Неумение проигрывать. Я не умею проигрывать

Вы часто играете с ребенком в настольные игры? Замечали, как он реагирует на проигрыш? Шашки (шахматы, фишки и пр.) летят в разные стороны, как только результат игры складывается не в пользу «младшенького»? «Так нече-еее-стна-аааа…» переходит в затяжной вой и истерику маленького колючего ежика… Знакомо?

Что же делать? Как разрулить ситуацию так, чтобы игры не прекращались, а нервотрепка и слезы не омрачали совместное времяпрепровождение?

Давайте по порядку…

Если ваш ребенок не умеет проигрывать, помогите ему научиться этому. Побеждать всегда и во всем - нереально. Дошкольники часто плачут из-за проигрыша, а вот подросток уже не пустит слезу из-за трояка по русскому, потери танка в компьютерной игре или проигрыша в шахматном турнире. И это нормально.

Но тем не менее, не нужно ждать, что ситуация разрешится через годик-другой. Даже маленькому ребенку нужно объяснять, что побеждать всегда просто невозможно, удача - дама капризная и не всегда улыбается тем, кто этого ждет. Порой нужно достойно принять и поражение, ничего страшного в этом нет.

  • Дайте ребенку понять, что вы его любите , гордитесь им, несмотря ни на что. Он проиграл, но стойко дошел до конца, не бросил на полпути начатое, не сдался без боя… Здорово! Молодец!
  • Не делайте из проигравшего ребенка жертву. Не начинайте его утешать, иначе он сам начнет чувствовать себя несчастным.



  • Спокойствие, только спокойствие , как говорил один в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
    Даже если вы случайно заметили, что ребенок жульничает, «незаметно» двигает фишки и делает дополнительные ходы без очереди, не кричите. Это вовсе не означает, что из ребенка вырастет вор и обманщик, Жулик с большой буквы. Нет!
    Он сам прекрасно понимает, что действует не совсем честно, но его стремление к победе любой ценой в данный момент затмевает призывы совести. Некоторым детям в силу возраста и особенностей характера порой сложно играть по строгим правилам, они норовят сделать по-своему, как выгодно им.
    Оставлять без внимания такие случаи, конечно, не стоит, но и ругать слишком сильно - перегибать палку. Можно напрочь уничтожить мотивацию и желание побеждать.
  • Не вводите в игру очень жестких правил. Если игрок допустил ошибку, неправильно походил и т.п., не стоит говорить, что он «выбывает». Он и так «потерпевший», он сам знает, что потерпел неудачу.
  • Никаких поддавков! Дети очень тонко чувствуют, когда их начинают обманывать. Это еще обиднее, чем проигрыш. Лучше время от времени находить возможность поиграть с более слабым противником (младшим братом, сестрой, другом, бабушкой, которая «ни в зуб ногой в этих ваших шахматах») Но есть и вторая сторона медали. Играть все время со слабым противником - не вариант. Объясните ребенку, что полезнее играть с тем, кто сильнее тебя. Большему можно научиться, есть с кого брать пример, есть к чему стремиться.

Важно научить ребенка не смеяться над проигравшим, ведь на его месте можно оказаться самому. Никаких оскорблений и тем более обидных дразнилок!


Простые советы могут помочь в решении проблемы:

  • Не акцентируйте внимание на проигрыше. Возможно, ребенку был важен сам процесс игры, общение со сверстниками и он не придал особого значения итогу. Не делайте этого и вы.
  • Маленькому ребенку лучше всего говорить, что каждый, кто дошел до финиша и выполнил задание до конца - молодец. Не важно, кто сделал это раньше всех.
  • Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, иначе «победить любой ценой» может стать его целью. Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой. Можно даже завести отдельный блокнот и фиксировать достижения в той или иной игре.
  • Если поражение воспринимается ребенком очень болезненно, старайтесь выбирать такие игры, где нужно играть не друг против друга, а против виртуального противника (против поля, компьютера и т.п.).
  • Чередуйте успехи и неудачи. Например, можно поиграть в быстрые игры типа «Крестики-нолики», «Камень-ножницы-бумага», где каждая новая партия не отнимает много времени и результат не всегда предсказуем.
  • После поражения предложите поиграть в ту игру, где ребенок явно одержит победу . Примеры таких игр есть в статье (2 часть), можно поставить активную ссылку.
  • Придумайте утешительный приз проигравшему.
  • На своем примере демонстрируйте адекватное поведение при проигрыше. Например, не стоит показывать полное равнодушие или чрезмерно злиться. Лучше казаться немного грустным, говорить что-то типа «Повезет в следующий раз», «В следующий раз я придумаю правильную стратегию и обязательно выиграю».
  • Предложите ребенку придумать такую игру, где проигравших не будет.
  • Если ребенок все же расстроился, не усугубляйте ситуацию. Спокойно объясните, что от невезения никто не застрахован, бывает и такое. Поддержите его словами «Мне было сложно играть с тобой. Пришлось попотеть, чтобы выиграть» или «С каждым разом у тебя все сложнее и сложнее выигрывать. Ты делаешь успехи!»

Еще один нюанс. Психологи советуют найти для ребенка, который болезненно реагирует на проигрыш, такое дело, в котором он сможет стать лидером.

Не получается быть первым в спортивном состязании, возможно, стоит попробовать шашки. Не получается быстрее всех решать логические задачи, вероятно, стоит попробовать писать стихи или рисовать пейзажи. Главное, не сдаваться!

И не обижаться на всех и вся. Как только вы и ваш ребенок поймете, что он уникальный, способный и просто замечательный, проблема с выигрышами исчезнет сама собой. Уверенность в себе и своих силах - главное оружие человека, которому не нужно никому и ничего доказывать.

Уважаемые читатели! Как ваш ребенок реагирует на проигрыш? Часто ли вы, играя с ребенком, поддаетесь ему? Как вы помогаете ребенку не расстраиваться в случае неудачи? Ждем ваши ответы в комментариях!

Я не умею проигрывать

3367

Понятно, что проигрывать никто не любит. Однако, почему-то одни дети умеют сдерживать свои эмоции и более спокойно относятся к своему проигрышу, а другие воспринимают его как катастрофу, начинают плакать, обижаться, скандалить, кричать… В результате у всех игроков настроение портиться и нет никакого желания начинать играть вновь.

Главная причина неумения проигрывать - высокая зависимость самовосприятия ребенка от внешних обстоятельств и неумение принимать свои неудачи. Конечно со временем, когда более-менее сформируется, и ребенок поймет, что проигрыш - это опыт, благодаря которому можно сделать определенные выводы, он уже не будет так плакать и убиваться из-за маленького поражения.

А пока детское самомнение у большинства детей зависит от проигрыша или выигрыша. Когда дети выигрывают, их самооценка повышается, и они начинают считать себя королями. А когда проигрывают - ничтожествами. На самом деле, ребенок должен знать, что он всегда хорош, независимо от мнения других, а иначе он будет думать, что если его хвалят - то он "хороший", ругают - значит, "плохой". Ребенок должен чувствовать искреннее и , расположение и одобрение родителей. Только в этом случае он не будет воспринимать проигрыш как нечто непоправимое.

Чаще всего наблюдается неумение проигрывать у темпераментных мальчиков, таких, например, как , так как они более азартны, любят лидировать и не стесняются в проявлении своих чувств. Таким детям в какой-либо области.

Более явственно неумение проигрывать проявляется у , сделанных "кумиром" семьи. Такие дети получают все самое лучшее и не привыкли к отказам и проигрышам. Родители с упоением подчеркивают, какой их ребенок необычный, талантливый, все умеет, нацеливают его только на победы, а тут такой промах… И ребенок считает, что он как бы подводит своих родителей, проиграв в банальной игре в "ходилки".

Так же можно наблюдать неадекватные последствия проигрыша у детей из многодетных семей или семей, где детям уделяется недостаточно внимания, и они чувствуют себя "обесцененными". В таком случае ребенок старается побеждать всеми способами, думая, что так родители будут его больше ценить и любить, обратят на него внимание и похвалят.

Советы родителям детей, чьи дети не умеют проигрывать:

Нужно проявлять больше внимания к ребенку и показывать ему свою любовь (через поцелуи и обнимания).

Почаще, но искренне и обоснованно за любые успехи, в том числе и в присутствии других детей.

Советуйтесь с ребенком и предоставляйте ему возможность отстаивать свое мнение.

Постараться не делать ребенку замечания, лучше советуйте, как ему поступить.

Очень важно избегать сравнений ребенка с другими. Можно сравнивать только с самим собой (видишь, вчера у тебя не получилось, ты потренировался и сегодня смог!!!).

Старайтесь не предлагать состязаний, в которых ребенок, скорее всего, окажется в проигрыше. А если такая вероятность имеется, то перед началом игры проговорите, почему здесь можно проиграть и что следует в таком случае делать…

Можно придумать для проигравшего какой-то ритуал: например, тот, кто в этом кону проиграет, должен съесть "подсластительную" конфетку.

Играйте в , где победу легко одержать, но она так же быстро переходит к другому игроку и так же быстро возвращается обратно.

Не акцентируйте внимание на проигрыше и выигрыше. Ориентируйте ребенка на сам процесс деятельности ("Как интересно было играть!").

Чтобы не занижать самооценку ребенка, не предъявляйте к нему завышенных требований.

Показывайте образец поведения в случае проигрыша: если вы проиграли, поздравьте победителя, скажите, что вы немного расстроены, в этом кону вы постараетесь быть более внимательными и надеетесь все же выиграть…

Если ребенок проиграл, поддержите его, вместе обсудите, что можно было бы сделать, чтобы в следующий раз одержать победу.

Не стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда выигрывал. Для ощущения искренней радости победы необходимы и проигрыши! Рассказывайте о своем опыте поражений и побед, так ребенок будет понимать, что все люди когда-то выигрывают, а когда - то проигрывают и это нормально! Невозможно всегда побеждать!

Материал к занятию.

Дети очень любят коллективные игры, однако далеко не все маленькие исследователи способы адекватно реагировать на проигрыш. Многие родители не знают, как правильно вести себя с ребенком, который, оказавшись побежденным, начинает плакать, кричать, и обижаться на других участников игры, обвиняя их в том, что победа была нечестной. «Я родитель» расскажет о нескольких эффективных способах научить ребенка достойно реагировать на проигрыши в играх и не расстраиваться из-за поражения.

В чем причина?

Для того чтобы научить свое чадо принимать правила игры и не бояться проигрывать, стоит разобраться, почему дети вообще так чувствительно относятся к поражению, если игра – это всего лишь развлечение?

Дело в том, что дети в возрасте до 9-10 лет находятся в состоянии « ». Они привыкли к тому, что в глазах окружающих являются центром вселенной и не понимают, что в жизни существуют определенные границы. Особенно ярко этот синдром проявляется у единственного в семье ребенка или же у любимчика, пользующегося привилегиями у родителей. Часто такие дети воспринимают себя слишком позитивно, имеют завышенную самооценку и в любых ситуациях привыкли добиваться своего. Проигрыш они считают покушением на собственный нарциссизм и настоящей трагедией, особенно если родители всегда требуют от них побед.

Победить в играх любой ценой – зачастую девиз ребенка и в , когда соперничество между братьями и сестрами имеет место во всех жизненных сферах.

Как научить ребенка адекватно воспринимать проигрыш?

Не ругайте и не осмеивайте ребенка за его проигрыш, а наоборот дайте ему понять, что и гордитесь им, несмотря ни на что. Не сравнивайте его с теми, кто оказался сильнее, а отметьте его старания, похвалите за борьбу в игре, за то, что он не сдался, а дошел почти до самого конца. Объясните ребенку, что в игре намного важнее участие, а не победа и что все соревновавшиеся, а не только победитель – молодцы, и никогда не используйте такие слова, как «выбывший», «вылетивший», «проигравший» и тд. Будет здорово, если вы придумаете утешительные призы для проигравшего, только постарайтесь, чтобы они были не хуже, чем призы для победителя, иначе ребенок все равно почувствует, что оказался хуже, чем кто-то другой.

Дети всегда берут , поэтому продемонстрируйте собственным поведением, что проигрыши можно воспринимать без злости и обиды. Если вы проиграли, скажите: «Значит, мне повезет в другой раз» или «В следующей партии я придумаю новую стратегию и обязательно выиграю». Внесите веселую нотку в поражение словами «Ну и что, что я проиграла, зато я – самая добрая мама на свете, правда?».

Если вы один на один и оказываетесь победителем, маленького проигравшего словами «Мне было очень тяжело играть с тобой», «Эта победа далась мне нелегко», «С каждым разом мне все труднее тебя победить!». Ну а потом можно предложить ему поиграть в другую игру – в ту, где он точно окажется победителем. Это, к примеру, могут быть «Крестики-нолики» или «Камень-ножницы-бумага», так как в этих играх поражения быстро сменяются победами и наоборот, и ребенок начинает воспринимать проигрыш как временную и незначительную неудачу.

Следуя этим простым советам, вы постепенно научите ребенка спокойно принимать свои поражения и воспринимать их как ступень к дальнейшему совершенствованию своих навыков.

Виктория Котлярова

Ещё в детстве каждый из нас смог испытать и пережить проигрыш. Тогда такой расклад игры казался нам несправедливым, доводил до слёз, оскорблял до глубины души и вызывал бурю эмоций. Однако со временем ситуация изменилась, и большинство из нас поняли, что победа в азартной игре на 90% - дело случая, а чтобы одержать победу в различных взрослых играх, нужно как следует подготовиться. К тому же в случае исхода борьбы не в нашу пользу можно и такую ситуацию сделать для себя полезной или утешить себя тем, что отрицательный результат - тоже результат.

Каждый человек становится взрослым, но не каждый может расстаться со своим внутренним ребёнком, который так и не научился проигрывать. Это очень мешает жить. Ведь взрослому человеку приходится ежедневно в чём-то проигрывать, а если каждая такая ситуация будет заканчиваться взрывом эмоций и неприятными переживаниями, то жизнь станет просто адом. Поэтому рано или поздно человеку, не умеющему проигрывать, придётся искать ответ на вопрос: что делать? Как изменить ситуацию и если уж не научиться проигрывать, то как-то смягчить ситуацию? Ведь всё время выигрывать может только сверхчеловек да и то в многочисленных голливудских фильмах.

Причины неумения проигрывать

Прежде, чем ответить на вопрос, что делать, если вы не умеете проигрывать, давайте разберёмся, почему так произошло.

Первая причина такого отношения к проигрышу - стремление к совершенству. В игре, как правило, участвуют несколько человек. Поэтому собственное поражение скрыть не получится. При этом проигравшего больше всего беспокоит тот факт, что таким образом он покажет окружающим свою несостоятельность, некомпетентность. В результате человек загоняет себя в тупик, убеждая себя в том, что он хуже других, а раз это так, значит никто не будет с проигравшим общаться.

Причина такого отношения к проигрышу кроется в детстве. Некоторые родители хотят, чтобы их дети были идеальными и успешными. Как этого добиться? Да просто наказывать за неудачи, ошибки. Результатом такого воспитания становится то, что взрослый начинает всеми силами стараться удовлетворить вбитую в него потребность быть самым лучшим и совершенным, добиться признания, побеждая во что бы то ни стало. Таким людям победа в игре помогает в самоутверждении, а проигрыш - свидетельствует о том, что нужно снова доказывать собственную значимость.

Вторая причина - стремление всё держать под контролем. Не умеющий проигрывать приравнивает игру к реальности, к такому пространству, в котором появляется возможность построить свою жизнь по-другому. Кроме того, в каждой игре есть правила. Это привлекает тех людей, которые боятся хаоса жизни.

Если большинство из нас считает игру совершенно безопасным занятием, результат которой можно переиграть, то не умеющие проигрывать не осознают этого. Они приравнивают неудачу в игре к угрозе жизни. Для них проигрыш - возвращение непредсказуемости, хаоса и в целом опасно. Так происходит с теми, кто слишком рано был вынужден проявлять самостоятельность, хотя ещё нуждался в участии взрослых.

Как научиться проигрывать?

Чтобы научиться проигрывать, необходимо вернуть себе удовольствие, изменить правила игры и стать взрослее.

Игра - это удовольствие, развлечение. Иногда полезное, иногда не очень. Чтобы вернуть себе удовольствие от игры , нужно выяснить, какие игры вам больше всего интересны, и играть именно в эти игры, ощущая радость от процесса, а не от результата игры. На первых порах в качестве партнёров нужно выбирать тех людей, в которых вы полностью уверены, которым всё равно, выиграете ли вы или проиграете. Их отношение к вам всё равно не изменится.

Также можно попробовать изменить правила своей жизни . Если раньше вы жили по правилу: я злюсь, когда проигрываю , - то теперь можно ввести правило: это всего лишь игра, поэтому я отношусь к проигрышу спокойно . В результате вы становитесь победителем даже в случае проигрыша, потому что смогли преодолеть самого себя.

Да и в конце концов пора повзрослеть . По-настоящему взрослый человек получает удовлетворение от того, что он чувствует себя движущим началом собственной жизни. Для взрослых людей игра - всего лишь забава. Если же это не так, то, возможно, в игре скрываются какие-то жизненные конфликты. Тогда нужно отправляться к психотерапевту, ведь страдание не может быть игрой. От него нужно избавляться.

Здравствуйте. Мне 24 года, меня зовут Дима. И я просто ненавижу проигрывать. Приведу пример. Например, совсем недавно я играл с другом в настольный теннис. И либо мне не везло, либо я был не в форме, либо я просто плохо играю, но я начал сильно проигрывать. И естественно, меня это стало бесить. Я просто начал выходить из себя. Я достаточно образованный, позитивный и культурный человек. Но неумение проигрывать просто достало меня. Это мешает мне всю мою жизнь. Во время неудач при играх мне кажется, что противник смеется надо мной, злорадствует, считает меня слабаком, неудачником и лохом. Меня бесит, что мое поражение кого-то радует. Посоветуйте пожалуйста, как избавиться от этой проблемы?

Здравствуйте, Дмитрий!Игра это всегда чья то победа и чьё то поражение. Вы пытаете делать всё на высшем уровне, так как боитесь быть осмеянным. Но это всего лишь ваши предположения. У вас были в прошлом подобные ситуации?Кто то,возможно, осмеял вас и унизил когда вы что то сделали не так или проиграли, это могло закрепиться на подсознательном уровне и в последующем переноситься на даже мелкие неудачи. Вам надо осознать,что проигрыш в игре это не насмешка, а всего лишь повод отыграться или порадоваться за другого,ведь не всегда же вы проигрываете и ваш противник воспринимает поражение позитивно. Удачи!

Преснякова Светлана Александровна, психолог г. Чудово

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Дима.

Вот что мне кажется важным.


Во время неудач при играх мне кажется , что противник смеется надо мной, злорадствует, считает меня слабаком, неудачником и лохом.

Вам это кажется, т.е. вы наверняка этого не знаете. Вам противник об этом не говорит. Это знание "сидит" у вас в голове. Кто-то из значимых близких людей внушал вам, что нужно быть лучшим, иначе вы - неудачник. Вам не давали право на ошибку или не принимали в роли проигравшего.


как избавиться от этой проблемы?

Во-первых, важно понять, что всегда в игре есть победитель и проигравший, и что вы не можете быть сильнее всех. Это просто не возможно. Всегда найдется соперник сильнее. Во-вторых, важно понять, что признание себя неудачником идет изнутри, а не извне.

С уважением.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Дима!

Рискну сделать предположение, что данный симптом свойственен лицам с нарциссическим характером.

Ребенок, которого оценивали. Нарциссический характер.

Самооценка

Нарциссические личности и люди, у которых нарциссизм дошел до крайней точки, нарциссического расстройства личности, характеризуются усиленным чувством собственной важности и величия, воспринимают себя как особенных и уникальных, считают, что занимают исключительное место, которое делает их выше массы обычных людей. Они видят себя как самых лучших и имеющих особые права на расположение и хорошее обхождение окружающих, словно, они стоят выше общепринятых правил. Эти лица уверены в собственной значимости, правоте, склонны преувеличивать свои знания и достижения.

У нарциссов обычно очень хрупкая самооценка, она постоянно испытывает колебания по всей возможной амплитуде от нуля до бесконечности, из-за этого они склонны к депрессии . Иногда говорят, что у них под трехслойной драконьей шкурой или за большим мыльным пузырем скрывается маленький испуганный ребенок. И вся внешняя показуха, мишура служит для самоуспокоения, получения спокойствия и уверенности в себе. Поэтому нарциссические личности регулярно ощущают себя бесконечно мелкими и ничтожными. Это заставляет их постоянно метаться от самовозвеличивания до самоуничижения. Этот процесс чем-то напоминает мучения Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

На первый взгляд эти люди зависимы от успехов, педантичны, обладают высоким чувством собственной значимости, гордостью, часто излишней требовательностью, они сосредоточены на себе. Но при этом они постоянно чувствительны к стыду и к унижению, часто подвержены ипохондрии (рассматриванию своих возможных заболеваний под «увеличительным стеклом») и психосоматике (заболевания тела, вызванные психическими проблемами). При пробоях их психологических защит они могут почувствовать ничтожность, самообесценивание, изоляцию, инертность, депрессию. А при этом глубоко в душе они ощущают пустоту, никчемность, панику с ослаблением и дроблением своей личности. На архаическом (на базовом, самом основании) уровне нарциссы жаждут нового сближения, слияния, отражения в своем близнеце, идеализирующего отношения к себе. Они испытывают на бессознательном уровне ярость и боль от отсутствия угадывания и понимания их желаний глубокого уровня.

(с)

Работаю по скайпу, пишите, психотерапия помогает справляться с сильными переживаниями своего несовершенства.

Унтилова (Крайер) Наталья Владимировна, психолог в Москве

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1