Подземные цитадели Гитлера: история секретных военных заводов нацистов. Подземный рейх

СЕКРЕТНЫЕ ТОННЕЛИ — В НИКУДА

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, обитает самая большая в Европе колония нетопырей — десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

«Начнем с того, — рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб полковник Александр Лискин, — что вблизи лесного озера, в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции, и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало.

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели.»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта — Обра — Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажиром. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя».

Смотреть фильм:

Подземелья Рейха / The Reich Underground

В конце Второй Мировой Войны по всей Германии победители обнаружили огромные недостроенные системы туннелей. Гитлер распорядился о сооружении около 800 подземных комплексов в попытке удержать на плаву немецкую военную промышленность. 60 лет назад союзники пытались уничтожить их, в том числе, и личный альпийский бункер Гитлера. Целые участки системы туннелей до сих пор остаются не исследованными.

Зачем?

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?»

Местный старожил — бывший танкист, а ныне таксист по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Эмма». Ближайший к Мендзыжечу — «Хенрик». Наш гид утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом — «Вольфшанце». В этом есть своя логика — подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

Юзеф гонит свой «Полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе — идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.
Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, набрызганная из баллончика с краской: «Welcome to hell!» — «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница — фронтального боя. «Вошел без пропуска — получи автоматную очередь», — говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен, и мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем находились тяжелые пулеметый. Здесь же «каюта» командира — «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже — склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка… Здесь же и вход в преисподнюю: широкий — метра четыре в диаметре — бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

«Тут сто пятьдесят ступенек», — сообщает Юзеф. Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, — высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которого вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

— Пойдем на вокзал? — спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, — 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу — выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживают, а ведь они сдерживают, и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелась фраза: «Может, вернемся?», узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» — заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов — эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Мы сворачиваем в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи, по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки — идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь, слепленная из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине — экая пакость, однако! Даром, что полезная — комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны обращаться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей, вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 45-м в мезерицком подземелье, до сих пор укрывается от солнечного света в виде рукокрылых тварей.

Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее! НАШ ТАНК — НАД БУНКЕРОМ

На вопрос «зачем был создан Мезерицкий укрепрайон» военные историки отвечают так: для того чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы Москва — Варшава — Берлин — Париж.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

В зиму сорок пятого бойцы полковника Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру. Здесь же, под Мендзыжечем, бился с «Мертвой головой» танковый батальон майора Карабанова, который сгорел в своем танке. Памятник нашим бойцам у деревни Калава не посмели сломать никакие экстремисты. Его молча охраняет мемориальная «тридцатьчетверка», даром что теперь она осталась в тылу у НАТО. Пушка ее смотрит на запад — на бронекупола бункера «Шарнхорст». Старый танк ушел в глубокий рейд исторической памяти. По ночам над ним кружат летучие мыши, но иногда на его броню кладут цветы. Кто? Да те, кто еще помнит тот победный год, когда эти земли, изрытые «дождевым червем» и все равно благодатные, снова стали Польшей.

No related links found



Российские ученые обнаружили в Арктике ранее неизвестную метеорологическую базу нацистов.

Секретный объект расположен на Земле Александры в тысяче километров от Северного полюса.

Из развалин бункера извлечены более 500 артефактов времен Второй мировой войны, в частности бензиновые канистры и бумажные документы. Эксперты полагают, что объект был построен в 1942 году.
Немцы покинули базу в 1944-м.

Года два назад я с большим скепсисом (и даже смехом) просматривал работу А.Рудакова "Проект "Подземный рейх" и "Арктический бастион".
Поскольку она появилась в открытом доступе, не откажу себе в удовольствие доставить читателям в удовольствие почитать отдельные выкладки из неё:
"Когда-то в рамках разведывательного ведомства ГДР «Штази» (руководитель генерал-полковник Маркус Вольф) было создано специальное управление АМТ-Х (начальник генерал госбезопасности П. Крец), которому поручили разработку программы «Подземный рейх».

В своей оперативно-поисковой работе «Штази» опиралось на архивные документы и показания живых свидетелей РСХА AMT-VII «С» «Специальные научные исследования и особые научные поручения.
Руководил рефератом доктор философии штурмбаннфюрер СС Рудольф Левин (родился в городе Пирна в 1909 г.).
Левин возглавлял «Зондеркоманду X» (Hehen-Sonderkommando), в которую входили научные сотрудники: профессор Обенаур (Боннский университет), Эрнст Меркель, Рудольф Рихтер, Вильгельм Шпенглер, Мартин Бирманн, доктор Отто Экштейн, Бруно Брем.

Сотрудники этого секретного подразделения активно изучали рыцарские замки первого, второго и третьего эшелонов. Только на территории Польши было обследовано около 500 замков, где впоследствии и были размещены специальные подземные объекты СС.

Поисками ценностей в рамках этой послевоенной программы в «Штази» занимался отдел IX/II подполковник Пауль Энке (четыре сектора, 50 оперативных сотрудников: направлены полковник госбезопасности Карл Дрехслер, подполковник госбезопасности Отто Херц, капитаны госбезопасности Герхард Крейпе, Гельмут Клинк).
Этой закрытой работе, которая стала приносить хорошие результаты, положил конец «реформатор» М. Горбачев.
Две Германии были объединены, группа советских войск (ГСВГ) с территории ГДР была спешно выведена, западные специальные службы стали преследовать офицеров «Штази» и охотиться за их секретными архивами и разработками.
Эта работа была начата американскими спецслужбами значительно раньше, а в 1987 г. погибает немецкий источник «Штази» Георг Штайн, который занимался изучением подземного рейха и поиском ценностей, украденных нацистами.
Архив Георга Штайна попал в руки барона Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна (место жительства Лихтенштейн), который передал документы Советскому Союзу.

Активно занимался разработкой этой темы писатель Юлиан Семенов, последний заболел и медленно угас в расцвете лет.
Как только ГРУ ГШ в лице генерал-полковника Юрия Александровича Гусева, заместителя руководителя военной разведки, усилило своё внимание к архивным документам «Штази» и подземным объектам Третьего рейха, Гусев погибает в декабре 1992 г. в автокатастрофе.

По информации ПГУ КГБ СССР (источник — «Петр» Хайнц Фельфе — резидент ПГУ КГБ СССР Коротков) в 1960-е гг. началось секретное расследование в шахте городка Ванслебен-ан-Зее.
Оперативники «Штази» управления X нашли документы СС, после чего шахта была опечатана.
Выяснилось, что в 1943 г. из самого известного научного учреждения Германии, Leopoldina, было отправлено на хранение в Ванслебен собрание редких книг по медицине и ботанике XVI-XVII в.
Под землёй было спрятано более 7 тыс. книг и 13 живописных полотен.
Советские части, которые пришли через 11 недель после американцев, вывезли всё собрание в Москву.
Как сказал Йохан Тамм, директор Leopoldina, в библиотеку пока что вернулось лишь 50 книг из пропавшей коллекции.
Среди пропавших книг — ранняя монография астронома Иоганна Кеплера, текст Парацельса 1589 г., уникальный анатомический атлас Андреаса Везалиуса 1543 г.

Государственный департамент США с апреля 1945 г. ведёт тотальную охоту за секретными подземными объектами рейха.

29 августа 1945 г. генерал Макдоналд отправил в штаб-квартиру ВВС США в Европе список шести подземных авиационных заводов.

В октябре 1945 г. в секретном меморандуме о подземных заводах и лабораториях, расположенных на территории Германии и Австрии, направленном в штаб ВВС США, констатировалось, что последняя проверка выявила большое количество немецких подземных заводов.

Подземные сооружения были обнаружены не только в Германии и Австрии, но и во Франции, в Италии, Венгрии, Польше, Чехословакии и Моравии.

В документе говорилось: «Хотя немцы до марта 1944 г. не занимались масштабным строительством подземных заводов, к концу войны им удалось запустить около 143 таких заводов».
Было обнаружено ещё 107 заводов, построенных или заложенных в конце войны, к этому можно прибавить 600 пещер и шахт Австрии, Германии, Восточной Пруссии, Чехии, Моравии, Черногории, многие из которых были превращены в подземные цеха, институты и лаборатории по выпуску вооружения.
«Можно только предполагать, что бы произошло, если бы немцы ушли под землю перед началом войны», — заключает автор меморандума, явно поражённый размахом немецкого подземного строительства.

С целью глубокого зондажа и скрытого использования подземных объектов на территории Польши в местечке Моронг (нем. Морунген) в 55 км от границы с Россией в мае 2010 г. Пентагон разместил свой очередной «проект Миф» — ракетный комплекс ПРО средней дальности «Пэтриот».

Территория современной Польши является стратегической цитаделью «Четвертого рейха».

Объект № 1 «Вольфшанце» — «Волчье логово» , Восточная Пруссия, расположен в 7 км от города Растенбург (нем.), сегодня — территория Польши, город Кентшин.
Главная ставка Гитлера находилась в треугольнике между объектами: замок Моронг — замок Барчево — Кентшин.

В комплекс входило 200 сооружений различного назначения в местечке Гёрлиц (разведшкола СД «Цеппелин»), окружённых Мазурскими озёрами (восток, север, юг), крепость Боен на востоке.
Легенда говорит, что когда-то в этом месте находился колодец с живой водой, и Тевтонский орден построил здесь замок. Все объекты ставки размещены с учётом сакральной геометрии на лей-линиях — усилителях психической и военной энергии. Фортификационные защитные конструкции и технологии позаимствованы у древних тибетских строителей. Аналогом такой матрицы является дацан «Хранимый Небом», чертежи которого привёз из экспедиции в Тибет гауптман Отто Ренц.
Многие свои бункеры и ставки Гитлер проектировал и рисовал наброски к проектам и фортификациям лично.

Ставка «Вольфшанце» («Волчье логово») в районе нем. Растенбурга (Восточная Пруссия) хорошо известна ГРУ ГШ; строительство этой ставки было замаскировано под видом строительных работ фирмы «Аскания Нова» (владелец барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, проживает в Лихтенштейне), для чего в г. Растенбурге была открыта вербовочная контора и набирались польские рабочие, направлявшиеся затем по разным местам в Германию. Численность ставки составляла 2200 человек. В 1944 г. севернее этой ставки в связи с налётами советской авиации была выстроена ложная ставка. Кроме того, имелись опасения, что одновременно с наступлением на Восточную Пруссию попытаются высадить десант с целью захвата ставки. В связи с этим «батальон сопровождения фюрера» был увеличен и преобразован в смешанную бригаду под командованием полковника Ремера, отличившегося при арестах заговорщиков 20 июля 1944 г.

Подземные коммуникации из главной ставки Гитлера «Вольфшанце», Растенбург (польск. Кеншин), развёрнуты в направлении польского пограничного узлового местечка Сувалки, далее начинается территория современной России — Краснолесье — Гусев, шлюзовая система (нем. Гумбиннен) — Черняховск (нем. замок Инстербург) — Знаменск — Гвардейск — Калининград (нем. Кенигсберг) — база ВМФ РФ Балтийск (нем. Пиллау, Балтийское море). Секретный подземный тоннель был оборудован специальными шлюзовыми камерами, которые заполнялись водой, так как коммуникация постоянно пролегала под руслом реки или озера. Таким образом, малые субмарины были способны из ставки Гитлера выходить малым ходом в непогружённом положении в Балтийское море. А если двигаться под землёй в сторону Восточной Пруссии (Калининградская обл.), то ещё один подземный переход находится в районе замка Моронг и замка Барчево (место тюремного заключения гауляйтера Эриха Коха) на Брунсберг (пол. Бранево) (место дислокации танковой дивизии СС) — Хейлигенбаль (Мамоново) — замок Бальга (Веселое) — Кенигсберг (Калининград) — Пиллау (Балтийск).

В местечке Брунсберг (Бранево) дислоцировалась танковая дивизия СС (а после войны — советская танковая часть), таким образом, германские танки прикрывали сверху стратегический тоннель. Одно ответвление уходило на Хейлигенбаль (Мамоново), где глубоко под землёй находился авиационный завод, о котором в выше упомянутом документе не сказано; здесь же недалеко, под озером Витушка располагался уникальный подводный секретный аэродром, прикрывавший малый опорный пункт кригсмарине первого состава зондерконвоя фюрера. Шлюзовая система могла за считанные минуты вывести воду с реки в подземные железобетонные резервуары, освободив русло реки под взлётно-посадочную полосу. Главный, магистральный 70-километровый тоннель берёт своё начало в Моронге, где сегодня находится морской спецназ SEAL (морские котики) США под прикрытием обычных армейских частей ПРО, и выходит в подземелье замка Бальга (Россия). Из замка Бальга подводный ход выходит на базу Балтийск (Пиллау). Во время Второй мировой войны по этой подземной магистрали эвакуировалась за несколько часов дивизия СС, оборонявшая объект Бальга.

С приходом А. Гитлера к власти в 1933 г. на территории Третьего рейха и других стратегических мест силы началось активное подземное строительство.

Куда был направлен вектор движения ставок? Это прежде всего Берлин — бункер Гитлера (основная точка географического отсчёта оси координат, скрытого подземного направления коммуникаций по территории Европы и СССР; версия автора: возможно, к полюсам).

Это «линия» Германия — Франция — Бельгия — Швейцария — Австрия — Черногория — Албания — Венгрия — Чехия — Моравия — Польша — Восточная Пруссия (Калининградская обл.) — Украина — Беларусь — Россия. «Организация Ф. Тодта» построила глобальную подземную сеть, которая до сих пор системно не изучена военными аналитиками ГРУ ГШ России.

В особую эзотерическую конструкцию ставок был заложен принцип древней тибетской магической Мандалы. Уникальное сетевое построение 40 бункеров и ставок А. Гитлера составлял единый плазменный комплекс генераторов «Тор», каждая ставка была оборудована инфразвуковым и плазменным оружием и имела 13 степеней защиты.

Все ставки и стратегические подземные коммуникации оперативно прикрывались разведывательными школами, зондергруппами, зондеркомандами, Абвера и СД.
Недалеко от ставок Гитлера размещались разведывательные штабы Валли-1, Валли-2, Валли-3 и 12-й отдел службы «Иностранные Армии «Восток».

Плавно перетекающие подземные коммуникации соединяли ставки фюрера в единую систему, одна в одну, 3 км не дойдя из Берлина до Смоленска (местечко Красный Бор), кодовое наименование «Беренхалле» («Медвежья берлога»), территория Советского Союза. Интересно, что на территории СССР нацисты уходят от волчьего имени, переходя к тотему Руси — большому сильному Медведю. Если посмотреть на точку отсчёта оси координат, Берлин — древний славяно-вандальский город, на гербе которого присутствует медведь.

Объект № 4 — «Ставка «Беренхалле» («Медвежья берлога») в 3 км западнее Смоленска, на автостраде Смоленск — Минск, была устроена таким же образом, как ставка «Вервольф» в Виннице (Украина). В этой ставке Гитлер бывал не более 2 часов, а остальное время проводил в штабе армейской группировки».
Основной комплекс ставки уходил под землю на семь этажей, к третьему этажу-ярусу подходил бронированный поезд Гитлера. Вектор подземных коммуникаций соединялся с «Вервольфом».

Сегодня военная космическая группировка НАСА США постоянно фиксирует НЛО в стратегических местах базирования подводного флота нацистов и ставок Гитлера, а специалисты НАСА гадают, что это — плазмоиды, «летающие диски» или НЛО?

При каждой ставке фюрера был организован полевой офис «Лебенсборн».
Дети, рождённые в этой программе от офицеров СС, охранявших ставки, и местных красавиц, оставлялись разведкой на глубокое оседание. И сегодня они являются крупными функционерами в местах дислокации законсервированных ставок и бункеров. Таким образом, сегодня на территории Европы, Украины, России и стран СНГ сформирован скрытый пятый блок агентуры влияния и управления программами «Новой реальности».

«Выбор места дислокации ставок производился всегда адъютантом вооруженных сил генералом Шмундтом и комендантом ставки полковником Томасом. Затем требовалось согласие возглавляемой мною "службы имперской безопасности".
Место выбирали с учётом сакральной геометрии и привязывали его к мегалитической, замковой, силовой, геральдической составляющей.

Наименования "Вольфсшлюхт", "Вольфсшанце" и "Вервольф" были выбраны потому, что имя "Адольф" на древнегерманском языке означает "волк"».

Анализ ставок, бункеров, заводов, институтов и других подземно-подводных коммуникаций показывает их движение к Балтийскому морю, на территорию Восточной Пруссии, к основным базам кригсмарине.

Самой закрытой и загадочной подземной системой обладает средневековый орденский замок магистров Тевтонского ордена Мальборк, который соединен тоннелем с замком Моронг. Возможно, что под замковым озером находится законсервированный завод «Фау».
Замок Мальборк соединяет подземный тоннель с базой — судостроительным заводом Эльблонг.
Замок Фромборк находится на побережье залива (нем. Фришес-Хаффен) Вислинского-Калининградского и соединён тоннелем с замком Моронг.
Замки Моронг — Мальборк — Фромборк образуют малый треугольник, где под землёй находился завод, который сегодня не фигурирует ни в одних документах.

Если внимательно приглядеться к географической карте, то можно увидеть, что Дарлово — Тчев — Мальборк — Моронг — Барчево находятся на одной лей-линии, т. е. все эти замки изначально планировалось соединить в одну подземную магистраль.

Основными реперами, по которым мы можем ориентироваться на подземные объекты, являются разведывательные школы, центры управления СС и лагеря военнопленных (рабочая сила).

Разведывательно-диверсионная школа в местечке Яблонь была создана на территории Юго-Восточной Польши для обучения русской агентуры в марте 1942 г. близ Люблина (нем. Лейбус) и разместилась в бывшем замке графа Замойского.

Официально орган именовался «Гауптлагерь Яблонь» или «Особая часть СС».
В школе велась подготовка агентов-диверсантов, радистов и разведчиков. Кадры поступали из особых предварительных лагерей для русских и зондеркоманд «Цеппелина». Одновременно в школе находилось до 200 активистов.

Из показаний обергруппенфюрера СС Якоба Шпорренберга польской и советской разведкам стало известно о существовании проекта «Колокол», появившегося на свет в результате слияния совершенно секретных проектов «Фонарь» и «Хронос».

Работы в рамках проекта «Колокол» начались в середине 1944 г. на закрытом объекте СС, расположенном неподалеку от Лейбуса (пол. Люблин). После вступления советских войск в Польшу проект был перемещён в замок близ деревни Фуэрштенштайн (Кшац), неподалеку от Вальденбурга, а оттуда — на шахту рядом с Людвигсдорфом (Людвиковичи), в 20 км от другой окраины Вальденбурга, на северных отрогах Судет. Передо мной стоит непростая задача: увязать все разрозненные исторические, географические, эзотерические, технические, разведывательные элементы в одну общую картину мира. Понимание этого грандиозного нацистского проекта, именно будущего, а не прошлого даёт нам сегодня уникальную возможность обыгрывать своих оппонентов во всех сферах. Обама пытался навязать нам создание европейской ПРО и почти склонил к этой идеи тогдашнего президента Д.А. Медведева. Целью этой авантюры было втянуть нас в глобальный военный конфликт в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Афганистан, Северная Корея, Иран и другие субъекты нарождающегося мирового противостояния только ищут аргумент приписать Россию к своим врагам. Обама стремился создать из России некий европейский щит, использовав его как дополнительное укрытие.

Реперные точки (места силы) на территории Польши были соединены подземными коммуникациями с замком Дарлово и другими замками, бункерами и ставками фюрера «Вольфшанце», замок Барчево, замок Белосток.

Объект № 5 Дарлово — любимый замок и морская ставка А. Гитлера, исполин, имеет выгодное стратегическое положение, он расположен на польском побережье Балтийского моря. Балтийский форпост — шедевр замкового фортификационного зодчества; замок Дарлово был основан в 1352 г. поморским князем Богуславом V в излучине двух рек, впадающих в Балтийское море. До войны германская разведка провела ремонт замка под легендой создания в нём частного музея — общепринятая практика зашифровки секретных объектов. С момента захвата Польши в сентябре 1939 г. замок становится секретной резиденцией А. Гитлера, и в этой работе он впервые гласно фигурирует в этой роли. Замок Дарлово — это ключ к разгадке главной тайны Третьего рейха. Замок Дарлово соединяет кротиная нора, которая протянулась с севера на юг, на Познань, Мендзижеч к озеру Кшива (рус. Котёл), где находится аэродром, система подземных ходов, специальных гидротехнических сооружений, расположенных на западной стороне лесного озера.

Объект СС № 2 «Вервольф» («Вооруженный волк») — территория Советского Союза. Ставка на Украине в 8 км северней города Винница; поблизости находились села Коло-Михайловка и Стрижавки. Изначально эту ставку планировалось построить в Лубнах Полтавской области, но активность партизан свела на нет эту инициативу. Строительство ставки началось осенью 1941 г., к апрелю 1942 г. основные работы надземной части были закончены. Охрану осуществляла часть дивизии СС «Адольф Гитлер». В 20 км от с. Стрижавки на аэродроме Калиновка базировались два полка истребительной авиации. Согласно свидетельствам документов, А. Гитлер трижды посещал свою ставку, катаясь на катере по Южному Бугу. Ставка проектировалась с таким расчётом, чтобы по Южному Бугу при необходимости Гитлер мог двигаться по реке на юг на Николаев, а затем в Черное море. 23 декабря 1943 г. Гитлер отдал приказ о консервации ставки.

«Адлерхорст» («Орлиное гнездо») — старинный замок «Цигенберг», располагался высоко в горах недалеко от города Бад Наухайм у подножия хребта Таунус. В 1939 г. Гитлер поручил Альберту Шпееру построить эту ставку в Западной Германии; на строительство и современные коммуникационные линии связи был потрачен 1 млн марок.

«В 1945 г., во время наступления Рундштедта, Гитлер временно переехал в ставку в районе г. Наугейм. Эта ставка именовалась "Адлерсхорст". Ставка размещалась в замке, вокруг которого была выстроена группа бункеров, приспособленных к окружающей горно-скалистой местности.

В связи с тем, что замок можно было легко обнаружить с воздуха, в двух километрах от замка в лесу было построено несколько деревянных домов, где Гитлер находился с 22 декабря 1944 г. по 15 января 1945 г. Здесь имелся лишь один бункер для Гитлера. Все строения были хорошо замаскированы деревьями так, что даже вблизи трудно было обнаружить что-либо.

Замок «Фельзеннест» («Гнездо в скале») располагался высоко в горах на правом берегу р. Рейн. Гора, на которой стоял замок, находилась в непосредственной близости от деревне Родерт под г. Бад Мюнстерэйфелем. «Ставка "Фельзеннест", район Эйскирхен, 35 км восточнее Рейна, представляла собой группу бункеров в районе западного вала. Она была названа "Гнездом в скале", потому что бункер Гитлера был устроен в естественной скале».

«Танненберг» («Еловая гора»). «Ставка "Танненберг" была расположена в лесистом районе Шварцвальда. Характер окружающей местности подсказал это название».

«Вольфсшлюхт» («Волчье ущелье»). «Ставка в районе Прюэ де Пеш на бельгийско-французской границе получила название "Вольфсшлюхт". Ставка была расположена в домах небольшого местечка. Имевшаяся там ранее церковь была снесена, чтобы она не служила ориентиром с воздуха. Кроме того, имелся бункер для Гитлера и один общий бункер на случай воздушного нападения».

«Рере» («Тоннель»), «Ставка в районе Веснева (Галиция) была расположена в специально построенном тоннеле с железобетонными стенами и перекрытиями толщиной 1,5-2 м. К тоннелю была подведена железнодорожная ветка, чтобы в случае необходимости туда мог подъехать специальный поезд Гитлера. Тоннель был устроен у подножья лесистого холма и хорошо замаскирован сверху, так чтобы он не мог быть обнаружен авиационной разведкой.

В этой ставке Гитлер останавливался лишь на одну ночь в 1941 г. во время приезда на фронт Муссолини.
Отсюда затем они вместе вылетели в Умань.

Кроме того, под маскировочным названием «Силезское строительное акционерное общество» осенью 1943 г. было начато строительство новой ставки Гитлера в районе г. Швейдниц (Силезия). Однако удалось провести только земляные работы, так как для окончательного строительства этой ставки требовался минимум ещё один год. Почти уже было закончено строительство замка «Франкенштейн», где должны были размещаться Риббентроп и иностранные гости, приезжающие в ставку Гитлера.

В 1941 г. между городами Суассон и Лаон (Франция) тоже имелась ставка Гитлера, напоминающая по характеру имевшихся там строений (бункеров) ставку в районе г. Растенбург. Эта ставка именовалась «Вест-2».

Были начаты также строительные работы по сооружению ставок «Вест-1» и «Вест-3» в районе г. Вандом. В 1943 г. они попали в руки союзных войск в недостроенном состоянии.

«Подземный рейх». Все три программы под эгидой СС уходили своими корнями на глубину, где происходила интеграция подземных объектов в единый комплекс заводов, институтов, лабораторий. Перед руководством Третьего рейха стояла задача соединения всех морских замков «Балтийского бастиона» в единый подземно-подводный комплекс, где ключевое место могли занять «летающие диски» и основной компонент их охраны — подводный флот кригсмарине.

Эта версия заставляет задуматься о том, что на авиационных заводах могли изготавливать не только самолеты, но и что-то другое, так как загрузка готовых изделий происходила на подводные лодки непосредственно в подземной бункерной части заводов.

На территории Восточной Польши находился учебный ракетный полигон «Хайделагер», местечко Близна, в 150 км на северо-востоке от Кракова. Из Кракова тоннель идет в направлении Украины: Львов — Винница (ставка Гитлера «Вервольф») — Николаев — Судак (Чёрное море).

Ещё одна секретная подземная трасса пролегала через Белосток (Польша), замок Эриха Коха, далее территория Беларуси, Гродно — Минск, ставка Гитлера «Красный Бор» («Медвежья берлога»), Смоленск.

Стратегический тоннель шел в направлении на Берлин по линии Близна — Краков — Вроцлав — Легница — Котбус — Берлин. В городке Легница базировалась танковая дивизия СС «Мёртвая голова» (командир дивизии Теодор Эйке). Вход в подземелье начинается в одной из казарм дивизии под лестницей. Недалеко от городка Легница расположено местечко Тщебень, где находился испытательный полигон «летающих дисков», которые изготавливались на подземном заводе г. Вроцлав (Бреслау). Очень интересный герб у г. Легница: два ключа, которые обозначают два источника — живой и мёртвой воды.

В августе 1942 г. германское командование группы ВМС «НОРД» решило провести операцию «Волшебная страна» и направило крейсер «Адмирал Шпеер» (командир - капитан 1-го ранга Теодор Кранке) к северной оконечности Новой Земли и далее, до пролива Вилькицкого (Северная Земля). Основной задачей этого рейда являлось скрытое обеспечение стройматериалами, продуктами питания, топливом и торпедами секретных Арктических баз подводного флота кригсмарине. Тяжёлый крейсер сопровождала «волчья стая» - группа из пяти субмарин U-209, U-601, U-251 (разведывательная субмарина; командир Питер Хансен являлся сотрудником Абвера), U-255, U-456. Во льдах Советской Арктики на постоянной основе находились группы субмарин: группа (Eisteufel) «Морской чёрт»: U-251, 376, 408, 334, 335, 657, 88, 456, 703, 457, 255; группа (Tragertod) «Несущая смерть»: U-377 командир Отто Кёлер, U-408 командир Рейнхард фон Хименн, U-405 командир Рольф Хенрих Хопманн, U-88 командир Хейно Боманн, U-403 командир Хейнц-Эхлерт Клаузенн, U-457 командир Карл Бранденбург. В Арктике также работали «волчьи стаи» - группы подлодок: (Umbau) «Перестройка», (Umhang) «Накидка», («Доннер) «Гром», (Strauchritter), (Ulan) «Улан», (Грайф), (Кайль) «Клин», (Викинг).

14 августа 1942 г. Субмарина U-255, проект VII «С», командир Рейнхард Рехе, из состава 13-й флотилии кригсмарине принимает участие в реализации операции «Волшебная страна», снабжая топливом гидроплан BV-138 («флюгбоут») 130-й авиационной группы морской разведки. 25 августа 1942 г. «полярный лис» U-255 обстрелял артогнём советский пост радиои метеоразведки в районе мыса Желания. Гидропланы морской разведки BV-138 («флюгбоут») с 1943 г. базировались на секретном аэродроме на северном острове Новой Земли, самолёты вели воздушную разведку в Карском море, доставляли срочные малые грузы на базы кригсмарине до архипелага Норденшельда.

Подземный город, которому не страшен не только обвал, но и атомная война, — непревзойденное творение военных инженеров Третьего рейха. «Лагерь дождевого червя» приоткрыл некоторые свои тайны.

Корреспонденту НТВ Виктору Кузьмину впервые удалось побывать на одном из самых загадочных объектов Второй мировой, с которым связывают бесследное исчезновение целой дивизии СС и даже Янтарной комнаты.

Затеряться в переходах и тоннелях железобетонного царства «Регенвурмлагер» проще простого — его точной карты нет и сегодня. Для диггеров этот укрепрайон в северо-западной части Польши — настоящий рай. Правда, на входе туда написано совсем другое.

Станислав Витвицкий, проводник: «Оригинальные панцерные двери, крыло весит полтонны».

«Добро пожаловать в ад» — надпись, начертанная каким-то диггером, встречает каждого, кто входит в эти сооружения. Два этажа боевого бункера и бетонная лестница вниз. Таких автономных точек с огнеметами и гранатометами было построено около 100 из 300 по всей линии. Несколько сотен ступеней ведут на 40-метровую глубину. «Здесь никогда не было российского телевидения», — замечает наш проводник.

После Первой мировой войны граница между Германией и Польшей проходила на северо-западе Польши, причем в этом районе соседка словно вклинилась на территорию Германии. Отсюда по прямой до Берлина — чуть больше 100 километров пути.

Опасаясь угрозы с востока, германцы начали возводить в этом районе уникальное подземное военное сооружение, растянувшееся на десятки километров. Но как показала история, эта линия так и не стала рубежом обороны.

Укрепрайона, равного этому, нет в мире даже сейчас. Коридоры, казематы, вокзалы, железная дорога, электростанции — все это «Регенвурмлагерь», или «Лагерь дождевого червя», изрывшего своими коммуникациями площадь в сотни квадратных километров.

Станислав Витвицкий, проводник: «Мы дошли до главной дороги и находимся у вокзала Хайнерис».

Периодически нужно сверяться с картой. Именно на этот вокзал в 1934 году приезжал Гитлер. Он тогда остался доволен увиденным, но, появившись здесь повторно спустя четыре года, приказал заморозить строительство.

Германия уже готовилась не обороняться, а атаковать. К этому времени работы были завершены только на 30%. Согласно генплану, линию обороны планировали запустить в 1951 году. Каким грандиозным должен был быть объект, если даже построенная треть поражает размерами.

Станислав Витвицкий, проводник: «В 1980 году здесь планировали устроить хранение атомных отходов, складывать их прямо в бункеры. Но местные жители все как один сказали: нет, нет и нет».

Даже спустя несколько десятилетий загадка «Лагеря дождевого червя» не изучена до конца. Есть приблизительная план-карта коридоров, составленная диггерами, но полной картины она не дает. Куда ведут некоторые из ходов — не понятно. Говорят, что по некоторым можно было добраться до рейхсканцелярии.

Существовала и масса наземных объектов. Например, двигающийся остров на одном из водоемов и разводные мосты. Но секретный план строительства так и не обнаружен.

Здесь постоянно кто-то присутствует, объектом интересуются группы диггеров со всей Европы. В окрестных селениях можно нанять проводника на несколько суток, но дилетантам уходить под землю не советуют.

В 90-х годах здесь погиб турист, оставшийся в тоннелях на ночевку. Говорят, что не нашли и советского старшину, пытавшегося на спор проехать здесь на мотоцикле. Немецкие инженеры строили надежно и с всевозможными секретами-ловушками. Они впервые применили водостойкий бетон и струнные перекрытия, а системы водостоков и вентиляции работают и сейчас.

В 1944 году здесь был военный авиационный завод Даймера Бенца, на котором работало более двух тысяч военнопленных. В конце войны объект охраняли мальчики из гитлерюгенда и старики из фольксштурма.

В январе 1945 года советская танковая бригада обошла линию по сельской дороге без единого выстрела. Хотя местные любители истории утверждают, что здесь был бой, а остатки эсэсовского подразделения «Мертвая голова» ушли затем по коридорам.

Однако официальные данные говорят, что за всю историю «Регенвурмлагеря» (Regenwurmlager) погибло четыре молодых поляка, которые исследовали сооружение после войны.

Нацистский «Лагерь дождевого червя», о существовании его, известно еще с конца войны. Но он все еще представляет собой одну из самых жгучих тайн Третьего рейха, и на большинство вопросов ответов пока не найдено.

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Но широкого распространения информация, которая была напечатана в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальной сети начало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей , в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей .

«Лагерь дождевого червя» - наиболее большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений в мире. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта - Обра - Одер. А известный вход находится в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эта земля принадлежала Германии и была передана Польше только по окончании войны. Потому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в строгой секретности. Предположительно подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва - Варшава - Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли.

Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами - неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в те времена военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре. На военных картах Третьего рейха это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск.


Вот как описал полковник Лискин увиденное: «Минут через 10 пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону - развалины, вероятно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков».

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположительно, здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Полковнику на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможно. На восточном берегу он видел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривают, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Лискин обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посреди озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не больше 50 квадратных метров. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создалось впечатление, что остров медленно дрейфует, словно стоя на якоре.

Лискин осмотрел также обнаруженный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, в том числе и минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по загадочному туннелю на мотоцикле, да так и не возвратился. Военные рискнули пройти по туннелю километров 10 и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный , являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей.

Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад - к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», - говорил Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция - трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива.

Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, в скором времени после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 км подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около 90 лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х - начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он говорил, что в особенности активно строительство лагеря вели с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и - самое любопытное - прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого времени подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они возводились из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов.

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним.

Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку.

Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…

В Польше и Германии до сих времен ходят легенды о загадочных подземных укреплениях, затерянных в лесах северо-западной Польши и обозначавшихся на картах вермахта как «Лагерь дождевого червя». Данный бетонированный и усиленный находящийся под землей город остается и до наших дней одной из терра инкогнита XX века. «В начале 1960-х годов мне, военному прокурору, довелось по срочному делу уехать из Вроцлава через Волув, Глогув, Зеленую Гуру и Мендзижеч в Кеньшицу, — рассказывает полковник юстиции в отставке Александр Лискин. — Этот затерянный в складках рельефа северо-западной Польши небольшой населенный пункт, казалось, был вовсе забыт.

Вокруг угрюмые, труднопроходимые лесные массивы, малые речки и озера, старые минные поля, надолбы, прозванные «зубами дракона», и рвы зарастающих чертополохом прорванных нами укрепрайонов вермахта. Бетон, колючая проволока, замшелые развалины — все это остатки мощного оборонительного вала, когда-то имевшего целью «прикрыть» фатерланд в случае, если война покатится вспять. У немцев Мендзижеч именовался Мезерицем. Укрепрайон, вбиравший и Кеньшицу, — «Мезерицким». В Кеньшице мне доводилось бывать и ранее. Приезжему жизнь этой деревеньки почти не заметна: покой, тишина, воздух напоен ароматами ближнего леса. Здесь, на малоизвестном миру пятачке Европы, военные поговаривали о тайне лесного озера Кшива, расположенного где-то рядом, в окладе глухого хвойного бора. Но никаких подробностей. Скорее — слухи, домыслы… Помню, по старой, местами просевшей мощеной дороге едем на «Победе» в расположение одной из бригад связи Северной группы войск.

Пятибатальонная бригада располагалась в бывшем немецком военном городке, скрытом от любопытного глаза в зеленом бору. Когда-то именно это место и было обозначено на картах вермахта топонимом «Regenwurmlager» — «Лагерь дождевого червя». Водитель, ефрейтор Владимир Чернов, сверлит проселок глазами и одновременно прислушивается к работе карбюратора недавно возвращенной из капремонта легковушки. Слева песчаный откос, поросший ельником. Ели и сосны, кажется, везде одинаковые. Но здесь они выглядят угрюмо. Вынужденная остановка. Угадываю вблизи обочины большую лещину. Оставляю ефрейтора у задранного капота и не спеша поднимаюсь по осыпному песку. Конец июля — пора сбора лесных орехов. Обходя куст, неожиданно натыкаюсь на старую могилу: почерневший деревянный католический крест, на котором висит эсэсовская каска, покрытая густой паутиной трещин, у основания креста — белая керамическая банка с засохшими полевыми цветами. В негустой траве угадываю оплывший бруствер окопа, почерневшие стреляные гильзы от немецкого станкового пулемета «MG». Отсюда, вероятно, хорошо когда-то простреливалась эта дорога.

Возвращаюсь к машине. Снизу Чернов машет мне руками, указывает на откос. Еще несколько шагов, и я вижу торчащие из песка укладки старых минометных мин. Их как будто растащило талыми водами, дождями, ветром: стабилизаторы затянуло песком, головки взрывателей торчат снаружи. Только задень… Опасное место в тихом лесу. Минут через десять пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону — развалины, очевидно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков.

По рассказам местных жителей, затяжных боев здесь не было, немцы не выдержали натиска. Когда им стало ясно, что гарнизон (два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и части обеспечения) может попасть в окружение, он срочно эвакуировался. Трудно себе представить, как можно было за несколько часов почти целой дивизии ускользнуть из этой природной западни. И куда? Если единственная дорога, по которой мы едем, была уже перехвачена танками 44-й гвардейской танковой бригады Первой гвардейской танковой армии генерала М. Е. Катукова. Первым «таранил» и нашел брешь в минных полях укрепрайона танковый батальон гвардии майора Алексея Карабанова, посмертно — Героя Советского Союза. Вот где-то здесь он и сгорел в своей израненной машине в последних числах января 1945-го…

Кеньшицкий гарнизон запомнился мне таким: за каменной стеной — линейки казарменных строений, плац, спортплощадки, столовая, чуть дальше — штаб, учебные классы, ангары для техники и средства связи. Имевшая важное значение бригада входила в состав элитных сил, обеспечивавших Генеральному штабу управление войсками на внушительном пространстве европейского театра военных действий. С севера к лагерю и подступает озеро Кшива, по величине сравнимое, например, с Череменецким, что под Санкт-Петербургом, или подмосковным Долгим. Изумительное по красоте, кеньшицкое лесное озеро повсюду окружено знаками тайны, которой, кажется, здесь пропитан даже воздух.

С 1945-го и почти до конца 1950-х годов место это находилось, по сути дела, лишь под присмотром управления безопасности города Мендзижеч — где, как говорят, по службе его курировал польский офицер по фамилии Телютко, — да командира дислоцированного где-то рядом польского артиллерийского полка. При их непосредственном участии и была осуществлена временная передача территории бывшего немецкого военного городка нашей бригаде связи. Удобный городок полностью отвечал предъявляемым требованиям и, казалось, был весь как на ладони. Вместе с тем осмотрительное командование бригады решило тогда же не нарушать правил расквартирования войск и распорядилось провести в гарнизоне и окрест тщательную инженерно-саперную разведку.

Вот тут-то и начались открытия, поразившие воображение даже бывалых фронтовиков, еще проходивших в ту пору службу. Начнем с того, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзижеча.

Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало. Проверить эти предположения саперам бригады оказалось не под силу. Части СС, находившиеся в лагере в роковые для них дни 45-го, как в воду канули. Поскольку обойти озеро по периметру из-за непроходимости лесного массива было невозможно, я, пользуясь воскресным днем, попросил командира одной из рот капитана Гамова показать мне местность с воды. Сели в лодчонку и, поочередно меняясь на веслах и делая короткие остановки, за несколько часов обогнули озеро; мы шли в непосредственной близости от берега. С восточной стороны озера возвышались несколько мощных, уже поросших подлеском холмов-терриконов. Местами в них угадывались артиллерийские капониры, обращенные фронтом на восток и юг. Удалось заметить и два похожих на лужи маленьких озерка. Рядом возвышались щитки с надписями на двух языках: «Опасно! Мины!»

— Терриконы видите? Как египетские пирамиды. Внутри них разные потайные ходы, лазы. Через них из-под земли наши радиорелейщики при обустройстве гарнизона доставали облицовочные плиты. Говорили, что «там» настоящие галереи. А что касается этих лужиц, то, по оценке саперов, это и есть затопленные входы в подземный город, — сказал Гамов и продолжал: — Рекомендую посмотреть еще одну загадку — остров посреди озера. Несколько лет назад часовые маловысотного поста заметили, что этот остров на самом деле не остров в обычном понимании. Он плавает, точнее, медленно дрейфует, стоя как будто на якоре. Я осмотрелся. Плавающий остров порос елями и ивняком. Площадь его не превышала пятидесяти квадратных метров, и казалось, он действительно медленно и тяжело покачивается на черной воде тихого водоема. У лесного озера было и явно искусственное юго-западное и южное продолжение, напоминающее аппендикс. Здесь шест уходил в глубину на два-три метра, вода была относительно прозрачной, но буйно растущие и напоминающие папоротник водоросли совершенно закрывали дно. Посреди этого залива сумрачно возвышалась серая железобетонная башня, явно имевшая когда-то специальное назначение. Глядя на нее, я вспомнил воздухозаборники Московского метро, сопутствующие его глубоким тоннелям. В узкое окошко было видно, что и внутри бетонной башни стоит вода. Сомнений не было: где-то подо мной подземное сооружение, которое зачем-то потребовалось возводить именно здесь, в глухих местах под Мендзижечем.

Но знакомство с «Лагерем дождевого червя» на этом не кончилось. Во время все той же инженерной разведки саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача якобы не видели. Надо было все эти факты проверить, уточнить, и я обратился к командованию бригады. Оказалось, что саперы и связисты бригады в составе специальной группы не только спускались в него, но удалялись от входа на расстояние не менее десятка километров. Правда, никто в нем не пропадал. Итог — обнаружили несколько ранее неизвестных входов. По понятным причинам информация об этой необычной экспедиции осталась конфиденциальной. С одним из офицеров штаба мы вышли за территорию части, и в глаза сразу бросились уже знакомые «ступени в никуда» и похожий на дот серый бетонный купол, безлико торчащий по другую сторону дороги. — Это и есть один из входов в подземный тоннель, — пояснил офицер. — Вы понимаете, что подобные откровения могут будоражить умы.

Это обстоятельство с учетом нашего правового положения в стране пребывания побудило наварить на вход в тоннель стальную решетку и броневой лист Никаких трагедий! Мы были обязаны их исключить. Правда, известные нам входы под землю заставляют думать, что существуют и другие. — Так что же там? — Под нами, насколько можно предполагать, подземный город, где имеется все необходимое для автономной жизни в течение многих лет, — ответил офицер. — Один из участников той самой поисковой группы, созданной по приказу командира бригады полковника Дорошева, — продолжал он, — техник-капитан Черепанов, рассказывал позже, что через вон этот дот, который мы видим, по стальным винтовым лестницам они опустились глубоко под землю. При свете кислотных фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия.

Группа вошла в тоннель не в начале. Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья. Медленно, с соблюдением мер предосторожности, поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления — их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе частям подземного города. Грандиозная подземная сеть оставалась для непосвященных фозящим многими опасностями лабиринтом. Проверить его основательно не представилось возможным. В тоннеле было сухо — признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой, стороны вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля (автотранспорт тоже мог там двигаться)… Со слов Черепанова, это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли. Капитан рассказывал, что группа двигалась медленно, и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного.

Кому-то из ее участников пришла мысль, что исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, — задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По оценкам наших военных, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция — трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться. О результатах разведки доложили командиру бригады. — Получается, сверху шли бои, горели танки и люди, — думал я вслух, — а внизу жили гигантские бетонные артерии таинственного города. Такое не сразу можно представить, находясь в этом угрюмом краю. Прямо скажем, первая информация о масштабах тайного подземелья была куцей, однако и она поражала воображение. Как свидетельствует бывший начальник штаба бригады полковник в П. Н. Кабанов, вскоре после памятного первого обследования из Легницы в Кеньшицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. Позже мне довелось встречаться и неоднократно подробно беседовать о «Лагере дождевого червя» с одним из последних командиров кеньшицкой бригады, полковником В. И. Спиридоновым.

Постепенно складывалось новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Выяснилось, что в период с 1958 по 1992 год у пятибатальонной бригады поочередно сменилось девять командиров, и каждому из них — хочешь не хочешь — приходилось адаптироваться к соседству с этой неразгаданной подземной территорией. Служба Спиридонова в бригаде проходила как бы в два этапа. На первом, в середине 1970-х годов, Владимир Иванович являлся офицером штаба, а на втором — комбригом. С его слов, почти все командующие Северной группой войск (СГВ) считали своим долгом посетить дальний гарнизон и лично познакомиться с подземными лабиринтами. По инженерно-саперному заключению, которое довелось читать Спиридонову, только под гарнизоном было обнаружено и обследовано 44 километра подземных коммуникаций. У Владимира Ивановича до сих пор сохранились фотофафии некоторых объектов старой немецкой обороны под Кеньшицей. На одной из них — вход в подземный тоннель.

Офицер свидетельствует, что высота и ширина ствола подземного метро составляют примерно по три метра. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на пятидесятиметровую глубину. Там тоннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Спиридонов также указывает на то, что стены и потолок метро выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Он лично, как специалист, обратил внимание на то, что эта тайная магистраль была пробита в толще земли в западном направлении, к Одеру, до которого от Кеньшицы по прямой 60 километров. Ему приходилось слышать, что на участке, где подземка ныряет под Одер, туннель притоплен. С одним из командующих СГВ Спиридонов опускался глубоко под землю и на армейском «уазике» проехал по туннелю в сторону Германии не менее 20 километров. О подземном городе, считает бывший комбриг, знал малоразговорчивый поляк, известный в Мендзижече как доктор Подбельский.

В конце 1980-х ему было едва ли не девяносто лет… Страстный краевед, он в конце 1940-х — начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно опускался под землю. В конце 1980-х Подбельский рассказывал, что этот стратегический объект немцы начали строить еще в 1927 году, но наиболее активно — с 1933 года, когда к власти в Германии пришел Гитлер В 1937 году последний лично прибыл в лагерь из Берлина и, как утверждали, по рельсам секретной подземки. Фактически с этого момента спрятанный город считался сданным в пользование вермахта и СС. Какими-то скрытыми коммуникациями гигантский объект соединялся с заводом и стратегическими хранилищами, тоже подземными, расположенными в районе сел Высока и Пески, что в двух-пяти километрах западнее и севернее озера. Само озеро Кшива, считает полковник, поражает своей красотой и чистотой. Как ни странно, озеро является неотъемлемой частью тайны. Площадь его зеркала составляет не менее 200 тысяч квадратных метров, а шкала глубин — от 3 (на юге и западе) до 20 метров (на востоке). Именно в восточной его части некоторым армейским любителям рыбной ловли удавалось в летнее время при благоприятном освещении разглядеть на заиленном дне нечто, по своим очертаниям и другим особенностям напоминающее очень большой люк, получивший у военнослужащих прозвище «глаз преисподней».

Так называемый «глаз» был плотно закрыт. Не его ли в свое время должен был прикрывать от взгляда пилота и тяжелой бомбы уже упомянутый выше плавучий остров? Для чего мог служить такой люк? Скорее всего, он выполнял роль кингстона для экстренного затопления части или всех подземных сооружений. Но если люк до сего дня закрыт, значит, им не воспользовались в январе 1945-го. Таким образом, нельзя исключить и то, что подземный город не затоплен, а законсервирован «до особого случая». Что-то хранят его подземные горизонты? Кого ждут? Спиридонов заметил, что вокруг озера, в бору, немало сохранившихся и разрушенных объектов военного времени. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элиты войск СС. Все было сделано из железобетона и огнеупорного кирпича. И главное — мощные доты. Их железобетонные и стальные купола были когда-то вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов. Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30-50 метров уходили подземные этажи, где располагались спальные и бытовые помещения, склады боепитания и продовольствия, а также узлы связи.

Лично Спиридонов обследовал шесть дотов, расположенных на юг и запад от озера. До северных и восточных дотов, как говорится, у него руки не дошли. Подступы к этим смертоносным огневым точкам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой, инженерными ловушками. Они были при входе в каждый дот. Представьте, от бронированной двери внутрь дота ведет мостик, который немедленно опрокинется под ногами непосвященного, и тот неминуемо рухнет в глубокий бетонный колодец, откуда живым ему уже не подняться. На большой глубине доты соединены ходами с подземными лабиринтами. В годы службы полковника в бригаде подчиненные не раз докладывали ему о том, что «солдатское радио» сообщало о потайных лазах в фундаменте гарнизонного клуба, через которые не установленные военнослужащие якобы ходили в «самоволку». Эти слухи, к счастью, не нашли подтверждения. Однако такие сообщения приходилось проверять тщательно. Но вот, что касается подвала особняка, в котором проживал сам комбриг, слухи о лазах подтвердились.

Так, решив однажды проверить надежность жилища, он как-то в воскресный день стал простукивать ломом стенки. В одном месте удары отдавались особенно глухо. Стукнув с силой, офицер лишился орудия: стальной лом под собственной тяжестью «улетел» в пустоту. Дело за «малым» — исследовать дальше… Но, как это ни странно, до этого не доходят руки!«Так вот что «накопал» в глухомани дождевой червь! Уж не развернул ли он сеть подземных городов и коммуникаций вплоть до Берлина? И не здесь ли, в Кеньшице, ключ к разгадке тайны сокрытия и исчезновения «Янтарной комнаты», других сокровищ, похищенных в странах Восточной

Европы и, прежде всего, России? Может быть, «Regenwurmlager» — один из объектов подготовки нацистской Германии к обладанию атомной бомбой? В 1992 году бригада связи покинула Кеньшицу.

За последние 34 года истории кеньшицкого гарнизона в нем проходили службу несколько десятков тысяч солдат и офицеров, и обратившись к их памяти, можно, вероятно, восстановить немало интересных подробностей подземной загадки под Мендзижечем. Возможно, о штурме «Лагеря дождевого червя» помнят ветераны 44-й гвардейской танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии, их боевые соседи справа и слева — бывшие воины 8-й гвардейской армии в то время генерал-полковника Чуйкова В. И. и 5-й армии генерал-лейтенанта Берзарина? «Знают ли в современной Польше о «Лагере дождевого червя?» — задается вопросом в конце своего рассказа Александр Иванович Лукин. — Конечно, разобраться в нем до конца, если это возможно, — дело поляков и немцев. Вероятно, в Германии остались и документальные следы, живые строители и пользователи этого военно-инженерного феномена.