Конспект занятия на тему измерение. Величины, понятие, методика преподавания - конспект

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Конспект по проведению непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по математическому развитию в подготовительной группе.

«Измерение с помощью мерки»

Задачи:

Закрепление представлений о времени: последовательности дней недели, месяцев, времен года. Закрепление умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше(сначала), что позже(потом), определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закрепление понятия, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, формы, их расположения. Формирование первоначальных измерительных умений - измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки. Закрепление умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших. Закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Материалы, инструменты, оборудование:

Демонстрационный материал :

Календарь на октябрь, 1 ёмкость скрупой(в ней 6 стаканов),кастрюля из детской посуды, прозрачный стакан, столовая ложка; фишки (квадраты 10 шт); книга рецептов, костюм повара; салфетка; 6 кубиков; картонная мерка длинной 10 см, волшебная палочка(карандаш)

Раздаточный материал: фишки(кружки) –по 10 штук на каждого ребенка, картонные мерки длиной 10 см- по одной на каждого ребенка

ХОД НОД:

В верхней части доски заранее выложен ряд чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни.

I часть

Закрепление и упражнение в ориентировании во времени .

Воспитатель выясняет с детьми,какой сегодня день недели, какое число. Один из детей выделяет этот день на календаре. Все вместе определяют по календарю, какая неделя идет по порядку, сколько дней прошло с начала недели, сколько осталось до конца недели, сколько ещё недель будет в этом месяце.

Правильное обобщение числовых значений на основе счета. Закрепление понятия, что число не зависит от величины предметов, расстояния и формы, направления счета

На столе воспитателя лежат 6 кубиков- на небольшом расстоянии один от другого. Воспитатель спрашивает: « Сколько здесь кубиков?»

Дети хором: «Шесть»

Воспитатель : Как вы узнали?

Дети : Пересчитали

Воспитатель просит выйти ребенка и пересчитать вместе со всеми.

II часть

Формирование умения измерения сыпучих веществ при помощи мерки

Ёмкость с крупой, пустая кастрюля и стакан накрыты салфеткой.

Воспитатель : Ребята,сегодня повар нашего детского сада забыл дома очки, и он никак не может приготовить нам на завтрак кашу. Как нам быть?

Дети : Давайте ему поможем!

Тимур : Я могу быть сегодня поваром!(Воспитатель помогает одеть костюм повара)

Воспитатель : Я согласна с вами, но надо точно следовать рецепту.(Достает книгу рецептов и читает-рецепт)

После этого убирает кубики со стола и ставит ёмкость с крупой (важно, чтобы в ней было 6 полных, по ободок стаканов крупы).Кастрюля и стакан с меткой находятся под салфеткой).

Воспитатель :Ребята! Как можно узнать, сколько здесь крупы?

Дети : обычно отвечают- Надо посчитать.

Воспитатель : Как?

Дети высказывают предположения. Среди них «Надо взвесить»

Воспитатель : Но у нас не весов.

Воспитатель снимает салфетку (под которой стакан и кастрюля), берет стакан и спрашивает: «Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь крупы?»

Дети высказывают предположения

Воспитатель : Я покажу вам как. Мне нужны помощники.

К столу выходят два ребенка.

Воспитател ь: Нам надо договориться, надо условиться, сколько крупы мы будем насыпать в стакан.

Договариваются, что насыпать будут по метку на стакане. Воспитатель обращает внимание детей на то, что обязательно нужно следить за тем, чтобы крупы в стакане было именно столько. Чтобы не сбиться со счёта, воспитатель предлагает детям, которые сидят за столами,каждый отмеренный стакан с крупой откладывать одну фишку. Из вышедших детей (повар) будет насыпать(отмерять крупу) для каши, а второй откладывать фишки на доске. Договариваются,что фишку нужно ставить тогда, когда стакан с крупой уже пересыпан в кастрюлю.

Как условились, ребенок-повар насыпает в первый стакан крупу до отметки. Показывает наполненный стакан детям; сидящие дети и ребенок у доски- подтверждают правильность выполнения условия. После этогоповар пересыпает крупу в кастрюлю. Ребенок у доски ставит фишку на доску. Дети за столами откладывают свои фишки.

Повар наполняет второй стакан крупой.

Воспитатель : Мы так условились насыпать?

После утвердительного ответа детей повар пересыпает второй стакан в кастрюлю-дети ставят фишку.

В третий стакан (по договоренности с воспитателем) повар насыпает крупы меньше половины. Чаще всего бывает так, что дети тянутся за фишкой, чтобы её отложить. Воспитатель выясняет: Мы столько условились насыпать крупы в стакан?

Дети: Нет

Воспитатель : Что нужно сделать?

Дети : досыпать в стакан крупы до ободка.

Воспитатель вместе с поваром досыпают крупу до ободка и демонстрируют детям, что в третьем стакане крупы столько же, сколько было в первом и втором стаканах. Дети подтверждают, что все правильно. Крупу пересыпают в кастрюлю, дети ставят третью фишку.

Четвертый стакан насыпается согласно договоренности(по правилам) , и тоже пересыпается в кастрюлю.

В пятый стакан воспитатель насыпает(помогая повару) крупы с горкой, выше ободка. Дети следят, и останавливают тех, кто потянулся за фишкой.

Воспитатель : Что неправильно?

Дети объясняют, что крупы слишком много, её нужно отсыпать, чтобы было четко по ободок, то есть столько, сколько условились насыпать. Исправляется ошибка, после чего крупа пересыпается в кастрюлю, дети ставят очередную фишку.

Воспитатель (после того как вся крупа пересыпана)спрашивает:Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости?

Дети пересчитывают фишки за столами, а ребенок у доски считает их на доске.

Дети : Шесть стаканов крупы.

Воспитатель : А сколько крупы стало в кастрюле?

Дети : Шесть стаканов крупы.

Воспитатель : Что мы с вами делали?

Дети : Мы пересыпали крупу из ёмкости в катрюлю.

Воспитатель : Очень хорошо. Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали, что у нас шесть стаканов крупы.

Воспитатель : А чем мы с вами мерили, чем измеряли?

Дети : Стаканом.

Воспитатель : Мы мерили стаканом.Как его можно назвать?

Дети затрудняются, говорят: «Стакан».

Воспитатель (как бы услышав правильный ответ) говорит: Правильно, мерили стаканом. Стакан- это мерка. Стакан можно назвать меркой.

Воспитатель (показывая детям ложку) :А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить крупу?

Дети: Можно, но долго.

Воспитатель : Молодцы, конечно можно. Вы правы, нам понадобится много времени. Да и в рецепте мы с вами прочитали, что нужно шесть стаканов крупы. И мы с вами точно знаем, что мы отмерили именно нужное количество. Мы помогли повару детского сада, а теперь отдадим ему нашу кастрюлю с крупой.Я думаю, что скоро все детки нашего детского сада будут восторгаться какую вкусную кашу они будут кушать на завтрак.

III часть

Игра «Волшебная палочка »(направленана повторение состава числа 5)

Воспитатель : Теперь мы будем с вами волшебниками. Одному из вас я даю волшебную палочку (Жене). Женя называет любое число до пяти,допустим: «У меня два»,-и показывает два пальца. Обращается к соседу по парте, например: «Ваня, сколько пальцев покажешь ты, чтобы у нас вместе получилось пять?» Ваня показывает три пальца и говорит: «Три». Хором: «Два и три –вместе пять» . После этого Женя передает палочку Ване. Игровые действия повторяются. Ваня придумывает свой вариант состава пять и выбирает,к кому обратиться по имени, передать палочку. Остальные дети следят за выполнением правил игры: верно ли составлено число пять, обратился ли водящий к партнеру по имени, передал ли палочку после устроившего его ответа. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка.

Выполняется на ковре (воспитатель с детьми).

Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к

Буду всех сильнее в мире, плечам.

Буду в цирке выступать. Изобразить движения клоуна.

Бегемота поднимать. Движение руками поднимают бегемота

Мы присядем столько раз, Приседания

Сколько бабочек у нас. с изображением ба­бочек.

Раз, два, три, четыре, пять. Ходьба на месте, указательным пальцем движение,

Можно все пересчитатьпохожее на пересчет детей

Сколько в комнате углов? Показать указательным пальцем на углы с поворо­тами туловища.

Сколько ног у воробьев? Приподниматьпоочередно ноги.

Сколько пальцев на руках? Раскрыть пальцы рук, движение считаем пальцы

Сколько пальцев на ногах? Присесть, коснуться носков ног.

Сколько в садике скамеек? Удивление(не знаем)

Сколько в пятачке копеек? Ладошка открыта –показать 5 пальцев

IV часть

Измерение длины ленты с помощью мерки.

После физкультминутки воспитатель рисует на доске ленту длиной 60 см. В руках у воспитателя плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты(цвета ленты и полоски различны).

Воспитатель : Нам нужно узнать длину этой ленты. Показывает кусочек картона.

Воспитатель : Мы можем с вами условиться, договориться, что это наша мерка?

Дети соглашаются. Воспитатель просит двоих детей помочь ей измерить ленту. Один ребенок, под руководством воспитателя будет прикладывать мерку к ленте-отмечать на доске мелом, отмеренную часть ленты(отметки должны быть хорошо видны), а второй ребенок ставить фишку(на доске). В это время дети на своих местах проверяют и тоже ставят фишки. Прикладывая(вместе с первым ребенком) мерку, воспитатель обязательно проговаривает: «Мыприложили мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?» Обращается к стоящему рядом ребенку: «Отметь мелом». Только после этого второй ребенок у доски ставит фишку, а дети, сидящие за столами, также откладывают фишку.

К отмеченной на доске линии снова прикладывают мерку, а ребенок отмечает конец мерки.

Перед третьим измерением воспитатель секретно, шепотом договаривается с детьми, стоящими у доски, что первый ребенок проведет следующую линию не там, где мерка кончается, а посередине её. Что и делается. Второй ребенок берет фишку, но не ставит её, а делает вид, что хочет поставить. Большинство детей в группе обычно откладывают очередную фишку. Возникает разговор: выясняется, соответствует ли отмеченный мелом на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, что нужно отмерить этот кусочек вновь. Стоящие у доски стирают «неправильную» линию и прикладывают мерку снова.

Перед пятым измерением воспитатель снова шепотом договаривается со стоящими рядом детьми, что отметить надо не в конце мерки, а подальше. Первый ребенок отмечает, а второй делает вид, что хочет поставить фишку. Воспитатель продолжает держать мерку на ленте и спрашивает: «Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?»

Дети : Нет

Воспитатель : Что нужно сделать?

Стоящие у доски стирают линию и проводят её снова там, где закончилась мерка. Все ставят фишку. Мерка прикладывается в шестой раз. Откладывается последняя фишка.

Воспитатель : Сколько раз уложилась наша мерка?

Дети считают и говорят: «Шесть раз»

Воспитатель показывает детям стакан, ложку, кусочек картона и говорит: «Мы измерили крупу, мы измерили ленту. Стакан, ложка, кусочек картона не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом?»

Дети задумываются.

Воспитатель: Можно их назвать меркой?

Дети соглашаются.

Воспитатель : Ребята! Мы сегодня с вами помогли нашему повару, отмерить крупу для каши. Дети нашего детского сада вместе с вами будут кушать вкусную кашу. Мы теперь с вами знаем, как правильно отмерить нужное количество крупы. Мы научились с вами измерять длину ленточки, ипознакомились с новым слово МЕРКА.

Это первое занятие, которое вводит детей в новую для них ситуацию- «измерение», поэтому воспитателю не следует торопиться, подгонять детей с действиями и ответами, а необходимо поощрять разговоры детей на заданную тему, обсуждать ошибки, потому это и есть путь к пониманию.

После занятия или во второй половине дня (во время индивидуальной работы) можно показать детям ипредложить им (поупражняться) измерить картонной меркой ширину и длину парты и т.д.

Тема: «Измерение длины»

Задачи:

1. Дать представление о числе как результате измерения длины.

Упорядочивать предметы по количеству, размеру;

Определять свое местонахождение среди объектов окружения.

3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

Демонстрационный материал : 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.

Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).

Жили два веселых гнома,

Вот их два чудесных дома.

И тропинки к ним ведут,

Гномики домой идут.

Но один идет хохочет —

Его тропинка чуть короче.

А другой не унывает,

Что по длинной он шагает.

— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?

Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.

— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)

— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.

Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.

— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)

— Теперь измерим другую тропинку.

Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)

— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.

Сахар гномики купили,

Целый день его делили.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).

— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.

Гномики игрушки взяли,

Их, конечно, не убрали.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.

— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.

Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.

— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:

У кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;

У кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была

сзади вас;

У кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Организация: ГБОУ СОШ № 74

Населенный пункт: г. Москва

Задачи: Совершенствовать умение измерять величину с помощью условной мерки. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Материалы: кукла, куски ткани: розовый 4*24см, желтый 9*18см; кусок мела; мерка 4*6 см и 3*18см, цифры от 1 до 20, кусок мела, фишки.

Ход занятия:

Организация детей

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть,

Сравнивать и измерять,

На вопросы отвечать!

Повторение числового ряда.

Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Цифры). Давайте вместе сосчитаем от 1 до 20. А теперь обратно от 20 до 1.

Объяснение темы занятия.

Ребята, нам необходимо сшить платье для куклы Даши. Для пошива платья необходим материал. Мы будем использовать материал разного цвета: розового и желтого. Для того, чтобы сшить красивое платье ткань нужно отмерить.

Сегодня мы с вами будем измерять ткань с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат куски ткани. Точно такие же у меня в руках. Я предлагаю вам сравнить ваши куски. У всех ли они одинаковые?

Ребята, обратите внимание на доску. Сегодня я покажу вам способ измерения куска ткани меркой. Приложим мерку так, чтобы края мерки и куска ткани совпадали, с помощью мела проводим линию по краю мерки и откладываем одну фишку. Далее прикладываем мерку уже к линии отмеченной на ткани. А теперь я предлагаю вам самостоятельно измерить ваши куски ткани, не забывайте о том, что измерение начинается с края куска ткани.

Но, а сейчас настало время отдыха.

Физкультминутка.

Это легкая забава-

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно-

Там стена, а там окно. Повороты туловища вправо и влево.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видно уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. Приседания.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. Ходьба на месте.

Теперь давайте сосчитаем сколько фишек у вас получилось. Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в полоски? (6 раз).

Сейчас мы измеряли розовый кусок ткани по длине. А теперь давайте измерим желтый кусок ткани по ширине с помощью другой мерки используя такой же способ измерения.

Самостоятельная работа детей.

Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в куске ткани? (3 раза).

Молодцы! Итак длина розовой ткани 6 мерок, а ширина желтой ткани 3 мерки. Теперь мы сможем пошить кукле красивое платье, и ткани нам точно хватит.

Екатерина Гончарова
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Измерение длины»

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему :

«Измерение длины »

Цель : Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины , формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков ;

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Развивающие :

Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывающие :

Воспитывать интерес к математике , развивать навыки сотрудничества.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : белая полоска бумаги длиной 40 см , полоски-мерки : красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация : попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка) ; модель сантиметра; линейка.

Раздаточный : белая полоска бумаги длиной 20 см , полоски-мерки : красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики . В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны .

2. Мотивационная игра

А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

В.: Что вы заметили?

Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.

В.: Почему так получилось?

Д.: Шаги были разными : чем больше шаги, тем меньше число шагов.

Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см , красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.

В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?

Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения .

3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода

Работа в тетради

№ 1, стр. 12.

Какими еще мерками можно измерять длины отрезков ? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)

Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей ? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)

Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела - они всегда одинаковые.

Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.

Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.

Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски , высоту шкафа.

Дети измеряют метром два – три расстояния.

Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)

А какой меркой удобно измерить дорожку , по которой ползет улитка?

(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)

Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок . (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).

Физкультминутка «Зарядка»

Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте

И выходим на разминку Финиш - метров через двести!

На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,

На зарядку становись! 1-2, 1 - 2!

Хватит, хватит! Прибежали

Потянулись, подышали!

4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

1) № 2, стр. 12.

В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный , а какой – самый короткий? Как доказать?

Дети измеряют линейкой длину отрезков , проговаривая вслух, как ее надо приложить.

Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.

2) № 3, стр. 12.

На доске многоугольник, составленный из полосочек.

В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?

Ответы детей.

Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.

Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.

3) № 4, стр. 12.

В.: Измерьте длину большого отрезка . Напишите в окошке результат измерения . (5 см.)

В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?

Ответы детей.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся» )

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) .

5. Повторение и развивающие задания

1) № 5, стр. 13.

В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?

Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.

В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.

2) № 6, стр. 13.

В.: Что нужно сделать в этом задании?

Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.

6. Рефлексия

Как измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)

Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)

Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)

Задачи по образовательным областям:

  • "Познание": закрепить понятие "мерка", закрепить умение детей измерять сыпучие вещества; следить за полнотой мерки; развивать логику; закрепить знания о жизни птиц в холодное время; закрепить знания о воробье; закрепить знания о почтовом адресе.
  • "Физическая культура": познакомить детей с новой физкультминуткой; снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.
  • "Социализация": формировать умение работать в мини-группе, распределять роли и обязанности в ней, умение выслушивать товарищей, не перебивать их; формировать умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к птицам; чувство сострадания к ним.
  • "Чтение художественной литературы": познакомить со стихотворением поэта Анатолия Гришина "Воробей".
  • "Музыка": развивать чувство прекрасного; создать эмоциональный положительный настрой; учить внимательно слушать звуки природы.
  • "Труд": разместить корм на участке.
  • "Коммуникация": развитие речемыслительной деятельности; совершенствование коммуникативных умений.

Ход занятия

С ребятами организовать круг, проговорить закличку и повторить правила поведения;

В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И на стульчики пройдём.

Разминка.

Ребята,я сегодня пришла самая первая в группу, и увидела, что к нам пришло письмо. (Обсудить с детьми, где располагается на конверте информация о том, кто отправляет и куда отправляет. Что такое индекс).

(Воспитатель читает письмо: "Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы "Почемучки". Пишет Вам из далекого Цветочного города ваш друг Незнайка. Вы уже не один раз выручали меня, помогите, пожалуйста, мне и на этот раз. Знайка решил заняться моим обучением и задал мне задачки. Я со всеми справился, кроме одной задачки. Без Вашей помощи, дорогие друзья, мне никак не справиться. Мне очень хочется показать Знайке, что я готов учиться и не лениться.").

Пишет Незнайка, он просит помочь нам решить его задачку, иначе он не сможет порадовать друга Знайку своим усердием и смекалкой. Надо ему помочь. Вот и задачка. Я задачу уже прочитала утром и предлагаю решить её с помощью моделирования.

Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в желтом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Решаем с помощью наглядного моделирования. Оранжевый кружок - жираф, зелёный - крокодил, коричневый - бегемот. Красный, желтый и синий квадраты - домики. На доске магнитной решить эту задачку. Можно вызвать желающего.)

Молодцы! Мы с вами помогли Незнайке, а теперь решение надо отправить Незнайке. Как?

(предположительный ответ детей. Нашли решение: наклеить ответ на бумагу и отравить обратным письмом. Обсудить с детьми адрес отправки и адрес отправителя. Запомнить адрес нашего детского сада. Потренироваться ещё раз определить на конверте место "куда" отправляем, "кому" отправляем. На примере собственного адреса).

Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

(Предположительный ответ детей.)

Давайте я дам вам подсказку. (Включается звуки пения птиц)

(Дети дают ответ - птичка).

А чтобы узнать какая птичка пришла к нам в гости, послушайте загадку:

Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайся поскорей -
Всех торопит: (воробей).

Воробей прилетел к нам не просто так!! У него есть просьба.

(к доске прикрепляется изображение воробья)

Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.

Что для этого надо сделать?

(предполагаемый ответ детей).

Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.

(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)

Сколько всего получилось ложек?

(Ответы детей).

А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если честь, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)

Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?

(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)

Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпим угощение в неё.

Но сначала, немного отдохнём.

(Физкультминутка)

Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом и горохом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение. Кроме этого, обратите внимание на карточки. Они двух видов.

Одни - цветные, обозначающие крупу. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый - рис, а оранжевый горох.

Другие - картинки с изображением мерок: чайной ложки, столовой ложки и мерной ложки. Ваша задача - не просто приготовить угощение, а приготовить по своему рецепту.

С помощью карточек "фиксируйте" свой рецепт в альбоме, с помощью клея. Например, если вы в угощение положили 2 чайных ложки гречки, то в альбом влейте 2 карточки с изображением чайных ложек и карточку коричневого цвета. (Показать пример своего рецепта)

А теперь делимся на группы по желанию и готовим угощение.

(Дети разбиваются на группы, работают сообща над угощением и рецептами).

Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске) Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое разнообразное будет меню у птиц! Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)

А на вечерней прогулке мы не забудем высыпать угощение в кормушку. А напоследок, предлагаю вам закрыть глазки и прослушать пение птиц.