Одноручная катана и двуручные мечи. Катана и ее строение

Катана

Катáна (刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Слово «катана» обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме катана напоминает саблю, однако рукоять у него не загнута в противоположную от лезвия сторону, как у классической сабли. Наиболее существенное отличие катаны от сабли заключается в технике его использования: это может быть как одноручный, так и двуручный захват (с преобладанием последнего), в то время как стандартная сабля держится одной рукой и потому требует использования иной техники боя.

Катана использовалась преимущественно как рубящее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный захваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV – XVI веках. Основная идея японского искусства владения мечом (кендзюцу) и базирующиеся на нем техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах – в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитен-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает ее. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название – Arnis de mano). Кендзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид – гендаи будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо – искусство фехтования бамбуковым мечом (синаи), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мейдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.


Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это – принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто – деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати – длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с этого времени (конец XIV века) он все более вытесняется катаной. Она носилось в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили боевой нож танто, а в паре с катаной – вакидзаси.

Тати

Тáти (太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Кодати

Кодати (小太刀) - буквально переводится как «маленький тати», меч тати короче обычного.

Вакидзаси


Вакидзаси (脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.


В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обрядов сэппуку и харакири.

Танто

Танто (短刀 букв. «короткий меч») - кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (刃物)).

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием - одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий).

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из тамахаганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30,3 см длиной (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые). Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:

Айкидо

Дзюдо

Каратэ

Одати

Одати (大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (野太刀, «полевой меч») означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.

Назначение одати можно разбить на следующие виды:

Подношение храму. Некоторые одати увязывались молящимися с победой в войне, другие помещались в сокровищницы как легендарные мечи.

Оружие. Исследования старых текстов показывают, что одати использовались в битвах как оружие пехотинцев.

Символ армии. Некоторые одати были слишком длинными, чтобы их можно было использовать. Есть однако свидетельства, что их использовали в качестве символа войска, подобно знамени или копью. (Данное предположение нуждается в проведении дополнительных исследований)

Церемониальное назначение.

Демонстрация умения кузнеца.

Большая часть одати использовалась в двух первых случаях.

Одати, которые использовались как оружие, были слишком велики для самураев, чтобы носить их подобно обычным мечам. Существовало два способа ношения.

1) За спиной. Это было непрактично, потому что было невозможно достаточно быстро выхватить меч.

2) Другой метод был проще - ношение меча в руке. В эпоху Муромати было принято, чтобы за самураем следовал оруженосец, который в нужный момент помогал вытащить одати из ножен.

Стили фехтования с одати обращали большее внимание на нисходящие режущие удары и прочный хват оружия.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.

Боккэн


Боккэ́н (в русском языке часто произносится как боке́н) (木剣) - деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса.

Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла, самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.

Другое название - бокуто (木刀, «деревянный меч»).

Разновидности:

- «мужской» (男子木剣), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).

- «женский» (女子木剣), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).

- «тренировочный» (素振木剣) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

Так же, разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:

В Катори Синто Рю, принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.

Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.

Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.

Иайто


Иайто (居合刀) - японский тренировочный меч для иайдо. Большинство иайто изготавливаются из сплава алюминия и цинка, который зачастую дешевле и легче стали и соответствует японским ограничениям на использование его как холодного оружия, также такие мечи не подпадают под ограничения на перевозку холодного оружия. Иайто изготавливаются как оружие для упражнений и не подходят для контактного использования. Подбор длины и веса иайто относительно роста и силы ученика крайне важен для безопасного и правильного выполнения упражнений.

При изготовлении иайто за модель часто берутся реальные мечи известных мастеров меча, как например меч Миямото Мусаси.

Другое название - могито (模擬刀, «имитационный меч»). Следует различать могито, изготовленные для иайдо, и могито - сувенирные поделки. Сувенирные мечи в основном не сбалансированы, и их детали плохо закреплены. Использование последнего вида могито для тренировок может привести к травмам.

Хотя искусность воина зависит от многих факторов и характеристик, я приведу обобщенное сравнение вооружения рыцаря и самурая периода конца XIV- начала XV века.

Рыцарь и арбалетчик конца XIV - начала XV века. На голове у рыцаря шлеи топфхельм, туловище защищено бригантным доспехом, на конечностях кольчуга. В его руках боевой топор и небольшой щит, а в ножнах одноручный обоююдоострый прямой меч. На голове арбалетчика шапель, его туловище также закрыто бригантной броней, а на конечностях кольчужная защита и на ногах металлические наколенники.
1. Мечи, сабли, шашки:
Рыцари использовали одноручные обоюдоострые прямые мечи длиной около 1 метр и полутарораручные мечи длиной 1,2 и 1,5 метра. Очень громоздких мечей рыцари не носили.
Японские самураи использовали не катаны, а сабли тати и нодати. Тати имели длину 90 ~ 120 см, а нодати имели длину 130 ~ 200 см.
Европейские мечи лучше управлялись и контролировались, ими было сподручней фехтовать, а японские сабли имели большую площадь поражения и во время удара образовывали треугольный рычаг благодаря своей форме, что усиливало силу ударов. И самурайские сабли нередко были заточены и с оборотной стороны, чтобы сократить время на перестановку меча, превращая саблю в подобие серпа с оборотной стороны. О фехтовании тут и речи быть не может: японцы рубили на зарубь пока европейцы прокручивали в голове тренировки по фехтованию. +1 в пользу самураев.

2. Древковое оружие:
Рыцари использовали конные пики, алебарды и глефы. Конная пика при таране обладала огромной энергией, а алебарда и глефа соединяли в себе несколько оружий.
Самураи использовали копья яри, которые уступали в длине европейским пикам, а также нагинаты, которые не обьединяли в себе несколько оружий, тем и проигрывая глефам и алебардам. +1 в пользу рыцарей.

3. Дальнобойное оружие:
Рыцари использовали крупные простые луки, а также арбалеты и при стрельбе были вынуждены спешиваться.
Самураи использовали асимметричные композитные луки, а также самострелы и умели стрелять с седла, потому самурай был мобильнее рыцаря. +1 в пользу самураев.

4. Щиты:
Европейские рыцари носили дубовые большие прямоугольные или каплевидные щиты с железной окромкой и умбоном.
А самураи использовали щиты татэ, которые представляли собой скрепленные гвоздями доски и не имели ни железной окромки, и часто даже были лишены умбона, используясь в основном для защиты от стрел, но в отсутствии лучшего щита использовались и в ближнем бою. +1 в пользу рыцарей.

5. Доспехи:
Европейские рыцари носили бригантные и шинные, а также пластинчатые доспехи (латных доспехов еще не было!). Бригантные доспехи состояли из трех слоев - снаружи была укрепленная кожа (иногда покрытая тканью снаружи), внутри металлические пластины нашитые или наклепанные на гамбезон. Шинные доспехи чаще всего представляли собой шинную защиту конечностей, когда на поножи и наручи прикрепляли металлические полосы (чаще всего в виде колец). На ладонях варежки из кольчуги или перчатки из прочной бычьей кожи. На голове кольчужный хауберк (что то вроде балаклавы, но из кольчуги). В это время появились классические готические доспехи. Ноги были защищены кольчужными штанами или шоссами (мужские колготки).
Японские самураи носили пластинчатые ламинарно-лемеллярные доспехи, внутри которых был легкий бригантный доспех надетый на хлопчатобумажный поддоспешник. На руках также была шинная защита конечностей, либо пластины. Кроме этого, в конном бою надевались ламинарные или лемеллярные, а также чешуйчатые щитки, защищавшие от стрел.
Европейские доспехи плохо защищали от стрел, но лучше защищали в ближнем бою благодаря качественной кольчуге. Японские доспехи хорошо защищали от стрел, но хуже защищали в ближнем бою. Крепления японских пластин не уступали по прочности европейским - на боевых доспехах не было декоративных элементов и многочисленной декорированной шнуровки, в основном доспехи скреплялись с помощью железным заклепок, гвоздей, колец, либо невзрачными шелковыми нитями. Это на парадных и декоративных доспехах много шнуровки, краски, лака, рогов и многого чего, что в боевых доспехах не встречается и в помине. Так как ни один доспех не превосходит другой в защитных свойствах или легкости, удобности, то получается ничья.

6. Физиологические данные:
Европейский рыцарь мог быть ростом и 140 см и великаном в 180 см. В основном, средний рост рыцарей был где-то между 148 и 172 см.
Японский самурай также мог быть ростом в 140 см и великаном в 180 см. В основном, средний рост самураев был где-то между 147 и 173 см. Важную роль играла генетика и питание. Самураи потребляли не меньше белка чем европейские рыцари, вопрос был лишь в том, что у них источники белка различались, однако по питательной ценности были сопоставимы. Еще один фактор - рост не имеет фактора на физическую силу. А поскольку постольку и рыцари и самураи были людьми в основном жилистыми, и их сила была не столько в обьеме мышц, а сколько в сухожилиях и нервах. Сухожилия превращали суставы в мощные рычаги, а высокая мощность тока в нервах позволяла усилить физическую силу воина. Ничья.

7. Вес экипировки:
Европейский одноручный меч весил 1 кг.
Европейский полутароручный меч весил 2-2,5 кг.
Японская сабля тати весила 2-3 кг.
Нодати весил 4-5 кг.
Глефы и алебарды весили 8-9 кг.
Конные пики весили 9-10 кг.
Японская нагината весила 7-8 кг.
Копье яри весило 8-9 кг.
Европейский арбалет весил 6-10 кг.
Европейский лук весил 3-5 кг.
Японский самострел весил 5-8 кг.
Японский лук весил 3-4 кг.
Европейский каплевидный щит весил 6-8 кг.
Европейский прямоугольный большой щит весил 8-9 кг.
Японский щит татэ весил 7-8 кг.
Европейский доспех весил 15-20 кг.
Японский доспех весил 14-22 кг.

Рыцари набрали 2 балла.
Самураи набрали 2 балла.

Так получается ничья. У каждого воина были и сильные и слабые стороны, которые компенсируют и балансируют друг друга. Как бы вам не хотелось чтобы один воин был сильнее другого, история наглядно показывает что это не так. Например, германские воины во главе с вождем Арминием в Тевтобургском лесу разбили римские легионы Квинтилия Вара. И казалось бы - как это "примитивно вооруженные" германцы смогли разбить целые легионы? Нет, германские воины не были снаряжены хуже, просто они были экипированы по другому. Как учит история, не существует единого "показателя силы" как в компьютерных играх...

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

Катана – это похожий на саблю самурайский меч с выгнутым клинком, заточенным с одной стороны, и прямой деревянной рукоятью. Его носили и хранили в ножнах из магнолии.

Размер оружия 95-105 см, клинок – 60,6-75,7 см, поэтому его причисляют к классу холодного. Режущая часть сделана из нескольких видов стали, она одновременно прочная и острая, долго держит заточку. Катаной пользовались на поединках чести, держа обеими руками, но возможен хват и одной рукой.

Стоимость старинного орудия сейчас доходит до нескольких тысяч долларов, реплики из Японии можно купить за 2,5-60 тыс. р.

Читайте в этой статье

Основные характеристики катана

Катана имеет признаки, указанные в таблице.

Параметры Их значения и особенности
Общая длина 95-105 см
Длина клинка 60,6-75,7 см
Ширина клинка До 3 см
Толщина обуха До 0,5 см
Заточка клинка Односторонняя
Угол заточки До 40-45 градусов в средней части, до 39 градусов у острия
Рукоять Прямая, деревянная, обтянутая акульей кожей, обернутая шелковым шнурком
Длина рукояти В 3,5 кулака владельца, то есть 25-30 см
Сталь клинка Сочетание высокоуглеродистой твердостью 60-62 HCR с материалом средней и низкой твердости
Гарда Имеется, диаметр – 7,5-8 см
Наличие ножен Обязательно
Является ли холодным оружием В большинстве случаев является, но есть и исключения

Что такое катана

Катана – это японское холодное оружие, относящееся к разряду мечей, хоть и похожее на саблю или шашку. Оно известно с XV века, им владели самураи. У орудия длинный, чуть изогнутый клинок, состоящий из нескольких слоев стали разной твердости, короткая в сравнении с ним рукоять. Катана предназначалось для нанесения режущих ударов, но при искусном владении ею можно было и колоть противника.

Длина оружия

Длина катаны вместе с рукоятью, то есть полная, составляет 95-105 см. Клинок должен быть 60,6-75,7 см, но в среднем этот показатель составляет 70-75 см. То есть орудия данного типа с более короткими клинками встречаются гораздо реже. Такая разница в размерах традиционного оружия обусловлена тем, что оно было личным и изготавливалось в соответствии с габаритами владельца.

Размеры

Помимо длины клинка и общей, значение имеют такие размеры катаны:

  • ширина рабочей части, составляющая примерно 3 см;
  • толщина обуха – от 0,5 см.

Таковы размеры катана в сантиметрах, но в Японии длину меча определяли в собственных единицах измерения, и она должна была составлять от 2 сяку.

Более четких критериев в изготовлении не было, особенно когда речь шла о длине рукояти. Она определялась по размеру кисти обладателя оружия и должна была составлять 3,5 его кулака.

Вес катаны

Вес катаны варьируется от 1 кг до 1,9 кг. Он зависит, конечно, от ее размера, но также и способа ковки, особенностей и количества разных видов используемой стали. Значение имеют и нюансы декора рукояти. На ней должны быть литые украшения, которые увеличивают массу оружия. Но из стандартных границ она не может выпадать, иначе использовать катана положенным образом будет нельзя.

Как выглядит

Катана выглядит как мощный меч со слегка изогнутым длинным клинком и прямой рукоятью. От рубящей части последняя отделена защитой для руки – гардой.

Лезвие оружия чуть скошено и поднимается вверх на кончике. Кроме того, рукоять украшена декоративными металлическими элементами, обтянута кожей ската либо акульей, а поверх нее в несколько витков фиксируют шелковую ленту. Все это помогает надежнее держать тяжелое орудие в руке.

Строение

Строение катаны по регламенту выглядит так:

  • Ха – режущий край лезвия;
  • Накаго – основание режущей кромки;
  • Мэкуги – бамбуковый крепеж Накаго в рукояти;
  • Хабаки – фиксирующее приспособление для клинка, чтобы он не сдвигался;
  • Цука – рукоять;
  • Касира – головная часть рукояти;
  • Моноучи – поражающая при ударе поверхность оружия;
  • Мунэ – незаточенный конец клинка;
  • Синоги – ребро клинка;
  • Цуба – гарда.
  • Сая – ножны;
  • Кои гучи – место входа в ножны;
  • Сагэо – веревка.

Это основные части катаны. Ножны – тоже неотъемлемая деталь самурайского оружия, так как его носили на поясе не обнаженным, а спрятанным в них. Сая позволяли не только сохранить меч острым и не заржавевшим, но и замаскировать его после введения запрета на ношение.

Второстепенные составные части катаны – это:

  • Ада – рисунки, образовавшиеся при вальцовке;
  • Хамон – граница закалки;
  • Дзи-ада – лезвие;
  • Ха мати – край режущей кромки лезвия;
  • Киссаки – острие клинка;
  • Ко-синоги – грань на острие;
  • Боти – граница закалки на острие клинка;
  • Екоте – разделительная черта острия;
  • Мунэ мати – край тупого кончика клинка (Мунэ);
  • Синоги-дзи – плоская поверхность клинка;
  • Накаго-дзири – завершающий участок режущей кромки (Накаго);
  • Мэи – надписи на основании режущей кромки (Накаго);
  • Ясури-мэ – насечки на Накаго;
  • Нагадза – величина клинка;
  • Сори – прогиб клинка;
  • Яки-ха – закаленная доля клинка;
  • Мэнуки – орнамент на рукояти;
  • Самэ-хада – кожа рыбы, обтягивающая рукоять;
  • Куриката – петля для веревки (Сагэо);
  • Ситотомэ – отверстие, в которое продевается петля для веревки (Куриката);
  • Фути – муфта рукояти;
  • Сэпа – шайбы;
  • Цука-ито – шелковый шнур, обвивающий рукоять;
  • Кодзири – конечная точка ножен.

Лезвие

Лезвие катаны имеет одностороннюю заточку, его линия отличается плавным изгибом. Оно должно быть обработанным до состояния бритвы, сужаться к острию или быть равномерным по всей длине.

В первом случае мастера добивались следующих показателей:

  • средняя часть (с 2 см от гарды и до середины лезвия) затачивалась до 40-45 градусов;
  • верхняя часть (от середины до острия) обрабатывалась до 39 градусов.

А максимальная толщина обуха клинка – 5 мм. Такое сочетание размеров тупой и заточенной кромок дает мечу особые боевые качества.

Нужная толщина лезвия катаны достигалась в том числе полировкой на заключительном этапе изготовления. Сначала его точили грубыми камнями разной абразивности, затем обрабатывали более нежным материалом. Острый край лезвия должен быть гладким, без зазубрин.

Сталь для меча

Сталь для катаны должна иметь высокую степень содержания углерода, то есть быть твердостью не менее 60-62 HRC. Но клинок всегда делают многослойным, то есть используют несколько ее сортов и разные способы их сочетания.

Мягкая сталь или она же, соединенная со средней, придают оружию эластичности, значит, не дают сломаться при серьезной нагрузке. Твердая обеспечивает клинку высокую остроту на долгое время.

Способы сочетания разных типов стали отличаются. Иногда мягкая и средняя являются центральными слоями клинка, а снаружи – обкладки из твердой. В других случаях высокоуглеродистая сталь находится внутри, а внешние слои состоят из материала с более низким содержанием углерода.

Конструкции клинка по типам использованной стали бывают следующих видов:

  • мару, в которой есть только один вид материала – высокоуглеродистый;
  • кобусэ, где делают стержень из мягкой стали и обкладки из более твердой;
  • хонсаммаи, в которой внутренний слой мягкий, но наконечник высокоуглеродистый, и есть наружные обкладки из материала средней твердости;
  • сиходзумэ, похожая на предыдущую конструкцию, но с защитой задней части клинка полосой стали средней твердости;
  • макури, где сердцевина мягкая, а оболочка полностью твердая;
  • вариха тэцу, в которой острие из высокоуглеродистого материала, а обкладки – из мягкого;
  • орикаэси саммаи, представляющая собой улучшенную форму хонсаммаи;
  • гомаи, где тонкий внутренний стержень сделан из твердой стали, его обкладывает слой мягкой и снаружи снова твердый материал;
  • сосу китаэ, в которой комбинируются семь слоев разных типов стали, что дает максимально высокое качество.

Катана – это сабля

Катана – это сабля по европейским и российским стандартам. К данному виду оружия ее причисляют из-за кривого клинка и его односторонней заточки.

Но японцы уверены, что катана относится к разряду мечей по следующим признакам:

  • ею наносят преимущественно режущие и колющие удары, а саблей рубят;
  • рукоять продолжает линию клинка, а не искривляется;
  • вес соответствует тому же показателю других мечей, а второй тип оружия гораздо легче;
  • действовать катаной можно, взяв в левую, правую руку или держа обеими, что не удастся с саблей.

Смотрите на видео мнение эксперта о японском мече Катана:

Является ли холодным оружием

Если же их нет, катана может быть историческим ХО, коллекционным, антикварным, и во всех случаях на нее требуется иметь разрешение.

Самая длинная катана

Самая длинная катана имеет название «окатана». Принадлежность к этому подвиду оружия определяется размером клинка, он должен быть больше 2,5 сяку, то есть от 75,8 см. Наибольший полный размер длинного меча составляет 105-130 см. Форма клинка и рукояти во всех случаях те же, что у традиционного оружия этого вида.


Katana

История самурайского меча

Самурайский меч отсчитывает свое существование с конца XIV века. Предшественником катаны был меч тати, собственно, благодаря его усовершенствованию она и появилась. Оружие носили и использовали в сочетании с коротким вакидзаси. Последний тоже относят к разряду мечей.

Катана была непременным атрибутом вооружения самураев вплоть до XX века. Правда, ранее ее запретили использовать. Но японцы стали прятать оружие в простые деревянные ножны, чтобы создавалось впечатление, что там находится такой же деревянный меч. Затем появились орудия с более тонкими клинками, похожие на европейские шпаги-трости. Они и вытеснили катана из обихода, так как удобнее маскировались.

Смотрите на видео историю и обзор самурайского меча Катана:

Сфера применения

Катана была личным оружием самурая, подтверждением его статуса. Но также и орудием защиты, часто используемым в дуэлях. Определяя ее назначение, можно провести аналогию с европейской шпагой или рапирой. Но, в отличие от западных орудий, катана не способна повредить доспехи самурая, особенно, если была создана до XVII века. У тех мечей слишком хрупкий клинок из-за высокой остроты лезвия. Но это не мешало использовать их в ближнем бою с противником без доспехов.

Сейчас катана – не только коллекционное оружие. Мечи используют в фехтовании. В Японии есть несколько школ, обучающих искусству владения этим орудием.

Как держать и носить катана меч

Держать катану можно как одной рукой, так и двуручным хватом, но последнее удобнее. Лезвие меча при этом идет к цели не под прямым углом, а наискось, для нанесения режущего удара. Эта техника использовалась прежде и в бою, а теперь она применяется в фехтовании.

Носили катану в ножнах, где меч лежал острием вверх. Их держали за поясом с левой стороны. Войдя в чужой дом, самурай извлекал оружие из ножен и клал его рядом так, чтобы можно было дотянуться.

Меч катана, удерживаемый за рукоять левой рукой, свидетельствовал о готовности самурая вступить в бой. Если он находился в правой, это означало миролюбивый настрой обладателя.

Виды катан и их разновидности

Существуют следующие виды катан:

  • традиционная;
  • деревянная, используемая в качестве сувенира;
  • короткая – вакидзаси;
  • прямая – кокатана;
  • тактическая – Tactical Katana Machete;
  • с красным лезвием, где в составе стали есть золото.

Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.

Деревянная катана

Деревянная катана – сувенирное орудие, используемое для исторических реконструкций или в игре. Меч выполняется из массива бука полностью, в том числе рукоять. Можно использовать и другие породы дерева. Рукоять изделия отделывается натуральной кожей. Древнее самурайское оружие такая катана напоминает только по форме.

Короткая катана

Короткая катана – это меч вакидзаси. Оба носили парой на левой стороне пояса, и назывался комплект «дайсе».

Вакидзаси имеет:

  • длину 50-70 см,
  • рукоять величиной в 1,5 кулака владельца,
  • клинок шириной 3 см,
  • обух 0,5 см.

Меч Вакидзаси (Wakizashi)

Но в остальном он полностью повторяет форму катаны – изогнутый острым краем клинок и прямую рукоять. Это оружие служило вспомогательным в бою, если длинный меч ломался или не было возможности до него дотянуться.

Маленькая катана всегда находилась при своем обладателе, если он оказывался в чужом доме. А большую в этом случае нужно было снять с пояса и положить рядом.

Прямая катана

Прямая катана имеет название «кокатана». Она могла входить в дайсе вместо вакидзаси, то есть служить запасным оружием самурая. Кокатана имеет следующие параметры:

  • полную длину 60-69 см,
  • рукоять 15-17 см,
  • менее изогнутый, но не абсолютно прямой клинок шириной до 3 см.

Меч Кокатана (Ko-Katana)

И, в отличие от вакидзаси, кокатану могли носить только аристократы.

Тактическая катана

Тактическая катана почти не имеет отношения к древнему японскому оружию, так как это современный нож фирмы Cold Steel под названием Tactical Katana Machete. Он похож на самурайский меч только формой – изогнутым клинком, заостренным с выпуклого края, и прямой рукоятью.

Параметры Tactical Katana Machete:

  • общая длина – 92 см,
  • длина клинка – 61 см,
  • длина заточенного отрезка клинка – 57 см,
  • ширина клинка – 3,3-4,5 см,
  • толщина обуха – 2,2-2,4 см,
  • диаметр гарды – 7,7 см,
  • толщина рукояти – 2,1-2,8 см.

Tactical Katana Machete

Металлическая часть сделана из углеродистой стали. Рукоять изготовлена из полипропилена, и на ней имеется рисунок отделки настоящей катаны. В комплекте есть также тканевый чехол с пластиковой отделкой.

Парные катаны

Парные катаны – это и есть дайсе, состоящий из собственно катаны и более короткого вакидзаси. Другой вариант комплекта оружия самурая – первый меч и прямая кокатана, навешиваемые на пояс с левой стороны. Но никогда не носили и не сражались сразу двумя катанами. Первое неудобно, второе нереально из-за габаритов и веса оружия.


Парные Катаны

Катана с красным лезвием

Катана с красным лезвием – та, что с клинком из красной стали, в составе которой есть золото и латунь. Особенность не усиливает боевых качеств оружия, но делает его очень привлекательным внешне и довольно дорогим. Обычно в отделке рукояти и ножен тоже присутствует красный цвет.


Катана с красным лезвием

Скрещенные катаны

Скрещенные катаны – ничто иное, как символ готовности к бою. Но в реальности увидеть оба орудия в руках обладателя именно в таком положении невозможно. Использовать дайсе одновременно нельзя. Перекрещенные мечи отмечаются лишь на графических изображениях, фамильных гербах, символизируют воинскую доблесть рода самураев.

Причины популярности

Двуручная катана пользуется спросом у коллекционеров, потому что это оружие отличается красотой, самобытностью. Свою долю в популяризацию внесли фильмы, в которых доблестные самураи орудовали сразу двумя мечами (что в реальности маловероятно), всех побеждая.

Еще один миф, добавляющий интереса, состоит в том, что оружие нельзя сломать. Это вызвано информацией об особенностях изготовления стали и ковки клинков японцами. Оба процесса отличаются от того, как это делалось в Европе. И сам интерес к Японии тоже способствует популяризации ее старинных мечей, даже в виде их современных реплик.

Почему сохранилось так много древнего оружия

Японцы трепетно относились к оружию, передавая его в каждом роду потомкам. Самурайские мечи отличались высоким качеством, богатой отделкой, поэтому были достоянием семьи наравне с землями и денежным имуществом. Соответственно, и хранились они бережно, много орудий дошло до наших дней.

Есть и другие причины обилия экземпляров мечей:

  • в стране действуют более 300 кузниц, делающих оружие по старинным технологиям;
  • на них есть большой спрос в Японии, благодаря интересу к искусству фехтования на мечах и школам, где его преподают;
  • старинные орудия являются культурным и историческим достоянием страны, охраняемым научными обществами, поэтому их не позволили уничтожить после поражения Японии во Второй мировой войне.

Сколько стоит катана

Сколько стоит катана, зависит от возраста оружия, способа изготовления, особенностей отделки рукояти, ножен, но современный «новодел» хорошего качества может обойтись в 10-60 тыс. р. Изделие уровнем похуже стоит всего 3-4 тыс. р. Настоящая катана из Японии обойдется в 300-500 тыс. р., а иногда и выше, если это экземпляр от известного мастера, имеющий подтверждающие документы. В 1995 г. одну из таких продали за 600 тыс. долларов.

Где купить настоящую из Японии

Купить катану из Японии можно в оружейных магазинах. Там бывают изделия, изготовленные в этой стране в настоящее время, но в соответствии с прежними традициями. Их также заказывают через интернет на международных площадках.

В России и других странах есть частные коллекционеры оружия, тоже иногда расстающиеся с некоторыми его экземплярами. Но нужно помнить: если меч имеет признаки ХО, понадобится разрешение на владение им.

Изготовление японского меча катана

Традиционное изготовление катаны – трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя:

  1. очистку стали от ненужных примесей путем погружения в раствор из глины и золу;
  2. накаливание до высоких температур и складывание с расплющиванием молотом для получения многослойного листа высокоуглеродистого материала;
  3. ковку, в процессе которой соединяются стали разной твердости и формируются очертания клинка;
  4. закалку покрытой слоем жидкой глины заготовки для появления на некоторых участках в металле мартенсита;
  5. отпуск материала, уже имеющего форму клинка;
  6. заточку и полировку, в процессе которых современный японский меч катана приобретает гравировку на рабочей части;
  7. изготовление гарды из стали, ее декорирование;
  8. изготовление рукояти, ее соединение с клинком и гардой с помощью бамбукового крепления;
  9. изготовление деревянных ножен.

Дешевые современные самурайские мечи делают из простой нержавеющей стали твердостью 56 HRC. И в этом случае процесс их создания не так сложен, он состоит из вырезания клинка, закалки, отпуска, затачивания, изготовления рукояти и ножен, сборки изделия.

Как делают катану в Японии

Катану в Японии делают следующим образом:

  1. Куски стали особого сорта помещают в золу и глинистый раствор для очистки от шлака. Затем их извлекают и раскаляют, чтобы соединить в единое целое, проковывают молотом, складывают, повторяют предыдущее действие, пока не получится лист высокоуглеродистой стали.
  2. В нее добавляют более мягкий материал для придания вязкости, предохраняющей от поломок клинка. Ковка занимает несколько дней, полосы стали разной твердости комбинируются так, как они будут располагаться в готовом изделии. Когда начальная форма бывает готова, на нее наносят слой жидкой глины.
  3. Далее в процессе закалки (нагревания заготовки и охлаждения в теплой воде) формируется хамон, то есть рисунок на участке между лезвием и переходом к обуху. Окончательным он станет после полировки клинка, но сначала последнему придают традиционную форму – слегка изогнутую.
  4. Следующий этап – отпуск изделия. Его нагревают в печи и охлаждают медленно, на воздухе. Так клинок приобретает твердость, не утрачивая вязкости.
  5. Готовую металлическую часть оружия затачивают. Для этого используют до 9 специальных камней разной абразивности, а в конце – тонкие пластины или деревянные дощечки. На этом же этапе некоторые современные мастера наносят на незакаленные участки клинка гравировку.
  6. Осталось отполировать изделие. Мастер тоже работает разными инструментами, благодаря чему выделяет участки клинка (хамон, хада и др.). Вместе с затачиванием процесс может длиться несколько суток.
  7. Затем из магнолии или вишни делают рукоять, обтягивая ее кожей ската либо акулы, обвивая шелковой, иногда шерстяной лентой. Она крепится к хвостовику с помощью бамбукового штыря, продеваемого в отверстие на нем. Между рукоятью и рабочей частью клинка должна быть гарда (цуба), прикрепляемая с помощью шайб (сэпа). Отделять защиту для руки от черенка должна муфта (фути).
  8. Из дерева же изготавливают ножны. Их обрамляют декором из рога или кости животного, покрывают лаком.

Смотрите на видео о том, как делают самурайские мечи Катана:

Встречающиеся дефекты самурайской катаны

Самурайская катана получается в результате сложного технологического процесса, ошибки в котором могут привести к появлению дефектов, имеющих определенные названия:

  • Карасунокути – повреждения клинка. Если трещина пронизывает закаленную и незакаленную части, меч исправить нельзя, он непригоден.
  • Синаэ – поперечные трещинки на участках изгибов. Возникают из-за «усталости» материала, не препятствуют использованию орудия.
  • Фукурэ – кусочки окалины либо угля, сохранившиеся в процессе складывания стали. Недостаток портит внешний вид, так как обнажается после полировки. К тому же он снижает прочность меча.
  • Кирикомэ – неровности на задней части орудия. Они образуются в результате использования меча, но с проблемой справляются полировкой или совсем не борются, поскольку она не считается серьезной.
  • Умэганэ – заплатка, скрывающая иной дефект. Ее ставит кузнец, желая исправить ошибки в своей работе или сделать невидимой проступивший внутренний слой стали.
  • Хагирэ – трещина на линии закалки (хамоне). Если она образовалась из-за зазубрины, то не опасна. А когда причиной становится слишком сильный изгиб клинка, он непригоден к использованию.
  • Хакоборэ – большая зазубрина на лезвии и хамоне. Может способствовать дальнейшему разрушению стали.
  • Хадзими – тусклые участки на клинке, образующиеся при частом затачивании. Могут означать, что меч старый. Но бывают также свидетельством того, что он сделан из плохой стали, которая быстро затупляется.
  • Ниои гирэ – отсутствие границы между участками закаленной и незакаленной стали там, где она должна проходить. Может означать, что этап закалки был проведен неверно, то есть меч негодный. Но то же бывает, если граница между упомянутыми участками нечеткая, тогда это исправляется шлифовкой.
  • Мидзукагэ темное пятно на режущей части лезвия. Может образоваться в результате повторной закалки или охлаждения.
  • Синтэцу – проступание нижних слоев стали на поверхность. Возникает при слишком усердной полировке или от возраста орудия.
  • Цукарэ – истончение оружия. Причиной может быть его возраст, то есть и регулярное затачивание, полировка.

Дефекты катана

Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.

Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.

Какой меч длиннее катаны

Меч длиннее катаны – это:

  • Тати . Он имеет длину 75,7-90,9 см, более изогнутый клинок. А рукоять орудия не прямая, в отличие от катаны. Тати является ее предшественником и основой для создания.
  • Нодати . Его длина – 1-1,5 м, а самый длинный меч этого типа достиг 2,5 м. Его создали для сражений с закованным в доспехи противником. Но для использования нодати самураю самому следовало быть физически очень сильным.

Катана не зря так популярна среди любителей холодного оружия. Меч достаточно изящен, но прочен, отличается остротой, доступен для владения, так как есть достойные экземпляры с приемлемой ценой. Он станет хорошим дополнением к коллекции, но будет не менее эффектно смотреться и в одиночестве.