Пояс Пресвятой Богородицы: у вас будет ребенок. Честной пояс пресвятой богородицы

История Пояса Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви - Пояс Богородицы – в России впервые.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги?р (Аргиро?пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

http://www.cnsr.ru/

Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.

31 августа/13 сентября Православная Церковь празднует Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Пояс Божией Матери – одна из величайших святынь христианства. Он является для нас, христиан, особой милостью Пресвятой Божией Матери. Незадолго до Успения Пресвятой Богородицы Пояс и Риза Ее были переданы двум благочестивым иерусалимским женщинам. До этого Сама Пресвятая Божия Матерь отдала свои Пояс и Ризу апостолу Фоме.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед, на Афоне

Существуют разные мнения про то, где находилась эта священная для всех реликвия. По одной из версии пояс был перенесен в Константинополь уже при Аркадии (император Восточной Римской Империи, 395-408 гг.). Его поместили в чудесный ларец и положили в одном из Богородичных Храмов – Халкопратийскую церковь. Существует другое мнение, что Пояс находился в другом Храме – Влахернском. Тогда как во Влахернском Храме хранилась Риза Божией Матери. Возможно, Святыни переносились из одного Храма в другой для совершения Богослужений. В связи с этим и могла возникнуть путаница.
Пять веков Пояс хранился нетронутым, раку с ним не открывали. Но однажды, жене императора Льва VI Мудрого, Зое Карбонопсине, было откровение, что избавиться от мучения нечистым духом она сможет, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы.

Она рассказала о своем видении мужу. Император попросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Открыв раку с Поясом, все удивились – он лежал нетронутым, неповрежденным от времени, словно его только-только сюда положили, словно не было этих пяти веков. Пояс был запечатан золотой печатью императора Аркадия. На ней было указаны год Положения Пояса в Царьграде, и точная дата этого события – 31 августа.

Тогда Пояс Пресвятой Богородицы распростерли над женой императора, и она тот час же избавилась от мучительства нечистого духа. Евфимий, который и полагал Пояс Пречистой Богородицы над женой императора Зое, составил Слово в честь праздника нового обретения Пояса. Император и императрица и все присутствующие вознесли хвалу Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Зоя в благодарность избавления от недуга вышила Пояс золотыми нитями. Чудесный Пояс Богородицы вновь положили в раку, и праздник Положения Пояса стал еще более торжественным.


Зоя Карбонопсина

После падения Константинополя, святыня покинула город на время. Это произошло в 1204 году, а в 1453 году она покинула город окончательно. Но не исчезла. Части этой древней и чудесной Святыни теперь хранятся в Монастыре Ватопед на Святой горе Афон. И не зря. Афон считается уделом Божией Матери. Также части Святого Пояса положены и в монастыре Троодитисса на Кипре. Множество исцелений происходит от этих Святынь. Так, освящаемые на частях Пояса Пресвятой Богородицы пояски раздаются верующим женщинам. Многие женщины, которые не могли зачать, благодаря молитвам Божией Матери чудесным образом становятся матерями. Также исцеляются и многие болезни.

Предстательство Божией Матери всегда ощущается как безусловная любовь, духовное облегчение и услада сердцу. Тогда становится мир на душе и покойно и тихо на сердце, ведь Она – Матерь Божья любит детей своего Сына и Милостью Его нам посылается благодать и Чудеса.


Ватопедский монастырь на святой горе Афон

31 августа/ 13 сентября – это еще и последний день церковного года, который завершается Великим Праздником Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Мне кажется, совсем не случайным, что начало и конец года в Церкви связан с Богоматерью. Начало года Празднуется Рождеством Пресвятой Богородицы, и этого своего рода знаменье для нас, грешных, что отныне сможет прийти Спаситель в Мир. Потому что теперь есть Она. Господь избрал ее через много родов праведников, для того, чтобы привести в мир своего Сына. Эта Она – оказалась такой готовой следовать Воле Божией. Матери Божией свойственно было великое смирение в жизни земной. Она, подательница Света и Жизни Вечной, была красива и внешне и внутренне.

Какой пример для всех православных девушек? Самый лучший! И по Успении своем Она не оставляет нас своим Заступничеством. Она незримо с нами. Так и Праздник Положения Ее честного пояса напоминает нам о тех событиях далеких лет и о тех чудесах, что рассказывают другу другу прихожане о заступничестве Той, что смогла стать достойной, чтобы вместить в себя Невместимого. Ее Пояс, как напоминание о ее земной Жизни и Память о том, что Она всегда с нами, и Вознеслась на Небеса, но Помощь от Нее приходит Незамедлительно.

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ И ПРЕЧЕСТНОМУ ПОЯСУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 5
Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным

Кондак, глас 6
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Золотые дни осени в православном календаре озарены именем Богоматери. В череде церковных событий затерялся праздник Положения честного пояса. Его по новому стилю отмечают 13 сентября.

История удивительной реликвии

По преданию Божья Матерь сама соткала тонкий шерстяной поясок. И отдала безутешному апостолу Фоме на третий день после Успения и Вознесения на небеса. Долгое время святыня хранилась в старинном ларце, сначала в Иерусалиме, позже – в Константинополе, во дворце императора. По его распоряжению пояс Пресвятой Богородицы впервые извлекли на свет в X столетии.

Жена Льва Мудрого, царица Зоя, страдала от душевного недуга, в нее вселился нечистый дух. Излечить больную могло только чудо, о нем неустанно молил Бога супруг. Однажды случилось ему знамение: спасение несчастная обретет через пояс Богородицы. Вот и решились вскрыть заветную шкатулку. Вопреки ожиданиям, реликвия, пролежавшая в ней почти тысячу лет, не истлела. Как только ее поднесли к голове императрицы, она выздоровела. В знак искренней признательности, благодарности святой заступнице царственная особа собственноручно расшила пояс нитью из чистого золота.

В XIII веке святыню похитили. Сначала она очутилась в Болгарии, потом по стечению обстоятельств оказалась в руках сербского князя, который подарил ее мужскому Ватопедскому монастырю. С той поры пояс Пресвятой Богородицы пребывает в Греции, в главном храме обители.

Как носить пояс Богородицы для зачатия?

Афонские монахи, так заведено издавна, изготавливают маленькие пояски и освящают, прикладывая к «оригиналу». Наделенные необыкновенной силой, они помогают справиться с тяжелыми болезнями, обрести долгожданное материнство. Чудеса Богородицы множатся год от года. В монастырь приходят сотни писем от счастливых родителей с фотографиями младенцев, которые явились миру вопреки страшному диагнозу врачей - «бесплодие».


Женщины, мечтающие о ребенке, часто задаются вопросом: «Как использовать пояс Пресвятой Богородицы, как носить, чтобы забеременеть?» Священники рекомендуют соблюдать простые правила:
- Пояском обвязывать талию, иногда запястье, как днем, так и на ночь.
- Надевать его поверх одежды (майки, футболки, рубашки), иначе быстро загрязнится.
- Стирать нечасто, без моющих средств, так как воду нельзя спускать в канализацию, ею поливают цветы. Если пришлось воспользоваться порошком, содержимое таза выплеснуть под дерево, куст или в реку.
- Гладя поясок утюгом, читать молитву Божьей Матери.

Чудеса Богородицы скорее настигнут тех, кто истинно верует. И просьбу подкрепляет ежедневными молитвами. Регулярно посещает церковь, исповедуется и причащается. Поэтому мало знать, как носить пояс Богородицы, необходимо желать дитя душой и сердцем.

Приближаются золотые дни бабьего лета, праздник Пресвятой Богородицы, Положения ее честного пояса. Приложиться к его частям можно и в России: в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Санкт-Петербурга или в Москве, в храме Илии-Пророка. Кстати, совсем необязательно делать это 13 сентября. Божья Матерь ежечасно пособляет страждущим, в том числе и бездетным. Хотя в этот благодатный день обращение к поясу Пресвятой Богородицы символично. Хорошо бы и праздничный обед приготовить, например.

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября – это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Пояс Богородицы явил миру великое множество чудес, с его помощью получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Некоторые из чудес, которые явил Пояс Богородицы:

1871 год.
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год.
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год.
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год.
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Обычно я пишу об иконах и святынях, помогающих при бесплодии, которые постоянно находятся в России, но сейчас из ряда вон выходящий случай. В Россию из Греции доставили одну из наисвятейших христианских реликвий – пояс Богородицы со Святой горы Афон.
Глава Фонда Андрея Первозванного (организатора этой акции в поддержку программы "Святость материнства") В.Якунин верит, что "святыня поможет исправить сложную демографическую ситуацию в стране", т.к. помимо прочих чудодеяний она знаменита и тем, что помогает бесплодным парам в обретении детей.
Неординарность события заключается в том, что Пояс Богородицы не покидал Ватопедского монастыря - места своего пребывания на горе Афон уже более 200 лет, а территорию Греции аж 1600!

Икона Пресвятой Богородицы «Святой пояс»

Место хранения святой реликвии

Положение пояса Богородицы



Святой пояс на русской земле
(фото Алексея Талипова)


Пояс Богородицы в Нижнем Новгороде (nne.ru)


Многокилометровые очереди к святыне

Поясок, освященный на поясе Богородицы

Пояс Богородицы был передан архимандритом Ефремом - настоятелем Ватопеда ректору Санкт-Петербургской духовной академии Амвросию епископу Гатчинскому и доставлен в Россию. Первоначально полагалось, что Пояс Богородицы побывает в 11 городах России - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Норильске, Владивостоке, Красноярске, Дивеево, Саранске, Самаре, Ростове-на-Дону, Калининграде и Москве, но огромное количество желающих прикоснуться к святыне заставило скорректировать этот список. В него вошли еще 3 города - Тюмень, Волгоград и Ставрополь.
В Москву Пояс прибудет 19 ноября и будет находиться там в Храме Христа Спасителя до 23 числа.

История пояса Богородицы

По дошедшему до нас преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своего успения (смерти). Эта святыня и частицы ризы - единственные вещи Девы Марии, которые сохранились до наших дней.
Есть две версии того, как Дева Мария распорядилась своим поясом.
По одной, Богородица после своей смерти явилась апостолу Фоме и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения и сильно об этом горевал.
Другая версия взята из Минология Василия II и утверждает, что пояс был отдан Богородицей незадолго до кончины двум вдовам, жившим в Иерусалиме, и затем реликвия передавалась наследниками из поколения в поколение. (прим. Минологий Василия II - иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы, составленный в 979-989 гг.)
В IV веке император Восточной Римской империи Аркадий доставил пояс Богородицы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Реликвию поместили в золотой ковчег, запечатленный царской печатью. В 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь.
До конца XII века пояс оставался в Константинополе.
В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни как талисман императоры Византии брали с собой в военные походы.
В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию.
В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора.

На обладание остальными частями пояса Богородицы претендуют:
- Влахернская церковь г.Зугдиди (Грузия);
- кафедральный собор города Прато (Италия);
- Трирский монастырь (Германия);
- церковь "Умм Зуннар" ("Храм Пояса Богородицы") в г.Хомс (Сирия).

Празднование поясу, называемое «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершается 31 августа (по старому стилю), 13 сентября (по новому).

Чудодеяния пояса Богородицы

Супруга василевса Льва VI Мудрого (866-912) Зоя была обуреваема нечистым духом. Император попросил патриарха открыть ковчег со святой реликвией. Пояс оказался совершенно не тронут временем. После того, как его приложили к больной, та совершенно избавилась от своей болезни.
В знак благодарности Богородице за явленное чудо императрица вышила пояс золотой нитью, после чего он вновь был заключен в ковчег и запечатан.

В 1827 г. основатель Хиландарского монастыря Отец Савва пишет: «В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы», а затем, после того как святой Пояс перевезли в Дидимотихон, появляется следующая запись: «Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

В конце XIX века турецкий султан Абдул-Азиз обратился к монахам Ватопеда с просьбой о предоставлении пояса в связи со свирепствовавшей в Константинополе эпидемией холеры. Как только судно с находящейся на борту святыней приблизилось к причалу Константинополя, бушевавшая в городе эпидемия прекратилась, а уже заболевшие люди стали поправляться. Абдул-Азиз был так поражен этим событием, что повелел, чтобы пояс доставили к нему во дворец, дабы он смог его почтить.

В 1894 г. жителей города Мадита (Малая Азия) донимала саранча, уничтожавшая посевы на корню. Отчаявшиеся люди попросили отцов ватопедского монастыря предоставить им пояс Богородицы для борьбы с этим злом. Как только судно с Поясом подошло к гавани, туча поднявшейся с полей саранчи затмила небо и затем, к изумлению присутствующих, ринулась в море.

Чудодейственный пояс Богородицы и поныне совершает множество чудес. Особенно чтут его за помощь, которую он оказывает женщинам, страдающим бесплодием.
В ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии. «Агиазониты» (то есть «святопоясники» - прозвище, данное ватопедским монахам) помогают бесплодным женщинам, не нарушая устав своей мужской обители (ведь посещение монастыря женщинами категорически воспрещено). На ковчеге, где хранится пояс Богородицы, они освящают ленты и раздают их мужьям бесплодных пар. Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов.

Адрес местонахождения пояса Богородицы

Координаты: N 40°18"51", E 24°12"40".
Греция, Святая Гора Афон, мужской монастырь Ватопед (на северо-востоке п-ва Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор).

Vatopedi Monastery
63086 Karyes, Mount Athos
Greece
телефон 8-10-30-23770-41488 (время для звонков с 09.00 до 13.00)
факс 8-10-30-23770-41462

Пояс Богородицы в России

Как уже было написано выше, в Москве чудодейственный пояс будет находиться с 19 по 23 ноября.
Небольшой практический совет, основанный на опыте уже прикоснувшихся к святой реликвии.
Т.к. желающих приложиться к поясу огромное количество, то время единения с этим святым чудом, мягко говоря, невелико, также невелико и количество выдаваемых ленточек для освящения, поэтому имеет смысл запастись небольшим моточком тесьмы и освятить его. Впоследствии нетрудно будет разрезать эту тесьму на нужное количество поясков.
Тем же страждущим, кто по обстоятельствам разного рода не сможет прикоснуться к поясу Девы Марии, отчаиваться не стоит. Монахи Ватопедского монастыря, как было сказано ранее, освящают на святом поясе пояски-ленточки. По запросу на адрес монастыря с описанием своей проблемы монахи высылают их по почте вместе с рекомендациями по применению.

Как правильно носить пояс Пресвятой Богородицы

Вот выдержки из брошюры-памятки, выдаваемой с пояском: "...Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание по возможности и по взаимному согласию..."
Так что ничего сложного - повяжи поясок, уверуй, живи праведно и да воздастся тебе по Вере твоей.

Пояс Богородицы - документальный фильм Аркадия Мамонтова