Молитва на освящение иконы. Вопросы священнику РПЦ: Святыни

Доброе время суток! Простите, что я в графе "вероисповедание" поставила "Не знаю", просто я в Санкт-Петербурге столкнулась с очень большой нечестностью со стороны священнослужителей, что сейчас делаю,так как рассказывала моя прабабушка моей маме, а мама мне, т.е. по Библейским заповедям, которые были рассказаны как сказка, на ночь. У меня вообще 2 вопроса.
1) Я вышиваю иконы бисером, а точнее - только одеяние у икон, лик и руки не трогаю. И делаю яйца-иконы, т.е. на деревянную болванку примеряю иконку, чтоб она подходила, и так же украшаю одеяние, этот способ я взяла у мастера, который мне дал добро и сказал, как все делается, вот только одно - когда иконку крепишь на болванку, надо делать небольшие надрезы, но чтоб лик и руки не были задеты, но вот можно ли их одеяние надрезать? И если совсем случайно надрезал, что делать (помимо молитв и прощения)? Мастер сказал: тут-же сжечь, но у меня руки-то тряслись, когда я первую работу делала, а точнее надрезы, а тут сжечь, да у меня и рука не поднимется! Просто может вообще это нельзя делать, а я делаю? Но, с другой стороны,я ведь не ради забавы, а ради своего интереса (в ручной работе) и красоты делаю, и не для продажи, а для родных и дорогих мне людей! Просто в нашем городе Батюшка даже освятить икону не взялся и ничего не сказал, не объяснил, а просто попросил его время не занимать ерундой! И бывает какой-то грубый, недоброжелательный (пример из моей семьи: у меня тетя верующая, но живет, к сожалению, не развенчанная и не расписанная, просто мужчины - одного не достать, далеко, а другой "малахольный", говорит: "Забеременей, тогда женюсь!", ну и Батюшка, чуть ли не послал, ничего не объяснив! А другой Батюшка бывает раз в месяц, но и у него времени немного, но он все объясняет - мне на него не выйти!). Просто после такого понимаешь, что и среди церковнослужителей есть волк в овечьей шкурке! И конечно начинаешь верить сам по себе, как по старинке, где-то в уголке у икон и лампадки, вкладывая всю не только по отношению к близким, но и в свои работы из бисера. Вот в основном суть вопроса в том, что можно ли мне делать яйца-иконки и сами иконы? И что делать, если вдруг подпортил, не во зло, иконку?
2) Недавно произошел очень страшный случай, после которого ни мне, ни моему отчиму до сих пор не очухаться! Просто у моего отчима убили дочку на 4-м месяце беременности, очень все смутное, до ужаса непонятное, какой-то укол, в итоге в морге даже вскрытия не делали, а просто поставили передозировку, хотя откуда они знают, чисто по одному уколу на руке! Мать у "названной сестренки" - последний алкоголик, ей все равно было, мой отчим (я его папой зову, т.к. с 3-х лет меня воспитал, поэтому я дальше просто "папа" - буду писать, а то "отчим" - как-то очень холодно звучит!) за все заплатил, но ее даже не отпели (но там же явно видно было, что это убийство, такие гематомы на руках и на ногах! Тем более, в ней ребеночек рос, и она его всеми силами берегла, т.к. первого она потеряла из-за соседки, вылившей на нее кастрюлю с кипящим супом, и она очень хотела этого второго ребеночка, т.к. сама со мной делилась!)... Ну это Бог со всем! Просто можно ли по-христиански хоронить на 2-й день (просто 3-й день попадал на воскресенье! А в воскресенье, как я знаю, не хоронят, но и на второй день - черезчур? Самое пугающее было ночью, около 3-4 часов утра в дверь раздается явный стук (я ночевала в отдельной комнате, от отца и его тети с мужем), очень четкий и настойчивый, но какой-то не такой, как живого человека, думаю: "Если папина тетя - надо, так сама откроет и войдет, ну или кто из своих!" Продолжалось минут 5, потом все замолкло, но ни шагов, ничего не было, никто не ходил! Просто люди отвергают необычное, но тогда что это было? Наутро я у всех спросила, никто этой ночью вообще не вставал, даже до уборной комнаты! Простите, что так много написала, просто это то, что "мучает" меня! И что делать до 40-ка дней, чтоб душа хоть немного успокоилась? Просто она каждую ночь приходит и не успокаивается! Просто почему к своему убийце она не приходит, а трогает людей, которые действительно очень сильно скорбят и переживают о случившемся?
Спасибо огромнейшее заранее! Буду ждать ответа!

Полина
Шлиссельбург, Ленинградская обл.
Россия
Не знаю

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.

Значит, единственное понимание акта освящения иконы — это воспринимать освящение как принятие данного образа Церковью, с тем, чтобы этим освящением удостоверить, что образ достоин (имеет нужные качества), дабы быть включенным в литургическую жизнь Церкви. А верующие действительно могут молиться перед данным образом Богу и святому, и этот образ поможет правильной молитве. При этом священник должен достаточно хорошо разбираться в подобных вопросах, для чего и существуют дисциплины «богословие иконы» или «православное иконоведение (иконология)».


"По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, - пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна."

Надпись имени святого - подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой.

Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые.

В современном православном мире существует много народных мастеров, которые умеют создавать иконы при помощи различных иконописных техник: в художественном исполнении на холсте или по дереву, из драгоценных металлов, иконы, вышитые бисером и другие. Многие из этих работ можно отнести к произведениям современной православной иконографии. Но многих христиан, которые хотят купить православную икону в интернет магазине, беспокоит вопрос о том, как освятить икону. Конечно, если православная икона , то она уже прошла обряд освящения и волноваться не о чем. Как же быть с неосвященными иконами, сделанными на заказ или приобретенными в торговых точках? Освящение икон – это очень серьезный церковный обряд. В современной церковной практике используют особый чин освящения икон: читают специальные молитвы и окропляют икону святой водой. Если православный христианин верит в силу обряда и уделяет этому таинству особое значение, то желательно, освятить икону самому в том храме, который он посещает. Это условие обязательно для освящения семейных или именных, мерных икон. Многие иконописные мастерские и интернет магазины предлагают купить православные иконы, которые уже прошли освящение. Среди предложенных вариантов освященных икон много икон, вышитых бисером. Если стоит вопрос о подарке православной иконы, то это самое лучшее решение и набор для вышивания можно купить в интернет магазине.

Как освятить икону, вышитую бисером

Существует несколько не писаных правил для тех, кто все же взялся за вышивание святых икон. Желательно, в самом начале, со всеми материалами для вышивки, посетить священника и получить его благословение перед тем, как . Во время вышивания иконы, желательно поститься. Каждый раз перед работой, надо читать молитву. Во время работы нельзя ссориться, ругаться и допускать скверные мысли. Нельзя заниматься вышивкой в церковные праздники и в воскресные дни. Работа при вышивании икон не терпит суеты, поэтому не надо спешить закончить ее. После того, как икона, вышитая бисером, уже готова, нужно обратиться к священнику за тем, чтобы освятить икону. Священник может принять решение освятить икону, вышитую бисером как церковную утварь. Не надо спорить по этому поводу, а стоит принять его решение со смирением.


Рекомендую почитать на досуге

Текст православной молитвы преподобному Аврамию Галичскому, Городецкому, Чухломскому чудотворцу

О, пречестная и священная главо, отче преблаженне авво Аврамие! Не забуди нищих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати нас, чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к небесному Царю: не премолчи за ны, вопия ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, но поминай недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, яко дана тебе бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща: аще бо и телом преста-вился еси от нас, но и по смерти убо жив сый, пребываеши неотступно от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики и с небесными силами у предстоящи, достойно веселится. Нам бо тя ведущим воистинну и по смерти яко живу ти сущу, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние и невозбранно преити от земли на небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися и небесному царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с пресвятым и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?

ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.

ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?

ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.

Благословен Бог.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Во время осуществления религиозных ритуалов, верующие, находясь перед выбранной им иконой могут выполнять множество различных действий. К их числу прежде всего следует отнести следующие: выставление свечек, поклонение, прикладывание и молитва. Их выполнение позволяет людям установить духовную связь между земным и небесным миром для того, чтобы Господь Бог смог услышать их используемое обращение, оказав всяческую помощь. Однако важно понимать, что любая существующая в храме святыня сможет произвести необычайную пользу лишь в том случае, если она будет заранее освящена.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда, главное участие в которых принимает святая вода и прочтение специальных молитв, наделяющие икону благодатью Святого Духа. Только после выполнения всех этих действий, осуществляемые священнослужителями, освященные иконы в церкви обретут высшую силу, превратившись из художественных образов в святыни.

История

В истории Древней Руси, процесс освящения икон впервые зафиксирован после колоссальных либеральных реформ, которые были проведены в русских православных церквях в середине 17 века нашей эры. С 1650 годов для получения благодати от Святого Духа, священники стали использовать специально предназначенный для данной процедуры чин.

Для некоторых святынь, существуют особые чины, текст которых отличаются друг от друга. Это характерно для следующих икон:

  • Троицы;
  • Христа;
  • Богородицы.

Сама процедура освящения может проходить в любой промежуток времени. Но чаще всего данная совокупность ритуальных действий происходит после утренней службы. А самое распространенное время, которое выделяется специально для освящения икон в церкви – это праздничные и воскресные дни.


Приобретение икон

Некоторые люди полагают, что купленные изделия с изображением Богородицы или Иисуса Христа являются изначально священными образами. И поэтому их вовсе необязательно освящать, поскольку они изначально, в виду своего происхождения являются священными. Однако, людям, которые все-таки стараются придерживаться старинных православных традиций, дополнительное Благословение батюшки лишь повысит уверенность в высшую силу иконы, освятив икону правильно согласно религиозным канонам.

Многие люди освящают иконы в домашних условиях, приглашая предварительно в свой дом священника. Те, кто подобного рода затеи остерегается, самостоятельно читают молитву и окропляют новую икону святой водой.

Важность обряда

Освящение икон имеет важное значение для православной культуры и религиозных верующих в целом.

Оно позволяет благословить художественные библейские образы, изображенные на полотне.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви. Кроме того, духовная связь с Богом становится прочной и люди оказываются услышанными.

Многие люди также совершают обряд освящение для помещения или после покупки нового автомобиля. Переезжая в новую квартиру, людей может беспокоить негативная атмосфера, вызывающая различные беспокойства. И в этом случае освящение с использованием молитвы и святой воды способна восстановить энергетический баланс дома, придав внутреннему убранству тепло, а также уютную атмосферу. Во время совершения данного церковного обряда, детям будет комфортно учить уроки в освященном помещении, а взрослым выполнять свои бытовые обязанности.

Освящение квартиры или дома лучше всего проводить в четверг.

Для выполнения этой процедуры, первым делом необходимо поставить свечки в церкви и прочитать перед ними следующую молитву:

Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из нее бесовскую мощь. Да будет так. Аминь.