Молибденовые смазки: характеристики, применение, отзывы. Выбираем дисульфидмолибденовую смазку Описание литиевых и молибденовых смазок

Молибденовые смазки считаются самыми востребованными элементами, применяемыми в различных механизмах и узлах. За счет физико-химических свойств дисульфида молибдена они предохраняют детали от чрезмерного износа, раннего старения и усталости металла и защищают трущиеся поверхности при сильных температурных и механических нагрузках.

Добывается компонент в виде руды с В дальнейшем его очищают, в результате чего он преобразуется в кристаллы темного цвета, которые, взаимодействуя с металлом, оставляют след серого оттенка с зеленым отливом. Смазывающие материалы на основе дисульфида молибдена славятся своей адгезией по отношению к металлическим поверхностям механизмов. Говоря простым языком, поверхность, подверженная трению и прямому механическому воздействию, защищена микроскопическим слоем смазки, которая, в свою очередь, предохрняет деталь от образования физических повреждений, а также способствует снижению температурных показателей в районе трения.

Характерные особенности

Смазка на молибденовой основе имеет ряд преимуществ перед иными типами.

К основным преимуществам можно отнести стабильную работу в условиях высоких экстремальных нагрузок. Также она не теряет своих качеств при критическом понижении и повышении температур, обладает антикоррозионным свойством, способствует предотвращению износа и механических повреждений. Независимо от агрессивных условий обеспечивает механизму длительный момент смазывания. Молибденовые смазки, в отличие от графитных материалов, имеют значительно более высокие обладают большей восстановительной способностью. Могут выпускаться в форме аэрозолей, пластичных смазок и масел. Применяются в различных машиностроительных отраслях. А именно в автоиндустрии, станкостроении, для увеличения срока службы сложных промышленных механизмов.

Действие материала

Из-за своей молекулярной структуры молибденовые смазки прекрасно выполняют защитные функции, при этом не препятствуют работе основной смазки. Дисульфид молибдена включает в себя один атом молибдена и пару атомов серы, взаимодействие которых с металлической поверхностью надежно крепит дисульфид к поверхностям. Характерное действие молибдена - это образование вязкого слоя смазки, толщина которого равна 5 мкм, что, в свою очередь, равняется полутора тысячам антифрикционных покрытий. В момент трения металлов частицы материала двигаются непосредственно между собой, чем препятствуют прямому контакту поверхностей деталей, а соответственно, снижают износ и перегрев.

Пластичные материалы на основе молибдена

Наилучшим образом характеристики молибдена действуют при комбинировании с иными компонентами. Например, обладает усиленными защитными свойствами и способна дополнительно защитить элементы механизмов от ударных нагрузок. Применение таких типов смазок в значительной мере увеличивает степень прочности поверхностей деталей.

Они широко применяются при обработке подшипников, шестеренчатых механизмов, для обеспечения смазки различных типов редукторов.

Смазки для дроссельных заслонок

Дроссельная заслонка предназначена для регулировки подачи топливной смеси в цилиндры двигателя, за счет изменения сечения проходного канала. В момент открытия заслонки давление в системе впуска равно атмосферному, но при закрытии заслонки давление снижается до момента образования разряжения. Размещена дроссельная заслонка между всасывающим коллектором и воздушным фильтром.

Во время работы заслонка засоряется, на ней образуются отложения от продуктов сгорания топлива.

Дополнительно этот регулирующий механизм получает механические повреждения в процессе длительной эксплуатации. Осевой люфт так называемого клапана способствует образованию в теле пропускного канала мелких канавок, в результате чего топливная смесь поступает более обедненная. Впоследствии изменяется стабильная работа мотора, особенно на холостых оборотах. Для увеличения износостойкости данного механизма и снижения степени повреждений применяется молибденовая смазка для дроссельной заслонки.

К одному из таких видов можно отнести продукцию торговой марки Molykote. Данный наносят на поверхность заслонки путем специальных технологических операций.

Положительная сторона применения

Плюсы применения смазки: снижается трение между соприкасающимися деталями, повышается герметичность, предотвращается подклинивание заслонки, плавность движения механизма дросселя, обепечивается

Вдобавок молибденовые смазки для дросселя длительное время сохраняют свои положительные свойства и устойчивы к различным агрессивным средам. Автомобилисты отмечают, что применение данного состава благоприятно сказывается на работе дроссельной заслонки и значительно продлевает срок ее эксплуатации.

Смазка Hi-Gear HG5531-312

Используется как метод обработки разнообразных механизмов, которые подвержены воздействию высоких температур и ударных нагрузок. В состав препарата входит молибден тонкодисперсный и компоненты с высоким порогом стойкости к повышенным температурам и давлению. Максимальный порог давления равен 7000 атмосфер, а максимальный температурный порог - +250 градусов.

Сульфид молибденовая смазка этой марки имеет достаточно широкий спектр применения:

  • Цепи и звездочки.
  • и механизмы.
  • Шестеренчатые механизмы открытого и закрытого типов.
  • Шкивы и тросы.
  • Валы.
  • Подшипники скольжения и качения.
  • Замки и задвижки.
  • Сцепные устройства.

Смазка обладает высокой стойкостью к агрессивным условиям. Отлично работает в условиях высокой влажности, устойчива к прямому воздействию воды. Предохраняет поверхности от образования окисей и ржавчины. Она устойчива к кислотам и солям. Параллельно используется как молибденовая смазка для ТПА в аэрозоле, так как не наносит повреждения структуре пластмассовых и резиновых изделий.

Способ применения

В использовании препарат довольно прост - достаточно прочесть инструкцию и приступать к обработке той или иной детали. Первоначально баллончик нужно встряхнуть. Затем обильно нанести смазку на деталь и дать ей немного подсохнуть.

После чего механизм или отдельный элемент можно включать в работу. Согласно отзывам, не рекомендуется смазывать узлы большим количеством вещества, так как при нагреве он орасширяется и может проникнуть через сальники наружу.

Консистентная смазка MolyWay Li 732 для подшипников

Этот продукт предназначен для смазывания подшипников скольжения и качения, а также использования в тяжелой производственной отрасли. В состав входит молибдена дисульфид. Молибденовая изготавливается из масел высокой вязкости и литиевого мыла. Дополнительно имеет в составе присадки, способствующие предотвращению образования коррозии и окисей, повышенного износа и адгезии. За счет трехпроцентного содержания молибдена в составе препарат имеет противоударные защитные свойства.

Смазка молибденовая: применение

Учитывая многочисленные отзывы, она может применяться не только для подшипников, но и для других узлов авто. Так, ее можно использовать в качестве смазки для ШРУСов. Применяется как альтернатива графитной. Достаточно хорошо себя показала при использовании как основной смазочный материал для осей наконечников и тяг, шаровых опор. Можно использовать и для смазки дверных петель и замков.

Температурный порог применения составляет от минус сорока до плюс ста двадцати градусов.

Нанесение этого средства значительно продлевает срок службы элементов механизмов транспортных средств и промышленного оборудования, а также способствует нормальной притирке новых деталей.

Преимущества MolyWay

Высокая стойкость к окислению и механическому воздействию, отличная стойкость к коррозии, способность выдерживать значительные силовые и ударные нагрузки, хорошая адгезия снижает вероятность частого нанесения смазочного материала.

Глядя на разнообразие смазочных материалов с применением молибдена дисульфида, тяжело разобраться, какой же выбрать. Поэтому первоначально нужно определиться, для какой цели он необходим.

Существует несколько типов этого препарата, которые могут быть предназначены только для определенного использования, а также универсальные смазки. Дополнительно следует обратить внимание на форму выпуска, так как множество деталей, требующих обработки, могут находиться в труднодоступных местах, поэтому и процесс смазки таковых не должен быть слишком обременительным. Не рекомендуется приобретать продукцию сомнительного происхождения, потому как это может привести к дорогостоящему ремонту.

Итак, мы выяснили, что собой представляют молибденовые смазки.

Молибденовая смазка является одним из самых распространённых смазочных материалов для промышленных агрегатов и машинных систем. И это не удивительно. Дисульфид молибдена (MoS 2) проявляет прекрасные противозадирные и противоизносные свойства, помогает предотвратить преждевременное старение металла и защитить узлы трения во время сильных механических нагрузок. Соединение молибдена и серы добывается в виде руды, затем очищается и принимает вид чёрных волокнистых кристаллов, которые при трении оставляют серо-зелёный след. Смазки с дисульфидом молибдена отличаются высокой адгезией к металлическим поверхностям. Это значит, что на поверхности детали узла трения образуется защитная микроплёнка, которая выравнивает рабочую поверхность, предотвращая образование задиров и уменьшая температуру в области трения.

Отличительные свойства смазок с добавлением дисульфида молибдена:

  • Высокая удельная прочность;
  • Химическая стабильность;
  • Температурная стойкость;
  • Низкий коэффициент трения;
  • Хорошие легирующие свойства;
  • Противозадирные качества.

ООО «НПП «МАПСОЛ» имеет в линейке своих продуктов молибденовые смазки, которые прекрасно подходят для использования в станкостроении, автомобильной промышленности при смазывании шариковых и роликовых подшипников, червячных передач и труднодоступных узлов агрегатов.

Консистентные смазки с дисульфидом молибдена под торговой маркой «МАПСОЛ» - оптимальный выбор для обслуживания агрегатов и механизмов, работающих в условиях тяжёлых нагрузок и высоких температур.

Как работает дисульфид молибдена (MoS 2)

Пластичная смазка на основе дисульфида молибдена за счёт своего молекулярного строения позволяет защищать металлические поверхности, не препятствуя циркуляции смазки в узле трения. Дисульфид молибдена состоит из одного атома молибдена и двух атомов серы, которые при взаимодействии с металлом прочно прикрепляются к его поверхности. Секрет воздействия молибдена заключается в том, что плотный слой смазочного материала образует плёнку, которая при толщине всего 5мкм может включать в себя более 1500 поверхностей скольжения. При возникновении трения соединения дисульфида молибдена начинают свободно перемещаться относительно друг друга, тем самым предотвращая непосредственный контакт металла о металл, перегрев детали и снижая нагрузку на узел.

Пластичная смазка на основе дисульфида молибдена и особенности её воздействия на узлы трения

Ещё лучше свои защитные свойства дисульфид молибдена проявляет в пластичных смазках при комбинации с другими компонентами. Так, дусульфид молибдена в составе литиевых пластичных смазок способен создавать дополнительный смазочный слой при ударных нагрузках, тем самым предотвращая высокую степень износа металла и обеспечивая эффективную защиту. Применение смазок с молибденом практически полностью устраняет риск появления задиров или заедания, значительно снижает коэффициент трения, увеличивает показатели твёрдости и прочности. Молибденовые смазки успешно используются для обработки подшипников скольжения, шестерён, клапанов, работающих в условиях высокого давления, для смазки червячных и планетарных редукторов и других механических частей.

Рассказать в соц. сетях:

Рассмотрены свойства и преимущества дисульфидмолибденовых смазок Molykote и EFELE, приведены некоторые примеры их применения.

Дисульфид молибдена – это наиболее распространенная в природе форма существования молибдена, неорганическое химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой. Химическая формула дисульфида молибдена – MoS 2 .

В природе молибден встречается только химически связанным с другими элементами в виде руды.

Из-за внешнего сходства с галенитом – сульфидом свинца – этот минерал раньше назывался «molybdos», что в переводе с греческого означает «похожий на свинец». В 1778 году шведский ученый Carl Wilhelm Scheele идентифицировал молибденит как сульфид металла, а в 1782 году Peter Jacob Hjelm выделил этот металл и назвал его молибденом.

На сегодняшний день открыты и разрабатываются крупные месторождения молибденита в горах Колорадо (США), Китае, Чили и России.

В качестве смазочного материала дисульфид молибдена нашел свое применение в 1935 году. Испытательная установка, которая была разработана для моделирования вибраций самолетов, оказалась неработоспособной – детали ее тяжелонагруженных узлов трения двигались скачкообразно. Попытки устранить проблему применением доступных в то время смазочных материалов не приносили положительных результатов. Задачу обеспечения плавного движения узлов установки решил немецкий инженер Alfred Sonntag, применив на практике сведения о свойствах молибденита, датированные еще XVIII веком. Однако, наряду с эффективным снижением коэффициента трения, дисульфид молибдена вызывал износ узлов, так как в природном минерале содержались примеси абразивного кварцита, а получить чистое вещество на существующем технологическом уровне было невозможно.

В 1940 году Sonntag основал корпорацию «Sonntag Scientific», разработавшую методы очистки молибденита от посторонних примесей и получения чистого продукта. В 1948 году им была образована компания «Alpha Molykote», ставшая первым в мире производителем дисульфид молибденовых смазочных материалов.

В начале 1970-х механизм смазочного действия дисульфида молибдена был впервые изучен методом сканирующей электронной микроскопии. В результате было установлено, что уникальные антифрикционные свойства этого твердого вещества обусловлены его анизотропной слоистой структурой и способностью заполнять впадины микронеровностей поверхности, образуя смазочный слой в виде гладкой и очень скользкой пленки. Кроме того, выяснилось, что дисульфид молибдена способен удерживаться на поверхности металлов благодаря высокой адгезии, а его коэффициент трения остается низким даже при экстремально высоких давлениях.

Введение твердых смазочных материалов в состав пластичных смазок придает им новые свойства. Образование двух смазочных слоев (пластичная смазка и твердая смазка) существенно повышает несущую способность таких продуктов. В качестве твердых смазок обычно применяют графит (графитные смазки), дисульфид молибдена (дисульфидмолибденовые или молибденовые смазки), политетрафторэтилен (PTFE или фторопластовые смазки) и другие специальные добавки.

Основное преимущество молибденовых смазок перед традиционными состоит в том, что они стабильно работают при экстремально высоких нагрузках, в условиях высоких и низких температур, эффективно предотвращают повышенный износ, фреттинг-коррозию, образование задиров, обеспечивают долговременную смазку в условиях агрессивных факторов внешней среды. Дисульфидмолибденовые смазки по сравнению с графитовыми обладают более высокими антифрикционными свойствами, имеют большую несущую способность и могут работать в условиях вакуума.

Экспериментальными исследованиями на четырехшариковой машине установлено, что дисульфид молибдена и графит проявляют синергетическое взаимодействие и усиливают положительные свойства друг друга (см. рис.1).

Рис. 1. График зависимости износа от нагрузки и содержания графита и дисульфида молибдена в смазке

Результаты эксперимента показали, что антифрикционные свойства дисульфида молибдена в любых условиях превосходят свойства графита. При определенных пропорциях взвеси этих компонентов в минеральном масле износ снижается до 6 раз по сравнению с применением чистого графита, а в некоторых условиях нагружения композиция этих твердых смазок оказывается эффективнее чистого дисульфида молибдена.

В линейке смазочных материалов Molykote и EFELE имеются пластичные смазки как с чистым дисульфидом молибдена, так и с наполнителями в виде его смеси с графитом.

Свойства и примеры применения пластичных смазок Molykote и EFELE, содержащих чистый дисульфид молибдена, приведены в нижеследующей таблице.

Описание Примеры применения
(-30...+120 °C)
Универсальная литиевая смазка с противозадирными присадками и дисульфидом молибдена. Работоспособна во влажной среде, обладает повышенной несущей способностью, отличными противоизносными и антикоррозионными свойствами.
    Узлы трения качения и скольжения оборудования в деревообработке, полимерной промышленности, металлургии и других отраслях;

    Высоконагруженные подшипники общепромышленного оборудования;

    Ходовая часть автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, работающих в тяжелых условиях эксплуатации;

    Подшипники электродвигателей и вентиляторов.

(-25…+120 °C)
Литиевая влагостойкая пластичная смазка на минеральной основе с широким диапазоном рабочих температур, для экстремально высоких нагрузок и умеренных скоростей, с высокой адгезией и антикоррозионными свойствами, для сочетаний «металл-металл». Класс консистенции по NGLI – 2…3

Передаточные механизмы: открытые и закрытые зубчатые передачи, в том числе – машин флексографической печати; грузопассажирских подъемников, нефтепромыслового и геолого-разведочного оборудования, смесителей для сыпучих и пастообразных продуктов;

Шпиндели;

Системы центральной смазки, например, заточных станков

(-40…+177 °C)
Водостойкая синтетическая (ПАО) морозо- и термостойкая пластичная смазка с загустителем на базе литиевого комплекса для долговременного смазывания высоконагруженных и высокоскоростных узлов, подверженных вибрации, с высокой адгезией, антикоррозионными и антифреттинговыми свойствами, для сочетаний «металл-металл», «металл-пластик» и металл-эластомер». Класс консистенции по NGLI – 2 Опоры качения, в том числе – опорные подшипники колес вагонеток печей обжига, игольчатые подшипники карданов неравных угловых скоростей, подшипники вулканизационных прессов, рулевых валов автомобилей, ступиц колес, прижимных валов кромкооблицовочных станков, металлообрабатывающего прокатного оборудования, машин для продольной резки гофрокартона, приводов промышленных стиральных машин, нефтепромыслового и геолого-разведочного оборудования, вытяжных систем вентиляции, центрифуг разделения жидкообразного сырья, термопластавтоматов, прессов гидравлических правильных;

Опоры скольжения, в том числе подшипники электродвигателей, транспортных машин, вытяжных систем вентиляции, центрифуг разделения жидкообразного сырья;

Направляющие скольжения;

Шпиндели;

Шарниры;

Соединения «втулка-вал», в том числе: мостовых кранов, намазывающих роликов кромкооблицовочных станков;

Валы, в том числе гидравлических правильных прессов;

Передаточные механизмы:
- открытые зубчатые передачи, в том числе: зубчатые передачи сварочных столов оборудования по переработке полимерных материалов, редукторов электроинструментов, шестерни фрезерно-гравировальных станков, пластиковые зацепления;
- цепные передачи, в том числе цепные передачи конвейеров

(-35…+130 °C)
Водостойкая литиево-цинковая пластичная смазка для долговременного смазывания высоконагруженных узлов, с широким диапазоном рабочих температур, высокими антикоррозионными и антифреттинговыми свойствами, для сочетаний «металл-металл».
Класс консистенции по NGLI – 2

Опоры качения, например, подшипники рулевого вала, ступиц колес автомобилей;

Передаточные механизмы, в том числе – реечные передачи;

Шарниры, например, пары «палец-вкладыш» в подвесках автомобилей, шарнирах рулевых тяг;

Рычажные механизмы, в том числе: рычажные приводы автомобильных поперечных рулевых тяг, рычажные механизмы автомобильных мостов и шарниров

Практически каждый автолюбитель слышал о различных присадках в двигатель, которые изменяют и улучшают свойства моторного масла, создают защитный слой на деталях, уменьшают трение и износ. Как обещают производители, после использования таких продуктов двигатель становится чище, увеличивается , происходит снижение шума во время работы мотора, снижение трения обеспечивает экономию топлива и т.д.

Отметим, что среди наиболее известных и распространенных составов отмечена молибденовая присадка в двигатель. Еще в продаже имеются и моторные масла различных брендов, которые отличаются от аналогов тем, что сразу имеют в своем составе молибден. По заверениям изготовителей такое моторное масло с молибденом является смазочной жидкостью, которая наилучшим образом защищает двигатель благодаря сбалансированному пакету присадок в комплексе с молибденовой добавкой.

Однако на практике воители разделились на два лагеря. Одни полностью довольны присадкой с молибденом и молибденовыми маслами, отмечают заявленные плюсы в виде увеличенного ресурса, снижения шума во время работы двигателя и т.д. С другой стороны, некоторые автолюбители и опытные механики настоятельно не рекомендуют использовать такие молибденовые масла и отдельные присадки с молибденом по целому ряду причин.

В этой статье мы поговорим о том, как работает присадка в двигатель молибден, какие преимущества обеспечивает использование такой добавки, а также какой вред молибден может причинить двигателю и в каких случаях.

Читайте в этой статье

Немного истории

Защитные свойства дисульфида молибдена (MoS2) известны давно. Еще во время Второй мировой войны немцы активно использовали эту добавку в масло на своей технике. Особенно такая смазка прижилась на танках.

В случае повреждений танкового двигателя и утечки масла силовой агрегат был способен некоторое время дальше работать благодаря молибденовому защитному слою. Это нередко позволяло выйти из боя и добраться до места ремонта своим ходом.

Также американские военные использовали масло с молибденом в различных агрегатах и узлах. Например, подобные смазки применялись для вертолетов во время Вьетнамской войны. Если возникала аварийная протечка масла, поврежденный агрегат продолжал работать без масла, позволяя пилоту оставаться в воздухе и выиграть время, чтобы посадить машину.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Дисульфид молибдена в составе смазки образует на металлических поверхностях деталей особый защитный слой, который снижает трение. Многочисленные опыты и практическая эксплуатация подтвердили однозначную эффективность такой добавки в различных агрегатах (редукторы, лебедки и т.д.)

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

А теперь обращаем ваше внимание на то, что для двигателей внутреннего сгорания, как правило, использование дисульфида молибдена не рекомендуется самими изготовителями ДВС, так и опытными автомеханиками. Дело в том, что масло с дисульфидом молибдена является смесью, а не химическим раствором.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа , газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Еще добавим, что уменьшить трение сегодня можно не только молибденом. Как уже было сказано, аналогичного эффекта добиваются посредством использования синтетических эфиров (эстеров). Указанные элементы также надежно «цепляются» за поверхность, в результате чего формируется тонкая и одновременно прочная защитная пленка.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически, тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Минусы использования моторных масел с молибденом на практике

Как отмечают эксперты и опытные механики, если раньше можно было говорить о какой-либо пользе, то сегодня использование молибдена не оправдано по отношению к двигателю.

Дело в том, что ранее моторные масла не имели в своем составе активного пакета моющих присадок. Однако за последние годы ситуация сильно изменилась. Продукты последних поколений содержат много кальция, щелочи и т.д.

Если просто, присадки с кальцием вступают в реакцию с молибденом, причем это происходит раньше того момента, когда молибден успеет создать защитную пленку на поверхности деталей из металла.

Результатом такой реакции становится большая по размеру молекула, а скопление таких молекул оседает на масляном фильтре, загрязняя его. Получается, добавлять в современные масла дисульфид молибдена нежелательно. Прежде всего, моющие присадки в базовом масле вступают в реакцию с добавкой и «срабатываются», затем загрязняется фильтр, далее быстро прогрессирует и общее загрязнение двигателя.

Еще стоит добавить, что использование смазок с молибденом в двигателе предполагает особые требования к интервалу регламентной замены. Другими словами, такое масло лучше менять как можно раньше. Более того, если «перекатать» на такой смазке, тогда последствия для мотора могут оказаться очень тяжелыми.

Причина заключается в том, что продуктами окисления дисульфида молибдена является окись молибдена и сера. Молибденовая окись имеет абразивные свойства, а сера вызывает коррозию. Для примера можно рассмотреть ШРУС, где молибденовые смазки используются достаточно активно.

Частой ситуацией является то, что в пыльнике ШРУСа появилась небольшая трещина и ШРУС быстро захрустел. Важно понимать, через маленькую трещину большое количество грязи попадать к узлу не может, однако элемент все равно выходит из строя. Так вот, поломка происходит не из-за грязи, а по причине того, что через трещину начинает попадать воздух.

В результате под воздействием кислорода начинает распадаться дисульфид молибдена. Также через порванный пыльник проникает и влага, вступая в реакцию с серой в составе дисульфида молибдена и образуя серную кислоту.

Получается, кислота разъедает металл, а окись молибдена, которая похожа на абразив, быстро изнашивает деталь. Несложно догадаться, что аналогичная ситуация может произойти и с двигателем, причем цена его ремонт по сравнению со стоимостью замены ШРУСа просто несопоставима.

Подведем итоги

Как видно, хотя дисульфид молибдена является отличным модификатором трения и способен выдерживать очень большие нагрузки в узлах трения, заливать молибден в двигатель не рекомендуется.

Также некоторые специалисты указывают на то, что в развитых странах изготовление масел с молибденом облагается дополнительным налогом. Если же изучить допуски автопроизводителей, указанные присадки не прошли необходимого лицензирования, так как показатели сульфатной зольности после их использования не соответствуют допустимым нормам.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что современные масла уже имеют в своем составе готовый и полностью сбалансированный пакет активных противоизносных, моющих, противозадирных, энергосберегающих и других присадок. Получается, в дополнительном использовании молибдена для двигателя нет практической необходимости.

Читайте также

Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.

  • Защитные и восстановительные присадки для двигателя: принцип действия. В каких случаях используются присадки в масло, чего ожидать после использования.
  • GunsMith 2012 01-11-2013 09:39

    Молибденовая смазка. Дисульфид молибдена (MoS2) проявляет прекрасные противозадирные и противоизносные свойства, помогает предотвратить преждевременное старение металла и защитить узлы трения во время сильных механических нагрузок. Смазки с дисульфидом молибдена отличаются высокой адгезией к металлическим поверхностям. Это значит, что на поверхности детали узла трения образуется защитная микроплёнка, которая выравнивает рабочую поверхность, предотвращая образование задиров и уменьшая температуру в области трения.
    Свойства:
    Высокая удельная прочность; Химическая стабильность; Температурная стойкость; Низкий коэффициент трения; Хорошие легирующие свойства; Противозадирные качества.
    Как работает дисульфид молибдена (MoS2)
    Пластичная смазка на основе дисульфида молибдена за счёт своего молекулярного строения позволяет защищать металлические поверхности, не препятствуя циркуляции смазки в узле трения. Дисульфид молибдена состоит из одного атома молибдена и двух атомов серы, которые при взаимодействии с металлом прочно прикрепляются к его поверхности. Секрет воздействия молибдена заключается в том, что плотный слой смазочного материала образует плёнку, которая при толщине всего 5мкм может включать в себя более 1500 поверхностей скольжения. При возникновении трения соединения дисульфида молибдена начинают свободно перемещаться относительно друг друга, тем самым предотвращая непосредственный контакт металла о металл, перегрев детали и снижая нагрузку на узел.
    Мои первые впечатления таковы: порошок серо-синеватого цвета, от порошка графита отличить очень трудно, на ощупь скользкий, сильно мажет пальцы. Смазывающие свойства превосходные, хорошо ложится (прилипает) на шершавые поверхности в частности на воронение, однако на полированный до блеска металл не пристаёт. Положительные свойства: нет запаха, одинаково хорошо работает от -60 С до +400 С, для зимней охоты незаменима, не высыхает вообще т.е. оружие может пролежать хоть 5-10 лет и будет прекрасно работать, можно смазывать магазины, гильзы и пули нарезного оружия не опасаясь осечек из-за попадания смазки в патрон, в пневматике можно смазывать цилиндры, поршни, стволы и пули не опасаясь "дизеля". Не собирает на себя пыль и мелкий мусор, как это делают жидкие масла. Отрицательные свойства пока явные: очень плохо смазывает полированные детали, очень пачкает руки - тряпкой не ототрёшь, нужно мыть, в оружии где во время выстрела пороховые газы прорываются в ствольную коробку, смазка видимо будет выдуваться.
    Мои выводы: для зимней охоты, с нарезным лучшая смазка, для пневматики думаю тоже.
    Хотелось бы узнать отзывы опытных охотников и спортсменов об этой смазке.

    imbitor 01-11-2013 11:23

    quote: Мои выводы: для зимней охоты, с нарезным лучшая смазка, для пневматики думаю тоже
    Пустое все!

    mokus 01-11-2013 15:11


    про пустых и спрос не велик - пусть сидят в своем болоте и не квакают

    GunsMith 2012 02-11-2013 09:33



    она конечно неплохая, пачкает одежду поэтому не любят, а так даже в космосе работает и у даймонд матч пули покрыты ей


    imbitor 02-11-2013 09:42

    quote: а так даже в космосе работает и у даймонд матч пули покрыты ей
    И что?
    quote: интересно как сказывается покрытие пули на баллистику?
    да никак.

    mokus 02-11-2013 10:03


    да никак.

    ну не дурак

    лучше с такой пулей человеку в бронике не встречатся

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:06

    quote: Originally posted by imbitor:

    да никак.


    А для чего делают пули оболочные, да ещё медьнят?

    Allrad 02-11-2013 10:15

    склонен думать, что пули moly coated это не более, чем маркетинговый ход. явных преимуществ в понижении трения, скорости, износа и проч. -нет.
    Далеко не все антифрикционные материалы содержан молибден.

    баллистические данные сц моли на коробке и на сайте одинаковы, по памяти. смотрел для 338лм.

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:24

    Сухие смазки графитовые, тефлоновые молибденовые распространены довольно широко в станках, автомобилях, самолетах, ракетах и т.д.. Например старые и редкие смазки ОКБ-127-5, 127-7 отличные смазки не очень распространены и известны, а созданы ещё в 40 годы.

    Shelton 02-11-2013 10:27

    Наверное, если стрелять с такой скоростью, с какой работают цилиндры в двигателе внутреннего сгорания, молибден окажет какое-то действие...

    mokus 02-11-2013 10:29

    да - трение там абсолютно одинаковое при прохождении кевлара и брони , поэтому пули типа black talon и запретили, и моторы почему-то без масла работают, и космические прибабахи тоже крутятся, если не пробовали, то не надо утверждать что это все маркетинг и прочее пустозвонство

    да - нержавеющие конструкции без него никак не собираются! факт

    mokus 02-11-2013 10:32


    Например, задубеют все прокладки, как в моторе.

    это ваш личный опыт?
    паронит дубеет?
    картон дубеет?
    а анаэробный герметик?
    последний теряет свойства от температуры со временем, но никак не от молибдена

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:35

    quote: Originally posted by Allrad:

    При его возможной выгоде, если бы преимущества его были бы очевидны, это повышало бы распространенность в повсеместном применении.


    Самые распространённые - солидол, циатим, вазелин, значит они лучшие?

    mokus 02-11-2013 10:38

    а во всех шрусах, где ваш солидол циатим литол и прочее не держится, что графитка чтоли учите матчасть

    Тартарен 02-11-2013 10:38

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:42

    quote: Originally posted by Shelton:

    В моторе от молибденовой присадки, например, могут задубеть все прокладки.



    Все кто едят огурцы 100% умирают!Это не значит, что виноваты огурцы!

    mokus 02-11-2013 10:43

    после даймонд матча вы часто видели медь

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:46

    quote: Originally posted by Тартарен:

    Как будем чистить слой моли и слой меди в стволе? А если бутерброд настреляем?


    mokus 02-11-2013 10:46



    Молибденовая смазка инертна и задубеть от неё прокладка не может.
    Все кто едят огурцы 100% умирают!Это не значит, что виноваты огурцы!

    к вам еще не приезжали, не спрашивали http://forum.guns.ru/forummisc/images?user=541483
    если приедут то вам хватит и вазелина

    порнограф 02-11-2013 10:49

    quote: да - трение там абсолютно одинаковое при прохождении кевлара и брони, поэтому пули типа black talon и запретили

    Никакой разницы нет. Пули с моли позиционируются как увеличивающие ресурс ствола. И фсе. Амеры уже наигрались. Чуда не произошло.
    quote: и моторы почему-то без масла работают, и космические

    Тоже ерунда. Моликот в маслах как раз слабо проявляет свои качества. Эффект карточной колоды как раз максимален на сухую.
    quote: не пробовали, то не надо утверждать что это все маркетинг и прочее пустозвонство

    Пробовали. Старое двигло никакое масло с моликотом не восстановит. Пули точнее не летают. Любая автосинтетика на морозе выполнит любую задачу в оружыы

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:50

    Универсальных смазок нет и не будет. Для каждой смазке своя ниша применения.
    Если мы чего то не заем, то это не значит, что этого нет.

    imbitor 02-11-2013 10:53

    Полегче на поворотах,смайлик можете себе на лоб прилепить.
    quote: А для чего делают пули оболочные, да ещё медьнят?
    Для чего понятно,только порошок здесь причем?
    quote: да - трение там абсолютно одинаковое при прохождении кевлара и брони, поэтому пули типа black talon и запретили, и моторы почему-то без масла работают, и космические прибабахи тоже крутятся, если не пробовали, то не надо утверждать что это все маркетинг и прочее пустозвонство
    да - нержавеющие конструкции без него никак не собираются! факт
    Вы бредите?Где конвенция о запрете для войны экспансивных пуль,и где дисульфид молибдена VS кевлар с брониками?Каким боком соприкасаются оружие и моторы обмазанные порошком вместе с космическими кораблями бороздящими просторы вселенной?

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:55

    .......... (Док)

    GunsMith 2012 02-11-2013 10:56

    ........... (Док)

    порнограф 02-11-2013 11:04

    quote: Originally posted by mokus:
    после даймонд матча вы часто видели медь

    Во- первых не "матч", а "лайн"
    Во - вторых - как вы увидите медь, если дудка засрана моликотом,
    И в - третьих - скорость 308 го ДЛ всего то 770 мысы. Чего бы не быть увеличенному ресурсу?

    Dr. Watson 02-11-2013 11:05

    ГансМиф - предупреждение.

    GunsMith 2012 02-11-2013 11:10



    ГансМиф - предупреждение.


    Видит бог, не я подлечею.

    GunsMith 2012 02-11-2013 11:13

    quote: Originally posted by Dr. Watson:

    Много настрелял моликоченными - ну не оказалось медяшек - разница только в чистке.


    Из чего стреляли? Как экстракция гильзы, отдача?

    Тартарен 02-11-2013 11:43

    quote: Originally posted by GunsMith 2012:

    Если, да кабы. Нужен опыт - сын ошибок трудных.

    GunsMith, широко шагаете. Если у Вас нет конкретного опыта, это не значит, что его нет у прочих. В частности, чистка бутерброда от последовательной стрельбы медью и моликотом занятие крайне муторное. При этом преимуществ у моликотовых по отношению к томпаковым пуль не выявлено.

    Grey58 02-11-2013 13:03

    quote: Теоретические умозаключения меня не интересуют. Хотелось бы услышать практиков

    quote: в частности она используется в системе вооружения ТУ-22 М4.

    Ну да... видимо у Dr. Watson и Тартарена практика не той системы

    GunsMith 2012 02-11-2013 13:19

    Применение смазки не ограничивается только смазкой пули и канала ствола.
    А тут я смотрю все очень умные и важные, ну просто не подойти.

    mokus 02-11-2013 14:30

    .......... (Док)

    порнограф 02-11-2013 14:32

    quote: Originally posted by GunsMith 2012:
    Теоретические умозаключения меня не интересуют. Хотелось бы услышать практиков, но пока внятных доводов за и против не последовало. Мне не интересна работа смазки в двигателе, пробивание бронежилета или смазка подшипников. Интересует: работа затворной группы, усм, внутренняя баллистика, отдача и грязь в стволе при использовании сухой молибденовой

    Ну дык вам говорить то, что вы хотите услышать или ваш исходный посыл - мнения? Определитесь плз. Практика показывает что моли применительно к стрельбе порожняк. Это опыт. Что еще?