Коленопреклоненные молитвы василия великого на троицу. Что такое коленопреклоненная молитва

МОЛИТВЫ ЧИТАЕМЫЕ НА ТРОИЦУ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ


«После Литургии в день Св. Троицы (тоже называется Пятидесятницей, или Сошествием Св. Духа на апостолов) совершается Вечерня по обычному плану. На этой Вечерни читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы Св. Василием Великим (329-379 гг.).
В 1-й молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Во 2-й молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.
В 3-й молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне». (Н. Р. Антонов: Храм Божий и Церковныя Службы, 1912 г., С. Пб., стр. 208).

    1.1 - Первая молитва

  1. Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме,
    неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи,
    един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном:
    сотворивый ибо и землю и море, и вся созданная на них,
    прежде еже просити, всем прошения подаваяй,
  2. Тебе молимся, и Тебе просим, Владыко человеколюбче,
    Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
    нас ради человеков, и нашего ради спасения, сшедшего с небес,
    и воплотившагося от Духа Святаго
    и Марии Приснодевы, и преславныя Богородицы:
  3. иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя,
    егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание
    смиренным, и грешным, и недостойным рабом Твоим,
    мольбы приносити Тебе, в выи и колен преклонениих,
    о своих гресех, и о людских неведениих,
  4. Сам многомилостиве и человеколюбче, услыши ны,
    воньже аще день призовем Тя,
    изрядне же в день сей пятдесятный,
    воньже по вознесению Господа нашего Иисуса Христа на небеса,
    и седении одесную Тебе Бога и Отца,
  5. ниспосла Святаго Духа на святыя своя ученики и апостолы,
    иже и седе на едином коегождо их,
    и исполнишася вси неистощимыя благодати Его,
    и глаголаше языки иными величия Твоя,
    и прорекоша.
  6. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас,
    и помяни нас смиренных и осужденных,
    и возврати пленение душ наших,
    Твое милование имея о нас молящееся.
  7. Прими нас припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом,
    к Тебе привержены есмы от утробы, от чрева матере нашея,
    Ты еси Бог наш.
  8. Но яко исчезоша в суете дние наши,
    обнажихомся Твоея помощи,
    лишихомся всякаго ответа,
    по дерзающе на щедроты Твоя, зовем:
  9. Грехи юности нашея и неведения не помяни,
    и от тайных наших очисти нас,
    и не отрини нас во время старости,
    внегда оскудети крепости нашей:
  10. Не остави нас,
    прежде даже нам в землю не возвратитися.
    сподоби к Тебе возвратитися,
    и вонми нам благоприятием и благодатию.
  11. Возмери беззакония наша щедротами Твоими,
    сопротив постави бездну щедрот Твоих
    множеству согрешений наших.
  12. Призри с высоты святыя Твоея Господи,
    на предстоящыя люди Твоя.
    И чающыя еже от Тебе богатыя милости.
    Посети нас благостию Твоею,
    избави нас от насильства диаволя:
    утверди живот наш святыми Твоими и священными законы.
  13. Ангела, верна хранителя пристави людям Твоим,
    всех собери в Твое Царствие.
    Даждь прощение уповающым на Тя: остави им и нам грехи.
    Очисти нас действом святаго Твоего Духа:
    разруши яже на нас козни вражия.

    1.2 - К первой молитве присоединяется еще эта

  14. Благословен еси Господи Владыко Вседержителю,
    просветивый день светом солнечным,
    и нощь уяснивый зарями огненными,
    долготу дневную преити нам сподобивый,
    и приближитися начатком нощи:
    услыши моления наша, и всех людей Твоих,
  15. и всем нам прости вольныя и невольныя грехи.
    Приими вечерняя наша моления,
    и низпосли множество милости Твоея,
    и щедроты Твоя на достояние Твое.
  16. Остени нас святыми ангелы Твоими,
    вооружи нас оружием правды Твоея,
    огради нас истиною Твоею,
    соблюди нас силою Твоею,
    избави нас от всякаго обстояния,
    всякаго навета сопротиволежащаго.
  17. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию,
    совершен, свят, мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен,
    и вся дни живота нашего:
    молитвами святыя, Богородицы,
    и всех святых от века Тебе благоугодивших.

    2.1 - Вторая молитва

  1. Господи Иисусе Христе Боже наш,
    мир Твой подавый человеком,
    и пресвятаго Духа дар,
    еще в житий и с нами сый,
    в наследие неотемлемое верным присно подаваяй:
  2. явленнейше же сию благодать Твоим учеником
    и апостолом днесь низпославый,
    и сих устне огненными утвердивый языки:
  3. имиже весь род человеческий
    боговедение своим языком в слух уха приимше,
    светом духа просветихомся,
    и прелести якоже тьмы изменихомся,
    и чувственных и огненных язык раздаянием,
    и преестественным действом,
    еже в Тя веры научихомся,
    и Тебе благословити со Отцем и Святым Духом,
    во едином Божестве, и силе, и власти узарихомся.
  4. Ты убо Очее сияние,
    существа и естества его неизменное и недвижимое начертание,
    источниче премудрости и благодати:
    отверзи и мне грешному устне, и научи мя,
    како достоит, и о ихже потреба молитися:
    Ты бо еси ведый многое грехов моих множество,
    но Твое благоутробие победит сих безмерное.
  5. Се бо страхом предстою Ти,
    в пучину милости Твоея отчаяние души моея поверг:
    окорми живот мой словом
    всю тварь неизреченною премудрости силою управляяй,
    тихое обуреваемых пристанище,
    и скажи ми путь, воньже пойду.
  6. Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением,
    дух разума безумию моему даруяй,
    духом страха Твоего моя осени дела,
    и дух правый обнови в утробе моей,
    и духом владычним мыслей моих поползновение утверди:
  7. да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляемь,
    сподоблюся творити заповеди Твоя,
    и Твое присно памятствовати славное пришествие,
    и истязательное содеянных нами.
  8. И да не презриши мя тленными сопрельщатися мира сего красными,
    но будущих восприятия желати укрепи сокровищ.
  9. Ты бо рекл еси Владыко:
    яко елика аще кто просит о Твоем имени,
    невозбранно приемлет от Твоего присносущнаго Бога и Отца,
    темже и аз грешный в пришествии святаго Твоего Духа,
    Твою молю благость, елика просих, воздаждь ми во спасение.
  10. Ей Господи, всякаго благодеяния богатый дателю, и подателю благий,
    яко Ты еси подаваяй преизобильно ихже просим:
    Ты еси сострадателен и милостивый,
    иже безгрешно быв плоти нашея общник,
    и приклоняющым к Тебе колена,
    приклоняяйся любоблагоутробне,
    очищение же быв грехов наших.
  11. Даждь убо Господи, людем Твоим щедроты Твоя:
    услыши нас с небесе святаго Твоего:
    освети нас силою спасительныя десницы Твоея:
    покрый нас кровом крилу Твоею,
    да не призриши дел руку Твоею.
  12. Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим.
    Не вемы кланятися Богу чуждему,
    ниже простирати руки наша Владыко, к Богу иному.
  13. Остави нам согрешения, и приим наша коленопоклонная моления,
    простри всем нам руку помощи,
    приими молитву всех яко кадило приятное,
    восприемлемое пред Твоим преблагим царством.

    2.2 - К второй молитве присоединяется еще эта

  14. Господи, Господи,
    избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни:
    Избави нас от всякия вещи во тьме преходящия:
    Приими жертву вечернюю рук наших воздеяния.
  15. Сподоби же нас и нощное поприще
    без порока прейти неискушены от злых:
    И избави нас от всякаго смущения и боязни,
    яже от диавола нам прибывающия.
  16. Даруй душам нашим умиление,
    и помыслом нашим попечение,
    еже на страшнем праведнем Твоем суде испытания.
  17. Пригвозди страху Твоему плоти нашя,
    и умертви уды наша сущыя на земли:
    Да и сонным безмолвием просветимся,
    зрением судеб Твоих.
  18. Отими же от нас всякое мечтание неподобное и похоть вредну.
    Возстави же нас во время молитвы утверждены в вере
    и преспевающыя в заповедех Твоих.

    3.1 - Третья молитва

  1. Приснотекущий, животный, и просветительный источниче,
    соприсносущная Отцу содетельная сило,
    все смотрение за спасение человеческое прекрасне исполнивый,
    Христе Боже наш,
    смерти узы неразрешимыя, и заклепы адовы расторгнувый,
    лукавых же духов множество поправый.
  2. Приведый себе о нас непорочное заколение,
    и тело давый пречистое в жертву,
    всякого греха неприкосновенное же и непроходное,
    и страшным сим,
    и неисповедимым священнодействием живот нам вечный даровавый:
    во ад сшедый, и вереи вечныя сокрушивый,
    и во тьме седящым восход показавый:,
  3. начало злобнаго же и глубиннаго змия
    Богомудростным льщением уловивый
    и веригами мрака связавый в тартаре и огни негасимом,
    и во тьме кромешней
    неисчетно сильною Твоею затвердивый крепостию,
    великоименитая премудросте Отчая,
    напаствуемым великий помощник явивыйся,
    и просветивый седящыя во тьме и сени смертней.
  4. Ты славы присносущныя Господи,
    и Отца вышняго Сыне возлюбленный,
    присносущный свете от присносущнаго света, солнце правды,
    услыши нас молящихся к Тебе,
    и упокой душы рабов Твоих,
    прежде усопших отец и братий наших,
    и прочих сродник по плоти,
    и всех своих в вере,
    о нихже и память творим ныне,
    яко в Тебе всех держава,
    и в руце Твоей содержи вся концы земли.
  5. Владыко вседержителю, Боже Отец и Господи милости,
    рода смертнаго же и безсмертнаго,
    и всякаго естества человеческаго содетелю,
    составляемаго же, и паки разрешимаго, живота же и скончания,
    еже зде пребывания, и еже тамо преложения:
    лета измеряяй живым, и времена оставляяй смерти:
    низводяй во ад и возводяй:
    связуяй в немощи, отпущаяй в силе:
    настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляяй:
    смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй.
  6. Сам убо Владыко всех, Боже Спасителю наш,
    надежде всех концев земли, и сущих в море далече,
    иже в сей последний
    и великий спасительный день пятдесятницы праздника,
    тайну святыя и единосущныя, и соприсносущныя, и неразделимыя,
    и неслиянныя Троицы показавый нам,
    и наитие и пришествие святаго и животворящаго Твоего Духа,
    в виде огненных языков на святыя Твоя апостолы излиявый
    и благовестники тех поставивый,
    благочестивыя нашея веры,
    и исповедники истиннаго богословия показавый:
  7. Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник,
    очищения убо молитвенная,
    о иже во аде держимых сподобивый приимати,
    великия же подаваяй нам надежды
    ослабления содержимым от содержащих я скверн,
    и утешению Тобою низпослатися.
  8. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти,
    и упокой душы Рабов Твоих прежде усопших,
    на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения:
    Отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание
    и учини духи их в селениях праведных,
    и мира и ослабления сподоби их:
  9. яко не мертвии восхвалят Тя Господи,
    ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе:
    но мы живии благословим Тя и молим,
    и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их.

    3.2 - К третьей молитве присоединяется еще эта

  10. Боже великий, и вечный, святый, человеколюбивый,
    сподобивый нас в сей час стати пред неприступною Твоею славою,
    на пение и хвалу чудес Твоих,
    очисти ны недостойныя рабы Твоя,
    и подаждь благодать еже сокрушенным сердцем,
    невозносительно приносити Тебе трисвятое славословие,
    и благодарение великих Твоих даров,
    яже сотворил еси к нам, и твориши всегда в нас.
  11. Помяни Господи немощь нашу,
    и да не погубиши нас со беззаконии нашими:
    но сотвори великую милость со смирением нашим,
    да греховныя тьмы избежавше,
    во дни правды ходити будем,
    и одеявшеся оружием света,
    ненаветно пребудем от всякия козни лукаваго,
    и со дерзновением прославим о всех,
    Тебе единаго истиннаго человеколюбца Бога.
  12. Твое во яко воистину и великое вресноту таинство,
    Владыко всех, и Творче,
    временное решение Твоих тварей,
    и еже по сих совокупление,
    и упокоение еже во веки:
  13. Тебе благодать о всех исповедуем,
    о входех наших, яже в мир сей, и исходех,
    надежды нам воскресения, и жизни нетленныя,
    Твоим неложным обещанием предобручают,
    яже приимем в будущем втором пришествии Твоем.
  14. Ты бо еси и воскресения нашего начальник,
    и поживших неумытный человеколюбивый судия,
    и мздовоздаяния Владыка и Господь,
    иже и приобщивыйся нам приискренно плоти и крове,
    снизхождения ради крайняго:
  15. и нашя страсти неотметныя,
    внегда волею во искус поставити,
    приим за милосердие щедрот,
    и в немже пострадал еси сам искусився,
    искушаемым нам быв самообещанный помощник:
    темже и совозвел еси нас в Твое безстрастие.
  16. Приими убо Владыко, мольбы и моления наша,
    и упокой вся Отцы коегождо, и матери, и чада, и братию, и сестры
    единородныя, и купнородныя, и вся прежде почившыя душы:
    в надежде воскресения жизни вечныя учини духи их,
    и имена в книзе животней, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова,
    в стране живых,
    в царствии небеснем, в раи сладости, светлыми ангелы Твоими,
    вводя вся во святыя Твоя обители,
    совоздвизаяй и телеса наша в день,
    воньже определил еси по святым Твоим и неложным обетованием.
  17. Несть убо Господи,
    рабом Твоим смерть,
    исходящым нам от тела,
    и к Тебе Богу нашему приходящым,
    но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая,
    и на упокоение и радость.
  18. Аще же и что согрешихом к Тебе,
    милостив буди нам же и тем,
    зане ни един есть чист пред Тобою от скверн,
    ниже аще един день живота его есть,
    разве Ты точию един,
    на земли явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос:
    имже вси уповаем милость получити,
    и оставление грехов.
  19. Сего ради нам же и онем,
    яко благ и человеколюбец Бог,
    ослаби, остави, прости грехопадения наша,
    вольная и невольная,
    яже в ведении, предявленная и забываемая:
    яже в деянии, яже в помышлении,
    яже в словеси, яже во всех наших житиях и движениих.
  20. И отшедшым убо свободу и ослабу даруй,
    нас же сущих зде благослови,
    конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим,
    и милости и человеколюбия утробу отверзаяй нам,
    на страшном и ужасном Твоем пришествии,
    и царствия Твоего достойных нас сотвори.

    3.3 К третьей молитве присоединяется еще одна

  21. Боже великий и вышний,
    едине имеяй безсмертие,
    во свете живый неприступном,
    всю тварь мудростию создавый,
    разделивый посреде света, и посреде тьмы:
    И солнце убо положивый во область дне,
    луну же и звезды во область нощи.
  22. Сподобивый нас грешных
    и в настоящий день предварити лице Твое во исповедании,
    и вечернюю Тебе службу принести.
  23. Сам человеколюбче Господи,
    исправи молитву нашу,
    яко кадило пред Тобою,
    и приими ю в воню благоухания.
  24. Подаждь же нам настоящий вечер и проходящую нощь мирну:
    облецы ны оружием света,
    избави нас от страха нощнаго,
    и от всякия вещи во тьме преходящия.
  25. И даруй нам сон,
    иже во упокоение немощи нашей даровал еси,
    от всякого диавольскаго мечтания изменен.
  26. Ей Владыко всех благих подателю,
    яко да и на ложах наших умиляющеся воспомянем
    и в нощи пресвятое имя Твое.
  27. И поучением Твоим заповедей озаряеми,
    в радости душевной востанем к славословию Твоея благости,
    молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех,
    и о всех людех Твоих:
    ихже молитвами Пресвятыя Богородицы,
    в милости посети.
Примечание

Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?

– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.

– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?

Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.

– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?

– Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в день Пятидесятницы, прежде всего, содержат в себе особые прошения о ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного падения, свою духовную беспомощность и слабость, подобно мытарю из Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал Его и ниспослал Свою спасительную освящающую благодать.
Вообще, если говорить о смысле земных поклонов, стоит отметить, что они имеют весьма глубокое символическое значение. Каждый земной поклон – это некое механическое последовательное движение «вниз–вверх», и это движение – образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы в каком-то смысле падаем, становимся «приземленными», но в то же время призываемся Церковью всякий раз после духовного падения восставать, раскаиваясь в своих собственных грехах. Особенные же коленопреклоненные молитвы мы совершаем именно в день Пятидесятницы потому, что Кто, как не Дух Святой, знает глубины человеческих сердец (см. Рим. 8:15–16)? Только Он может направить нас на единственно возможный путь спасения. От нас же требуется одно: не помешать Ему в этом деле.

Записала Наталья Горошкова

Вопрос неоднократно обсуждался в комментариях. Игорь, в частности объяснял, но как отдельная тема, кажется, не выносился.

Наткнулся на запись в одном из блогов, где автор столкнулся с тем, что священник требовал от него...лучше процитирую:

"Сегодня священник меня упрекнул за то что не стоял как все на коленях в храме".

"Тот священник аргументировал поклоны одной службой в неделю.Компенсация что не было служб в будние дни и поэтому нужно класть поклоны в воскресенье".

20 правило 1-го Вселенского Собора http://agioskanon.ru/vsobor/001.htm#20
90 правило 6-го Вселенского Собора http://agioskanon.ru/vsobor/006.htm#90
15 правило Петра Александрийского http://agioskanon.ru/otci/002.htm#15
91 правило Василия Великого http://agioskanon.ru/otci/015.htm

Прошу прояснить этот вопрос. Всегда ли такое запрещение. Есть ли исключения и о чём собственно идёт речь в Правилах.

UPD Добавлю комментарии Игоря Гаслова на эту тему

1.Вот один из примеров:

8-я книга Апостольских Постановлений. Ектения верных на Литургии:

"Диакон пусть говорит: изыдите, кающиеся.

И присовокупляет:

Никто из не могущих да не входит.

Только верные, преклоним колени.

Помолимся Богу Христом Его, все согласно Богу Христом Его помолимся.
<далее текст ектении>
Спаси и возставь нас, Боже, милостью Твоею.

Помолившись прилежно, сами себя и друг друга Живому Богу Христом Его предадим".

2. А вот мнение о. Михаила Желтова:

Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.
http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?t=1210

3.Да в правиле св. Василия говорится о всяком коленопреклонении. Но на основании чего вы делаете вывод что фраза Василия Великого "при всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшаго нас, паки воззваны на Небо" говорит о том, что правила запрещающие коленопреклонение в определенные дни относится именно ко всем коленопреклонениям. У святителя Василия просто указывается что при любом коленопреклонении показывается наше грехопадение, но из этой фразы ничуть не следует, что любой земной поклон запрещен. Отрицая возможность земного поклона например на Евхаристическом каноне мы отрицаем вполне естественное поведение человека лицом к лицу столкнувшимся с величием Господа, являемом нам в Таинстве Евхаристии. Вы думаете, что случись Страшное Второе Пришествие в воскресный день при нем тоже нельзя будет пасть ниц?

Относительно же первоисточников. Думаю вы не удосужились сходить по приведенной ссылке. Там о. Михаил упоминает и работу о. Хуана Матеоса, где разбирается историко-литургическая канва упомянутых правил о запрете коленопреклонений. Найдите эту работу и почитайте. Там все довольно убедительно изложено. И именно со ссылками на первоисточники, а не на славянские переводы Книги Правил.

Настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.

- Пятидесятница - огромнейшее торжество, день рождения Церкви: храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. А нынче ведь - самый главный день рождения: корабля нашего спасения - и можно, наверное, сказать: день нашего духовного рождения. Тогда почему строгий, разумный, спокойный и логичный церковный устав, который, как проверено веками, тысячелетиями, по определению ничего лишнего, неразумного не посоветует, так настойчиво предписывает христианам коленопреклоненные молитвы? Вряд ли кто-нибудь потребует от гостей, которых он пригласил на собственный день рождения, не коленопреклонения, конечно, но даже какого-нибудь извинения. Почему же церковный устав настаивает на коленопреклоненных молитвах?

В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками - это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы - это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

- В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни . Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы - это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?

Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы - а силы дает Дух Святый в таинствах - дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему - этим самым пресловутым веточкам, - нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.

Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам - чтобы они их знали.

Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, - чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием . Мы видим, что в храмах многие миряне стоят на коленях или стоя внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости - голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв, и для молитв Святой Пятидесятницы хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа.

Молитвы Святой Пятидесятницы - это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:

«…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи, и отпущаяй в силе, настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляй, смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.

Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

Практика показывает, что многие прихожане - как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, - с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

Каждый поклон земной - это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, что он означает? Его символическое значение - это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это - путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, : «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон - это ведь не только рабское поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески - «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной - это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу, - это просто понимание того, что мы без Бога - вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, Он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.

Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля

Святитель Василий Великий - один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)

***

"После Литургии в день Св. Троицы (тоже называется Пятидесятницей, или Сошествием Св. Духа на апостолов) совершается Вечерня по обычному плану. На этой Вечерни читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы Св. Василием Великим (329–379 гг.).

В 1-й молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.

Во 2-й молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.

В 3-й молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне".

Н. Р. Антонов: Храм Божий и Церковныя Службы,

Примечание

1. Бог знает, что нам нужно, прежде прошения наше­го, но молитва к Нему нужна, как свидетельство нашей веры в Него и любви к Нему, нашего смирения и сознания необходимости Его помощи.

2. Заповедь, – Своим Божественным Словом (Mф. 6:9) и примером (Лк. 22:40–46).

3. По Твоему милосердию к нам. Евр. 7:24–25; Евр. 9:24.

4. Воздай.

5. Защити.

6. Напасти, беды.

8. Рим. 8:26.

9. Благосердие.

10. Управи.

11. Обличительное.

12. Не презирай меня за прелыцение приятными, по таен­ными (непрочными) сокровищами мipa сего, и укрепи меня в желании получить сокровища будущей жизни.

13. Милосердно с любовию.

14. Искушения напасти.

15. Пригвозди плоть, умертви уды (члены тела), – как средства, чрез кои мы склоняемся на грех, сделай недействительными.

16. Оживляющий.

17. Творческая.

18. Запоры.

19. Недоступное.

21. Начальника зла, обитающаго в адской глубине, змия уловивший своим богомудрым уловлением.

22. В преисподней.

23. Всего возникающаго и опять уничтожающагося, жиз­ни и смерти.

24. Безопасно.

25. Ибо Твоя по истине и действительно велика тайна.

26. Временное разрушение Твоих творений, а затем их соединение и вечное упокоение.

27. Благодарение за все, или – Твою милость во всем.

28. Беспристрастный.

29. Неотъемлемо принадлежащи.

***

Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:

  • Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской . Святитель Василий Великий - один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры, монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за помощью в учебе, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая

Акафист святителю Василию Великому:

  • Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому

Канон святителю Василию: Великому

  • Канон первый трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Канон второй трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому

Житийная и научно-историческая литература о мученице Валентине Кесарийской:

  • Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской - Православие.Ru

Труды святителя Василия Великого:

  • "Беседа первая. О посте" - святитель Василий Великий
  • "Беседа вторая. О посте" - святитель Василий Великий