Последняя императрица. Почему в России не любили супругу Николая II

«Мученическая кончина царской семьи, а тем более испытанные ею несказанные нравственные мучения, перенесенные с таким мужеством и высоким подъемом духа, обязывают относиться к памяти покойного Государя и его супруги с особой почтительностью и осторожностью.»

Гурко Владимир Иосифович

Как известно, женой последнего императора России Николая II была любимая внучка английской королевы Виктории — принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Она была четвёртой дочерью великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

В истории России немецкая принцесса Алиса Гессенская запомнилась, как Александа Федоровна — последняя императрица России.

Журнал сайт подготовил 20 интересных и коротких фактов о жизни одной из самых сильных и благородных, высоконравственных женщин 20 века — Императрицы Александры Федоровны.

Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»). Николай II очень часто называл её Аликс - производное от Алиса и Александра.

Родство

Николай II и принцесса Алиса были дальними родственниками, будучи потомками немецких династий; и их брак, мягко говоря «не имел права на существование». Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок - прусский король Фридрих Вильгельм II), и троюродной сестрой Николая (общий предок - Вильгельмина Баденская). К тому же, родители Николая II были крестными родителями принцессы Алисы.

История любви

История любви русского Царя и внучки английской королевы начинается в 1884 году. Он шестнадцатилетний юноша, стройный, голубоглазый, со скромной и немного печальной улыбкой. Она двенадцатилетняя девочка, как и он, с голубыми глазами, и красивыми золотистыми волосами. Встреча произошла на свадьбе ее старшей сестры Елизаветы (будущей великомученицы) с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. И Николай, и Алиса (так тогда звали будущую русскую Царицу) с самого начала почувствовали друг к другу глубокую симпатию. Николай дарит ей драгоценную брошь, а она, воспитанная в пуританской морали, в смущении и застенчивости не смеет ее взять и возвращает ему.

Вторая встреча их происходит только через пять лет, когда Алиса приезжает в Россию навестить старшую сестру. Но все это время Николай помнит о ней. “Я люблю ее уже давно, а с тех пор, как в 1889 году она пробыла в Петербурге шесть недель, я люблю ее еще более глубоко и сердечно”. Заветной мечтой Николая становится женитьба на Алисе. Однако у родителей Николая другие планы.

Брак

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти».

Против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были королева Виктория и родители последнего, надеявшиеся на его брак с более завидной невестой — Еленой Орлеанской, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. (династия Бурбонов) Однако, цесаревич Николай по природе мягкий и робкий, в сердечных делах был непреклонен, настойчив и тверд. Николай, всегда послушный воле родителей, в этом случае с болью в сердце не соглашается с ними, заявляя, что если ему не удастся жениться на Алисе, он никогда не женится вообще. В конце концов, согласия родителей на родство с английской короной было получено… Правда, этому больше способствовали иные обстоятельства — внезапная тяжелейшая болезнь императора Александра III, который скоропостижно скончался за месяц до свадьбы влюбленных, и всесторонняя поддержка сестры принцессы Алисы — великой княгини Елизаветы Фёдоровны и ее мужа великого князя Сергея Александровича (5-й сын императора Александра II)

«Счастлива только в кругу близких и родных»

Когда девочке было 6 лет, в семье произошла трагедия - заболели дифтеритом и умерли мать и сестра. Девочка на всю жизнь запомнила, как во дворце воцарилась гнетущая тишина, которую нарушал плач няньки за стеной комнаты маленькой Алисы. У девочки забрали игрушки и сожгли - боялись, как бы она не заразилась. Конечно, на следующий день принесли новые игрушки. Но это было уже не то - пропало что-то любимое и привычное. Событие, связанное со смертью матери и сестры, наложило роковую печать на характер ребенка. Вместо открытости в ее поведении стали преобладать замкнутость и сдержанность, вместо общительности - застенчивость, вместо улыбчивости - внешняя серьезность и даже холодность. Только в кругу самых близких людей, а таких были единицы, она становилась прежней - радостной и открытой. Эти черты характера сохранились у нее навсегда и доминировали даже тогда, когда она стала Императрицей. Императрица чувствовала себя счастливой только среди своих.

««Царская болезнь»»

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии.

Гемофилия, или «царская болезнь», - тяжелое проявление генетической патологии, поразившее королевские дома Европы в XIX - XX веках. Благодаря династическим бракам эта болезнь распространилась и на Россию. Заболевание проявляется в снижении свертываемости крови, поэтому у больных любое, даже незначительное, кровотечение остановить практически невозможно.

Сложность регистрации этого заболевания состоит в том, что проявляется оно только у мужчин, а женщины, оставаясь внешне здоровыми, переносят пораженный ген в следующее поколение.

От Александры Федоровны болезнь передалась ее сыну, великому князю Алексею, который с раннего детства страдал тяжелыми кровотечениями, который даже при удачном стечении обстоятельств, уже бы никогда не смог продолжить великий род Романовых.

Бабушка и внучка


Королева Виктория и её родня. Кобург, апрель 1894 г. Рядом с королевой сидит её дочь Вики со своей внучкой Фео. Шарлотта, мать Фео, стоит правее центра, третья справа от своего дяди принца Уэльского (он в белом кителе). Слева от королевы Виктории - её внук кайзер Вильгельм II, непосредственно за ними - цесаревич Николай Александрович и его невеста, урождённая Алиса Гессен-Дармштадтская (полгода спустя они станут российскими императором и императрицей)

Английская королева очень любила свою внучку и всячески заботилась о ее воспитании. Замок герцога Дармштадтского был пропитан “атмосферой старой доброй Англии”. На стенах висели английские пейзажи и портреты родственников из туманного Альбиона. Воспитание велось английскими наставниками и преимущественно на английском языке. Английская королева постоянно посылала внучке свои наставления и советы. Пуританская мораль воспитывалась в девочке с самых первых лет. Даже кухня была английской - почти каждый день рисовый пудинг с яблоками, а на Рождество гусь и, конечно, плюм-пудинг и традиционный сладкий пирог.

Алиса получила самое лучшее по тем временам образование. Знала литературу, искусство, говорила на нескольких языках, прослушала курс философии в Оксфорде.

Красивая и добрая

И в молодости, и в зрелом возрасте Царица была очень хороша собой. Это отмечали все (даже враги). Как описывала ее одна из придворных: “Императрица была очень хороша… высокого роста, стройная, с великолепно поставленной головой. Но все это было ничто в сравнении со взглядом ее серо-голубых глаз, поразительно живых, отражавших все волнение ее…”. А вот описание Царицы, сделанное ее ближайшей подругой Вырубовой: “Высокая, с золотистыми густыми волосами, доходившими до колен, она, как девочка, постоянно краснела от застенчивости; глаза ее, огромные и глубокие, оживлялись при разговоре и смеялись. Дома ей дали прозвище “солнышко”. Больше всех драгоценностей Царица любила жемчуг. Им она украшала и волосы, и руки, и платья”.

Доброта была главной чертой характера Царицы, а ее стремление помочь всем, кто ее окружал, было постоянным.

Ее доброта к мужу и детям источается из каждой строчки ее письма. Она готова пожертвовать всем, чтобы мужу и детям было хорошо.

Если у кого-нибудь из знакомых, не говоря уже о близких Царицы, случались трудности, несчастья, она немедленно откликалась. Помогала и теплым сочувственным словом, и материально. Чуткая к любому страданию, она близко к сердцу воспринимала чужую беду и боль. Если кто-то из лазарета, в котором она работала сестрой милосердия, умирал или становился инвалидом, Царица старалась помочь его семье, порой продолжая делать это даже из Тобольска. Царица постоянно помнила раненых, которые проходили через ее лазарет, не забывая регулярно поминать всех умерших.

Когда с Анной Вырубовой (ближайшая подруга императрицы, почитательница Григория Распутина) случилось несчастье (она попала в железнодорожную катастрофу), Царица целыми днями сидела у ее постели и фактически выходила свою подругу.

«Белая роза», «Вербена» и «Аткинсон»

Своей внешности императрица, как и всякая женщина «с положением и возможностями», уделяла большое внимание. При этом имелись и нюансы. Так, императрица практически не использовала косметику и не завивала волосы. Только накануне больших дворцовых выходов парикмахер с ее позволения использовал завивочные щипцы. Императрица не делала маникюр, «поскольку Его Величество терпеть не мог наманикюренные ногти». Из духов императрица предпочитала «Белую розу» парфюмерной фирмы «Аткинсон». Они, по ее словам, прозрачны, без всякой примеси и бесконечно ароматны. В качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Сестра милосердия

Александра Федоровна в годы Первой мировой войны занялась деятельностью, просто немыслимой для человека ее звания и положения. Она не только патронировала санитарные отряды, учреждала и опекала лазареты, в том числе и в царскосельских дворцах, но вместе со своими старшими дочерьми окончила фельдшерские курсы и стала работать медсестрой. Императрица обмывала раны, делала перевязки, ассистировала при операциях. Занималась она этим не для рекламы собственной персоны (чем отличались многие представительницы высшего общества), а по зову сердца. «Лазаретная служба» не вызывала понимания в аристократических салонах, где считали, что это «умаляет престиж высшей власти».

В последствии, эта патриотическая инициатива повлекла за собой множество дурных слухов о непристойном поведении царицы и двух старших царевен. Императрица гордилась своей деятельностью, на фотографиях она с дочерьми изображались в форме Красного Креста. Появились открытки с фотографией царицы, ассистирующей хирургу во время операции. Но, вопреки ожиданиям, это вызывало осуждение. Считалось непристойным, что девушки ухаживают за обнаженными мужчинами. В глазах же многих монархистов царица, «обмывая ноги солдатам», теряла царственность. Некоторые придворные дамы заявляли: «Императрице больше шла горностаевая мантия, чем платье сестры милосердия»

Вера

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский (более длительный) богослужебный устав. Комната Александры во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами.

Последняя воля

Сегодня достоверно известно, что царская семья могла быть спасена дипломатическими усилиями европейских стран. Николай II был лаконичен в своей оценке возможной эмиграции: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию», настроения Александры Фёдоровны были не менее критичными: «Я предпочитаю умереть в России, чем быть спасённой немцами». В 1981 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

«Упоение властью»

Александра Феодоровна была преис­полнена инициативы и жаждала живого дела. Мысль ее постоянно работала, в области тех вопросов, к которым она имела касательство, причем она испытывала упоение властью, чего у ее царственного супруга не было. Николай II принуждал себя заниматься госу­дарственными делами, но по существу они его не захватывали. Пафос власти ему был чужд. Доклады министров были для него тяжкой обузой.

Во всех конкретных, доступных ее пониманию, вопросах Государыня разбиралась пре­восходно, и решения ее были столь же деловиты, сколь и определенны.
Все лица, имевшие с ней сношения на деловой почве, единогласно утверждали, что доклады­вать ей какое либо дело, без предварительного его изучения, было невозможно. Своим докладчикам она ставила множество определенных и весь­ма дельных вопросов, касающихся самого су­щества предмета, причем входила во все детали и в заключении давала столь же властные, сколь точные указания.

Непопулярность

Несмотря на искренние старания императрицы в деле милосердия, в народе ходили слухи о том, что Александра Федоровна отстаивала интересы Германии. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом.

Современница, лично знавшая царицу, записала в дневнике: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв - нелюбовь и недоверие».

Действительно, «Царица-немка» была заподозрена в германофильстве. Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Алике. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, - это что она не сумела быть популярной».

Возник слух о «немецкой партии», сплотившейся вокруг Царицы. В такой обстановке русский генерал говорил англичанам в начале 1917 г.: «Что мы можем поделать? У нас немцы везде. Императрица - немка». Эти настроения коснулись и членов царской семьи. Великий князь Николай Михайлович в сентябре 1914 г. писал матери царя: «Сделал целую графику, где отметил влияния: гессенские, прусские, мекленбургские, ольденбургские и т.д., причем вреднее всех я признаю гессенские на Александру Федоровну, которая в душе осталась немкой, была против войны до последней Минуты и всячески старалась оттянуть момент разрыва».

Царица не могла не знать о подобных слухах: «Да я более Русская, нежели многие иные…» - писала она царю. Но ничто не могло предотвратить распространение домыслов. Дворянка М. И. Барановская говорила в волостном правлении: «Наша государыня плачет, когда русские бьют немцев, и радуется, когда немцы побеждают».

После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях.

Сравнение с Екатериной II

В годы войны возросло вмешательство царицы в государственные дела. Это нарушало установившиеся традиции и роняло авторитет Николая II. Но слухи, конечно, преувеличивали влияние императрицы: «Император царствует, но правит императрица, инспирируемая Распутиным», - записал в июле 1916 г. в своем дневнике французский посол М.Палеолог.

В послереволюционных памфлетах она именовалась «Самодержцем Всероссийским Алисой Гессенской». Друзья императрицы якобы называли ее «новой Екатериной Великой», что обыгрывалось в сатирических текстах:

Ах, планов я строила ряд,
Чтоб «Екатериною» стать,
И Гессеном я Петроград
Мечтала со временем звать.

Сравнение с Екатериной II могло породить и иные исторические параллели. Говорили, что императрица готовит переворот, дабы стать регентшей при малолетнем сыне: она-де «намерена и по отношению к своему мужу разыграть ту же роль, которую Екатерина разыграла по отношению к Петру III». Слухи о регентстве (иногда даже о совместном регентстве императрицы и Распутина) появляются не позже сентября 1915 г. Зимой 1917 г. ходили слухи, что царица уже присвоила себе некую формальную функцию регентши.

После Февраля утверждения о всевластии царицы подтверждались оценками авторитетных современников. заявил: «Вся сила находилась в руках Александры Федоровны и ее ярых сторонников. <…> Государыня вообразила, что она вторая Екатерина Великая и от нее зависит спасение и переустройство России».

Уроки семейной жизни

В своих дневниках и письмах императрица раскрывает секрет семейного счастья. Её уроки семейно жизни популярны и сегодня. В наше время, когда самые элементарные человеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности ставятся под вопрос, а порой и просто высмеиваются, чтение данных записей может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашней атмосферы в нравственном становлении личности ребенка – вот круг этических проблем, волнующих Царицу.

Перед Богом все равны


Александра Фёдоровна с дочерьми

Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - словом, с любым человеком. Известно также, что Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно. Следуя этим нравственным ориентирам, она внимательно следила за воспитанием своих детей и прилагала все усилия к их все­стороннему развитию и укреплению в них самых высоких духовных и нравственных принципов.

Языки

Как известно, императрица до замужества владела двумя языками — французским и английским; о знании немецкого языка немки по происхождению в биографии принцессы нет никаких сведений. Очевидно это связано с тем, что Аликс воспитывалась лично королевой Викторией, как любимая внучка последней.

После замужества принцесса Аликс должна была в течение короткого срока изучить язык своей новой родины и привыкнуть к ее быту и нравам. Во время коронации в мае 1896 г., после катастрофы на Ходынском поле, Александра Федоровна обходила больницы и «спрашивала по-русски». Баронесса С.К. Буксгевден утверждала (явно преувеличивая), что Императрица в совершенстве овладела русским языком и «могла говорить на нем без малейшего иностранного акцента, однако, в течение многих лет она боялась вести беседы по-русски, страшась сделать какую-нибудь ошибку». Другая мемуаристка, также встречавшаяся с Александрой Федоровной в 1907 г., вспоминала, что «по-русски она говорит с заметным английским акцентом». С другой стороны, по утверждению одного из самых близких к Императрице людей капитана 1-го ранга Н.П. Саблина, «она хорошо говорила по-русски, хотя и с заметным немецким акцентом».

Несмотря на некоторую разноголосицу мемуаристов, мы можем уверенно констатировать, что Александра Федоровна справилась со всеми трудностями русского языка и уверенно владела им. Этому в немалой степени способствовал и Николай II, на протяжении многих лет он находил время читать ей вслух русскую классику. Именно так она приобрела немалые познания в области русской литературы. Более того, Императрица Александра Федоровна овладела и старославянским языком. Набожная Императрица регулярно посещала церковные службы, и основу ее личной библиотеки в Александровском дворце составляли именно богослужебные книги.

Тем не менее в большинстве случаев императрица, для простоты общения с мужем предпочитала русскому языку английский.

Благотворительность

С первых дней помазания Императрица Александра Федоровна Романова, желала немного изменить жизнь высшего русского общества. Первым её проект стала организация кружка рукодельниц. Каждая, из состоявших в кружке придворных дам, должна была шить по три платья в год, и отправлять их бедным. Правда, существование кружка было недолгим.

Александра Федоровна была подвижницей благотворительной помощи. Ведь она не понаслышке знала, что такое любовь и боль. В 1898 году, во время разразившегося голода, она пожертвовала 50 тысяч рублей из личных средств для голодающих. Также оказывала посильную помощь, нуждавшимся матерям. С началом Первой Мировой, все свои средства Императрица жертвовала на помощь вдовам солдат, раненым и сиротам. В разгар войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Как было упомянуто выше, Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В.И.Гедроц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер. По инициативе Императрицы, в Российской Империи были созданы работные дома, школы для сиделок,школа народного искусства, ортопедические клиники для больных детей.

К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества , общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

Александра Новая

В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку среди святых уже была христианская святая с тем же именем, почитаемая как мученица Царица Александра Римская…

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Сегодня праздник образа «Нечаянной Радости», стала теперь всегда читать, и ты, душка, то же самое делай. Годовщина нашего последнего путешествия, помнишь, как уютно было. Старица добрая тоже ушла, ее образ всегда со мной. Раз получила письмо от Демидовой из Сибири. Очень бедна. Так хочется Аннушку повидать, о многом мне расскажет. Вчера 9 месяцев, что заперты. Больше 4, что здесь живем. Это английская сестра мне писала? Или что? Удивляюсь, что Нини и семья не получили образа, который им до нашего отъезда посылала… Жалко, что добрая Федосья не с Вами. Привет и спасибо моему верному, старому Берчику и Насте. Этот год ничего им давать не могу под елкой, как грустно. Родная моя, молодец дорогой, Христос с тобой. Надеюсь, что соединимся в молитвах. Спасибо отцу Досифею и отцу Иоанну, что не забыли.

Я утром в постели пишу и Jimmy спит у меня прямо под носом и мешает писать. Ортипо на ногах, теплее им так. Подумай, добрый Макаров (комиссар) послал мне 2 месяца назад святого Симеона Верхотурского, Благовещение, из «Mande» комнаты и из спальни над умывальником Мадонна; 4 маленькие гравюры над «Mande» кушеткой, 5 пастель Каульбаха из большой гостиной, сам все собрал и взял мою голову (Каульбаха). Твой увеличенный снимок из Ливадии, Татьяна и я, Алексей около будки с часовым, акварели Александра III, Николая I. Маленький коврик из спальни - моя соломенная кушетка (она стоит в спальне теперь и между другими подушками, та из роз от Сайде Муфти-Заде, которая всю дорогу с нами сделала). Последнюю минуту ночью ее взяла из Царского Села и спала на ней в поезде и на пароходе - чудный запах меня порадовал. Ты имеешь известие от Гахама? Напиши ему и поклонись. Сыробоярский был у него летом, помнишь его? Он теперь во Владивостоке.

22 градуса сегодня, ясное солнце. Хочется фотографию посылать, но не решаюсь по почте. Помнишь Клавдию М. Битнер, сестра милосердия в Лианозовском лазарете, она дает детям уроки, счастье такое. Дни летят, опять суббота, всенощная в 9 час. Устроились уютно с нашими образами и лампадками в углу залы, но это не церковь. Привыкли эти 3,5 года быть почти ежедневно до лазарета у Знаменья - очень не достает. Советую Жилику написать. Вот перо опять наполнили! Посылаю макароны, колбасы, кофе - хотя пост теперь. Я всегда из супа вытаскиваю зелень, чтобы бульон не есть, и не курю. Все мне так легко и быть без воздуха, и часто почти не сплю, тело мне не мешает, сердце лучше, так как я очень спокойно живу и без движений, была страшно худа, теперь менее заметно, хотя платья как мешки и без корсета еще более худая. Волосы тоже быстро седеют. Дух у всех семи бодр. Господь так близок, чувствуешь Его поддержку, удивляешься часто, что переносишь вещи и разлуки, которые раньше убили бы. Мирно на душе, хотя страдаешь сильно, сильно за Родину и за Тебя, но знаешь, что в конце концов все к лучшему, но ничего больше решительно не понимаешь - все с ума сошли. Бесконечно тебя люблю и горюю за свою «маленькую дочку» - но знаю, что она стала большая, опытная, настоящий воин Христов. Помнишь карточку Христовой Невесты? Знаю, что тебя тянет в монастырь (несмотря на твоего нового друга)! Да, Господь все ведет, все хочется верить, что увидим еще храм, Покров с приделами на своем месте - с большим и маленьким монастырем. Где сестра Мария и Татьяна. Мать генерала Орлова писала. Знаешь, Иван был убит на войне, и невеста убилась из отчаяния, лежат они с их отцом. Алексей на Юге, не знаю где. Привет моим дорогим уланам и отцу Иоанну, всегда о них всех молюсь.

После годовщины, по-моему, Господь умилосердится над Родиной. Могла бы часами еще писать, но нельзя. Радость моя, сожги письма всегда, в наши тревожные времена это лучше, у меня тоже ничего не осталось прошлого, дорогого. Мы все тебя нежно целуем и благословляем. Господь велик и не оставит Своей всеобъемлющей любви… бодрствуй… Буду особенно вспоминать в Праздник, молиться и надеяться, что увидимся, когда, где и как, одному Ему известно, и будем все Ему предавать, который лучше нас все знает.

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года в Дармштате. Будущая Императрица Российской Империи была дочерью Великого Герцога Гессен - Дармштадского Людвига и английской принцессы Алисы.

Родители нарекли дочь именем Аликс Елена Луиза Беатриса. Она была шестым ребенком в семье. Стоит отметить, что бабушкой её была королева Англии Виктория.

Мать Аликс любила Англию, и её дети получили настоящие английское воспитание. Дочь завтракала овсянкой, ела картошку с мясом на обед, а на десерт употребляла пудинги и печеные яблоки. Спала Аликс на солдатской койке, а по утрам принимала холодную ванну.

С детства Аликс была свойственна застенчивость, с которой ей приходилось бороться и во взрослой жизни. Её мать рано умерла, видела Аликс и смерть маленького брата, который погиб из-за несчастного случая. Эти события оставили глубокий след на её сердце.

После смерти матери, Аликс взялась за учебу, причем очень усердно. Её учителем была Маргарет Джексон, англичанка, которая оказала большое влияние на формирование личности будущей императрицы. К 15 годам, девушка отлично знала литературу, историю, искусство, географию и математику.

Хорошо играла на пианино. Принцесса знала иностранные языки - английский и французский, читала серьезную литературу.

Со своим будущим мужем Николаем Александровичем Романовым, Аликс впервые увиделась на свадьбе старшей сестры, которая выходила замуж за дядю Николая - Сергея Александровича Романова. Заходя к сестре, она не раз встречалась с наследником русского престола.

В 1889 году Николай II хотел было жениться на Аликс, но не получил на это благословения родителей. Александр III и Мария Федоровна Романовы считали, что Аликс не лучшая жена для будущего императора. В течение долгого времени, Николай и Аликс переписывались, обменивались подарками.

Весной 1894 года родители все же дали свое согласие на женитьбу Николая II на Аликс. Это было непростое решение. Для того, чтобы стать женой Николая Александровича, Аликс надо было принять христианство. Отречься от лютеранства Аликс было очень тяжело, но она все, же приняла православие. Сказалось влияние Николая II и старшей сестры Эллы, которая, приняла православие, когда стала женой Сергея Александровича Романова.

Аликс прибыла в Российскую Империю незадолго до кончины отца своего мужа - Александра III. Крещение проводил Иоанн Кронштадский. Во время обряда крещения Аликс получила русское имя. Теперь она именовалась Александрой Федоровной. Отчество Федоровна, она получила потом, перед венчанием. Немецкие принцессы принимали православную веру перед образом Пресвятой Богородицы Феодоровской - покровительницей царской династии.

Александра Федоровна усердно готовилась к браку. Будущая Императрица старательно изучала русский язык. Русская речь давалась ей очень легко. Она быстро обучилась писать и читать, чуть позже смогла свободно разговаривать на русском языке. Помимо обычного русского языка, Александра Федоровна обучилась и церковнославянскому языку. Это позволило ей читать богослужебные книги и творения русских святых.

27 ноября 1894 года состоялась их свадьба. Обряд бракосочетания проводил Иоанн Кронштадский. Царская чета, бывшая в трауре о смерти Александра III, не устраивала приемов и торжеств. В свадебное путешествие молодые тоже не отправились.

Современники описывают Александру Федоровну, как женщину очень грациозную. Она была хрупкой, прекрасно сложенной, с красивой шеей и плечами. Волосы носила длинные, они были золотистые и густые. Цвет лица императрицы - розовый, как у маленького ребенка. Глаза большие, темно-серые, всегда живые. Позже печали и тревоги предали глазам императрицы затаенную грусть.

27 мая 1896 года в Успенском Соборе, состоялась коронация царской семьи. Помазание на царство, церковное таинство - это присяга государя на правление страной, принятие ответственности за государство и народ перед Богом. Абсолютная власть дарует абсолютную ответственность. Во время венчания на царство произошла трагедия на Ходынском поле…

Александра Федоровна и Николай II были подавленны. Но запланированные торжества нельзя было отменить. Союзница России - Франция, солидно вложилась в гуляния, и поимела бы сильную обиду в случае отмены празднеств. Царская чета провела много времени в Московских больницах, сопереживая пострадавшим.

Императрица с первых дней помазания, хотела немного изменить жизнь высшего русского общества. Первый её проект по этому случаю - организация кружка рукодельниц, состоящего из придворных дам. Каждая из его участниц, должна была шить по три платья в год, и отправлять их беднякам. Кружок просуществовал недолго.

В 1895 году Александра Федоровна стала матерью. Императрица родила дочь Ольгу . Всего у нее было 5-ро детей. Четыре дочки и один сын - наследник престола царевич Алексей. Русское общество относилось к императрице холодно. Вскоре этот холод перерос в открытую конфронтацию, ненависть. Поэтому она с головой окуналась в дела семейные и дела благотворительные.

Счастливой Александра Федоровна чувствовала себя только в кругу своих близких. Воспитанием детей она занималась сама. Считала, что общение с молодыми дамами высшего общества будет портить её детей, по-этому редко брала их на приемы. Она не баловала детей, хотя и горячо их любила. Сама заказывала им платья. В одежде царских детей были и парадные мундиры с юбками, которые соответствовали форме полков, которыми руководили Великие Княжны.

Александра Федоровна была большой подвижницей благотворительности. Она была безупречная мать и жена, и не понаслышке знала, что такое любовь и боль. Оказывала посильную помощь, нуждавшимся матерям. Во время голода, который разразился в 1898 году, она из личных средств пожертвовала 50 тысяч рублей для голодающих.

По инициативе Императрицы, в Российской Империи создавались работные дома, школы для сиделок, ортопедические клиники для больных детей. С началом Первой Мировой , она тратила все свои средства на помощь вдовам солдат, раненых и сиротам. Также заботой Александры Федоровны была школа народного искусства, которую она основала в Петербурге.

Она приучала детей вести дневники и писать письма. Таким образом прививала им грамотность. Это было, этакой, воспитательной хитростью. Дети учились грамотно и связно излагать свои мысли, делиться впечатлениями. Царская чета являла образец настоящей христианской жизни.

Отношения Императора и Императрицы были основаны на искренней любви, которые они дарили не только друг другу, но и своим детям. Чета Романовых долго ждала наследника, в течение долгого времени, они молили Бога о сыне. И, 12 августа 1904 года, в семье родился сын - царевич Алексей .

Императрица Александра Федоровна Романова в государственные дела особо не лезла, хотя её влияние на государя было огромным. Главной заботой в её жизни, были все же дети, на воспитание которых, уходило все время.

Во время Первой Мировой войны, когда Император стал верховным главнокомандующим, и находился в Ставке, Императрица начала думать о делах государственных, как и положено в таких случаях. Александра Федоровна, вместе с дочерьми работала в госпиталях. Часто по ночам она приезжала на кладбище, где были похоронены солдаты. Обходила могилы и горячо молилась о душах умерших русских воинах.

Императрица Александра Федоровна Романова была зверски убита вместе со своим мужем и детьми 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. Главное, что было в жизни императрицы - это любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Молитва была для Александры Федоровной утешением, вдохновителем всех дел милосердных императрицы.

26 (14) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая II и внучки английской королевы Виктории, дочери великого герцога Гессенского и Рейнского - Александры. Медовый месяц возлюбленных, по воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, проходил в атмосфере траура и панихид - за несколько дней до торжественной церемонии скончался отец жениха - император Александр III.

«Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя», - писал князь в своих мемуарах.

В годовщину венчания последнего русского императора сайт вспоминает, каким был брак императора, позволившего себе жениться по любви.

По велению сердца

Первая встреча Алисы Гессен-Дармштадтской и старшего сына Александра III и императрицы Марии Фёдоровны состоялась в Петербурге в январе 1889 года. За шесть недель своего пребывания в городе на Неве юная особа смогла очаровать 20-летнего Николая, и после ее отъезд между ними завязалась переписка.

За шесть недель своего пребывания в городе на Неве юная особа смогла очаровать 20-летнего Николая. Фото: Commons.wikimedia.org

О чувствах будущего императора, которые он испытывал к немецкой принцессе, говорит запись, которую в 1892 году он сделал в своем дневнике: «Я мечтаю когда - нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться»…

Несмотря на симпатию, которую проявлял цесаревич к хрупкой Аликс, его родители мечтали о другой невестке. В роли его избранницы они хотели видеть дочь графа Парижского - Елену Луизу Генриетту. В те годы она слыла завидной невестой, отличавшейся красотой и умом. «Вашингтон Пост» даже назвала её «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом». Но Николай был непреклонен. Его настойчивость сделала свое дело, и родители одобрили его выбор.

Когда здоровье Александра III стало стремительно ухудшаться, было объявлено о помолвке молодых. Невеста прибыла в Россию, где приняла православие с именем Александра, стала изучать русский язык и культуру страны, которая отныне должна была стать ее родиной.

После кончины императора был объявлен траур. Церемония бракосочетания Николая могла быть отложена на год, но, по мнению некоторых историков, влюбленные были не готовы ждать так долго. Между Николаем и его матерью Марией Федоровной состоялся непростой разговор, в ходе которого была найдена лазейка, позволившая соблюсти некие правила приличия, и провести скорейшую церемонию. Венчание было назначено на день, когда родилась вдовствующая императрица. Это дало возможность царской семье временно прервать траур.

Подготовка к свадьбе проходила в форс-мажорном режиме. Золотое венчальное платье для невесты шили лучшие мастера-модельеры Петербурга. В Придворный собор доставили в золотых окладах образ Спаса Нерукотворного и образ Федоровской Божией Матери, обручальные кольца и серебряное блюдечко.

26 ноября в Малахитовом зале Зимнего дворца невесту одели в шикарное платье с тяжелой мантией и повели в Большую церковь.

Золотое венчальное платье для невесты шили лучшие мастера-модельеры Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org

Позже в своем письме к сестре Виктории, Александра писала: «Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше».

«Женщина хорошая, но ненормальная»

После венчания отношения 22-летней принцессы и 26-летнего императора, по воспоминаниям приближенных, были трогательными и нежными. До наших дней сохранились письма и дневники, которые вели император и его жена. Они полны нежных слов и признаний в любви.

Даже спустя много лет, когда Александре Федоровне было 42 года, она писала супругу на фронт письмо в день их помолвки, 8 апреля:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Как время летит - уже 21 год прошел! Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»

Отношения между супругами были трогательными и нежными. Фото: Commons.wikimedia.org

Читая эти строки сложно представить, что многие считали Александру Федоровну холодной и надменной женщиной. Однако, по мнению людей, близко знавших ее, это внешняя отчужденность была скорее следствием ее застенчивости.

«Смущение препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступности», - писал о ней действительный статский советник Владимир Гурко.

Председатель Совета министров Сергей Витте, которого историки прозвали «дедушкой русской индустриализации», придерживался иного мнения. В ней он видел женщину властную, полностью поработившую собственного супруга:

«Женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было нетрудно при его безвольности. Таким образом, императрица не только не уравновесила его недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и её ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга».

Не лучшим образом на имидж императрицы сказалось ее общение с Божьим человеком Григорием Распутиным. Тяжелое самочувствие сына, больного гемофилией, заставило отчаявшуюся мать поверить крестьянину из Тобольской губернии.

В тяжелые минуты царская семья обращалась к нему за помощью. Распутина либо вызывали во дворец из квартиры на Гороховой, либо просто подносили к уху мальчика телефонную трубку, а «святой черт» шептал ему заветные слова, которые помогали ребенку.

В советской историографии существовало мнение, что Распутин полностью поработил императрицу, подчинив своей воли, а она, в свою очередь оказывала воздействие на супруга. По другой версии, близкие отношения между Александрой Федоровной и Григорием Ефимовичем - не более чем «черный пиар», который был призван очернить образ царицы в обществе.

В 1905 году, когда политическая жизнь в стране была напряженной, Николай II стал передавать своей супруге на просмотр издаваемые им государственные акты. Такое доверие пришлось по нраву далеко не всем государственным деятелем, которые усмотрели в этом слабость императора.

«Если государь, за отсутствием у него необходимой внутренней мощи, не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у неё к тому же на присущую ей самонадеянность», - писал сенатор Гурко.

Александра Фёдоровна с дочерьми Фото: Commons.wikimedia.org

«Чувствую себя матерью страны»

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в в Екатеринбурге в «Доме особого назначения» — особняке Ипатьева - Николай II, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны.

Незадолго до этих страшных событий, находясь в ссылке, Александра Федоровна писала своей приближенной Анне Вырубовой: «Благодарю Бога за все, что было, что получила - и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».