Риторическое обращение примеры русском языке. Риторическое обращение

Это очень древняя риторическая фигура, известная еще со времен античной риторики. По лексико-грамматическим выражением она не отличается от обычного вопрос. Специфика риторического вопроса заключается в том, что оно не требует ответа в отличие от обычного. Например: Золотое Возрождения обрисовал человечеству мадонн. А кто изобразил наших босоногих мадонн с тяпкой в руках или серпом на плечи и ребенком у перс, что знали немногие шелка, а лишь неравное шершавое полотно? И поймут это те, что уже не будут знать полотна и полиневого грусти давности? (М. Стельмах) Душа полей, ты помнишь стерни? Эту печаль, отверженность эту? (Л. Костенко).

Риторический вопрос не требует ответа в двух случаях. Первый - самый распространенный, потому что ответ и так всем слушателям известна, надо только актуализировать ее для восприятия слушателем. Другой случай: риторическим вопросом является такое, на который никто не знает ответа или ее вовсе не существует, типа: Кто виноват? Что делать? Куда идем? Однако автор, не дожидаясь ответа, считает нужным поставить вопрос, чтобы подчеркнуть необычность ситуации, трагизм или комизм ее, обратить на нее внимание собеседников.

Следует заметить, что фигура риторического вопроса не является такой простой, как кажется на первый взгляд. Хотя ответ всем известна, но автор может задавать провокационные вопросы, потому что у него с на этот вопрос совсем другой ответ (все думают так, а на самом деле все иначе). Таким образом создается стилистический эффект ложного ожидания. Поэтому Е. В. Клюев считает, что риторический вопрос, как и риторический оклик и риторическое обращение, - это фигуры, основанные на критерии искренности. Например: Житечко-рожь, кто тебя косить будет? Пошли твои косари на войну, и только из-за горизонта страшный косарь смерти дает знать о себе; В память и печаль земли, или прошли вы? Или прошли? Ибо теперь от печали седеют рожь... (М. Стельмах).

Вглядаюсь в осенние стерни -

Куда ты бежишь, дорого?

И как ты озивешся - с такой немоты?

Душа моя обожженная

И как ты еще жива?

(Л. Костенко)

Риторическое обращение

Риторическое обращение - это также фигура античной риторики, которая выявляет не только собственно обращения, но и реакцию, отношение говорящего к ситуации общения, предмета, идей говорящего и т.д., то есть эта фигура также держится на "принципе искренности". Именно в риторических обращениях предметом обращения бывает, как правило, не конкретное лицо, а какие-то вещи, представления, понятия, глобальные субстанции и тому подобное.

Земля родная! Мозг мой светлеет...

(В. Симоненко)

Наверно, так намьяте моя

................................................

Народ мой, когда тебе простится

крик предсмертный и тяжелая слеза

расстрелянных, замученных, убитых

по соловках, Сибири, Магадане?

Доброе утро, моя одинокосте!

(Л. Костенко)

Риторический оклик

Риторический оклик - это фигура, выражает восхищение, которое должны понять все, присоединиться к говорящему, и живет эта фигура также на "принципе искренности". Например:

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда гармонии ищешь в жизни!

(П. Тычина)

В полыни, седые полыни! Кто посеял вас на земле нашей? Или вас посеяли по степям непаханых древние скифы? .. А может, вы посеялись по всей земле нашей в давние годы казачества? ..

Какая удивительная стойкость, которая живучесть!

Мой муж, запрягай коня!

Это не лошадь, а змей - мелькает стерня.

(Л. Костенко)

Однако в этой риторической фигуре может быть провокационный элемент, когда говорящий восклицанием выражает для кого-то, увлечение чем-то, но сам не разделяет, может даже возмущаться.

Риторический сравнения

Сравнение - это фигуры, в которых языковой изображения лица, предмета, явления или действия передается через характерные признаки, с органически присущими для других предметов или лиц: девушка стройная, как тополь; васильки синие, как небо; на улице тепло, как летом; руки, как белые лебеди; Синеет день, как поздние капусты (Л. Костенко).

В основе сравнения лежат логические операции выделения существенной признаки описываемого предмета и поиск другого предмета, для которого этот признак является выразительной, а затем сопоставления с ним и описание этого признака: Истечение сентября синий, как терн. Октябрь пылающий красный, как боярышник (О. Гончар). По сравнению различают субъект сравнения (то, что сравнивают), объект сравнения (то, с чем сравнивают) и признак, по которому один предмет (субъект) сравнивается с другим (объектом). Признак может определяться по цвету, форме, размеру, запаху, ощущением, качеством, свойством и тому подобное.

Сравнение бывают логические и образные. При логических сравнениях устанавливается степень сходства или различия между предметами одного типа, принимаются во внимание все свойства, качества, признаки сравниваемых предметов, но выделяется что-то одно: Конкурс прошел организованно, как и в прошлом году; Все сложилось так хорошо, как на заказ; Брови у Ивана широкие, которую отца, Мальчишки, как взрослые, сосредоточено копали грядку (Устное говорят.) / На Украине я сирота, голубчик, как и на чужбине (Т. Шевченко).

Логические сравнения используют в научном, официально-деловом, разговорном стилях. Они добавляют к предмету новую информацию.

Образное сравнение отличается от логического тем, что падает одну какую-то выразительные признак, подчас неожиданную, и делает ее основной, игнорируя все остальные.

Сравнение может иметь такое грамматическое выражение:

1. Сравнительный оборот (нераспространенный и распространенный) с союзами как, как, как, как, как будто, если бы, что, якобы, словно, будто бы. Например: Девушка была небольшая роста, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная калина, длиннолицая, как краснобокие яблочки, губы были полные и красные, как калина (И. Нечуй-Левицкий) Меня останавливает белая пена греч, душистая, легкая, будто сбитая крыльями пчел (М. Коцюбинский) Как будто белые павлины, плывут облака в небе (М. Рыльский) Плывет над миром осень, как медуза... (Л. Костенко).

2. Вид творительного падежа. Например: А сердце соловьем щебечет и плачет; Синее море зверем то стонет, то воет; И цветком, и калиной цвести над ними буду (Т. Шевченко); Краснобоких яблоком созревшим скатился день... (М. Рыльский).

Сравнительные конструкции с творительным падежом имеют древнее происхождение. В них нашли отголосок метаморфорный верования праукраинцев, то есть верования в возможность преобразования (матери - в кукушку, девушки - в лилию, тополь, русалку, брата и сестры - в цветы братцы-и-сестрички, казака - в тополя, мужчины - в вурдалака, слез - в цветы и т.д.). Язык украинского фольклора выработала свою поэтическую стилистику, в которой отразила и закрепила такие и аналогичные ассоциации. Это и синтаксический параллелизм сравнительного характера в народных песнях вроде: Летела кукушка и стала ковать. Ой это же не кукушка, то родная мать. Наиболее полно такие образные ассоциации выражаются конструкциями с творительным падежом, которые трудно назвать чисто сравнительными, потому что они сохраняют еще ту анимистическими метаморфознисть: слезы матери стали цветами душицы (Украинская легенда). Выразительными являются такие конструкции в народнопоэтические стилистике Т. Шевченко: / удивительно в поле тополем стала; А весной процвела я [девушка] цветом при долине...; И выплыви русалкой завтра ночью; Будет над ним его милая цветком стоять; Прильнуть голубкой; Улететь птичкой.

Метаморфорный конструкции постепенно приобретали функций образных сравнений и становились продуктивными стилистемамы. В творчестве Т. Шевченко актуализирован такие конструкции уже сравнительного характера: сердечко соловьем щебечет и плачет; красной калиной появился на могиле; орлом сизокрылым летает [Ярема]; вою со-вом; слава солнцем засияла; община жмелем загудела; незаконнорожденные Екатерины саранчой сели. В сравнениях типа гадюкой зашипели степень слияния компонентов (сем) субъекта и объекта сравнения высокий. Поэтому такие сравнительные конструкции с творительным падежом фразеологизувалися: стоять стеной, смотреть волком [чертами] ...

Построенные на принципе отрицания, сравнения помогают выделить в субъекта определенный признак (сему) через его родство с объектом. Прием отрицание будто разрушает эту тесном родстве и тем обостряет впечатления. Обязательная в этой сравнительной конструкции доля не различает (на основе общего признака) субъект и объект и создает разрешение сравнительную ситуацию, выражается одновременно риторической фигурой - синтаксическим (стилистическим) параллелизмом:

НЕ русалочка блуждает.

Так девушка ходит...;

НЕ сон-трава на могиле

Ночью процветает.

Так девушка помолвлена

Калину сажают.

(Т. Шевченко)

В аналогичных сравнениях часто субъект означает существо, а объект берется из мира природы или и субъект, и объект - из природы. Сравнение могут иметь несколько видов грамматического выражения.

1. Придаточное предложение: И бледный месяц на ту пору из облака де-де выглядел, словно лодка в синем море, то разгорался, то затихал (Т. Шевченко); Долиной повилась речушка, будто кто бросил новую синюю ленту на зеленой траве (М. Коцюбинский) Прошло жизни, как листья с водой (Л. Костенко).

2. Конструкции с формами степеней сравнения наречий и прилагательных: лучше, чем...; выше, чем...; чернее черной земли блуждают люди (Т. Шевченко).

3. Описательные сравнения типа: Листке подобный над землей, ветер с дерева срывает, кто язык матери своей, как сын неблагодарный, забывает (В. Сосюра) Ой ты девушка, из ореха зернышко (И. Франко).

4. Предложение сравнительной структуры, в которых объект сравнения охватывает всю предикативную часть: кровь твоя -рубин драгоценный, кровь твоя - звезда рассвета (Леся Украинка) Я - неугасимый Огонь Прекрасный, Вечный Дух (П. Тычина).

5. Сравнительно-присоединительные конструкции, построенные по принципу образной аналогии: Л у к а ш. Ой скажи, дай совет, как прожить без судьбы! Судьба. Как отрезана ветвь, валяется судьбы!

(Леся Украинка) Как охотник осторожный, зверобойных многолетний, поседевший следопыт прилегает теплым ухом, чтобы услышать шум далекий, к ласковой земле, - так и ты, поэт, слушай голоса жизни человеческой, новые ритмы уловляй и расходящиеся, свободные волны, хаос линий, дым искания в панцирь мысли надень (М. Рыльский).

Не сердитесь на меня, дети!

Старый я стал, грустный, сердитый.

Боюсь немой одиночества,

Когда некуда идти

И ни к кому прислониться...

Такую степи осенним птица

Машет раненым крылом

Вслед за радостным вместе,

Что в синюю даль отплывает...

(М. Рыльский)

В украинском фольклоре встречаются отрицательные сравнения (Ой это же не звезда - девушка моя с новыми ведерками по водицу шла) и неопределенные сравнения (такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать; девушка - нет змалювать, ни описать).

Аккумуляция (от лат. Akkumulatio-накопления, сбора) - риторическая макрофигура, в которой накапливается несколько действий и понятий с параллельными картинами, дополнительными описаниями, побочными замечаниями, а в результате получается целое художественное полотно. Как правило, эта фигура используется в эпических дискурсах. Например: Даниил любил, как, изгибаясь, ударяя в набат, до самого неба половилы поля, и имел радость, когда июня клал седину на рожь, а Золотин на пшеницу; он любил, когда на рассвете июля клепал косы, когда августа целыми днями тиховийно сеял в Рахманный землю зерно и надежды, и сентябрь замедлял полусонную песню шмеля; он любил, как летние вечера звучали куполами, а осенние - держали в пидволохачених гнездах звезды; он любил запах свежего хлеба и золотую замысла подсолнухов; доверчивый и ранимый, он тревожно прислушивался к чьей-то жизни, и к течению воды, журчит и играет в корнях, и ко всей земледельческой стороны, держится на сером ржи и добрых, спокойных пахари (М. Стельмах).

Експлеция (гр. Ехриеге-заполнять) - риторическая макрофигура накопления вставных и вставленных слов, оборотов, уточнений, исключений, в результате чего основная формулировка рассеивается и мнение ослабляется. Например: конечно, возможно, вы позволите, если угодно, то после чего могла бы произойти и наш разговор (вместо короткого и конкретного высказывания: нам нужно поговорить).

Конкатенация (лат. Concatenado - цепочка) - риторическая макрофигура накопления путем нанизывания придаточных предложений друг на друга. В результате все содержание текста можно вместить в одном сложноподчиненном предложении с последовательной пидряднистю. Такие фигуры используют в эпических текстах для создания эффекта розлогости, широкого пространства мысли или в игровых, остроумно связывая весь текст в одном подрядном связующем слове или каком-то другом.

Например: К колоса, к царь-колоса Даниил имел неизменный трепет души, ждал с ним встречи еще тогда, / когда он только угадывался в зеленом весеннем пеленках, любовался, / как на его по-девичьи нежных ресницах тихо звучали цвет и роса, радовался, / когда он набирался силы и в тиховийний задумчивости склонял голову (М. Стельмах).

Риторический вопрос – эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?» (М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

«Да так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» (С.Есенин);

«Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать…» (С.Есенин)

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение поэтической речи становится содержанием предложения:

«Солдатский сын, что вырос без отца

И раньше срока возмужал заметно,

Ты памятью героя и отца

Не отлучён от радостей земных…» (А.Твардовский)

В поэтической речи риторические обращения могут выстраиваться в однородный ряд: «Пойте, люди, города и реки, пойте горы, степи и моря!» (А.Сурков); «Услышь меня, хорошая, услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая…» (М.Исаковский); «Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса» (А.С.Пушкин);

«О, город! О, ветер! О, снежные бури!

О, бездна разорванной в клочья лазури!

Я здесь! Я невинен. Я с вами! Я с вами!..» (А.Блок)

Хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.

Удачное применение тропов и фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение таких приёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальному стилю написания.

Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.

Для того чтобы быть видным деятелем, наряду с многочисленными деловыми качествами, важно владеть правильной речью, хотя и этого порой бывает недостаточно. Поскольку, даже, будучи грамотным, далеко не каждому человеку дано, по-настоящему заинтересовать слушателей, полностью и безраздельно захватив их внимание. Риторическое обращение – своеобразная игра интонаций в речи говорящих людей, с помощью которых выступление становится интересным, но не всем от природы даны подобные способности. Однако всему можно научиться, главное, знать основные приемы овладения техникой убедительной разговорной речи, быть уверенным, что все непременно получится так, как и было запланировано.

Стилистическая фигура, чаще всего, встречающаяся в монологах, называется риторической. Основа такого обращения, носит условный характер, где главную роль играет интонация, а не сам текст. Целью такой речи является устремление сформулировать отношение к какому-либо предмету или лицу, охарактеризовать его, существенным образом сделать речь с помощью своеобразных оборотов, как можно более выразительной. Эмоциональное обращение не подразумевает в себе вопроса и не требует ответа, а является усилителем выразительности наряду с риторическим вопросом и восклицанием. Благодаря таким оборотам, фраза становится красноречивой, подчеркивается ее оттенок, тем не менее, в данном случае употребляется восклицательная или вопросительная интонация, где по существу в таком приеме нет необходимости. Такая условность и является отличительной чертой этих речевых оборотов. Следует отметить, что риторическое обращение призвано выразить именно отношение к кому- или чему-либо, а не упоминание самого адресата, в чей адрес звучит речь.

Теория и мастерство воздействующей (гармонизирующей, целесообразной, эффективной) речи стоит в основе современной риторики, с ее общими закономерностями речевого поведения, которые действуют в разнообразных сферах деятельности, ситуациях общения и служат для того, чтобы сделать выступление, как можно более эффективным. Обращение к избирателям звучит убедительнее и определяется в процессе передачи доклада от оратора к слушателям, с минимальными потерями во всех из трех существующих типов информации, содержащимися в речи: эмоциональным, оценочным, понятийно-логическим. Целесообразный монолог соответствует намерению говорящего, его непосредственной цели. Пробудить чувство и ум способна бездейственная речь, которая вначале склоняет к прислушиванию, заинтересовывает и только потом заставляет принимать картину мира, предложенную говорящим. Главной целью гармонирующей речи становится объединение участников общения, решение зарождающихся противоречий, обеспечение лучшего взаимного понимания между людьми.

«Да ведь невозможна Украина без России! Разве не строили в Киеве русские архитекторы? Ужель, построенная сыном скульптора петровского Растрелли В.В., воспитанным в архитектурных русских традициях, Андреевская церковь не является одним из самых лучших зодческих украшений Киева? Разве разные украинские города, включая в первую очередь Киев, не несут в себе русских традиций градостроительства? Украинская поэзия немыслима без Лермонтова, без Пушкина, без Некрасова!» (По Д.С. Лихачеву)

Риторическое обращение в форме риторического восклицания или вопроса (положительного или отрицательного), к тому же, интонационно окрашенное, способно целиком и полностью захватить внимание аудитории. Народ любит слушать свежие эмоциональные речи, несущие конструктивные идеи, а самое главное, это то, чтобы слова не расходились с делом.

Риторическое обращение

Риторическое обращение - это стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В риторическое обращение главную роль играет не текст, а интонация обращения. Часто встречается в монологах.

Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу, или предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение не требует ответа и не несет в себе вопросов.

Риторическое обращение является своеобразным оборотом речи, усиусиливающим ее выразительность. Отличительная черта этих оборотов - это их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря этому фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность.

Пример риторического обращения:

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!»

«Смерть Поэта», М.Ю. Лермонтов

Риторический вопрос

Риторический вопрос (эротема) - это риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший.

Риторический вопрос не требует ответа или не ожидает его в силу крайней очевидности. Вопросительное высказывание подразумевает определенный, всем известный ответ. Другими словами риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, он подчеркивает, что «Мы терпим несправедливость, причем слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать ее терпеть и предпринять что-то по этому поводу».

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности, выделения, подчёркивания, той или иной фразы. Характерной чертой данных оборотов является условность - употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые ее не требуют.

Риторический вопрос подобно риторическому восклицанию и риторическому обращению, является своеобразным речевым оборотом, который усиливающие ее выразительность.

Следовательно риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, из этого следует, что ответ на такой вопрос заранее уже известен.