Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» прекрасна во всех отношениях. Именно здесь собрано множество проблем, которые актуальны и в современности. Автору искусно удалось изобразить не только прекрасные образы дам, живописные бои войны, мужество и героизм мужчин, но и людские пороки, те, с которыми мы сталкиваемся чуть ли не ежедневно.
Одно из важнейших мест в романе занимаю женские образы и, безусловно, Наташа Ростова, эта прекрасная девушка, юный цветок очарования и обворожительности. Именно о ней и пойдет речь в моем сочинении.
Для начала стоит отметить, что Лев Николаевич рисует Наташу в развитии, он дает читателю возможность проследить ее жизнь на протяжении длительного времени. Так для нас не укрывается то, что меняется мировоззрение, идеалы и ощущения героини.
Впервые мы сталкиваемся с Наташей, в то время, когда она была ребенком, тринадцатилетней девочкой, тогда она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”, была очень доброй и милой.
Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутреннее обаяние; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.
Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам.
Далее, на следующих страницах романа мы видим уже иную Наташу, когда она с возрастом желает быть в центре внимания и вызывать всеобщее восхищение. Мы видим, что девушка любит себя и того же ждет от остальных. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.
Стоит отметить, что один из главных героев, Пьер, говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. У нее совсем иное предназначение: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления.
Мы знаем, что в героине изначально заложен русский национальный характер, так автор проявляет свою симпатию к Наташе. Доказательством данного суждения может служить, к примеру, сцена после охоты, когда девушка с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”.
Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям. Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.
Особенно это касается поэзии Пушкина – ведь его лирике присуще столь сильное биографическое начало, что
Все этапы творчества поэта непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. И образ природы у Пушкина также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.
В раннем творчестве – в лицейский и петербургский периоды – Пушкин следовал в описании пейзажей различным традициям, идущим от классицизма, сентиментализма и романтизма. Тогда он еще не определил своей собственной позиции в отношении к природе. Поэт и не стремился к этому в то время, ведь все основные разочарования, толкнувшие его на поиски своего места в мире, своей опоры, были еще впереди. Например, традиции классицизма четко
Прослеживаются в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» 1814 года. Автор населяет мир природы божественными античными силами:
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Миневры росской храм?
Сентиментальным традициям в изображении природы Пушкин следует, например, в стихотворении «Деревня» 1819 года. Пейзаж в нем достаточно условен и составляет единый образ «пустынного уголка», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья»:
… люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
В этом стихотворении естественный и совершенный мир природы противопоставлен миру людей, не свободных от своих пороков и заблуждений:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,.. –
так говорит лирический герой, лишь на лоне природы обретающий себя.
В 1820 году Пушкин уезжает в Южную ссылку, где вдали от привычного мира и близких друзей переживает серьезный жизненный кризис. Одновременно поэт открывает для себя творчество Байрона, которое его поражает не только красотой художественных образов, но и тем, насколько романтическая поэзия оказывается созвучной переживаниям самого Пушкина. В творчестве поэта начинается новый этап – романтический период, и экзотическая природа Кавказа во всей своей красе предстает в его лирике. Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отразили внутреннее состояние Пушкина, природа – единственное, с чем он чувствует себя в гармонии. Например, в стихотворении «Узник» лирический герой, оказавшись в заточении, рвется наружу, к свободной стихии:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
А в стихотворении «Погасло дневное светило…» лирический герой просит угрюмый океан, по которому скользит корабль, отнести его к новым пределам, поручая себя его прихоти.
Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и прощаясь, клянется в верности морю:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
После приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин погружается в деревенскую жизнь: его день наполнен простыми радостями, общением с соседями и любованием русской природой. Здесь поэт проникается восхищением к ее простой красоте, которая состоит не в экзотических, неординарных пейзажах, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни. Так изображает он русскую природу в стихотворении «19 октября» 1825 г. :
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
Пушкин находит красоту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть.
Одновременно поэт стремится снять романтический ореол со многих событий в природе. Так, в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж как он есть, без приукрашивания. Без сомнения, такое изменение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, нашел свое место на тот период, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.
В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль. В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г. лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Так говорит он, но его это не удручает. Ведь таков закон жизни: один уходит, другой приходит на его место («мне время тлеть, тебе цвести»), а у «гробового входа», как и прежде, «младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».
Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:
… На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Улыбка на устах увянувших видна;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Восприятие природы Пушкиным менялось вместе с его душевным миром. У него поиски своего места, своей веры, опоры тесно переплетаются с художественными поисками, и гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.
В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.
Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
земля со всеми ее богатствами;
труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
предпринимательские способности.
В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.
Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.
С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.
Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.
Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены.
Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.
В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.
2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?
Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощущение защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться сомнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказывании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.
Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.
Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жестокость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс неполноценности.
Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотношений, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая служит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.
3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?
В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: паспорт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).
Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует обратить внимание на следующие пункты:
место работы;
трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);
дата начала работы;
срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;
условия оплаты труда;
режим рабочего времени и времени отдыха и др.
Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.
В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.
Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
· земля со всеми ее богатствами;
· труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
· капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
· предпринимательские способности.
В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.
Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.
С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.
Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.
Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены.
Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.
В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.
2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не
должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть
ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер
равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла
шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все
общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются?
Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между
родителями и детьми?
Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощущение защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться сомнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказывании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.
Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.
Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жестокость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс неполноценности.
Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотношений, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая служит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.
3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо
ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны
предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи
сываемого вами документа следует обратить особое внимание?
В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: паспорт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).
Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует обратить внимание на следующие пункты:
· место работы;
· трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);
· дата начала работы;
· срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;
· условия оплаты труда;
· режим рабочего времени и времени отдыха и др.
Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.