Окарина музыкальный инструмент. Музыкальная энциклопедия

), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.

Всё это - примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.

Окарина

Окарина - это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины - это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.

Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий - обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.

В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати - именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся - отсюда и современное название).

Но на самом деле окарина - обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь ». На Руси тоже была своя окарина - те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным - однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.

В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати - он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника - редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.

В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды - играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику - он создал инструмент под названием «серафим».

Более или менее современная конструкция гармоники - ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) - справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном - от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.


За неземное звучание гармонику полюбили композиторы - Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка - в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти - в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.

К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким - современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века - набором стаканов , который иногда называют «стеклянной арфой».

Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.

Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • Колёсная лира, варган и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом
  • Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
  • «Изгиб морковки жёлтой»: 8 необычных музыкальных инструментов

С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу - 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку - она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.

Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина» . Народные окарины используются по всему миру - в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах . Во многих культурах свистулька считается детской игрушкой, в Европе она распространилась в этом качестве в середине XIX века .

Окарина
свистулька

Древнерусская свистулька-птичка. Рязанское княжество , XIII-XIV вв.
Пример звучания Запись игры на окарине
Классификация Свистковая флейта
Медиафайлы на Викискладе

Форма и техника игры

Большинство окарин имеют околосферическую форму , классическая окарина - яйцеобразную, однако известны окарины самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев . У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха . При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук .

Особенностью окарины является зависимость высоты звука исключительно от площади отверстий : ввиду конструкции инструмента при игре не важен порядок их открывания, если они одинакового диаметра . Два отверстия равного размера могут производить три ноты (оба закрыты, одно открыто, оба открыты), если они имеют разный размер, то количество нот увеличивается до четырёх . Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий и издают сразу несколько звуков . Обычно окарина не может играть один и тот же звук через несколько октав на той же комбинации пальцев, как другие музыкальные инструменты . Окарины без отверстий или с одним отверстием, использующиеся только в утилитарных целях (охота, сигнализирование) обычно называют свистками . Благодаря небольшому размеру свистульки часто подвешивают на шнурках как медальоны .


История

Запись игры на сюне

Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и овощей, например, тыкв . Самая древняя разновидность окарины - китайский керамический инструмент сюнь , самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры (однако очень вероятно, что более ранние экземпляры просто не сохранились), к XVIII веку нашей эры количество отверстий в ней достигло шести . В Африке распространены деревянные, тыквенные и другие растительные ромбообразные окарины с 2-3 отверстиями, на них, в частности, играют пастухи ; в Новой Гвинее их обычно изготавливают из глины, в доколумбовой Центральной Америке количество отверстий в окаринах сильнее варьировалось, от 1 до 4 и более . В густой тропической сельве с помощью окарины, которую подвязывают на верёвку и раскручивают рядом с собой, путешественники дают знать о себе окружающим .

Современную окарину изобрёл итальянский мастер, изготавливавший музыкальные инструменты, Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу . Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом . Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио , игравшим на окаринах . Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин .

Позднее в Германии появились фарфоровые свистковые флейты, также для производства окарин в Европе употреблялся металл . С появлением пластмассы её тоже начали использовать при изготовлении этого инструмента . Окарина Донати имела два ряда по 4 отверстия одинакового размера и два больших боковых отверстия для больших пальцев.

Кроме этой («итальянской») разновидности имеется также «английская» («Окарина Джона Тейлора»), у которой отверстий всего 4, но они имеют разный размер . Тейлор изобрёл свою систему с четырьмя пальцевыми отверстиями в 1960-х годах; сами по себе отверстия в окарине Тейлора производят пентатонические ноты, но их комбинации позволяют играть полноценный диатонический звукояд .

В 1980-х годах была создана учебная пластиковая окарина «полиок» (англ. Poly-oc )


Название группы происходит из названия древнего инструмента «окарина», на котором и играет художественный руководитель коллектива Диего Модена.
Диего Модена родился в 1961 году в Буэнос-Айресе.В колледже им.Сан-Агустин в Буэнос-Айресе, где он обучался, музыкальные уроки были обязательными. В 12 лет он умел прекрасно читать, считать и впечатляюще играть на флейте. Обучаясь в консерватории, он познакомился с «поперечной» флейтой. Продолжая свое образование, он специализировался на андских флейтах и других южноамериканских инструментах, таких как окарина, пан-флейта и «quena». В 21 он основал свою собственную группу под названием «MAIZ» исполнявшую произведения современной музыки и аргентинского фольклора. Вместе с пятью аргентинскими музыкантами Диего Модена гастролировал по столицам Южной Америки, Италии, Швеции, Испании, Франции … Его талант, дружелюбность слушателей к его личности отразились в его паспорте с многочисленными приглашениями от культурных центров в Швеции и Голландии с просьбами к Диего давать уроки, играть в концертах и участвовать в выступлениях с другими исполнителями джаза, джаз-рока и синтез-джаза. Солнечным днем в 1991 году в Париже произошло событие, изменившее судьбу Диего Модена. На студии звукозаписи, Диего встретился с Полем де Сенневилье, продюсером и композитором Ричарда Клаудермана. Поль де Сенневилье сказал: «Вы - музыкант, которого я искал. Приезжайте немедленно в нашу студию: Я работаю над новыми песнями и, я уверен, что мы вместе сможем сделать что-то хорошее». В течение трех дней родилась Song for Ocarina. В Song for Ocarina вместе смешиваются пан-флейта, окарина и виолончель, в ритме реггей. Первый альбом под названием «Окарина», вышел во Франции. За 18 месяцев было продано свыше 1 900 000 единиц. За рубежом этот альбом стал Платиновым в Чили, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Испании; Золотым в Колумбии и Венгрии, не говоря уже о прекрасных продажах в Южной Африке, США, Турции, Тайване, Германии …

В сегодняшнем разнообразии музыкальных течений Диего Модене удалось найти свою нишу: он создал образ тонкого лиричного музыканта с непривычным для европейцев инструментом в руках - окариной - глиняной флейтой с нежным, немного печальным тембром. Трогательные напевы окарины, как и сам инструмент, родом из индейских Анд. Работая над своим собственным музыкальным стилем, Диего Модена вплетает необычное звучание окарины в контекст современной музыкальной культуры. Он смешивает звуки старинной индейской флейты с тембрами виолончели, саксофона, фортепиано и гитары, которые, как краски на холсте, прорисовывают свои ясные музыкальные линии на фоне электронного звучания ритм-секции. Модена нередко добавляет к создаваемому музыкальному образу и яркие всплески компьютерных звуковых эффектов. Кто-то говорит, что «Окарина» играет этническую музыку, кто-то называет выбранный музыкантами жанр - фьюжн («сплав»), кто-то пользуется наиболее распространенным и многоохватным термином world music («мировая музыка»), однако не столь важно, каким именно словом назвать получающийся у содружества музыкантов стиль, главное, что этот стиль самобытен и неповторим. Выпущенные музыкантами альбомы снискали огромную популярность.

Окарина

Окари́на - древний духовой музыкальный инструмент , глиняная свистковая флейта . Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике , но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад . Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок .

В США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика - ABS или поликарбоната . Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащим музыкальный строй.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Окарина" в других словарях:

    окарина - ы, ж. ocarina m, ит. ocarina. Духовой глиняный или фарфоровый итальянский музыкальный инструмент, звуком напоминающий флейту. МАС I. Была у моего мосье Виктора привычка на свистульке играть, свистулька такая пузатая есть, окариной называется, и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Итальянский духовой глиняный инструмент простейшего устройства, один из самых древних муз. инструментов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ОКАРИНА музыкальный духовой инструмент из глины, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Окарина - Окарина. ОКАРИНА (от итальянского ocarina гусёнок), свистковая флейта. Название сконструированного в 1860 Дж. Донати (Италия) музыкального инструмента стало употребляться как обозначение древнего типа флейт без выдувного отверстия… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от итал. ocarina букв. гусенок), род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки. Инструменты типа окарины распространены с древности у разных, в т. ч. европейских, народов. В современной профессиональной музыке… … Большой Энциклопедический словарь

    Флейта Словарь русских синонимов. окарина сущ., кол во синонимов: 2 инструмент (541) флейта … Словарь синонимов

    ОКАРИНА, окарины, жен. (итал. ocarina). Итальянский народный музыкальный инструмент глиняная или металлическая дудка, звуком напоминающая флейту. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Ы; ж. [итал. ocarina] Итальянский духовой народный музыкальный инструмент (глиняная или фарфоровая дудочка), напоминающий звуком флейту. * * * окарина (от итал. ocarina, буквально гусёнок), род свистковой сосудообразной флейты, керамическая… … Энциклопедический словарь

    окарина - ы, ж. Небольшой керамический духовой музыкальный инструмент, род свистковой флейты. Звучание окарины. Навевали смуть былого окарины где то в тихо вечеревшем далеке, и сирены, водяные балерины, заводили хороводы на реке (Северянин). Этимология: Из … Популярный словарь русского языка

    - (итал. ocarina, буквально гусёнок) духовой музыкальный инструмент со свистковым устройством. Род флейты (См. Флейта). Корпус О. (глиняный или фарфоровый) яйцевидной или сигарообразной формы переходит в патрубок с дульцем и свистковым… … Большая советская энциклопедия

    Небольшой глиняный ручной инструмент, в форме конического сосуда, с небольшим рукавом для вдувания воздуха и девятью дырочками для добывания гаммы. О. бывает различных размеров. В последнее время к О. стали применять клапаны. Звук О. похож на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Рыцари Сидонии. Том 4 , Цутому Нихэй. С самого момента встречи с Гауна люди были способны лишь убегать и обороняться. Сейчас положение выглядит тяжелым как никогда: "Сидонии" угрожает малый корабль-кластер" Окарина"-а в трех…

Русь всегда славилась талантливыми мастерами–умельцами, чье творчество с давних времен впечатляло и до сих пор продолжает восхищать людей удивительными произведениями народного творчества. Среди художественных промыслов России, которые известны во всем мире: знаменитая русская матрешка, гжельская керамика, жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, федоскинская лаковая миниатюра. И, несомненно, особого внимания заслуживает колоритная дымковская игрушка-свистулька, которая является важнейшим элементом народного фольклора. Кроме этого в жизни русского народа она имела очень важное сакральное значение. В давние времена ее использовали при лечении заговорами, для изгнания нечистой силы, вызова дождя в засуху, с ней зазывали весну. На русской земле эта игрушка называлась просто свистулькой, но у неё есть и другое имя - окарина. Такое называние имеет целый класс инструментов - свистковые флейты, сделанные из глины и имеющие схожее устройство и принцип звукообразования. Но также этим именем обладает совершенно определенный музыкальный инструмент с очень красивым звучанием, который в середине позапрошлого века создал итальянец Джузеппе Донати.

Историю окарины и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Музыкальный инструмент окарина обладает волшебным мягким успокаивающим и немного шипящим звуком, хотя в тембральном окрасе преобладает холодноватый оттенок. Высота и яркость звучания инструмента напрямую зависит от размера: чем меньше объем звуковой камеры, тем окарина звучит выше, светлее и громче. А если корпус инструмента больше, то звук получается тихий и приглушенный.

Звук окарины возникает в результате воздействия струи воздуха, направляемой во внутрь окарины на язычок, который рассекает воздух и вынуждает его вибрировать, тем самым создавая резонанс в корпусе инструмента.

Окарины могут иметь диатонический или хроматический строй. На инструментах с диатоническим строем извлечение хроматических звуков возможно при частичном перекрытии игровых отверстий. Диапазон инструмента зависит от количества отверстий, чем больше которых, тем звуковой диапазон шире.

Фото :

Интересные факты

  • Ансамбль окарин «Gruppo Ocarinistico Budriese», который изначально назывался «I Celebri Montanari degli Appennini», организованный создателем инструмента Д. Донати совместно с его друзьями, существует и с успехом выступает в настоящее время.
  • Очень интересная экспозиция окарин представлена в музее, который находится на родине изобретателя инструмента Д. Донати в итальянском городе Будрио.
  • Во время 1-й мировой войны солдаты брали окарины с собой как оберег и маленькую игрушку, которая своим звучанием напоминала о доме и поднимала им настроение.


  • Окарина очень красиво звучит во вступлении известной в нашей стране песни «Беловежская пуща» в исполнении популярного белорусского ансамбля "Песняры".
  • В Италии окарину пренебрежительно называют «Болонской колбасой», а в Соединенных Штатах ласково «Сладкая картофельная труба».
  • В 60–70-х годах прошлого века окарина была одним из важных аксессуаров представителей молодежной субкультуры хиппи.
  • Международный фестиваль исполнителей на окарине традиционно проводится раз в два года в Италии на родине Д. Донати в городе Будрио.

  • Японская фирма «Nintendo» в 1998 году интересно представила инструмент в пятом выпуске серии видеоигр «Легенда о Зельде. Окарина времени.» Инструмент в игре обладает магическими свойствами, помогает бороться со злом, а также перемещаться во времени. После выхода данной серии популярность окарины сильно возросла, и заметно увеличилось число её продаж.
  • В кинематографе окарину можно услышать в саундтреке к фильму итальянского режиссера Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой», музыку к которому написал знаменитый Э́ннио Моррико́не, а также в фильме «Смысл жизни по Монти Пайтону» - комедии абсурда, поставленной английской комик-группой «Монти Пайтон».
  • Звук окарины для украшения своих музыкальных композиций использовали рок-группы из Великобритании «The Troggs» и «Duran Duran», а также американский певец Бинг Кросби, ирландский рок-музыкант и композитор Крис де Бург, британская и грузинская певица Кэти Мелуа
  • В анимации окарина ярко продемонстрирована в японских мультипликационных фильмах «Мой сосед Тоторо», « Драконий жемчуг Z» и «Анпанман».
  • Одним из лучших мировых производителей окарин считается фирма, находящаяся в г. Лос-Анжелес (США) и основанная большим поклонником инструмента Дэррином Сонгбердом.
  • Группа разработчиков компании Smule создало занимательное приложение для iPhone и iPod Touch, позволяющее преобразовать устройства в музыкальный инструмент - виртуальную окарину.
  • Всем хорошо известный спортивный свисток, по своей сути тоже является окариной, так как его устройство аналогично инструменту.

Конструкция

Конструкция окарины особой сложности не представляет. Это закрытая звуковая камера со свистковым устройством. Звуковая камера, форма которой может быть очень разнообразной, снабжена отверстиями для изменения тона. Количество отверстий может варьироваться от четырех до тринадцати. В свистковое устройство входит мундштук с пригубником и каналом воздуховода, которое называется виндвеем. Рядом с мундштуком находится окно свисткового устройства - лабиум и рассекатель воздушной струи – язычок.

Разновидности

Окарина на сегодняшний день поражает своим разнообразием, инструменты различаются по форме, размерам, строю, высоте звучания и диапазону.

Окарина, наверное, единственный музыкальный инструмент, имеющий сегодня такое множество форм. Она может быть в виде птичек, рыбок, животных, а также различных геометрических фигур. Материал, из которого изготавливается инструмент, тоже весьма разнообразен: керамика, дерево, стекло, металл, пластик и другие.

Окарины по конструкции бывают простые и сложные. К простым относятся однокамерные инструменты, имеющие небольшой диапазон звучания. Сложные – это двух или трехкамерные инструменты с диапазоном до трех октав, а также окарины, снабженные клапанным и поршневым механизмом, который позволяет изменять строй у инструмента.

Окарины, различающиеся по размерам и высоте звучания, имеют названия: пикколо, сопрано, альт, тенор и бас. Эти инструменты, соединенные в ансамбль, позволяют исполнять любые произведения, от классики до модерна.

Инструменты отличаются и по строю: они могут быть диатоническими и хроматическими.

Применение


Окарина, отличающаяся большим многообразием, широко используется во всем мире. Спектр её применения весьма разнообразен. В жизни людей - это оберег, сувенир, детская игрушка, сигнальное устройство и даже ритуальный атрибут. В музыке – это интересный инструмент, который нашел себе достойное применение в различных музыкальных направлениях, начиная от фольк и заканчивая рок музыкой. Окарина хорошо сочетается с голосами других инструментов, ее часто используют в различных ансамблях: струнных, народных, эстрадных, духовых и даже ударных. Окарина также красиво звучит на фоне симфонического оркестра . Оркестры Чикаго, Лос-Анжелеса и Сент-Луиса часто используют её в своих концертах. Следует также отметить, что существуют ансамбли, которые состоят только из окарин. Репертуар таких коллективов весьма разнообразен. Он включает в себя произведения различных жанров и направлений, даже тех, которые требуют очень виртуозного исполнения.

История

История окарины как полноценного музыкального инструмента, который в нынешнее время с успехом применяется в различных музыкальных направлениях, началась сравнительно недавно, всего лишь со второй половины 19 века. Однако окарина имеет очень богатую предысторию, которая затеряна в древних веках и в основном связана с тем временем, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. Возраст дошедших до нас архаичных образцов, прототипов инструмента, археологи оценивают более чем в десяток тысячелетий. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты весьма разнообразных форм в виде овалов, птичек, рыбок, фигурок животных и различных абстрактных конфигураций, играли в жизни наших предков значимую роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов, на праздниках, или же просто носили как украшения.


Тем не менее по легенде прародителями современной окарины считаются инструменты, которые по распоряжению испанского конкистадора Эрнана Кортеса для развлечения императорского двора Карла V привезла с собой в Европу в 1527 году группа ацтеков - танцоров и музыкантов. Выступления этнической группы настолько впечатлили императора, что мексиканские артисты были отправлены в «гастрольный тур» по европейским странам, в том числе и по Италии. Увидев на таком концерте своеобразный инструмент американцев, один юный предприимчивый итальянский пекарь, которому необычная свистулька очень понравилась, решил сделать нечто подобное. Задумка молодого человека пришлась по душе и местным пекарям, которые также стали изготавливать маленькие керамические игрушки – свистульки, так как после выпечки хлеба печи долгое время оставались горячими.

Прошло три столетия. Свистульки в форме птичек и животных, издаваемые от трех до пяти звуков, завоевали большую популярность среди детворы. Одним из таких мальчишек, который был знаком со свистковой игрушкой с раннего детства, был Джузеппе Донати, родившийся в семействе пекаря в 1836 году в маленьком городке Будрио в окрестностях итальянского города Болоньи. Мальчику, который с детства проявлял интерес к музыке и музыкальным инструментам, а также музицировал на кларнете, очень нравился звук свистульки, но не устраивал небольшой диапазон и неточная интонация. В 17-ти летнем возрасте изначально в качестве шутливой забавы Джузеппе решил преобразовать детскую игрушку. В результате модификации у него получился музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями, имевший отличный строй и значительно увеличенный диапазон. Юноша опять же в шутку назвал свое изобретение окариной, что с болонского диалекта итальянского языка означает «гусенок». Инструмент действительно по форме напоминал обезглавленное тело гусенка. У окарины Донати было восемь отверстий одинакового размера, расположенных в два ряда и ещё два по бокам, которые закрывались большими пальцами.

На этом изыскания молодого изобретателя не закончились. Впоследствии им были созданы другие разновидности окарины, отличавшиеся размерами и высотой звучания: пикколо, сопрано, альт и бас, которые затем вошли в состав ансамбля окарин, созданного Донати совместно с друзьями.


Ансамбль, получивший название «I Celebri Montanari degli Appennini», что в переводе - «Знаменитые горцы Апеннин» с успехом концертировал по европейским странам. Количество поклонников инструмента росло очень быстро. В крупных европейских городах, таких как Милан, Лондон и Париж открываются мастерские по его производству. В Соединенных Штатах окарина вошла в моду с начала двадцатого века, а чуть позже и в Японии. Японцам настолько полюбился инструмент, что они неоднократно предпринимали попытки его модифицировать. И в 1928 году Т. Акетагавой была создана окарина с двенадцатью отверстиями, что соответственно увеличивало её диапазон. Усовершенствованием любимого инструмента энтузиасты занимались постоянно и в разных странах. Например, в 63-м году прошлого столетия англичанином Д. Тейлором была изобретена окарина, которая имела всего четыре отверстия, но позволяла исполнять полный октавный звукоряд с хроматизмами. А в 80-х годах создали учебную пластиковую окарину, получившую названию «полиок».

Окарина – этот весьма незатейливый музыкальный инструмент, в настоящее время завоевывая все больше и больше поклонников, обретает огромную популярность во всем мире. Окарина, красиво звучащая со сцен концертных залов, овладевает сердцами миллионов меломанов по всему миру. Играть на ней очень увлекательно и приятно, поэтому много любителей музыки с большим удовольствием осваивают этот инструмент.

Видео: слушать окарину