Конспект нод по обучению грамоте. Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе, Ермолина Е.Ю

МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова»

Детский сад № 2 «Незабудка»

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений

по развитию мелкой моторики руки в старшей группе.

Тема: «Путешествие в лесную школу».

2015г.

Цель: формирование грамматического строя речи и развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятие слово, слог, предложение;

Упражнять в делении слова на слоги;

Закрепить умение в составлении слов из слогов;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Совершенствовать умения детей в составлении предложений.

Развивающие: развивать внимание, творческую активность детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать других детей.

Демонстрационный материал: картинка Мудрой Совы, картина с изображением леса, волшебный сундучок, предметные картинки, массажный мячик, три домика на доске, аудиозапись «Два весёлых гуся».

Раздаточный материал: счётные палочки, шестигранные карандаши, цветные карандаши, смятые трафареты совят.

Ход НОД.

Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, давайте познакомимся с нашими гостями и назовем свои имена. Послушайте, как я это сделаю. «Меня зовут Е-ле-на (ударяя ладошкой по бубну три раза). В моем имени три слога». Дети по очереди называют свои имена по слогам и стучат ладошкой по бубну.

Вводная часть. Мне ладони покажите правую и левую!

В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.

Разожмите… рассмотрите.…И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?

(дети отвечают)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.

Мы отправляемся в увлекательное путешествие, и наши руки очень пригодятся. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло -

Летит спать в дупло.

Правильно ребята, это сова. Это не простая сова, это Мудрая Сова, учительница лесной школы. А вот и школа Мудрой Совы. Но чтобы пройти к ней, нам нужно перейти через мост, который находится в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением леса.

Через мост пройдёт тот, кто ответит на вопрос: «Лес, какой?» (дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный…)

Молодцы, вы справились с заданием, проходим в лесную школу, садимся за столы.

Основная часть.

Ребята, у Мудрой Совы есть волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок».

Открывает сундучок. - Да здесь, ребята, задания для вас от Мудрой Совы. Справитесь с ними? Тогда начнем.

Первое задание-загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым

Оно может быть тихим, может быть громким.

Его можно сказать, а можно взять и написать. Что это?

Правильно, это слово. Какие бывают слова? (Длинные и короткие) А как узнать? (Надо измерить).

Упражнение «Измерение слов».

Сейчас проверим, много ли вы знаете слов? Я буду показывать картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек.

Показ предметных картинок, «измерение» названного слова руками.

А теперь слова будем преобразовывать.

Игра «Назови ласково» с массажным мячиком (катаем между ладоней).

Комок массажный ты поймай,

Да словечко приласкай.

Зима – зимушка, метель – метелица, снег – снежок, лед - ледок, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, санки – саночки, мороз – морозец, комок – комочек…

Второе задание Мудрой Совы: Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова? (Слогами)

Измерить длиннющее слово - да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать,

Хлопать в ладоши пора начинать!

Игра «Подели слова на слоги» (с помощью хлопков)

Мяч, школа, игра, корова, бабочка, луна, туча, малина, карандаш, кот, дом.… Сколько слогов?

Игровое упражнение «Где какое слово живёт?».

Мудрая Сова просит вас расселить слова по домикам.

Воспитатель показывает предметную картинку, дети делят слово на слоги и определяют, в какой домик его поселить (с одним, двумя или тремя окошками).

А могут ли односложные слова жить в другом домике? Измените слово так, чтобы получилось два, три слога: кот – котик – котенок, дом – домик – домище.

Физминутка: «Спой и покажи». (Аудиозапись песенки «Два веселых гуся»).

Жили у бабуси (Надеваем воображаемый платочек на голову)

Два веселых гуся. (Руки – «гуси» движутся навстречу друг другу, пальцы – в положении «клювиков».)

Один серый, другой белый,

(Раскрываем – закрываем правую ладонь-«клювик», затем – левую ладонь-«клювик».)

Два веселых гуся! (Руки – «гуси» танцуют.)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки. («Моем» руки.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони – «клювики.)

Спрятались в канавке! (Опускаем обе кисти вниз)

Вот кричит бабуся: (Сложили ладони рупором.)

«Ой, пропали гуси!» (Беремся обеими руками за голову и качаем ею.)

Гуси мои, гуси! (Одновременно раскрываем-закрываем обе ладони.)

Выходили гуси, (Делаем шаг вперед.)

Кланялись бабусе! (Кланяемся, руки протягиваем вперед, опуская кисти рук - «клювики» вниз.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони- «клювики».)

Два веселых гуся! (Руки-«гуси» танцуют.)

Третье задание: - Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)

Составьте предложения по картине. (Графическое изображение предложений на доске воспитателем и с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально на столе)

Игровое упражнение «Продолжи и передай» с массажным мячиком (сжимаем в ладошке поочередно)

Опорные фразы: Мама сшила… Папа привез… Девочка читает… Маша нарисовала… Дети делают… Дует холодный… Птицы улетают… Солнце светит… Мама купила…

Четвёртое задание: Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»

Мудрая Сова просит вас помочь её совятам. Они попали под дождь, их пёрышки намокли и потеряли цвет. Давайте им поможем.

Воспитатель предлагает разгладить смятые трафареты совят из альбомной бумаги, обвести их и раскрасить.

Но, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с цветными карандашами.

Игра «Помощники»

Вот помощники мои, Показать карандаши

Их как хочешь, поверти. Крутят, взяв их посередине тремя пальцами

По дороге ровной, гладкой Прокатить по столу вперед, назад

Они скачут как лошадки. Поочерёдно отстукивать карандашами об стол

Скок, скок, Ударить карандашом о карандаш (2р)

Чок, чок. Одновременно карандаши «скачут» вправо, влево

Поскакали Карандаши ударяют по столу одновременно

И молчок. Соединить «шляпки» карандашей

Воспитатель: Молодцы, ребята, Мудрой Сове очень понравилось, как вы выполняли задания, и помогли совятам, и она приглашает вас продолжить обучение в её лесной школе.

Итог. - Вот и закончилось наше путешествие в лесную школу. Вам понравилось? Что было самым интересным для вас? Чему вас научила Мудрая Сова? Спасибо.

Литература:

    Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. О.М. Ельцова. СПб.: издательство «Детство-пресс», 2011.

    Интернет-источники.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе

Образовательная область – речевое развитие

ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».

Продолжительность занятия 30 мин.

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные : Совершенствовать умение:

В звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

В составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

В графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

В подборе родственных слов,

По составлению слов по начальному слогу.

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Развивающие : Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках .

Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание "Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом(домовой, придомовая, домашний, домработница)

Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был...Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?(ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят(хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная .

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

Слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)

№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".

3.Рефлексивный этап:

Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

  1. Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
  2. Выставка рисунков
  3. Чтение художественной литературы

Наталья Шех
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа )

Тема : «Грамотеи » .

Цель : закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте .

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать память и внимание;

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование :

Телеграмма ; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал : кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка » .

(Дети садятся за столы) .

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка » , получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка » . Попробуем пройти испытания?

Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки» .

Для начала отгадаем загадки :

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук) .

Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику) .

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква) .

А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим) .

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог) .

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово) .

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение) .

Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный» .

Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей) .

Игра «Найди звук» .

На доске картинки : робот, рыба, барабан, помидор.

Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова) .

На доске картинки : лампа, слон, кресло, пенал.

Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л» ).

А теперь нам нужно определить его место в слове.

Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова :

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание) .

Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

Ребята, отгадайте загадку :

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА» ).

4 задание «Раздели слово на слоги» .

Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов) .

Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов) .

Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей) .

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем) .

Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад) .

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны) .

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте) .

Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение» .

Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей : «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы) .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение» . Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки : рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб) .

Хорошо, и с этим заданием вы справились.

Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК) .

6 задание «Восстанови буквы»

Ребята, в стране «Грамотейка » произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква) .

Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями» .

Рефлексия.

Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка » рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные : радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов) .

Конспект

НОД по обучению грамоте

в старшей группе (Образовательная область "Познание")

Задачи : освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «Лук»,

построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца»,

закрепление умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности,

развитие фонематического слуха.

Ход занятия : 1 ч. – Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?

Школа находится на поляне. Чтобы пройти туда по мостику, нужно правильно назвать братца звука. Я называю большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Дети по очереди подходят к мостику, воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь , к –кь, с – сь, в – вь ). Когда пройдет половина детей – задание меняется, воспитатель называет мягкий согласный, а дети твердый.

Дети проходят к столам, на фланелеграфе изображение Мудрой Совы.

2 ч. Звуковой анализ слова

Задание Мудрой Совы. Нужно отгадать загадку и отгадку разобрать, т. е. узнать, какие звуки живут в слове. А загадка такая:

«Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка –

Плакать и без горюшка».

Правильно, это лук. Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки.

Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Правильно, под картинкой три клеточки, значит в слове три звука.

Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)

А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звук ом). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук – Л, в первом доме живет звук «Л», Полина, поставь его в первый домик. Произнесите звук «Л», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам.

Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк .(Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «У». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука ). Во втором доме живет звук «У». Какой звук живет во втором домике? Попробуем произнести его – У - У -У. Мешает ли что – либо произносить нам этот звук?

Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, Полина, звук «У» во второй домик.

А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. Поставим его в третий домик.

3 ч. А теперь поиграем в игру «Живые звуки».

Детям раздается карточки,где слово поделено на три части в каждой части – звук.

На слово «звуки поссорились» -вы разбегаетесь, на слово «звуки помирились» каждый находит свою часть картинки и тем самым составляет слово.

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук в слове….!

Физкультминутка

В Лесной школе минутка здоровья

Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

4 ч. – Ребята, в дупле дуба, где живет Мудрая Сова, находится волшебный сундучок. (Достает его и показывает детям).

Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова


Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок. (Дети повторяют).

(дети повторяют с усилением звука)

Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку ). Из этих картинок мы будем строить пирамиду. Наверху – слова -картинки, в названии которых 1 слог, в середине – слова из двух слогов, а внизу – из трёх слогов. Как мы узнаем, сколько в слове слогов? Про себя проговорите или пролохлопайте слово. А теперь выходите ко мне. (Дети определяют свои картинки на пирамиде).

Игра «Составим пирамидку из слов»

5ч. Тетушка Сова предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ (сы)

БЕРЁ(ЗЫ) ,

АНАНА(СЫ)

6ч. Заключительная.

Обратно мы так же вернемся по мостик

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Чему мы научились?

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать память и внимание.

    Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

(А чем буква отличается от звука ?)

    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей : Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

В небе летит…..

В парке растут…..

В комнате стоит…..

У Маши воздушный….

Рыбаки поймали ……

Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.