В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую (внешнюю) и охватываемую (внутреннюю) поверхности соединения. Если охватывающая и охватываемая поверхности соединения являются цилиндрическими поверхностями, то соединение называется гладким цилиндрическим . Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями .
У цилиндрических соединений охватывающая поверхность называется отверстием , а охватываемая - валом . Названия «отверстие» и «вал» условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.
Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяются на три группы:
- с зазором (подвижные), при которых обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала - рис. 100, а);
- с натягом (неподвижные), при которых обеспечивается натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия - рис. 100, б);
- переходные, при которых соединения могут осуществляться как с зазором, так и с натягом (поля допусков отверстия и вала перекрываются - рис. 100, в).
Кроме допусков размера вала и отверстия, существует также допуск посадки.
Допуском посадки называется разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягами (в посадках с натягом).
В переходных посадках допуск посадки равен алгебраической разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.
Каждая посадка имеет свое наименование и условное обозначение (табл. 3).
Неподвижные посадки
Неподвижные посадки характеризуются наличием гарантированного натяга, т. е. при этих посадках наименьший натяг больше нуля. Следовательно, для получения неподвижной посадки необходимо, чтобы диаметр сопрягаемого вала был больше диаметра сопрягаемого отверстия.
Прессовые Пр3, Пр2, Пр1 посадки по стандартным натягам введены как ориентировочные. Поэтому при выборе прессовой посадки определяют допускаемые значения наибольшего и наименьшего натягов. Если натяг окажется больше допускаемого, то деталь может разрушиться, а при очень малом натяге сила трения может оказаться недостаточной и при работе произойдет смещение деталей относительно друг друга.
Прессовые соединения, как правило, являются неразъемными, так как распрессовка и запрессовка вновь ведут к нарушению посадки.
Горячая посадка (Гр) применяется в соединениях, которые никогда не должны разбираться, например бандажи железнодорожных колес, стяжные кольца и др. Для получения такой посадки деталь с отверстием нагревается до температуры 400-500° С, после чего производится насадка на вал.
Прессовая посадка (Пр) применяется для прочного соединения деталей. Эта посадка осуществляется под значительным усилием гидравлического или механического пресса или специального приспособления. Примером такой посадки может служить посадка втулок, зубчатых колес, шкивов и пр.
Легкопрессовая посадка (Пл) применяется в тех случаях, когда требуется возможно более прочное соединение, и в то же время недопустима сильная запрессовка из-за ненадежности материала или из-за опасения деформировать детали. Такая посадка осуществляется под легким давлением пресса.
Переходные посадки
Переходные посадки не гарантируют натяга или зазора, т. е. одна пара деталей, соединенных по одной из переходных посадок, может иметь натяг, а другая пара, сопряженная с такой же посадкой, -зазор. Чтобы повысить степень неподвижности деталей, соединенных с переходными посадками, применяется дополнительное крепление винтами, штифтами и т. п. Чаще всего эти посадки применяются при необходимости обеспечить соосность, т. е. совпадение осевых линий двух деталей, например вала и втулки.
Глухая посадка (Г) применяется для соединения деталей, которые при всех условиях работы должны быть связаны прочно и могут быть собраны или разобраны при значительном давлении. При таком соединении детали дополнительно крепят шпонками, стопорными винтами, например зубчатые колеса, которые вследствие износа нужно заменить, планшайбы на шпинделях токарных станков, неразрезные подшипниковые втулки, золотниковые и круглые втулки и пр. Осуществляется эта посадка сильными ударами молотка. Применяется относительно редко - при больших динамических нагрузках (сотрясение, удар, вибрации), при этом разборка узлов предусмотрена только при капитальном ремонте машин.
Тугая посадка (Т) применяется аналогично глухой посадке, но при менее прочном материале деталей или более частой сборке узлов, а также при длине втулки более 1,5 диаметра или более тонких стенках втулки. Применяется для соединения валов и осей с кулачковыми муфтами, маховичками, шкивами и рычагами; конических зубчатых колес и червячных передач, роторов электрических машин.
Напряженная посадка (Н) применяется для соединения таких деталей, которые при работе должны сохранять свое относительное положение и могут быть собраны или разобраны без значительных усилий с помощью ручного молотка или съемника. Чтобы соединенные с такой посадкой детали не проворачивались и не сдвигались, их закрепляют шпонками или стопорными винтами. Эта посадка, осуществляемая ударами молотка, применяется для соединения зубчатых колес; часто сменяющихся втулок подшипников, которые при разборке машин вынимаются; подшипников качения на валах, шкивах; сальниковых втулок, маховиков на кривошипных и иных валах, фланцах и т. п.
Плотная посадка (П) применяется для соединения таких деталей, которые собирают или разбирают вручную или при помощи деревянного молотка. С такой посадкой соединяются детали, требующие точной центровки: поршневые шпонки, эксцентрики на валах, ручных маховичках, шпинделях, сменных зубчатых колесах, установочных кольцах и т. п.
Подвижные посадки
Подвижные посадки характеризуются наличием гарантированного зазора, т. е. при этих посадках наименьший зазор больше нуля.
Скользящая посадка (С) применяется для соединения деталей, которые при наличии смазки могут перемещаться относительно друг друга от руки, но имеют точное направление.
С такой посадкой соединяются направляющие и пиноли в станках, поршневые штоки в цилиндрах, насосах, центрирующие поверхности фланцев и крышек. Но при дополнительном крепежном средстве, например шпонке, скользящая посадка превращается в неподвижную. Это осуществляется в случаях, когда требуется точное центрирование сопряженных деталей при частой сборке и разборке узлов в процессе эксплуатации машины (соединение валов со сменными колесами, со сцепными дисками или соединительными и фрикционными муфтами и др.).
Посадка движения (Д) является самой точной из подвижных посадок; она имеет малый гарантированный зазор, что создает хорошее центрирование деталей и отсутствие ударов при перемене нагрузки. При хорошей смазке посадки движения применяют для сопряжения шейки коленчатого вала с шатуном, шпинделей станков, ползунов станков, передвижных, зубчатых колес и т. д.
Наружные кольца шариковых и роликовых подшипников могут устанавливаться в корпус также с посадкой движения.
Посадка ходовая (X) применяется при соединении деталей, которые работают в основном при умеренных и постоянных скоростях и при безударной нагрузке, например вращающиеся в подшипниках валы (коленчатые, кулачковые) и др. Ходовая посадка широко распространена в тракторостроении и комбайностроении.
Легкоходовая посадка (Л) имеет относительно большие зазоры и применяется для подвижных соединений при тех же условиях, что и ходовые, но при большей длине втулки или большем количестве опор, а также при скоростях свыше 1000 об/мин. Применяется для соединения цапф валов с втулками подшипников в центробежных насосах, приводах шлифовальных станков, турбогенераторах; валов холостых шкивов и свободно вращающихся колес.
Широкоходовая посадка (Ш) является самой свободной и имеет самый большой зазор; применяется для соединения деталей, работающих с большими скоростями, при этом допускаются неточное центрирование деталей, перекосы и прогибы; при большой длине посадки; в многопарных соединениях; для соединения деталей, размеры которых меняются под влиянием температуры или работающих в неблагоприятных условиях, например загрязненность в сельскохозяйственных, дорожных и других машинах.
Посадки тепловые ходовые (ТХ) применяются для соединения деталей, работающих при высокой температуре, например в различных тепловых двигателях, когда рабочий зазор может существенно уменьшаться вследствие неодинакового теплового расширения деталей.
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСАДОК |
|
H7/h6 и H8/h7 посадки с зазором (скользящая посадка) |
Неподвижные соединения, часто подвергаемые разборке и регулированию, допускающие проворачивание или перемещение деталей (зубчатые колеса, втулки, фрезы и др.) |
посадка с зазором (скользящая посадка) |
Детали на валу, передающие крутящие моменты через штифты и щпонки, для неподвижных осей и пальцев, легко передвигающиеся детали при настройке. |
посадка с зазором |
Для грубо центрированных неподвижных соединений (крышки фланцев, корпусов арматуры, соединений для сварки, для крышек сальников в корпусах и др. |
посадка с зазором (посадка движения) |
Точные соединения, обеспечивающие герметичность при взаимном перемещении деталей, плавность и точность перемещений; для подшипников скольжения особо точных механизмов при малых нагрузках и при пост. t o (шпиндели, делительные головки, сменные втулки в кондуктрах, передвижные шестерни в коробках передач, плунжерные и гидравлические пары |
h7/f7 и F8/h6 посадки с зазором (ходовые посадки) |
Опоры вращающихся валов (частота до 150 рад/сек) при постоянной нагрузке и направлении, для опор с поступательным перемещением; разборные неподвижные соединения при невысокой точности центрирования деталей (зубчатые колеса, муфты, подшипники скольжения легких и средних машин, редукторов и др. |
H7/e8, H8/e8 и E9/h8 посадки с зазором (легкоходовые посадки) |
Большие зазоры, обеспечивающие свободное вращение при больших нагрузках и угловых скоростях (свыше 150 рад/сек), при наличии нескольких опор (станки двигатели) |
H8/d9 и H9/d9 посадки с зазором (широкоходовые посадки) |
Большие гарантированные зазоры, компенсирующие отклонение сопрягаемых поверхностей и большие температурные деформации, обеспечивают свободное перемещение деталей и легкое регулирование |
Для подвижных соединений низкой точности и для неподвижных грубо центрированных соединений |
|
Посадки с натягом |
|
H7/p6 и P7/h6 |
Минимальный гарантированный натяг, малые осевые усилия и небольшие крутящие моменты (с дополнительным креплением деталей, например, шпонки, винты, штифты); для соединений цветных цветных металлов и легких сплавов. |
H7/s6 и H7/r6 (прессовые посадки) |
Средние нагрузки без дополнительного крепления деталей (зубчатые колеса, втулки в головке шатуна компрессора и др.) |
Переходные п осадки |
|
H7/n6 и N7/h6 (глухая посадка) |
В соединении обеспечиваются только натяги (вероятность зазоров чрезвычайно мала). Посадки используются при центрировании неподвижных деталей, воспринимающих вибрации и удары. Надежность посадки гарантируется дополнительными элементами крепления (шпонки, штифты, винты и т.п.) Разбору соединения производят редко. Пример соединений: зубчатые колеса, муфты на валах, кондукторные втулки и др.). |
H7/k6 b K7/h6 (напряженная посадка) |
В соединении средний зазор близкий к нулю. Вероятность зазоров и натягов равновероятна. Вследствие погрешностей форма на длине соединения 3d зазоры не ощущаются. Применяются для точного центрирования, например, неподвижные зубчатые колеса станков, шкивы, маховики, рычаги, съемные муфты на валах и др. |
H7/J s 6 и J s 7/h6 (плотная посадка) |
Обеспечиваются зазоры (вероятность натягов мала). Из-за погрешностей формы для посадки требуется приложение усилий. Посадку назначают для легко разбираемых, неподвижных, центрирующих соединений, например, маховички на валах, стканы подшипников в корпусах. |
И вала и их обозначения на чертежах. Примеры выбора посадок . 2 2 Практические занятия 4 № 1. Нахождение величин... : 2 Основные сведения о системе допусков и посадок (ОСТ). Примеры применения посадок ЕСДП и системы ОСТ. 2 2 Самостоятельная работа...
Методические указания и задания для выполнения контрольной работы для студентов, обучающихся по заочной форме специальности 151031
Методические указанияОсновные рекомендации по выбору посадок : условия применения посадок системы отверстия и системы... --1, 10-2, 10-6? Приведите примеры их применения . Тема 1.6 Допуски и посадки... чем она вызвана? Приведите примеры посадок наружных колец подшипника в корпус...
Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения для специальности 2 36 07 01 «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» (1)
Методические рекомендацииУкажите систему и характер посадки, приведите пример применения данной посадки. Таблица 2 Размеры в мм... . 4. Обоснуйте выбор посадок по аналогии. Объясните область применения характерных посадок . 5. Раскройте сущность понятий...
Характеристика и области применения посадок по ЕСДП СЭВ
На основании исследования применяемых посадок в соединениях разных машин и рациональной замены их посадками ЕСДП СЭВ, а также анализа и обобщения литературных данных об опыте применения посадок в СССР и за рубежом получены следующие рекомендации по применению посадок.
Посадки с зазором. Посадки с зазором (см. рис. 3.4) наиболее распространены, ЕСДП СЭВ предусматривает 40 рекомендованных посадок в системе отверстия (11 из них предпочтительные) и 39 посадок в системе вала (6 из них предпочтительные).
Посадки типа H / h - самые распространенные. Они установлены во всех квалитетах, предусматривающих рекомендуемые посадки, т. е. в 4-12 квалитетах (см. табл. 3.6). Посадки называют скользящими; это самые плотные из всех свободных посадок, они обеспечивают минимальные зазоры в соединении (гарантированный наименьший зазор равен нулю). Скользящие посадки при средних значениях дают соединения с зазором, пригодные для подвижных соединений центрирующих втулок, плунжеров, направляющих штоков и т. п., работающих при малых скоростях. Их широко используют для центрирования легкоразъемных неподвижных соединений; если требования к точности центрирования невелики, передача усилий или моментов обеспечивается дополнительным креплением (штифты, шпонки и т. д.).
Посадки Н5/h4 и H6/h5 (высокой точности) применяются для особо точного центрирования, например для соединения панели с корпусом задней бабки токарного станка. В общем машиностроении применяются редко. Посадка H7/h6 применяется при высоких требованиях к центрированию часто разбираемых или регулируемых соединений. Примеры использования: сменные зубчатые колеса на валах станков, центрирующие корпуса под подшипники качения, поршневой шток в направляющих втулках, кулачки на валах, фрезы на оправках; фрикционные муфты, центрирующие выступы в гнездах. Кроме того, эту посадку иногда применяют для подвижных соединений с короткими рабочими ходами, с целью повышения точности направления вместо посадки с гарантированным зазором H7/g6.
Посадка Н8/h7 используется для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности. Обеспечивает большую легкость сборки и регулирования узла.
Посадки H8/h8, H8/h9, H9/h8, H9/h9 широко применяются для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (шкивы, муфты, зубчатые колеса и другие детали, соединяющиеся с валом при помощи шпонок; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений и т. п.); в подвижных соединениях - при медленных или редких вращательных и поступательных перемещениях (ползуны на шпонках включающих механизмов, соединительные муфты, поршни и поршневые золотники в цилиндрах).
Посадки Н10/h9, HI0/h10, H1l/h1l, H12/h12 (пониженной точности) применяются для неточных соединений, центрирования фланцев и крышек, соединения арматуры, для крышек насосов, для крышек сальников в корпусах, для звездочек тяговых цепей и цепных передач на валах, для независимых сопряжений распорных втулок с валами, для соединений под расклепку, пайку, сварку. В подвижных соединениях - для соединений роликов на валах, для посадок при большой длине сопряжения, например шпиндель-гильза шпиндельной бабки токарного автомата.
Посадки типа H / g гарантируют небольшой зазор, изменяющийся с увеличением диаметра. Это посадки свободные, обеспечивающие взаимное осевое перемещение сопряженных деталей при сохранении высокой точности центрирования; они очень чувствительны к увеличению зазора, поэтому их применяют лишь в точных квалитетах. Рекомендованных посадок в системе отверстия три: H5/g4, H6/g5 и H7/g6, последняя предпочтительная.
Посадка H6/g5 является дорогостоящей, поэтому в случаях, допускающих снижение требований к точности центрирования подвижных деталей, она заменяется посадкой H7/g6 сравнительно легкой технологической выполнимости. Применяют ее в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке); для установки сменных кондукторных втулок и заготовок на установочных пальцах приспособлений, поршней в цилиндрах (пневматических и др.), шпинделей точных станков и делительных головок в направляющих; для центрирующих соединений подвижных элементов в штампах, передвижных шестерен на валах коробок передач.
Посадки типа H / f гарантируют зазор, достаточный для вращения соединяемых деталей со средней скоростью.
Посадка H7/f7 является типичной ходовой и предназначается для подвижных соединений, когда необходимо обеспечить легкодостижимую посадку высокого качества. В системе ЕСДП СЭВ эта посадка предпочтительна. Типовые случаи применения этой посадки: подшипники скольжения для всех легких и средних машин, например подшипники в коробках передач; подшипники зубчатых колес и шкивов, свободно вращающихся на осях; подшипники центробежных насосов; коренные подшипники в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрессорах.
В других квалитетах эти посадки рекомендуются в следующих сочетаниях: H6/f6 - в подвижных соединениях: повышенными требованиями к точности центрирования. Если требования к точности центрирования снижены, то применяют посадки H8/f7, H8/f8, H8/f9, H9/f8, H9/f9, например, для направления поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирования крышек цилиндров, в подшипника скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения.
Посадки типа Н/е - свободные, могут применяться в 6, 7, 8, 9-м квалитетах в зависимости от интенсивности режима, точности центрировали я, относительной трудоемкости обработки посадочных поверхностей отверстия и вала, требуемой
долговечности.
Оптимальной посадке соответствует комбинация полей допусков Н8/е8. Она предпочтительна в ЕСДП СЭВ и применяется в качестве легкоходовой посадки, обеспечивающей легкоподвижное соединение, допускающее радиальное перемещение без значительных перепадов (например, в опорах, удаленных друг от друга), биение сопрягаемых поверхностей (например, в подшипниках многоопорных валов). Применяется также в механизмах малой точности: как в подшипниках скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения, так и в направляющих осевых перемещений, в опорах валов турбогенераторов и центробежных насосов, в подшипниках коренных шеек коленчатых валов.
Посадки пониженной точности Н8/е9, Н9/е8 и Н9/е9 применяются в подшипниках скольжения неответственных машин.
Посадки типа H / d дают легкоподвижные соединения общего применения, которые допускают радиальное перемещение и компенсируют погрешности взаимного расположения трущихся поверхностей вследствие перекоса и прогиба вала, погрешности формы в осевом и радиальном сечениях, эксцентриситетов опор и шеек вала в многоопорных конструкциях. Они используются в тех случаях, когда необходимо компенсировать погрешности сборки или температурные деформации. Точные посадки H7/d8, H8/d8 имеют ограниченное использование. Они применяются для точных соединений, работающих при значительном перепаде температур и тяжелых режимах работы, например в подшипниках турбин, валков прокатных станов и т. д.
Посадки H8/d9 и H9/d9 (предпочтительные) используются при монтаже приводных валов в подшипниках, для соединения холостых шкивов с валами и в другиханалогичных случаях.
Посадки низкой точности H10/dl0, Hll/dll применяются в случае неточных подвижных соединений.
Посадки типов Н/а, Н/Ь, Н/с характеризуются очень большими гарантированными зазорами. Применяются в основном в грубых квалитетах (11-м ий2-м), в связи с чем колебания зазоров очень велики. Они используются для грубых соединений, требующих свободной сборки, для обеспечения относительного перемещения деталей в условиях загрязнения, для компенсации погрешностей сборки и| температурных деформаций.
Посадки с натягом. Посадки с натягом (см. рис. 3.5) в цилиндрических со нениях применяются для образования неподвижных соединений без дополнительных креплений и с дополнительными креплениями шпонками, штифтами и другими средствами. Неподвижность соединения достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие деформации контактных поверхностей. Выбор посадки производится из условия, что при наименьшем натяге обеспечивается прочность соединений передача нагрузки, а при наибольшем - прочность деталей Для выбора nocaдок с натягом производится расчет и рекомендуется экспериментальная проверка, особенно в массовом производстве. Cпецифика выбора посадок с натягом для соединений деталей малых размеров, cpeдних и больших изложена в работе ,"es":["7gLPalsT2Mw","8V7lvKVk2AI","yQajosJ27aU"],"pt":["7gLPalsT2Mw"],"fr":["QW5z5iMMWaQ","28uK0Ks5YZw","HPsq6Ui0D4E","nSHJ9KC3jV0"],"it":["9eLdy414Gsc"],"bg":["oQyoEakWEOc"],"pl":["OulTvvetX0g"],"ro":["DR5MdFDtSss"],"la":["TQu6fcD1-rk"],"el":["6igOLYkeyS8","bdQST2IscHw","Awdeb-bk-ZI","srXB5_eVdlI","Umg6kWtI2P0","k8DorFTnX1c"]}