализованные сочетания, например Работает спустя рукава, где одна синтагма, то же и в таких случаях, как Видел «Горе от ума», и с участием служебных слов: Ходил на «Не в свои сани не садись»;

в) когда в составе предложения есть распространенные обособленные обороты (см. ниже, § 62);

г) такие случаи, когда в качестве члена синтагмы выступают целые предложения (см. ниже о сложном предложении, § 64).

II . Типы отношений между членами синтагмы

Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения.

1) Из этих отношений главное –предикативное 1 .

1 Предикативный – от латинского praedicativus из praedicatu «сказуемое».

Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения.

Время в грамматике – это не просто «объективно» реальное время, а результат отношения двух «времен»: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью – Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Каспийское море. Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) – это настоящее время; если время события предшествует времени речи – Я писал – это прошедшее время; если время события должно следовать после времени речи – Я буду писать, Я напишу – это будущее время 1 . Поэтому временное отношение может быть установлено только во время самой речи.

1 Все прочие времена или показывают отношение одного времени к другому, как плюсквамперфект – прошедшее, предшествующее другому прошедшему, или же присоединяют к отношению времени отношение вида (как имперфект, перфект и др.).

Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказания, пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реальна и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна.

Итак, через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение , или предикаци ю 1 .

Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит; Сестра пришла; Отец был намерен лечь спать и т.п.), так и скрытые (Мороз; Морозит), но не могут быть синтагмы внутренние (домик, водовоз, кривошип, домосед и т.п.) и синтагмы, где членами являются целые предложения (имеющие внутри себя свою предикацию).

2) По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

а) атрибутивными , определяющий член которых является а т р и б у т о м 1 , т. е. называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения: черный негр, зеленая трава, красивая девушка, воровская хватка, Петины игрушки и т. п.; в качестве определяемого здесь выступает именное слово;

1 Атрибут – от латинского attributum «присовокупленный».

б) объективными , определяющий член которых является объектом 1 , т. е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением: ест суп, выпил чаю, пожимая руку, любящий отца, залог успеха, счастье старика и т. п.; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже – именным;

1 Объект – от латинского object иm «предмет».

в) релятивными , определяющий член которых является реляти 2 вом 1 , который либо называет какой-нибудь признак определяемого или называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением: быстро бежит, красиво пел, фальшиво напевая, работал весной, гулял в полях и т. п.; в качестве определяемого члена здесь выступает глагольное слово.

1 Релятив – от латинского relativus «относительный».

Отношения между членами синтагмы выражаются всегда каким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения; о способах выражения отношений в сложном предложении см. ниже.

Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.

а) Согласование – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны; например, белому хлебу – согласование в мужском роде в дательном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией -у, а в белому иной флексией – -ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так, в она играет есть согласование только в числе и лице, а в она играла – согласование в числе и роде; в обоих этих случаях нет согласования полностью. В первом случае согласование только в лице и числе, но не в роде; во втором случае – в числе и роде, но не в лице.

Однако для понимания нужного контекста этого грамматически вполне достаточно.

В случае английского she loves – «она любит» это - s показывает только 3-е лицо и косвенно – число, так как во множественном числе they love «они любят». Но в каждом таком случае нужные категории грамматики выявляются с достаточной полнотой.

б) Управление – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

При нормальной интонации в предложении Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками – составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым – предложение распространенное (см. ниже, § 62).

Структура блока членения входного текста на предложения, пунктуационные и лексические синтагмы представлена на рис. 4.9.

Членение текста на предложения. Синтез речи осуществляется по предложениям, которые характеризуются достаточной степенью интонационной автономности в тексте и допускают наличие достаточно длительной паузы между ними (0,5 – 1,5 сек.). Предложение - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или только одно слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью.

Предложением считается отрезок текста, ограниченный знаками [.], [?], [?!], [!], [!!!]. Конец предложения может быть обозначен также знаком […], при условии, что следующее за ним слово начинается с большой буквы.

Предложением будем считать также заголовок всего текста или его части, в конце которого знак [.] может отсутствовать. Конец такого предложения обозначим знаком [*]. Кроме того, в отдельный тип выделяется предложение, ограниченное точкой в конце абзаца. Конец абзаца обозначим знаком [#].

Рис. 4.9. Структура блока членения текста на предложения, пунктуационные и лексические синтагмы

Членение предложения на пунктуационные синтагмы. Индикаторами пунктуационных синтагм (ПС) являются знаки препинания. Пунктуационными синтагмами будем считать предложение (при отсутствии в нём знаков препинания) или части предложения, ограниченные следующими знаками:

– точка с запятой [ ; ],

– двоеточие [:],

– запятая [,],

– тире [ – ],

– открывающая скобка [ (],

– закрывающая скобка [) ],

– комбинация знаков [,– ],

– знаки открытия кавычек [«], [“],

– знаки закрытия кавычек [»], [”]

Таким образом, если предложение включает n знаков препинания (включая знак конца предложения), то оно разбивается на n пунктуационных синтагм (n=1,2,3,…). Определённым исключением из этого правила может служить ситуация, когда знак препинания стоит после сочинительного союза: и, да, но и, так и, а, но, однако, зато, или, либо, то и др. В этом случае предпочтительнее будет отказаться от установки синтагматической границы на месте этого знака препинания, хотя она и допустима для некоторого индивидуального стиля речи.

Пример: “Он быстро вошел и, увидя нас, внезапно остановился”.

Членение пунктуационных синтагм на лексические синтагмы. Очевидно, что пунктуационная синтагма может быть самой разнообразной длины, не включая внутри себя ни одного знака препинания. Если длина синтагмы слишком большая (например, более 4-х слов), то следует убедиться, не содержит ли она некоторые простые лексические признаки (определённые слова или словосочетания), которые позволили бы разбить её на более мелкие лексические синтагмы (ЛС). Экспериментальные исследования показали, что во многих случаях к таковым может быть отнесено присутствие следующих лексических признаков:

– соединительного союза «И».

Пример: «Они посидели / и пошли гулять дальше». Раздел синтагмы

– перед «И».

– разделительного союза «ИЛИ».

Пример: «Стоит ли нам сейчас пообедать / или подождать до 3-х часов»? Раздел синтагмы – перед «ИЛИ».

– имён собственных (ИС).

Пример: «Сегодня певица Алла Пугачёва / решила выступить в нашем городе». Раздел синтагмы – после последнего из следующих подряд ИС.

– аббревиатур (АБ).

Пример: «Возможность победы БНФ / вызывает большие сомнения». Раздел синтагмы – после АБ.

– названий разрядов чисел (РЧ).

Пример: «Два миллиона / десять тысяч / сто пять целых / двадцать пять сотых». Раздел синтагмы – после каждого РЧ.

– названий месяцев, слов «час, минута» при расшифровке даты и времени (ДВ).

Пример: «Десять часов / пять минут / десятого июня / седьмого года». Раздел синтагмы – после ДВ.

Указанный перечень не является полным и может быть расширен в процессе анализа всё более обширного текстового корпуса.