Перестаньте думать, что вы грязные и окаянные! Как избавиться от греха.

Грех это яд, который отравляет и тело, и душу. Грех захватывает и подчиняет, он разрастается подобно раковой опухоли. Господь призывает нас бороться с грехом, используя самое острое орудие, которое у нас есть – молитву. Сильная молитва от грехов способна противостоять самому дьяволу. Ведь именно он побуждает нас к греху, его основная тактика — сделать нас слепыми по отношению к . Мы склонны не замечать своих грехов или преуменьшать их. Православная молитва от грехов к Господу Богу способна открыть нам глаза на то, насколько отвратителен наш грех. Осознание этого позволяет предпринять самые решительные меры в искоренении порока.

Как именно помогает христианская молитва избавления грехов

В Библии сказано, что всякий верующий во Христа получает прощение грехов Его именем. Для того чтобы получить отпущение нужно покаянной молитвой просить об избавлении от грехов. Избавиться от грехов не так легко, порочные привычки очень прилипчивы и просто так не отпускают. Если у вас не получается – к своей ежедневной молитве очищения от грехов присоедините просьбу о Божьем наставлении и помощи в этом непростом деле. будет услышана, и милосердный Господь просит нас. Для того чтобы впоследствии не навлекать на себя бед и страданий, и не повторять прошлых забытых ошибок, нужно научиться соблюдать Божьи заповеди

Сильная молитва от забытых грехов

Все люди грешники. У каждого из нас есть грехи, о которых мы давно забыли, есть те, которые, из–за грубости чувств и духовной расслабленности, мы и за грехи то не считаем. Но от того, что мы забыли или не осознаем, грех наш меньше не становиться, он тяжким грузом отягощает душу. Сильная молитва от забытых грехов Варсонофию Великому очищает и от непосильного груза.

Православный текст молитвы о покаянии в грехах

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мздоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: пришедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Меня мучает один грех, грех страшный, я обещаю, что не буду больше его совершать, но начинается новый день, и я опять к нему приступаю! Как мне от него избавиться и не гневить Господа нашего Иисуса Христа? Понимаю, что у меня не хватает силы воли от него избавиться!

студентка

Уважаемая Ксения, один на один редко кто может победить грех, но христианин в этой борьбе не один. У него есть в этой борьбе Великий Воевода, уже победивший и грех, и смерть, - Сам Иисус Христос, к Нему и нужно обращаться за помощью. Есть и способы, чтобы обратиться к Богу, принести свою решимость исправиться и скорбь о собственной немощи - Исповедь и другие таинства Церкви, в первую очередь - Причастие Святых Христовых Таин. Нет греха, который побеждал бы долготерпение и милосердие Божие. А путь к тому, чтобы грех не лежал неподъемным грузом на нашей душе, для всех нас один: крепко и бескомпромиссно осудить себя за имевшее место и устремиться к таинству Покаяния (Исповеди), с готовностью без утайки рассказать все, что было и что лежит грузом на нашей совести, и с готовностью принять ту епитимью, которая может быть на нас за этот грех наложена.

Если грехи в нашей жизни повторяются, не следует отчаиваться. Если мы отчаиваемся, это значит, что мы надеялись только на себя, а не Бога, в деле борьбы с грехом. Не смущайтесь рассказывать на Исповеди о том, что желание грешить к Вам возвращается. Не только можно, но и должно идти на покаяние с теми грехами, которые возникли вновь в Вашей жизни, даже если они повторились. Пока мы будем каяться в них, пока мы не будем опускать руки, отлагая намерение бороться с ними, есть надежда. А если скажем, что никуда от этих грехов не денемся,— тут и будет наше поражение и победа лукавого.

Грех - это беззаконие, непослушание Богу. Сколько горя, слез и страданий приносит он людям! "...Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека" (Мрк.7:21-23). Это только часть грехов, на которые способны люди.

Я хочу указать, как действует грех, чтобы легче было с ним бороться, побеждать и быть счастливым.

Грех влечет человека. Бог хотел остановить злобу Каина, удержать его от пролития невинной крови, призывал к господству над грехом, давал возможность быть победителем, но огорчение Каина было так велико, что утихло только после убийства брата.

Грех лежит у дверей каждого сердца и ищет повода проскользнуть внутрь (Быт.4:7). Стоит только оставить щель - греховную мысль - он тут же врывается, оскверняет совесть и разлучает с Богом.

У двери сердца Ахана греху, по-видимому, недолго пришлось стучать. Ему он широко открыл вход и даже полюбил его присутствие. Ахан шел к гибели по ступеням: увидел, полюбилось, взял и спрятал (Нав.7:21).

Первое, что делает грех - это овладевает нашим вниманием, привлекает нас что-то мы увидели, о чем-то услышали - и наш взор уже пленен. На этой стадии еще можно остановиться, отвернуться и уйти. Апостол Павел говорит: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру..." (Рим.12:9). Но если мы залюбовались грехом, начинаем его рассматривать, обдумывать: действительно ли он греховен, а, может быть и нет, - в таком случае грех уже вошел в сердце, и это уже вторая стадия.

Напрасно некоторые думают, что грех всегда отвратителен. Если бы это было так, люди не тянулись бы с жадностью к нему. Грех несет временное наслаждение сначала он очаровывает, доводит до высшего накала желания и только потом ужалит, как змея, разрушит здоровье и погубит.

"Я взял" - третья стадия. Борьба был окончена, в сердце Ахана грех взял верх ему отдано предпочтение, страх Божий отвергнут - душа разобщена с Богом. После этого человеку ничего не остается делать как скрываться от всевидящего ока Господнего. Это самая страшная ступень - "я спрятал".

Грех имеет силу до тех пор, пока о нем молчат, хранят в тайне. Человек, скрывающий грех, никогда сам не победит его сколько бы ни прилагал усилий. "Человек виновный в пролитии человеческой крови будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его" (Прит.28:17).

"Грехи мои всегда предо мною", - говорит Давид. Дело в том, что человек не может забыть своих преступлений. То в том, то в ином образе грех снова и снова предстает и жжет оскверненную совесть.

Дух человека принадлежит Богу от самого рождения, когда же грех разделил нас с Богом, мы томимся в разлуке. Мир с его удовольствиями не удовлетворят нас. Только в Боге успокоится душа наша. До тех пор пока мы скрываем свои грехи, мы находимся в ужасном состоянии: ветшают кости от вседневного стенания, свежесть исчезает, как в летнюю засуху, потому что гнев Господа тяготеет над нами. У Давида, когда он открыл Богу свой грех, появилось желание молиться, благодарить Бога, переносить взыскания, терпеть уничижение.

Слово Божье говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией..." (Рим.3:21-24). Все пережившие тяжелую борьбу с грехом готовы повторить вместе с Апостолом Павлом горькие слова: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?!"

До 23-х лет я не знал живого Бога, мучился в рабстве греха. Пьянство, курение, гордость и другие пороки разъедали мою душу, я томился, не находил покоя, ничто мирское меня не удовлетворяло. Особенно мучило пьянство. Несмотря ни на какие обещания, клятвы, я не мог одержать победы: вечером раскаиваюсь, казню себя, а утром делаю то же. Мне уже опротивела жизнь, и я решил покончить самоубийством. Слава Господу, что в это тяжелое время я встретился с верующими и они мне указали на избавление от греха - через веру в живого Бога Господа нашего Иисуса Христа. Эта вера освободила меня от власти греха, от вины греха, и душа моя запела Богу песнь хвалы: "Да, я спасен! Спасен я от блужданий!.."

С тех пор стоит мне увидеть пьяного человека - мое сердце переполняется состраданием к несчастному грешнику, находящемуся в рабстве греха: сколько он причиняет зла себе, семье и не знает, что есть избавление от этого порока - в Крови Иисуса Христа.

Человек несет наказание за сделанный грех, над ним довлеет власть греха, его томит присутствие греха. Чтобы избавиться от наказания за грехи, нужно раскаяться перед Богом. Но избавиться от власти греха невозможно без глубокой веры во Христа. От присутствия же греха мы будем избавлены только на небе.

До смерти Христа грех людей очищался жертвенной кровью животных.

В Евангелии Матфея мы читаем: "...Иисус... спасет людей Своих от грехов их" (1:21). Пророк Исаия говорит: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... ранами Его мы исцелились" (53:5). - Вот где победа над грехом! Вот в чем исцеление от греха - в Голгофской Жертве Спасителя нашего Иисуса Христа.

Христос пришел спасти пьяниц, развратников, гордецов - всех несчастных грешников. "Не здоровые имеют нужду во враче, а больные". Кто сознает себя безнадежно больным грешником, тот получит прощение грехов. Смотрите, какая перемена произошла с грубым, скупым Закхеем после того, как он осознал себя грешником. "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо"! Это не только красивые слова. Без сомнения, Закхей так и поступил, - вот какое перерождение производит вера в Иисуса Христа.

Бог избавляет нас не только от вины греха, но и от власти греха, от наших ужасных характеров. Гордецов Он превращает в смиренных, скупых делает щедрыми, завистливых - довольными, раздражительных - спокойными.

Кто хочет, чтобы власть греха была совершенно побеждена в нем; тот должен сораспяться Христу, как сказал Апостол Павел (Гал.2:19). Грехи нашего характера Христос вознес на Голгофский крест. Как от вины, так и от власти греха может избавить только живая вера в Кровь Иисуса Христа. Не будет этой веры - вы не сможете сораспяться Христу, и тогда грех будет жить в вашем сердце. Грех уходит из сердца сораспявшегося Христу, этот человек не знает влечений ни к какому греху, сердце его преисполнено молитвой благодарности Богу за совершенную победу.

Хочу напомнить еще о неверном покаянии, которое не приносит человеку никакой пользы: ни прощения, ни духовной свободы, ни покоя.

Адам признал, что согрешил, но не судил себя, а обвинял Еву и Бога, Который дал ему такую жену. Бог оказался виновным в согрешении Адама (!) - вот к чему приводит неправильное покаяние.

Всякий, кто в своем грехе винит обстоятельства, ближних - не знает что такое истинное покаяние и не покаялся еще вообще. Можно ли сказать, что раскаялся в своем грехе Ахан, хотя он и произнес слова: "Точно, я согрешил пред Господом... и сделал то и то" (Нав.7:20)? Истинно кающегося Бог милует, Ахана же с семьей побили камнями, сожгли и набросали на него большую груду камней.

Почему исповедание не принесло Ахану избавления? Почему все общество так жестоко осудило его? - Вор, когда бывает застигнут на месте преступления, не отказывается от содеянного, но это вовсе не означает, что он раскаивается. Ахан не судил себя и надеялся, что все обойдется благополучно.

Напрасно скрывать грех. Сколько бы мы его не таили, он всплывет наружу. Давид пытался замаскировать грех, но бесполезно. Анания с Сапфирой продумали, кажется, все до деталей, как скрыть грех, но не смогли ввести в заблуждение Апостолов.

А вот еще один пример: Саул не скрывал своего греха, и, тем не менее, погиб не раскаявшись. Он также не судил себя, не сознавал своего падения. Он винил народ, что стал разбегаться, упрекал Самуила за его долгое отсутствие. К тому же собственный авторитет для Саула был дороже спасения и жизни вечной. Какая польза, что он остался царем до смерти, но без Бога? - Сколько он преследовал Давида!

Люди, преисполненные гордостью, зачастую не могут встать на путь истинного раскаяния. Трудно покаяться занимающим высокие духовные посты - дьявол пугает их потерей авторитета. Один человек справедливо сказал: "Никогда не бывает так гениален человек, как в оправдании себя". Будем помнить: если мы оправдываем себя, то Бог обвиняет нас. Блаженны и воистину счастливы те люди, которые судят себя!

Напомню еще об ужасном покаянии Иуды. Три с половиной года изо дня в день он ходил с Самим Спасителем, но не мог сознаться в запинавшем грехе. Сколько раз Христос прикасался к его совести открытым словом обличения, хотел вызвать его покаяние, но у Иуды не было сознания вины. Когда же он предал Сына Божьего, "увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную" (Мтф.27:3-4).

Иуда каялся не перед святым Христом, против Кого он тяжко согрешил, а перед теми, с кем был в сговоре, с кем делал величайшее преступление. Что дало это покаяние Иуде? - Он удавился. Вот что значит откладывать покаяние, быть неискренним и бояться сознаться в грехе.

Но, дорогие мои. Бог никогда не будет насильно избавлять нас от греха. Он прощает, милует и спасает тех, кто добровольно идет к Нему с сокрушенным и разбитым сердцем. Бог хочет полностью завладеть нашим сердцем, но, если мы не пожелаем очиститься от скверны плоти и духа, силой Он делать этого не будет. Если же призовем имя Его, как Давид, Закхей, - Бог совершит Свою очистительную работу, поселится и принесет в наши сердца полный мир, радость, блаженство.

Люди, получившие победу над грехом через живую веру в Господа Иисуса Христа, преисполнены хвалой Богу и восклицают вместе с Апостолом Павлом: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1Кор.15:57).

Будем всегда благодарить Бога за искупительную Жертву - Иисуса Христа! Взирайте на Голгофский крест, потому что там наше спасение.

Апостол Павел понял, в чем истинная сила христианина, поэтому проповедовал только Христа Иисуса распятого.

В борьбе со грехом нас могут постичь различные испытания, трудности, а может быть даже скорби и гонения, - все равно будем взирать на нашего Спасителя, Который сражался до крови и умер на кресте, чтобы спасти нас.

Пусть это слово силой Божьей произведет в ваших сердцах благодатное действие, чтобы каждый победил грех, освободился от вины и власти греха и со всеми святыми удостоился славить и благодарить Бога не только на земле, но и на небе, где мы будем избавлены от присутствия греха.

1. Вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, вы не знаете, что делать, как жить дальше? Во-первых, не впадайте в эмоции, отнеситесь к ситуации разумно. Аллах Всевышний создал человеческую натуру несовершенной, мы не можем не совершать грехи, это наша неотъемлемая часть.

В хадисе сказано: «Клянусь Аллахом, благодаря могуществу и воле которого я живу! Если бы вы не совершали грехов, то Аллах Всевышний заменил бы вас на другой народ, который бы совершал грехи, а затем просил бы прощения у Аллаха. И Аллах простил бы их (таким образом, проявляется то, что Аллах является Прощающим)».

Самое первое, что нужно вам сделать после совершения греха – это принять и осознать свой грех . Многие люди совершают запретное, даже не подозревая, что они делают что-то не так. Осознание своего греха – это уже признак веры в вашей душе, непринятие сердцем того, что неприятно Всевышнему. Если закрывать глаза на свои грехи то, они последуют один за другим, что человек просто перестанет различать хорошее от плохого.

Вы совершили грех, но не отчаивайтесь! Милость Аллаха настолько безгранична, что все можно исправить ! Аллах даровал ключи к своему прощению. Теперь вам нужно провести «работу над ошибками» и все исправить.

2. Никому не рассказывайте о своем грехе

Аллах скрывает по своей милости наши грехи, они остаются только между нами и Всевышним. И в этом благо. Ваш грех – это то, что вы должны решать между собой и Аллахом. Между Всевышним и человеком нет посредников, и смысла в раскрытии своих грехов людям нет.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха».

3. Осознайте пагубность своего греха

Только подумайте о всем том, чего лишила вам ваша минутная слабость, ваш порыв, ваш нафс, ваша ошибка. Пересчитайте все то, чего вы лишились из-за своего греха. Самое главное из этого то, что вы совершили то, чем Аллаха Всевышний недоволен. Грехи лишают нас удела, уменьшают пропитание, отдаляют от Аллаха, Его милости. К тому же, один грех влечет за собой другой. Учитывая все это, возненавидьте всей душой то деяние, которое лишило вас стольких благ и усложнило ваше положение.

4. Перестаньте совершать этот грех

Самая главная «практическая» работа над своей ошибкой заключается в том, чтобы перестать делать то, что отдаляет вас от довольства Аллаха. Ведь нет смысла ни в покаянии, ни в чем другом, пока человек не перестает совершать то, что не является благом.

«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

5. Не отчаиваться в милости Аллаха

Ваша ошибка – ваш грех – это не повод для уныния, и отчаянию, тем более в милости Аллаха, это повод стать еще ближе к Создателю. Ведь, если человек будет ходить постоянно осуждая и виня себя, он не будет видеть смысла в жизни и будет неблагодарен Аллаху. Это совершенно неверная позиция. Грехи должны нас огорчать и расстраивать, но не должны заставлять опускать руки, а наоборот – будить больший энтузиазм в стремлении обрести довольство Аллаха. Нас будучи верующими характеризует то, как мы относимся к своему греху, и то, как мы справляемся. Даже в самом плохом важно находить благое, а в этом случае – это возможность обрести прощение Аллаха, и извлекать урок на всю оставшуюся жизнь.

6. Дуа прощения

Совершите омовение и произнесите дуа прощения, форм которых очень много. Такими могут быть:

Субханака-Ллахумма уабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк («Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние»).

Аллахумма дж"альни мина-ттаууабин уадж"альни миналь-мутатаххирин («О Аллах! Сделай меня в числе кающихся и сделай меня в числе очищающихся»).

Просите Аллаха о прощении на любом языке, в любое время и месте, вслух или про себя. Аллах – Слышащий и Знающий.

«Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!”».

7. Совершите покаяние

Самый важный этап в контексте совершения грехов – это искреннее раскаяние и совершение покаяния. Праведники говорили: «Истинное покаяние - это произнесение слов покаяния языком, раскаяние сердцем и решимость никогда больше не возвращаться к греху. Если человек покается таким образом, Аллах простит его грех, даже если он был большим. Потому что Аллах прощающий».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый сын Адама совершает грехи, но лучший из них тот, кто совершает покаяние».

В хадисе Пророка Мухаммада (мир Ему) говорится: «Тот, кто совершает искреннее покаяние в своих грехах, как будто бы не совершал их».

Покаяние – большое благословение, и радость, дарованная верующим, которые даже после совершения запретного, при раскаянии могут стать абсолютно чистыми.

8. Попросите прощения у обиженного

Если ваш грех связан с тем, что в причинили боль, оскорбили или унизили другого человека, то очень важно попросить прощения у него. Наша религия удивительная, она призывает к миру и добру, она не терпит разногласий, она стороне согласия и спокойствия. Также в этом случае, обидчику нужно просить прощения у обиженного, а обиженный должен простить его. Так предписания ислама устанавливают порядок. Это становится ясно из хадисов:

«Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него».

«Прости человека, который сделал тебе зульм, то есть притеснение».

«Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».

9. Сделать хорошее после греха

«Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние».

10. Совершите тауба-намаз – это намаз покаяния

«Если человек совершает грех, встает для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его».

Совершается в количестве двух ракаатов.

З дравствуйте, дорогие наши посетители!

Греховный дух уныния, время от времени, охватывает (за редким исключением) душу каждого человека. Уныние, в буквальном смысле слова, отравляет жизнь, подкидывая порой опасные суицидальные мысли… С этим страшным духом нужно бороться в самом начале его появления.

Одна православная женщина задала следующий вопросы:

Е сть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния? Можно ли скорбеть, не унывая? Как избавиться от уныния?

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Ч тобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся…

Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не отчего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство.

Порой бывает, проживет человек долгую – 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

— Можно ли скорбеть, не унывая?

— Уныние – это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние. Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь – умерла сестра. Я ей: «Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось – не ломалось, то куда бы все девалось? Все люди рождаются и умирают».

У меня мама умерла на руках. Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать? Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла – наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле. Некоторые могут подумать: «Какое у него жестокое сердце!» Конечно, была скорбь, но рассудил, что лучше радоваться ее благой кончине, чем плакать.

— Как избавиться от уныния?

— Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, – благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние.

Особенно часто в унынии тот, кто не раскаян в грехах – душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: «А я каюсь! » Каяться на словах, одним языком – это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра: «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Пет.2:22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…

Наш путь христианский – ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: «Всю жизнь ты болтал – теперь хватит! Принимайся за дело – читай молитву. Не хочется? Заставлю!»

Если уныние только пришло, только началось – открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить – если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает – и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить.

Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа – сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий, и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели – уже из келий насильным путем вытаскивают! » Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: «Господи, что же Ты не помогаешь?» А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог» .

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону – бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив» . И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его… Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед».