Пророки в иудаизме всегда были особыми людьми. Их помыслами Бог имел возможность достучаться до верующих в него, их деяниями - показать миру пример праведной жизни, а их устами – явить свою волю всем живущим. Быть пророком суждено не каждому. В этом случае все решает Господь, а не человек. И зачастую многим пророкам приходилось взваливать на себя эту тяжкую ношу вопреки своей воле. В библии приводится история пророка Ионы, на которого Бог возложил эту величайшую миссию. Однако будущий пророк не пожелал служить Всевышнему и хотел скрыться от своей участи.
Возникновение пророческого дара имело место в древнем Египте. И пророки в иудаизме обязаны своим появлением непосредственно еврейскому народу, ведь именно они взывали к Моисею с просьбой предоставить им возможность такого общения с Богом. Люди не хотели более читать лишь священные рукописи, они жаждали «живого» общения с Богом, дабы слышать каждое его слово из уст пророка. Пожалуй, важнейшей целью, которая послужила возникновению пророчества, как дара, была неимоверная потребность в мудрейших откровениях всевышнего, ибо глас пророков вселял надежду и укреплял веру. Но чтобы Господь имел возможность послать через пророков свое откровение, последним нужно было контролировать свои мысли, дабы настроиться на особую духовную волну. Иногда, чтобы пророку удалось достигнуть такого состояния, ему приходилось по несколько часов наслаждаться звучанием мелодичных музыкальных инструментов.
Но пророки в иудаизме не ограничивали свои деяния только лишь тем, что ведали миру о божественных откровениях. Господь наградил своих подопечных разными дарами. Пророки имели возможность помогать людям, вылечивая их самые редкие заболевания. Также избранные, кого Бог наградил даром пророчества, имели возможность заглядывать в будущее, тем самым предсказывая различные события. Некоторые из пророков помимо своей божественной миссии, принимали активное и плодотворное участие в политической жизни государства Израильского и царства Иудейского. Одними из таких избранных был Елисей, который повлиял на события, связанные со сменой правящей династии. Можно вспомнить и Ахию, вдохновившего своими речами основателя Израильского государства. Даниил же и вовсе занял на некоторое время Вавилонский трон. Из числа наиболее известнейших пророков следует отметить Исайю, Елисея, Даниила, Иеремию и Илию.
Самые первые пророчества были описаны в книгах, которые повествовали об историческом начале еврейского народа. Пророчества более поздних времен озвучили впервые Амос и Исайяи были они представлены в виде отдельных трудов, которые писались доверенными писцами, а в некоторых случаях и самими пророками. Со временем труды всех пророков позднего периода были заключены в одной книге, которая получила название Книги пророков.
Все известные пророчества являются бесценными для еврейского народа и для всех верующих людей, так как на протяжении развития человечества, они несли в себе не только слово Божие, но моральные ценности для поколений будущего.
ПОДВОДЯ ИТОГИ,
следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии.
Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем по ветхозаветным меркам и заповедям все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвящённое на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя. Вместо этого появилось новое Писание - Талмуд, новое иерархическое служение - раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, каббала.
Всё это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм - совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам .
Христианство и поздний иудаизм
В целом, Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе к христианам; подобный факт, естественно, не относится к числу условий способных обеспечить уважительное совместное существование людей различных религий.
«От ближнего не отымай ничего, как гласит заповедь, но ближний твой еврей, а не прочие народы света» (Санхедрин, 7),
«если кто скажет, что Бог принял на себя плоть человеческую, то он лжец и достоин смерти, посему на такого человека еврею дозволяется свидетельствовать ложно» (там же),
«иноверец, убивший иноверца, равно и еврей убивший еврея, наказывается смертью; но еврей, убивший иноверца, не подлежит наказанию» (там же).
Книга поздних галахических постановлений Шулхан-арух предписывает, по возможности, уничтожать храмы христиан и всё, им принадлежащее (Шулхан-арух, Иоре де"а 146);
запрещается также спасать христианина от смерти, даже если бы сей последний упал в воду и обещал всё свое состояние за спасение;
разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть;
и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Шулхан-арух, Иоре де"а 158, 1; Талмуд Абода зара 26).
В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннем средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение - «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными оскорбительными вымыслами о Христе, показавшими нравственную деградацию тех, кто их сочинил, читал и переписывал из века в век. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовало еще несколько десятков антихристианских трактатов.
В раннее средневековье иудеи совершили ряд чудовищных преступлений против христиан, которые и дали толчок европейскому антисемитизму. Около середины V века иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которому не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 524 г. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего всех жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой, всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьём (Память 4300 мучеников Наджранских Церковь отмечает 23 октября). В ответ на это союзники Византии - эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.
90 лет спустя, когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе (вернуться в который им позволили именно христианские государи, отменив антисемитские указы римских императоров-язычников), войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причём в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 тысяч проданы в рабство. Разумеется, император Ираклий, отвоевав у персов Иерусалим, отнёсся к предателям-иудеям сурово. Эти два события повлияли и, в целом, определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.
Следующие канонические постановления определяют отношения православного христианина с иудеями:
7 Апостольское правило
:
«Если епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет - да будет извержен от священнаго чина».
65 Апостольское правило
:
«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться - да будет и от чина священнаго извержен и отлучен от общения церковнаго».
70 Апостольское правило
:
«Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки или нечто подобное, - да будет извержен. Если же мирянин - да будет отлучен».
11 Правило VI Вселенского Собора
:
«Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творити - то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
8-е правило VII Вселенского Собора
гласит о том, что иудеев следует принимать в Церковь только если обращение их будет от чистого сердца и засвидетельствовано торжественным отречением от ложных учений и обрядов новоиудейства. Поэтому, приходящий из иудаизма к православию человек обязан перед крещением пройти специальный чин отречения.
В истории Церкви было немало случаев искреннего обращения из позднего иудаизма в Православие, в частности, такие святые отцы как святитель Епифаний Кипрский (IV в.) и преподобный Константин Синадский (IX в.), который после обращения проповедовал своим соплеменникам и пережил от них не одно покушение. В XVIII веке на горе Афон подвизался покаявшийся раввин, принявший крещение и постриг с именем Неофит, написавший полемическое сочинение против иудаизма. В России во второй половине XIX века А. Алексеев, сам обращенный в православие иудей, отличился миссионерскими трудами среди иудеев, опубликовал несколько полемических сочинений, укреплял других евреев, перешедших в Православие.
Богоотверженность новоиудаизма
Свт. ИППОЛИТ РИМСКИЙ
:
«Всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чём не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы».
Свт. ИОАНН ЗЛАТРУСТ
:
«Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих)».
Из чего это видно? «Несть добро отъята хлеба чадом, и поврещи псом» (Матф. 15, 26), - так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. «Блюдитеся от псов, - говорит об них Павел, - блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание» (Фил. 15, 2, 3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? «Блицы же прияша Бго, - говорит евангелист, - даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1, 12). Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственнаго спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раздражают Бога не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит св. Стефан: «Жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и угиесы, вы всегда Дyxy Святому противитеся» (Деян. 7, 51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его.
Синагога
:
«Они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия. Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: «Нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе». Сказано: «Оставих дом Мой, оставих достояние Мое» (XII, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).
Святитель Иоанн пишет далее, что посещение синагоги христианином более оскверняет его, чем посещение языческого капища:
«Место, где собираются христоубийцы, где преследуют крест, где хулят Бога, не знают Отца, поносят Сына, отвергают благодать Духа, где еще находятся и самые демоны, - такое место не более ли пагубно? Ибо там (в языческом капище) нечестие явно и очевидно, и не так легко привлечет или обольстит человека умнаго и здравомыслящаго; но здесь (в синагоге иудеи), говорящие о себе, что покланяются Богу, отвращаются идолов, имеют и почитают пророков, этими словами устраивают только большую приманку и ввергают в свои сети людей простых и неразумных, по их неосторожности. Значит, нечестие как у иудеев, так и у язычников, одинаково; но обольщение у первых действует гораздо сильнее, потому что у них не виден ложный жертвенник, на котором они закалают не овец и тельцов, а человеческие души.
Поклонение Богу
:
«Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. «Аще Отца Моего бысте ведали, - говорит Он, - и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего» (Ин. 8, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).
Почитание Моисея и ветхозаветных праведников
:
«Во время гонений палачи держат в руках у себя тела мучеников, терзают, поражают бичами: так ужели их руки стали святы от того, что держали тела святых? Нисколько. Если же руки, державшия тела святых, скверны по тому самому, что держали беззаконно; то те, которые имеют у себя Писания святых и оскорбляют их столько же, как и палачи тела мучеников, ужели поэтому будут заслуживать уважение? Не крайне ли было бы это безумно? Если беззаконное держание тел (святых) не только не освящает, но делает еще более скверными держащих: тем более чтение Писаний (пророческих) без веры не может принести пользы читающим. Так это именно настроение, с каким иудеи держат у себя (священныя) книги, обличает их тем в большем нечестии. Не имея пророков, они не заслуживали бы такого осуждения; не читая книг, не были бы так нечисты и мерзки. Теперь же они не заслуживают никакого снисхождения; потому что, имея проповедников истины, питают враждебное настроение и к самим проповедникам и к истине» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).
Об иудейских праздниках
:
«Но праздники их, скажете, имеют в себе что-то важное и великое! И их сделали они нечистыми. Послушай пророков, или лучше, послушай самого Бога, какое сильное отвращение показывает Он к ним: «Возненавидех и отвергох праздники ваша» (Амос. V, 21). Бог ненавидит их. Не сказано, (что ненавидит) такой-то и такой-то праздник, но вообще все...»
Говоря об иудейской пасхе, св. Иоанн указывает, что согласно закону она должна обязательно производиться в Иерусалиме, а так как новоиудеи производят ее на всяком месте, кроме Иерусалима, соответственно, она и не может считаться исполнением Ветхого Закона. Святитель говорит, что физическая невозможность совершать жертвы по Моисееву закону является яснейшим указанием Божиим, что соблюдение Ветхого Завета после заключения Нового уже не угодно Ему: «Как врач отводит больного от его неразумнаго требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).
Прп. НИКИТА СТИФАТ
:
«Бог возненавидел и отверг и служение иудеев и субботы их и праздники» (Слово к иудеям).
Св. ИУСТИН ФИЛОСОФ
в разговоре с Трифоном упоминает о действии Духа Святого в истории Израиля:
«Дух, действовавший в пророках, помазывал и поставлял вам царей» (Триф. 52). Говоря о действии Духа Святого в ветхозаветные времена, св. Иустин утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа рке больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем св. Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе» (Триф. 82); так что «можно видеть среди нас и женщин и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88); «этому научил нас Святой Дух пророчественный» (1 Ап. 44). И вообще христианство «это учение, которое исполненно Св. Духа и изобилует силою и благодатью» (Триф. 8). Синагога и Церковь - это «два дома Иакова - один рожденный от крови и плоти, другой - от веры и Духа» (Триф. 135).
Иудеи и конец мира
Согласно Святым Отцам, иудеям отведена одна из ключевых ролей во времена последнего отступничества и пришествия антихриста.
Прп. ИОАНН ДАМАСКИН
:
«Иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет богом».
Свт. ИППОЛИТ РИМСКИЙ
:
«Итак, когда Христа провозгласило писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: «Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33, 22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: «Да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску» (Быт. 49, 17).
Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3, 1), обольстивший Еву и запнувший Адама?» «Он призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу; как говорит пророк: „Соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним"».
Свт. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
говорит, что антихрист «ложно наименует себя Христом и сим наименованием обольстит иудеев, ожидающих мессию, а тех, которые из язычников, привлечет волшебными мечтами». «Антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от роду Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном. Придет же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя (Мф. 24, 2)». (Стена плача).
Прп. ЕФРЕМ СИРИН
:
«Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ-убийцы - иудеи. Посему и он как бы из предпочтения, помышляя о них, укажет всем им место и храм».
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
утверждает, что храм никогда не будет построен: «Ибо, если бы они и имели надежду опять получить свой город, возвратиться к прежнему устройству и видеть свой храм восстановленным, чего впрочем, никогда не будет, то и в таком случае не могли бы ничем оправдать того, что теперь делают» (Пять слов против иудеев).
Литература:
1. Агада. М., 1995.
2. Амврази Н. История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака. М., 1996.
3. Алексеев А. Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах Святой Веры и заблуждениях талмудических. Новгород, 1897.
4. Аръе Форта. Иудаизм.
5. Бренъе Ф. Евреи и Талмуд. Париж, 1928.
6. Вавилонский Талмуд. М., 1998.
7. Даль В. И. Разыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их.
8. Дворкин А.А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2003.
9. Книга Правил. М., 1893.
10. Островский С. Человек из Назарета. М., 1996.
11. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 2002.
12. Св. Иоанн Златоуст. Пять слов против иудеев. М„ 1999.
13. Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. М., 1997.
14. Св. Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. М., 1994.
15 Штейнзалъц А. Еврейский мир.
В чем причина «интереса», часто нездорового, громадной мусульманской цивилизации к маленькому еврейскому народу? В поисках ответа на этот вопрос, столь важный для судеб мира в эти нелегкие дни, обратимся к истокам, ко времени возникновения ислама. Каких евреев встретил Мухаммед на своем пути? Как складывались отношения между ними? На каких историях о евреях древности растут мусульманские дети?
В раннее Средневековье евреев в Аравии было много: все новые волны беженцев, купцов и ремесленников перебирались на полуостров. Под их влиянием принимали иудаизм целые племена местных жителей. В результате к началу
VII века в Аравии жили десятки еврейских родов и племен, и доподлинно неизвестно, сколько из них было «генетических» евреев, а сколько - прозелитов.
Родина Мухаммеда - город Мекка, там начал он свой путь пророка и проповедника. Прямого контакта с евреями, как и с христианами, у него тогда не было, поскольку их в Мекке были единицы. Стихи Корана, созданные в родном городе Мухаммеда, отличает веротерпимость, даже симпатия к евреям и христианам: «Нет в религии принуждения», «Поистине исповедующие христианство, иудеи, а также сабии, уверовавшие в Аллаха и в судный день, - над ними нет ни страха, ни печали». Да и вообще тон написанных тогда отрывков был весьма мягок по сравнению с более поздними.
Однако в 622 году, узнав об угрозе покушения на свою жизнь, Мухаммед вместе с небольшой группой последователей перебрался на 300 км к северу, в Медину. Эта эмиграция, хиджра ,служит началом отсчета мусульманской эры. Медина, или Ясриб, как она называлась раньше, - это плодородная долина, усеянная множеством небольших поселений, крепостей, рынков и отдельных ферм. Жили в ней и язычники, и евреи, причем последние составляли чуть ли не половину населения. Евреи Ясриба относились к трем крупным племенам: Надир, Курайза и Кайнука, - а также ко множеству небольших родов и семейств. Они занимались и земледелием, в основном разведением финиковых пальм, и торговлей, но более всего - ремеслами, в первую очередь ювелирным и оружейным. Во многих древних арабских поэмах упоминаются взятые напрокат у евреев оружие для битв или украшения для празднеств.
Интеллектуальным центром евреев Ясриба служил их бейт-мидраш . В нем, что интересно, учились грамоте не только еврейские дети, но и дети многих арабов-язычников из окрестных племен, что вовсе не предполагало их перехода в иудаизм. В результате деловую переписку по вопросам торговли арабы и евреи часто вели на арабском языке, но с использованием еврейских букв. Одним из самых известных «выпускников» бейт-мидраша в Ясрибе из числа язычников был Зейд ибн Сабит, личный секретарь Мухаммеда. Именно он впоследствии первым записал текст Корана. Один его оппонент ехидничал по прошествии многих лет: «Когда ты еще был мальчиком с пейсами в школе у евреев...»
Безопасность еврейских племен Ясриба обеспечивалась знанием оружейного дела, строительством крепостей и коалицией с бедуинскими племенами. Большие еврейские племена были равноправными участниками военных союзов, меньшие находили себе покровителей. Конечно, у этой системы было немало недостатков. Например, одно бедуинское племя хотело отомстить другому за убийство евреев, которым покровительствовало. С этой целью бедуины перебили «домашних» евреев враждебного племени... Однако в целом принцип союзов работал.
Первые полтора года после хиджры ничто не предвещало конфликта между Мухаммедом и евреями Медины-Ясриба. Они жили бок о бок, вели торговлю, Мухаммед и его ученики обзаводились понемногу землей по соседству с еврейскими участками, подписали отдельный мирный договор с каждым из еврейских племен.
В эти полтора года у новой религии, кроме единобожия, было немало других внешних признаков, сближавших ее с иудаизмом. Так, молился пророк ислама, подобно евреям, повернувшись в сторону Иерусалима. И постился он тогда еще не в Рамадан, а в день Ашура, то есть в десятый день первого месяца, очевидный аналог Йом Кипура. Примеров сходства двух религий можно привести еще множество.
Однако, к разочарованию Мухаммеда, евреи не видели в нем пророка, в их глазах он мог рассчитывать максимум на роль просветителя язычников. Лишь единицы из них приняли ислам. Мухаммед же рассчитывал объединить все племена Аравии под знаменем не только единой веры, но и единой власти. И потому, хотя на словах идея веротерпимости и продолжала звучать, столкновение было неизбежно. В то же время евреи, не уловив духа времени, по-прежнему рассчитывали на союзников-бедуинов и свои крепости.
Объединяя мусульман, Мухаммед призывал их к верности друг другу, а не семье или роду. Это разрушало принципы, на которых строилась жизнь Аравии до ислама. Возможным способом проявления верности новой религии стало убийство врага ислама, причем непременно руками родственника, члена того же клана. Одними из первых жертв жестоких убийств в VII столетии оказались поэты-евреи, писавшие сатирические стихи о Мухаммеде. Жуткое совпадение: в эти дни, в XXI веке, проявлением верности исламу стал .
Первой жертвой была Ацмаа, дочь Марвана, поэтесса, бывшая замужем за влиятельным арабом-язычником (видимо, в таком браке не было тогда чего-то невозможного). Ацмаа была женщиной средних лет, матерью шестерых детей. Убил ее человек по имени Амир ибн Ади, родственник ее мужа. Ночью он вошел в дом, забрал у нее младенца, которого женщина кормила грудью, и вонзил ей меч в сердце. Второго убитого поэта звали Абу Афак. Он был столетним старцем, тоже смеялся над пророком ислама в своих стихах и тоже жил среди арабского племени Аус (видимо, вследствие родственных связей). Абу Афака ударил мечом в живот член того же клана по имени Салим ибн Умайр, проникший во двор его дома летней ночью. Имена убийц и все подробности преступлений можно найти в книгах, по которым верующие мусульмане учат биографию Мухаммеда до сего дня. Ведь пророк не осудил эти преступления, а совсем наоборот.
Чем больше арабов принимало ислам, тем меньше евреи могли полагаться на своих бывших союзников. Если даже бедуин, для которого верность родственным связям свята, убивает члена собственного клана, тем более кормящую мать или глубокого старика, на что же тогда можно положиться в этом мире? Когда же евреи (или язычники-арабы) напоминали своим новым врагам о былой дружбе или семейных узах, то слышали в ответ: «Что поделаешь, сердца переменились. Ислам отменил прежние союзы».
Истории об отношениях евреев и Мухаммеда не экзотические исторические анекдоты. Это часть освещенного традицией материала, на котором воспитываются поколения исповедующих ислам. И те, кто ищет диалога с мусульманами, должны понимать, на каком культурном фоне приходится его вести.
В древние времена богов в Иудее было несчетное количество. Всячески почитались идолы из драгоценных металлов, камня и дерева, которые стояли в домах и в общественных местах. Языческие обряды и жертвы стали повсеместной традицией. Рощи использ
Пасха изжила себя, хотя некогда была самым важным торжеством. Это прекрасное событие, посвященное памяти любви Бога к еврейскому народу и его спасения от плена египтян, это праздник из Ветхого Завета, который предвосхищал будущее, в том числе спасение Иисусом человечества от смерти и избавление от греха. Но традиции предков уже не соблюдались, и евреи перестали верить в Бога. Очаги веры еще кое-где сохранились, но потихоньку затухали, отдаляя народ от спасения и хороня его в языческой тьме.
Но и в это трудное время Бог не оставил людей и продолжал заботиться о погибающих. В частности, он послал пророка Иеремию, чтобы напомнить людям об истинной вере. Пророк иудеев убеждал всех в том, что главное - хранить свою веру. Однако слова пророка не были восприняты должным образом, и это вынудило Господа пойти на крайние меры. Чтобы прояснить разум людей, он послал иноземных захватчиков в Иудею. Через Иеремию он сказал, что в наказание за свое поведение иудейский народ будет пленен на семьдесят лет. Именно такой срок потребуется для того, чтобы люди осознали всю тяжесть своего греха.
В качестве инструмента в борьбе за мораль иудеев Бог выбрал вавилонян. Вавилон расположился на руинах Ассирии и наращивал свою военную мощь, наводя страх на всех соседей. Они мечтали о захвате новых территорий, и на их пути встала Иудея. Ее жители хотели сражаться за свою независимость, однако пророк иудеев убеждал их сложить оружие и помолиться Господу о своем прощении.
Иудеи не понимали, что Вавилон польстился на их земли не просто так: прежде всего, это наказание от Господа за греховные поступки всего народа и его правителей, за то, что люди отступили от своей веры и позабыли ее. Об этом говорил сам Бог. Однако никто не послушал Иеремию, сочтя его слова глупыми. И в 586 году до н.э. легендарный царь Вавилона Навуходоносор после длительной осады завоевал Иерусалим и разграбил его. Разрушения не избежал и иерусалимский храм, возведенный мудрым Соломоном в годы расцвета своего правления. Храм, олицетворявший присутствие Бога в Иудее и его величие, был сожжен до основания.
Все жители были пленены. Только самым бедным людям захватчики позволили остаться на своей родине, чтобы возделывать поля и обрабатывать виноградники. Итак, оказалось, что пророк иудеев был прав, и все несчастья, предсказанные им, сбылись. Иеремия стал очевидцем того, как исполнилась воля Бога. Пророк Иеремия не покинул Иерусалима. Он горько оплакивал незавидную участь города и людей, которые отреклись от Божьей помощи. Однако Бог не отвергнул иудеев и не послал беды на все человечество. Семьдесят лет предстоит провести иудеям в плену, и только после этого они смогут возвратиться. Но их ждет великая радость - Рождение Божественного Спасителя.
2. Главный пророк иудаизма
ЗАПОВЕДИ МОИСЕЯ, ДАННЫЕ ЕМУ БОГОМ НА СИНАЙСКОЙ ГОРЕ
1.?Я Господь, твой Бог, который вывел тебя из Египта, из неволи. Пусть у тебя не будет никаких богов, кроме Меня.
2.?Не делай себе изваяний божества – никаких изображений того, что вверху на небе, того, что внизу на земле, или того, что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Господь, твой Бог, – ревнивый Бог. За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, внуков и правнуков. А потомкам тех, кто Меня любит и исполняет Мои повеления, Я и в тысячном поколении воздаю добром.
3.?Не произноси попусту имя Господа, Бога твоего. Господь не оставит безнаказанным того, кто так делает.
4.?Помни, что суббота – священный день. Шесть дней работай, занимайся делами, а седьмой день – суббота: он принадлежит Господу, твоему Богу. Работать в этот день нельзя никому – ни тебе, ни сыну твоему, ни дочери, ни рабу твоему, ни рабыне, ни твоему скоту, ни переселенцу, что живет в твоем городе. Ибо за шесть дней Господь создал небо и землю, и море, и все, что их наполняет, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Господь субботний день и сделал его священным.
5.?Чти отца и мать, чтобы долгой была твоя жизнь на той земле, которую Господь, твой Бог, тебе дарует.
6.?Не убивай.
7.?Не прелюбодействуй.
8.?Не воруй.
9.?Не давай лживых показаний против ближнего.
10.?Не желай отнять чужой дом, не желай отнять чужую жену, чужих рабов и рабынь, чужих быков и ослов – ничего чужого.
Ветхий Завет. Исх. 20: 2-17
Речь идет о Моисее, величайшем пророке всех времен и народов, с которым Бог разговаривал, говоря нашим языком, «онлайн» или по выражению Библии – «как человек говорит с другом своим». Полагают, что по причине близости к Высшему духовному существу его лицо постоянно сияло, притом не только метафорически, но и в прямом смысле.
Наиболее почитаем Моисей, или на иврите – Моше, у израильтян, где он считается одним из основателей и распространителей иудаизма. Моисей уважаем и в христианстве, как автор первых пяти книг Библии – Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) и десяти заповедей. Столь же почитаем Моисей (Муса) и в исламе, как пророк и собеседник Аллаха.
Моисей – одна из самых таинственных личностей Ветхого Завета. Сомнений в его реальном существовании нет, однако наличие большого количества фантастических событий, которыми полна его биография, заставляет усомниться во многих из них. Тем не менее здесь мы должны рассказать и об этом, и пусть читатели сами решают, где правда, а где вымысел.
Существуют разночтения относительно того, когда жил Моисей и в какое время он совершил те или иные очень важные для израильтян поступки.
Так, например, согласно иудейской традиции Моисей родился в Египте в XV или в XIII веке до н. э. во времена царствования фараонов Эхнатона, Рамзеса II или Мернептаха. Свое имя он получил не сразу, а несколько позднее от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, и оно означает «взятый из воды». Согласно преданиям, в древности израильтяне были в полном подчинении у египтян как их рабы. Они выполняли самые тяжелые и неприятные работы, практически ничего за это не имея. Тем не менее каторжный труд не сократил численность израильтян – напротив, их количество множилось. Фараон, испугавшись, что когда-нибудь они приобретут могущество и предъявят счет своим поработителям, распорядился утопить в Ниле всех новорожденных иудейских младенцев мужского пола. Родителям Моисея удалось некоторое время прятать своего новорожденного сына, но это было очень опасно. В любой момент слуги фараона могли услышать плач ребенка в хижине. А поэтому мать Моисея, желая уберечь его от неминуемой смерти, положила младенца в просмоленную корзину и пустила вниз по реке, надеясь, что кто-нибудь его да спасет. Его, действительно, спасла дочь фараона, пришедшая искупаться. Не имея своих детей, она взяла на воспитание Моисея как своего сына, дав ему блестящее для того времени образование.
Моисей знал, какого он рода, а поэтому его всегда печалило положение соплеменников. Однажды он был настолько рассержен жестоким поведением египтянина-надсмотрщика по отношению к рабу-иудею, что в порыве ярости убил изувера. Опасаясь, что об этом узнает фараон и накажет его, Моисей бежал в землю Мадиамскую, находящуюся на территории современной Аравии. Там он прожил сорок лет, работая пастухом у священника Иефора, на дочери которого он потом и женился.
Однажды он завел свое стадо далеко в пустыню к горе Хорив (Синайская гора), где ему явилось чудо. Он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. В то же время из куста раздался голос: «Моисей! Моисей! Сними свою обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл свое лицо руками потому что, согласно поверьям, тот, кто смотрит на Бога, немедленно ослепнет.
Господь продолжил свою речь из куста: «Я увидел страдание народа моего в Египте и хочу избавить его от произвола египтян, чтобы вывести его в хорошие и просторные земли, где течет молоко и мед. Иди к фараону и выведи из Египта сынов Израилевых…»
Однако Моисей засомневался, что он достоин такой высокой участи и ответил Богу: «Кто я такой, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?»
И тогда Бог сказал: «Я буду рядом с тобой, и вот тебе знак, что я послал тебя: когда ты выведешь народ мой из Египта, то вы совершите моление на этой горе…»
Но Моисей продолжал настаивать: «Ну, хорошо, вот я приду к своим соплеменникам и скажу, что Бог послал меня к ним. А поверят ли мне они? А если они спросят как имя Бога?»
Тогда Бог изрек: «Я есть Сущий. Так и скажи сынам Израилевым. Дескать, Сущий Иегова послал меня к вам. Этого будет достаточно»…
Однако фараон, аудиенции с которым добился Моисей, принял его за авантюриста и прогнал пророка. И когда Бог узнал об этом, то сильно рассердился, поочередно обрушив на Египет десять бедствий, известных как десять казней египетских. После каждой такой «казни» Моисей повторял просьбу, но фараон упорствовал. Сопротивление правителя было сломлено только после десятой «казни», заключающейся в смерти всех первенцев египтян – от фараона до последней рабыни. После этого фараон и его окружение сами потребовали, чтобы иудеи как можно скорее ушли из Египта. Правда, вскоре фараон спохватился, поскольку он терял бесплатную рабочую силу, и решил вернуть рабов. Для этого он отправил вслед беглецам свое войско, чтобы принудить их к возвращению, а если рабы будут противиться – истребить их всех…
Вскоре скитальцы достигли берегов Красного моря и остановились, не зная, что делать дальше. И тогда Бог повелел Моисею протянуть руку к морю, в результате чего его воды разошлись, обнажив дно, по которому беглецы перешли на другой берег. Но когда воины фараона попытались сделать то же самое – воды моря снова сомкнулись, и множество всадников утонули вместе с лошадьми…
Начались тяжелые сорокалетние странствия по пустыне, где не было ни воды, ни пищи. Однако Бог щедро снабжал путников манной, которая падала прямо с неба, а когда им хотелось пить, Моисей, опять-таки с помощью Бога, превращал горькую и соленую воду из местных озер в пресную, а также с помощью волшебного жезла высекал воду для питья из скалы.
Через годы гнетущих блужданий народ вышел к Синайской горе. Моисей взошел на ее вершину и находился там целых 40 дней, все это время общаясь с Богом. О чем они беседовали – никто не знает.
Израильтяне, решив, что их вождь уже не вернется, возродили языческий культ золотого тельца. Однако спустившийся с горы Моисей, увидев это, в бешенстве разбил принесенные с собой скрижали (каменные доски) и уничтожил скульптуру золотого тельца, после чего вновь вернулся на гору для общения с Богом. Иегова, узнав, что творит избранный Им народ, решил наказать их подобно тому, как Он это делал с египтянами, но Моисей с трудом уговорил Его. Успокоившийся Моисей с просветленным лицом спустился с горы с новыми скрижалями. На них были выгравированы десять заповедей, впоследствии ставших основой законодательства Моисея (Торы). Считается, что именно с этого времени сыны израилевы стали по-настоящему единым народом – евреями. Здесь же на горе Моисей получил и другое указание от Бога, как построить скинию – передвижной храм в виде палатки для хранения скрижалей и богослужения.
В конце своих многотрудных странствий народ Израилев опять начал роптать и возмущаться. Чтобы пресечь волнения Бог напустил на толпу ядовитых змей, после чего беспорядки прекратились.
Однако ступить на землю обетованную самому Моисею так и не удалось, он умер незадолго до этого в возрасте 120 лет. Местом его захоронения считается гора Нево, с которой Мои-сей незадолго до кончины увидел желанную землю.
Согласно историческим хроникам будущая «земля обетованная» была к тому времени уже плотно заселена ханаанами, которые были частично изгнаны, а частично уничтожены вторгшимися сюда иудеям в середине II тысячелетия до н. э., образовав объединенное царство Израиля и Иудеи.
Из книги Роза о тринадцати лепестках автора Штейнзальц АдинГлава VII. Образ человека в символике иудаизма. Одним из постулатов, под влиянием которых сформировался еврейский ритуал служения Всевышнему, был абсолютный запрет на изготовление статуй и масок, восходящий ко второй из десяти основополагающих заповедей Всевышнего.
Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена ПетровнаАстральный пророк Перевод – К. Леонов Каждый образованный англичанин слышал имя генерала Ермолова, одного из величайших военачальников нашего века, и если он вообще знаком с историей Кавказских войн, то он должен знать о подвигах одного из главных победителей этой
Из книги Оккультный рейх автора Бреннан Джеймс Херби Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова НаинаЧисло-пророк И еще один аспект нумерологии – числа, помогающие нам и мешающие. Давайте опять считать! А ведь интересно, правда? Столько нового о себе узнаешь, а сколько неприятного, но правдивого…Число-пророк крепко связано с судьбой человека, постоянно напоминает о себе
Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт КристоферГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РОЖДЕНИЕ ИУДАИЗМА
Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис АннаНепризнанный пророк ПО ЗАВЕТАМ ЦЗОН-КА-ПЫ О просветительской деятельности сотрудников Белого Братства Махатма М. говорил Е. И. Рерих:«Урусвати знает, что Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, дальние миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии,
Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил МихайловичХУДОЖНИК-ПРОРОК 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой еще при жизни. Николай Константинович Рерих - мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель,
Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт КристоферПророк Магомет По традиции автором Корана считается основатель ислама Магомет. Датировка Корана XIV веком это полностью отвергает и, вообще, ставит под сомнение существование такого лица. Рассмотрим поэтому вопрос об историчности личности Магомета подробнее.В отличие от
Из книги Роза о тринадцати лепестках автора Штайнзальц Адин7. ДВА КУЛЬТА ИУДАИЗМА
Из книги Учение жизни автора Рерих Елена ИвановнаГлава VII. Образ человека в символике иудаизма Одним из постулатов, под влиянием которых сформировался еврейский ритуал служения Всевышнему, был абсолютный запрет на изготовление статуй и масок, восходящий ко второй из десяти основополагающих заповедей Всевышнего.
Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович[Духовные знания иудаизма] Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно древним
Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий ДмитриевичПророк Зороастр (Заратуштра)
Из книги Бог в поисках человека автора Кнох ВенделинГарри-пророк Местной породы морской крокодил по прозвищу Гарри точно указал будущего президента Австралии. Процедура предсказания осуществлялась в городе Дарвин на севере страны, где в зоопарке находится Гарри. Крокодилу предложили две одинаковые тушки курицы, к
Из книги автораСпящий пророк Однако подлинный дар ясновидения у Эдгара Кейси проявился, когда в состоянии транса он начал рассказывать о прошлом и будущем стран и континентов. Это произошло у него чисто случайно. Однажды после назначения лечения очередному клиенту Кейси не проснулся,
Из книги автораб) По поводу иудаизма В «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям» II Ватиканского Собора в главе 4, посвященной отношению Церкви к иудаизму, имеется, среди прочего, следующая констатация: «Церковь не может забыть, что она приняла откровение Ветхого