Посмертная маска наполеона. Посмертная маска наполеона бонапарта

Гильотина, пуля, суровая болезнь, остановившие жизнь великих людей, оставляют след на их лицах и на их посмертных масках. Какими их увидят потомки?

Слепок лица покойного точнее фотографии передает облик человека для потомков. Но посмертные маски — не просто изображения на память. В них навсегда запечатлелись последние чувства людей, а также обстоятельства смерти, зачастую трагические и таинственные. Они признаются произведениями искусства, их копируют, коллекционируют, подделывают, продают на аукционах и выставляют в музеях. В 2012 году маска Иосифа Сталина была продана за $6000, а маска Наполеона годом позже ушла с молотка за $263 000. Среди «новейших» масок высоко котируются слепки, снятые с лиц Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и Майкла Джексона. В этом материале мы собрали истории самых необычных и интересных масок.

Новая работа мадам Тюссо

Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.

Барышня из Сены

Самой необычной маской считается, пожалуй, улыбающийся лик Незнакомки из Сены. Тело этой девушки, о которой ничего неизвестно, было выловлено из Сены в 1880 году без всяких следов насилия. Патологоанатом так поразился красоте 16-летней утопленницы, что сделал гипсовый слепок ее лица, и вскоре тот разошелся в многочисленных копиях среди европейской богемы, послужив вдохновением для творческих людей. Ей посвятил стихотворение Владимир Набоков, а Альбер Камю сравнил ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.

Шекспир ли это?

Посмертная маска Уильяма Шекспира вызывает множество споров. Слепок был найден в лавке старьевщика в Майнце в 1849 году, то есть спустя 233 года после смерти драматурга. С помощью современных технологий по нему была сделана 3D-реконструкция лица британского классика. Часть исследователей подтверждают, что дармштадская маска принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями драматурга. Другие возражают, аргументируя, что до сих пор ни одно изображение Уильяма Шекспира не может считаться подлинным — все портреты, бюсты и скульптуры создавались уже после смерти драматурга. Однако в мае 2015 года британский историк Марк Гриффитс выступил с сенсационным заявлением: ему удалось найти прижизненный портрет Шекспира в книге по ботанике конца XVI века. И это не сильно отличается от привычных портретов и посмертной маски Шекспира.

Друг всегда со мной

Смерть Александра Пушкина, как известно, была долгой и мучительной: он скончался лишь через два дня после ранения на дуэли. Однако посмертная маска полна спокойствия и одухотворенности. Свидетели отмечают сходство слепка с лицом погибшего поэта.

Идея вызвать скульптора принадлежала Василию Жуковскому после того, как он сам поразился умиротворенному выражению лица скончавшегося друга. Скульптор Самуил Гальберг с помощником сделал слепок, с которого тут же было снято около 15 копий — они разошлись среди близких и друзей поэта. С этой же маски лепились впоследствии скульптуры и бюсты Пушкина.

«Живая» маска Гоголя

Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела. По словам очевидцев, обивка гроба была изорвана, скелет скрючен, голова повернута на бок. В таком случае, выходит, что скульптор Николай Рамазанов снимал маску с живого человека… Но сам мастер это отрицает, а официальная версия гласит, что Гоголь умер от сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привели душевное расстройство и депрессия, истощение и обезвоживание вкупе с неправильным лечением. В слухе же о летаргическом сне виноват сам писатель: после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита Гоголь был подвержен обморокам и приступам неконтролируемого сна, оттого панически боялся быть похороненным заживо.

Улика в расследовании

Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы. Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.

Маска вместо бюста

Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст... ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя. А спустя девять лет он же создал посмертную маску самой Надежды Крупской — и сделал ее правдиво, без прикрас.

Суровый Толстой

Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо...» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».

Услужил

Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.

Иисус, Тутанхамон, Юлий Цезарь, Наполеон – вы точно не впервые слышите имена этих легендарных людей. Но если об их деятельности известно многое, то о внешности приходится только гадать. Между тем, современные технологии позволяют немного приблизиться к истине и воссоздать утраченное.

INK откроет вам глаза на то, как в действительности выглядели знаменитые исторические личности.

Иисус Христос

Эта реконструкция Христа, создана британскими учеными с помощью методов криминалистики, считается самой точной. Да, наши традиционные представления о внешности Сына Божьего сильно отличаются от действительности.

Тутанхамон

Уфологи долгое время доказывали, что странные останки Тутанхамона свидетельствуют о его инопланетном происхождении. Их теорию разоблачили британские ученые, которые реконструировали внешний вид фараона, и выяснили, что в нем нет ничего «инопланетного». Физическая деформация тела Тутанхамона была результатом инцеста между его родителями, и, как следствие, генетических болезней.

Клеопатра

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась эффектным актрисам, вроде Вивьен Ли, Элизабет Тейлор или Моники Беллуччи. На самом деле, неотразимая внешность царицы – миф. Историческая реконструкция свидетельствует о том, что роковая женщина вовсе не была красоткой.

Гай Юлий Цезарь

Внешность известного римского императора Юлия Цезаря, возлюбленного Клеопатры, до сих пор остается загадкой. На старинных бюстах, найденных археологами, у него разные черты лица. Современные антропологи предполагают, что полководец выглядел именно так.

Данте Алигьери

Портрет Данте Алигьери, создан благодаря 3D-технологяим, немного отличается от того, который нарисовал итальянец Ботичелли. Хотя изогнутый нос, напоминающий по форме птичий клюв, остался неизменной чертой поэта.

Максимилиан Робеспьер

3D реконструкция знаменитого деятеля Великой Французской революции поражает своей детализацией. Выполнена она на основе копии посмертной маски Робеспьера, сделанной мадам Тюссо. Во время революции Мари Тюссо снимала маски с отрубленных голов приговоренных бунтарей и выставляла в своей галерее.

Уильям Шекспир

3D-модель лица Уильяма Шекспира также была выполнена с его посмертной маски. Правда, в подлинности реконструкции можно усомниться. Нет уверенности в том, что маска, которой уже около четыреста лет, действительно принадлежала знаменитому драматургу.

Наполеон Бонапарт

Благодаря посмертной маске ученым удалось воссоздать в мельчайших деталях и лицо Наполеона. Судя по реконструкции, исторические портреты великого полководца немного приукрасили действительность.

Иоганн Себастьян Бах

Новый потрет немецкого композитора XVIII века, созданный шотландской исследовательницей Кэролайн Уилкинсон, не слишком похож на тот, который мы привыкли видеть в школьных учебниках. Впрочем, на последнем композитор всегда был в парике.

Святой Валентин

«Оцифровали» лик Святого Валентина бразильские ученые. Несмотря на ограниченный доступ к мощам святого, которые хранятся в Ватикане, им удалось сфотографировать останки и восстановить первое подобие римского епископа третьего века.

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в

Бронзовая копия посмертной маски французского императора Наполеона Бонапарта (1769-1821) выставлена на аукцион в американском городе Новый Орлеан (штат Луизиана) за 34,5 тыс. долларов. Как сообщил во вторник телеканал "Фокс ньюс", торги, устроенные галереей искусств M. S. Rau Antiques ("М. С. Рау антикс"), приурочены к 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта (15 августа).

До сих пор считалось, что посмертную маску Наполеона снял на острове Святой Елены его личный врач Франческо Антоммарчи, умерший в 1838 году в городе Сантьяго-де-Куба. "Продолжается, однако, спор относительно того, кто снимал посмертную маску свергнутого императора. В свое время считали, что это был личный врач Наполеона Франческо Антоммарчи, однако сейчас полагают, что это был британский военный врач Фрэнсис Бертон, и что он снял посмертную маску 7 мая 1821 года", - уточняется на сайте галереи.

Согласно ее информации, британец опрометчиво доверил еще свежий слепок некой мадам Бертран, которая была при дворе Наполеона Бонапарта и последовала за ним в ссылку. Эта женщина отказалась вернуть Бертону слепок, передав его личному врачу императора. Антоммарчи во время пребывания во Франции заказал одной фирме в 1833 году изготовить копии посмертной маски из бронзы и гипса.

По данным M. S. Rau Antiques, до наших дней сохранилось несколько копий данной маски. Одна из них хранится в музее Кабильдо штата Луизиана в Новом Орлеане. Примечательно, что эта копия, привезенная в Новый Орлеан Франческо Антоммарчи в 1834 году, пропала из музея во время Гражданской войны в США (1861-1865) и совершенно случайно обнаружилась в телеге для мусора в 1866 году. Оригинал же, как считается, выставлен в Наполеоновском музее в Гаване.

Будущий император родился в семье адвоката и политика Карло Буонапарте и его супруги Летиции. У них было 11 детей, четвертым из которых был Наполеон. Французская революция в июле 1789 года открыла ему путь к блистательной военной карьере: в возрасте 24 лет после взятия Тулона он получил чин бригадного генерала, в ноябре 1799 года стал Первым консулом Французской республики, а спустя еще пять лет был провозглашен императором.

Интерес к наполеоновской эпохе не убывает. Французскому правителю посвящено не менее 75 тыс. книг, о нем и его времени снято около 700 кинолент. Два года назад на аукционе в Фонтенбло одна из знаменитых треуголок монарха была продана почти за 2 млн евро. Дом инвалидов, на территории которого расположена гробница Наполеона, ежегодно посещают почти 1,5 млн человек.


Любителям "этого интересного"
Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.