Мужья Гурченко: имена, биографии. Их жена, великолепная Люся

Мариана САИД ШАХ

После смерти великой актрисы Сергей Сенин много пьёт и водит молоденьких девушек

Не прошло и двух месяцев после кончины Людмилы ГУРЧЕНКО, а ее многочисленные поклонники и соседи по дому уже вовсю обсуждают, кто же станет новой хозяйкой в квартире в Трехпрудном переулке. Одни уверены: вдовец Сергей СЕНИН будет верен памяти Людмилы Марковны еще долгие годы. Но есть граждане (и их немало!), полагающие, что место Люси в его сердце оч-чень скоро займет другая женщина.

И надо же такому случиться! Прогуливаясь недавно в скверике у Патриарших прудов и обсуждая последние годы жизни любимой актрисы, мы с фотографом Русланом неожиданно натолкнулись на породистого мужчину средних лет, безумно похожего на Сенина . Смущали две вещи. Человек был сильно под мухой, едва держался на ногах, и упасть ему не давала обхватившая за талию симпатичная барышня двадцати примерно с хвостиком лет. Не успел опешивший Руслан расчехлить свой «Никон», как странная парочка нырнула в ближайший двор и таинственным образом исчезла, растворилась в нем за какие-то полминуты.

Снедаемые предчувствием газетной «бомбы», утром следующего дня мы уже куковали возле дома, где Сергей Михайлович несколько лет прожил с Людмилой Марковной. Зря торопились. Наш герой выглянул из подъезда на божий свет лишь часа через три после полудня. Но уже совсем с другой девушкой.
Сенин галантно придержал ей дверь, а потом с собачкой под мышкой бодро засеменил, оставив подружку позади. Типа, она не с ним. И лишь метров через сто, поравнявшись с ней, принялся на ходу что-то горячо обсуждать. Затем неожиданно увлек спутницу в ближайшую кафеюгу и, устроившись за ширмой в самом дальнем углу, заказал бутылку вина.
Мы решили оставить их в покое, а вечером я позвонила Сенину, поинтересовавшись происхождением и назначением юных красоток.

– В мой дом сейчас приходит очень много людей. Я даже их лица не запоминаю. Девушки? – призадумался Сергей Михайлович. – Это поклонницы Людмилы Марковны. Мне ведь их всех теперь приходится успокаивать. Иногда, когда я в отъезде, они даже живут в этой квартире.
Назавтра вдовец суперзвезды вышел во двор в одиночестве, сразу отправился в открытую забегаловку неподалеку и завис там на несколько часов. Заказывал красное сухое вино бокал за бокалом и думал о своем. Возможно, ждал кого-то, но к нему так никто и не подошел…

Зато на следующий день мы вновь застали вдовца с очередной молоденькой дамочкой. Правда, в этот раз она ждала Сенина неподалеку от дома. Сергей Михайлович вышел из подъезда и быстро прошел мимо нее, опять шифруясь от соседей и других случайных свидетелей. Дамочка, оглядевшись по сторонам, пошла за ним. Вскоре вдовец подозвал ее, обнял, поцеловал. Они сели в синюю «ауди», за рулем которого когда-то ездила Людмила Марковна, и умчались прочь.


С симпатичной шатенкой…


…и поцеловал подругу в щёчку

Гость нового выпуска программы Бориса Корчевникова - продюсер Сергей Сенин, шестой и последний муж знаменитой актрисы Людмилы Гурченко . Сергей провел с ней 18 лет своей жизни. Она умирала у него на руках. С той поры он очень мало говорил об их отношениях, почти не давал интервью и никогда не рассказывал, каково это - жить в тени великой актрисы.

Сергей Сенин вспомнил, что их первая встреча состоялась в 1990 году. Тогда он вместе со своим другом открыл независимую кинокомпанию, и режиссер Елена Николаева предложила ему сделать фильм по Набокову. На главную роль взяли Людмилу Гурченко. Итогом их работы стала картина "Сексказка". Гурченко и Сенин часто встречались на съемочной площадке, но на тот момент ни о каких отношениях речи не шло - актриса была замужем, а он женат.

Но судьба сводила их вновь и вновь. Позже Сергей развелся со своей первой супругой Галиной, и она вместе с дочерью переехала в Израиль. Как-то она позвонила ему и предложила провести там гастроли "Сексказки", чтобы выступила Людмила Гурченко. "Я обрадовался, потому что был повод набрать номер телефона Люси", - вспоминает Сенин. Гонорар актрисе назначили небольшой, поэтому Сергей был уверен, что она откажется. Но, к его удивлению, Гурченко согласилась - в то время она переживала тяжелый развод со своим супругом, поэтому уходила в работу…

В результате получилось так, что первая жена Сергея подтолкнула его к сближению с Людмилой. Хотя сам Сенин уверен, что все началось гораздо раньше, ведь именно благодаря Галине он вообще ушел работать в кинематограф: "Если бы я не женился на Гале, может быть, сегодня преподавал бы какую-нибудь гидромеханику или чего-нибудь в этом роде".

После гастролей в Израиль пути Сергея и Людмилы на время разошлись, но потом как-то между ними случился телефонный разговор и Гурченко поделился с ним, что у нее есть задумка одной музыкальной картины. Актриса предложила Сенину встретиться, если ему интересно принять в этом участие. Сергей вспоминал, что в ту минуту он подумал: "Я сделаю все. Продам все на свете, чтобы это сделать".

Позже, когда они уже начали жить вместе, чего только не писали про Сергея Сенина - называли его альфонсом, аферистом. Ведь он моложе актрисы на четверть века. Сам он вот как комментирует разницу в возрасте: "Поверьте мне, я ее не чувствовал вообще. Гурченко была вне возраста, вне времени, абсолютно современным человеком. С ней очень легко. Я в нашей с ней семье был старшим".

Непростой страницей в их отношениях стали и проблемы с дочерью Гурченко, Марией. Она отказалась общаться с мамой, а после ее смерти начала делить наследство с Сениным. Но, как рассказал Сергей, сейчас они хорошо общаются, и ситуация уладилась. Просто Мария - очень доверчивый человек, а рядом с ней оказались не очень умные и воспитанные люди (чьи имена Сенин не стал называть), которые и довели все до размолвки. "Какое счастье, что Люся всего этого не видела. Это безумие!" - прокомментировал Сергей.


7 лет назад. 30 марта 2011 г. ушла из жизни одна из самых ярких звезд кино и эстрады ХХ в. Людмила Гурченко . Она была незаурядной во всем и умела производить впечатление и на съемочной площадке, и за ее пределами. Знакомые говорили о ней как о натуре страстной и увлекающейся, что подтверждает немалое количество браков, точного числа которых сама актриса никогда не называла. Она вообще редко вспоминала о своих первых замужествах, которые считала «пробелами» в своей биографии.





Своего первого мужа Людмила Гурченко встретила еще во время учебы во ВГИКе. На тот момент ей было 18 лет, а ему – 30, но эта разница в возрасте их не останавливала и не пугала, в отличие от окружающих. Молодой режиссер Василий Ордынский не скрывал своих близких отношений с юной актрисой, и когда он предложил ее кандидатуру на главную роль в своем фильме «Человек родился», встретил единодушное осуждение худсовета – протежирование любовницы расценивалось как нарушение норм советской морали. Они оставались вместе около года, в большинстве источников этот брак называют гражданским. О причинах их расставания Гурченко никогда не рассказывала, только однажды обмолвившись о том, что «не сумела простить измену». По другим данным, инициатором расставания был сам Ордынский.



Никто не знал о том, сколько официальных браков было у Людмилы Гурченко на самом деле. Она и сама каждый раз называла разные цифры. О некоторых ее избранниках вообще никто не догадывался. Как и о существовании дочери, о которой актриса почти никогда не говорила. Мария появилась на свет во втором браке Гурченко с Борисом Андроникашвили – студентом сценарного факультета, сыном писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны Киры Андроникашвили. С ним она тоже познакомилась во ВГИКе, и роман развивался так же стремительно. Гурченко гордилась тем, что рядом с ней оказался такой красавец и интеллектуал, ей завидовали все однокурсницы.



Но спустя 3 года этот брак распался – муж оказался неготовым к семейной жизни, не воспринимал всерьез ее профессии, а кроме того, изменял жене. «В нем для меня было недосягаемо все. И наоборот. К моей профессии он относился с иронией… Когда я залезала не в «свою» сферу (интересовалась его сложной сценарной профессией), меня всегда поражало, сколько иронии вызывал в нем мой «прыжок» из легкомысленной, примитивной актерской жизни в его таинственный мир… Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве… », – писала о нем Гурченко.



Следующим избранником Людмилы Гурченко стал актер Александр Фадеев-младший – приемный сын писателя Александра Фадеева и артистки МХАТа Ангелины Степановой. Их бурный роман закончился свадьбой. И снова очень скоро Гурченко поняла, что решение связать себя брачными узами было чересчур опрометчивым и необдуманным. Супруг жил на широкую ногу, проводя все свободное время в ресторанах и ни в чем себе не отказывая. Спустя 2 года артистка устала от его постоянных загулов и ушла. Этот брак она называла «досадной ошибкой» и «прочерком» в своей жизни.



Однако ошибки молодости не останавливали ее от последующих опрометчивых решений. После скоротечных романов с актером Анатолием Веденкиным и художником Борисом Диодоровым она снова собралась замуж. Правда, Борис Диодоров, который ради Гурченко оставил свою семью, называл ее своей женой, хотя их брак официально не был зарегистрирован. Их отношения продлились всего год, и Диодоров о них вспоминал с сожалением: «Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу... Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог ».



А следующим официальным мужем Людмилы Гурченко стал Иосиф Кобзон. Об этом браке ходили легенды – две звезды, две незаурядных личности, которые были слишком непохожи, чтобы быть счастливой парой. Тем не менее их союз просуществовал около трех лет. И оба супруга спустя годы называли его колоссальной ошибкой, поэтому и в биографии актрисы, и в биографии певца этот факт, как правило, не упоминался. Кобзон утверждал, что решил зарегистрировать брак с Гурченко только потому, что им отказывали в совместном поселении в гостиницах, и говорил: «Мы были очень сильно увлечены друг другом, и мне нравилось обладать такой красивой, популярной актрисой ». А Гурченко признавалась: «Ничего хорошего в этом браке не было… Дура, мне казалось, что я его «перестрою». Какая наивность. Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля… Это была одна из самых жутких ошибок в моей жизни ».





А вот отношения Гурченко с пианистом Константином Купервейсом продлились 18 лет – с 1973 по 1991 гг., хотя брак был гражданским, а супруга была старше своего избранника на 14 лет. Актриса признавалась, что была очень счастлива в этот период. Купервейс пожертвовал ради нее своей музыкальной карьерой и стал ее аккомпаниатором, администратором и секретарем, заботился о жене дома и на гастролях, потакая всем ее капризам и прихотям. Заполняя анкету, он в графе «специальность» писал: «Муж Гурченко». Но Купервейс не выдержал того, что постоянно оставался на вторых ролях при жене-звезде, которая его постоянно подавляла, и спустя годы ушел к другой женщине.

Сергей Сенин накануне 80-летия Людмилы Марковны рассказал "Бульвару Гордона" о том, почему квартиру в центре Москвы превратил в музей, а сам решил скитаться по съемным. А еще - как благословил Юлию Пересильд на роль Гурченко в байопике, как поделил имущество с дочкой актрисы Машей, о машинах, дорогой бижутерии, любви Людмилы Марковны к мужчинам нетрадиционной ориентации и почему Ирина Билык отказалась от участия в юбилейном концерте.

Фото: Феликс Розенштейн / "Бульвар Гордона"

- Сергей Михайлович, в ноябре Людмиле Марковне исполнилось бы 80 лет. Как отметите сами день рождения?

Пока не знаю. Мне бы не хотелось, чтобы это превращалось в еду и питье. Вариантов много: от очень скромного до серьезного и масштабного… Наверное, соберем самых близких друзей, посидим. Хочется, чтобы в этот вечер звучала музыка, Люсины песни. Была мысль и выставку в Москве сделать, но пока не получается. Сегодня все упирается в финансы, а это нереальные суммы.

Знаю, что за месяц до дня рождения вы устраиваете большой юбилейный концерт, посвященный Людмиле Марковне, в Кремлевском дворце в Москве. В связи с этим из-за напряженной политической ситуации в Киеве недавно разразился большой скандал, связанный с Ириной Билык, которая значится у вас в списке приглашенных артистов. Будет ли Ирина принимать участия в этом концерте?

Мы очень хорошо с Ирой знакомы, я ее действительно приглашал. Очень хотел, чтобы она исполнила романс "Впали роси на покоси" из фильма "Роман и Франческа". Идея ей понравилась, но, как я понял, возникли какие-то проблемы. Толком не знаю, какие, до меня доходили только слухи, что она не сможет участвовать. Очень жаль, что наступили времена, когда во все вмешивается политика. Мне так хотелось, чтобы в этом концерте был какой-то украинский кусочек, ведь с Украиной у Людмилы Марковны многое было связано.

- А вы интересуетесь тем, что у нас сейчас происходит?

Ну конечно! Какая-то отчаянная и трагическая ситуация. Я сам - одессит, но не могу приехать в Одессу - не потому, что боюсь. Настроение ушло. Не ищу виноватых и правых. В таких ситуациях все всегда виноваты. И тут нельзя сказать, кто больше, кто меньше. Надо верить в то, что это пройдет и все наладится. Но то, что происходит, - это нереально. Помню, когда мы первый раз с Люсей вместе поехали в 1993 году в Харьков, она расплакалась на границе, когда ее попросили заполнить таможенную декларацию. Как это - она едет к себе на родину, и тут такое… У нее в глазах стояли слезы. Представляю, что с ней было бы сейчас, если бы она увидела, что две ее любимые страны находятся в такой жуткой ситуации…

Творческие дела, которые я задумал осуществить, отвлекают меня от грустных мыслей. Уже полгода мы занимаемся этим концертом, и я чувствую присутствие Люси: ее песни, голос… По сути она - режиссер и автор этого вечера


Людмила Гурченко на съемках фильма "Карнавальная ночь". Фото: svalka24.beon.ru

Хотела спросить вас еще о предстоящем концерте. Что вообще готовится? Такой крупный проект финансово потянуть без спонсоров непросто…

Все эти творческие дела, которые я сейчас задумал осуществить, отвлекают меня от грустных мыслей. Уже полгода мы занимаемся этим концертом, и я чувствую присутствие Люси: ее песни, голос… По сути она - режиссер и автор этого вечера. Я ничего не придумывал - просто садился, думал, вспоминал, как это было у нее… Я же хорошо знал ее концерты, у нее не было случайных песен, все было выстроено от первого слова до финальной ноты. Этим принципом я руководствовался и сейчас, понимая, что этот номер она бы сделала вот так. Возможно, где-то я ошибаюсь, но в целом уверен, что точно шел по ее подсказкам.

Финансово нам никто не помогал, есть партнер, который поддержал и предложил идею этого проекта. Это наши общие с Люсей друзья, соратники. Я написал сценарий, пригласил хорошего режиссера, хореографа. Главное, чем я руководствовался, - хотел, чтобы исполнялись песни, которые Людмила Марковна сама сочинила, и те, которые с ней ассоциируются, но она не является их автором, такие как "Карнавальная ночь".

Подавляющее большинство артистов, которых я пригласил, работали с ней на сцене, в кино. Это те, к кому она относилась с большим уважением и теплом или, как к Земфире, с нескрываемым восторгом. Но вечер не превратится в "Песню года", когда артисты вышли на сцену, спели и разбежались. Есть драматургическая основа. Несмотря на то что это концерт в память о Люсе, она будет присутствовать на сцене и в зале. Ведущим будет Максим Аверин, а Люся станете его соведущей. Все выстроено так, что они будут друг друга дополнять. Очень хорошая актриса (пока не буду открывать все карты), она не будет загримирована под Люсю, но сыграет ее в тех местах, которые нам показались очень важными, где мы не нашли необходимого материала и через эту актрису восстановили, как это могло бы быть, будь здесь сама Люся. В общем, должно получиться интересно, лишь бы хватило времени воплотить все так, как нам хочется.

Людмила Марковна своей неуемной энергией заряжала всех.


- Выбор песен артистами был неожиданным для вас?

Да, все было непросто. Приглашая артистов, я понимал, что многие из них согласятся выступить, но мне было важно предложить им тот номер, который бы сочетался, по моему мнению, с ними, но, к сожалению, не всегда так выходило. В итоге мы столкнулись с такой проблемой: у Люси был большой репертуар, выстроенный под нее, огромная актерская составляющая, и там, где нам казалось, что эту песню исполнит тот или иной исполнитель, вдруг оказывалось, что артисты сами говорили, что не смогут это сделать… Но мы по-дружески все обсуждали, придумывали. Это будут новые трактовки с новыми аранжировками. До этого Люсины песни никто так не исполнял. Например, Земфира не будет ничего перепевать - она споет свой хит "Хочешь?", потому что он давно ассоциируется с Людмилой Марковной, которая эту песню в разных вариантах исполняла - и на сцене, и для телевизионных программ, и в фильме, так что все само собой сложилось.

А было такое, что кто-то из артистов просил гонорар за участие? Как говорится, дружба дружбой, а кушать хочется всегда…

Нет, иначе этот концерт вообще был бы невозможен. Все отнеслись очень уважительно, с пониманием, никаких разговоров о гонорарах даже и близко не возникало.

Вещи, которые есть в нашем доме, изучены специалистами из Строгановской академии. В этом участвовало порядка сорока человек. Коллективная докторская или кандидатская диссертация там точно уже написана. Думаю, Люся пришла бы в изумление, узнав об этом


Людмила Гурченко и Сергей Сенин в своей московской квартире. Фото: newsliga.ru


Говорят, что вы хотите открыть мемориальный музей в квартире, где прожили с Людмилой Марковной много лет. Как представляете себе эту идею в реальности?

Мне не хочется называть его музеем, музей - это что-то застывшее. Это будет музей-мастерская. Вся квартира выделена под это, из-за этого я вынужден был снять себе жилье, потому что, если этим заниматься, жить там нереально. Так что живу сейчас за городом - здесь свежий воздух, и собаки довольны.

Мне это дело интересно, иначе все лежало бы мертвым грузом и тихо поедалось молью. После Люси осталось колоссальное рукотворное наследие: костюмы, аксессуары, украшения, сумочки, пояса. Одних только костюмов более 800. В Москве уже проходили выставки, которые длились около года, в Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге, недавно выставка прошла в Ростове. Это постоянно происходит, и не потому, что я пытаюсь это организовать: ко мне обращаются сами музеи.

Столько всего - и как это хранить? Реставрировать - это целое дело. Поэтому родилась такая идея - открыть музей. Прошло пять лет, как Люси не стало, но до сих пор мы находим какие-то невероятные вещи, которых даже я мог не замечать, а сейчас люди, которые разбираются в этом, открывают какой-то глубокий смысл этих вещей. Поэтому я и мои новые друзья, а среди них - ученые, профессора, академики, почувствовали, что есть интерес в этом. Если эти вещи погибнут, будет жаль. Таких платьев, которые Люся сама делала и придумывала, сегодня никто не делает.

- А как быстро вы решились перебрать все ее вещи?

В первые месяцы после ее ухода я был в состоянии полной тупости. И вдруг мне позвонили из одной московской галереи и музея, с этого все и началось. Ко мне домой пришла заведующая костюмерным цехом и сделала химчистку каждой вещи, у каждой теперь свой кофр, все пронумеровано, висит на вешалках. Все, что есть в доме, сфотографировано, изучено. Специалисты из Строгановской академии работали, из разных областей: одни занимались отделкой костюмов, другие - атрибутикой и аксессуарами, третьи - гжелью и керамикой. В этом участвовало порядка сорока человек. Коллективная докторская или кандидатская диссертация там точно уже написана. Думаю, Люся пришла бы в изумление, узнав об этом.

Я и сам стал в этом разбираться. А так смотришь - лисичка и лисичка висит, а ей, оказывается, цены нет - не в смысле того, что она стоит огромных денег: там есть уже историческая ценность. История - она ведь тоже уходит. Хотим еще сделать выставку черно-белых фотографий, их сотни тысяч. Я за двадцать лет не смог перебрать и сейчас продолжаю, но уже не один, слава Богу.


Людмила Марковна неоднократно получала титул самой стильной актрисы. Фото из личного архива Людмилы Гурченко


- Значит ли это, что ваша жилплощадь станет музеем на постоянной основе?

Нет, в квартире музей пока по необходимости, потому что арендовать помещение - баснословные деньги, но я человек упрямый и упорный, поэтому мы с друзьями это продвигаем, а пока все будет в квартире. А почему музей-мастерская? Сюда будут приходить профессионалы и непрофессионалы, люди, которые хотят чему-то научиться. Например, хорошие мастера будут показывать какой-то аксессуар, который был у Людмилы Марковны, и рассказывать, как сделать своими руками то, что сегодня является ценностью. А дальше жизнь покажет, состоится это или нет. Но я очень надеюсь, что все сложится. Со временем, может быть, и власти городские проявят интерес к тому, чтобы появилось помещение, где можно было бы сделать полноценную галерею.

Вход будет бесплатный, ведь рассчитано это прежде всего на тех, кому действительно интересно. Уже есть те, кто готов помогать, все нужно содержать, реставрировать. Можно сказать, что это будут пожертвования "от своих".

Еще с 1-го по 15 октября в Москве пройдет выставка кукол и ангелочков, которых Людмила Марковна всю жизнь собирала.

Ко мне обратились более двадцати продюсерских центров, которые хотели снять фильм о Люсе. Я видел сериалы о Толкуновой, Пугачевой, о Зыкиной вообще молчу. И понимал, что, если буду вести себя категорично, это кончится тем же. Поэтому встретился с каждым

Перстень из белого золота с сапфиром, подаренный Людмилой Марковной, Сергей Сенин не снимает до сих пор. Фото: Феликс Розенштейн/ "Бульвар Гордона"


- Вся ваша жизнь по-прежнему крутится вокруг Людмилы Марковны. А чем вы сейчас зарабатываете себе на жизнь?

Три года я отдал театру Армена Джигарханяна, сейчас работаю помощником худрука театра им. Е. Вахтангова Римаса Туминаса. Это работа другая, но она тоже очень сложная, забирает много времени. Римас - мой старый друг, с которым мы многое прошли в работе и в жизни. И я счастлив, что работаю с ним. Этот театр сегодня номер один. Там много всего интересного. Правда, меня эта работа разрывает на куски в связи с предстоящим концертом и выставкой, но все люди с пониманием относятся к моему положению, так что, думаю, все будет в порядке.

За последнее время было снято много байопиков о наших современниках. Знаю, что режиссер Сергей Алдонин недавно приступил к съемкам 16-серийного фильма "Люся Гурченко". У вас разрешения спрашивали?

Года полтора-два назад на меня обрушились бесконечным потоком звонки от разных кинокомпаний и продюсерских центров, которые хотели снять фильм про Люсю. Всего обратилось более двадцати. Я понимал, что это очень деликатная тема и что нельзя по телефону просто сказать нет. Мы свидетели тому, как поступают люди нечистоплотные: берут историю, меняют одну букву в фамилии, две - в имени и делают что хотят. Я это видел в сериале о Вале Толкуновой, о Пугачевой, о Зыкиной вообще молчу. И понимал, что, если буду вести себя категорично, кончится тем же. Поэтому избрал другую тактику: решил, что нужно все знать изнутри, поэтому с каждым встретился и задал два вопроса: кто играет Людмилу Марковну и кто играет ее отца. Потому что без Люсиного папы Марка Гавриловича невозможно создать о Люсе никакой истории. Между ними была невероятная связь, и без него непонятна будет вся ее жизнь. В итоге то, что я слышал от приходящих режиссеров, приводило меня в ужас, но вида я не показывал. Иногда мне удавалось исчезать, кому-то все же приходилось резко отказывать, некоторые меня даже начали пугать, говорили, мол, если откажете, мы сделаем, как все остальные: поменяем фамилии - и получится история о Люсе, но вы юридически не сможете предъявить нам никаких претензий.


Юлия Пересильд сыграет Людмилу Марковну в фильме Сергея Алдонина. Фото: videozal.su


Сережа Алдонин (Люся его знала; хороший, кстати, театральный режиссер) на встречу пришел с молодым продюсером. У обоих глаза горят, и я понял, что им хочется сделать большое, важное дело. Они назвали хороших артистов: Людмилу Марковну сыграет Юля Пересильд, которая мне нравится как актриса, Николай Добрынин - отца, типаж хорошо подобран, а Надя Михалкова - маму Люси в молодости. Приличная компания.

Но у меня было условие, что основой фильма должна стать книга "Мое взрослое детство". Это война, Харьков, трупы, которые Люся видела. Именно в то время рождалось такое явление, как Людмила Марковна Гурченко.

В общем, ребята отнеслись серьезно и через некоторое время прислали сценарий. Он мне не понравился. Мы снова встретились, все обсудили, и на полгода они взяли тайм-аут. Алдонин сам переписал сценарий. Вторая версия была уже хорошей, серьезной работой. Во всяком случае, я надеюсь, что фильм не будет снят по мотивам желтой прессы. Более того, мы договорились, что период, о котором они будут рассказывать, начнется с ее рождения и закончится 1983 - 1985 годом. Дальше началась перестройка. Это время ближе к нам - зачем его снимать, когда все есть в интернете, хронике и сплетнях.

В остальном я рад, что фильм попал в руки приличным товарищам, и верю, что это будет чистоплотная работа, а насколько это будет талантливо, никто сказать не может, увидим. Я всего один раз был на съемочной площадке.

- Кстати, правда, что в Харькове все-таки назовут улицу именем Людмилы Марковны?

Думаю, это было бы правильно. Харьков должен гордиться тем, что Люся там родилась. Но есть законы, согласно которым называть улицу можно только через десять лет. Во всяком случае, ко мне никто не обращался. Помню историю с памятником, который хотели поставить Люсе в Харькове, а потом так и не поставили. Ее эта ситуация здорово измотала.Она ничего об этом не знала, но в это время начались какие-то распри, все посыпалось на ее бедную голову, а она ни сном ни духом не ведала, какой памятник и к чему.

У Люси никогда не было изобилия драгоценностей, все было скромно. Я дарил ей старинные кольца с драгоценными камнями, она всегда увлекалась очень дорогой бижутерией, но это не простые безделушки. Бывает, хорошая бижутерия стоит дороже, чем ювелирные украшения.


Две звезды - две светлых повести. Барбара Брыльска и Людмила Гурченко. Фото: Александр Лазаренко/ "Бульвар Гордона"


- Не так давно адвокат Юлия Кайгородова, которая помогала вам решать конфликты по разделу имущества с дочерью Гурченко Машей, признался, что у Людмилы Марковны почти не было дорогих украшений - все, что она носила, в основном было хорошей бижутерией. Как такое могло быть?

У Люси никогда не было изобилия драгоценностей, все было очень скромно. Она любила старинные украшения. Я дарил ей сережки и кольца с драгоценными и полудрагоценными камнями. Дима Гордон в свое время подарил очень красивые серьги с изумрудами...

Людмилу Гурченко с Дмитрием Гордоном действительно связывала многолетняя дружба. Фото: Феликс Розенштейн /"Бульвар Гордона"


Увлекалась Люся и очень дорогой бижутерией, но это не простые безделушки. Бывает, хорошая бижутерия стоит дороже, чем ювелирные украшения. Там была такая бижутерия, которой днем с огнем не отыщешь. А ведь она еще и многое сама добавляла к ней, тогда это вообще нереальная, фантастическая вещь, но для тех, кто понимает, остальным все равно.


Дочь Людмилы Гурченко Мария помирилась с Сергеем Сениным спустя почти пять лет после смерти матери. Фото: labs.exalead.com


А с Машей мы все дела решили, не было никаких судов. Не по моей вине мы решили их спустя пять лет, и решили так, как я предлагал в самом начале. Тихо, спокойно, все довольны. Маша будет на юбилейном концерте. Мы с ней в прошлом году были вместе в Питере на дне рождения Людмилы Марковны, так что все нормально. Никакой борьбы не было у нас и за квартиру.У Маши - дача, у меня - квартира. Я выплатил ей приличную сумму как компенсацию за то, что у меня остались вещи Люси, чтобы заниматься музеем. Поскольку если бы мы начали делить вещи, которые остались, то сошли бы с ума. Наши внуки еще заканчивали бы эти дела. Маша понимает, что я занимаюсь этим целенаправленно. К тому же у нее свои проблемы, дети, внуки. Но то, что я жив,- это гарантия того, что эти вещи сохранятся хоть на какие-то ближайшие десятилетия, а дальше не знаю, как будет. Я не думаю ни о какой истории в будущем - просто мне было бы безумно жаль, если бы все это сгинуло. Знаю, что и Эрмитаж проявляет интерес к костюмам Люси ручной работы, там же необыкновенные вещи!

Люся всегда с удовольствием выступала в гей-клубах, и друзей из этого круга у нее было много. Со всеми складывались нормальные отношения. Она считала этих людей самой благодарной публикой


Людмила Марковна на выступлении в киевском гей-клубе. Алексей Панин бросился в ноги актрисе. Фото: e-motion.tochka.net


До сих пор помню один из последних неофициальных визитов Людмилы Марковны в Киев: она приезжала на открытие гей-клуба на Крещатике. Маленькое подвальное помещение, людей было так много, что она с трудом пробралась к сцене, воздуха не хватало. И я тогда подумала, что на такой стресс в ее возрасте можно было решиться действительно только ради денег. Она нуждалась в них в последние годы?

Люся всегда с удовольствием выступала в подобных заведениях, и друзей из этого круга у нее было много. Со всеми складывались нормальные отношения. Она считала этих людей самой благодарной публикой. Начиная от "Пестрых сумерек" у нее было какое-то предчувствие чего-то… Человек лучшие годы жил с простоями в работе, а тут как будто хотел все наверстать. Я пытался остановить этот процесс, упорядочить, но понял, что это бессмысленно.

Последние два года - 2010-й и 2011-й - были настоящим безумием для нее. Но такова актерская жизнь. Если бы наши актеры советского кино получали сообразно своему таланту и вкладу, то одна "Карнавальная ночь" в Америке чего бы ей стоила! Снимись - и всю жизнь живи припеваючи. А у нас не было такого,поэтому, когда стало возможно зарабатывать, уже силы были не те и востребованность не та, но ей всегда нужно было что-то преодолевать, чтобы быть на вершине.

- А вы могли отложить какие-то деньги или все тут же проживали и вкладывали в свои нужды?

Не могу сказать, что мы зарабатывали безумные деньги, - скорее, они были нормальными. Это позволяло нам ни в чем себе не отказывать, но и не жить в роскоши. Не было никакой расточительности, потому что нечего было расточать. Мы жили скромно, без излишеств, но могли спокойно ездить за границу, раз в два года менять автомобили хороших марок. Квартира была в центре Москвы, в самом лучшем районе, но более чем скромная - 120 метров. И тоже очень скромная дача. Всего этого было вполне достаточно для счастливой жизни и работы.

Помню, когда наступали жесткие времена, в 1998 году, мы делали первый оригинальный мюзикл "Бюро счастья", состав - более ста человек… Вдруг грянул дефолт. Пришлось доставать свои кровные и вкладывать в это дело, иначе не получилось бы. С «Пестрыми сумерками» в 2008 году была такая же ситуация. Начинаем снимать, государство выделяет 1 млн рублей на картину, а это в лучшем случае четвертая часть для скромного фильма. Наступает кризис, падает рубль - и мы снова продаем что-то свое, достаем из-за пазухи и вкладываем в проект.

На могиле Люси каждые выходные дежурство. Я спокоен, потому что сам реже стал бывать, времени не хватает в связи с такой занятостью, как сейчас, но я знаю, что там надежные и преданные люди. Многие их называют фанатами - наверное, это так, потому что они вот уже пять лет несут вахту


Могилу Людмилы Гурченко на Новодевичьем кладбище каждые выходные поклонники убирают по очереди. Фото: kpmedia.ru


Когда Людмилы Марковны не стало, один российский таблоид опубликовал ее фотографию в гробу. Какой была ваша реакция?

Я видел этот журнал! Его кто-то подсунул мне под дверь в квартире. У меня все похолодело, но не оттого, что опубликовали эту фотографию. Просто я еще раз увидел Люсю неживую. А так - мне плевать на них. Журналисты принесли столько бед нам в жизни, я презираю очень многих из них, это просто нелюди! Сколько грязи на Люсю вылили даже после смерти! Но сам я специально ничего не читаю, разве что попадается на глаза без моего желания. Много книг о ней написано, большинство - бездарных. Самую лучшую написал журналист Валерий Кичин, книга просто потрясающая!

Есть ребята из Люсиной группы "ВКонтакте", которые помогают мне ухаживать за ее могилой и могилой родителей, похороненных на Ваганьковском кладбище, там же лежит и ее внук Марк, они ухаживают и за его могилой. А на Новодевичьем каждые выходные дежурство. Я спокоен, потому что сам реже стал бывать, времени не хватает в связи с такой занятостью, как сейчас, но я знаю, что там надежные и преданные люди. Многие их называют фанатами, и в каком-то смысле они действительно фанаты, потому что вот уже пять лет несут своего рода вахту, убирают, протирают памятник, выбрасывают увядшие цветы. Они могли бы заниматься своими делами, но приезжают туда, для них это важно. Я думал - ну, наверное, какое-то время пройдет, как обычно бывает: сначала все рядом, а в конце остается два человека. Но нет, они все равно приходят каждые выходные и детей своих приводят, я ругаю их за это, но сделать ничего не могу, все равно спасибо, что они есть, без них было бы совсем грустно.

- А Людмила Марковна вам снится, чувствуете ее присутствие?

Да, очень часто ее вижу. В последний раз вчера снилась, но это с концертом связано, когда уже шарики за ролики заезжают. Я же все время все через Люсю проверяю, советуюсь с ней. Первые полгода вообще не то что сны с ней не видел - не мог лицо ее в памяти восстановить. Такой странный отшиб в голове случился. А потом приснилась, но я ее не видел во сне, знал только, что это Люся на мосту стоит, а там никого не было. Какое-то сновидение.

- А как вы советуетесь с ней?

Сажусь и представляю, как бы в этой ситуации сказала она. Люся всегда принимала мудрые решения. Иногда я категорически не соглашался, а потом через время понимал, как она была проницательна, справедлива и мудра, как точно оценивала людей, поступки, действия. Какая-то мудрость была в ней заложена. И это помогает сегодня. Бывает, не могу найти ответ, безвыходная ситуация, тогда снова советуюсь с ней.

Говорят, что люди повенчанные будут вместе и на том свете. У вас был официальный брак, но вы не обвенчались. Не жалеете сейчас об этом?

Это такие сложные вещи… Меня мучили недавно, что я установил памятник на могиле, а там нет креста.

Вообще, конечно, я о многом жалею... Неправильно себя вел, заставлял нервничать, страдать, был грубым. Когда живешь и работаешь вместе, многих вещей не замечаешь. Если бы вернуть то время, я был бы более внимательным, запрещал бы ей делать какую-то работу, чтобы экономить силы и здоровье, но это все в прошлом.

А обручальное кольцо носите? Вообще, есть вещи, подаренные Людмилой Марковной, с которыми вы не расстаетесь?

Свое я снял, теперь два наших кольца лежат дома вместе. А ношу я перстень из белого золота с сапфиром. Оно всегда со мной. Люся подарила мне его в 1995 году, когда мы были в Нью-Йорке. Оно не дорогое, куплено в очень хорошем магазине на Пятой авеню. И нательный крестик XIX века, который она купила мне на Измайловском вернисаже в Москве в 1993 году.

Буду один - значит, буду один, не один, так не один. Все равно от этого мое отношение, память и двадцать лет, которые мы прожили с Люсей, никуда не исчезнут. Это точно навсегда!


"Свою обручалку я снял, два наших кольца лежат теперь дома вместе". Фото: donbass.ua


- Но вы допускаете, что рано или поздно снова устроите свою жизнь?

Зачем загадывать? Наверное… Не могу сказать, что нет, все, никогда. Жизнь так идет, что ты строишь планы, а потом бац - и все перевернулось. Как будет, так будет. Буду один - значит, буду один, не один, так не один. Я считаю, что это нормально. Все равно от этого мое отношение, память и двадцать лет, которые мы прожили с Люсей, никуда не исчезнут. Это точно навсегда! А все остальное - жизнь, которая чего-то требует. Очень тяжело одному заниматься, например, бытом, вести хозяйство и решать какие-то примитивные вопросы. Хотя у меня есть домработница, которая работала с нами еще при Люсе. Сейчас она стала меньше приходить, потому что за городом меньше работы. Но она со мной, помогает, убирает. И друзья меня тоже не оставляют.

Теги :

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Людмила Марковна Гурченко. Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове - умерла 30 марта 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Народная артистка СССР (1983).

Людмила Гурченко родилась в Харькове.

Отец - Марк Гаврилович Гурченко (1898-1973), родом батраков.

Мать - Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917-1999), из семьи репрессированных дворян.

Дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов - из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские. В продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве. Однако с новым режимом после 1917 не сотрудничал, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г. по п.10 ст. 58 к 3 годам высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г.

Бабушка Людмилы Марковны также была столбовой дворянкой. Оона была матерью восьми детей, домохозяйкой и управляла отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Советской властью дедушка ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков. Там её дочь и встретила Марка Гавриловича - потомственного русского крестьянина со Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и той же деревне.

Двоюродный брат - Анатолий Егорович Гурченков (р. 1941), проживает в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области.

Двоюродная сестра - Валентина, живёт в Эстонии.

Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке.

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну.

Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной Гурченко был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова девочка Люся Гурченко исполняла репертуар Марики Рёкк. После этого связалась со шпаной на рынке в оккупированном немцами во второй раз Харькове. Только чудом она не погибла в результате облав, когда в ответ на действия Красной армии и партизан гитлеровцы в душегубках убивали случайных людей - обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова.

После окончательного освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

В кино дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» - это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», - говорила впоследствии артистка в одном из своих интервью.

В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра «Карнавальная ночь» , в которой Гурченко сыграла главную роль.

Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила.

Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии "Мосфильм". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».

После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная статья» «Чечётка налево». В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы Гурченко.

По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась.

В период с 1958 по 1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да», «Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти киноленты не имели большого успеха.

Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) - фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

В 1960-е и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены» , в котором актриса сыграла главную роль - директора ткацкой фабрики.

Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Маме» (1976).

Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания.

14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью - ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы.

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего.

В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны» , в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был , к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра . В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1979 на экраны выходит картина «Пять вечеров» . В роли Тамары Васильевны - одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война - в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.

Одной из лучших работ актрисы стал фильм «Вокзал для двоих» , в котором она исполнила роль вокзальной официантки Веры Нефёдовой. За этот фильм она была признана лучшей актрисой 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих"

Также среди ролей 80-х годов полюбились зрителям ее роли в таких фильмах как Любимая женщина механика Гаврилова (Маргарита Сергеевна Соловьёва), Отпуск за свой счёт (Ада Петровна), Полёты во сне и наяву (Лариса Юрьевна Кузьмина), Любовь и голуби (Раиса Захаровна).

Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.

Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ , спела песню «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

Людмила Гурченко - День рождения

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», - говорила Гурченко.

Смерть Людмилы Гурченко

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция. Выписана 6 марта.

30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада «Скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей Сенин.

Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище.

Людмила Гурченко похоронена рядом с другими актёрами - и .

Похороны Людмилы Гурченко

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.

4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко был торжественно открыт памятник из чёрного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников).

В Харькове на школе, где училась Людмила Гурченко, установлена мемориальная доска в память о ней.

11 ноября 2015 года, за день до 80-летнего юбилея актрисы, в Москве на доме, где с 2004 по 2011 годы жила Людмила Гурченко, открыта мемориальная доска работы скульптора Юрия Хоровского (Трёхпрудный пер., 11-13, установлена со стороны Большого Козихинского пер., 28-30).

С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 в Галерее классической фотографии в Москве прошла , посвящённая 80-летию Людмилы Гурченко. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий - Аслан Ахмадов, фотограф и друг артистки.

Осенью 2015 на экраны вышел многосерийный фильм , выход которого был приурочен к 80-летию великой актрисы. Главную роль исполнила .

Рост Людмилы Гурченко: 173 сантиметра.

Личная жизнь Людмилы Гурченко:

Шесть раз была замужем.

Первый муж - (1923-1985), кинорежиссёр. Она вышла за него замуж в 18 лет. Брак продолжался чуть больше года.

Василий Сергеевич Ордынский - первый муж Людмилы Гурченко

Пятый муж - (р. 1949), музыкант и аккомпаниатор актрисы. Жили в фактическом (незарегистрированном) браке на протяжении 18 лет - с 1973-го по 1991-й годы.

Шестой муж - продюсер Сергей Михайлович Сенин (р. 1961), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка». В браке прожили в течение 1993-2011 годов.

Фильмография Людмилы Гурченко:

1956 - Дорога правды - Люся
1956 - - Лена Крылова
1956 - Сердце бьётся вновь... - Таня Балашова
1956 - Человек родился - Надя Смирнова (озвучивание)
1958 - Девушка с гитарой - Таня Федосова
1959 - Звёзды встречаются в Москве - исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом
1960 - Пойманный монах - Изабелла
1960 - Роман и Франческа - Франческа Карродини
1961 - Балтийское небо - Соня Быстрова
1961 - Гулящая - Христина Притыка
1961 - Человек ниоткуда - Лена
1963 - Укротители велосипедов - Рита Лаур
1964 - Женитьба Бальзаминова - Устенька
1965 - Рабочий посёлок - Мария Плещеева
1966 - Строится мост - Женя
1966 - Нет и да - Люся Кораблёва
1967 - Взорванный ад - Грета
1968 - Живой труп - Маша (озвучивание)
1969 - Белый взрыв - Вера Арсёнова
1969 - Москва в нотах
1970 - Мой добрый папа - Валентина Николаевна Иванова
1970 - Один из нас - Клавдия Овчарова
1970 - Эксперимент - майор милиции
1971 - Дорога на Рюбецаль - Шура Соловьёва
1971 - Корона Российской империи, или Снова неуловимые - Аграфена Заволжская
1971 - Тень Юлия - Джули
1971 - Что делать? - женщина в чёрном
1972 - Карпухин - Овсянникова
1972 - Летние сны - Галина Сахно
1972 - Табачный капитан - Ниниш
1972 - Цирк зажигает огни - Лолита
1973 - Дача - Лера («Степаныч»)
1973 - Дверь без замка - Анна Ивановна
1973 - Дети Ванюшина - Клавдия Щёткина
1973 - Старые стены - Анна Георгиевна Смирнова
1973 - Открытая книга - Глафира Сергеевна Рыбакова
1974 - Бенефис Савелия Крамарова - камео
1974 - Бенефис Сергея Мартинсона - камео
1974 - Соломенная шляпка - Клара Бокардон
1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - миссис Пирс
1975 - Дневник директора школы - Инна Сергеевна
1975 - Шаг навстречу - Валентина Степановна
1976 - Волшебный фонарь - соседка / мать / девушка с Дикого Запада
1976 - Двадцать дней без войны - Нина Николаевна
1976 - Мама - Мама-коза / тётя Маша
1976 - Небесные ласточки - Корина
1976 - Преступление - Люба, артистка
1976 - Семейная мелодрама - Валентина Барабанова
1976 - Сентиментальный роман - Мария Петриченко
1976 - Строговы - Капитолина
1977 - Вторая попытка Виктора Крохина - Люба Крохина
1977 - Обратная связь - Маргарита Илларионовна Вязникова
1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь
1978 - Красавец-мужчина - Сусанна
1978 - Острова в океане - жена Хадсона
1978 - Познавая белый свет - незнакомка
1978 - Пять вечеров - Тамара Васильевна
1978 - Сибириада - Тая Соломина
1978 - Уходя - уходи - Алиса Сулина
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - няня Ильи Обломова
1980 - Идеальный муж - Лора Чивли
1980 - мф Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) - Опечатка (озвучивание)
1980 - Особо важное задание - Эльвира Павловна Лунина
1980 - Песни войны - камео
1981 - Любимая женщина механика Гаврилова - Маргарита Сергеевна Соловьёва
1981 - Отпуск за свой счёт - Ада Петровна
1982 - Вокзал для двоих - Вера Николаевна Нефёдова
1982 - Любимые песни - камео
1983 - Магистраль - Капитолина Николаевна Гвоздёва
1982 - Полёты во сне и наяву - Лариса Юрьевна Кузьмина
1983 - Шурочка - Раиса Петерсон
1983 - Рецепт её молодости - Эмилия Марти
1985 - Аплодисменты, аплодисменты... - актриса Гончарова
1984 - Любовь и голуби - Раиса Захаровна
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте - Екатерина Ивановна Любомудрова
1987 - Мечтатели - Аполлинария Спенсер
1987 - Претендент - Кэрол
1988 - Дорога в ад - Марта Хольман
1988 - Ожог - Анна Тимофеевна Румянцева
1989 - А был ли Каротин? - Курнатова-Борджиа
1989 - Молодой человек из хорошей семьи - мать Арины
1989 - Премьера года
1990 - Моя морячка - Людмила Пашкова
1990 - Наша дача - Людмила Козлова
1990 - Нелюдь, или В раю запрещена охота - Зоя Михайловна Шерстобитова
1991 - Виват, гардемарины! - Иоганна
1990 - Имитатор - певица
1991 - Прости нас, мачеха Россия! - Наталья Фёдоровна Зимина
1991 - Сексказка - Диана
1992 - Белые одежды - Антонина Прокофьевна Туманова
1992 - Гардемарины 3 - Иоганна, мать принцессы Фике
1992 - Прощальные гастроли - Нина Владимировна
1993 - Люблю
1993 - Послушай, Феллини! - Вера
1994 - Прохиндиада 2 - Екатерина Ивановна Любомудрова
1997 - Старые песни о главном 2 - звезда / жительница двора
2000 - Старые клячи - Елизавета
2001 - Женское счастье - Маргарита
2001 - Старые песни о главном (постскриптум) - таинственная постоялица
2002 - Шукшинские рассказы (новелла «Бессовестные») - Малышева
2005 - Двенадцать стульев - Елена Боур
2004 - Если завтра в поход... - тётя Гала
2004-2005 - Осторожно, Задов! - Антонина Максимовна
2005 - УВД-2. Во власти - босс крымской мафии
2005 - Высшая мера - босс крымской мафии
2005 - Взять Тарантину - Анна Васильевна
2005 - Горыныч и Виктория - Элеонора
2006 - 1-й Скорый - Раиса Захаровна
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2007 - Первый дома - камео
2009 - Пёстрые сумерки - Анна Дмитриевна Семёнова
2010 - Марковна. Перезагрузка - камео
2011 - Легенда. Людмила Гурченко - камео

Выступала в качестве режиссёра фильма "Пёстрые сумерки" (2009, совместно с Дмитрием Коробкиным) и композитора к картинами "Моя морячка" (1990), "Люблю" (1993), "Пёстрые сумерки" (2009).

Дискография Людмилы Гурченко:

1979 - Бенефис
1980 - Музыка Советского кино
1982 - Песни войны
1984 - Любимые песни
1985 - Рецепт её молодости
1992 - Да не верится!

1994 - Люблю
1995 - Хорошее настроение
1996 - Грустная пластинка (Что знает о любви любовь...)
1997 - Песни войны
1998 - Бюро счастья (мюзикл)
2001 - Прощай, Двадцатый...
2001 - Актёр и песня. Людмила Гурченко
2002 - Мадлен, спокойно!
2004 - Жизнь как дым...
2006 - Не грусти!
2011 - Белый снег

Видеоклипы Людмилы Гурченко:

1956 - Пять минут
1969 - Мария
1997 - «Примадонна» дуэт с Аллой Пугачёвой
2001 - «Хочешь?»
2002 - Харьков
2004 - Петербург-Ленинград (дуэт с Борисом Моисеевым)
2005 - Ненавижу (дуэт с Б. Моисеевым)
2006 - Молитва (режиссёр Фёдор Бондарчук)
2008 - Маяк (дуэт с Михаилом Боярским)
2010 - Московские окна
2011 - Жду
2011 - Живем мы что-то без азарта
2011 - «Хочешь?»
2012 - Я отпускаю тебя - Филипп Киркоров (архивные кадры с Людмилой Гурченко)

Библиография Людмилы Гурченко:

1982 - Моё взрослое детство
1987 - Аплодисменты
2002 - Люся, стоп!

Театральные работы Людмилы Гурченко:

Московский театр «Современник» :

1963 - «Без креста» В. Ф. Тендряков; постановка Олега Ефремова - доярка
1963 - «В день свадьбы» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Майка
1964 - «Старшая сестра» А. М. Володин; постановка Олега Ефремова
1964 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана; постановка Олега Ефремова и Игоря Кваши - Роксана
1964 - «Всегда в продаже» В. Аксёнова; постановка Олега Ефремова - жена трубача
1965 - «Голый король» Е. Л. Шварца; постановка Олега Ефремова и М. Микаэлян - гувернантка
1966 - «Вечно живые» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Танечка

Театр-студия киноактёра :

1964 - «Красное и чёрное» В. Стендаля; постановка Сергея Герасимова - Матильда де ля Моль
1965 - «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера; постановка Давида Ливнева - Бьянка
1966 - «Дурочка» Лопе де Вега; постановка Евгения Радомысленского

Школа современной пьесы :

1991 - «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева (по «Предложению» А. П. Чехова); постановка Иосифа Райхельгауза - невеста

Театр Антона Чехова :

1993 - «Чествование» Б. Слейда; постановка Леонида Трушкина
1997 - «Недосягаемая» С. Моэма; постановка Леонида Трушкина - Каролина Эшли
1997 - «Поза эмигранта» Г. Слуцкого; постановка Леонида Трушкина - банкирша

Московский академический театр сатиры :

1995 - «После битвы поле победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского; постановка Андрея Житинкина - Инга Михалёва

ТО «ДУЭТ» :

1998 - «Бюро счастья»; постановка Андрея Житинкина - Маргарита
2001 - «Мадлен, спокойно!» В. Асланова; постановка Романа Козака - Мадлен Вердюрен
2004 - «Случайное счастье милиционера Пешкина»; постановка Андрея Житинкина - Валентина Пешкина
2007 - «Похищение Сабянинова» П. Гладилина; постановка Валерия Саркисова - Ангелина
2008 - «ПАБ» братья Пресняковы; постановка Братьев Пресняковых - Эль Джи