О вреде мата, сквернословия. Здравствуйте, подскажите, пожалйута, молитвы от бранных слов и чревоугодие

«Мат - это дурная привычка, и избавляться от нее нужно, как от любой другой дурной привычки. Назначьте себе наказание: выругались - щелкните себя по лбу», - считает протоиерей Максим Первозванский, писатель, автор книг по семейной психологии, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» и отец девятерых детей.

Максим Первозванский. Фото: Юлия Маковейчук / pravmir.ru

По просьбе РП священник рассказал, как побороть привычку сквернословить в себе и своих детях, каково отношение к мату у Церкви и как один человек может заставить отказаться от мата весь мир.

Главный вопрос, который нас интересует: может ли взрослый человек - ругающийся много и часто - отучиться от сквернословия? И как это сделать?

Это вопрос из области, как вообще избавляться от вредных привычек, потому что мат - это, без сомнения, дурная привычка. Методики бывают разные, интернет ими полон: можно ограничивать себя постепенно, а можно бросить в один день.

На мой взгляд, здесь важна прежде всего рефлексия привычки - ее осознание, контроль и учет. Хорошо включить внутренний счетчик: выругался - придумай себе наказание. Например, если человек верующий, наказанием может быть земной поклон за каждое матерное слово. Неверующий - щелкай себя по лбу, если выругался.

Такая тактика постепенно приведет к уменьшению количества матерных слов в речи. Но полный отказ от сквернословия - это вопрос не одного дня.

Языковая среда вокруг нас довольно агрессивна: ругаются на работе, на улице, иногда дома. В таком окружении бросить ругаться реально?

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Один человек может повлиять на нормы коллектива. Если, к примеру, ты перестаешь сквернословить, стоя на работе в курилке, то велика вероятность, что и другие люди в курилке перестанут ругаться тоже.

Лет 15–20 назад было не принято крепко выражаться при девушках. На некоторых производствах мужской коллектив специально разбавляли женщинами для этих целей - чтобы отучить мужчин от ругани. Сегодня - хотя при девушках, несомненно, стали сквернословить чаще - ситуация в целом такова: там, где девушки терпят ругань, при них ругаются, там, где не терпят, ругаться перестают. Речь о том, что нередко человек в состоянии сам регулировать ту среду, в которой он находится.

Люди, которые пытаются отказаться от мата, отмечают: на первых порах разговаривать становится труднее. Там, где в речи всегда удобно ложилось на язык матерное слово, теперь – пустота, мозгу нужно время, чтобы найти ему замену.

Было интересное исследование американских ученых: они выяснили, что во время Второй мировой войны командир американского подразделения тратил на приказ в среднем семь-восемь букв или знаков, а японцы - двенадцать и больше. Авторы пришли к выводу, что быстрота, с которой отдавались приказы, в итоге привела американцев к победе в Тихом океане. В русской армии количество знаков было больше, чем у американцев, но меньше, чем у японцев. При этом в расчет не бралось, что это количество знаков сильно сокращалось из-за мата. Не оправдывая мат, все же следует признать: с ним мысль часто формулируется быстрее.

Но обратная сторона состоит в том, что в итоге мы привыкаем запихивать весь огромный спектр человеческих чувств в одно-два матерных слова. Используя мат, мы намеренно обедняем себя - уходим от нюансов, оттенков. Возвращаясь к нормальной речи, конечно, придется поскрипеть мозгами: шестеренки будут вращаться сначала медленно, но со временем наберут ход, станут быстрее.

В этом деле, как и во многих других, важно еще обрести компаньона: избавиться от сквернословия будет легче, если в начинании вас кто-то поддержит.

- Типичная ситуация: приходит ребенок - из школы ли, из детского сада, с улицы - и приносит ругательные слова. Что делать?

Дети общаются в разных коллективах, и в некоторых из них, к сожалению, сквернословие - это норма. Важно здесь то, какая языковая атмосфера царит у ребенка дома, в семье: и если дома мат - это тоже норма, то все разговоры о вреде ругани не дадут результатов.

Дом - это то, что формирует ребенка, то, с чем он выходит в окружающий мир. Поэтому если родители не хотят, чтобы дети усвоили привычку сквернословить, мата в доме быть не должно.

Причем родителям лучше играть на усиление: запрещать не только мат, но и производные ругательства. И если уж сорвались сами, выругались - а такое бывает, потому что человек существо страстное, с эмоциями, и языковые ответы помогают ему эмоции усиливать - то срывайтесь не на прямой мат, а на «не матерные» ругательства.

Есть мнение, что ребенка - особенно дошкольника, который вдруг употребил ругательное слово, нужно игнорировать. Дескать, он поймет, что его ругань не вызывает никакой реакции у взрослых, и сам перестанет употреблять плохие слова. Каково ваше мнение на этот счет?

Игнорировать это нельзя - ребенку обязательно нужно дать понять, что сквернословие недопустимо. Как это сделать, лучше знают сами родители: диапазон мер тут широк - от кнута до пряника.

Если внушение не помогает, хорошо бы поговорить с ребенком о значении тех ругательных слов, которые он произносит. Часто дети не понимают смысла матерных слов, они их где-то услышали и бездумно повторили. Нужно говорить, что слово - не пустой звук, что в слове есть сила, которая формирует среду жизни. Вот, к примеру, проклятие - оно действенно? Дети в большинстве своем понимают, что да. А доброе пожелание - пожелание хорошего пути? Да. Нужно объяснить ребенку, что ругательство - это реальная сила, которая может стать частью жизни его друзей и родственников. Ребенку нужна смысловая база.

- Какое отношение к мату у Церкви?

В Церкви более, чем где-либо, понимают важное значение слова. Не случайно одно из Евангелий открывается строкой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Более того, в разные времена от христианства откалывались различные учения, которые шли еще дальше - наделяли слово настоящей магической силой, доводили его значение до абсолюта.

Молитва в христианском понимании - это связь с Богом через слово. Таким образом, сквернословие понимается как антимолитва: чертыхания, ругательства - все это есть не что иное, как призывание зла, настоящего зла с рогами и хвостом. Молитва животворит душу, в то время как сквернословие убивает ее.

В Ветхом Завете говорится об идоле золотого тельца - ему поклонялись отступившие от Бога. Телец в древнем мире был символом половой силы: половая тематика, половые извращения - основная тема, на которой спекулирует мат. Поэтому, если продолжить эту мысль, то в конечном итоге мат - это бесовское извращение семейных ценностей.

Полное собрание и описание: молитва от сквернословия других для духовной жизни верующего человека.

Молитва от сквернословия других

О грехе сквернословия

Горе сквернословам. Гортань их – открытый гроб.

В семье моих знакомых случилось пренеприятное происшествие. Их маленькая дочка пошла в детский садик. Через две недели после посещения садика каждое свое маленькое предложение девочка пересыпала страшными, грязными ругательствами, конечно совершенно не понимая, что сквернословит.

Опечаленные родители обратились к заведующей. Они оказались не первыми, кто пришел с этой жалобой. Заведующая обещала разобраться – и разобралась. Оказалось, что дети научились скверным словам от воспитательницы!

Сквернословие, скверные слова – так издавна в русском народе именовали матерщинщину. Корень идет от слова “скверна”.

В словаре великорусского языка Даля сказано: “Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Исчерпывающая характеристика. Даже по этому лингвистическому определению ясно, что сквернословие и – “непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное” – есть грех. В чем состоит этот грех?

Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: “слово гнилое да не исходит из уст ваших”, он оскверняет, пачкает грязью свои уста. Матерщинник льет гнусную грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать. Портится настроение, то есть сметается, смущается благой настрой души.

Содержание матерных слов таково, что воздействует на сознание и даже подсознание человека, и особенно детей. Всякое слово, и хорошее и дурное, обладает весом и силой. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло, пусть и бессознательно. Ведь если и мысль наша материальна, то уж наверняка нечестивые наши выражения еще более материальны. Вот и скапливаются ругательные слова над нами черной аурой, принося беды и самому матерщиннику, и тем, кто его окружает. Сквернословие, несомненно, влияет на формирование нравственного стержня в человеке. Особенно страшно, когда в среде матерщинников воспитываются дети. Через уши да в душу попадают богомерзкие слова и закладывают в человеке нравственную грязь.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок – наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Причем порок этот и какое-то странное к нему тяготение, стоят в прямой зависимости от того, насколько близко человек стоит к Богу. И если он отодвигается от Бога, тотчас начинает входить в область сатанинскую и приобретать скверную эту привычку – призывать вместо Бога имя лукавого и вместо Божественных вещей – срамные, скверные, чудовищные выражения, матерную брань – на самом деле молитвенные формулы, обращенные к демонам.

Бесстыдные, срамные ругательства приводят благочестивых людей в содрогание.

Это не просто легкомыслие, грубые шутки, не простые колебания воздушных волн. Произнося страшные заклинания, то есть говоря матерные слова, человек призывает к себе гнуснейших бесов, приносит сатане словесную жертву.

Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Он так разросся, что уже не осознается грехом. Из поколения в поколение передается это отвратительное наследие – так вырождается нравственность народа. Но все-таки никогда сквернословие не носило такого массового характера, такого невиданного размаха, как в последние годы. В воздухе витают нечистота, мерзкие ругательства. И это не только не одергивается, не пресекается, как было раньше. Это стало необходимой деталью жизни. Это открыто поощряется. Гнусные нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг, журналов, газет. Сегодня в книжном магазине можно купить словарь матерных слов. Значит, есть издатели, которые видят в этом благое дело! Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять.

Еще совсем недавно существовало понимание, что материться – это стыдно, что нельзя материться при женщинах и детях. А что мы видим теперь? В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы – снизу доверху – сыпется “непотребное, что мерзит плотски и духовно”.

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты – и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщинщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Особенно страшно, когда сами родители оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами. Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Детские психологи считают, что формирование его происходит с младенчества и до семи лет. Дальше начинает складываться мировоззрение, взгляд на мир, на жизнь, отношение к людям, окружающим его, обществу и различным явлениям жизни. Все это в основном приходится на школьный возраст. И, если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, с цинизмом, презрением ко всему, гнилью в душе и характере. Родители в данном случае сами вырастили неполноценного ущербного человека. На того, кто постоянно грязно матерится, вряд ли можно положиться в каком-то серьезном деле, есть в этом признак духовного и нравственного разложения. Кто легко позволяет себе нечистоту, гнилую речь, тот может легко решиться и на нечистые дела.

Следует знать: склонность к сквернословию – это склонность к противлению против воли Божией; за склонностью к сквернословию и мату, как правило, прививаются такие грехи и пороки души, как тщеславие, эгоизм, плотские похотения и др.

В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В Священном Писании сказано: “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит.

Слово дано нам от Бога. Это такой чудесный и особый Божий дар, который дан только человеку. “Вначале было Слово”, – говорится в Евангелии от Иоанна.

Словом Бог сотворил все. Слово и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословием сеется тьма. Апостол учит: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, он только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф. 4, 29). Слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него.

Православная Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, бранные выражения. Церковь также запрещала чертыхаться. Ведь это означает, что ты призываешь к себе чертей.

Россия – единственная страна, где народ называл свою Родину святою – Святая Русь, за ее стремление к святости, к целомудрию и высокой нравственности.

Это выразилось и в языке, который отражает не только практический, но и духовный опыт народа. Поганые слова никогда не считались (как это существует в других языках) нормой. Их всегда называли срамными, за них в прежние времена наказывали. Например, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче сквернословы несли телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами.

Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны активно бороться с грехом сквернословия, не давать оскорблять полученный нами великий Божий дар – родной язык. Нельзя равнодушно смотреть, как уродуют его матерщинники, употребляя отвратительные, скверные слова, подсказанные извечным врагом рода человеческого. Ведь совершающий грех сквернословия сознательно калечит в себе образ Божий – и это начало богоотступничества.

По слову Христа Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда страшнее!

Дар слова дан человеку в первую очередь для того, чтобы славить Господа. И сами уста наши, которыми мы должны славословить Господа, оскверняются срамословием.

Вслед за Святым Крещением, через помазание освященным миром, на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословие оскорбляет Дух Святой, освятивший уста человека для употребления их во славу Божию. Скверными словами человек отталкивает от себя Дух Божий.

Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, мы прогневляем Христа Спасителя. Вот что говорил святитель Иоанн Златоуст: “Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступить к Таинам Господним (то есть Святому Причащению)?

Мы целуем святой крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к великим святыням! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не обрадовать бесов и не прогневить этим Бога?

Будем помнить и о том, что сквернословие – начало пути к еще большему злу: матерщиной возносится страшная хула на Саму Пресвятую Богородицу, Владычицу земли русской.

А ведь многие даже не исповедуются в этом грехе и не пытаются от него избавиться, с легкостью воспринимают матерщину, различные низкопробные жаргонные выражения, уголовный жаргон. Помните, это грех мерзкий, избегайте его, избавляйтесь от него. Вместе с матерщинщиной вы приглашаете к себе бесовские силы, и постепенно они введут вас на стезю других пороков.

Кайтесь в этом грехе, призывайте имя Божие на помощь, молитесь святым с верой сердечной, и помощь Господня придет обязательно.

О грехе курения

Грех курения, как и грех сквернословия, охватил в наше время почти всех – от мала до велика.

Стайки курящих детей сидят на скамейках, идут по улицам, стоят у метро – их едва видно за клубами табачного дыма. Данные последних исследований ужасающи: средний возраст приобщения к курению у мальчиков – 10 лет, у девочек – 12 лет. Курят молодые мамы, везущие в колясках малышей, нередки даже бабушки, выгуливающие своих внуков на детских площадках с сигаретой в зубах.

Только подумать: в правилах поведения ученика в школе уже не говорится, о том, что ученик не должен курить, он только не должен курить внутри школы!

Мы и не заметили, как человек, дымящий нам в лицо сигаретой, стал нормой общественного сознания. Курит? Что ж. Если он этого хочет, если у него такая потребность.

Но откуда взялась такая потребность? Ведь человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать – да. Но курить , отравлять свой организм ядом, дышать зловонным дымом – это требование греха , а не требование природы.

Многие считают этот грех простительным, мелким, “несмертным грехом”. И вот этот “несмертный грех” так захватывает человека, что он становится настоящим рабом его, а если говорить точнее – рабом дьавола. Вы проснулись утром, и первое желание, которое охватывает вас, – покурить. Вы не осеняете себя крестным знамением, не произносите утренней молитвы, а выкуриваете сигарету. “На Богослужении воскуривают ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? – говорит по этому поводу святой Никодим Святогорец. – Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию – диаволу”.

Курение – воистину дьавольское изобретение. Возникло оно в гибнущих культурах Центральной Америки задолго до эпохи Колумбовых открытий, как часть ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы. Христиане прекрасно знают, что это за боги. В Европу, а потом и в Россию, это богомерзкое действо было завезено именно во время открытия Колумбом новых земель. Вот что пишет о истории распространения греха курения епископ Варнава (Беляев): “Когда 12 октября 1492 года Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор, то он и его спутники были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители островов выпускали клубы дыма изо рта и носа. Дело было в том, что индейцы справляли священный праздник, на котором курили особую траву (свернутый высушенный лист ее – род теперешней сигары – назывался он “табако”, отсюда и пошло нынешнее название) – до полного одурения, надо прибавить, причем в этом состоянии они входили в общение с демонами и после рассказывали, что им говорил “Великий Дух”.

По приезде на родину наших мореплавателей те, которые нашептывали в уши индейцам, шепнули и этим, чтобы они познакомили европейскую публику с новым “удовольствием”.

И вот, при благосклонном участии и тайном возбуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии, началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, – ничего не помогало!”

Сегодня в жертву дьаволу добровольно приносят себя сотни миллионов людей на земном шаре. “О как тщательно дьавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана – табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа”.

Воскуряя фимиам бесам страстей, разводимых нами и гнездящимся в жилище нашего тела, курильщик предает, тем самым, образ Божий в себе, пропитываясь духом зловония и медленного физического самоубийства. “Разве не знаете, что вы храм Божий , – говорил апостол Павел, – и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы” (1 Кор. 3, 16-17). Есть ли слова, убеждающие больше, чем эти?

Все, что дано человеку Господом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье – безценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, – настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: “Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душой, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными. ” И еще одно высказывание того же святого: “Здоровье в любых делах есть как бы самодвижущаяся колесница, которая несет атлета к финишу”. О том, что курение губительно для здоровья, доказывают все современные медицинские исследования. Нет ни одного органа, который бы ни страдал от воздействия табака. Канцерогенные вещества, раздражая слизистые оболочки, накапливаясь в организме, вызывают рак губы, ротовой полости, гортани, пищевода. Особенно уязвимы становятся органы дыхания – бронхи, легкие. Доказательств, фактов, аргументов и убедительнейших примеров того, что курение несет лишь вред и погибель, бесчисленное множество. У курильщиков развивается никотиновый синдром. Это та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков.

Табачный рынок занимает одно из самых значительных мест в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для того, чтобы другие миллионы вдыхали вредный дым, травили ядом свою голову и весь организм.

Удивительно, почему употреблять наркотики в виде кокаина законом запрещается, а в виде табака – поощряется? Табак, этот “маленький кокаин”, дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство в утробе. Но медицина говорит нам об опасности курения лишь для телесного здоровья. Даже на любой пачке сигарет вы найдете надпись: “Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья”. Мы же должны помнить о самом главном вреде этой скверной привычки. Зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и прочих внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма через внешние покровы; выделения при этом имеют тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне.

Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, так считают многие курильщики, не сознавая, что нервы – плотское зеркало души. Такое успокоение – самообман, мираж. Потому это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это успокоение надо возобновлять постоянно. А потом это успокоение будет источником адского мучения. Успокоить можно себя против страсти, только удержавшись от нее. Только поднявшись над своими страстями, можно войти в светлый духовный мир.

Невозможно молиться духом, куря папиросу или сигарету. Не могут такие люди причащаться Тела и Крови Христова, а значит, не могут спастись.

Нужно помнить, что по смерти, по разделении души от тела, страсти, проявлявшие, реализовавшие себя в жизни телесной, не оставляют души человека, порабощенной ими при жизни. Не освободившаяся от той или иной страсти, душа перенесет ее в потусторонний мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытной потребностью в еде будет мучиться после своей смерти тот, кто и раньше думал только о еде. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить, только залив алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый – тоже, и курильщик – тоже. Вот наглядный пример: если курильщик не покурит несколько дней, что он будет испытывать? Страшное мучение, но еще смягченное другими развлечениями жизни. Страдает не столько тело, сколько душа. Так страдает уже здесь на земле каждая душа, имеющая любую страсть. Зная это, можно ли безразлично относиться к своим страстям? К этому страшному огню?

Как же побороть в себе беса этой богомерзкой страсти? Конечно, прежде всего помочь может желание избавиться от этого порока и горячая молитва. Если человек уже решился на этот шаг и приготовил в своей душе место для благодати Божией, то он ощутит в себе ее удивительное воздействие, ее незримую помощь. Просите искренно, непрестанно , Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих и непременно получите исцеление.

Совет преподобного Силуана Афонского

Курение, таким образом, отдаляет человека от горнего духовного мира, служит одним из серьезных препятствий на пути спасения собственной бессмертной души, склоняя ее ко греху и подчиняя своеволию тленной плоти.

“Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божьей, – увещевает святитель Григорий Богослов, – ни за что не делай того. Не оставляй воли Божьей, чтобы исполнять волю людей”.

Итак, дорогой читатель, прежде чем закурить вновь , вспомни совет преподобного Силуана и подумай, мог бы ты прочесть сначала “Отче наш” или мысленно взять благословение на это, несомненно, важное для тебя дело.

Совет преподобного Амвросия Оптинского

“Пишете, что вы не можете оставить табак курить.

Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. – Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы” – такой ответ получил от преподобного Амвросия один мирянин, заядлый курильщик, обратившийся за советом к святому, не сумев сам справиться с этой пагубной страстью. По прочтении письма он закурил папироску, но вдруг почувствовал сильную головную боль и вместе с тем отвращение к табачному дыму – и ночью не курил. На другой день машинально закуривал несколько раз, но боль возвращалась и не позволяла глотать дым. Так и бросил. Спустя некоторое время человек этот приехал к старцу, чтобы лично поблагодарить его. Преподобный Амвросий коснулся палочкой его головы – и боль с тех пор уже не возвращалась.

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобие отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 12.01.2011 10:16:22

Здравствуйте, подскажите, пожалйута, молитвы от бранных слов и чревоугодие. И как поблагодприть Бога за всё? Спасибо

Уважаемый наш читатель.

Любую страсть, живущую в нас можно исторгнуть. Самое главное - надо возненавидеть этот грех. Это во-первых. А во-вторых, надо почаще приходить на исповедь и перед Лицом Господним в присутствии священника каяться в своих грехах. Во время исповеди Господь дает силу на борьбу с грехом. Человек, уходя с исповеди, чувствует внутри себя преграду и отвращение от этого греха. Надо только не расслабляться, а постоянно себя поддерживать молитвой, постом, ибо "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21) - так сказал Господь.

1. О грехе чревоугодия святой Ефрем Сирин говрил так: "Если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание, и имей страх Божий,- и победишь".

Чревоугодие является грехом достаточно грубым и очевидным, с которым человеку непросто бывает справиться. Для упражнения в навыках преодоления чревоугодия начать можно с того, чтобы возможно более строго следовать постному уставу. Не вкушать неположенной пищи в среду и пятницу, в многодневные посты, не вкушать ее чаще, чем подразумевает церковный устав. Равно полезно воздерживаться от пищи после определенного часа вечера: скажем, не есть после семи или восьми часов – многим это помогает укрепиться в борьбе с чревоугодием.

В отношении молитвы скажу, что специально искать особую специальную молитву от чревоугодия не надо. Скорее правильнее вопрос поставить так: мы, осознавая ту или иную страсть как свою трудно преодолеваемую проблему или как битву, в которой мы сегодня чаще терпим поражение, должны, с верой и упованием на Божию помощь, приносить Ему реально то, что с нами происходит, и Его в этих наших поражениях просить о помощи.

Молитесь своими словами, к примеру так: "Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания ".

2. О грехе сквернословия

Сейчас матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, до транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, ими перекидываются даже влюбленные.

"Невинная" привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово.

Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля, сказано: "скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное". Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

В прежние времена на Руси отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословить. За него строго наказывали.

Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: для всеобщего назидания ругателей на улицах наказывали розгами.

Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. И все, для кого «мат» и «матерь» едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает. Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Как сказано: «отвращаетесь зла, прилепляйтесь к добру » (Рим. 12, 9).

Если вы хотите освободиться от сквернословия, то вам надо искренне покаяться, и Господь поможет освободиться от него.

Мысли Святых Отцов

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих. (Преподобный Антоний Великий)

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. (Преподобный Антоний Великий)

Если будешь помнить сказанное в Писании: "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. (Преподобный Пимен Великий)

Смерть и жизнь - во власти языка.. (Прит. 18, 22)

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою. (Прит. 13, 3)

Воздержание языка показывает человека мудрого. (Преподобный Авва Исайя)

Известно, что врачи узнают здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души. (Святитель Тихон Задонский)

Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их. (Блаженный Августин)

Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву. (Святитель Василий Великий)

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. (Пс. 38, 2)

Молитесь своими словами. Можно порекомендовать для молитвенной помощи стихи из 140 Псалма. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех ».

В переводе на русский язык: Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих, не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.

3. Как благодарить Бога.

Согласно установлениям Православной Церкви за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.

Существует особый чин - Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь,- это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.

Но самым высшим проявлением благодарения будет участие в литургии и причащение Светлых Христовых Тайн. Литургия, главная службу, называется еще Евхаристией, что с греческого переводиться как благодарение.

У меня есть подруга, которая в компании часто употребляет в своей речи матерные слова. Мне это неприятно слушать из ее уст, я пытаюсь объяснить ей, что так нельзя, но она не видит в этом ничего дурного, ведь другие ребята также поругиваются. Как мне лучше отговорить ее от мата, или же в этом нет ничего страшного, а просто дань моде?
Люба Т., 15 лет, г.Рязань

Гуляя по улице, передвигаясь на общественном транспорте, посещая публичные заведения, везде мы можем встретить ругающихся подростков. Что заставляет подростков ругаться матом?
Вот мнение одного молодого человека, которое я нашла на одном из Интернет-сайтов. «Во-первых, в этом возрасте подростки хотят выглядеть старше своих лет. И ругаясь матом, они пытаются не только показать себя старше, но и проявить себя, как лидера в компании друзей. А уж если кто-то из окружения использует нецензурную брань, то другие начинают повторять за ним, чтобы не выделяться из толпы. Вот только никто из них не замечает того, что во время использования ненормативной лексики они выглядят далеко не взрослыми.
Во-вторых, люди в большинстве случаев ругаются матом, когда эмоции переполняют их, и они не могут сдержаться. В подростковом возрасте держать себя в рамках приличия – ещё сложнее. Поэтому важно с раннего детства заниматься самовоспитанием и дисциплиной, чтобы в любой ситуации проявлять себя достойно. Родители подают пример хорошего поведения. Именно они помогают нам в детстве понять «что такое хорошо, а что такое плохо».
И последней по списку, но не последней по значимости стоит проблема о самообразовании. У всех нас в жизни бывали ситуации, когда нам было нечего сказать. И вот тут перед нами стоит важный выбор: либо заполнить паузу матом или каким-нибудь другим бранным словом, либо промолчать. Но промолчать – не значит согласиться с поражением. Для того, чтобы в нашей жизни не было неловких ситуаций во время диалога с людьми, стоит заняться самообразованием. В этом нам помогут книги. Именно через книги мы пополняем наш словарный запас и становимся умными, эрудированными людьми.
Главное – делать упор на самодисциплину и самообразование. И только тогда мат уйдёт из нашего лексикона. Я подросток и сам последовал этим советам, которые услышал от взрослых и состоявшихся людей. И ни капельки об этом не жалею. Ведь русский язык настолько богат и красив, что не стоит засорять свою речь бранью».
Я абсолютно согласна с юношей, подтверждение этому мы находим у древних философов и мудрецов. Так Сенека сказал: «Речь - это показатель ума» .

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна» (грязь). Но мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению. Школьники стараются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые выяснили, что ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.
Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Наши предки, пребывая еще в язычестве, произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Таким образом, употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Ведь не зря такие слова называли «нецензурными», т.е. находящимися под запретом. Примитивный язык формирует примитивное мышление. Язык, замусоренный грязными словами, порождает такой же замусоренный разум.
В компании подростков или среди других друзей многое зависит от лидера, от того, кто является «законодателем моды». Попробуйте установить свои правила общения – без мата, а вдруг им понравится?
Ну, если уж не получится, то постарайтесь найти себе другое общество, в котором мат не является нормой. Испачкаться очень легко, а отмыться, порой, невозможно до конца жизни.
Наталья ЛАРИНА, психолог

«Мат - это дурная привычка, и избавляться от нее нужно, как от любой другой дурной привычки. Назначьте себе наказание: выругались - щелкните себя по лбу», - считает протоиерей Максим Первозванский, писатель, автор книг по семейной психологии, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» и отец девятерых детей.

Максим Первозванский. Фото: Юлия Маковейчук / pravmir.ru

По просьбе РП священник рассказал, как побороть привычку сквернословить в себе и своих детях, каково отношение к мату у Церкви и как один человек может заставить отказаться от мата весь мир.

Главный вопрос, который нас интересует: может ли взрослый человек - ругающийся много и часто - отучиться от сквернословия? И как это сделать?

Это вопрос из области, как вообще избавляться от вредных привычек, потому что мат - это, без сомнения, дурная привычка. Методики бывают разные, интернет ими полон: можно ограничивать себя постепенно, а можно бросить в один день.

На мой взгляд, здесь важна прежде всего рефлексия привычки - ее осознание, контроль и учет. Хорошо включить внутренний счетчик: выругался - придумай себе наказание. Например, если человек верующий, наказанием может быть земной поклон за каждое матерное слово. Неверующий - щелкай себя по лбу, если выругался.

Такая тактика постепенно приведет к уменьшению количества матерных слов в речи. Но полный отказ от сквернословия - это вопрос не одного дня.

Языковая среда вокруг нас довольно агрессивна: ругаются на работе, на улице, иногда дома. В таком окружении бросить ругаться реально?

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Один человек может повлиять на нормы коллектива. Если, к примеру, ты перестаешь сквернословить, стоя на работе в курилке, то велика вероятность, что и другие люди в курилке перестанут ругаться тоже.

Лет 15–20 назад было не принято крепко выражаться при девушках. На некоторых производствах мужской коллектив специально разбавляли женщинами для этих целей - чтобы отучить мужчин от ругани. Сегодня - хотя при девушках, несомненно, стали сквернословить чаще - ситуация в целом такова: там, где девушки терпят ругань, при них ругаются, там, где не терпят, ругаться перестают. Речь о том, что нередко человек в состоянии сам регулировать ту среду, в которой он находится.

Люди, которые пытаются отказаться от мата, отмечают: на первых порах разговаривать становится труднее. Там, где в речи всегда удобно ложилось на язык матерное слово, теперь – пустота, мозгу нужно время, чтобы найти ему замену.

Было интересное исследование американских ученых: они выяснили, что во время Второй мировой войны командир американского подразделения тратил на приказ в среднем семь-восемь букв или знаков, а японцы - двенадцать и больше. Авторы пришли к выводу, что быстрота, с которой отдавались приказы, в итоге привела американцев к победе в Тихом океане. В русской армии количество знаков было больше, чем у американцев, но меньше, чем у японцев. При этом в расчет не бралось, что это количество знаков сильно сокращалось из-за мата. Не оправдывая мат, все же следует признать: с ним мысль часто формулируется быстрее.

Но обратная сторона состоит в том, что в итоге мы привыкаем запихивать весь огромный спектр человеческих чувств в одно-два матерных слова. Используя мат, мы намеренно обедняем себя - уходим от нюансов, оттенков. Возвращаясь к нормальной речи, конечно, придется поскрипеть мозгами: шестеренки будут вращаться сначала медленно, но со временем наберут ход, станут быстрее.

В этом деле, как и во многих других, важно еще обрести компаньона: избавиться от сквернословия будет легче, если в начинании вас кто-то поддержит.

- Типичная ситуация: приходит ребенок - из школы ли, из детского сада, с улицы - и приносит ругательные слова. Что делать?

Дети общаются в разных коллективах, и в некоторых из них, к сожалению, сквернословие - это норма. Важно здесь то, какая языковая атмосфера царит у ребенка дома, в семье: и если дома мат - это тоже норма, то все разговоры о вреде ругани не дадут результатов.

Дом - это то, что формирует ребенка, то, с чем он выходит в окружающий мир. Поэтому если родители не хотят, чтобы дети усвоили привычку сквернословить, мата в доме быть не должно.

Причем родителям лучше играть на усиление: запрещать не только мат, но и производные ругательства. И если уж сорвались сами, выругались - а такое бывает, потому что человек существо страстное, с эмоциями, и языковые ответы помогают ему эмоции усиливать - то срывайтесь не на прямой мат, а на «не матерные» ругательства.

Есть мнение, что ребенка - особенно дошкольника, который вдруг употребил ругательное слово, нужно игнорировать. Дескать, он поймет, что его ругань не вызывает никакой реакции у взрослых, и сам перестанет употреблять плохие слова. Каково ваше мнение на этот счет?

Игнорировать это нельзя - ребенку обязательно нужно дать понять, что сквернословие недопустимо. Как это сделать, лучше знают сами родители: диапазон мер тут широк - от кнута до пряника.

Если внушение не помогает, хорошо бы поговорить с ребенком о значении тех ругательных слов, которые он произносит. Часто дети не понимают смысла матерных слов, они их где-то услышали и бездумно повторили. Нужно говорить, что слово - не пустой звук, что в слове есть сила, которая формирует среду жизни. Вот, к примеру, проклятие - оно действенно? Дети в большинстве своем понимают, что да. А доброе пожелание - пожелание хорошего пути? Да. Нужно объяснить ребенку, что ругательство - это реальная сила, которая может стать частью жизни его друзей и родственников. Ребенку нужна смысловая база.

- Какое отношение к мату у Церкви?

В Церкви более, чем где-либо, понимают важное значение слова. Не случайно одно из Евангелий открывается строкой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Более того, в разные времена от христианства откалывались различные учения, которые шли еще дальше - наделяли слово настоящей магической силой, доводили его значение до абсолюта.

Молитва в христианском понимании - это связь с Богом через слово. Таким образом, сквернословие понимается как антимолитва: чертыхания, ругательства - все это есть не что иное, как призывание зла, настоящего зла с рогами и хвостом. Молитва животворит душу, в то время как сквернословие убивает ее.

В Ветхом Завете говорится об идоле золотого тельца - ему поклонялись отступившие от Бога. Телец в древнем мире был символом половой силы: половая тематика, половые извращения - основная тема, на которой спекулирует мат. Поэтому, если продолжить эту мысль, то в конечном итоге мат - это бесовское извращение семейных ценностей.