Отпечаток Христа на Туринской плащанице (с фото): миф или реальность.

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.

Для западноевропейского обывателя второй половины XIV в. она появилась «неизвестно откуда» в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников. Тогда же возникли сомнения в ее подлинности. Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д"Арси, получил от папы Климента VII разрешение выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя.

Одна из наследниц графа де Шарни подарила Плащаницу своей подруге герцогине Савойской, супруг которой, Людовик I Савойский, построил в городе Шамбери прекрасный храм для реликвии. Впоследствии Савойская династия воцарилась в Италии.

Хотя в разных городах показывались подложные плащаницы, но только эта воспринималась массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали, – изображение оставалось.

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в. революционные войска Франции под командованием Бонапарта разрушили собор в Шамбери, где некогда хранилась святыня, а Турин оказался в стороне от всех бурных событий и до сих пор хранит святыню всего христианского мира.

История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих – погребение и воскресение Христа, а для всех – явление ее безбожному миру на пороге XX в.

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

«Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо» .

Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX в.?

Это было время, когда человечество отходило от веры. Мировоззрением становилась наука, развивалось убеждение, что в будущем, притом скором, по математическим формулам можно будет рассчитать движение всех частиц вселенной во времени и пространстве. В разговорах часто употреблялась формула «наука доказала». В разговоре с митрополитом один очень самоуверенный молодой человек сказал: «А Вы знаете, Владыка, что наука доказала, что Бога нет?» Митрополит ответил: «Царь Давид тысячелетия назад писал: Рече безумец в сердце своем несть Бог” .

Со второй половины XIX в. заметно усилились антихристианские выступления в дворянских и интеллигентских салонах, в лекториях и печати. Широкое распространение получили и работы протестантских теологов, профессоров и доцентов (Штрауса, Фердинанда и Бруно Бауэров), отрицавших божество Иисуса Христа. Кроил Евангелие по своему уразумению Лев Толстой, заветной мечтой которого было основать новую религию. Образ сентиментального моралиста, любодея и любимца женщин рисовал Ренан в своей некогда очень популярной книге «Жизнь Иисуса». Он, как и Толстой, отрицал Божественность и чудеса Христа. Его произведение наш выдающийся духовный писатель епископ Михаил (Грибановский) назвал «Евангелием мещан». Успех этих и других подобных работ объясняется тем, что многие в обществе в своем земном самодовольстве и человеческой гордости не хотели принять Божество Господа нашего Иисуса Христа и Его чудеса, которые не в состоянии была объяснить детерминистская наука XIX и начала XX веков. Считалось, что миф о Христе возник вокруг исторической личности Иисуса из Назарета, – идея старая, берущая свое начало от первых веков, в частности, от Цельса.

Но вершиной всей этой антихристианской якобы научной литературы были труды профессора теологии и истории Дрэвса. Он доказывал, что и никакого Иисуса из Назарета не было, что Христос и другие евангельские персонажи вроде Пилата и т. д. – это мифические личности без каких-либо реальных исторических прообразов, что Христос – это народный миф о Солнце. Его книга встретила радостно-сочувственный прием в широких кругах общества. Долгое время в советских изданиях и школах утверждалось: наука доказала, что Христос – это миф.

Пользуясь методом Дрэвса, остроумный француз Прево с еще большей логической убедительностью доказал, что Наполеон – французский народный миф о могуществе и испепеляющей силе Солнца. В самом деле! Он взошел на востоке от Франции (родился на о. Корсика), закатился в Атлантическом океане (умер на о. Святой Елены), имел двенадцать маршалов, что означает двенадцать знаков Зодиака. Он даже воскресал – известные 100 дней Наполеона. Дрэвсу поверили, – работу Прево кое-кто воспринял как пародию на сочинение Дрэвса, – слишком близок был Наполеон, – для большинства эта работа осталась неизвестной. Изощренный и язвительный Цельс (конец II в.) в своем капитальном труде против христианства не дерзал утверждать, что Иисуса из Назарета не было: слишком близок для его эпохи был . Во всей противохристианской литературе последних двух-трех веков новым является только полное отрицание историчности Иисуса из Назарета, а заодно и Пилата.

Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: «Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос – миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу», – как бы говорит нам любящий нас Христос.

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: «Христос пришел к нам в дом». В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница).

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов . Кто-то назвал Туринскую плащаницу «Пятым Евангелием».

Туринская плащаница подтверждает справедливость изречения английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561–1626), что малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему. Многие ученые на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими. Одним из первых был атеист и вольнодумец профессор анатомии в Париже Барбье, который понял, как врач и хирург, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув ее, как Он проходил после воскресения через затворенные двери. Лишь отдельные специалисты, изучавшие Плащаницу, не приняли воскресение Христа из-за вненаучных причин: воскресения не было потому, что его вообще не может быть.

И вот во время этого нарастающего триумфа, в конце 1988 г. появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода возраст Туринской плащаницы всего 600–730 лет, то есть датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем – 1260–1390 гг.

Архиепископ Туринский принял эти результаты и заявил, что ни он, ни Ватикан никогда не рассматривали св. Плащаницу как реликвию, а относились к ней как к иконе.

Многие с облегчением и злорадством вздохнули: «Миф рассеялся». Хотя неоднократно доказывалось, что Плащаница нерукотворная, снова появились попытки приписать ее кисти Леонардо да Винчи или какого-то другого великого художника . Кроме того, Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. Наконец, на Туринской плащанице нет следов красок, связанных с изображением. Только в одном месте с краю она была слегка испачкана краской, может быть, тогда, когда Дюрер писал с нее копию в 1516 г.

Появилась идея, что средневековые христиане- фанатики разыграли погребение Христа с одним из своих единоверцев и таким образом получили нерукотворное изображение. На эту идею из-за ее абсурдности не обратили внимание даже атеисты.

В связи с радиоуглеродной датировкой встают вопросы: 1) являются ли исходные аналитические данные и проведенные по ним расчеты корректными; 2) как результаты последних соотносятся со всеми остальными данными, прямо или косвенно относящимися к проблеме происхождения и возраста Туринской плащаницы.

1 . Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение II-I вв. до Р.X. и до конца I в. по Р.X. и получили название «дамаск». В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии («богатый человек из Аримафеи» – ), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка передне-азиатского вида.

Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское европейское происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в ХIII-ХIV вв. ткань, сделанная способом, утраченным более тысячи лет назад. Каким же научным потенциалом должны были обладать «мистификаторы» средних веков, чтобы предусмотреть все эти детали, включая даже использование нитей хлопчатника, произрастающего только в Передней Азии.

2 . В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, «лепта Пилата», чеканившаяся только около 30-го г. по Р.Х., на которой надпись «император Тиберий» (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. «Лепта Пилата» датирует наиболее древнюю возможную дату погребения – 30-е гг. по Р.X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками.

Таким образом, характер ткани и отпечаток на Плащанице «лепты Пилата» позволяют определять ее возраст между примерно тридцатыми годами и концом I в. по Р.Х., что вполне укладывается в хронологию Нового Завета.

3 . Свидетельствует о древности Плащаницы и детальная точность соблюдения обряда римской казни через распятие и еврейского похоронного ритуала, которые стали известны в результате археологических раскопок лишь последних десятилетий. Особую научную ценность представляют останки некоего Иоаханна, подробно описанные в труде Дж. Вильсона. Такими знаниями в средние века, конечно, не обладали. Некоторые детали представлялись в средневековье иначе; в частности, вбивание гвоздей не в ладони, как это изображается на иконах, в том числе и средневековых, а в запястье. Отметим, что след от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме и по преданию являющегося одним из гвоздей, которыми был распят Христос. Неужели для создания подлога фальсификаторы изучали гвозди разных эпох и разного назначения или, зная о гвозде церкви Святого Креста, нарисовали соответствующие раны или изготовили подобные гвозди, чтобы распять свою жертву?

4 . Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию каких-либо достоверных исторических упоминаний о Плащанице до 1353 г., когда она была выставлена в храме местечка Лирей. Однако в Византии в отличие от Западной Европы о ней хорошо знали и относились к ней как к величайшей святыне. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы.

В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес».

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра , а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводом для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению. При частых тогда гонениях уничтожали все предметы христианского культа, особенно книги и в первую очередь Евангелия, которые прятались в потаенных местах и вносились для чтения в молитвенные собрания только на краткое время .

После торжества христианства при императоре Константине упоминания о Плащанице довольно многочисленны.

Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. О Святой Плащанице упоминает в своем письме святитель Браулин, епископ Сарагосский.

В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы из Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо, с развитием в Византии иконоборчества (635–850 гг.) и опасностью ее уничтожения.

В конце XI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения». Упоминание об «окровавленной Плащанице Христовой» имеется и в «Каталоге Царьградских Реликвий» настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. император Мануил Комнин показывал ему и королю Иерусалимскому Аморину I Святую Плащаницу Христову, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.

Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти». Мазарита поразило то, что Христос на Плащанице совершенно нагой – такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник.

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами дает летописец IV Крестового похода Ребер де Клари: «И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

После исчезновения Плащаницы из Константинополя ее история полна событиями. То она оказывалась в безвестности, то появлялась неизвестно откуда; ее похищали, она неоднократно горела. Все перипетии ее судьбы в настоящее время подробно прослежены историками .

5 . Изучение состава пыльцы, собранной с ткани Туринской плащаницы и изученной ботаником Фреем, выступившим с докладом в Альбукерке в 1977 г., подтверждает пребывание Святой Плащаницы в Палестине и переносы ее в Византию и Европу. В составе пыльцы преобладают либо собственно палестинские формы, либо встречающиеся кроме окрестностей Иерусалима и в соседних странах (39 видов из 49). Европейские формы представлены единичными видами. Выводы Фрея хорошо согласуются с историческими сведениями о перемещении Плащаницы. Соответствующие карты опубликованы в научных изданиях.

Результаты этих исследований исключают европейское происхождение Туринской плащаницы. Невозможно предполагать, что средневековые фальсификаторы, не имея никаких представлений о современном палинологическам анализе (изучении спор и пыльцы) и опасаясь разоблачений потомками, съездили из Европы в Иерусалим и собрали бы там пыльцу растений, растущих только в окрестностях этого города.

Таким образом, на основании всей совокупности данных, кратко изложенных в пяти пунктах, возраст Туринской плащаницы датируется очень четко: от 30 до 100 г. по Р.Х., и ближневосточное ее происхождение не может вызывать сомнений. Этому противоречат лишь данные расчетов ее возраста по радиоуглеродному анализу.

Рассмотрим же надежность и обоснованность метода радиоуглеродной хронологии применительно к Туринской плащанице. Предварительно отметим, что грубые ошибки в определении концентрации С в ее ткани исключены: анализы проводили три независимые лаборатории, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные кадрами высококвалифицированных специалистов. Вопрос может стоять только о надежности самого метода радиоуглеродной хронологии и возможности его применения к такому объекту, как Туринская плащаница.

Радиоуглеродный метод был разработан в середине 50-х гг. В. Либби и основан на измерении активности углерода С. Последний, по современным представлениям, образуется в высоких слоях атмосферы в результате воздействия космических лучей на атомы азота N. Окисляясь до С0, он поступает в общий круговорот углерода. Благодаря хорошему перемешиванию атмосферы содержание изотопа С в разных географических широтах и на разных абсолютных отметках практически одинаково.

В ходе фотосинтеза С наряду с другими изотопами углерода попадает в растения. Когда организм погибает, он перестает извлекать из воздуха новые порции углерода. В результате из-за радиоактивного распада соотношение С со стабильными изотопами углерода в его тканях меняется. Поскольку скорость распада – величина постоянная, то, измеряя содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно рассчитать по соответствующим формулам возраст образца.

Результаты такого расчета будут правдоподобны при следующих условиях-допущениях: 1) изотопный состав атмосферы при жизни образца был близок к современному; 2) изотопная система образца в то время находилась в равновесии с атмосферной, 3) изотопная система образца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения. Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии.

Однако имеется еще ряд факторов, которые планетарно или локально влияют на концентрацию С в атмосфере, гидросфере и в растительных и других тканях, а следовательно, осложняют и ограничивают применение радиоуглеродного метода в хронологии.

а) Искусственное или природное радиоизлучение. Нейтроны, освобождающиеся в ядерных и термоядерных реакциях, как и космические лучи, воздействуя на N, превращают его в радиоуглерод С. С 1956 г. до августа 1963 г. содержание С в атмосфере удвоилось. Резкое увеличение С началось после термоядерных взрывов в 1962 г.

б) Отмечается связь концентрации С со вспышками сверхновых звезд, а изучение исторических документов и древесных колец показало существенные изменения его содержания во времени. Созывались даже совещания по проблеме «Астрофизические явления и радиоуглерод».

г) Влияние вулканических газов около мест их выходов на удельное содержание С отмечали Л. Д. Сулержицкий и В. В. Черданцев.

д) Существенное влияние на содержание С в атмосфере оказывает сжигание топлива. Так, сжигание искапаемого, то есть очень древнего топлива, образовавшегося многие миллионы лет тому назад, в течение которых радиоактивный углерод С практически весь распался, приводит к снижению его удельной концентрации и в атмосфере (так наз. эффект Зюсса). В результате за счет сжигания ископаемого топлива концентрация С в атмосфере к 2010 г. уменьшится на 20 %. А при проникновении в древние предметы копоти от сгорания более новых изделий возраст первых, определяемый радиоуглеродным методом, оказывается меньше действительного.

Поскольку учесть все факторы, могущие нарушить состояние изотопных систем (не только углеродных), часто бывает очень трудно, то в геологии, например, где методы изотопной хронологии используются весьма широко, для получения надежных методов определения возраста разработана целая система контроля. В ряде случаев расчеты возраста по радиохронологическим методам дают явно абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности геологических и палеонтологических данных. В таких случаях полученные цифры «абсолютной хронологии» приходится не принимать во внимание как явно недостоверные. Иногда расхождения геохронологических определений разными радиоизотопными методами достигают десятикратных значений.

В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода (см. журнал New Scientist, 1989, 8). Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Им были переданы образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители- аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях – в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Все говорит о том, что к расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно, обязательно сопоставляя полученные результаты с другими данными.

Из приведенных рассуждений понятно, почему у специалистов, использующих в своей повседневной работе данные радиохронологических определений, датировка возраста Туринской плащаницы радиоуглеродным методом вызывает много сомнений и вопросов.

Выше были сформулированы граничные условия применимости радиоизотопной хронологии. Рассмотрим, насколько они соблюдаются применительно к Туринской плащанице, учитывая ее историю.

В истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 г. Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница «все та же», неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться равновесие изотопной системы. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигающих ткань.

При этом могло произойти загрязнение Плащаницы за счет углерода, осевшего на нее в копоти от горевших вокруг предметов разного возраста. Однако, как показывают расчеты, чтобы сместить изотопные соотношения ткани начала нашей эры настолько, чтобы в настоящее время ее возраст был омоложен на 1200–1300 лет, в XVI в. нужно было заменить 20–35 % ее состава, чего ни кипячение, ни пожары сделать не могли.

Физик Дж. Картер высказал предположение что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные отпечатки на полотне. Вопрос: чем вызвана радиоактивность Плащаницы? Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа , которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. Конечно, это не был взрыв атомной бомбы, после которого на стенах зданий остались тени исчезнувших предметов. В результате указанных процессов Христос воскрес в новую плоть: он стал проходить сквозь «двери затворенные», чего не делал ранее, и т. п. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях .

Если действительно Воскресение Христово сопровождалось какими-то ядерными реакциями, то изотопные соотношения Плащаницы должны быть нарушены в сторону значительного увеличения содержания С, то есть при попытке датировать ее радиоуглеродным методом ошибка в сторону резкого «омоложения» возраста неизбежна. При таком предположении возникновение изображения и резкое обогащение ткани указанным изотопом является следствием одной и той же причины – Воскресения .

Сомнения в достоверности результатов определения возраста Туринской плащаницы методами радиоуглеродной хронологии высказывал ряд исследователей, предлагая иногда весьма сомнительные объяснения мнимого омоложения ткани.

Из рассматриваемых материалов логически вытекают следующие выводы:

1 . Ткань Туринской плащаницы является материалом, отнюдь не благоприятным для радиоуглеродного датирования, поскольку не может рассматриваться на протяжении своей истории как строго изолированная система, не подвергавшаяся внешним воздействиям.

2 . Изучение ткани и отпечатков монет позволяет с достаточной определенностью датировать возраст Плащаницы в интервале 30–100 гг. по Р.X.

3 . Туринская плащаница имеет ближневосточное, а не европейское происхождение.

4 . Резкое обогащение полотна Туринской плащаницы С и возникновение изображения, исходя из современных научных представлений, вероятнее всего является следствием излучения в момент Воскресения Христова.

Последний из четырех выводов, естественно, должен вызывать сомнения у неверующего читателя. Да и верующие христиане привыкли полагать, что факт Воскресения Христова является объектом чистой веры, сугубо внутренних религиозных переживаний, которые едва ли могут иметь естественно-научное объяснение.

Однако Туринская плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.

Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый крест и приказали нести его на место предстоящего распятия – Голгофу. Таков был обычай: осужденные сами несли орудия своей мучительной казни.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.

Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.

Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрыва израненного тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И. Деляже и атеиста профессора хирургии П. Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: «Друг мой. Он действительно воскрес!» Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал католиком. Таким образом, и медицинско-судебные, и изотопические исследования Туринской плащаницы подводят к признанию факта Воскресения Христа. Все ли это принимают?

Судебно-медицинские, криминологические свидетельства Воскресения принимаются подавляющим большинством синдологов. Часть же специалистов считает, что Воскресения не могло быть потому, что оно вообще невозможно. Они считают, что для объяснения неповрежденности и неразвернутости Плащаницы в момент изъятия из нее Тела необходимы иные рационалистические (то есть материалистически-атеистические) объяснения.

Как было показано, радиоуглеродная хронология не может быть применима к Туринской плащанице как противоречащая всему комплексу хорошо взаимоувязанных исторических данных о ее возрасте. Высокое содержание в ней С, как и самое изображение, по нашему мнению, наряду с другими данными свидетельствуют о воскресении Христовом.

Глубокий смысл заключен в афоризме: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви». Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.

проповедь , что Христос воистину воскрес, и Его заповеди. Он… явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, – свидетельствует апостол Лука, который но тщательном исследовании всего сначала, по порядку описывал все ().

А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: «Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне… случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и склонен преуменьшать эффект событий. Евангельские свидетельства о Воскресении принадлежат именно к этому роду, и в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить» .

Автор трехтомного труда «История Рима» профессор Т. Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: «Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных» .

Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: «Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами» .

Сомневавшемуся в Его Воскресении апостолу Фоме Христос показал на руках раны от гвоздей и рану в ребрах Своих и сказал не будь неверующим, но верующим. Фома воскликнул: Господь и мой! Иисус сказал ему: ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (). Им-то ведь и дается духовно-опытное сердечное познание воскресшего Господа, победы жизни над , постижение Евхаристии.

Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани С, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны не видевшие и уверовавшие (). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его.

И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: «Если Бог существует, – Его надо запретить».

Плащаницу тоже запрещали. В течение десятилетий никаких общедоступных сведений о ней в Советский Союз не поступало. О ней даже не упоминали в антирелигиозных лекциях. Первая публикация о ней в журнале «Наука и религия» (1984, № 9) появилась лишь после поступления в редакцию «провокационных» писем читателей. В ней было множество принципиально важных недомолвок. В последующие годы в названном журнале, а также в других отечественных и зарубежных изданиях публикуется множество мелких статей, в которых отдельным изолированным фактам даются самые невероятные и необоснованные объяснения, а вся совокупность известных данных игнорируется. Один автор утверждает, что «негатив сделала молния», другой – что изображение возникло из-за тяжелой болезни распятого, третий – что в результате деятельности микробов, игнорируя результаты изучения «Ожоговых эффектов ткани». Снова и снова воспревает идея о неизвестном гениальном художнике, несостоятельность которой неоднократно подчеркивалась. Утверждалось, что изображение возникло в результате некой бионической или психической энергии по Н. К. Рериху и йогизму Умершего. Что-то пишут об экстрасенсорике. Уже упоминалось абсурдное мнение, что в средние века фанатики-христиане для исполнения ритуала и получения изображения распяли некоего человека, хотя о такой практике в истории ничего не известно. Появилась совершенно невероятная идея, что Христос на кресте не умирал, и Его сняли живым, поэтому потовые выделения и человеческая энергия отпечатались на Плащанице. Иисус из Назарета – великий честолюбец и актер, чтобы оставить Свое имя в веках, решил совершить нечто необычное: сознательно пошел на крест, разыграл и Свое воскресение. Но как быть с неразвернутой Плащаницей, поразившей Барбье и других? Да и не только с этим.

Нереальность такой точки зрения понимал Давид Фридрих Штраус, который отрицал Божество Иисуса Христа и Его воскресение. Он писал:

«Не может быть, чтобы человек, в полумертвом состоянии похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах, которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение, и который был во власти физических страданий, вдруг произвел бы такое впечатление на своих учеников: впечатление человека, победившего смерть, Повелителя Жизни, – а ведь именно это впечатление стало основой всех будущих проповедей. Такое оживление могло только ослабить впечатление, которое Он производил на них в жизни и смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некоторую элегическую нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к Нему до религиозного поклонения».

Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа.

Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего. А для того, кто отвергает Бога, она – неприятная заноза, о которой надо забыть. Есть люди, которые требовали прекратить публикацию материалов о Туринской плащанице.

Когда мы, православные, на ликующий пасхальный возглас «Христос воскресе!» отвечаем «Воистину воскресе!» мы свидетельствуем свою веру, а в песнопении «Воскресение Христово видевше» свидетельствуем о своем религиозном, духовном опыте. Он в нашем богослужении, наших молитвах и жизни. Он – в Таинстве Святой Евхаристии.

Массивный сейф за толстой стеной рядом с алтарем собора Святого Иоанна Крестителя (Турин), хранит вот уже в течении 250 лет величайшую реликвию христианства - плащаницу Христа: отрез льняной материи длиной 14 и шириной 3 фута, на котором четко видно двойной отпечаток тела распятого человека.

Считается, что таким образом оставил истинный свой лик потомкам Иисус Христос после того, как его истерзанное тело в поту и крови «было завернуто в льняные покрывала, пропитанные благовониями, как это принято у иудеев» и на время оставлено Иосифом Ариматейским и Никодимом в склепе Гефсиманского сада.

Верующие говорят, что Туринская плащаница является тем самым покрывалом, которое было найдено на полу пустого склепа. «Петр сохранил плащаницу, но ныне местонахождение ее нам неведомо», - написал в IV столетии Св. Нин.

Через 300 лет плащаница появилась в Иерусалиме (об этом писал, епископ Аркуф), и пробыла там около 400 лет. В конце XI столетия плащаницу вдруг обнаружили в Константинополе. После того как город был разграблен крестоносцами она исчезла, потом неведомым образом появилась во Франции, после этого находится уже более или менее на виду у современных историков.

Первые владельцы плащаницы — герцоги Савойские, предки короля Италии Виктора Эммануила. Известный факт, что в XIV столетии по поводу аутентичности Плащаницы Христа среди клерикалов разразились яростные споры: подлинность реликвии церковь официально не признала.

1532 год — часовня, в которой хранили плащаницу, сгорела, но достопримечательность почти не пострадала, немного обуглились только ее концы.
Великая историческая ценность Плащаницы Христа ни у кого не вызывала сомнения, но, научный мир, может быть, никогда бы и не стал обращать на нее внимания, если бы не любопытное открытие, которое было сделано в 1898 году состоятельным фотографом-любителем Шевалье Пио, которым было получено от короля Виктора Эммануила разрешение сфотографировать плащаницу.

После проявления пластин, Пио заметил удивительную вещь: изображение на реликвии оказалось «изнаночным»; обе части его, говоря по другому, несли на себе негативное изображение. Как результат вместо ожидаемого негатива на пластинах Пио проявилась идеальное фото необычно благородного мужского лица, от каждой черты которого исходила величайшая скорбь. Изображение невероятно было реалистично и естественно.

Итак, в результате неких таинственных процессов ткань савана, выступила в роли фотографической пластины, донеся до нас истинный портрет Иисуса Христа. По двум «фотографиям» реликвии возможно установить не только рост Иисуса (5 футов и 8 дюймов), но так-же некоторые детали, удивительно дополняющие факты которые известны о драме на Голгофе и событиях, за ней последовавших.

Эти сообщения были как гром среди ясного неба и вызвали настоящую сенсацию во всем мире. На счет подлинности Туринской плащаницы и выводов, которые сделали те, кто изучал снимок, разгорелись ожесточенные споры.

Д-р Поль Виньон, профессор биологии в Парижском католическом институте, вместе с помощником, профессором физики полковником Колсоном, сделал ряд экспериментов и отчет о них представил на ученом совете французской Академии наук. В начале 1930-х годов, после того, как реликвию выставили на публичное обозрение, для дальнейших исследований были созданы две комиссии - одна в Турине, другая в Париже. В скором времени обе они заявили, что имеют убедительные доказательства того факта, что Плащаница Христова - в действительности последнее одеяние Иисуса Христа.

Д-р Виньон, занимавший пост секретаря объединенной комиссии, с уверенностью заявил, что изображение не могло быть нанесено на ткань искусственным путем. Само понятие о негативе появилось только после изобретения фотографии. Для того, чтобы живописными средствами с удивительной точностью воссоздать негативный снимок человека, мастеру в древности надо было знать такие научные и художественные принципы, о которых до недавних пор человечество не имело ни малейшего представления.

«Принципы эти, - сказал Виньон, - довольно трудно воплотить даже в обычном, позитивном рисунке. Реликвия же предлагает нам негатив идеально выполненной фотографии. Даже на сегодняшний день ни один гений живописи не в состоянии художественными средствами воссоздать настолько точный фотографический негатив. Собственно говоря, никому и не удалось представить сколько-то убедительную копию фотографии на плащанице, хоть подобные попытки предпринимались весьма авторитетными мастерами своего дела».


Следует отметить также, что прежде чем нанести на ткань масляный или акварельный рисунок, художнику необходимо холст подготовить (отшлифовать), сделав его жестким и негнущимся. Но лен плащаницы мягкий, нежный и тонкий.

Но как на реликвии смог проявиться негативный снимок распятого человека? Подводя итог своим наблюдениям, д-р Виньон сделал более чем интригующий вывод. Дело в том, что пот человека, подвергшегося физическим истязаниям или страдает сильной лихорадкой, содержит значительный процент мочевины. В результате брожения последняя выделяет пары аммиака. Плащаница, которой было облачено тело Христа, пропитана, как указано в «Евангелие», соком алоэ и миррой. Аммиачные пары вступили с соком алоэ в химическую реакцию, которая сенситизировала в льняную ткань, превратив ее в своеобразный аналог фотографической пластины.

Обстоятельства трагедии, как видно, поспособствовали появлению благоприятных для этого условий. Мы знаем, что тело Христа не было омыто: оно было сплошь измазано потом и запекшейся кровью из ран - от тернового венца, гвоздей, плетей и удара копья. В преддверии субботы тело было оставлено в закрытой пещере, где ничто не было помехой для испарения аммиака из мочевины, выделенной вместе с потом. Учитывая все эти факторы то обстоятельство, что тело, завернутое в лен, оставило на нем фотографический отпечаток, контрастность которого увеличивается в местах соприкосновения с тканью, кажется не только неудивительным, но даже естественным.

Что и смог доказать весьма убедительно доктор Виньон: обернув покрытый аммиаком манекен из пластмассы льняной тканью, пропитанной соком алоэ, он получил на последней отпечаток, который во многом напоминал изображение, которое несет на себе реликвия.

Итак, загадка Плащаницы Христа раскрыта? Нет, тут есть много такого, что еще требуется объяснить.
Образ, который отпечатался на льняных простынях, идеально контрастен. Гармония света и тени тут такая, что лицо смотрящее на нас совершенно как живое. Невероятным кажется то, чтобы настолько потрясающий фотографический эффект смог быть достигнутым в результате самой обыкновенной химической реакции между парами, испускаемыми телом, и соком алоэ.

Другая тайна: запекшаяся кровь вся сошла с тела на саван. Сам по себе факт этот не очень то и удивителен, ведь аммиак растворяет волокна свернувшейся крови. Однако дело в том, что «мазки» крови были переведены на ткань до такой степени точно, что вышел портрет, отчасти написанный кровью!

Д-р Виньон не смог воспроизвести процесс, в результате которого лен бы смог так идеально впитать в себя засохшую кровь. Тем более неясно, как в течении веков частички крови не осыпались с ткани, и почему они остаются темно-карминными, а не превратились в бурые пятна, как это обычно происходит.

Но существует тут еще более удивительное обстоятельство. На реликвии обнаружили капельки серы. Истечение серы из ран показывает на начало первого этапа трупного разложения. Но разлагающееся тело испускает аммиак очень интенсивно, а при жаркой погоде процессы тления ускоряются. В подобных условиях фотографии на плащанице не должно было получиться: отпечатки, оставленные на ткани относительно слабым истечением аммиака, оказались бы размыты, а потом и стерты уже в первые часы нахождения тела в склепе, вход куда был завален камнем.

Что же случилось? Ответ на этот вопрос есть, хоть разум и отказывается его принимать. Тело Иисуса, напомним, было принесено в пещеру вечером в пятницу. Утром в воскресенье выяснилось, что тело исчезло. Куда, почему? На эти вопросы «Библия» не дает ответ.

Если выводы д-ра Виньона верные, то… тело должно было исчезнуть сразу же после того, как вход в склеп был привален камнем! В любых других случаях процессы разложения почти сразу же уничтожили бы «фотографию» на саване. Так Плащаница Христа самым неожиданным образом подтвердила сказанное в «Библии» о распятии Христа и его последующем исчезновении.

На фотографии раритета явно видна рана на руке. Но она расположена не в центре ладони, как считали живописцы нашей эпохи. Гвозди пронзили запястья: именно так раньше и распинали - тонкие кости ладони попросту не смогли бы удержать на кресте тело человека. Одного уже этого ужасающего факта достаточно, чтобы отмести все предположения о том, что образ Плащаницы Христа был создан средствами живописи. Ни один мастер средневековья или более позднего периода не осмелился бы нарушать церковные каноны, которыми руководствовались. И уж тем более не посмел бы он изобразить Иисуса без набедренной повязки: такой еретик немедленно был бы приговорен к смерти.

На фотоснимке видно следы от ран, нанесенных терновым венцом и плетьми. Видны до такой степени отчетливо, что легко можно распознать тип flagellum с двумя или тремя ремнями, на конце каждого из которых крепился металлический шарик. В правом боку тела видно рану, явно от удара копья. Согласно «Библии», Иисус испустил дух до того, как солдат проткнул ему бок. Медицинский анализ Туринской плащаницы подтвердил этот факт. Из раны в боку выделилась сера (след от нее есть на ткани) - а это и является доказательством того, что при нанесении удара тело уже было мертво. Между тем пронзать тело распятого копьем было тогда не принято - как правило, что бы удостоверится в том, что приговоренный испустил дух, палач перебивал ему голень. Неожиданный отход от обычной процедуры подтвердил пророчество «Ветхого Завета»: «Ни одна кость в теле его перебита не будет».

Д-р Виньон провел колоссальный объем работы в надежде пролить свет на тайну Плащаницы Христа. Вывод его такой: «Руководствуясь данными проведенных исследований и текстами «Евангелия» в качестве путеводителя, следует признать: Христос в действительности запечатлел для потомков финал своей жизненной драмы. Он оставил на ткани свой точный образ, который оставался скрытым от глаз человечества вплоть до появления фотографии».

Плащаница Туринская, пожалуй, одна из самых главных загадок последнего столетия.

Действительно ли этот кусок льняной ткани покрывал тело снятого с креста Иисуса Христа или же это невероятная и уникальная фальсификация? Как плащаница Иисуса оказалась в Турине и где она находилась на протяжении тринадцати веков? Какое отношение к плащанице имеет Леонардо да Винчи и почему данные мировых исследований указывают, что ее возраст не превышает 700 лет? Сотни ученых, тысячи исследований, десятки мнений и единицы доказанных фактов. А что мы знаем об одной из главных святынь не только Италии, но и всего христианского мира? Попробуем разобраться.

История Туринской плащаницы

Согласно евангельским повествованиям, после того, как истерзанное тело Иисуса сняли с креста, его ученик – Иосиф Аримафеский обвил тело плащаницею и положил во гроб. После Воскресения Христа ученики не обнаружили тела, а вот траурные пелены остались.

Что было с плащаницей дальше доподлинно не известно. Существует теория, что вплоть до Х века плащаница Иисуса находилась в Эдессе (городе на территории современной Турции), затем была доставлена в Константинополь, а после 4 крестового похода в XIII в. попала в руки крестоносцев, вероятнее всего тамплиеров.

Икона "Погребение Христа"

Официально христианская реликвия впервые была зафиксирована в 1353 г. Французский граф Жеффруа де Шарни заявил, что обладает бесценной христианской реликвией. Как святыня попала к нему в руки, граф так и не успел сказать. Вероятно, она досталась ему по наследству от деда или отца, которому, в свою очередь, ее передал на хранение кто-то из тамплиеров.

Вплоть до середины XV в. плащаница Христа находилась в одной из церквей французского города Лиры, а затем была продана внучкой графа Маргаритой герцогу Людовику Савойскому. Столицей герцогства считался город Шамбери. Здесь плащаница Иисуса хранилась до 1578 г., причем в 1532 г. в монастыре Шамбери случился грандиозный пожар, и святая реликвия оплавилась от раскаленной серебряной рамы. Позже столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, а вместе со столицей попала и плащаница Иисуса Христа, где находится и по настоящее время.

В 1898 г. на плащанице был обнаружен лик человека в негативе

1898 г. стал годом сенсационного открытия. На выставке религиозного искусства, фотограф Секондо Пиа сделал снимки Туринского полотна, обнаружив на негативах лик человека. До этого времени на плащанице различали лишь пятна крови, никто и предположить не мог, что там, в негативе, изображен человек. К сожалению, развитие науки в XIX в. не позволило провести серьезных исследований плащаницы, ученых допустили к ней лишь 70 лет спустя в 1969 г.

Научные исследования Туринской плащаницы: факты, теории и версии

Ни одна христианская святыня не подвергалась такому пристальному научному изучению как Туринская плащаница.

Вот уже более 50 лет ученые мужи со всего мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Доподлинно известно лишь несколько фактов:

  • плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,36 на 1,1 м;
  • полотно отличает саржевое переплетение нитей;
  • на полотне имеется негативное плоское изображение израненного человека с передней и задней стороны;
  • изображение имеется лишь на верхней поверхности ткани и не проходит ее насквозь, что исключает возможность использования каких-либо красок и красителей;
  • переднее изображение человека на 5 см длиннее заднего;
  • на полотне найдены частицы мужской крови, особо крупные пятна можно наблюдать в боку, на голове, а также в области ступней и запястий.

Позитивное и негативное изображение лика на плащанице Турина

Вот, собственно и все научно доказанные факты. Далее появляются сотни разных теорий и версий.

Самые сложные размышления ведутся по вопросу определения возраста ткани Туринской плащаницы. В 1988 году три независимых комиссии из Швейцарии, Великобритании и США провели радиоуглеродный анализ частицы полотна и датировали возраст ткани временным промежутком 1270-1380 гг. Тут же появились теории, опровергающие расчеты комиссий и ссылающиеся на то, что плащаница Иисуса заметно пострадала при пожаре, что могло существенно «омолодить» старинное полотно. В 2008 году исследование повторили, результат оказался тем же – льняное полотно плащаницы изготовлено во времена Средневековья.

Плащаница Туринская – одна из главных загадок последнего столетия

Тогда возникает второй вопрос: как на полотне мог появиться рисунок без использования красок? Могли ли художники эпохи Возрождения знать такой метод нанесения изображения? К тому же рисунок изображен плоским, а если бы ткань облегала тело, то он был бы искажен.

За ответами обратились к творчеству великого гения и мистификатора эпохи – . Возникла даже теория, что на полотне изображен сам да Винчи. Якобы к мастеру обратились святые отцы, желающие обновить истлевшую ткань, а оригинал надежно спрятать. Чтобы нанести подобный рисунок на льняную поверхность полотно растянули и закрепили. В солнечные дни за полотном стоял человек, а солнечные лучи, проходя сквозь ткань и сталкиваясь с препятствием, изменяли структуру материи. После этой процедуры ткань поместили в слабый раствор серебра и тщательно просушили. Появился едва заметный рисунок, не различимый человеческим глазом. Могло ли такое быть в действительности? Вероятно, могло. Но как религиозный да Винчи мог осмелиться фальсифицировать подлинное изображение Богочеловека, остается загадкой.

Еще один вопрос вызывает саржевое переплетение нитей. В Израиле времен Христа использовали двустороннее переплетение нитей. Саржевое стало широко применяться лишь 1000 лет спустя. Однако есть мнение, что в Сирии начала новой эры уже использовали саржевое переплетение нитей при изготовлении дорогих тканей. Учитывая, что Иосиф Аримафейский, который и завернул тело Иисуса в плащаницу, был человеком не бедным, вполне допустимо, что он приобрел дорогую сирийскую ткань. Впрочем, это не более чем теория.

Хотите познакомиться с другими теориями? Тогда рекомендуем посмотреть небольшой фильм, приоткрывающий некоторые тайны и загадки Туринской плащаницы.

Взгляд христианства на Туринскую плащаницу

Нет единого мнения по поводу Туринской плащаницы и у представителей христианства. Католическая церковь официально не признала плащаницу в Турине подлинной, но и не опровергла этот возможный факт, ссылаясь на то, что Туринская плащаница – яркое напоминание всем христианам о страстях Христовых.

Православная церковь также не высказала свою официальную позицию по поводу подлинности плащаницы, но ряд церковных деятелей, все-таки, считает плащаницу Турина оригиналом.

Верующие христиане не сомневаются в подлинности плащаницы Иисуса Христа

Впрочем, какое это имеет значение, когда вера подразумевает такое понятие, как чудо. Многие христиане искренне верят в то, что на плащанице в Турине изображен подлинный лик Иисуса Христа.

Где находится плащаница Иисуса Христа

Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия. Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.

Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.

Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте .

Однако тем, кто планирует посетить Турин и побывать не только в Музее плащаницы рекомендуем приобрести , дающую право на бесплатное посещение практически всех культурных объектов не только в Турине, но и во всем регионе Пьемонт. Карта позволяет бесплатно осмотреть

Туринская Плащаница Иисуса Христа является тканью, в которую уважаемый в совете Иосиф завернул снятое с креста Тело Спасителя. (Матв. 27:37)

В каждом из четырех Евангелий говорится о снятии Христа Иосифом и погребении Его, завернутым в полотно после натирания Тела маслами.

Что такое Туринская Плащаница

Эта реликвия хранится в городе Турине, Италия в храме Святого Иоанна Крестителя более четырех веков. Долгое время о Плащанице Христа не было ничего слышно. Обнаруженное через несколько веков Полотно, на котором видны отпечатки человеческого Тела, до сих пор волнуют умы ученых.

О других православных чудесах:

Милостивый Творец через Святой Лик Своего Сына дарует миру еще одно свидетельство. Если Воскресение Иисуса Христа многими верующими принимается по вере, то хранящиеся в Турине Похоронные Полотна являются вескими доказательствами реальности событий Святой Пасхи.

Туринскую Плащаницу называют Пятым Евангелием, открывающим неверующим людям истинность подвига Христа - Сына Божьего, который доказали изотопические и медицинские исследования, признавшие факт Воскресения Иисуса Христа.

Туринская плащаница - история, легенды, исследования

Туринская плащаница является священной христианской реликвией. Хранится она на северо-западе Италии в городе Турине в соборе Святого Иоанна Крестителя. На всеобщее обозрение выставляется не сама плащаница, а её точная копия. Сам же древний артефакт находится в специальном помещении, где поддерживается необходимый микроклимат и полностью исключается наличие каких-либо микроорганизмов.

Оригинал показывают людям в очень редких случаях. Происходит это не чаще одного раза в 25-30 лет. Последняя демонстрация датируется весной 2010 года. Паломники созерцали святыню в течение 40 дней. Затем её убрали в хранилище и заменили репликой.

Данный священный артефакт неразрывно связан с распятием Иисуса Христа. После того как тело Спасителя по повелению Пилата сняли с креста, Иосиф Аримафейский (тайный ученик и последователь Сына Божьего) обернул его плащаницей и отнёс в гробницу, высеченную в скале. Это указано во всех 4-х евангелиях «Нового завета».

Под плащаницей подразумевается длинный кусок ткани. В описываемом случае он имел длину 4,3 метра (14 футов) и ширину, равную 1,1 метра (3,5 фута). Иосиф уложил тело на один конец материи головой к её середине. При этом верный ученик слегка согнул ноги трупа в коленях, а ладони рук сложил вместе. Второй половиной ткани истерзанные останки были накрыты сверху. Таким образом, материя выполнила функции погребального савана.

После своего воскресения Иисус покинул гробницу, а вся траурная атрибутика осталась в ней. По всей видимости, плащаницу забрал Иосиф Аримафейский. Человеком он был умным, дальновидным и прекрасно понимал, что по прошествию времени погребальный саван станет бесценной святой реликвией, которой будут поклоняться миллионы.

В таком положении находилось тело Иисуса Христа в гробнице

Конечно, в то далёкое время никто даже не мог представить, что через 2000 лет у Христа будет 2,5 млрд. последователей. Вся эта огромная людская масса безмерно благодарна верному ученику. Но тут напрашивается вполне закономерный вопрос. Является ли хранящаяся в Италии реликвия той самой плащаницей, в которую и был завёрнут Спаситель рода человеческого?

Может быть это подделка? Ведь минуло столько веков, смутных времён, войн, природных катаклизмов и пожаров. За это время подлинную ткань могли много раз уничтожить, а на её место положить совсем другой кусок материи. Давайте разберёмся в этом вопросе, а начнём, как и полагается, с истории.

История Туринской плащаницы

Принявший мученическую смерть Иисус Христос оставил на ткани отпечаток своего тела. Причём отпечатались как передняя, так и задняя его части. Различимо и лицо Спасителя. Почему так произошло, поговорим позже. А сейчас нам важно знать, что святой для всех христиан лик сохранился.

Именно его и созерцали жители города Эдессы (юго-восток современной Турции) на протяжении нескольких столетий. Носила святыня название Спаса Нерукотворного или чудотворного Мандилиона. Это икона, на которой отчётливо проступало лицо Cпасителя. Оно не было нанесено красками, отсюда и указание на то, что лик являлся нерукотворным.

Существует вполне логическая версия, что плащаницу несколько раз сложили таким образом, чтобы сверху находилось лицо. Материю вложили в раму и выставили в храме для всеобщего обозрения.

Вплоть до VI века Эдесса считалась одним из важнейших центров христианского мира. В ней насчитывалось не менее 300 монастырей. А это огромное число верующих. Сюда также нужно отнести паломников, ищущих нескончаемой чередой в город. Все эти люди поклонялись святому лику, но, скорее всего, мало кто из них знал, что он запечатлён на материи, сложенной несколько раз.

В IV веке в Эдессе жил Ефрем Сирин. Это один из величайших продолжателей дела Христа. После его смерти в 373 году в городе остались многочисленные ученики и последователи. Они также несли в массы великое христианское учение. И все эти благие деяния происходили совсем рядом со Спасом Нерукотворным.

В 641 году Эдессу захватили арабы. Они несли людям другую религию. Но, как говорится, бог один, только пути к нему разные. Поэтому представители мусульманства не уничтожили чудотворного Мандилиона. Он продолжал оставаться в городе.

В 944 году византийцы штурмом взяли Эдессу, и святыня была доставлена в Константинополь. Вносили её за городские стены при огромном стечении народа. Поместили в соборе Святой Софии, где она и пребывала вплоть до 1204 года. Таким образом, можно предположить, что Туринская плащаница ещё в то далёкое время притягивала к себе огромное число верующих, но внешне ничем не напоминал свой современный вид, так была свёрнута и упакована в раму.

Во время Четвёртого крестового похода (1202-1204) крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Овладели городом они 13 апреля и грабили его в течение 3-х дней. Было украдено и безвозвратно утеряно множество христианских святынь. Пропал и нерукотворный лик. Но здесь существует вполне реальная версия, что прибрали его к рукам тамплиеры. В XIII веке они представляли собой могущественнейший и богатейший орден рыцарей-монахов. Именно эти люди и забрали бесценную реликвию.

Тамплиеры поклонялись ей вплоть до 1307 года, когда на орден начались гонения, спровоцированные французским королём Филиппом Красивым (1268-1314). Рыцарей арестовывали, бросали в темницы и подвергали жесточайшим пыткам.

Какова была судьба Туринской плащаницы в этот период времени - неизвестно. Но, скорее всего, её попытались надёжно спрятать. Известно о святыне стало в 1353 году. Некий граф Жеффруа де Шарни заявил, что является обладателем священной реликвии. Находится она у него в замке в городе Лире (Франция). Вельможа не захотел объяснять, как древний артефакт попал к нему. Можно допустить, что кто-то из тамплиеров передал деду или отцу графа нерукотворное изображение Спасителя.

До 1452 года реликвия находилась в одном из церковных приходов города Лиры. Затем внучка графа Маргарита де Шарни продала древний артефакт Людовику I Савойскому. Это герцог, имевший права монарха. В его подчинении находилось герцогство Савойское - государство на юге Франции, граничащее с Италией.

Столицей страны считался город Шамбери. В нём реликвия хранилась вплоть до 1578 года. Затем столицей герцогства стал город Турин. В него и перенесли нерукотворное изображение Иисуса Христа. С тех пор Туринская плащаница содержится в соборе Святого Иоанна Крестителя, привлекая к себе огромное число паломников со всего мира.

Сенсационная фотография Туринской плащаницы

Начиная с 1353 года ни один человек не видел на ткани, в которую был обёрнут Сын Божий, никакого изображения. На древней материи различались лишь пятна крови. Ведь тело не обмывали перед тем, как накрыть его тканью. Это планировали сделать позже. Но когда женщины с этой целью пришли к гробнице, то обнаружили, что камень, закрывавший вход, сдвинут с места, а тело Спасителя исчезло.

В 1898 году в Париже организовали выставку религиозного искусства. Привезли на неё и плащаницу из Турина. 28 мая заядлый фотограф и археолог Секондо Пиа сделал два снимка реликвии. Один негатив получился испорченным. Зато второй, размеры которого составляли 60 на 50 см, был опущен в проявитель, и на его тёмном фоне отчётливо проявился человеческий образ.

Фотография Спасителя на плащанице и воссозданный по ней образ

Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты и фотографы-любители стали фотографировать древний артефакт во всех возможных ракурсах. Заинтересовались вопросом и учёные. В первую очередь их интересовало - действительно ли кусок древней материи является погребальным саваном Иисуса Христа.

Фотографии высокого качества получились в 1932 году. Их подвергли тщательнейшему анализу, который привёл к интересным выводам. Изображённый на ткани человек по своему физическому типу относился к иудеям. Его рост соответствовал 178 см, а возраст колебался в интервале от 30 до 45 лет. Более интересную информацию могли бы дать непосредственные исследования материи, но католическая церковь допустила учёных к артефакту лишь в 1969 году.

Вначале исследованию подвергались только нитки и пылинки ткани. Их собирали липкой лентой с уголков материи. Но это не могло привести к каким-то серьёзным научным выводам. В 1988 году был проведён радиоуглеродный анализ образцов в 3-х независимых лабораториях. Находились они в США, Великобритании и Швейцарии.

Специалисты пришли к выводу, что ткань была изготовлена в период между 1270 и 1380 годами. Но тут же в различных научных журналах появились статьи, опровергающие эти цифры. Научные умы ссылались на пожар 1532 года, в котором пострадала материя. При высоких температурах целлюлоза связывает с собой молекулы углерода, забирая их из атмосферы, что приводит к кардинальной трансформации изотопного состава углерода. Следовательно, плащаница гораздо старше по возрасту. Но вот сколько ей лет в действительности - тут однозначного мнения не было.

Специалисты изучают Туринскую плащаницу

В 2008 году эксперимент с определением возраста повторился. При этом был сделан цифровой снимок материи в 13 млрд. пикселей. Однако эти исследования не опровергли возрастной период, определённый в 1988 году.

Вызывает вопрос ещё один факт. Дело в том, что ткань полностью облегала лицо, и оно отпечаталось на ней. Но в этом случае в развёрнутом состоянии материи черты должны исказиться. Однако лицо выглядит пропорционально, то есть представляет собой плоскую проекцию.

Присутствует и ещё один нюанс. Тыльная сторона тела на целых 5 см больше лицевой стороны. То есть две проекции различаются по размерам. Причём различие довольно значительное.

Что касается изготовления ткани, то ткали её так называемым диагональным или саржевым способом. В то время, когда жил Христос, использовали двустороннее переплетение нитей. Технологию, которая была задействована при изготовлении плащаницы, начали практиковать лишь в конце I тысячелетия.

Реплика Туринской плащаницы, доступная для обозрения

Таким образом, факты указывают на подделку материи. Она не могла являться погребальным саваном Спасителя, так как была изготовлена значительно позже. Но остаётся ещё один вопрос: как удалось нанести изображение на ткань без использования красителей? А то, что никакая краска не использовалась, признают все эксперты.

Туринская плащаница запечатлела на себе бледный, но хорошо различимый в деталях образ. Цвет у него коричнево-желтоватый с разной степенью насыщенности. Различаются черты лица, хорошо видно бороду. Отчётливо просматриваются пальцы и волосы. На полотне наблюдаются многочисленные следы крови. Заметны кровоподтёки на ступнях и запястьях. В боку различимо большое пятно. Это место, куда легионер ткнул копьём, проверяя, жив ли ещё распятый Христос или уже умер. Картина вполне реальная и полностью отвечает библейскому описанию.

Итак, изображение могло появиться в результате прямого контакта тела с материей. Не исключены также диффузионный и радиационный процессы. Кисть же художника отметается полностью.

Что касается прямого контакта, то итальянский учёный Луиджи Гарласкелли провёл эксперимент, пытаясь воссоздать образ Спасителя. Для этого тело человека покрыли материей. Её натёрли пигментом с добавлением уксусной кислоты.

После этого ткань подвергли нагреванию, и пигмент удалился естественным путём. Таким образом получилось желтовато-коричневое изображение. На него добавили пятна крови. В результате на полотне возник образ, который по качеству значительно уступал оригиналу. То есть подлинное изображение было сделано рукой более квалифицированного мастера.

Версии и предположения

Тут можно сослаться на такого человека как Леонардо да Винчи (1452-1519). В его бытность на грешной земле плащаница хранилась в Шамбери. Мог ли великий мастер нанести на неё изображение, зная предание о Спасе Нерукотворном и о погребальном саване. Наверное, это было ему по силам. Но тут возникает вопрос религиозного и этического характера.

Великий художник, скульптор и изобретатель вряд ли осмелился бы наносить на общепризнанную святыню какие-либо изображения. Это могли расценить как осквернение священной реликвии. Другое дело, что изображение на ней было, но находилось в плохом состоянии, и мастер взялся лишь его обновить.

Туринская плащаница в натуральную длину

Следует также допустить, что материя полностью истлела, а изображение практически не различалось. В это нетрудно поверить, так как возраст плащаницы на тот момент составлял 1500 лет. Святые отцы решили сделать точную копию, а оригинал надёжно спрятать. Руководствовались они благими целями. Ведь лучше иметь хоть что-то, чем вообще ничего.

Поэтому была взята старая ткань столетней давности. На неё и решили нанести изображение, но так, чтобы различить его было невозможно. Ведь на подлинной плащанице ничего заметно не было, благодаря её возрасту.

Работу эту поручили сделать Леонардо да Винчи. Тот и произвёл соответствующие манипуляции. Полотно растянули и закрепили вертикально. В яркие солнечные дни за ним стоял человек. Это мог быть сам великий мастер. Солнечные лучи воздействовали на ткань не однородно. В том месте, где находился человек, они несколько изменяли химическую структуру материи, вступая во взаимодействие с молекулами водорода с большей интенсивностью, чем на лишённом препятствия пространстве.

Затем ткань опустили в слабый раствор серебра на некоторое время и тщательно просушили. В результате и получилось очень бледное изображение. На относительно большом расстоянии его невозможно было различить. Лишь в 1898 году, благодаря фотографии, люди увидели человеческий облик. Высока вероятность, что это изображение самого мастера. Подлинный же лик Спасителя, к сожалению, не сохранился. Виной всему неумолимое время.

Туринская плащаница хранится в нём уже более 400 лет

Это лишь одна из версий. А вот как в действительности Туринская плащаница обрела загадочное изображение - пока неизвестно. Может это знают святые отцы католической церкви. Они, в принципе, соглашаются, что данный артефакт не является подлинным и с готовностью дают разрешение на его исследования. С чего это вдруг такая покладистость? К копью Лонгина никого не допускают, а тут двери открыты для всех желающих.

Не исключено, что подлинные останки святой реликвии находятся в ватиканских закромах. Настоящий артефакт бережётся, как зеница ока, и никому не показывается. Главное, что он есть в наличии и лишний раз доказывает подлинное существование Спасителя. А это очень важно для укрепления веры самих лидеров католической церкви. Ведь чтобы нести в массы великие идеи, нужно самому в них безоговорочно верить.