Нормы предстательной железы у мужчин за 50. Размер предстательной железы у мужчин: норма по возрастам

Когда мы испытываем стресс, еда становится одним из легких способов справиться с негативными эмоциями. Но знали ли вы, что продукты, которые мы едим, тоже влияют на наши эмоции, и могут сделать нас раздражительным, тревожным и неспособным сконцентрироваться?

У некоторых продуктов, даже если они кажутся вам полезными, есть свойство перевозбуждать нервную систему, а их воздействие можно сравнить с сильным стрессовым событием. Определив, какие ингредиенты в вашем меню работают против вас, вы сможете защитить себя от их негативного воздействия. Особое внимание стоит обратить женщинам, людям после 40 лет, тем, у кого есть повышенная чувствительность к лекарствам, аллергикам, и людям с расстройствами пищеварительной и иммунной системы. Какие же продукты могут заставить вас слишком нервничать, переживать и остро реагировать на любые мелочи.

1. Кофе

Речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от кофе и других напитков с кофеином. Однако, если вы часто бываете раздражительным и тревожным, то причина частично кроется в вашей любви к кофе.

Кофе оказывает стимулирующее воздействие на нервную систему и приводит к выработке гормона стресса – кортизола, нередко вызывая беспокойство и проблемы со сном. Особенно это актуально для людей, страдающих от панических расстройств и социальной тревоги.

Даже через 5 часов после того, как вы выпили кофе, 50 процентов кофеина остается в крови, и не даст вам уснуть. Более того, требуется от 16 до 24 часов для того, чтобы полностью вывести кофеин из организма. А это значит, что даже утренняя чашечка кофе способна лишить вас полноценного сна.

Чтобы понять, как воздействует кофеин на вашу нервную систему, попробуйте постепенно сокращать потребление кофе до 1-2 чашечек в день.

2. Пасленовые овощи (картофель, помидоры, баклажаны, перец)

Растения, относящиеся к семейству пасленовых, производят натуральные пестициды, называемые гликоалкалоиды, которые убивают насекомых-вредителей и являются токсичными для клеток человека.

Эти коварные химические вещества блокируют фермент ацетилхолинэстеразу, что ведет к чрезмерной стимуляции нервной системы у чувствительных людей. Тревожность является лишь одним из побочных эффектов, который можно наблюдать.

Большинство людей ест пасленовые в той или иной форме регулярно. Они встречаются в таких продуктах, как картофель, перец чили, болгарский перец, томатная паста, паприка, баклажаны, помидоры.

Со временем гликоалкалоиды накапливаются, и чтобы вывести их из организма, требуется, по меньшей мере, 5 дней. Поэтому если вас что-то беспокоит, вы нервничаете, и не можете уснуть, вам придется отказаться от этих продуктов на неделю или больше и понаблюдать за своим организмом.

3. Алкоголь

Хотя многие люди привыкли пропускать стаканчик другой для поднятия настроения, эмоциональный подъем от спиртных напитков краткосрочен, а со временем и вовсе усугубляет тревогу.

Даже у тех, кто не страдает от тревожности, могут появиться проблемы, если злоупотреблять спиртными напитками. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, алкоголь подавляет психическое возбуждение и сеет хаос в центральной нервной системе, которая контролирует наши эмоции.

Во-вторых, алкоголь приводит к резким перепадам уровня сахара в крови, из-за чего возникает ощущение беспокойства. И наконец, алкоголь является мочегонным средством, что ведет к обезвоживанию, ухудшает умственные функции и способность концентрироваться, что также ведет к тревожности.

4. Выдержанные продукты (колбасы, сыр, квашеная капуста, красное вино)

Любимые продукты гурманов, такие как сыр бри, вино мерло или корейская капуста получают путем ферментации. Во время ферментации бактерии расщепляют белки на крошечные молекулы, называемые биогенные амины, которые накапливаются в продуктах по мере выдержки.

Одним из таких веществ в выдержанных продуктах является гистамин, который влияет на пищеварительную, гормональную, сердечно-сосудистую и нервную систему. Гистамин может вызвать тревожность и бессонницу у восприимчивых людей частично из-за того, что повышает уровень адреналина.

Стоит знать и о том, что гистамин нельзя уничтожить с помощью термической обработки или замораживания.

5. Сладкие и мучные изделия

Рафинированные углеводы, такие как макароны, белый хлеб, выпечка, конфеты и сладкие газированные напитки могут сыграть злую шутку с вашим настроением, потому что вызывают резкие колебания уровня сахара в крови.

Ученые выяснили, что чем сильнее повышался уровень сахар в крови женщин после сладких и рафинированных продуктов, тем выше был риск развития депрессии.

Так, например, один сладкий газированный напиток приводит к повышению уровня адреналина в два раза у взрослых и в 4 раза у детей. Адреналин вызывает панические симптомы, такие как сильное потоотделение, головокружение и учащенное сердцебиение у чувствительных людей. В то же время при внезапном отказе от сладкого у человека могут появится нервозность и тревожность – симптомы, похожие на синдром отмены. Попробуйте исключить продукты с рафинированными углеводами на две недели и посмотреть, как вы будете себя чувствовать.

Июл 5, 2018 Сергей

«Нервные клетки не восстанавливаются». В последнее время эта фраза стала своего рода символом современности. Но к правде она имеет весьма далекое отношение. На самом деле весь наш организм пронизан миллионом нервных волокон. Их протяженность равна расстоянию от луны до солнца и обратно, то есть около миллиарда метров. Они имеют способность к регенерации, но весьма слабую всего около 1 мм в день (но все же имеют).

В каждом нашем органе, части тела и т.д. есть нервные окончания и, соответственно нервные волокна. Все их контролирует главный орган – наш мозг. Именно там и собираются все наши проблемы. И именно он несет ответственность за работу всех наших органов и нервной системы в частности.

Но, удивительное дело, чем больше у Вас приятных забот и интересов, тем легче Вашей нервной системе справляться со стрессами. Для примера, напишите на листке все Ваши интересы (сюда можно отнести любимых людей, домашних питомцев, хобби и прочее), чем длиннее окажется этот список, тем легче Вам переживать стрессовые ситуации. Это обусловлено человеческой способностью к, своего рода «переключению» (когда в одной области появляются неприятности, Вы «переключаетесь» на другую и т.д.).

Прекрасно, если в Вашей жизни присутствуют близкие люди, именно они способствуют уменьшению (или смягчению) стрессовых ситуаций. И чем их больше, тем легче Вам их переживать. К сожалению, не у всех есть возможность получить поддержку со стороны и, как результат все большее расстройство нервной системы.

Проявления нервного расстройства

Расстройства ЦНС это не только стандартные:
  • Раздражительность по-всякому поводу и без него;
  • Злость (порой необоснованная);
  • Повышенная возбудимость и т.д.
Медики выделяют такие симптомы как:
  • Головокружение;
  • Бессонницу (порой хроническую);
  • Депрессии;
  • Хроническую усталость;
  • Зависимость от метеоусловий;
  • Различные степени неврастении;
  • Эпилепсию;
  • Заикание;
  • Регулярные головные боли;
  • Защемления или воспаления нервов (лицевого или троичного) и т.д.
Помимо вышеперечисленного существует ряд болезней дающих отражение на нервной системе (например, некоторые заболевания щитовидной железы или сотрясения мозга).

Безусловно, есть люди раздражительные от самого рождения и, все же в большей части это скорее приобретенное, нежели врожденное состояние.

И у каждого человека расстройства имеются свои проявления, например, некоторые постоянно ходят от окна к двери и обратно, или грызут ногти, рвут бумагу, бесконечно точат карандаши и т.д. Все это повод обратиться к специалисту за помощью.

Что благоприятно влияет на нашу нервную систему


Чтобы иметь крепкую нервную систему нужно регулярно ее баловать свою позитивными эмоциями. Как можно чаще находите время для приятного времяпрепровождения. И совершенно неважно, что это – вышивание крестиком или пересадка растений, главное, чтобы это приносило Вам удовольствие.

К приятным занятиям вполне можно отнести и любовные утехи. Поскольку секс вызывает взрыв эмоций и провоцирует мощную выработку эндорфинов, которые благотворно воздействуют на ЦНС.

Полезны для нервов и позитивные стрессы (например, состояние влюбленности). Такие состояния вызывают чувство эйфории и блаженства (особенно при виде предмета вожделения). Все это отлично воздействует на состояние нервной системы.

Сон

Крепкий и здоровый сон это то, что очень нравится нашей нервной системе. Она будет Вам весьма благодарна за такую заботу, а она в это время будет восстанавливаться. При этом для каждого человека время сна индивидуально – для кого-то достаточно 6-7 часов, но для кого-то и восьми часов недостаточно. Поэтому внимательно прислушивайтесь к своему организму и давайте ему столько времени для сна, сколько ему необходимо.

Физкультура

Физические нагрузки (даже в легкой форме) благотворно влияют на многие функции организма:
  • Улучшение физической формы (укрепление костных тканей, связок, суставов, равномерное развитие мышечной ткани) за счет чего появляется своеобразная защита от травм, опасных для ЦНС;
  • Усиление метаболических процессов;
  • Улучшение настроения;
  • При утренних занятиях получаете заряд бодрости на весь день.
Не обошла вниманием физкультура и работу нервной системы. При занятиях спортом происходит мощный выброс эндорфинов, а они являются натуральным «спасателем» от стрессов. Поэтому даже выполнение несложных упражнений на ежедневной основе станет защитой для Ваших нервов.

Воздушные ванны и прогулки

Прогулки на воздухе и даже просто нахождение улице (лучше вдали от города) благотворно сказывается на работе головного мозга. Поскольку, несмотря на малые размеры относительно всего тела (всего лишь около 2 %) он в разы больше всех остальных органов поглощает кислород (порядка 18%).

Смена занятий

Для хорошей работы ЦНС просто необходима регулярная смена занятий, то есть переход от физического труда к умственному. Монотонность крайне нежелательна, поэтому позаботьтесь о разнообразии в видах деятельности.

Пища

Несмотря на все свои капризы, наша нервная система в еде не привередлива:
  • Каши (особо полезны овсяная и гречневая);
  • Бобы и бобовые;
  • Хлеб (лучше грубого помола);
  • Рыбу и рыбные продукты (в том числе и рыбий жир);
  • Мясные продукты;
  • Субпродукты (сердце, легкие, почки и т.д.);
  • Белые грибы (особенно актуальны сушеные).
Все эти продукты с большим содержанием витаминов группы В, а также никотиновой кислотой, что особенно благоприятно сказывается на нормальной работе нейронов.

Что пагубно для ЦНС.

С редкими случаями наша нервная система способна справиться самостоятельно, если ей дать достаточно времени для этого, но хронические стрессовые состояния представляют огромную опасность для ЦНС и с легкостью могут превратиться в неврозы различной степени.

Шумы

Шум настоящий бич для городского жителя. Кажется, ко всему можно привыкнуть и к избытку информации и к шуму городских улиц, но это не совсем так. Наша ЦНС остро реагирует на внешние раздражители, и даже если Вы не замечаете посторонних шумов, будьте уверены – нервная система уже реагирует. Это же можно отнести и к телевидению. Многие настолько привыкли к телевизионному шуму, что полюбили засыпать под его монотонный гомон. А между тем для нервов это крайне нежелательно. Постарайтесь отучить себя от этой пагубной привычки.

Насекомые

Особенную опасность для нервной системы представляют клещи (особенно энцефалитные, заражая опасной болезнью поражающей нервную систему). Их время с весны и до самой осени. Поэтому отправляясь на природу, примите меры предосторожности – оденьтесь так, чтобы не допустить проникновение этих кровососущих к телу или сделайте соответствующую прививку.

Прыщи

Это могло бы показаться забавным, если бы не было так печально. Невзрачный прыщ вполне может стать причиной такой проблемы, как абсцесса головного мозга, а это уже реальная угроза для жизни. Поэтому не пытайтесь выдавливать или воздействовать другими способами на такую, казалось бы, незначительную мелочь. Следите за состоянием своей кожи путем банальной гигиены.

ЛОР заболевания и зубы

Инфекции коварны, порой для того чтобы добраться до жизненно важных органов они выбирают обходные пути, добираясь до намеченной цели по кровеносным сосудам. Она проникает к головному мозгу (к его оболочкам) и преобразуется в гнойный менингит. Все это возможно, если основательно запустить болезнь или воспаление (воспаление гайморовых пазух, ушные заболевания и зубные инфекции). Впрочем, случается и так, что болезнь сама активно прогрессирует, не давая возможности своевременно принять меры.

Простуды

Такие привычные заболевания, как ОРВИ или грипп также способны вызвать расстройство ЦНС. Инфекция проникает в организм и делает форсированный удар по всем фронтам. Как следствие мы получаем последствия в виде слабости, головных болей, ломоты в суставах и активную работу потных желез. Особо опасно для нашей ЦНС в такой ситуации переносить болезнь в не состояния покоя, то есть на ногах. Не стоит подвергать ее лишнему стрессу, обеспечьте себе по возможности абсолютный покой и глубокий сон. И таким образом, Вы окажете неоценимую услугу своему организму и нервной системе в частности.

Удары, ушибы и сотрясения головного мозга

Несмотря на то, что головной мозг, словно крепость, окруженная мощными башнями, закрыт со всех сторон черепом, не стоит играть с огнем и проверять его на прочность. Не забывайте о том, что Ваш мозг обрамлен хрупкими сосудами и даже легкого удара достаточно, чтобы вызвать серьезные последствия. Если говорить об ударах и ушибах, то на поврежденном месте нарушается кровоснабжение, появляются гематомы и возникают кровоизлияния. В зависимости от сложности проявленных повреждений последствия могут оказаться плачевными – нарушение психики, паралич и даже летальный исход.

Необходимо знать и то, что сотрясению мозга совсем необязательно предшествует удар в область головы, для этого вполне достаточно неудачно упасть на копчик и через него (по позвоночнику) удар может дойти до головного мозга.

Еще один нюанс – сотрясение мозга не всегда есть возможность правильно диагностировать. Случается так, что такая травма остается незамеченной и проявляется спустя лишь некоторое время (иногда до нескольких лет). Поэтому если Вы случайно упали, и приземление прошло не совсем удачно это повод обратиться к специалисту.

Солнце

Само по себе солнце не несет в себе большой опасности. Совсем другое дело солнечные удары. Избегайте перегревов и долгого воздействия прямых солнечных лучей. В противном случае Вы рискуете подвергнуть свою ЦНС реальной опасности, от последствий которой она может не оправиться. Результатом может стать вегето-сосудистая дистония и это при самом благополучном исходе.

Помимо описанных рекомендаций, существует масса средств и методик, как для предостережения, так и для стабилизации работы нервной системы. Один из самых эффективных способов – техника аутотренинга. Ее суть заключается в психологической настройке путем произношения вслух определенных фраз и выражений. Желательно, чтобы в это время играла легкая успокаивающая музыка. Фразы Вы можете придумать сами, например: «Я спокоен, я совершенно спокоен». При этом постарайтесь расслабиться и представить себя в каком-либо приятном месте, например на берегу моря, представьте, как ветер колышет Ваши локоны, и солнце мягкими лучами щекочет Вашу кожу.

Это может показаться бесполезным действием. Но это на самом деле работает. Ведь мы есть то, во что мы верим. Не расстраивайтесь если с первого раза у вас ничего не вышло, по прошествие некоторого времени все получится, и Вы будете удивлены эффектом. Правда, при серьезных расстройствах эта методика бесполезна. В этом случае благоразумнее обратиться за помощью к специалистам.

Медикаментозные препараты для укрепления нервной системы

Повторимся, при серьезных расстройствах необходима специализированная помощь, в противном случае Вы рискуете усугубить ситуацию. Но если степень расстройства Вашей нервной системы не слишком велика, вполне можно обойтись без рецептурными формами препаратов. В аптечных сетях их огромный выбор. Большинство из них весьма эффективны. Но не следует слишком увлекаться увеличением рекомендованной дозировки.
  • Ново-Пассит;
  • Барбовал;
  • Валокардин;
  • Афобазол;
  • Персен Форте;
  • Адаптол и многие другие.
Если нервозность не слишком ярко выражена, вполне можно обойтись приемом валерьяны (в любом виде). Это один из самых щадящих препаратов.

При приеме препаратов этой группы следует учитывать, что они несколько притупляют реакцию и потому не рекомендованы к применению людям при повышенных рисках на профессиональном поприще (например, водителям). Обычный курс лечения от 10 до 14 дней. Все это и многое другое (например, совместимость с другими медикаментами) внимательно прочитайте в инструкции к применению. Не допускайте безрассудных поступков. От этого может зависеть не только состояние Вашего здоровья, но даже жизнь.

Мелисса и мята

Эти две травки славятся своим успокоительным действием. Можно приготовить чай, как из одной из них, так и в комбинации. Для этого возьмите три чайные ложки травы и залейте половиной стакана кипятка. Накройте крышкой или блюдцем и настаивайте около десяти минут. Такой чай следует принимать трижды в день. Если добавить мед действие чая, как снотворного усилится. Может показаться, что доза травы завышена, но это совсем не так. Для максимального эффекта дозировка должна быть именно такой.

Также благотворно влияют на нервную систему и ванны с мелиссой (можно комбинировать с мятой). Для нее приготовления понадобится 50-60 г травы и 1 л воды. Сделайте отвар из этих составляющих (просто доведите до кипения, настаивать 10-15 минут), процедите и добавьте в заполненную ванну (200 л). Рекомендованное время процедуры 10-20 минут.

Розмарин

Эта удивительная трава используется не только в качестве приправы, она прекрасный антиоксидант. Помимо всего прочего она с успехом применяется для улучшения памяти. Эфирные масла этой травки облегчают стрессы, улучшают концентрацию внимания и снимают тревожные состояния.

Зверобой

Зверобой прекрасный антидепрессант. Отвар из него принимают при наличии неврастении (легкие формы), повышенной нервной возбудимости и депрессии. Можно использовать не только отвары, прекрасно зарекомендовали себя и препараты на основе зверобоя.

Пион

В данном случае речь идет о пионе уклоняющемся. Как и в случае со зверобоем можно использовать, как отвары, так и медикаментозные формы. Эффективен при мигренях, бессоннице, неврастении. После полного курса приема наблюдается повышение работоспособности, общее улучшение самочувствия и стабилизация настроения.

Какое влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему? Какое влияние алкоголь оказывает на мозг? Узнав информацию об этом влиянии вы поймете, почему человек до сих пор пьет и никак не может завязать с алкоголем.

Для того, чтобы бросить пить алкоголь не так важны знания о негативном влиянии алкоголя на организм человека в целом, сколько важно понимать механизм влияния алкоголя на нервную систему человека (как алкоголь изменяет чувства, ощущения) и мышление (мысли и убеждения).

Влияние алкоголя на нервную систему человека

Давайте рассмотрим в начале, какое влияние оказывает алкоголь на нервную систему.

  • Каждый раз, когда человек выпивает алкоголь, наносится повреждение нервной системе.
  • Неважно: пьет человек водку или слабоалкогольный напиток (например пиво); неважно пьет он каждый день или только раз в неделю. Повреждение нервной системе наносится каждый раз без исключений.

В чем выражено повреждение нервной системы?

Повреждение нервной системы выражено в том, что:

если человек, прекратит постоянно поставлять в свой организм алкоголь, то он начнет испытывать .

Симптомы отвыкания — это неадекватные чувства (беспокойство, тревога, напряженность и другие дискомфортные чувства и ощущения ). Более подробно об этих симптомах отвыкания вы можете прочитать в

Что важно знать о влиянии алкоголя на нервную систему:

Негативное влияние алкоголя выражено в том, что:

Принцип возрастания толерантности к алкоголю.

Со временем толерантность к алкоголю возрастает.

  • Со временем, чтобы чувствовать себя также, алкоголя будет требоваться все больше.
  • Удовлетворение, которое вы будете получать от алкоголя, будет все меньше.

Вы будете только на короткое время убирать боль, которую порождает сам алкоголь. Своим употреблением вы закладываете долгосрочную боль на будущее. Долгосрочная боль по длительности не идет ни в какое сравнение с тем крошечным кайфом, который вы получаете, употребляя алкоголь.

Происходит угнетение нервной системы

Ошибочная работа психики отражается на всех других системах организма:

  • Трудно дышать
  • Неритмичное сердцебиение
  • Негативное мышление
  • Пониженная энергетика

Алкоголь самым негативным образом влияет на центральную нервную систему, вызывая негативные чувства, которые будут преследовать вас не переставая в течение долгого времени.

Мы думаем, что мы пьем для того, чтобы чувствовать себя хорошо, и, возможно, мы получаем краткосрочное снятие напряжения, которое порождается самим алкоголем.

Однако каждым употреблением алкоголя мы надолго вперед закладываем себе очень сильные дискомфортные и негативные чувства и ощущения. Они будут способствовать срыву и заставлять нас употреблять алкоголь.

В этом заключается влияние алкоголя на нервную систему.

Влияние алкоголя на мозг и на мышление.

Давайте теперь рассмотрим влияние алкоголя на мозг .

Из-за того, что результатом употребления алкоголя стала угнетенная и неправильно работающая психика , которая периодически выдает ошибочные негативные чувства, в результате страдает и наше мышление.

Принцип взаимосвязи нервной системы и мозга

Рассмотрим механизм связанной работы нервной системы и мозга.

Вернемся в те времена, когда вы еще не повредили свой организм алкоголем:

Работал следующий механизм:

Внешнее обстоятельство (стресс-фактор) -> наша негативная реакция -> сигнал мозгу решить проблему -> решение проблемы -> возвращение в спокойное состояние.

Как обстоят дела сейчас, когда психика и мозг побывали под влиянием алкоголя?

  • В результате того, что мы пили алкоголь, психика подкидывает нам неадекватные негативные чувства без внешней причины.
  • Мозг продолжает реагировать на них по известной схеме.
  • Он пытается найти внешнюю причину возникшим негативным чувствам (которой на самом деле нет! )
  • Мозг не понимает, что негативные чувства вызваны всего лишь воздержанием от алкоголя.
  • Мозг не понимает, что сейчас центральная нервная система повреждена и работает неправильно.
  • Мозг пытается найти причину возникшим негативным чувствам.
  • Он «за уши» притягивает ближайшую причину: например, раннее случившуюся конфликтную ситуацию, или существующую жизненную проблему.
  • Мозг начинает рассуждать о притянутой ложной проблеме.
  • Происходит процесс мысленного круговорота , который мы не можем остановить.
  • Мы мысленно пытаемся решить проблему, чтобы убрать боль, но проблема не решается.
  • Проблема не решается, потому что причина боли заключается в другом. Причина заключается только в прошлом употреблении алкоголя.
  • Мозг продолжает судорожно решать проблему – ничего не выходит.
  • Беспокойство возрастает до такого уровня, что мозг предлагает роковую идею, чтобы решить проблему и убрать боль. Он предлагает «выпить».
  • Появляются навязчивые мысли об употреблении алкоголя

Есть два пути.

  1. Мы можем обмануться этой уловкой и тогда происходит срыв. Мы употребляем алкоголь, возвращаясь в алкогольную зависимость.
  2. Либо (если мы осознаем весь механизм срыва ) мы можем сохранить трезвость, поняв истинную причину негативных чувств и остановив процесс собственных рассуждений.

Мозг и мышление играют «против» нас.

  • Мышление, даже когда мы воздерживаемся
    , играет не на нашей стороне.
  • Мозг и мышление автоматически выводятся из строя, как только начинают действовать симптомы отвыкания.
  • В период отвыкания от алкоголя, который длится несколько месяцев, мы не можем доверять своей психике и мозгу, так как они всячески будут пытаться нас обмануть, подкидывая ложные негативные чувства и мысли, чтобы мы выпили.
  • Иногда у нас есть ощущение, что мы контролируем свою жизнь. Временами приходит состояние, когда мы теряем контроль над своими мыслями и чувствами.
  • Мышление в период отвыкания от алкоголя неадекватно!

Продолжительность влияния алкоголя на психику и мозг

Мозг и нервная система не восстанавливаются на следующей день после того, как вы прекратили пить алкоголь.

Вы бросили пить и надеетесь получить трезвый и светлый ум сразу же, но этого не происходит.

Последствия «неадекватного ума » придется проходить несколько месяцев, справляться с паническими атаками, резко-пораженческим мышлением и необъяснимой тревогой.

Что важно знать о периоде отвыкания от алкоголя?

  • Период борьбы с неадекватными чувствами и мыслями начнется спустя несколько дней после того, как вы бросите пить алкоголь.
  • В фазе, когда действуют симптомы отвыкания, мышление носит резко пораженческий характер. Все мысли исключительно негативны.
  • Любая мысль, любое рассуждение, когда действуют симптомы отвыкания, обречено на поражение. Это означает, что вы сделаете негативный вывод и заключение о том, о чем думаете в фазе срыва, в независимости от реальности.
  • Основная цель – научиться в фазе действия симптомов отвыкания меньше рассуждать о внешних обстоятельствах, чтобы не усиливать негативность мышления и не усугублять процесс срыва.

Знание о том, что мышление и чувства будут неадекватны в периоде отвыкания, должно вам помочь не попадаться на уловку собственной психики и мозга. Нужно постоянно быть бдительным и осуществлять сознательный контроль за собственными чувствами и мыслями. Только тогда вы сможете достичь трезвости.

Период восстановления нервной системы и мозга составляет около 1 года . Через это время вы почувствуете значительное улучшение. Неадекватные чувства и мысли будут все реже посещать вас.

Полностью все последствия от алкоголя проходят только через несколько лет. Более подробно о том, сколько длятся последствия алкоголя, я уже писал в .

Помимо обычного воздержания от алкоголя, нужно придерживаться

  • активной программы выздоровления,
  • работать над собственной трезвостью,
  • учиться жить без алкоголя.

Также посмотрите мое видео, в котором я расскажу о мышлении в зависимости. Многое станет понятно.

Табачный дым действует на определенные группы рабочих клеток головного мозга. Воздействие никотина заставляет мозг выделять ряд веществ, в частности, норадреналин,серотонин, дофамин, ацетилхолин и другие которые являются наркотическими, а наркотики - это как известно яд.

Злоупотребление спиртными напитками становится причиной изменения тканей, в результате чего наступает их атрофия. Особенно ярко негативное воздействие алкоголя проявляется на головном мозге. Алкоголь очень долго перерабатывается клетками головного мозга и может находится в них до 30 суток, с момента последнего употребления. Отсюда становиться понятно, что запои просто убивают тысячи клеток головного мозга.

Наркотические вещества разрушают все органы, но прежде всего они пагубно влияют на центральную нервную систему, которая является высшим координационным центром головного мозга. Все наркотики являются ядом и вызывают не только психическую, но и физическую зависимость у человека.

Длительное переутомление, эмоциональное напряжение, продолжительное воздействие отрицательных эмоций, а также заболевания, вызывают стрессовые реакции организма человека. При таких ситуациях возможен переход реакции эмоционального перенапряжения в неврозы и психосоматические заболевания, то есть проще говоря человек становиться неврастеником, его мозг перестает адекватно воспринимать обыденные вещи

При воздействии шума развивается гипоксия мозга, так как шум повышает тонус сосудов мозга, особенно негативно выражено при шумовом воздействии вдБ. Что касается инфразвуков, которые не воспринимаются ухом человека (менее 20 Гц), то они действуют крайне отрицательно на психику человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности. От интенсивности и продолжительности воздействия этих факторов на человека зависит на сколько серьезную травму он может получить.

Резкая перемена погоды часто вызывает у людей нервные расстройства, снижение физической и умственной работоспособности, изменение погодных условий негативно сказываются на самочувствии людей.

Человек, нарушая режим дня, сбивается со своего внутреннего ритма, нарушается время и продолжительность сна. Сон это явление которым полностью управляет мозг человека, тем самым мы нарушаем нормальную работу мозга, а это ни к чему хорошему не приведет.

Недостаточность или отсутствие правильного питания приводит к скорому изнашиванию, а в некоторых случаях и повреждению клеток головного мозга. Питание должно быть сбалансированным, состоять из белков, углеводов и определенного количества аминокислот (жиров), это продлевает полноценный жизненный цикл мозга человека.

Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода. существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spinabfidа. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh- или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера -Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY, XYY,XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейрокожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы (гл.349 и 350).

Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spinabifida. Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spinabifidaпонизилось.

Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного. а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи. поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

1)врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

2)наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

3)болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

Факторы, влияющие на нервную систему детей и школьников

При поступлении ребенка в школу меняется весь уклад его жизни, ломается, как мы говорим физиологическим языком, привычный стереотип поведения. На плечи ребенка впервые ложатся серьезные обязанности, его «общественная ценность» в основном начинает определяться тем, как он с ними справляется, как оцениваются его школьные успехи.

Если до этого взрослые требовали от дошкольника в первую очередь лишь соблюдения элементарных правил поведения, предоставляли ему возможность заниматься и увлекаться, чем он хочет, следя лишь за тем, чтобы эти занятия не приносили вреда ребенку или чрезмерного беспокойства окружающим, то от школьника педагог требует целеустремленного внимания и труда, выполнения определенных действии, освоения определенных знаний и навыков в положенное для этого время. Игровая деятельность, т. е. деятельность, совершаемая в первую очередь ради самого процесса, сменяется трудовой, т. е. деятельностью ради результата.

Меняются и отношения с товарищами. Если до этого другие дети для ребенка были как бы случайными соседями, с которыми он мог в зависимости от своих симпатий общаться или не общаться, тег сейчас это сотоварищи по общему труду, предъявляющие к нему свои требования в совместной работе, в борьбе за честь их класса, помогающие ему и требующие от него помощи.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела - коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.

Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.

Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших - вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших - угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым. Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10 - 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12-14 лет -в 40 %, в возрасте 15-16 лет - в 32%.

Влияние телевизора на нервную систему детей и школьников

Почему дети любят телевизор? Психологи объясняют этот факт тем, что изображение на экране зачастую отвлекает ребенка от реального мира. И если, например, при походе в кинотеатр ребенок в полной мере осознает нереальность происходящего на экране, то дома он получает новую информацию с экрана телевизора в абсолютно привычной для него домашней обстановке, а не в кинозале. Именно это и путает мозг малыша, заставляя принимать за реальное действие все происходящее на экране телевизора. Ребенку очень сложно самостоятельно самоустраниться от происходящего на экране, вследствие чего этот завораживающий эффект многократно усиливается.

Дети до 7-10 лет не в состоянии самостоятельно выбрать передачи которые им нравятся, поэтому экран действует на них гипностически. Фото: Clemens v. Vogelsang

Привыкание к телевизору происходит очень и очень быстро. Наверняка все родители неоднократно замечали, как кроха радостно начинал смеяться, заслышав звуки знакомой рекламы или музыкальной заставки какой-либо программы. Примерно с трех – четырехлетнего возраста ребенок уже в состоянии уловить смысл происходящего на экране, однако они совершенно не умеют разграничивать вымысел, происходящее на экране и реальность. Именно поэтому родители должны быть крайне щепетильными при выборе передач для просмотра ребенка. Старайтесь избегать любых программ, содержащих сцены насилия, жестокости, страшных сцен, которые могут напугать ребенка.

Центральная нервная система ребенка, не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку.

Спустяминут она начинает формировать тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям.

Читая, человек сам может контролировать поток информации - остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор - поток информации огромный, насыщенный, а главное - неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание»

Частая активация ориентировочной реакции в том числе сильно истощает нервную систему.

И указала на важность и необходимость контактов ребенка с родителями для его здоровья и развития.

Отбирались дети, которые имели доступ к телевизору в среднем 2,2 часа в день в возрасте 1 год и 3,6 часов в неделю в возрасте 3-х лет.

10% детей из исследуемой группы имели проблемы с концентрацией внимания (может кто-то переведет attentional problems иначе) по отношению к существующим стандартам этого возраста.

Гиперактивность и проблемы поведения ребенка в обществе

Ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и самоорганизацией

Его легче смутить

Он более импульсивен

Ребенка преследуют навязчивые идеи.

При увеличении количества часов, проведенных у телевизора, риск возникновения проблем с концентрацией внимания в семилетнем возрасте увеличивается на 28%.

Эти симптомы не проявляются, пока ребенок не достигнет возраста семи лет.

§22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Инфекционные заболевания нарушают развитие плода.

Малоподвижный образ жизни тормозится развитие цнс, плод позже начнет двигаться.

Курение замедляется плод страдает от недостатка кислорода

Алкоголь нарушает процесс ыразвития нервных клеток

Утомления: умственно-эмоциональное напряжение, чувство усталости, снижение работоспособности

Переутомления: напряжение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита

Входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный режим, нужно планировать свою работу и чередовать труд и отдых

Тема. Развитие утомления.

Оборудование: часы, карточки с примерами.

1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй).

2. Подсчитайте количество и процент правильно решенных примеров (количество правильных ответов умножьте на 10).

3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Результаты: За первые две минуты 18 действия, за вторые две минуты - 12 действий.

Вывод: Работоспособность снизилась на 14%.

Аномалии развития и врожденные пороки нервной системы

Дж.Р.ДеЛонг, Р. Д. Адаме (С. R . DeLong , R . D . Adams)

В настоящей главе речь пойдет о болезнях, обусловленных повреждениями или пороками развития нервной системы, возникшими в процессе ее формирования, но оказывающими неблагоприятное воздействие и у взрослых лиц.

В результате возникают трудности в вопросах их диагностики и лечения больных, с которыми имеют дело общепрактикующие врачи и терапевты. Примерами могут служить висцеральные опухоли при нейрокожных синдромах или лейкоз при синдроме Дауна. Знание этих заболеваний важно для понимания проблем больного и для оказания ему необходимой медицинской помощи. При этом учитываются ограничения физических и интеллектуальных функций, способность понимать диагностические и лечебные программы и справляться с ними, а также генетический и семейный аспекты. Наконец, врачам, занимающимся со взрослыми больными, к особенно с теми, кто может стать родителями, необходима осведомленность в вопросах о том, как само заболевание, проводимое по его поводу лечение, а также генетические факторы могут повлиять на развитие нервной системы у потомства.

Аномалии развития нервной системы можно условно разделить на сочетающиеся с распознаваемыми соматическими пороками и на ограниченные лишь пределами нервной системы (поражение нервной системы имеет место при 60% от общего числа). Целесообразна также классификация аномалий развития и врожденных пороков на группу, обусловленную приобретенными или внешними факторами, и на генетически детерминированную группу. Однако в некоторых случаях в их основе лежит сложное взаимодействие генетических факторов и условий окружающей среды.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы

Неблагоприятное влияние каких-либо факторов на мозг в период его развитие представляет собой сложную производную от степени тяжести повреждения, его длительности, специфического биологического влияния вредоносного агента и определенной стадии развития, во время которого это воздействие оказывается. Особенно важно знать причины, вызвавшие аномалии, связанные с воздействиями окружающей среды, поскольку их можно устранить.

Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода, существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spina bifid а. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh - или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

Важными причинами травматизации развивающейся нервной системы служат патология утероплацентарного аппарата и родов. Результатом их часто бывают гипоксически-ишемические повреждения мозга, как пре-, так и перинатального характера, в том числе нарушения развития мозга, ишемический некроз, инфаркт мозга и порэнцефалия. Данным повреждениям сопутствует наличие герминативного матрикса и внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных младенцев с респираторным дистресс-синдромом и функциональной нестабильностью сердечно-сосудистой системы. Эти повреждения, в зависимости от их тяжести, приводят к чувствительным психическим и двигательным расстройствам.

Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера-Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY , XYY , XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейро-кожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы.

Аномалии развития нервной системы служат подтверждением сложных взаимодействий генетических факторов и влияния внешней среды. У женщин с фенилкетонурией рождаются дети с микроцефалией и глубоким отставанием психомоторного развития, обусловленных не наследственной передачей, а высоким содержанием в крови матери фенилаланина, который токсичен для мозга растущего плода. Другой пример - это дети матерей, больных миотонической дистрофией, которые могут страдать от поражений двоякого рода. Во-первых, дети могут унаследовать аутосомно-доминантное генетическое заболевание, вызывающее повреждение как мозга, так и мышц, и, во-вторых, перенести перинатальную асфиксию из-за дистонии матки, приводящей к нарушениям нормального течения родов, из-за наличия у матери мышечной дистрофии.

Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spina bifida . Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spina bifida понизилось.

Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного, а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи, поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

Поражения нервной системы у взрослых, возникающие в раннем периоде жизни, могут быть классифицированы по следующим группам:

1) врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

2) наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

3) болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

Пороки развития черепа, позвоночника и конечностей

Считают, что отдельные отклонения со стороны размеров и формы головы, наблюдаемые у взрослых лиц, формируются в пренатальном периоде или раннем детстве. После 4-5-летнего возраста размеры мозга ребенка приближаются к таковым у взрослого; швы черепа закрываются, причем настолько плотно, что поражения мозга, приобретенные позднее, относительно слабо влияют на череп. Увеличение размеров головы может быть обусловлено как макроцефалией, т.е. большой величиной мозга (при этом желудочки существенно не расширены), так и гидроцефалией. Макроцефалию можно случайно обнаружить у лиц, не имеющих каких-либо неврологических нарушений, но нередко она сопутствует таким заболеваниям, как нейрофиброматоз и синдром церебрального гигантизма (макроцефалия, | высокий рост, умственная отсталость и эпилептические припадки).

Микроцефалия обусловливается отсутствием роста мозга или деструктивным его поражением в ранние периоды жизни. Существует несколько редких форм генетически детерминированной микроцефалии. Кроме того, микроцефалия может оказаться результатом хромосомных болезней, внутриутробных инфекций, асфиксии и любых пагубных воздействий, рассматривавшихся в предыдущем разделе. Как правило, снижение интеллектуальных способностей находится в прямой зависимости от степени выраженности микроцефалии.

Необычная форма головы, как правило, обусловлена краниосиностозом. Если сагиттальный шов закрывается преждевременно, то голова приобретает удлиненную и суженную форму (скафоцефалия) с выступающими надбровными дугами и затылком; при раннем закрытии венечного шва увеличен поперечный, а не продольный размер головы (брахицефалия). Раннее закрытие всех швов приводит к формированию характерной «башенной» формы черепа (акроцефалия), мелких глазниц и экзофтальма. Последнее состояние, если оно не распознано вовремя и не произведено иссечение линий швов, препятствует росту мозга и приводит к повышению внутричерепного давления. Синдром Апера (краниосиностоз и синдактилия) часто сочетается с расширением желудочков и умственной отсталостью. При ахондроплазии наблюдается истинная мегалэнцефалия. а несоразмерность между основанием черепа и головным мозгом приводит в некоторых случаях к внутренней гидроцефалии.

У новорожденных и детей раннего возраста гидроцефалия вызывает истончение лобных долей и увеличение окружности черепа различной степени выраженности (обычно более 60 см, что превышает 97-й перценциль). Примерно в 50% случаев основной патологией служит врожденный порок, например аномалия Арнольда- Киари, после которой по частоте следуют менингеальный фиброз вокруг ствола мозга в результате перенесенного субарахноидального кровоизлияния или менингита, стеноз сильвиева водопровода, синдром Денди-Уокера (кистозное расширение IV желудочка мозга, обусловленное недостаточным открытием отверстий Мажанди и Лушки) и киста задней черепной ямки. Развитие гидроцефальных состояний может приостанавливаться, но в дальнейшем с возрастом вновь проявиться головными болями, спастикой; атрофией зрительных нервов, а также поведенческими, эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. Скрытая бессимптомная гидроцефалия у взрослых может декомпенсироваться при черепно-мозговой травме, которая сама по себе представляется легкой.

Таким образом, важно отметить, что окружность черепа - это информативный индекс церебрального объема, который служит отражением заболеваний, начинающихся в раннем возрасте.

Большое число неврологических синдромов, наблюдающихся у человека в течение всей жизни, обусловлены аномалиями позвоночного столба. Некоторые из них, например врожденное недоразвитие половины позвонка, платибазия, слияние атланта с затылочной костью или шейных позвонков, врожденная дислокация атланта, являются последствиями пороков развития позвоночного столба, а заключенный внутри него спинной мозг может оставаться интактным, но может также вовлекаться в патологический процесс. При других синдромах, таких как spina bifida occulta , спинальные менингоцеле и миеломенингоцеле, дизрафизм, в процесс вовлекается вся невральная трубка, в том числе спинной мозг, его оболочки, тела позвонков, и даже вышележащие кожные покровы и подкожные ткани. Существуют, наконец, наследственные болезни обмена, сопровождающиеся прогресси рующим поражением спинного мозга в детском и подростковом возрасте (например, мукополисахаридозы).

Первичные аномалии позвонков. Эти нарушения чаще наблюдаются в верхнешейном отделе. Деформация Клиппеля-Фейля характеризуется недоразвитием и сращением двух и более шейных позвонков, приводящих к укорочению шеи и ограничению ее подвижности. Нижняя граница волос расположена низко, часто на уровне первого грудного позвонка. Этим дефектам нередко сопутствуют неврологические симптомы, но их может и не быть. Опасность данной деформации позвоночника состоит в том, что она часто сочетается с другими аномалиями, особенно с платибазией и сирингомиелией, которые могут не проявляться до достижения подросткового или взрослого возраста.

При деформации краниоцервикального сочленения и нестабильности атлантоосевого сустава возможна компрессия шейного отдела спинного мозга. Атлантоосевая дислокация может оказаться следствием недоразвития зубовидного отростка, встречающегося при синдроме Дауна, синдроме Моркио и спондилоэпифизарной дисплазии.

Платибазия и базнлярная импрессия. При данной редкой деформации наблюдают уплощение основания черепа или затылочной кости с вдавлением верхней части шейного отдела позвоночного столба в заднюю черепную ямку. Часто отмечают неполноценность формирования большого затылочного отверстия и слияние атланта с затылочной костью. Базилярная импрессия может быть вызвана группой заболеваний наследственной природы, сопровождающихся биохимическими и структурными аномалиями костной ткани. Иногда данные состояния протекают бессимптомно, но часто обнаруживаются «скучивания», деформации и компрессия спинного мозга, продолговатого мозга и нижних черепных и шейных спинальных нервов. Приобретенная форма базилярной импрессии развивается при рахите и болезни Педжета (деформирующая остеодистрофия). Обычно она протекает бессимптомно, но иногда в процесс вовлекаются нижние черепные нервы и наблюдается нормотензионная гидроцефалия.

Обусловленная этими нарушениями клиническая картина вариабельна. Симптомы могут проявиться как в раннем детстве, так и позднее, а также у подростков и даже у взрослых. Первыми появляются приступы «дурноты» или «слабости» и истощающийся нистагм при наклонах головы, а также признаки повышения внутричерепного давления (головная боль), невралгия затылочного нерва, рвота, преходящие парестезии в области затылка, шеи и рук, парестезии на лице, глухота, носовой оттенок голоса и дисфагия, мозжечковая атаксия и нижний спастический парапарез. Сначала эти симптомы носят преходящий характер, но в любой момент по мере течения болезни они могут нарастать при напряжении, движениях головы и при определенных положениях головы и шеи. Поставить диагноз можно при обычном осмотре. Общая конфигурация головы и шеи не изменена. Шея укорочена, уши и граница волос расположены низко, движения шеи весьма ограничены. Нормальный шейный лордоз отсутствует или резко усилен, иногда до такой степени, что затылок лежит почти на верхнедорсальной стороне позвоночника и плечах.

Платибазию и близкие к ней аномалии позвоночника надо подозревать у всех больных с прогрессирующими синдромами поражения мозжечка, ствола мозга и шейного отдела спинного мозга. Часто в подобных случаях ошибочно ставят диагноз рассеянного склероза или спиноцеребеллярной дегенерации. У некоторых пациентов обнаруживают типичный сирингомиелитический синдром, и им ставят диагноз сирингомиелии. Диагноз платибазии и других аномалий позвоночника подтверждают с помощью правильно проведенной боковой рентгенографии черепа.

Аномалия Арнольда-Киари. Состояние, при котором продолговатый мозг и задненижние отделы полушарий мозжечка опускаются в каудальном направлении через большое затылочное отверстие и часто достигают уровня второго шейного позвонка, часто служит причиной гидроцефалии. Нередко ему сопутствуют спинальные миеломенингоцеле или менингоцеле, деформация шейного отдела позвоночника и шейно-затылочного сочленения. У детей младшего возраста в клинической картине преобладают симптомы гидроцефалии. При более легком течении симптоматика развивается у подростков или у взрослых лиц. При другом варианте аномалии Арнольда-Киари у больных отсутствует менингомиелоцеле, но часто имеется сирингомиелия.

Лечение при платибазии и аномалии Арнольда-Киари не дает удовлетворительных результатов. Если клиническое прогрессирование болезни идет медленно или отсутствует, то проводить лечение не рекомендуется. При очевидном прогрессировании и нарастании инвалидизации показаны верхняя шейная ламинэктомия и расширение большого затылочного отверстия. Часто такая процедура приостанавливает течение болезни или приводит к улучшению состояния. Однако хирургическое вмешательство нужно осуществлять осторожно, поскольку обширные манипуляции на этих структурах могут спровоцировать утяжеление симптомов и даже вызвать летальный исход.

Аномалии развития, сочетающиеся с дефектом закрытия дужек позвонков. К числу этих аномалий относятся краниорахисхиз, краниоцеле, спинальное менингоцеле, менингомиелоцеле, spina bifida occulta и свищевые тракты. Поскольку перечисленные состояния редко встречаются во взрослой неврологии, здесь упоминаются лишь некоторые поздние осложнения.

Очень опасны свищевые тракты пояснично-крестцовой и затылочной локализации, так как в любом возрасте они могут стать причиной бактериального менингита. На них часто указывают небольшие впадины на коже или пучки волос, локализующиеся по средней линии на задней поверхности туловища выше ягодиц. Им могут сопутствовать дермоидные кисты в центральной части тракта. Признаки, свидетельствующие о наличии таких трактов, следует искать во всех случаях менингита, особенно при его рецидивировании. К этой группе не следует относить pilonidal sinus .

Встречаются также другие врожденные кисты (дермоиды) и доброкачественные опухоли (липомы), которые могут давать прогрессирующую симптоматику в результате сдавления спинного мозга и вовлечения в патологический процесс его корешков. Так называемая фиксация спинного мозга обусловлена прочной filum tenninale , оттягивающей его вниз; такая тракция способна вызвать ишемическую травму конуса и нижерасположенных спинальных сегментов. Диастематомиелия представляет собой форму дизрафии, характеризующуюся наличием костного выроста по средней линии, сочетающегося с частичной публикацией спинного мозга на том же уровне; она может сопровождаться симптомами спинального поражения.

У пациентов (у подростков и взрослых) с бессимптомными или симптоматическими spina bifida , менингоцеле и дизрафией спинного мозга установлены клинические синдромы медленно прогрессирующего поражения:

1) прогрессирующий спастический парез нижних конечностей;

2) острый синдром конского хвоста, развивающийся после непривычных действий или несчастных случаев, например гребли или падения в положении сидя. Считается, что поражение чувствительных и двигательных корешков обусловлено их внезапным и повторным растяжением. Недостаточность контроля мочевого пузыря, импотенция (у мужчин), онемение стоп и голеней, а также парез стоп составляет клинический синдром;

3) прогрессирующий синдром конского хвоста в пояснично-крестцовой области;

Аномалии развития конечностей

К числу аномалий развития конечностей относятся синдактилия, клинодактилия наряду с широкой кистью и поперечной ладонной (обезьяноподобной) линией (часто встречающейся при синдроме Дауна), косолапость и множественный артрогрипоз. Для терапевтов эти состояния редко создают поводы к беспокойству.

Низкорослость в сочетании с неврологическими заболеваниями

Примечательно, что большинство пациентов с умственной отсталостью ниже ростом по сравнению с нормой, а одним из проявлений многих отдельных синдромов служит карликовость. Сказанное относится к синдрому Дауна и другим хромосомным болезням. Существуют также и другие болезни, при которых наследственный или приобретенный метаболический дефект поражает мозг и вместе с тем подавляет рост костей скелета (например, кретинизм и мукополисахаридозы). Для многих карликов с заболеванием мозга типична микроцефалия.

От 30 до 40 неврологических синдромов, сопровождающихся отставанием в росте и неврологической патологией, описаны и проиллюстрированы в атласе по задержкам психического развития Holmes et al .

Центральная нервная система

«Философия здоровья», Степанова М.В.

12 систем организма человека

В организме человека имеется 12 систем: центральная нервная система (ЦНС), дыхательная система, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, выделительная (включая мочевыделительную систему и кожу), репродуктивная система, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная, периферическая нервная система. Не существует важных или неважных систем. Каждая нужна и каждая важна. Если в организме страдает одна из них, то за ней, как минимум, потянутся все остальные. Для того чтобы понять, как они работают, я начну с центральной нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС)

ЦНС - это система, которая обеспечивает в организме человека контроль над всей его жизнедеятельностью. В нашем организме находятся миллиарды, триллионы нервных клеток, которые существуют сами по себе и, к сожалению, не размножаются. Человек может заиметь через 3-4 года новую печень, сердце, наша кровь обновляется через 3 месяца. Но с клетками мозга все по-другому. Они никогда не обновляются, а могут только подпитываться и получать какую-то информацию от природы по экологическому состоянию. Поэтому, если мы ребенка уморим с детства экологическими ядами, то это на всю оставшуюся жизнь.

Например: приведем ребенка в садик, где красят стены или в школу, которую не доремонтировали. Или отправим 3 раза в неделю плавать в бассейне с хлорированной водой. Никто не воспринимает нейроны как живую клетку. Ведь очень важно, чтобы мы понимали: нами руководит мозг.

Пример: мы думаем, неплохо было бы купить творог. На самом деле - в организме дефицит кальция, а нейроны без кальция жить не могут, вот и посылают Вас в магазин за ним.

Для того чтобы понять, что необходимо нейрону, нужно изучить жизнь клетки. Для ее жизни нужны: 28 аминокислот, 15 минералов, 12 витаминов, жирные кислоты, ферменты, вода и кислород. В медицине нервную систему разделили между двумя врачами: одной частью владеют невропатологи, другой -психиатры. Как будто поведение - это нечто особенное. Поведение - это жизнь нейрона. Чувство страха - это ничто иное как дефицит кислорода, который испытывает нейрон. Стресс, выделился адреналин, спазмировались сосуды, возник дефицит кровоснабжения мозга, отсюда нехватка кислорода. Формируется чувство страха.

Почему может заболеть головной мозг? У нас есть 11 факторов.

Клеточное питание для ЦНС - это аминокислоты. Прекрасный препарат NSP - Свободные Аминокислоты с L-карнитином. Это лучший препарат для мозга. На втором месте - энергия мозга - это жирные кислоты - Омега-3 НСП и Лецитин НСП. На третьем месте - витамины группы "В", фолиевая кислота. Они содержаться в препаратах Нутри Калм, Суперкомплекс, Мега-Хел, а в сочетании с кальцием - Остео плюс. На четвертом месте будут всегда стоять ферменты, а лучше коферменты - Кофермент Q10 плюс. Это АТФ мозга. Без этого кофермента не освобождается энергия мозга. После 40 лет выработка его резко падает. И только на пятом месте то, что улучшает кровоснабжение - Гинкго Билоба и Готу Кола. Вот что должен получать головной мозг для оптимальной работы.

Как вредные привычки влияют на нервную систему?

Нервная система человека представляет собой важнейшую из всех систем человеческого организма. Нервная система отвечает за координацию всех органов и систем человеческого организма. Эта система позволяет человеку дышать, передвигаться и даже употреблять пищу. От качества нервной системы напрямую зависит поведение человека, его эмоции, поступки и т.д. А ведь именно нервную систему мы подвергаем наибольшему негативному воздействию. Порой мы осознаем, а порой и нет, что мы просто вредим нашей нервной системе. Поговорим о том, что же наносит значительный ущерб нервной системе человека.

Итак, нервная система человека устроена достаточно сложно. В ее структуру входят центральная нервная система (это головной и спиной мозг), периферическая нервная система (это нервные корешки и узлы - ганглии, сплетения, черепные и спинномозговые нервы и пр.), вегетативная нервная система (автономная). В свою очередь вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую систему. Части этих подсистем соединены со всеми органами и мышцами организма. Благодаря этим подсистемам происходит регуляция и координация тех процессов, которые не связаны с волевыми усилиями человека. Чтобы симпатическая и парасимпатическая системы работали в нужном режиме, требуется определенный уровень возбудимости.

Как же функционирует нервная система? В своей деятельности нервная система руководствуется нервными клетками, нейронами и их отростками. Эти отростки соединяются с мышцами или с отростками различных нервных клеток. Именно по ним проходит сигнал, передающий нервный импульс. Так происходит передача всей информации от головного мозга к мышцам, различным органам и тканям организма. Благодаря отросткам происходит и передача обратной информации от различных органов чувств в головной мозг. Передача информации представляет собой достаточно сложный процесс.

В этом процессе принимают участие и различные химические вещества. Наиболее важными из таких веществ являются различные нейромедиаторы и гормоны (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и пр.). В клеточных мембранах располагаются рецепторы. Эти рецепторы вступают во взаимодействие только с конкретными и необходимыми нервной клетке медиаторами и гормонами. Каждую минуту в нервных клетках происходит процесс синтеза, благодаря которому происходит распад множества химических соединений. Синтез провоцирует выработку электрических импульсов, которые и передаются по цепочке нейронов. Передвигаясь по нейронам, импульс должен достичь своей конечной цели, т.е. он должен дойти до определенного органа, мышцы, сосуда и т.д. Такова идеальная схема работы нервной системы человека. Именно так она и должна всегда функционировать. Но, увы… Не всегда мы оберегаем нашу нервную систему от влияния негативных факторов. Какие же факторы негативно влияют на нашу нервную систему?

Возникновение нервных заболеваний, нарушение функциональной деятельности нервной системы связаны с органическими или функциональными расстройствами, а также с наследственным фактором. Поговорим об этом более подробно.

Как известно, алкоголь при поступлении в пищеварительный тракт распадается на мелкие частицы ядовитого ацетальдегида. В процессе распада принимает участие печень. Ацетальдегид разрушающе влияет на всю нервную систему человека. Посредством движения крови ацетальдегид проходит в нейроны мозга и нарушает их работоспособность. С частотой употребления алкоголя связано и нарушение процесса выработки нейромедиаторов. Такая ситуация приводит к нормальному функционированию передачи нервных импульсов. Систематическое употребление алкоголя губительно для человеческого мозга.

Постоянное воздействие алкоголя на мозг заставляет его работать активнее, повышая выработку нейромедиаторов. К примеру, если вырабатывается много дофамина, то возникает состояние тяжелого похмельного синдрома, нарушается координация движений, происходит расстройство сна, начинается нервный тик и мелкое дрожание конечностей. Все эти нарушения впоследствии приводят к психическим расстройствам. Через определенное время человеческий мозг не в состоянии так больше работать. Он не способен выдерживать длительные стрессы. Следовательно, нарушается его нормальная деятельность. А это приводит уже к более серьезным последствиям, когда наблюдаются тяжелые психические и физические нарушения в деятельности всех органов и систем организма. Это стадия общей деградации личности.

Табакокурение наносит также колоссальный ущерб нервной системе человека. Наибольшую опасность для нервной системы представляет никотин. Никотин нарушает вегетативную нервную систему, в частности, ее способность к координации и регуляции работы органов и мышц. С нарушением нормального функционирования вегетативной нервной системы возникают различные заболевания, в частности, заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительных органов и пр. Никотин негативно влияет и на систему высшей нервной деятельности. В результате этого происходит нарушение сна, ухудшение памяти, появляется неврастения (иногда могут быть приступы эпилепсии).

Многие люди считают, что чем больше они выкурят сигарет, тем им легче будет переносить стрессовые ситуации. На самом деле происходит другая реакция. В результате появляется повышенная утомляемость, головные боли и головокружения, раздражительность, нарушение сна, тремор конечностей. Если за малый промежуток времени выкурить достаточно много сигарет, можно получить острое никотиновое отравление, а в результате и смертельный исход.

Все наркотические вещества губительны для головного мозга, а, следовательно, и центральной нервной системы. Определенные наркотические вещества маскируются под какой-либо нейромедиатор. Получается, что нейрон начинает реагировать на этот ложный наркотический нейромедиатор. Можно привести наиболее распространенный факт, когда героин и морфий маскируются под серотонин, после чего человек получает незабываемое ощущение наслаждения. К сожалению, таких губительных примеров еще много. Наркотические вещества способны увеличивать или уменьшать количество нейромедиаторов.

Они могут нарушить процесс движения нейромедиаторов к нервным окончаниям. Наркотики способны синтезировать нейромедиаторы и блокировать нервные окончания и т.д. Наркотические вещества плохо влияют на всю нервную систему. Их употребление приводит к психическим нарушениям, нарушению логики, к депрессиям, они вызывают галлюцинации. Примечательно, что подобная симптоматика наблюдается у наркоманов даже при условии, что они еще не приняли дозу. Со временем наркоман становится агрессивным, у него появляется подозрительность и постоянное чувство страха. А как заканчивают наркоманы свою жизнь, наверное, известно каждому