Какой бог принес огонь людям. Миф о прометее или история возникновения женщины

Почти каждый человек знает древнюю легенду о Прометее, который принес людям огонь. На самом деле, ее важный и глубокий смысл отличается от общепринятого. В предании Прометей показывается как «герой»-благодетель человечества. Но это далеко не так. Во-первых, надо обратить внимание на саму аллегоричность этой легенды, другими словами, дать понять читателю, что ненужно воспринимать ее буквально, а вдуматься в скрытый смысл, который очень хорошо передал автор будущему поколению. А, во-вторых, людям необходимо осознать, что настоящая суть этой аллегории имеет огромную роль в жизни, судьбе и здоровье человека и всей современной цивилизации.

Для начала отметим, что Бог наказал Прометея абсолютно справедливо. Потому что именно огонь служит выдуманной составной частью цивилизации, до сегодняшних дней которая несет за собой только большое число заболеваний и страданий в жизни людей.

Огонь в жизни человека

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему животные боятся огня? В отличие от человека, очень сильно отошедшего от природы, они знают и чувствуют его подлинную сущность, которую человек воспринимает как благоприятную.

После того как стали использовать огонь, появилось много войн и разногласий между людьми, убийства животных для употребления их в пищу и значительного количества заболеваний человеческого организма. Сомневаетесь? Если бы у человека не появился огонь, то он не смог бы выплавлять металлы, а вследствие этого не создались бы орудия для убийства (ясно, что «после» Прометея люди убивали не только металлическими предметами), но и корня разногласия между людьми не было. Почему? Вспомните такие благородные металлы, как золото и серебро. Прямая связь между корыстными захватническими войнами, столкновениями и огнем становится очевидней?

Кроме того, огонь применялся для обжига глиняной посуды, в которой человек, живший после эпохи Прометея, хранил запасы продуктов. Теперь нам стала понятна еще одна причина первых разногласий и войн между народами. Это — излишнее количество еды, которые люди стали выращивать с помощью металлических инструментов земледелия, а также металлических орудий убийства животных. Пищу накапливали с целью все больше и больше удовлетворять себя «вкусами». Жажда и зависть одних людей к запасам еды или вещам из драгоценных металлов и металлическим орудиям труда других, рождала злость, ссоры и убийства более богатых соседей, другими словами, первые войны. По этой причине Зевс дал приказ кузнецу Гефесту вбить стальное острие в грудь Прометею. Как вы уже наверно поняли, в данной легенде оно символизирует все металлические орудия убийства, которые были изобретены с момента появления огня. Таким образом Прометей понес свое наказание за возникшие войны и жестокость между людьми, принесенные огнем.

Скрытый смысл легенды о Прометее

Можно с уверенностью сказать, что автор этой легенды, в скрытой и образной форме, превосходно передал абсолютно справедливое наказание Бога виновнику всех столкновений. Вдобавок, именно после появления огня и металлов, «век раздоров» и духовного падения Кали-Югу, иногда называют «железным веком».

В легенде сказано, что с целью наказания Прометея и людей, Зевс отправил на Землю красивую девушку Пандору, дав ей золотой ящик, в котором хранились болезни и невзгоды людей. Брат Прометея — Эпиметей, не удержавшись перед своим сексуальным желанием (которое, между прочим, тоже символизируется энергий огня), был очарован женскими чарами и попросил ее показать, что в ящике. Пандора сделала это, и большой ком человеческих бед и заболеваний распространился по всей Земле на многие столетия. Скрытый смысл этой части легенды в том, что огонь стал причиной возникновения не только войн и ссор, но и явился сильнейшим усилением вожделения и разврата, которые отрицательно сказались на дальнейшей судьбе человечества.

После того, как Прометей принес огонь появился и «ночной образ жизни людей». Я думаю, очевидно, что до придумывания свечей, факелов и лампад, люди в ночное время спали, так как заниматься чем-то другим было просто невозможно (кроме зачатия детей). Всем известно, что ведя ночной образ жизни, у человека падает общая энергетика, так как происходит нарушение Гармонии с природными Солнечными и Лунными ритмами, несущие огромное значение для психического и физического здоровья. Тут необходимо отметить, что любые электрические устройства, начиная от простой лампочки и, заканчивая компьютерами, тоже являются производными проявлениями энергии огня.

Давайте теперь выясним как появление огня вызвало множество заболеваний. Кроме безумно вредного ночного образа жизни, о котором уже говорило выше, главной причиной всех болезненных процессов, согласно Аюр-Веде, является скопление мусора («амы» — продуктов распада пищи) в организме. Накопление происходит из-за того, что еда не переваривается в желудке и отправляется в таком, не переваренном виде, в кишечник. В Аюр-Веде есть такое понятие, как «огонь пищеварения» — это психическая энергия, которая отвечает за процесс пищеварения. Именно от ее силы зависит то, насколько хорошо усвоится пища. Один из главных обстоятельств, влияющих на работу «огня пищеварения» — это высота Солнца над горизонтом в момент приема пищи. Он наиболее силен, когда Солнце находится в зените. «Огонь пищеварения» является Солнечной психической энергией в человеческом теле.

Огонь пищеварения

До недавних дней существовал один момент, который являлся тайной даже для Аюр-Ведических врачей. Огонь бывает разным!

Все большую популярность набирает сыроедение — система питания, основанная только на растительной еде, которая не была термически обработана. Как говорят сами сыроеды, благодаря такому рациону у них всегда прекрасное расположение духа, они осознаны и чисты, так как из их организма были выведены все токсины.

Важно учесть, что «огонь пищеварения» и, огонь Прометея — это абсолютно разные вещи. Это отличные друг от друга энергии. Необходимо понять, что есть 2 вида огня — внешний (физический, земной) огонь, который и принес людям Прометей и внутренний (Божественный, небесный) огонь, одним из проявлений которого в человеке является психическая энергия «огня пищеварения». Внешний огонь, кстати, был причиной появления планеты Марс, а внутренний — Солнца.

Возможно, кто-то знает о том, что с точки зрения Ведической Астрологии, Марс (Бог войны) кроме внешнего физического огня, имеет и прямое отношение к войнам, агрессии, похоти, ссорам, токсинам, накапливающимся в крови, и к таким чертам характера как раздражительность, зависть, злоба и жестокость. Если вы вспомните об орле, которого послал Зевс для наказания Прометея, то он продолжительное время клевал его в печень, а, как всем известно, она отвечает за вывод токсинов из организма, то в очередной раз убедитесь в мудрости и превосходстве скрытого смысла древней легенды. Ведь приготовление пищи при помощи огня или электричества, является одной из главных причин ее токсичности, нарушения работы печени и, как следствие, появления агрессивного характера у человека. Так что орел клевал Прометея в правильное место и абсолютно заслуженно.

Энергию внутреннего (духовного) огня

Итак, очень важно понять, что когда человек ест термообработанную еду, то, оказываясь в организме, энергия внешнего огня попросту тушит энергию внутреннего (духовного) огня. Почему так происходит? Потому что они являются противоположными по своей природе силами. Принципы физического огня — насилие, разрушение. Другими словами такой огонь является силой, которая разрушает жизнь. Принципы духовного огня — созидание и целостность. То есть, внутренний огонь является силой, которая дает жизнь. С точки зрения физики, это явление нейтрализации «огня пищеварения» приготовленной пищи, объясняется взаимодействием энергий низкотемпературной (огненной или электрической) и высокотемпературной (солнечной) плазмы.

Употребляя сырую растительную пищу, человек приобретает жизненную силу (прану) внутри организма, заполняющая его энергией.

Важно также отметить, что Прометей был прикован к скале железной цепью не случайно. Его обездвиженность символизирует низкоэнергетичное состояние людей, возникшего с одной стороны, едой, приготовленной на огне, а, с другой стороны — привязанностью к вещам, например, к своим запасам пищи, орудиям труда и оружию, золоту и серебру и т.д. Подобным образом, автор легенды подчеркнул связь последствий «подвига» Прометея с постигшим его совершенно заслуженным наказанием Богов.

Но на этом последствия «героического» поступка Прометея не заканчиваются. Не случайно водку называют «огненной водой». Она содержит в себе уничтожающую силу Марса, как известно, является причиной возникновения агрессивности и негативно сказывается на здоровье печени. Курение вызывает рак, оно также плохо влияет на «огонь пищеварения». Любому курящему человеку известно такое явление, что после еды хочется покурить. Но далеко не все знают, что появление такого желания связано с тем, что пища была приготовлена на огне или с применением электричества. После сырой пищи такого желания не появляется.

Зачем нужен огонь

Конечно кто-то может возмутиться и спросить: «Как же быть без огня в нашем холодном климате? Ведь он греет нас?»

Начнем с того, что совсем не обязательно жить в местах с холодным климатом. А, вообще, как это ни странно, люди мерзнут не из-за самого холода, а из-за того, что употребляют термообработанную пищу… ведь внутренний духовный огонь не горит, его тушит внешний физический. Чувство тепла и согревания тела после того, как съел или выпил горячий чай, непродолжительно, а затем происходит противоположное, восстанавливающее баланс, охлаждение, которое требует новой порции энергии физического огня извне. Такую вот цепочку можно назвать «энергетической зависимостью», при которой человек теряет свою природную способность вырабатывать внутреннюю энергию, духовного огня.

Внутренний духовный огонь погасает не только по причине употребления пищи, но из-за психической энергии Марса, если она проявляется в своем разрушительном аспекте, например, как ярость, зависть, агрессия или вожделение. Человек ощущает чувство холода потому что он сопротивляется холоду, выпуская наружу агрессивную (Марсианскую) реакцию на него. Некоторые может и знают, что расслабившись, когда холодно, то станет намного теплее. Но, по правде говоря, сделать это сможет далеко не каждый, ведь расслабиться, чтобы полностью не мерзнуть на морозе, далеко не так просто, потому что как раз расслабляться-то по-настоящему люди и не умеют. Возможно вы слышали о феномене тибетских монахов и йогов, которые: они абсолютно не мерзнут, сидя на снегу, мало того, они его растапливают своим собственным внутренним теплом.

После данной статьи о легенде о Прометее стоит задуматься о происходящем и… еще раз перечитать древние сказания.

Кратко о главном



Прометей тайно проник на священную гору Олимп и похитил для людей огонь . Он также научил людей всему, что сам знал: счету, письму, ремеслам. По мифам древних греков, именно благодаря Прометею люди стали теми, кем они являются сегодня.

Но Прометей действовал против воли Зевса, чем вызвал его гнев. За это он был вынужден испытать колоссальные страдания, как и положено настоящему герою. Греки верили, что только через трудности можно развить себя, если все дается легко и человек только испытывает наслаждения, то он не развивается.

Зевс приковывает титана к скале, теперь он вынужден ответить за свое сострадание к людям.

Начало



В начале времен у земли Геи и неба Урана родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Одного из титанов звали Иопет, который женился на Климене. По другой версии – Фемиде. У них родилось четверо детей: Атлант, Минетий, Эпиметей и Промитей.

Имя Прометей означает тот, который сначала думает, а потом делает . По одной из версии мифа, Прометей обладал даром предвидения, по другой его мать обладала этим даром и делилась с ним тайнами будущего.

В любом случае Прометей предвидел победу Зевса в войне против его жестокого отца Кроноса и уговорил своего брата - Эпиметея встать на сторону Зевса. Прометей был силен и хитер, он обладал живым умом и находчивостью, чем сильно помог Зевсу в страшной войне – Титаномахии.

Зевс победил, на земле настала эпоха мира и процветания. Войны кончились. Но со временем богам становится скучно.


Зевс просит своего сына – бога кузнеца создать что-то интересное, то, что сможет занять богов. Гефест созывает в своей мастерской 12 олимпийских богов, они смешивают землю, огонь и все первоначальные элементы создавая тем самым самых разных живых существ.

Одни будут обладать невиданными размерами, иметь необычную внешность – это будут животные . Другие будут походить на богов, они будут их уменьшенными копиями. Их назовут людьми . Они будут только мужского пола.

Остается только наделить животных и людей внутренними качествами. Эту задачу Зевс поручает выполнить двум братьям - Прометею и Эпиметею.

Эпиметей жаждет первым поучаствовать в столь интересном занятии, и брат уступает ему. Эпиметей с головой уходит в работу над животными, одних одаривает ловкостью, других силой, третьих делает ядовитыми, четвертым дает мощную защиту. В конце концов, он понимает, что отдал животным все качества, которые дал ему Зевс.


Животные стали сильными и приспособленными, а люди были нежны и хрупки, у них не было никакой защиты. Тогда Прометей просит Зевса подарить людям огонь, для защиты от диких зверей и обогрева ночью.

Зевс соглашается и кидает на землю молнию, из-за которой случается пожар. Людям остается только подхватить огонь. Вскоре на земле наступает эпоха процветания. В это время люди не заботились о еде, так как урожай рос сам по себе. Боги часто появлялись и показывались людям, устраивая совместные пиры. Болезней не было, а смерть всегда приходила во сне. Бог Гипнос забирал души в Элизиум.

Но золотой век проходит и Зевс решает, что людям пора отправиться в вольное плавание, без поддержки богов.

Обман Прометея


Зевс решает устроить показное жертвоприношение, на которое созывает всех людей и богов. Он требует, чтобы люди приносили жертвы богам, и просит Прометея разделать быка на две части. Прометей разделывает быка и лучшую часть маскирует требухой, теперь она выглядит совсем не аппетитно. Кости же он покрывает большим слоем жира, так что теперь они выглядят хорошо.

По одной из версий, Прометею не нравилась сама идея того, что люди отныне останутся без помощи богов, ему также не нравилась идея жертвоприношений живых существ.

Зевс приходит в ярость, он обрушивает свой гнев на людей в виде всемирного потопа. По другой версии он отнимает у людей свой дар – огонь. Теперь люди не могут согреться ночью и защититься от хищников.

Возвращение огня



Прометей бросился к Афине и попросил впустить его на олимп. Афина проявила сострадание к людям и помогла Прометею. Взяв полый посох и положив туда угли священного огня, Прометею удается тайно выкрасть огонь с Олимпа.

Прометей возвращает огонь людям и начинает давать людям знания. Теперь люди сами могут добывать огонь, они узнают о ремеслах, учатся писать и читать, узнают о кораблях, о том, что существуют другие территории.

Зевс еще пуще прежнего недоволен действиями Прометея, по его мнению люди должны были сами всего добиться, но Прометей проявил сострадание к людям и теперь его ждет суровое наказание.

Первая женщина


Зевс снова зовет своего сына Гефеста и приказывает по образу и подобию богинь создать женщину . Она должна быть великолепна, обладать поразительной красотой и возбуждать страсть в мужчинах. Афродита наделила ее красотой, Афина дала своевольный характер, Богини времен года подарили нежность и хрупкость, а Гермес вложил в нее лживый и любопытный ум. Так появилась первая женщина на земле – Пандора. Ее имя означает дар всех богов.

Создание Пандоры это пламя, которое Зевс послал людям, оно греет и одновременно обжигает.

У Эпиметея на хранении находится ящик со всеми бедами. Каждый бог поместил туда нечто пагубное или опасное. В нем были собраны все несчастья вселенной. Зная это, а также зная, что Эпиметей сначала делает, а потом думает , Зевс посылает к нему Гермеса с подарком в виде Пандоры.


Эпиметей помнит, что брат сказал ему не принимать никаких подарков от Зевса, но красота Пандоры затмевает его разум и он с радостью принимает ее.
Разумеется, зная о большом любопытстве Пандоры, Зевс рассказывает ей о шкатулке и просит ее ни в коем случае не открывать ее.

Беспроигрышный способ разжечь женское любопытство сработал. В ту же ночь Пандора приоткрывает шкатулку и наружу тот час вырываются все беды и несчастья, все, что будет вечно терзать людей.

Ошеломленная Пандора тотчас закрыла крышку, но было уже слишком поздно. Отныне окончательно отделенное от богов человечество, будет продолжать свой род через женщин.

Добро и зло отныне неотделимы . Теперь людям придется самим добывать себе пищу и выживать в этом мире. Но не все потерянно. На дне шкатулки осталась надежда, она не успела выскочить.

Поэтому, даже испытывая самые тяжелые беды, человечество всегда сохранит надежду.

Зевс наказал смертных, пришла очередь наказать своевольного Прометея.

Наказание Прометея


Такой жестокости боги еще не видели. Зевс приказывает своему сыну и двум его слугам, власти и силе приковать Прометея к скале на одной из вершин Кавказа, между черным и каспийским морем.

Гефест был другом Прометея, но не мог ослушаться своего отца. С горем в сердце выполнил он приказ, стуча своим молотом, вбивая в скалу клинья. Вскоре на этот звук к Прометею приплыли Океаниды , его двоюродные сестры. Они умоляли Прометея попросить прощение у Зевса. Его мать Фемида также не могла смотреть на страдания сына. Однако Прометей стоял на своем и требовал Зевсу признать, что он несправедлив к людям.

Вскоре к нему приплывает сам Океан и говорит, что сейчас же отправится на Олимп просить милости Зевса. Но Прометей отговаривает его, зная, что Зевс очень зол и может наказать Океана.

Однажды прибегает к Прометею Ио.


Ио была любовницей Зевса и чтобы скрыть ее от Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Гера, завидев белоснежную корову, попросила Зевса подарить ей ее. Зевс не смог отказать своей жене, однако видя, как Ио страдает, решает помочь ей и просит своего сына Гермеса выкрасть ее.

Узнав о том, что корова сбежала, Гера решает ее наказать. Она посылает ей огромного овода, который день и ночь ее жалит.

Лишенная рассудка из-за боли, бешеная Ио прибегает к Прометею и, вернув ненадолго свое сознание, просит предсказать ей будущее, сколько еще ей терпеть эту невыносимую боль?

Прометей с горем в сердце сообщает ей. Что еще многие годы будет бегать она по свету лишенная рассудка. Пока не прибудет однажды в Египет. Там Зевс вернет ей ее человеческий облик и родит она сына - Эпафа. Он будет родоначальником поколения героев, один из них - Геракл , придет и освободит меня. Только тогда я открою Зевсу важную тайну, о том, кто свергнет его с престола.

Снова ужалил ее огромный овод, и снова помчалась Ио прочь.


Услышав это, Зевс послал к Прометею Гермеса . Гермес потребовал рассказать о тайне будущего Зевса. Но Прометей стоял на своем и отказался говорить. Тогда Зевс окончательно разозлился, он низверг Титана в тартар, куда не попадал ни один лучик солнца.

Долгое время провел в темноте титан, пока его не вытащили. Но не для того, чтобы помиловать, а для новых мучений. Каждое утро к нему прилетал орел, который клевал его печень. За ночь печень отрастала вновь, чтобы утром птица снова принялась за работу.

Ужасные муки испытывал Прометей, и вся природа сострадала ему. Многие тысячи лет испытывает страдания Прометей. Зевс, в конце концов, сдается. Он посылает своего сына, рожденного от смертной женщины освободить Титана.


Геракл находит Прометея связанным цепью и прибитым к скале. Он убивает прилетевшего в назначенный час орла и освобождает Прометея. Взамен Зевс просит раскрыть ему тайну будущего, Прометей соглашается и рассказывает ему о том, что сын его возлюбленной морской нимфы Фетиды будет могущественнее отца.

Зевс немедленно прекратил общение с Фетидой и заставил ее выйти замуж за простого смертного - Палея . От этого брака у них рождается Ахилл .

Зевс просит Прометея сделать кольцо из части цепи, что сдерживали титана и вставить в него камень со скалы. Так Зевс сдерживает свое обещание. Прометей на веки прикован к скале. С тех пор люди начали носить кольца в знак памяти жертвы Прометея.

Имя: Прометей (Prometheus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: титан, защитник людей от произвола богов

Семейное положение: женат

Прометей: история персонажа

Древнегреческая мифология содержит мало упоминаний о противниках владыки Олимпа. Греки верили, что непобедим. Единственный, кто посмел противоречить вседержителю - титан Прометей. Решительный стратег и умелый манипулятор сумел обмануть Громовержца. Правда, расплата за обман оказалась жестокой и утомительной.

История создания

Описание самого титана и его подвигов дает исследователям повод утверждать, что Прометей - симбиоз верований балканских народов и минойской цивилизации. Образ титана включает в себя черты догреческого покровителя простого народа, но при этом тот наделен родством с олимпийскими богами.


В биографии Прометея четко прослеживается трансформация божества. Герой отчуждается от родственников и примыкает к новым божествам, при этом жалея и успокаивая проигравшую (то есть фактически собственную) сторону. Прометей сохраняет в новой системе положительные качества: мудрость, хитрость и великодушие. Но олимпийская мифология не может иметь сразу двух лидеров, поэтому со временем Прометея противопоставляют Зевсу.

Казалось бы, мученика, которым представлен титан в мифах, греки должны почитать не меньше Громовержца. Но культ Прометея не получил большого распространения. Алтарь великому герою установлен в Афинах и роще Академа. Не менее известна статуя титана в городе Панопеи, а вот праздников и фестивалей в честь бессмертного не проводили.


Объяснение феномену простое - помимо огня, Прометей подарил людям способность мошенничать и обманывать. Древние греки не считали, что подобные способности нуждаются в прославлении.

Прометей в мифах

Прометей - представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины - Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.

С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.


Благодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.

Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и . Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.

Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.


Подобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.

Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.


Один из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.

Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.


Восставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.

Спас титана от непрекращающейся пытки . Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.


Освобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.

Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).

  • Существует теория, что виной заточения Прометея стало не упрямство, а Афина. Якобы титан полюбил дочь Зевса, что не понравилось последнему. Поэт Евфорион утверждал, что гнев Зевса вызвала родословная мужчины, так как титан - внебрачный сын Геры и Евримедонта. За проступок жены Громовержца отец Прометея убит, а сын страдает от пыток.

  • Во время борьбы за род человеческий Прометей успел дважды стать отцом. У мужчины родился сын Девкалион и дочь Ио.
  • Значение имени Прометей – думающий наперед, предсказывающий.
  • История титана подробно изложена в мультфильме «Прометей» (1974 год). Голос решительному мужчине подарил советский актер .

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

Родился от брака титана Иапета и титаниды Асии. Последняя приходилась дочерью Океану и Тефиде. Именно от неё произошло название такой части света как Азия. Само имя «Прометей» у древних греков означало «предусмотрительность, предвидение». Этому богу в древнегреческой мифологии приписывали создание людей. Он вылепил их из глины, а олимпийская богиня Афина вдохнула в них жизнь.

Прометей лепит человека из глины

Миф о Прометее появился в конце VIII века до н. э. О нём впервые поведал эпический поэт Гесиод. Впоследствии появилось ещё 3 источника, повествующих об этом боге. Их основоположниками являлись Гомер, Пиндар, Пифагор. Все они отнесли Прометея к титанам. Но он избежал конфронтации, проявлявшейся в небесных битвах между Зевсом и Кроносом (титаномахия). Поэтому не был свергнут в Тартар вместе с титанами, сплотившимися вокруг Кроноса.

Он остался среди богов-победителей, но в то же время втайне не признал власть Зевса, который приходился ему двоюродным братом. Этот бог по собственной инициативе создал людей, и те заселили Землю. Однако тут же возник вопрос о жертвоприношениях. Зевс заявил, что раз у людей есть скотина, то они должны делиться с богами мясом, подчёркивая тем самым уважение к небожителям.

В этой ситуации создатель людей решил оставить им лучшие куски. Он взял тушу быка, отделил мясо и сложил его в отдельную кучу, накрыв шкурой и желудком, от которого исходил неприятный запах. Другую кучу он сделал из костей и закрыл её кусками жира. После этого предложил Зевсу самому выбрать одну из двух куч. Громовержец выбрал то, что показалось ему более аппетитным, то есть кости. С того времени, во время жертвоприношений, люди стали отделять кости от туши, накрывать жиром и сжигать, а всё съедобное оставлять себе.

Прометей похищает огонь, чтобы отдать его людям

Это так разозлило Зевса, что он в отместку забрал у людей огонь. То есть вначале они огонь использовали, а потом он у них был отобран. Человечество, оставшись без огня, стало испытывать очень серьёзные трудности. И тогда на помощь пришёл Прометей. Он прокрался на Олимп и спрятал искру огня в полом стебле тростника. После этого отправился на Землю и передал огонь людям.

Возмущению Зевса не было предела. Вначале его всего трясло от гнева, но потом громовержец успокоился и придумал изощрённое наказание. Он повелел Гефесту вылепить из глины женщину по имени Пандора (все подарки). Когда женщина была готова, боги Олимпа надели её своими чертами характера, и ожившее создание оказалось далеко не ангелом. Афродита же наделила её красотой, и Пандора превратилась в хитрую, коварную, сладкоречивую красотку. Ей дали в руки ларец, запретили его открывать и отправили на Землю.

Однако Пандора поддалась любопытству и открыла ларец. И из него хлынули зависть, злоба, ненависть, себялюбие и другие отвратительные черты характера. Женщина захлопнула ларец, но зло уже было выпущено, а в ларце осталась лишь надежда. Она не успела оказаться наруже, так как находилась на самом дне. После этого люди сильно испортились, а для Зевса это было, как бальзам на душу.

Пандора с ларцем в руках
Сейчас она его откроет, и случится страшное

Не избежал жестокого наказания и Прометей. Зевс не смог простить ему похищение огня. Дерзкого бога приковали цепями к самой высокой кавказской горе. В этом месте несчастный провёл много столетий. Сколько точно – неизвестно, так как разные источники дают разное количество лет и веков. Мучения же героя усугублял кровожадный орёл. Он периодически появлялся и выклёвывал у Прометея печень. Но так как бог относился к касте бессмертных, то печень у него вырастала вновь.

Конец мучениям положило появление Геракла. Тот искал гесперид (нимфы – дочери Геспера и Никты) и спросил дорогу у прикованного к скале бога. Бедняга подробно рассказал, как добраться до нимф, и Геракл, в знак благодарности, взял в руки лук и убил стрелой орла, пожиравшего печень. После этого спаситель уговорил Зевса простить Прометея. Громовержец послушался Геракла, и дерзкий бог оказался на свободе. Следует заметить, что существует множество интерпретаций данных событий. В данном случае изложена лишь одна из версий.

Прикованный к скале Прометей и кровожадный орёл

В общей сложности более двух десятков греческих и римских авторов пересказывали и украшали своими подробностями миф о Прометее, начиная с V века до н. э. и вплоть до IV века н. э. Наиболее существенные детали добавили к мифу такие античные авторы как Сафо, Эзоп, Овидий. Их повествования в чём-то различаются, но в главном едины – именно Прометей создал человеческую расу, вылепив людей из глины. Не обошли вниманием этого бога и три главных афинских трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид. Но, к сожалению, многие их пьесы были безвозвратно потеряны.

Начиная с античных времён, образ Прометея ассоциируется с образом бунтаря-мученика, бросившего вызов силам зла ради торжества гуманистических идей. Он научил человечество строить дома, пахать и сеять, бороздить моря на кораблях, писать и считать. Его наказали за любовь к людям, и он испытал страшные муки, отстаивая свою правоту и преданность светлым идеалам.