Классный час на тему вежливость. Классный час «Путешествие в страну вежливости

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Классный час
по теме:
Азбука вежливости, или Этикет на каждый день
Подготовила преподаватель:
Н.А. Гроза

Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения, понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.
Форма: Брейн-ринг.
«Информация к размышлению:
Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей ставит
в неловкое положение.»
Дж.Свифт
Подготовительный этап. Для организации и проведения классного часа необходимо разделить группу на 4-5 команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает название, капитана, готовится к классному часу в течение одной-двух недель.
Все вопросы к командам записываются на карточки с четкими формулировками правильных ответов.
Ход классного часа
Учитель:
Ничто не стоит нам так дёшево,
и не ценится так дорого, как вежливость.
Правила вежливости зародились еще в древности.
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъ ти – «знать»; di>ж.
Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, - это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Теперь давайте проведем небольшой тест.
Тест: «Вежливый человек»:
Выходя из дома, вы:
а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)
б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)
В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия:
а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)
б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе: «Ни шагу в сторону!». (4 балла)
В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади вас. Вы:
а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: «Ничего страшного. Мне не больно!» (2 балла)
б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий». (4 балла)
Когда ты встретишь парня, который обижает девушку, ты:
а) толкнешь его, тоже обидишь; (3 балла)
б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним; (2 балла)
в) пройдешь мимо. (4 балла)
Старушка попросила перевести ее через дорогу. Вы:
а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок (5 баллов)
б) возьмете ее под руку и переведете через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. (1 балл).
Итоги теста:
Менее 10 баллов: Вы на верном пути. Вы вежливый человек.
От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!
Более 20 баллов: Увы! Вас приняли за разбойника!
История происхождения вежливых слов.
Ученик 1:
СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «СПАСИБО!».
Ученик 2:
ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».
Ученик 3:
ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».
Ученик 4:
ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:
1. Игра идет до шести очков.
2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой.
3. На обсуждение дается 1 минута.
4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.
Примерные вопросы:
1.Что такое вежливость?
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
2. Что принято считать хорошими манерами?
В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
4. Кого кому представляют?
Младшего - старшему, мужчину - женщине, менее известного - более известному.
5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Проходящий.
6. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с вами познакомились! и т.д.
В магазине:
1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» «Кто последний?»
3. Можно ли входить в магазин с собакой? Нет, даже если собака небольшая.
4. Как обратиться к продавцу?
По имени-отчеству, которое указано на бэйдже (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры », « пожалуйста », « будьте любезны ».
На улице, в транспорте:
1. С какой стороны обходят прохожих? Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу - справа.
2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе - наоборот.
3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
Надо встать и уступить место.
В театре:
1. Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым?
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.
2. Чего нельзя делать во время спектакля? Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.
Поведение за столом:
1. Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
2. Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
3, Как выйти из-за стола?
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
Мини-итоги
По окончании брейн-ринга учитель подводит итоги игры.
ЛИТЕРАТУРА:
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.
Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.
Общий толковый словарь русского языка.
Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010.
Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008.
http://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий.
Л.Ю. Лупоядова. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1988.
Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. М, 1993.

1. Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях. 2. Учить уместно употреблять вежливые слова, 3. Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу. 4. Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Классный час в 4 классе.

Тема: "Поговорим о вежливости"

Цели урока:

Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях.

Учить уместно употреблять вежливые слова,

Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.

Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

- Какие средства общения вы знаете?

(Дети говорят, что "улыбка")

- Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

- Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

- Как стало на душе? (Радостно)

I I . Введение в тему классного часа.

Восточная мудрость.

Вежливость- это монета, которая ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.

-Как понимаем эти слова?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на классном часе?

-Давайте определим тему нашего урока.

-Давайте с вами сегодня поговорим о вежливости.

III. Постановка учебной задачи

Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
- Дверь открой!

Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито

Отвечаю:
- Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить,

А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:
- Внучок, -
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

Как можно назвать такого мальчика?

Почему он так себя ведет? (- Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

- Он всем грубил, так как был избалованным.

-Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

- А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.)

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

А чем мы можем ему помочь?

Были ли у вас такие ситуации?

Зачем нам нужно быть вежливыми? (поднимает настроение людей, облегчает им жизнь)

В каких произведениях упоминается о вежливости?

IV. Открытие детьми нового знания

-Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливые люди - воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.

Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт, старается не причинять неприятностей, не оскорбляет ни словом, ни делом, а делают так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно - хорошо.)

-Как образовалось слово «вежливый»? (подготовка детьми)

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.

Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общени я с окружающими.

Что такое вежливость? Вежливость - это вежливая речь, вежливые поступки)

- Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

- Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.) - Почему?

- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

- Как их нужно употреблять? (Правильно.)

V. Первичное закрепление

Кто умеет правильно употреблять волшебные слова? Сейчас проверим.

Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “ раз” и согнали грустное настроение и показали радость.

1. Попросить карандаш. (отдай тому кто вежливее попросил)

2. Поздороваться. (с другом, с учителем)

3. Ученик потерял телефон. Ваши действия.

4. Ты наступил ученику на ногу. Ваши действия.

Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять. Прочитаем их еще раз.

Учитель: А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста ! Поднимите руки! Будьте добры , похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста . Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь , пожалуйста !

VI . Самостоятельная работа в парах.

- подобрать синонимы к слову вежливый

Подобрать антонимы

VII . Ситуации:

1). Инсценирование (подготовлено заранее)

Алло. Это кто?

Маша.

Какая Маша? А Ирина где?

Учитель А теперь послушайте другой диалог.

Алло.

Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?

Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?

Меня зовут Катя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонила.

Хорошо.

До свидания.

Всего доброго, Катя.

Учитель

Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка.

6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель

Составьте свой диалог по телефону.

Вы позвонили другу, но ошиблись номером.

2) Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)

Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - То есть сами

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы
Вежливы,

Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

О каких манерах и привычках вы услышали?

VII I . Итог урока

Считаете ли вы себя вежливым человеком? Тест.

7-8 «да»- вы вежливы

5-6 «да»- вы стараетесь быть вежливым, но ещё нужно подучиться

1-4 «да»-ещё многому нужно научиться

IX . Рефлексия.

- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку вашей работы на нашем занятии.

1 - я все понял, доволен, стал воспитанее, готов продолжить дальше;

2 - доволен, но не понял, хочется узнать еще;

3 - я ничего не понял, не доволен.

- Прикрепите бумажные ягоды на дерево вежливости, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

Вежливые слова - поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием.

Классный час тема: «Уроки вежливости»

Цель: Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи:

воспитывать доброжелательность;

умение видеть красоту в простом и обыденном;

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство талерантрости, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Ресурсы: коробка ощущений с предметами (мягкая игрушка, еловая шишка), мяч, запись с музыкальным материалом.

Ход:

Доброе утро, ребята!

Доброе утро, наши дорогие гости!

Тема нашего классного часа звучит так, «Уроки вежливости»

Учитель: -Сегодня мы с вами поговорим, о вежливости, доброте и дружбе. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Это моральное требование к человеку - вежливость. Вежливый человек - это тот, кто... (продолжают дети из класса по желанию).

- умеет уступать место женщине и старикам;

Приветствует друга при встрече;

Умеет прийти на помощь в нужный момент;

Не перебивает собеседника при разговоре;

Не употребляет бранных и грубых слов;

Не отмахивается от просьб друзей и старших;

Не мешает в работе другим людям;

Не опаздывает на встречи, уроки, в гости;

Поздравляет с днем рождения окружающих;

Своевременно отвечает на письма;

Не забывает возвращать взятые книги, вещи;

Умеет встречать гостей и т.д.

«Урок вежливости»

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

«Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!

(Садятся на места) Знаете ли вы, что значит быть вежливым?
Давайте проверим.


-Какого человека вы считаете вежливым?

Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

Как они помогают людям в различных ситуациях, например:

как вежливые слова помогают найти друзей: (найдите среди карточек нужное вежливое обращение) «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

как вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки, мягкая игрушка)

Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?

Ученики: Не видно, она закрыта.

Учитель: А как можно узнать?

Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А у кого возникли другие ощущения

Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовал?

Ученики:

Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

"Путешествие по городу Вежливости"

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы
Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза, звонок, слайды.

Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

Игра «Вежливо или невежливо».
1. Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?


Ведущий: Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об
этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».

Ученик: Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
(Звучит полька. Любочка танцует под неё.)
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается в перёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись!- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
_Можешь и ты наступить на мою!

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

И на последок доскажите словечко:

И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Спасибо за урок!

Молодцы, большинство из вас понимают, что значит быть вежливым человеком. К этому надо стремиться.

О че поговорим на следующем кл. часу?

Ребята, наш разговор подошел к концу.
вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?


Классный час "Вежливость на каждый день" Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.Гёте. - Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес. - Вежливость порождает вежливость. Э.Роттердамский. - Остерегайся сам того, что не одобряешь в других. - Не делай другому того, чего не желаешь себе.




В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое- то отношение.


Пословицы: В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив, Потчевать потчуй, а неволить не неволь, К обедне ходят по звону, а к обеду по зову, Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай, В гости ходить – надо и к себе водить, Умей в гости звать, умей и встречать




Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит Клуб кинопутешествий. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки. Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи?


Ситуация вторая В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?


Ситуация третья Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?




Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.


Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.


Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ,


Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: Иди!


Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.







:
- закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- прививать детям этические нормы поведения.

1. Вступление «Что значит вежливый человек?» (слайд 1,2) Приложение

Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относится к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо, и что такое плохо».

2. Представление жюри.

3. Представление команд (3 команды по 6-7 человек)

4. Урок 1. «Зачем быть вежливым?» (слайд 3)

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму.
Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу.

5. Игра-разминка «Кто знает больше вежливых слов?» (по 1 баллу за каждое слово ; команды по очереди называют слова) (слайд 4, 5)


6. Домашнее задание (макс-5 баллов ; команды заранее получают стихотворения, которые они должны обыграть)

1) Шёл трамвай 10-й номер

По бульварному кольцу,

В нём сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте –

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой,

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Николай сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть.

Оглянуться не успела –

Место занято другим.

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дольше продолжать,

Но давайте скажем дружно

Старость надо уважать!

Вопросы 1 команде:

Правильно ли мальчики ведут себя в трамвае? (1балл)

Почему фуражка блином?

И расстёгнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Вопросы 2 команде:

Как можно назвать такого мальчика?

Каким должен быть внешний вид ученика?

3) Перемена, перемена,

Заливается звонок.

Первый Вова непременно

Выбегает за порог.

Неужели это Вова

Полчаса назад ни слова

У доски сказать не смог.

Не угонишься за Вовой,

Он, гляди, какой бедовый,

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Лёньке и Серёжке),

Проносился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи,

Словом, сделал всё, что мог,

Ну а тут…опять звонок?

Вова в класс плетётся снова,

Бедный, нет лица на нём.

«Ничего, – вздыхает Вова.

– На уроке отдохнём!»

Вопросы 3 команде:

Правильно ли Вова ведёт себя на перемене? (1балл)

Как нужно вести себя на перемене? (1 балл)

7. Игра-ситуация (задание 1-ой команде) «Вы в театре» (1 мальчик, 1 девочка)

DIV_ADBLOCK122">

вести себя в обществе.

7. Михалкова для детей «Что такое хорошо,

и что такое…»

8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.

9. Так нужно говорить, когда перед кем-то

извиняешься.

10. Так называют мужчину (или мальчика), который

очень внимательно относится к женщинам.

10. 1-я команда показывает игру-ситуацию «Вы в театре»

Разбор ошибок.

«Узелки на память» (слайд 6, 7, 8)

1. Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.

2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.

3. Войдя в дом, или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки (исключение только магазины). А в кино и в театре головные уборы должны снимать и женщины.

4. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.

5. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид или не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.

6. В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина, сидя, разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

11. Подведение итогов конкурса рисунков.

12. Урок 2. «Как вести себя с папой, мамой, бабушкой и дедушкой» (слайд 9)

Человек недобрый не может пользоваться уважением в семье, в обществе. Человеческая доброта является первоосновой взаимоотношений между людьми, главной составляющей этикета воспитанного человека.

Говорят, если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям так, как желаешь, чтобы относились к тебе. Несложная мысль сама по себе, но очень точная. Требовать от другого можно только то, что ты способен ему дать и даешь сам. Забывать эту немудреную истину не следует нигде и никогда. К сожалению, ее забывают. Особенно дома, в отношениях с близкими родственниками, семейных отношениях.

В отношениях с родителями важно помнить: как вы сейчас относитесь к ним, так, спустя годы, к вам будут относиться ваши дети, ведь они все видят, запоминают. Хотя, конечно, предпочтение родителям во всех ситуациях отдается вне зависимости от того, есть у вас дети или нет. На торжестве за праздничным столом им уступают самое почетное место, в автомобиле отец и мать садятся сзади.

13. Игра-ситуация (задание 2-ой команде) «Пришли гости» (2 мальчика, 1 девочка)

14. Мини-конкурсы

а) вычистить ботинки (по 1 мальчику)

б) сложить вежливое слово (по 1 девочке)

15. 2-я команда показывает игру-ситуацию «Пришли гости»

Разбор ошибок.

«Азбука вежливости» (слайд 10)

1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела своё время.

2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Вдруг тебе когда-нибудь придётся защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.

3. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

4. Всегда уступай своё место в автобусе, трамвае и прочем транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.

5. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.

16. Урок 3. «Дом, в котором ты живёшь» (слайд 11)

Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близ­кие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.

17. Игра-ситуация (задание 3-ой команде) «Сервировка стола» (2 человека)

18. Мини-конкурсы

а) чистить картошку (по 1 мальчику)

б) пришить пуговицу (по 1 девочке)

19. «Из истории…» (Откуда взялись ложка, вилка…)

Наши предки разламывали пищу и подносили ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмёшь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку.

Древние египтяне пользовались ложками из камня, дерева, слоновой кости. У древних греков и римлян были бронзовые и серебряные ложки. В средние века серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех, кто беднее, они были костяными, деревянными, оловянными, жестяными. Может быть, из тех времён, дошёл до нас обычай дарить ребёнку «на зубок» серебряную ложечку.

Нож очень долго был исключительно оружием. Как столовый прибор он вошёл в обиход в XVII веке, но многие и сейчас обходятся за столом без него.

Почему столовый нож имеет закруглённый конец? Ведь резать, особенно мясо, удобнее ножом с острым концом.

Столовые ножи имели острый конец до XVII века, а закруглил их знаменитый кардинал Ришелье – глава католической церкви во Франции. Однажды за столом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. На другой же день кардинал приказал своему мажордому отпилить острые концы у всех столовых ножей и закруглить их. Затем новую моду приняла вся Франция, а за ней и весь мир.

Первый человек, который использовал грубое подобие вилки во время еды, жил, наверное, ты­сячи лет назад. Однако вилка, которой мы поль­зуемся за обедом, изобретена совсем недавно.

В качестве вилки, чтобы есть мясо, первобытный человек использовал маленькую раздвоенную ветку. Некоторые авторитетные ученые полагают, что вилка появилась одновременно со стре­лой, и вначале ее использовали как зубочистку.
Привычные нам вилки первоначально исполь­зовались только во время приготовления пищи: ими придерживали мясо, когда его резали. Пер­вые вилки были длинными, с двумя зубцами, их делали из железа, кости, твердого дерева.
Прошло довольно много времени, прежде чем вилки стали использоваться за столом для еды. Еще 300 лет назад вилки были большой редко­стью в Европе. Мы все слыша­ли о великолепном дворе Людовика XIV и о пи­рах в его дворце. А знаете ли вы, что никто из этих элегантных придворных не пользовался вил­ками?

Когда некоторые люди начали есть вилками, остальные подшучивали над их излишней утон­ченностью. Когда одна богатая дама из Венеции в XI веке сделала себе на заказ маленькую золотую вилку, то про нее писали: «Вместо того чтобы есть, как остальные люди, ей приходится резать еду на маленькие кусочки и есть их при помощи двузубой вилки».

Прошло 500 лет, но и в XVI веке в Венеции людей, которые пользовались вилками, все еще высмеивали как чудаков: «В Венеции каждому че­ловеку подают, кроме ножа и ложки, еще и вил­ку, чтобы придерживать мясо, когда режешь его, так как они считают дурным тоном «дотрагиваться до мяса руками».

С XVII века правила поведения за столом стали соответствовать современным. Серебряные вилки распространились по всей Италии. А к концу XVIII века вилка стала просто необходимой в домах культурных людей.

20. 3-я команда показывает игру-ситуацию «Сервировка стола»

Разбор ошибок.

«Правила вежливого поведения» (слайд 12, 13, 14)

1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.

(Это правило относится и к прекрасному полу)

2. Не следует разговаривать с набитым ртом.

3. Для того чтобы ребёнок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.

4. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать много еды)

5. Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая рука лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

7. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.

8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.

9. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется.

10. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)

11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.

21. «Экзамен» (слайд 15)

1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?

3. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при прощании?

4. Кто кому должен уступать (в транспорте) место?

5. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр или в детскую библиотеку?

6. Можно ли и когда можно разговаривать в кино, театре и других общественных местах?

22. Подведение итогов. Награждение победителей.